Наземная робототехника Соединенных Штатов Америки, Германии, Китая: состояние и перспективы развития
Полковник в отставке В.К. ИСТАНОВ, доктор технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Представлены результаты исследования, отражающие современные достижения и пути развития наземной робототехники военного назначения в промышленно развитых странах — США, Германии, Китае. Приведены основные классификационные признаки, характеристики, конструктивные особенности, составы бортового оснащения некоторых созданных и разрабатываемых машин-роботов. Сделан прогноз развития боевых наземных РТК на период до 2040 года.
The paper presents the results of research that reflect contemporary achievements and development lines in military-purpose surface robotics in industrially developed countries, the United States, Germany, and China. It goes over the main classification features, characteristics, design specifics, and composition of onboard equipment of some robots, both existing and in the making. It prognosticates the development of combat surface robotechnical systems for the period until 2040.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Робототехника, машина-робот, роботизированная боевая машина, наземный робототехнический комплекс, характеристики, модель, образец, вооружение.
СОВРЕМЕННЫЙ этап развития науки и техники в зарубежных странах характеризуется многообразием разработок и инновационных проектов по
Robotics, robot vehicle, robotized fighting vehicle, surface robotechnical system, characteristics, model, specimen, armaments.
созданию и использованию робототехники военного назначения — наземных, воздушных, морских, космических ро-бототехнических комплексов (РТК).
Военная робототехника (military robotics) как разновидность вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) является одной из важных составных частей военного научно-технического потенциала зарубежных стран.
Задаваемые и проводимые во многих государствах научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) занимают центральное место в концепциях, программах и планах оснащения и совершенствования национальных вооруженных сил. Мероприятия по проектированию и созданию РТК направлены на повышение боевого потенциала войсковых формирований, придание нового качества стоящим на вооружении, модернизируемым и разрабатываемым образцам, комплексам и системам. Подавляющее большинство теоретических и экспериментальных разработок выполняются по заказам и при участии государственных военно-управленческих структур, ведомств и организаций, деятельность которых связана с планированием и реализацией работ по развитию ВВСТ видов и родов войск. Особое значение придается выполнению системных НИОКР, в которых предусматривается создание готовых изделий, моделей и образцов военной робототехники с проверкой соответствия их конструктивных свойств, тактико-технических характеристик требованиям заказывающих органов и организаций.
Анализ открытых информационных источников показывает, что в мире около 70 % всех НИОКР выполняются в Соединенных Штатах Америки. Работы по созданию наземной робототехники военного назначения в США и других промышленно развитых странах ведутся на протяжении 20 лет. Реализованы многие проекты, сконструированы и построены миниатюрные, малоразмерные и крупнога-
баритные роботизированные машины. Они стали неотъемлемой частью сил и средств, предназначенных для подготовки и проведения спасательных и боевых операций. Отдельные образцы наземных РТК применялись в Ираке, Афганистане, Сирии.
В публикуемых материалах и научно-технических трудах, посвященных иностранной военной технике, содержатся описания проектных, конструкторских, инженерных, технологических решений, результаты моделирования и экспериментов по созданию и применению РТК различного назначения, вида и класса1'2'3.
При постановке и решении информационно-аналитических, исследовательских, конструкторско-тех-нических и иных задач в области военной робототехники часто возникает необходимость классификации наземных РТК.
Наземный робототехниче-
ский комплекс (НРТК) — видовое обозначение образца военной техники, представляющего собой совокупность конструктивно взаимосвязанных изделий, модулей, агрегатов, приборов, механизмов, аппаратно-программных средств, аппаратуры связи и управления для обеспечения функционирования на земной поверхности и выполнения определенных задач.
Наземные роботы военного назначения по конструкции ходовой части (шасси) могут подразделяться на четыре видовые группы: гусеничные, колесные, сочетающие различные принципы движения, комбинированные. На рисунке 1 показаны некоторые образцы наземной робо-тотехники4А6.
Согласно схеме классификации военной робототехники, принятой в США и странах НАТО, многие образцы обозначаются и позиционируются как наземные мобильные средства — Unmanned Ground Vehicle (UGV). По
Рис. 1. Классификационные признаки наземной робототехники
виду конструкции различают: малые — Small Unmanned Ground Vehicle (SUGV), тактические — Tactical Unmanned Ground Vehicle (TUGV), роботизированные эвакуационные машины — Robotic Evacuation Vehicle (REV), а также опционально-экипажные боевые машины — Optionally Manned Fighting Vehicle (OMFV)7.
Одними из наиболее представительных видов наземной робототехники являются самодвижущиеся платформы и дистанционно управляемые аппараты с датчиками, оптико-электронными приборами (фото- и видеокамерами), манипуляторами, инженерным оборудованием, боевыми (огневыми) модулями для решения задач обеспечения действий войсковых и специальных подразделений. По предназначению и бортовому оснащению наземные РТК могут классифицироваться как разведывательные, боевые (огневые, ударные) инженерные, транспортные, тыловые, вспомогательные и обеспечивающие средства.
За последние годы особое внимание военными специалистами и разработчиками наземной робототехники в США, Германии, Китае стало уделяться вопросам создания бронированных роботизированных машин на гусеничном и колесном шасси. Они проектируются и строятся по принципам обеспечения многофункциональности и модульного конструирования. Машины и их модули оснащаются датчиками, комплектами приборов технического зрения, мощными вычислителями, исполнительными устройствами, обеспечивающими движение, навигацию, применение полезной нагрузки и бортового автоматического оружия при ведении боя в полевых и городских условиях. Некоторые образцы таких боевых машин применялись американским военным контингентом в Ираке, Ливане, Афганистане.
В настоящее время существуют наземные машины-роботы трех видов. По системам управления они подразделяются на:
• дистанционно управляемые машины — управление движением, транспортными платформами, бортовыми приборами и боевыми модулями осуществляют операторы по проводам, оптико-волоконным кабелям с применением выносных джойстиков, пультов, планшетов управления;
• телеуправляемые машины — управление ходовой частью (шасси), исполнительными устройствами, боевыми модулями осуществляют операторы по радиоканалу с использованием средств радиосвязи, навигации, телекоммуникации, станций, пультов, планшетов, приборов и систем, расположенных на борту машин и на удаленных пунктах управления;
• машины с автономным (программным) управлением — оснащены бортовыми информационно-управляющими системами, обеспечивающими включение аппаратуры модулей (блоков), адаптацию к условиям
боевой обстановки и функционирование по заранее введенным в бортовые компьютеры программам.
Особенностью НИОКР по модернизации существующих и созданию новых НРТК является разработка систем и алгоритмических схем одиночного функционирования и группового применения боевых (огневых, ударных) роботов с радиокомандным и программным управлением. Перед зарубежными учеными и инженерами встала глобальная и актуальная проблема — научить машины действовать самостоятельно по обстановке. Это предполагает разработку и использование интегрированных, комбинированных и унифицированных средств управления и связи, внедрение телекоммуникационных комплексов с возможностями обработки колоссальных по объему потоков информации, построение систем с искусственным интеллектом на основе нейронных сетей.
Наземные робототехнические комплексы США
Главным заказчиком работ по созданию и закупкам РТК военного назначения в США является министерство обороны и его собственный венчурный фонд — управление DARPA. Исполнителями и инициаторами разработок выступают крупнейшие американские корпорации, компании-разработчики ВВСТ, университеты, научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами проектирования и внедрения военной и гражданской робототехники.
Основные цели и задачи развития военной робототехники в США определены программами по созданию дистанционно управляемых и автономно действующих роботизированных боевых машин (РБМ) с искусственным интеллектом. Это одно из основных направлений совершен-
ствования американских вооруженных сил в XXI веке, новый концепт наращивания их военно-технического и боевого потенциала. Реализация задач осуществляется в рамках программы Future Combat Vehicle (FCV) — Боевая система будущего. В ходе работ используются итоги и опыт выполнения НИОКР, внедрения новейших оптико- и радиоэлектронных средств, аппаратуры Глобальной системы позиционирования GPS (Global Positioning System), мобильных комплексов связи и управления, передовых информационных технологий, телекоммуникационных систем, современного компьютерного и программного обеспечения.
Самые знаменитые технологии, над которыми работало управление DARPA, составляют научно-технический задел и играют важную роль
в работах по созданию и развитию военной робототехники, в том числе боевых НРТК с системами искусственного интеллекта на основе нейронных сетей, цифровых и квантовых средств обработки информации. Сейчас у DARPA насчитывается около 250 проектов8.
Созданные и разрабатываемые в США и странах НАТО наземные машины-роботы имеют в своем составе оптико-электронные приборы, радиолокационные станции, комплексы радиосвязи, приемо-передающие устройства, сопряженные с аппаратурой космической радионавигационной системы «Навстар» (NAVSTAR/GPS).
Наиболее известными образцами наземной военной робототехники США являются носимые, гусеничные и колесные платформы, разведывательные, инженерные, транспортные и роботизированные боевые машины со специальным оборудованием, исполнительными устройствами, видеокамерами, системами обнаружения и распознавания целей, автоматическим оружием и боезапасом на борту.
Типовая схема компоновки носимых разведывательных НРТК показана на примере конструкции машины-робота Packbot Explorer (рис. 2)9.
Ведущее колесо
Рис. 2. Носимый разведывательный НРТК Packbot Explorer (США)
Платформы компании Foster Miller MAARS (Modular Advanced Armed Robotic System — модульная передовая вооруженная роботизированная система) — современный образец военной робототехники. Боевой робот MAARS имеет модульную конструкцию, усовершенствованную систему управления, комплект приборов обзора местности и оповещения. На шасси устанавливается манипулятор грузоподъемностью до 45 кг, который может быстро заменяться на пулемет M240B10. Роботизированная боевая машина MAARS с установленным на ней пулеметом показана на рисунке 3.
Роботизированная боевая машина MAARS (полная масса 150 кг) обладает хорошей проходимостью, живучестью и огневой мощью (по сравнению с предшественником — роботом SWORDS). Специально спроектированная транспортная платформа выполнена в виде единой рамы, на которой смонтированы гусеничное шасси, облегченный блок электроники и аккумуляторных батарей. Электронный блок обеспечивает необходимую силу тока и функциональный контроль, что позволяет развивать значительную скорость движения (до 12 км/ч)
Рис. 3. Боевой робот MAARS с пулеметом М240В (США)
и улучшить характеристики торможения машины. Новый цифровой блок обработки информации и преобразования команд управления существенно повышает возможности оператора. Данный робот оснащен комплектом средств опознавания «свой—чужой». Его аппаратура управления сопряжена с линиями связи космической радионавигационной системы «Навстар».
Роботы серии TALON — манипуляторы на гусеничной платформе с датчиками движения и видеокамерами. Дистанционно управляемые аппараты (5 модификаций) разработаны корпорацией Foster-Miller. Роботы с захватывающими механизмами способны поднимать предметы весом до 30 кг. Время работы 4—5 часов. Скорость движения до 10 км/ч. Они могут преодолевать ступени, угол наклона которых не превышает 46 градусов. В комплекте имеются специальные устройства для разминирования, химические, радиационные и другие сенсоры. Машина имеет 6 внешних портов для подключения к опорной сети гигабитного Интернета. Такие роботы применялись американскими военными в Ираке и Афганистане11.
Опытная боевая дистанционно управляемая машина TALON способна двигаться со скоростью 8,3 км/ч и нести до 45 кг полезной нагрузки. Управление осуществляет оператор с пульта по оптоволоконному кабелю
на удалении до 300 м либо по радиоканалу — до 800 м (с использованием направленной антенны дальность действия увеличивается до 1200 м). Время непрерывной работы в обычном режиме составляет 8,5 часа. Масса РБМ может составлять 52—71 кг в зависимости от комплектации. Бортовое оборудование состоит из дневных и инфракрасных камер, GPS-на-вигатора и датчиков, с помощью которых определяются взрывчатые и токсичные вещества, проводится оценка радиационной, химической и биологической обстановки. Данная машина может нести вооружение: 7,62-мм пулемет М240В, снайперскую винтовку М82А1, пусковую установку М202 с четырьмя 66-мм ракетами, 40-мм гранатометы (четыре пусковых контейнера), многоствольную скорострельную установку Metal Storm12.
Боевой робот компании QinetiQ — мобильная платформа, вооруженная пулеметом М240В с боекомплектом 450 патронов и четырьмя пусковыми установками M203 с различными гранатами (слезоточивые, осветительные, осколочно-фугасные). Платформу можно оснащать различными сенсорами, средствами для размини-рования13.
Роботизированная платформа MUTT (Multi-Utility Tactical Transport — многофункциональный тактический транспорт). Сначала машина была разработана компанией General Dynamics в гусеничном варианте для
корпуса морской пехоты и применения в составе взводов. Затем были созданы модификации колесных машин-роботов, которые были закуплены заказчиком. Такие машины способны перевозить до 450 кг грузов в течение 72 часов. Колесные машины созданы по схемам 4 х 4, 6 х 6 и 8 х 8, но при необходимости колеса можно заменить на гусеницы. Система управления машины обеспечивает самостоятельное движение за солдатами, управлять ею можно и с выносного пульта. Боевая машина серии MUTT может быть оснащена пулеметом Browning M2, FN Hershel 240B или Squad Automatic Weapon M249, 60-мм минометом, системой для запуска разведывательного беспилотного летательного аппарата. По информации Defense News, армия США закупила 624 единицы MUTT за 162,4 млн долларов, стоимость одной единицы в декабре 2019 года составляла 260 тыс. долларов14.
Многофункциональная разведывательно-инженерная машина Warrior 710 имеет массу 157,4 кг. Может передвигаться с грузом со скоростью 12,9 км/ч. Дальность дистанционного управления с помощью выносного пульта 800 метров15.
Тяжелая гусеничная машина разминирования MV-4 (или М160). Полная масса составляет 5,32 тонны. Машина предназначена для обнаружения и нейтрализации (обезвреживания) противопехотных мин и неразорвавшихся боеприпасов. При выполнении задач в Афганистане дистанционное управление осуществлялось по радиоканалу на удалениях от командного пункта до 2 км16.
Сверхтяжелая модель ABV (Assault Breacher Vehicle) — гусеничная телеуправляемая машина разминирования противопехотных и противотанковых мин.
Боевой робототехнический комплекс Black Knight на базе бое-
вой машины пехоты Bradley (БМП «Брэдли»). Разработка началась компанией BAE Systems в рамках программы Future Combat Vehicle (FCV). Впервые гусеничная бронированная машина массой 9,5 тонн, габаритами (L х B х H) 5 х 2,4 х 2 м была показана в 2005 году. Позже несколько новых модификаций дистанционно управляемых машин были построены также на шасси гусеничной БМП Bradley. Боевое снаряжение: 25-мм автоматическая пушка М242 (или новое 30-мм орудие) и 7,62-мм пулемет М240. Машины проходят войсковые испытания17.
Другая модель бронированной РБМ создается на базе БМП Lynx для корпуса морской пехоты США. Этот проект был подготовлен и реализуется компаниями Raytheon и Rheinmetal. По задачам и идеологии построения бронемашина должна стать мощным огневым средством поддержки подразделений при ведении боя на открытой местности и в городских условиях. Вооружение: 35-мм автоматическая пушка типа Wotan, 7,62-мм пулемет и противотанковый ракетный комплекс Rafael Spike LR2. Прорабатываются варианты размещения на машине комплектов активной защиты, контейнеров с ударными и разведывательными беспилотными летательными аппаратами Coyote, а также с малогабаритными коптерами для ведения радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы18.
Новая роботизированная гусеничная машина Griffin разрабатывается американской компанией General Dynamics на базе австрийско-испанской БМП ASCOD 2 (Austrian Spanish Cooperative Development). В распоряжении наводчика имеется комбинированный прицельный комплекс Kollsman DNRS (Day Night Range Sight) с дневным и ночным прицелами, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем, тепловизором.
Изображения и параметры целей передаются на дисплеи наводчика и командира машины. Построенная модель рассматривается специалистами как основной образец тяжелой опционально-экипажной боевой машины для подразделений сухопутных войск. Модульное вооружение: 50-мм автоматическая пушка (вместо установленной на БМП стабилизированной в двух плоскостях 30-мм пушки «Маузер» МК 30-2). Возможны варианты оснащения дополнительным вооружением. Количество перевозимых десантников 6—8 человек. В базовой комплектации машины предусматривается система активной защиты19.
В ходе конструирования НРТК американскими инженерами практикуется использование продукции коммерческих компаний, прежде всего это датчики и компоненты систем автоматизированного управления. Так, компанией Kairos Autonomi разработан универсальный комплект
средств навигации и радиокомандного управления для машин Pronto 4 Agnostic Autonomy. Имеющийся опыт и технологические наработки компания планирует реализовать в проектах обеспечения автономного движения боевых машин LAV-29 и Stryker 20.
Новый этап проектирования и создания наземных бронированных машин для вооруженных сил США характеризуется исследовательскими и испытательными работами в рамках программы Next Generation Combat Vehicle — Боевая машина следующего поколения. Отработка инженерно-конструкторских и технологических решений с испытаниями разрабатываемых моделей и образцов осуществляется в рамках программы Robotic Combat Vehicle (RCV) — Роботизированная боевая машина21. На рисунке 4 показан экспериментальный образец роботизированной боевой машины RCV на шасси БТР М113.
Рис. 4. Экспериментальный образец RCV на базе БТР M113 (США)
Гусеничная РБМ массой до 20 тонн и габаритами меньшими, чем у экипажных бронемашин среднего класса, должна обеспечивать ведение разведки, транспортировку десанта, прикрытие и поддержание огнем подразделений на поле боя. На начальном этапе испытаний определя-
лись возможности управления РБМ двумя операторами. Первый управляет движением машины, работой двигателя и шасси. Второй — боевым модулем, вооружением (полезной нагрузкой). Для отработки вопросов управления машиной и огневого взаимодействия были созданы опытные
образцы RCV — четыре единицы, все на шасси БТР М113. Три машины оснащены боевыми модулями с 12,7-мм пулеметом и одна дистанционно управляемым модулем с 30-мм автоматической пушкой22.
Экспериментальные образцы RCV — первый результат проекта Mission Enabler Technologies Demonstrator, работы по которому ведутся в научно-исследовательском центре американской армии Ground Vehicle Systems Center (GVSC). Прорабатываются варианты комплектования машины датчиками, оптико-электронными приборами и другими средствами для обзора, наблюдения, обнаружения целей, управления огнем бортового оружия в едином процессе боевого функционирования. Проверяется работа операторов за пультами управления. Изучаются вопросы группового применения: один экипаж RCV должен контролировать функционирование 2—4 других машин-роботов и обеспечивать взаимодействие с ними. По замыслу разработчиков на бронемашинах типа RCV могут быть установлены аппаратно-программные средства с искусственным интеллектом, обеспечивающие полностью автономную работу и применение РБМ в
составе боевых тактических групп (подразделений).
Специалисты центра GVSC отмечают, что в период до 2030 года возможно создание трех вариантов боевых машин семейства RCV. Вероятно, машины класса RCV будут отличаться конструкцией базового шасси, полезной нагрузкой, бортовым вооружением и соответственно кругом решаемых задач.
Продвинутым аналогом экспериментального образца RCV на базе БТР M113 может оказаться новая модель под названием RCV-L (Light). Предполагается, что машина будет иметь набор различных оптико-электронных приборов разведки, наблюдения и легкое вооружение. Масса машины в боевом снаряжении может составить 7—10 тонн.
Проект RCV-M (Medium) предусматривает создание бронемашины массой 10—20 тонн с пушечно-пуле-метным вооружением и противотанковым ракетным комплексом.
Сверхтяжелая роботизированная боевая машина RCV-H (Heavy) массой около 30 тонн с пушкой большого калибра может стать функциональным аналогом танка, возможный облик данной машины представлен на рисунке 523.
Рис. 5. Возможный облик бронемашины RCV-H (США)
Планируемые к разработке три образца семейства RCV позиционируются как новые боевые РТК для
решения задач разведки наземных целей и огневой поддержки подразделений. Они будут строиться с уче-
том требований по обеспечению экипажного и безэкипажного режимов функционирования. Первые образцы бронетехники семейства RCV могут поступить на вооружение подразделений сухопутных войск и корпуса
морской пехоты США после 2025 года. В период 2030—2040 годов возможна полная отработка концепции и реализация проектов по созданию бронированных РБМ с искусственным интеллектом.
Роботизированная боевая машина FFG Genesis (Германия)
В 2018 году на международной автомобильной выставке были представлены крупногабаритные грузовики с системами автономной навигации и роботизированного управления движением. Машины компании MAN (Германия) были оснащены видеокамерами и радарами миллиметрового диапазона. Также от различных производителей были продемонстрированы самодвижущиеся гусеничные
платформы массой около одной тонны.
В 2020 году немецкая компания Flensburger Fahrzeugbau Gesellschaft mbH (FFG) объявила о готовности своей новой разработки — дизель-электрической бронемашины Genesis (рис. 6). В этом инициативном проекте прорабатываются пути совершенствования колесных платформ для создания образцов наземной техники различного назначения24.
Рис. 6. Опытная роботизированная бронемашина FFG Genesis (Германия)
Демонстрационный макет изделия FFG Genesis представляет собой четырехосную колесную бронемашину с модульной архитектурой и оригинальной электрической трансмиссией. На данном универсальном колесном шасси могут монтироваться различные модули и боевые отделения. Опытный образец FFG Genesis выполнен в конфигурации бронетранспортера с пу-шечно-пулеметным боевым модулем. Экипаж — 2 человека, размещается в передней части обитаемого отсека. Десантное отделение вместимостью до 10 человек имеет кормовую аппарель и верхние люки.
Изготовленный образец FFG Genesis получил дистанционно управляемый боевой модуль от компании Kongsberg. В нем 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет, оптико-электронные приборы наблюдения и наведения. Длина бронемашины составляет 8,25 м, ширина 2,25 м, высота 2,4 м (зависит от типа установленного модуля). Максимально допустимая масса — 40 тонн. Максимальная скорость на шоссе (по расчетам) может превысить 100 км/ч. Запас хода с использованием дизель-генератора — 600 км при скорости 60 км/ч. Аккумуляторы могут позволить пройти
150 км со скоростью 40 км/ч. Механик-водитель контролирует работу дизельного агрегата и электромоторов при помощи приборов системы телеуправления. Некоторые процессы автоматизированы. Рулевой механизм отсутствует, а маневрирование осуществляется за счет изменения потенциалов вращения колес25.
Как отмечают специалисты компании FFG, готовый образец, прошедший все этапы доработки, имеет ряд преимуществ перед техникой с двигателями внутреннего сгорания. Обеспечение полного электродвижения улучшает скоростные, маневрен-
ные и динамические характеристики машины. Появляется возможность бесшумного перемещения. На основе имеющегося прототипа шасси с колесной формулой 8 х 8 могут создаваться унифицированные машины 6 х 6 или 4 х 4, которые будут оснащаться соответствующей полезной нагрузкой и боевыми модулями.
Существенными недостатками роботизированной машины Genesis являются: невозможность преодоления препятствий и водных преград на плаву, малая скорость движения на пересеченной местности, слабая броневая защита экипажа и десанта.
Наземные робототехнические комплексы Китая
В марте 2018 года в сюжете китайского телеканала CCTV-7 были показаны демонстрационные испытания роботизированного танка Т-59. Танком управлял оператор с помощью размещенного на консоли рулевого механизма. Работы по формированию технического облика и созданию танка-робота возглавляет «Лаборатория боевых безэкипажных систем» Народной освободительной армии Китая.
Разработкой наземных роботов в КНР занимаются частные и государственные компании. По сообщениям средств массовой информации, число организаций, занимающихся проблемами создания и применения робототехники, за последние годы значительно увеличилось. Например, в соревнованиях по прохождению роботами полосы препятствий в 2016 году участвовали 73 команды, а в 2018 году — 130 команд назначения26.
Основная государственная организация — China North Vehicle Research Institute — Ведущий китайский центр проектирования бронетехники — входит в состав крупнейшего военного холдинга NORINCO Group. Китайским инженерам и специалистам удалось
разработать широкий ассортимент гусеничных и колесных дистанционно управляемых машин различного назначения и класса. Как заявляют разработчики, для огневой поддержки и обеспечения действий пехотных подразделений могут использоваться роботизированные боевые машины NORINCO: гусеничный телеуправляемый боевой робот типа Sharp Claw
1 — Острый коготь-1 (рис. 7а) и более тяжелая колесная машина Sharp Claw
2 — Острый коготь-2 (рис. 7б)27.
По сообщениям средств массовой информации, число организаций, занимающихся проблемами создания и применения робототехники, за последние годы значительно
увеличилось. Основная государственная организация —
China North Vehicle Research Institute — Ведущий китайский центр проектирования бронетехники — входит в состав крупнейшего военного холдинга NORINCO Group.
а) Sharp Claw 1
б) Sharp Claw 2
Рис. 7. Роботизированные боевые машины NORINCO (Китай)
Малогабаритная гусеничная машина Sharp Claw 1. Вес 120 кг, длина 70 см, высота 60 см. Управляемая по радиоканалу машина может применяться для выполнения различных боевых (огневых) задач. Скорость движения до 10 км/ч. Машина может быть оснащена приборами наблюдения и пулеметами различных типов.
Колесная РБМ среднего класса Sharp Claw 2 состоит на вооружении китайской армии. Это транспортная полноприводная (6 х 6) платформа с грузовым отсеком. Масса машины около одной тонны. Дистанционно управляемое транспортное средство предназначено для перевозки раз-
личных грузов, в том числе боевых телеуправляемых наземных роботов, малогабаритных беспилотных летательных аппаратов, боеприпасов.
Другая, более крупная транспортная платформа — дистанционно управляемая машина CTSUMP (Crew Task Support Unmanned Mobile Platform) — была разработана компанией China South Industries Group. Ше-стиколесное полноприводное шасси обеспечивает высокую скорость хода и проходимость. В передней части машины может устанавливаться целый набор разнообразного оборудования: несколько видеокамер, прожекторы и другие приборы (рис. 8)28.
Рис. 8. Роботизированная транспортная машина CTSUMP (Китай)
Китайским инженерам и специалистам удалось разработать широкий ассортимент гусеничных и колесных дистанционно управляемых машин различного назначения и класса.
Одним из важных направлений совершенствования вооруженных сил США, Германии, Китая можно считать создание и внедрение наземной робототехники — транспортных машин,
разведывательных роботов и бронированных НРТК с вооружением на борту для выполнения задач разведки (поиска, обнаружения, сопровождения) наземных целей и огневой поддержки подразделений. Практически все созданные и проходящие испытания боевые машины-роботы имеют комбинированные системы управления, т. е. оснащены приборами и устройствами, реализующими принципы дистанционного и программного управления с элементами искусственного интеллекта.
Разработчики утверждают, что вездеход CTSUMP может перевозить боеприпасы и оборудование для отделения или взвода, эвакуировать раненых с поля боя. Электронные системы управления машины имеют несколько режимов работы: непосредственное управление водителем, дистанционное управление, полуавтоматическая и полностью автоматическая работа.
Как отмечают многие эксперты, Китай обладает обширным научно-техническим заделом и высоким потенциалом в области создания конкурентоспособной робототехники. Военно-промышленный комплекс страны результативно использует развитую сеть получения научной, технической, технологической и производственной информации, включая передовые разработки других стран, ориентируясь прежде всего на Россию. В ближайшие годы можно ожидать появление китайских моделей и образцов наземной роботизированной бронетехники на мировом рынке.
Таким образом, одним из важных направлений совершенствования вооруженных сил США, Германии, Китая можно считать создание и внедрение наземной робототехники — транспортных машин, разведывательных роботов и бронированных НРТК
с вооружением на борту для выполнения задач разведки (поиска, обнаружения, сопровождения) наземных целей и огневой поддержки подразделений. Роботизированные боевые машины модульной конструкции могут быть радиоуправляемыми с постоянным контролем действий со стороны оператора (лица, принимающего решения), полуавтономными и автономными, способными работать самостоятельно в рамках своей задачи. При автономном функционировании решения, схемы и сигналы управления вырабатываются в динамике с помощью специальных алгоритмов и программного обеспечения. Практически все созданные и проходящие испытания боевые машины-роботы имеют комбинированные системы управления, т. е. оснащены приборами и устройствами, реализующими принципы дистанционного и программного управления с элементами искусственного интеллекта.
В США образцы роботизированных боевых машин семейства RCV предполагается строить с учетом требований по обеспечению экипажного и безэкипажного режимов функционирования и оснащению мощным бортовым автоматическим оружием. Отдельные партии боевых (огневых) опционально-экипажных машин
могут поступить на вооружение мобильных подразделений сухопутных войск и корпуса морской пехоты США в ближайшие два-три года.
Боевые НРТК, которые разрабатываются и создаются в США, Германии и Китае, могут массово поступить на вооружение сухопутных
войск этих государств после 2025 года. В дальнейшем до 2030—2040 года следует ожидать завершения отработки концепций и проектов по созданию бронированных машин-роботов и наземных робото-технических комплексов с искусственным интеллектом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Труды I Военно-научной конференции «Роботизация Вооруженных Сил Российской Федерации». М.: ФГБУ ГНИ-ИЦ РТ МО РФ, 2016. 470 с.: ил.
2 Труды II Военно-научной конференции «Роботизация Вооруженных Сил Российской Федерации». М.: ФГБУ ГНИ-ИЦ РТ МО РФ, 2017. 537 с.: ил.
3 Труды III Военно-научной конференции «Роботизация Вооруженных Сил Российской Федерации». М.: ФГБУ ГНИ-ИЦ РТ МО РФ, 2018. 470 с.: ил.
4 Пинчук А. Военные разработки DARPA, которые стали гражданскими: Tor, Siri, робособаки Boston Dynamics и Интернет. URL: https://vc.ru/tech/150348-voennye-razrabotki-darpa-kotorye-stali-grazhdanskimi-tor-siri-robosobaki-boston-dynamics-i-internet (дата обращения: 01.12.2020).
5 Военные роботы и их разработчики. Ч. 1. URL: https://habr.com/ru/ post/408653/. 4 декабря 2017. Ч. 2. URL: https://habr.com/ru/post/408731/. 8 декабря 2017. Ч. 3. URL: https://habr.com/ru/ post/409007/. 20 декабря 2017 (дата обращения: 16.12.2020).
6 Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Ч. 4). URL: https://topwar. ru/66993.html. 22 января 2015 (дата обращения: 28.12.2020).
7 Военные роботы и их разработчики.
8 Пинчук А. Военные разработки DARPA...
9 Военные роботы и их разработчики.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Наземные роботы...
14 Там же.
15 Военные роботы и их разработчики.
16 Наземные роботы.
17 Там же.
18 Там же.
19 Там же.
20 Там же.
21 Безэкипажная наземная техника. Проект MET-D/RCV: от экспериментальной платформы к боевым машинам. URL: https://topwar.ru/159807-proekt-met-d-rcv-ot-jeksperimentalnoj-platformy-k-b o evym-mashinam.html. 8 июля 2019. Использованы фотографии: GVSC, FAS.org (дата обращения: 10.10.2020).
22 Там же.
23 Там же.
24 Опытная бронемашина FFG Genesis. Новый вариант немецкой электротрансмиссии. URL: https://topwar.ru/159807-proekt-met-d-rcv-ot-jeksperimentalnoj-platformy-k-boevym-mashinam.html. 6 октября 2020. Использованы фотографии: GVSC, FAS.org (дата обращения: 15.11.2020).
25 Там же.
26 Китай занимается разработкой боевых роботов. URL: https://topwar.ru/62718. html. 18 ноября 2014 (дата обращения: 12.10.2020).
27 Китай обзавелся наземными вооруженными роботами. URL: http:// robotrends.ru/pub/2028/kitay-obzavelsya-nazemnym-vooruzhennymi-robotami 08.07.2020 (дата обращения: 12.10.2020).
28 Там же.