УДК 94(420).05:282/283«1535/1538» DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-17-20
ВОЛКОВА Ю.А., ЧЕПУРНОВА Н.А. НАЗНАЧЕНИЕ ДЖОНА ФИШЕРА КАРДИНАЛОМ И ОТЛУЧЕНИЕ ГЕНРИХА VIII
ОТ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Ключевые слова: Дж. Фишер, Генрих VIII, Папа Павел III, «Акт о супрематии», «Булла об отлучении», кардинал.
В отечественной историографии принято считать, что на отлучение Генриха VIII от римско-католической церкви повлиял его брак с Анной Болейн. Но данные зарубежной историографии показывают, что в этот год был только подготовлен проект буллы. Следующий Папа — Павел III пытался наладить отношения с Англией, в частности через назначение на должность кардинала Джона Фишера - английского католического богослова. Но это событие только разгневало Генриха и вызвало ответную реакцию. Казнь Джона Фишера окончательно подорвала авторитет короля перед Папой и оказала значительное влияние на отлучение монарха от римско-католической церкви в 1538 г. Тем не менее, в 1535 г. булла так и не вступила в силу. Внимание папы переключилось на развивавшуюся итальянскую войну, которая продлилась до 1538 г. В эти годы, в Англии происходили события, позволявшие надеяться на компромисс. Однако в итоге Генрих VIII остался непримиримым в отношении Рима. Он не только не собирался восстанавливать с ним связь, но и продолжил проводить политику ликвидации монастырских земель, а в 1538 г. начал масштабное наступление на церковную собственность. С другой стороны, с окончанием итальянской войны внимание папы снова переключилось на Генриха VIII.
VOLKOVA, J.A., CHEPURNOVA, N.A.
THE APPOINTMENT OF JOHN FISHER AS A CARDINAL AND THE REMOVAL OF HENRY VIII
FROM THE ROMAN-CATHOLIC CHURCH
Key words: Jh. Fisher, Henry VIII, Pope Paul VIII, Act of Supremacy, Bull of Excommunication, cardinal.
In Russian historiography, it is believed that the excommunication of Henry VIII from the Roman-Catholic Church was influenced by his marriage to Anne Boleyn. But the materials of foreign historiography show that this year the draft of the bull was only prepared. The next Pope, - Paul III, tried to improve relations with England, in particular through the appointment to the post of Cardinal John Fisher, an English Catholic theologian. But this event only angered Henry and caused a backlash. The execution of John Fisher finally undermined the authority of the king before the Pope, and had one of the main influences on the excommunication of the monarch from the Roman Catholic Church in 1538. However, in 1535 the bull never entered into force. The Pope's attention was turned to the developing Italian war, which lasted until 1538. During these years, events took place in England that made it possible to hope for a compromise. In the end, however, Henry VIII remained intransigent towards Rome. He not only did not intend to reestablish contact with him, but continued to pursue a policy of liquidating the monastery lands, and in 1538 began a large-scale attack on church property. On the other hand, with the end of the Italian war, the pope's attention turned back to Henry VIII.
В 1535 г. английский католический богослов, канцлер Кембриджского университета Джон Фишер (1469-1535) в разгар событий, связанных с бракоразводным процессом Генриха VIII и Екатерины Арагонской, был назначен Папой Римским кардиналом [1, р. 205-214]. Данное событие вызвало бурную реакцию по всей Европе, так как впервые кардиналом назначался человек, который находился под стражей. Отметим, что при этом Джон Фишер никогда не был лично знаком с папой и ни разу не был приглашён в Рим, даже когда получил широкую известность и о нём узнали в папской курии.
Отметим, что популярность к богослову пришла в 1521 г. - после прочтения проповеди против Лютера и написании полемической работы «Assertionis Lutheranae Confutatio» [2, 3]. Данный трактат был тиражирован в нескольких странах Европы, и высоко ценился Папой. Следует подчеркнуть, что борьба против Лютера объединила Генриха VIII и Дж. Фишера. Несколько лет они совместно искореняли ересь в Англии [4, р. 9]. В конечном счете, Генрих VIII закрепил за собой роль лидера церкви, мобилизуя теологические факультеты Оксфорда и Кембриджа против Лютера. Подчеркнём, что к 1530 г. генриховская Англия, благодаря потоку официально поддерживаемых публикаций проповедей и лекций, созданных национальной интеллектуальной элитой, считалась, пожалуй, самой сознательной католической страной в Европе. Напомним, что Генрих VIII получил за это даже титул «Защитника веры».
Однако после начала бракоразводного процесса Генриха VIII и Екатерины Арагонской Дж. Фишер занял контрреформационную позицию в отношении короля. Он активно выступал на стороне королевы и защищал её интересы в суде. Стоит отметить, что он стал единственным епископом, который не поддержал развод Генриха VIII, приводя многочисленный аргументы против этого решения. А после отказа принять «Акт о супрематии» (1534 г.), который провозглашал законными наследниками трона детей Генриха VIII и Анны Болейн, Джон Фишер был заключён в Тауэре [5 p. 164].
К этому времени, свою активную позицию против английского монарха занял и папа римский - Климент VII. В ответ на брак короля с Анной Болейн, который состоялся в 1533 г., он подготовил проект буллы «Об отлучении Генриха VIII от римско-католической» церкви. Подчеркнём, что иногда в отечественной и зарубежной историографии встречается указание на то, что именно в этот год Генрих был отлучён от церкви. Однако следует отметить, что это мнение ошибочно, поскольку в 1533 году был лишь подготовлен проект буллы, который пока еще не вступил в силу. На непринятие буллы повлияла смерть Климента VII, так как пришедший к власти новый Папа - Павел III, не торопился принимать её. По его мнению, церковь в Англии находилась лишь во временном расколе и в действительности не могла отделиться от римско-католической церкви. Тем более, папская курия не могла забыть, как Генрих в своё время яро выступал против Лютера и его еретических мыслей [6].
Заметим также, что в рассматриваемый период произошла реформа в области назначения кардиналов. До этого большинство кардиналов были членами римских и других итальянских княжеских домов, родственниками и фаворитами Папы, а английские кардиналы являлись либо государственными деятелями, либо членами дворянских семей. Теперь при назначении кардиналов политические соображения все чаще играли решающую роль. Так, например, Генрих VIII продвигал Джироламо Гинуччи - епископа Вустера в надежде, на то, что он будет способствовать его бракоразводному иску в курии. Вместе с тем, в этих условиях сан можно было получить не только благодаря родственным связям с Папой или выступая проводником его личных интересов, но также за благочестие, добросовестность и светлый ум. Всеми этими качествами, несомненно, обладал Джон Фишер, который получил своё назначение, но в последнюю очередь [7, p. 163].
Назначив лучшего английского католического богослова кардиналом, Папа стремился освободить его из-под стражи и наладить отношения с Генрихом. Но очевидно и то, что при этом Павел III таким образом хотел также показать своё превосходство над королём, который, по его мнению, должен был подчиниться его решению [8, р.40].
Осуществляя свой замысел, Папа искал поддержки назначения Фишера также у европейских монархов, в том числе у Франциска I, который и должен был передать кардинальскую шапку епископу. Посол Папы написал письмо французскому кардиналу и дипломату Жану дю Белле из Рима. Поздравив его с возвышением, он попросил, чтобы тот от имени папы попросил французского короля выступить в защиту Фишера и высказаться против Генриха VIII. Папа хотел, чтобы Франциск объяснил Генриху, что продвижение Фишера было сделано не только для того, чтобы проучить этого господина, но и для нынешних нужд церкви и Совета, а также в честь короля и его королевства [9, Vol. VIII. no. 779 p. 224.]
Однако французский король крайне пессимистично отнесся к подобному решению Папы. По его мнению, оно никак не могло растрогать Генриха VIII, а наоборот - должно было его разозлить. Он подчёркивал: «Нет необходимости говорить о достоинстве епископа из Рочестера. А что касается его книг, то неоспоримо, что он является лучшим, из тех, кто писал свои аргументы против Лютера. Несмотря на то, что его святость является абсолютным фактом, но тем не менее, я считаю, эта шапка нанесёт епископу только вред» [7, р.167]. Полагаем, что это была верная оценка. Не стоит забывать, что Джон Фишер, находясь в заключении, был обвинён в политическом преступлении, и его назначение только усугубило взаимоотношения короля и Папы, поскольку Генрих VIII посчитал, что Павел III нарушил его политическое превосходство внутри государства. Этот аспект разозлил короля более всего. Подчеркнём, что по «Акту о супрематии» церковь в Англии не имела никакого отношения к Папе или его коллегии кардиналов [10, р. 178].
Но стоит отметить, что желание Павла добиться освобождения Фишера было основано не только на гуманных соображениях. Он серьёзно размышлял о созыве церковного Совета и хотел, чтобы Дж. Фишер на нем присутствовал. Задача, подготовленная для будущего английского кардинала, была чётко изложена в записках, которые Павел III в мае 1535 г. послал Франциску и французскому кардиналу Дю Бюлле. Ему необходимо было их влияние на короля Англии, чтобы Дж. Фишер смог принять участие в соборе против лютеран. «Его преосвященство желает превыше всего его освобождения, чтобы он мог участвовать в делах Совета, а также, потому что он особенный человек». Объясняя и оправдывая продвижение Дж. Фишера, агент Генриха Григорий де Казеле сказал, что Папе нужен англичанин, потому что некая конституция предписывает
кардиналам всех стран присутствовать на Совете. Предполагалось, что там Фишер продемонстрирует свой выдающийся талант, который сформирует будущее римско-католической церкви [7, р.163].
Однако у Генриха VIII имелись собственные приоритеты. И, прежде всего, король был возмущён тем, что единственный английский епископ, бросивший ему вызов в отношении развода и королевского превосходства, был удостоен чести верховного понтифика. Дошедшие до него новости о назначении Дж. Фишера только усилили гнев короля в отношении Папы и католической церкви [5, р.164]. И это не случайно. Как отмечал посол императора в Риме в письме к Екатерине Арагонской от 31 мая 1535 г.: «Назначение Дж. Фишера следует рассматривать как подтверждение прав королевы Екатерины, а также как осуждение короля Генриха VIII и ошибок, совершённых в его королевстве» [9, Vol. VIII. no. 786. p. 301].
В итоге, новости из Рима спровоцировали ряд антипапских мер. Король из-за ненависти к Святому престолу разослал мандаты и письма всем епископам и проповедникам, чтобы они под страхом смертной казни повиновались только ему, чтобы они оскорбляли папскую власть под страхом королевского гнева. Имя Папы должно было быть стёрто отовсюду, а Евангелие следовало проповедовать в церквях на родном языке. Проповедники также должны были противостоять Дж. Фишеру и Томасу Мору с кафедры. Главное решение Генриха VIII состояло в том, чтобы ускорить казнь Фишера, что, в свою очередь, спровоцировало яростную реакцию в Риме [9. Vol. VIII. no. 876. p. 345].
В июле 1535 г. Павел III написал королям католической Европы - Богемии, Польши, Франции, Шотландии и Португалии, - требуя, чтобы они следовали тому, что его секретарь назвал «справедливой и почётной вендеттой» против Генриха VIII. Данное требование Папы содержало следующие аспекты: врагом Папы стал тот, кто не принял назначения Джона Фишера, как кардинала. А его смерть объявлялась святой для католической церкви [11, p.13].
В отчаянной и сердитой записке Папы французскому королю от 26 июля 1535 г. было выражено возмущение тем, что его ожидания не оправдались: «Принимая во внимание, что мы каждый день ждали освобождения Джона кардинала Рочестерского, так как мы мгновенно рекомендовали его дело вашему величеству и ожидали не менее быстрый результат от вашей непревзойдённой честности и вашего влияния на Генриха, короля Англии... Но мы были поражены ужасными новостями о том, что указанный кардинал был осужден и подвергнут самому последнему наказанию Генриха» [11, p.15].
Позже Франциск I также сделал некоторые откровенные замечания о политике Генриха и его дипломатических отношениях. Однако хотя настроения во французском дворе в отношении англичан было неблагоприятным, несмотря на это, на разрыв отношений с ними никто не решался. Новость о казни Дж. Фишера и Т. Мора также дошла до Эразма. Из Базеля он сообщил: «Здесь постоянно ходят слухи, вероятно правдивые, что, когда король обнаружил, что епископ Рочестерский был назначен в коллегию кардиналов Павлом III, он тут же вывел его из тюрьмы и обезглавил. Ярость короля по отношению к Фишеру стала более жестокой, возможно, только по этой причине. Именно, через казнь, Генрих одарил епископа красной шапкой» [12, р. 98].
Возведение Фишера в кардиналы и его последующая казнь по приказу короля, таким образом, стали переломным моментом в английской истории. Как подчёркивал Павел III, Фишер умер за единство христианского мира, и поэтому Генрих до тех пор, пока он не раскается, изгонялся как раскольник, еретик и мятежник. У Генриха не было возможности вернуться в Рим, если он смиренно не покорится папе и не признается в своих прошлых ошибках. Генрих был обречён на раскол [7, p. 163]. Павел III решил лишить Генриха VIII трона и провозгласил, что Дж. Фишер умер за Бога, за католическую веру и за правду. Также был подготовлен проект буллы (сентябрь 1535 г.) об отлучении короля Генриха VIII от церкви. В ней были объединены три темы: развод Екатерины Арагонской, притязания Папы на пост верховного главы англиканской церкви и казнь Джона Фишера («Он казнил того, кто боролся за святость веры и постоянство жизни и кого мы повысили до должности кардинала») [11, p.16].
Исследователи отмечают, что проект буллы «Об отлучении Генриха VIII от римско-католической церкви», подготовленный в 1533 г., был изменён в связи с казнью Дж. Фишера. Тем не менее, в 1535 г. булла так и не вступила в силу. Внимание папы переключилось на развивавшуюся итальянскую войну, которая продлилась до 1538 г. В эти годы, в Англии также
произошло несколько событий, которые давали основание папе сдерживать принятие буллы. Во-первых, начавшийся процесс, связанный с секуляризацией большей части монастырских земель, вызвал недовольство среди большинства населения, которое восстало против действий короля. Во-вторых, в 1536 г. Генрих казнил Анну Болейн, из-за которой несколько лет назад он пошёл против папы и католической церкви. Но, несмотря на эти перемены, Генрих VIII остался непримирим в отношении Рима и не собирался восстанавливать с ним связь [13, c. 58]. Более того, он продолжил проводить политику ликвидации монастырских земель, а в 1538 г. начал масштабное наступление на церковную собственность. В связи с нехваткой денежных средств, ему пришлось изымать даже иконы и алтари. С другой стороны, к этому времени закончилась итальянская война и внимание папы снова переключилось на Генриха. Смотря на действия монарха и понимая, что он не собирается идти на сближение и раскаяться [14, с.3], Павел III решил все же опубликовать, задерживаемую уже три года буллу.
17 декабря 1538 года Генрих VIII был официально отлучён от римско-католической церкви.
Литература и источники
1. Reynolds E. St. John Fisher: Humanist, Reformer, Martyr. - London: Mediatrix Press, 2015.
2. Fisher J. The sermon against Luther // The English works of John Fisher, bishop of Rochester. - London: Oxford University Press, 2002. - P. 311-348.
3. Fisher J. Assertionis Lutheranae Confutatio. - Antwerp: Chevallon Press, 1523. - 67 p.
4. Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw, E Duffy. - Cambridge: The University Press, 1989.
5. Scarisbrick J. Fisher, Henry VIII and the Reformation crisis // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw, E Duffy. Cambridge: The University Press, 1989. - P.155-168.
6. History-trail. Henry VIII excommunication. - July,11 1533 - True or not ? [Электронный ресурс] URL: https://steemit.com/history/@history-trail/henry-viii-excommunication-july-11-1533-true-or-not (дата обращения 29.10.2020)
7. DowlingM. Fisher of Men: a life of John Fisher, 1469-1535. - London: Macmillan Press LTD, 1999. - P. 159-176.
8. Thompson A.H. The English Clergy and their organization in the later Middle Ages. - Oxford, 1947.
9. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII / Еd. by J. Brewer.: Vol. 8. - London: Oxford University Press, 1862-1932. P. 287-345.
10. ChadwickH. Royal ecclesiastical supremacy // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw., E. Duffy. - Cambridge: The University Press, 1989. - P. 169-203.
11. Gardiner J. Obedience in Church and State: Three Political Tractats. - Cambridge, The University Press, 1996. - P.12-19.
12. Erasmus Desiderius. Opusepistolarum DesideriErasmi Roterdami / Ed. P.S. Allen, H.M. Allen, H.W. Garrod. - Vol. 11. - Oxford: The Oxford University Press, 2008.
13. Софронова Л.В. Почему в Англии победила Реформация? (Новое «ревизионистское» течение в британской историографии) // Историческая мысль и историческое знание. - Брянск: Изд. Брянского пед. ун-та, 1997. - С. 50-66.
14. Голиков К.С. Экзистенциальная истина: о личном без границ // Вестник Мининского университета. - 2020. - №4 (33).
References and Sources
1. Reynolds E. St. John Fisher: Humanist, Reformer, Martyr. - London: Mediatrix Press, 2015.
2. Fisher J. The sermon against Luther // The English works of John Fisher, bishop of Rochester. - London: Oxford University Press, 2002. - P. 311348.
3. Fisher J. Assertionis Lutheranae Confutatio. - Antwerp: Chevallon Press, 1523. - 67 p.
4. Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw, E Duffy. - Cambridge: The University Press, 1989.
5. Scarisbrick J. Fisher, Henry VIII and the Reformation crisis // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw, E Duffy. Cambridge: The University Press, 1989. - P.155-168.
6. History-trail. Henry VIII excommunication. - July,11 1533 - True or not ? [Elektronnyj resurs] URL: https://steemit.com/history/@history-trail/henry-viii-excommunication-july-11-1533-true-or-not (data obrashcheniya 29.10.2020)
7. Dowling M. Fisher of Men: a life of John Fisher, 1469-1535. - London: Macmillan Press LTD, 1999. - P. 159-176.
8. Thompson A.H. The English Clergy and their organization in the later Middle Ages. - Oxford, 1947.
9. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII / Ed. by J. Brewer.: Vol. 8. - London: Oxford University Press, 1862-1932. P. 287-345.
10. Chadwick H. Royal ecclesiastical supremacy // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher / Ed. by B. Bradshaw., E. Duffy. - Cambridge: The University Press, 1989. - P. 169-203.
11. Gardiner J. Obedience in Church and State: Three Political Tractats. - Cambridge, The University Press, 1996. - P. 12-19.
12. Erasmus Desiderius. Opusepistolarum DesideriErasmi Roterdami / Ed. P.S. Allen, H.M. Allen, H.W. Garrod. - Vol. 11. - Oxford: The Oxford University Press, 2008.
13. Sofronova L.V. Pochemu v Anglii pobedila Reformaciya? (Novoe «revizionistskoe» techenie v britanskoj istoriografii) // Istoricheskaya mysl' i istoricheskoe znanie. - Bryansk: Izd. Bryanskogo ped. un-ta, 1997. - S. 50-66.
14. Golikov K.S. Ekzistencial'naya istina: o lichnom bez granic // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2020. - N°4 (33).
ВОЛКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина ([email protected]). ЧЕПУРНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина ([email protected]).
VOLKOVA, JULIA A. - University lecturer of Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin ([email protected]).
СHEPURNOVA, NATALIA A. - Ph.D. in Phylosophy, Associate Professor, Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin ([email protected]).