Научная статья на тему 'НАВЫКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕБЕНКА С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ'

НАВЫКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕБЕНКА С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / FORECASTING / SOCIALIZATION / DEFICIENT DEVELOPMENT / DYSONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна

В статье представлены результаты апробации авторской модели формирования навыков прогнозирования, подтверждается ее эффективность, что указывает на необходимость включения в сопровождение детей с дефицитарным развитием дополнительного направления, способствующего формированию прогнозирования и их успешной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTION SKILLS FOR A CHILD WITH DYSONTOGENESIS DEFICITIES: FORMATION EXPERIENCE

The article presents the results of testing the author’s model for the formation of forecasting skills, confirming its effectiveness, which indicates the need to include in the support of children with developmental deficiencies an additional direction that contributes to the formation of forecasting and their successful socialization.

Текст научной работы на тему «НАВЫКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕБЕНКА С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ»

10. Лабыгина А. В. Патриотизм и гражданственность как педагогические категории: единство и различие // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 47-57.

11. Мелконян А. А. Особенности духовно-нравственного воспитания студентов при изучении иностранного языка // Известия Южного федерального университета». 2014. № 7. С. 45-50

12. Окулов С. М., Сизихина О. В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4, т. 4. С. 135-138.

13. Сиволобова Н. А., Авдеева Л. Н., Колпачева О. Ю. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде // М ир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 269-270.

14. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография. Ставрополь: СГПУ, 2017. 136 с.

15. Сильвачев В.В. Педагогические условия патриотического обучения и воспитания студентов // Ученые заметки ТОГУ: электрон. науч. издание. 2016. Т. 7, № 4 (2). С. 235-239.

References:

1. Gribanova V. A. The level of freedom of student youth and the attitude of young people to their country // Kazan Pedagogical Journal. 2012. № 4. С. 102-108.

2. Dzhilkishieva M. S. Modern methodological approaches to the formation of citizenship and patriotism of student youth // International Journal of Experimental Education. 2016. № 4-1. С. 49-52.

3. Egorov M. A., Tomilin A.. N. Features of modeling the process of development of patriotism of the individual on the basis of improving the critical thinking // World of Science, Culture, Education. 2018. № 2 (69). С. 366-368.

4. Egorov M. A. Formation of patriotic qualities of servicemen on the basis of critical thinking development: Cand. of Ped: 13.00.01. Veliky Novgorod, 2020.196 с.

5. Zimnyaya I. A. Strategy of education: possibilities and reality // Knowledge. Understanding. Mindfulness. 2006. № 1. С. 67-74.

6. Ivashchenko M. V., Kulcheiko О. V., Cheredova E. A. To the question of the role of values in education // World of Science, Culture, Education. 2021. № 2. С. 277-278.

7. Kirnitsky V. V. The problem of formation of patriotic values in the mass consciousness of Russian youth: autoref. diss.... kand. philos. nauki: 09.00.11. M., 2016. 21 с.

8. Kudryavtseva N. A., Tikhomirova N. N., Suvorov V. A. Effectiveness of patriotic education of students through the study of patriotic song repertoire // Voprosy pedagogiki. 2020. № 8-2. С. 75-77.

9. Kurilov S. N., Rodin А. В., Rashitova L. K. The role of higher educational institutions in the patriotic education of students // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 6. С. 36-38.

10. Labygina A. V. Patriotism and citizenship as pedagogical categories: unity and difference // Problems of modern education. 2022. № 3. С. 47-57.

11. Melkonyan A. A. Features of spiritual and moral education of students while studying a foreign language // Izvestia Southern Federal University. 2014. № 7. С. 45-50

12. Okulov S. M., Sizikhina О. V. About models in pedagogical research // Vestnik of Vyatka State University for the Humanities. 2009. № 4, т. 4. С. 135-138.

13. Sivolobova N. A., Avdeeva L. N., Kolpacheva O. Yu. Y. Pedagogical conditions of civic and patriotic education of students in an innovative educational environment // World of Science, Culture, Education. 2020. № 2 (81). С. 269-270.

14. Sivolobova N.A. Civic-patriotic education of students: experience and innovations: monograph. Stavropol: SSPU, 2017.136 с.

15. Silvachev V.V. Pedagogical conditions of patriotic training and education of students // Scientific Notes of TOGU: electronic scientific edition. 2016. Т. 7, № 4 (2). С. 235-239.

УДК 376.3

А.И. Ахметзяноба

НАВЫКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕБЕНКА С ДЕФИЦИТАРНЫ М ДИЗОНТОГЕНЕЗО М: ОПЫТ ФОР М ИРОВАНИЯ

В статье представлены результаты апробации авторской модели формирования навыков прогнозирования, подтверждается ее эффективность, что указывает на необходимость включения в сопровождение детей с дефицитар-ным развитием дополнительного направления, способствующего формированию прогнозирования и их успешной социализации.

Ключевые слова: прогнозирование, социализация, дефицитарное развитие, дизонтогенез

Для цитирования: Ахметзянова А.И. Навыки прогнозирования ребенка с дефицитарным дизонтогенезом: опыт формирования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.111-117.

Anna [. Akhmetzyanova PREDICTION SKILLS FOR A CHILD WITH DYSONTOGENESIS DEFICITIES: FORMATION EXPERIENCE

The article presents the results of testing the author's model for the formation of forecasting skills, confirming its effectiveness, which indicates the need to include in the support of children with developmental deficiencies an additional direction that contributes to the formation of forecasting and their successful socialization.

Key words: forecasting, socialization, deficient development, dysontogenesis

For citation: Akhmetzyanova A.I. Prediction skills for a child with dysontogenesis deficities: formation experience // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.111-117.

Введение

Отечественное педагогическое научное сообщество сходится в едином мнении о том, что дети с дефицитарным развитием нуждаются в сопровождении процесса включения в инклюзивное пространство [1, 3, 4, 6, 7, 8]. В педагогических исследованиях они включены в группу риска социализации, что диктует необходимость изучения типичных барьеров и особенностей их социализации. В инклюзивном образовательном пространстве особенно ярко проявляются противоречия и дефициты, осложняющие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья: дефицитарность социальных навыков, инва-риатные способы поведения в различных социальных ситуациях, отсутствие инициативы, неумение оценивать последствия высказываний и поступков как собственных, так и других участников социальной ситуации.

Литературный обзор

Особенности социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ исследуются в работах Л.А. Казаковой (2010), М .А. Киселевой (2017), Н.В.Рябовой (2013), В.В.Смирновой (2015), AtanceD.K., O'Neill С.М. (2001), Sudden-dorfT., CorballisM.C. (1997), TrommsdorffG. (1983).

В отечественной и зарубежной науке все более распространенной становится позиция, подчеркивающая взаимосвязь социализации с прогнозированием. Trommsdorff рассматривает прогнозирование в качестве ведущего фактора социализации [8]. О.Л. Гончарова изучает способности детей прогнозировать развитие событий в контексте взаимодействий ребенка со значимыми взрослыми и сверстниками [4].

Нами разработана структурно-

функциональная концепция социализации ребенка дошкольного возраста в инклюзивном образовательном пространстве [2]. Рассматривая прогнозирование в качестве ресурса социализации детей дошкольного возраста, мы выделяем его структурные компоненты (прогнозирование высказываний, эмоций, действий), а также функциональные компоненты прогнозирования: регулятивный, когнитивный и рече-коммуникативный.

Нами был определены биполярные критерии, с помощью которых можно установить эмпирические показатели уровня развития отдельных функциональных компонентов и прогнозирования в целом:

- выделение и следование социальным нормам и правилам в прогнозируемой ситуации или нарушение социальной нормы;

- конструирование активной позиции в прогнозируемой ситуации или пассивной позиции; оптимистическая установка на развитие событий в прогнозируемой ситуации или пессимистическая установка;

- ориентация на то, что события могут развиваться по разным направлениям (вариативный прогноз) или склонность выделять единственный вариант исхода прогнозируемой ситуации;

- способность ребенка дать долгосрочный прогноз, охватывающий длительный временной промежуток, или прогноз носит исключительно краткосрочный характер;

- прогноз ситуации будущего детализован или предлагается обобщенное описание прогнозируемой ситуации;

- включение в прогнозируемую ситуацию реалистичных персонажей и образов или вымышленных, фантастических;

- максимальное или минимальное вербальное оформление прогнозируемой ситуации;

- полнота или бедность использования речеязыковых средств в оформлении ситуации будущего.

Материалы и методы

На предыдущих этапах исследования нами была выявлена специфика структурно-функциональных компонентов прогнозирования у детей дошкольного возраста с дефицитарным развитием и установлена взаимосвязь прогнозирования с показателями социализации [1, 2]. Доказано, что для всех представленных нозологических групп характерен низкий уровень выраженности большинства показателей прогнозирования, подтверждена взаимосвязь показателей прогнозирования и социализации. Низкий уровень прогнозирования проявлялся в инвариантных, краткосрочных прогнозах, не позволяющих осуществлять взаимосвязь познавательной активности ребенка с его социальным взаимодействием.

Полученные результаты продиктовали необходимость проведения работы по формированию прогнозирования ребенка с де-фицитарным дизонтогенезом с целью повышения уровня его социализации.

С целью решения выявленной проблемы нами была разработана модель развития прогнозирования у детей дошкольного возраста.

В качестве ключевого педагогического условия формирования навыков прогнозирования для повышения уровня социализации мы предлагаем использовать целенаправленное поэтапное освоение навыков прогнозирования значимых для социализации ситуаций. При разработке содержания и алгоритма формирующего эксперимента мы опирались на теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка и на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Этим продиктовано включение в формирующий эксперимент оказание помощи детям при овладении навыками формирования прогноза ситуации будущего и постепенный переход их деятельности из внешнего плана во внутренний.

Разработка содержания и алгоритма кор-рекционно-развивающей работы с детьми с дефицитарным развитием осуществлялось с учетом основополагающих педагогических условий: активно-деятельностный характер обучения, бинарность процесса обучения, целостность, цикличность, управляемость [5].

В круг респондентов были включены дети с первичными нарушением речи (15 чел.), слуха (15 чел.), зрения (15 чел.), двигательными нарушениями (15 чел.). Дети имели положительный опыт общения с нормотипич-ными сверстниками. Уровень их развития приближался к возрастной норме.

М ы предлагаем развивать прогнозирование согласно выделенным в структурно-функциональной концепции прогнозирования критериям: а) выделение и следование социальной норме, б) оптимистическая установка в прогнозе, в) конструирование активной позиции,г) вариативность прогноза, д) детализация прогноза, е) долгосрочный прогноз, ж) реалистичные образы ситуации будущего, з) максимальная вербализация прогноза, и) полнота речеязыковых средств.

Формирование навыков прогнозирования исхода социальных ситуаций проходило в три этапа: на первом этапе происходило знакомство с прогнозированием, ребенку предлагалось оценить последствия поступка главного героя ситуации и других ее участников, педагог помогал установить взаимосвязь поведения героев и результата ситуации; на втором этапе ставилась задача выбора вари-

анта поведения в предложенной ситуации; на третьем этапе ребенок самостоятельно решал, как главному герою поступить правильно.

Ребенку предлагались сюжетные картинки с демонстрацией социальных ситуаций: с нарушением социальных норм; с пессимистическим завершением; в которых главный герой пассивен; в которых представлен единственный вариант развития событий; без детального описания; в которых учтены только ближайшие последствия событий; с участием фантастических персонажей.

В рамках первого блока заданий педагог предъявлял ребенку наглядный образ ситуации, сопровождаемый словесным пояснением педагога. Основной задачей этого блока было обучение ребенка анализу ситуации, умению выделять значимые социальные отношения и на основании этого выстраивать прогноз. Обучение строилось в тесном сотрудничестве с педагогом.

В рамках второго блока заданий педагог предлагал описать происходящее и озвучить варианты развития событий, стимулировал и направлял ребенка в работе над сюжетом к готовности к новым событиям, к упреждению их в поведении, планированию действий, к предсказуемости процессов общения.

В рамках третьего блока заданий ребенок должен был уже самостоятельно описать происходящее и озвучить варианты развития событий.

В случае необходимости педагог оказывал помощь ребенку в формировании прогноза, напоминая о критериях прогнозирования, оказывая организующую помощь, разъясняя способ выполнения и т.д.

Первые занятия по формированию навыков прогнозирования проводились индивидуально, а затем работа велась с участием сверстников (в малых группах). Условия, в которых проводились занятия, были привычны детям (помещение группы или игровая комната).

После проведения формирующего этапа эксперимента нами был организован контрольный эксперимент с целью выявления динамики формирования навыков прогнозирования и показателей социализации детей с дефицитарным развитием.

Исследование проводилось с помощью комплекса методик: «Прогностические истории» (А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева),

«Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), « М етод экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка» (Н.Е. Веракса), «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»

А.М . Щетининой, М .А. Никифоровой, методика «Карта проявлений активности»

А.М . Щетининой, Н.А. Абрамовой, «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» А.М . Казьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной,

Е.В. (единой, наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (А.Г. Самохвалова).

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов продемонстрировал положительную ди-

намику показателей как прогнозирования, так и социализации у детей экспериментальной группы. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате формирующего эксперимента дошкольники смогли подняться на более высокие уровни развития прогнозирования, что способствовало повышению уровня их социализации.

В результате проведенного эксперимента были выявлены средние значения по групповым показателям в структурно-функциональных компонентах прогнозов и социализации у детей экспериментальной группы. Результаты представлены в рисунках 1, 2 («короткие (описательные) статистики» (средние значения показателей в исследуемой группе).

Основной Основной Основной Основной Основной

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ■До воздействия

Рис. 1. Структурно-функциональные компоненты прогнозирования экспериментальной группы Примечание (представлены средние значения по показателя):

1 - Прогнозирование действий;

2 - Прогнозирование высказываний;

3 - Прогнозирование эмоций;

4 - Невербальный прогноз;

5 - Регулятивная функция прогнозирования;

6 - Когнитивная функция прогнозирования;

7 - Речекоммуникативная функция прогнозирования;

8 - «Ребенок - родитель» в организованной деятельности;

9 - «Ребенок - взрослый» в организованной деятельности;

10 - «Ребенок - ребенок» в организованной деятельности;

11 - «Ребенок - родитель» в свободной деятельности;

12 - «Ребенок - взрослый» в свободной деятельности;

13 - «Ребенок- ребенок» в свободной деятельности;

14 - «Ребенок - родитель» в организованной и свободной деятельности;

15 - «Ребенок - взрослый» в организованной и свободной деятельности;

16 - «Ребенок - ребенок» в организованной и свободной деятельности.

В ходе исследования было зафиксировано, что по всем показателям структурных и функциональных компонентов прогнозирования у дошкольников с нарушениями развития уровень низкий или ниже среднего.

Например, 6 зоне значений ниже среднего - регулятивная и речекоммуникативная функции прогнозирования, в зоне низких значений -когнитивная функция прогнозирования.

В зоне средних значений находятся показатели навыков прогнозирования детей 6 сферах бзаимодейстбия со взрослыми и сверстниками в свободной и организованной деятельности, что свидетельствует о том, что структурные характеристики прогнозов детей данной группы одинаковы в своих проявлениях во всех сферах: в отношениях ребенка с родителями, с «чужими» взрослыми и со сверстниками как в свободной, так и в организованной деятельности. Следует отметить, что более качественно дети смогли сформировать прогнозы в отношениях со сверстниками, что свидетельствует о желании детей с дефицитарным развитием расширять социальные контакты со сверстниками. Серьезные затруднения вызвало у детей с дефицитар-ным развитием прогнозирование отношений со взрослыми в свободной и в организованной деятельности.

Таким образом, группа детей с дефицитарным развитием характеризуется недостаточной способностью прогнозирования высказываний и эмоций и в меньшей степени развитыми когнитивными и рече-коммуникативными функциями прогнозирования, обладает способностью к прогнозированию на среднем уровне во всех сферах «ре-

бенок - родитель/взрослый/ребенок» в двух видах деятельности (свободной и организованной).

После проведения эксперимента было зафиксировано, что по всем показателям структурных компонентов прогнозирования у дошкольников с нарушениями развития структурные компоненты прогнозирования находятся в зоне средних значений.

Функциональные характеристики прогнозов у детей с дефицитарным развитием также поднялись на более высокий уровень: регулятивная, когнитивная и рече-коммуникативная функции прогнозирования оказались 6 зоне средних значений.

Навыки прогнозирования детей с дефицитарным развитием 6 ситуациях бзаимодейстбия со взрослыми и сверстниками в свободной и организованной деятельности также переместились б зону средних значений. Таким образом, можно констатировать тот факт, что структурные характеристики прогнозов одинаковы в своих проявлениях в каждой из исследуемых сфер: в отношениях ребенка с родителями, со взрослыми, со сверстниками как в свободной, так и в организованной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

1 2 3 4 5

б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ■ До воздействия ■ После воздействия

Рис. 2. Показатели социализации детей экспериментальной группы

Примечание (представлены средние значения по показателя):

17 1- Распознавание эмоции «Приветливость»;

18 2- Распознавание эмоции «Радость»;

19 3- Распознавание эмоции «Сердитость»;

20 4- Распознавание эмоции «Стыд»;

21 5- Распознавание эмоции «Обида»;

22 6- Распознавание эмоции «Удивление»;

23 7- Распознавание эмоции «Страх»;

24 8- Понимание задач;

25 9- Понимание состояний сверстников;

26 10- Отношение ко взрослому;

27 11- Отношение к сверстнику;

28 12- Эмпатийность;

29 13- Доброжелательность;

30 14- Непосредственность; 3115- Открытость в общении;

32 16- Конфронтация;

33 17- Инициативность;

34 18- Организационные умения;

35 19- Перцептивные умения;

36 20- Оперативные умения;

37 21- Послушность;

38 22- Безопасность;

39 23- Самообслуживание;

40 24- Самоконтроль.

На этапе констатирующего эксперимента показатели социализации находились в зоне низких значений: блок распознавания эмоций (№№ 1-7), блок когнитивных (социально-когнитивных) способностей (№№ 8-20), блок нормативного поведения (№№21-24).

После проведения формирующего эксперимента в зону средних значений переместились все показатели социализации детей с дефицитарным развитием: блок распознавания эмоций (№№ 1-7), блок когнитивных способностей ( № 8-20), блок нормативного поведения (№№21-24).

Таким образом, группа детей с нарушениями развития после эксперимента характери-

зуется общей тенденцией к повышению уровня прогнозирования и социализации.

Заключение

В результате формирующего эксперимента увеличилась общая способность к прогнозированию в различных сферах отношений и в различных видах деятельности и повысились показатели социализации у дошкольников экспериментальной группы. Это факт позволяет сделать вывод о том, что способность к прогнозированию может рассматриваться в качестве значимого ресурса социализации ребенка с дефицитарным развитием.

Литература:

1. Ахметзянова А.И. Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. №51. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/the-role-of-forecasting-in-the-social-interaction-of-children-with-special-educational-needs (дата обращения : 02.01.2024).

2. Ахметзянова А.И. Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Дефектология. 2021. № 5. С. 13-21.

3. Викторова Е.С. Влияние социальной ситуации развития на формирование у дошкольников с ОНР социальных антиципирующих моделей /Е.С. Викторова, О.Л. Леханова // Череповецкие научные чтения. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2015. С. 31-32.

4. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01, 19.00.04 / Казан. гос. унт. Казань, 2003. 22 с.

5. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М ., Андрианова Т. М . Теория обучения: учебное пособие. М осква: ВЛАДОС, 2011. 383 с.

6. Atance D.K., O'Neill C.M. Episodic future thinking // Trends in Cognitive Sciences. 2001. Vol. 5, № 12. P. 533-539. DOI: 10.1016/sl364-6613(00]01804-0.

7. Suddendorf T. Mental time travel and the evolution of the human mind / T.Suddendorf, М .С. Corballis // Genetic Social and General Psychology Monographs. 1997. Vol. 123, № 2. P. 133-167.

8. Trommsdorff G. Future orientation and socialization // International Journal of Psychology. 1983. Vol. 18, № 1-4. P. 381-406. D01:10.1080/00207598308247489.

References:

1. Ahmetzjanova A.I. Rol' prognozirovanija v social'nom vzaimodejstvii detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami // Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2023. №51. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/the-role-of-forecasting-in-the-social-interaction-of-children-with-special-educational-needs (data obrashhenija : 02.01.2024].

2. Ahmetzjanova A.I. Strukturno-funkcional'naja model' processa prognozirovanija v doshkol'nom vozraste pri defi-citarnom dizontogeneze / A.I. Ahmetzjanova, T.V. Artem'eva // Defektologija. 2021. № 5. S. 13-21.

3. Viktorova E.S. Vlijanie social'noj situacii razvitija na formirovanie u doshkol'nikov s ONR social'nyh anticipirujushhih modelej /E.S. Viktorova, O.L. Lehanova // Cherepoveckie nauchnye chtenija. Cherepovec: Cherepovec. gos. un-t, 2015. S. 3132.

4. Goncharova O.L. Vzaimosvjaz' osobennostej Ja-koncepcii i anticipacionnoj sostojatel'nosti u podrostkov s ogranichen-nymi fizicheskimi vozmozhnostjami: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.01,19.00.04 / Kazan, gos. un-t. Kazan', 2003. 22 s.

5. Ibragimov G.T., Ibragimova E.M., Andrianova T.M. Teorija obuchenija. Uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva : VLADOS, 2011.383 s.

6. Atance D.K., O'Neill C.M. Episodic future thinking // Trends in Cognitive Sciences. 2001. Vol. 5, № 12. P. 533-539. DOI: 10.1016/sl364-6613(00]01804-0.

7. Suddendorf T. Mental time travel and the evolution of the human mind / T.Suddendorf, M.S. Corballis // Genetic Social and General Psychology Monographs. 1997. Vol. 123, № 2. P. 133-167.

8. Trommsdorff G. Future orientation and socialization // International Journal of Psychology. 1983. Vol. 18, № 1-4. P. 381-406. D01:10.1080/00207598308247489.

УДК 378

А.В. Григорьева, Е.Ф. Черняк

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ М ОЛОДЕЖИ

Статья посвящена проблеме обращения к культурно-историческому наследию как важному фактору воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи. Актуальная задача - обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Анализируя взгляды ученых на проблему безопасного поведения, авторы приходят к выводу, что поиск безопасности заключается в соблюдении соответствующих правил и норм поведения, передающих определенный смысл для общества, а культура безопасного поведения рабочей молодежи должна стать нормой общества. Использование культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения создает эмоциональную связь с традициями и историей, что укрепляет приверженность рабочей молодежи к безопасному поведению. Авторами приведены примеры использования культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения рабочей молодежи.

Ключевые слова: воспитание культуры безопасного поведения, рабочая молодежь, культурно-историческое наследие

Для цитирования: Григорьева А.В., Черняк Е. Ф. Влияние культурно-исторического наследия на воспитание культуры безопасного поведения рабочей молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.117-121.

Anastasla V. Grlgorleva, Elena F. Chernyak THE INFLUENCE OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE ON THE EDUCATION OF A CULTURE OF SAFE BEHAVIOR OF WORKING YOUTH

The article is devoted to the problem of addressing cultural and historical heritage, which has an important factor in fostering a culture of safe behavior among working youth. The urgent task is to enrich the process of education with knowledge, traditions, spiritual and material values accumulated over many generations and related to security. Analyzing the views of scientists on the problem of safe behavior, the author concludes that the search for safety consists in observing a number of rules of behavior that carry a certain meaning and role for society, and the culture of safe behavior of working youth should become the norm of society. Using cultural and historical heritage in fostering a culture of safe behavior create an emotional connection with traditions and history, which strengthens the understanding and commitment of working youth to safe behavior.

Key words: fostering a culture of safe behavior, working youth, cultural and historical heritage

For citation: Grigorieva A.V., Chernyak E.F. The influence of cultural and historical heritage on the education of a culture of safe behavior of working youth // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.117-121.

Введение

В основе культурного и исторического наследия лежат потребности общества в безопасности как важнейшая целевая установка, обеспечивающая выживание данного общества. Актуальность данной работы обусловлена интересом социума к процессу воспитания культуры безопасного поведения на основе использования культурного и исторического наследия, что позволяет обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Целью исследования является выявление элементов культурно-исторического наследия, влияющих на мотивацию безопасного поведения. Актуальной задачей является возможность решения проблемы формирования навыков стабильного безопасного поведения посред-

ством внедрения в процесс воспитания рабочей молодежи культурно-исторического наследия угольной отрасли Кузбасса.

Материалы и методы

В работе был использован теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования (монографии, диссертационные исследования), а также материалы из архивов, библиотек и музеев, публикации в СМ И. Основными методами исследования послужили теоретические методы анализа и синтеза, обобщения. Главными эмпирическими методами стали методы измерения и сравнения.

Литературный обзор

Ю.С. Козыренко на основе анализа научных публикаций рассматривает содержание понятия «культура безопасности» с точки зрения определённых требований и принципов. Они выполняют регламентирующую функцию, которая воздействует на уровень мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.