НАЗИДАТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУСТАЯ КАРИМА1
Творческое наследие М. Карима пропитано духом феномена башкирского фольклора, одной из особенностью которого является назидательность. Писатель, исходя из замысла литературного произведения, использует различные приемы, формы и принципы устного народного творчества. Наши наблюдения показывают, что в произведениях активно используются интертекстуальные связи, наиболее полно раскрывающие основные черты характеров литературных героев и способствующие наполнению произведений назидательной поэтикой.
В большинстве своем творчество М. Карима отражает морально-этическое кредо башкирского народа, с ярко выраженной назидательностью. Некоторые из них приобретают исторический и социально-политический оттенок («Лист и муравей» («Япраk мент кырмыдка"), «Башкортостан, который во мне», «Долгое-долгое детство» («О^он-о^он бала сак») и др.). Произведения «Деревенские адвокаты» («Ауыл адвокаттары»), «Долгое-долгое детство» («О^он-о^он бала сак»), «Мгновения жизни» («FYмер мщгелдэре») воспринимаются читателем как развернутые притчи. Сказанное относится и к циклу коротких рассказов. Они, на первый взгляд, представляют собой бесхитростные повествования, адресованные детям младшего возраста, но проницательный читатель воспринимает их как универсальные - для всех возрастов. В рассказах заложена аллегория, наполняющая художественную идею глубокой содержательностью. Так, в рассказе «Лист и муравей» («Япрак менэн кырмыдка») проглядывается провидческая сущность М. Карима, когда кукушка прокуковала ровно четырнадцать раз, а зеленый листочек березы слетел ему под ноги [Мустай Карим, 2004, с. 365].
Ряд авторских притч не имеют параллели в известных фондах и сборниках фольклора башкир. Таковы повествования о трех братьях, которым мудрый отец велел срубить по одному дереву; о песне, облегчающей тяжелую ношу [Мустай Карим, 1992, с. 4]; рассказ Асхата о том, почему хлеб считается священной пищей и запрещается ронять его крошки [Мустай Карим, 1992, с. 267]; о Исабеке-Сансаке - потомке царя Кавказа [Мустай Карим, 1992, с. 338]. Притчи-хикматы не чужды и драмам М. Карима. Рассказ одного из главных персонажей пьесы - Диваны в первом акте трагедии «В ночь лунного затмения» («Ай тотолган тендэ») о том, как беркут-самка убила своих птенцов, [Мустай Карим, 1966, с. 316] вводится автором как аллегорическая увертюра к основной части произведения. Эта притча определяет основной тон трагедии, настраивает читателя и зрителя на восприятие драмы и прогнозирует развитие сюжета и развязку.
Отдельным феноменом творчества М. Карима является его дневник, который отличается обилием наставлений и др. малых жанров. Их образцы воспринимаются как сентенция, выводы, сделанные в результате глубоких
1 Работа выполнена в рамках ГНТП РБ 2014 г.
Филология и человек. 2015. №2
раздумий писателя о жизни, судьбе, о литераторах и литературе и т.д. Среди дневниковых кулямасов наряду с народными выделяются и авторские, характеризующиеся ярко выраженной назидательностью. К авторским анекдотам можно отнести сюжеты о демократии, о Тимофее, об обновлении клятвы, о мышиной стачке, о беспокойстве во сне, о старушке, которую считали глупой бабкой, на самом деле оказавшейся добродушной и т.д. [Уфа, 2006 и др.]. Украшает страницы дневника М. Карима также и изобилие наставлений (насихатов), адресованных людям разных возрастов и профессий. Например, в записи от 6 января 1980 г. речь идет о том, как люди возле моря забавляются, бросая вверх что-нибудь из съедобного, а чайки подхватывают это на лету. Однако вороны питаются тем, что падает на землю. Назидательный художественный замысел данного этюда адресован людям, чтобы те не теряли свое достоинство [Агидель, 2006, с. 13].
Связь башкирской литературы с устно-поэтическим творчеством народа всегда являлась главной формой проявления духовной культуры и идейно-эстетических воззрений общества. Если раньше своеобразным духовным лакмусом были башкирские сэсэны-сказители, то в ХХ веке и в новейшем времени эту функцию выполняют поэты и писатели, среди которых особое место занимает личность Мустая Карима и его светлое творчество.
Литература
Агидель. 2006. № 10.
Мустай Карим. Мгновения жизни. Уфа, 2004.
Мустай Карим. Мгновения жизни. Уфа,1992.
Мустай Карим. Притча о трех братьях. М.,1988.
Мустай Карим. Произведения. В 4-х тт. Уфа, 1988. Т. 4.
Мустай Карим. Произведения. В 5-ти тт. Уфа, 1997. Т. 3.
Мустай Карим. Произведения. Уфа, 1966. Т. 2.
Мустай Карим. Произведения. Уфа, 2013. Т. 4.
Сулейманов А.М. Радость нашей страны. Уфа, 2007.
Уфа. 2006. № 10; 2007. № 10; 2009. № 9-10 и др.
А.М. Сулейманов, Н.М. Сиражитдинова