Научная статья на тему 'Найдыш В. М. Мифология'

Найдыш В. М. Мифология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
830
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Найдыш В. М. Мифология»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 94:398 ББК 82.3(0)+63.3(0)

М. Л. Бурова*

Найдыш В. М. Мифология: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2010. - 432 с.

Обращение к мифологии, к мифу и мифотворчеству традиционно считается уделом антропологов, культурологов, психологов. Поэтому учебное пособие, принадлежащее перу автора известного учебника по концепциям современного естествознания, знатока истории науки, вызвало неподдельный интерес. Создание учебника по мифологии само по себе является трудной задачей, ибо для того, чтобы вскрыть историю мифотворчества, провести сравнительный анализ концепций мифологии, принадлежащих разным эпохам, разным школам и авторам, необходимо владение разными методами исследования и редкая способностью и вкус к синтезу. Только тогда книга становится органичным произведением, дающим системное знание о предмете. Не будем забывать и о просветительской задаче, поставленной автором, считающим, что знание науки о мифотворчестве поможет обновить курсы социально-гуманитарных дисциплин.

Рассмотрим структуру учебника. Пять частей выстроены в соответствии с периодизацией развития культуры от Античности до на -шего времени. Концепции мифа ХХ в. представлены по основным школам, в девятой части исследуется состояние мифотворчества и науки о мифе в начале нашего века. Каждая глава дополнена контрольными вопросами, основные положения изложены четко и ясно, в тексте много интересных вставок и ссылок на источники. Список предложенной литературы включает в себя классические работы отечественных и зарубежных авторов по психологии, истории религии и культуры. Список цитируемой литературы отсылает нас к фи -лософским произведениям разных эпох. Язык автора ясный, доступный для студентов, обучающихся по любым специальностям. Стиль изложения неторопливый, спокойный, чтение такого учебника

* Бурова Мария Леонидовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

приносит не только пользу, но и удовольствие. Все это уже вызывает желание не только вспомнить мифы, но и ознакомиться с концепциями мифографии, мифотворчества и мифологии.

Обратимся к содержанию частей и глав. Первая часть, посвященная античным учениям о мифе, наиболее органична. В эпосе Гомера, поэмах Гесиода отмечены рационализация и историзм соз -нания, даны первые дофилософские интерпретации мифов, хорошо раскрыта суть аллегории. Поскольку доминантой в изложении является рационализация мифа, из философов Аристотелю уделено наибольшее внимание. Хорошо представлен эллинизм (александрийские филологи, Эвгемер, основные философские школы). Все это позволяет автору сделать вывод об античном опыте рефлексии над мифом, который выражается в систематизации, выявлении смыслов и конструировании производных художественно-образных систем (с. 94).

В главе, посвященной средневековью, хорошо раскрыт метод аллегоризации мифов. Несколько отличается по стилю глава, посвященная эпохе Возрождения, она более описательная, культурологичная, нежели философская. Продолжается и исчерпывается аллегорическая трактовка мифа, но новой теоретической доктрины о сущности мифотворчества не выработано. Происходит возврат к античному представлению, что миф - это художественный вымысел поэта-мифотворца (с. 132).

Хорошим методологическим решением является сопоставление просветительских и романтических концепций о сущности мифа в следующих главах.

Автор отмечает значение идеи «естественного человека» и «естественного состояния общества». В Новое время начинает различаться религия и мифология, изучаются мифологические традиции Востока, в науку о природе мифотворчества проникает идея развития, устанавливается принцип реализма, позволяющий выводить сущность мифа из общественно-исторических условий первобытности; принцип доминирования в мифе художественно-образного над рационально-логическим (с. 154). Миф начинает связываться с властными функциями общества и с эмоциональной сферой (иллюзиями и страхами).

Но век Просвещения - это не только рационализм, но и рост пантеистических и мистических представлений. Эмоциональное переживание мира в искусстве, поэзии, предрассудках является основой романтизма. Для романтизма характерно сочетание иронии и фантастики, противоречие действительности и сновидения, главной заслугой романтизма является поворот к народной культуре, фольклору, национальным мифологиям. Именно мифология для Ф. Шлегеля является основой гармонии человеческой личности и

синтеза знания, веры и любви. Мифология восстанавливает утраченное единство человека и природы (с. 173). Автором подробно представлены концепции Ф. Кройцера, Ф. Шеллинга, рассмотрено становление сравнительно-исторического языкознания, связь языка и мифологии. Чувствуется любовное отношение В.М. Найдыша к этой теме и к романтикам.

На этом блестящем фоне несколько проигрывает русская мысль начала XIX в., исследующая славянскую мифологию. Некоторое сомнение вызывает представление философии А. Шопенгауэра как наследия романтизма.

Дальнейшее развитие мифологии XIX в. представлено рационалистической традицией (Г. Гегель), историческими интерпретациями И.Я. Баховена, лингвистическими концепциями и теориями низшей мифологии. Вторая половина XIX в. связана с развитием методологии эволюционизма, распространенной на первобытную историю и культуру.

Очень интересна глава 13, посвященная становлению русской мифологической школы. Изучение связи фольклора и мифотворчества позволило создать А.Н. Афанасьеву свою лингвистическую теорию мифа, а влияние кантианства привело к пониманию природы мифа как результата объективации сознания субъекта через слово (А.А. Потебня). Миф начинает рассматриваться через его познавательную функцию, что дает возможность поставить его в один ряд с поэзией и наукой, как особое, донаучное познание (с. 260) и в то же время связать его с узкой сферой личности (с. 262). Концепция «психологического параллелизма» А.Н. Веселовского позволяют проследить развитие мифа от синкретизма к абстракциям с формированием единых исходных мотивов и сюжетов (с. 268).

Значительная часть учебного пособия отведена рассмотрению концепций мифа в британской социальной антропологии и этноло -гии. Смещаются акценты с изучения вторичных источников об образе жизни народов на непосредственный эмпирический анализ жизни изнутри, создается школа функционализма (Б. Малиновский), позволяющая рассматривать элементы культуры как социальные институты, реализующие жизненно важные функции (потребности). Миф начинает рассматриваться как хартия (совокупность общих потребностей, ценностей и норм) (с. 294). Разрабатывается структура-листическая методология, что позволяет видеть в любой системе процессы интеграции и дезинтеграции (Рэдклифф-Браун). Миф через обряд (ритуал) сохраняет общий порядок вселенной и, сакрали-зируя норму, обеспечивает гармонизацию социального коллектива (с. 302).

Не менее подробно раскрыты и психологические концепции мифа, прежде всего связь мифотворчества с индивидуальным и

коллективным бессознательным. Типические сновидения, закладывающиеся в детстве, позволили З. Фрейду сравнить миф с детством народов, а К.Г. Юнгу открыть мир архетипов. Миф у Юнга предстает как проекция бессознательных душевных состояний на природные естественные процессы в виде богов, демонов (с. 331). В мифе бессознательное полностью подчиняет себе сознание, в первобытной мифологии внутренний мир человека воспринимается им как внешний (с. 332).

Рассматривая теории мифа XIX - начала ХХ в., автор отмечает, что общим моментом в них непременно являлось убеждение об объективном характере источников мифотворчества, которые заданы субъекту природой или обществом. В противовес этому неокантианская теория мифотворчества исходит из активности сознания, тогда объективность - лишь один из моментов духовной активности субъекта и задается процессом познания, логическими правилами и принципами. Связь представлений в сознании опирается на принцип символизма. Символ (Кассирер) предстает как чувственное воплощение идеального смысла, символизация упорядочивает внешний хаос бытия, творит смыслы. Миф - одна из символических форм освоения бытия. Мифосознание развивается от мифа в форме мысли к мифу в форме интуитивного созерцания и к мифу как форме жизни (с. 335-338). В миф уходят корни всех форм культуры, изгоняемый миф возвращается. В мифе не различается вещь и ее образ, смыслы и ценности, истинное и кажущееся, миф есть сплав свойств, отношений, образов. Автор отмечает недостатки теории мифов Кассирера. Символ как средство построения чувственнопредметной реальности приобретает мистическое звучание, символизм не может объяснить организацию психических процессов (с. 342).

Социологический подход к мифу и мифотворчеству представлен концепцией Э. Дюркгейма с его оппозицией сакрального и про-фанного и Л. Леви-Брюля, исследователя первобытного сознания. Связь социальной организации и типа мышления отражается в логических и эмоциональных представлениях, в ассоциациях и сопри-частии. Миф обеспечивает сопричастность человека с социальной группой, представляя собой опыт дологического мышления (гл. 21). Логика первобытной мысли исследуется в структурализме К. Леви-Стросса, для которого первобытное мышление - классифицирующее, вносящее порядок в мир восприятий особым образом. Мифологическое сознание сродни бриколажу, все обобщения сводятся к установлению бинарных оппозиций на различных уровнях, различающихся степенью абстракции. Оппозиции разрешаются через поиск медиаторов путем метафорических процедур. Леви-Стросс исследует три основных компонента любого мифа - сообщение, остов и код. Типов кодов много, они задаются исходными бинарными

оппозициями. Логические операции мифотворчества могут быть представлены формулой (уравнением) (гл. 22).

В последней части учебного пособия автором четко выделены эмпирические закономерности мифотворчества (около тридцати), предложены философские основания современной теории мифа. Миф - это познание мира через восприятие, закономерности восприятия раскрываются в теориях развития когнитивных процессов. Представлены культурно-историческая теория психики Л.С. Выготского, генетическая эпистемиология Ж. Пиаже и этология (гл. 23). Автор рассматривает зарождение предпосылок человеческого мышления в психике животных. Поведение животных определяется взаимодействующими системами, в которых происходит распознавание элементов внешней среды, принятие решений, моторная реализация программы поведения и памятью. Особое предвидение, деятельность в «воображаемом пространстве», игра, коммуникация позволяют совершенствовать познавательную деятельность. Возникновение языка (на основе зрительно-двигательной и на базе звуковой коммуникации) привело к интериоризации сознания. Переход от биологических факторов развития к социальным и создание ро -дового общества проявляется в замене предметно-логического мышления на мифологическое. Это мышление образами, эгоцентрическое. Высший уровень мыслительного процесса - понятийное мышление, интеллектуальная децентрация, способность корректировать результаты познания, перестраивать исходную систему координат, выделять инвариантность признаков объекта. На заре цивилизации зарождаются основы научно-философского постиже-ния мира (гл. 24).

Но миф по-прежнему связан с перцептивной деятельностью, он индивидуально порождается и переживается, связан с личностью и является формой властно-волевого самоопределения человека. Завершающая глава посвящена мифотворчеству в современной культуре, квазинаучному, связанному со СМИ. Интересной представляется мысль автора о девиантных линиях культуры, о связи фольклора и квазинаучных мифологем, о мифологичности рекламы, нацеленной на создание жизненного мира потребностей человека. Современная теория мифа должна, по мнению автора, стать частью единой теории и психических процессов. Мистериальность бытия в современном неомифотворчестве может быть преодолена иронией (с. 428).

Итак, первые критики мифа иронизировали над великим Гомером, над сказаниями и историями о богах и героях, нам же остается смеяться над выдумками о чудовищах и инопланетянах. Величавость древней мифологии, появление и развитие мифологии как науки прошли перед нами на страницах этой книги, оставив удивление перед глубинами культуры и удовольствие от состоявшегося (или возобновленного) знакомства с именами, идеями и концепциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.