Научная статья на тему 'Назидательная поэтика произведений Мустая Карима'

Назидательная поэтика произведений Мустая Карима Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назидательная поэтика произведений Мустая Карима»

НАЗИДАТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУСТАЯ КАРИМА1

Творческое наследие М. Карима пропитано духом феномена башкирского фольклора, одной из особенностью которого является назидательность. Писатель, исходя из замысла литературного произведения, использует различные приемы, формы и принципы устного народного творчества. Наши наблюдения показывают, что в произведениях активно используются интертекстуальные связи, наиболее полно раскрывающие основные черты характеров литературных героев и способствующие наполнению произведений назидательной поэтикой.

В большинстве своем творчество М. Карима отражает морально-этическое кредо башкирского народа, с ярко выраженной назидательностью. Некоторые из них приобретают исторический и социально-политический оттенок («Лист и муравей» («Япраk мент кырмыдка"), «Башкортостан, который во мне», «Долгое-долгое детство» («О^он-о^он бала сак») и др.). Произведения «Деревенские адвокаты» («Ауыл адвокаттары»), «Долгое-долгое детство» («О^он-о^он бала сак»), «Мгновения жизни» («FYмер мщгелдэре») воспринимаются читателем как развернутые притчи. Сказанное относится и к циклу коротких рассказов. Они, на первый взгляд, представляют собой бесхитростные повествования, адресованные детям младшего возраста, но проницательный читатель воспринимает их как универсальные - для всех возрастов. В рассказах заложена аллегория, наполняющая художественную идею глубокой содержательностью. Так, в рассказе «Лист и муравей» («Япрак менэн кырмыдка») проглядывается провидческая сущность М. Карима, когда кукушка прокуковала ровно четырнадцать раз, а зеленый листочек березы слетел ему под ноги [Мустай Карим, 2004, с. 365].

Ряд авторских притч не имеют параллели в известных фондах и сборниках фольклора башкир. Таковы повествования о трех братьях, которым мудрый отец велел срубить по одному дереву; о песне, облегчающей тяжелую ношу [Мустай Карим, 1992, с. 4]; рассказ Асхата о том, почему хлеб считается священной пищей и запрещается ронять его крошки [Мустай Карим, 1992, с. 267]; о Исабеке-Сансаке - потомке царя Кавказа [Мустай Карим, 1992, с. 338]. Притчи-хикматы не чужды и драмам М. Карима. Рассказ одного из главных персонажей пьесы - Диваны в первом акте трагедии «В ночь лунного затмения» («Ай тотолган тендэ») о том, как беркут-самка убила своих птенцов, [Мустай Карим, 1966, с. 316] вводится автором как аллегорическая увертюра к основной части произведения. Эта притча определяет основной тон трагедии, настраивает читателя и зрителя на восприятие драмы и прогнозирует развитие сюжета и развязку.

Отдельным феноменом творчества М. Карима является его дневник, который отличается обилием наставлений и др. малых жанров. Их образцы воспринимаются как сентенция, выводы, сделанные в результате глубоких

1 Работа выполнена в рамках ГНТП РБ 2014 г.

Филология и человек. 2015. №2

раздумий писателя о жизни, судьбе, о литераторах и литературе и т.д. Среди дневниковых кулямасов наряду с народными выделяются и авторские, характеризующиеся ярко выраженной назидательностью. К авторским анекдотам можно отнести сюжеты о демократии, о Тимофее, об обновлении клятвы, о мышиной стачке, о беспокойстве во сне, о старушке, которую считали глупой бабкой, на самом деле оказавшейся добродушной и т.д. [Уфа, 2006 и др.]. Украшает страницы дневника М. Карима также и изобилие наставлений (насихатов), адресованных людям разных возрастов и профессий. Например, в записи от 6 января 1980 г. речь идет о том, как люди возле моря забавляются, бросая вверх что-нибудь из съедобного, а чайки подхватывают это на лету. Однако вороны питаются тем, что падает на землю. Назидательный художественный замысел данного этюда адресован людям, чтобы те не теряли свое достоинство [Агидель, 2006, с. 13].

Связь башкирской литературы с устно-поэтическим творчеством народа всегда являлась главной формой проявления духовной культуры и идейно-эстетических воззрений общества. Если раньше своеобразным духовным лакмусом были башкирские сэсэны-сказители, то в ХХ веке и в новейшем времени эту функцию выполняют поэты и писатели, среди которых особое место занимает личность Мустая Карима и его светлое творчество.

Литература

Агидель. 2006. № 10.

Мустай Карим. Мгновения жизни. Уфа, 2004.

Мустай Карим. Мгновения жизни. Уфа,1992.

Мустай Карим. Притча о трех братьях. М.,1988.

Мустай Карим. Произведения. В 4-х тт. Уфа, 1988. Т. 4.

Мустай Карим. Произведения. В 5-ти тт. Уфа, 1997. Т. 3.

Мустай Карим. Произведения. Уфа, 1966. Т. 2.

Мустай Карим. Произведения. Уфа, 2013. Т. 4.

Сулейманов А.М. Радость нашей страны. Уфа, 2007.

Уфа. 2006. № 10; 2007. № 10; 2009. № 9-10 и др.

А.М. Сулейманов, Н.М. Сиражитдинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.