Научная статья на тему 'НАВЫК ЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАВЫК ЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / НАВЫК ЧТЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / READING / READING SKILL / CONTENT OF LITERARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудусова Э.Э., Яяева А.М.

Статья посвящена изучению теоретических основ формирования базового навыка чтения. В ходе изложения материала охарактеризована роль чтения в формировании личности, дано обоснование понятию «навык чтения», а также раскрыта специфика формирования навыка чтения в рамках литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING SKILLS AS AN ELEMENT OF THE CONTENT OF LITERARY EDUCATION

The article is devoted to the study of the theoretical foundations of the formation of basic reading skills. The author describes the role of reading in the formation of personality, gives a justification for the concept of "reading skill", and also reveals the specifics of the formation of reading skills in the framework of literary education.

Текст научной работы на тему «НАВЫК ЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376

Кудусова Э.Э. студент Яяева А.М. доцент

кафедра начального образования ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова»

Россия, г. Симферополь НАВЫК ЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических основ формирования базового навыка чтения. В ходе изложения материала охарактеризована роль чтения в формировании личности, дано обоснование понятию «навык чтения», а также раскрыта специфика формирования навыка чтения в рамках литературного образования.

Ключевые слова: чтение, навык чтения, содержание литературного образования.

Kudusova E.

student at SBIRK "PILE" Fevzi Yakubov»

Aaea A.

associate Professor of primary education Department

Simferopol

READING SKILLS AS AN ELEMENT OF THE CONTENT OF LITERARY EDUCATION

Annotation. The article is devoted to the study of the theoretical foundations of the formation of basic reading skills. The author describes the role of reading in the formation of personality, gives a justification for the concept of "reading skill", and also reveals the specifics of the formation of reading skills in the framework of literary education.

Keywords: reading, reading skill, content of literary education.

Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодняшний ученик уже с начальной школы должен уметь читать разную литературу: научно-познавательную, документальную, мемуарную; он должен уметь использовать в подготовке к урокам не только учебники, но и справочники, энциклопедии. Учитель должен не просто научить читать тексты, а научить читать разные тексты разными способами. Это вызовет интерес к чтению и будет способствовать общему развитию и воспитанию, а также формированию читательской грамотности младшего школьника.

Педагог А. И. Ревякин подчеркивает: «Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить

приемы работы с текстом, понимать прочитанное произведение» [4, с. 37].

Д. Б. Эльконин пишет о чтении как о процессе воссоздания звуковой формы слов в соответствии с их графической (буквенной) моделью. В фокусе внимания ученого психологический механизм чтения, способы обучения чтению [7].

Психолог, исследователь читательской культуры дошкольников и младших школьников Б. Г. Ананьев понимает чтение как «деятельность, направленную на преобразование авторского опыта, закодированного в тексте, в личный опыт читателя» [1, с. 11].

Чтение Б.Н. Головиным понимается как «вид речевой деятельности, обладающей структурными элементами, присущими учебной деятельности (учебная задача, цель, мотив, действия, самоконтроль)» [2, с. 44].

Читательская деятельность А. И. Ревякиным осмысливается как «деятельность коммуникативная, речевая, познавательная, и направлена она на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение прочитанного» [4, с. 39].

Доктор педагогических наук Н. Н. Светловская, автор целостной теории воспитания «правильной читательской деятельности», трактует чтение не просто как вид речевой деятельности, а как беседу читателя и книги [5, с. 46].

В процессе обучения чтению формируется умение говорить с книгой, выбирать себе собеседника, осваивая накопленный опыт, творить самого себя.

По мнению И. И. Тихомировой, «чтение-общение - это высший вид речевой деятельности, опосредованный книгой. Качество чтения (беглость, правильность, сознательность, выразительность) не оспариваются, но основная задача уроков чтения - воспитать самостоятельного читателя, который, читая, познавая себя, находит в мире книг подходящих собеседников» [6, с. 62].

Доктор педагогических наук Н. Н. Светловская отмечает, что читательская деятельность изучалась в 3 -х аспектах: в аспекте воспроизведения чтения, в аспекте восприятия произведения читателем, в аспекте осмысления читателем значения книг в его жизни. Первые два в науке изучены достаточно тщательно, поэтому Н. Н. Светловская посвящала свои работы исследованию проблем воспитания самостоятельного читателя [5].

Этапы развития читательской деятельности: первый этап - овладение навыком; на втором этапе формируется сложная читательская деятельность по восприятию, осмыслению, воссозданию текста. Содержание второго этапа читательской деятельности непосредственно связано с нашими научными интересами.

Навык чтения - явление сложное комплексное, это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл. Навык чтения являетсяодним из

общеучебных умений, которым овладевает ребенок младшего школьного возраста.

Исследователь И. Я. Лернер определяет это понятие как «автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений» [3, с. 80].

Организация процесса чтения очень сложная и требует необходимое речевое воспитание. С психологической точки зрения чтение представляет собой процесс, который состоит из техники чтения и понимания прочитанного. Понимание при чтении или осознанность соотносится с техникой чтения как цель и средство, а понимание чтения является процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, как одного из видов мыслительной деятельности человека. Факторами влияющими на понимание при чтении являются: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, организация направленности внимания при восприятии текста, индивидуальные психологические особенности читающего [6].

Навык чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, скорость или темп, выразительность чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне - пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения [4].

Ученики, приходящие в школу, не умеют работать с текстом, учебником и книгой. Сами же по себе эти умения формируются крайне редко. По сложившейся традиции учителя воспитывают пассивного потребителя знаний, а не учат самостоятельно добывать знания с помощью активного чтения. Основная причина - недостаточное внимание методики как науки к этому важному аспекту изучения языка.

Поэтому нужно не только повысить уровень осведомленности учителей данной многоаспектной проблемы, но и оказать им практическую помощь. Кроме теоретических соображений необходимо предложить и систему заданий к текстам, которая должна стать органичной составляющей изучения языка.

Ежедневная практика свидетельствует, что лишь незначительная часть учащихся умеет осмысленно читать. Большинство читает монотонно и невнятно, запинаясь и допуская орфоэпические ошибки, не умеет интонировать предложения различных видов, не соблюдают необходимых логических ударений, смысловых синтагм и пауз. Учащиеся не всегда могут ясно и правильно передать смысл и высказать свое суждение по поводу прочитанного употребляя нужные слова и грамматические конструкции, не обладают умением прогнозировать. Один из существенных недостатков -неумение исчерпать из текста разнообразную информацию, являющуюся

следствием однолинейности мышления[5].

Довольно распространенное явление - равнодушие учеников к незнакомым словам, нежелание выяснить и понять их значение. Это вызывает непонимание важных понятий и реалий обедняет восприятие текста через значительные смысловые и информационные потери. Неполное и неточное понимание слов нередко приводит к переиначивание их смысла, а причиной этого является иллюзия понимания. Устоявшаяся привычка не обращать внимания на незнакомые слова противоречит требованию внимательного отношения к слову - одной из основных условий полноценной читательской деятельности на любом этапе. Слабые навыки чтения и несформированные умения сказываются в других видах речевой деятельности тормозят дальнейшее образование учащихся по всем предметам. Вот почему обучение читать должно стать непременным элементом полноценного образования младших школьников[5].

Для успешного течения процесса чтения равноценное значение имеют техника чтения и понимание текста. Последнее выступает как цель чтения, а техника - как средство достижения этой цели.Чтобы овладеть надлежащей техникой чтения нужно: уметь правильно произносить написанное (напечатанное); соотносить буквы и звуки; знать и правильно применять правила чтения;уметь прогнозировать развертывание языкового материала;уметь членить предложения на синтагмы;уметь интонационно оформлять предложения и синтагмы, отрезки текста.

Понимание во время чтения психологи квалифицируют как сложный процесс и выделяют несколько уровней понимания даже в процессе чтения на родном языке. А чтение на другом языке осложняется тем, что ученик должен владеть определенным лексическим и грамматическим запасом, чтобы понять смысловое содержание текста, ведь первейшее условие верного восприятия - понимание каждого слова.

Ученые считают нужным сосредоточить внимание учителя на формировании таких умений, существенных для успешного протекания процесса чтения: определять тему и основную мысль высказывания; выделять в тексте незнакомые слова, выражения и сосредоточивать на них свои познавательные усилия; выяснять значения неизвестных слов по словообразовательным элементам; различать главную и второстепенную информацию; давать ответы на вопросы по содержанию текста и задавать вопросы к тексту; определять логику и структуру печатного текста; обобщать изложенные в тексте факты; прогнозировать содержание; воспринимать эмоционально-оценочную информацию и образный язык художественного текста [4].

Таким образом, чтение - это сложный психофизиологический процесс. В его акте участвуют зрительный, речедвигательный, речеслуховые анализаторы. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной

источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2016. - 288 с.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 2018 - 280 с.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер -М.: Педагогика, 2011. - 185 с.

4. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы: учебное пособие / А.И. Ревякин - М.: Просвещение, 2012. - 367 с.

5. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2018. - 207 с.

6. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я / И.И. Тихомирова. - М.: Школьная библиотека, 2014. - 248 с.

7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 2014. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.