блемы воспитания свободного индивида. Народная педагогика была вполне адекватной социокультурной среде, ее породившей. В народе, в котором, как заметил
Н.А. Бердяев, не пробудился еще личностный дух, иная парадигма воспитания, иные воспитательные идеалы не могли возникнуть по определению. Социоцентристская педагогическая культура масс оставалась тем самым бастионом, который не сумела взять антропоцентристски ориентированная когорта отечественных педагогов.
Литература
1. Ахиезер, А.С. Россия: Критика исторического опыта Т.1/ А.С. Ахиезер. М., 1991.
2. Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа / В.П. Вахтеров. М., 1896.
3. Для народного учителя: орган народного учительства. 1917.№2.
4. Журнал министерства народного просвещения. 1917.№5.
5. Кантор, К.М. История против прогресса: Опыт культурно-исторической генетики / К.М. Кантор. М.,1992.
6. Колыхалов, Д.В. Учительство - один из многочисленных слоев интеллигенции России в начале ХХ века / Д.В. Колыхалов // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. Меж-дунар. науч.-практ. конф. 23 - 25 сент. 1998 г. Иваново,1998.
7. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в шести томах. Т.2 / Н.К. Крупская. М., 1978.
8. Лейкина-Сквирская, В.Р. Русская интеллигенция в 1900 - 1917 годах / В.Р. Лейки-на-Сквирская. М., 1981.
9. Лотман, Ю.М., Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца ХУШ века) / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1977. Т.ХХУ111 : Литературоведение.
10. Оболонский, А.В. Драма российской истории: система против личности / А.В. Оболонский. М.,1994.
11. Новиков, С.Г. Воспитание российской молодежи в первой трети ХХ века: концептуальные поиски в социокультурном контексте / С.Г. Новиков. Волгоград, 2004.
12. Смирнов, Н.Н. Российское учительство накануне новой революции/ Н.Н. Смир-нов//Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть СПб.,1994.
13. Федотов, Г.П. Россия и свобода / Г.П. Федотов // Знамя. 1989. №12.
Н.А. ВЕРШИНИНА ( Санкт-Петербург)
НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Анализ работ, посвященных методологии научного исследования, моделям и методам изучения процессов развития научных знаний, показывает, что для получения с помощью наукометрических методов объективных, достоверных знаний об устойчивых тенденциях в развитии науки необходимо соблюдать ряд условий:
1) исследование должно проводиться достаточно большой период времени, не менее 10 - 15 лет;
2) обработке должен подвергаться значительный массив исходного материала;
3) нельзя исключать из анализа даже часть информации;
4) для повышения эффективности статистического анализа важно точно поставить вопросы, формулировка которых при изучении таких многомерных явлений, как исторический процесс развития науки, представляет особую сложность (А.Г. Бермус, Г.Ф. Карпова, Е.А. Михайлычев и др.).
Основная задача данной публикации -представить опыт использования анализа информационного массива дисциплины в качестве метода историко-педагогического исследования. Материалом для анализа стала методика обучения детей изобразительной деятельности.
Применение методов анализа информационного массива дисциплины состоит из нескольких этапов.
1. Поисковый, включающий накопление информации о публикациях, составляющих информационный массив научной отрасли.
2. Систематизация накопленного материала по разным основаниям.
3. Статистическая обработка полученных данных с использованием адекватных задачам исследования методов подсчета.
4. Нахождение адекватных способов наглядного представления результатов для наилучшей демонстрации выявленных тенденций.
5. Содержательный, качественный анализ полученных результатов.
На каждом из этапов исследователь решает разные исследовательские задачи
и преодолевает свои трудности. Рассмотрим подробнее процедуру каждого этапа.
Поисковый этап. Исследовательская задача данного этапа - выявить информационный массив научной отрасли. Именно на этом этапе работы исследователь должен четко реализовать три первых условия, о которых сказано выше. Определив время для изучения, исследователь начинает сбор и библиографическое описание публикаций. Основными источниками при этом могут быть каталоги (традиционные и электронные) ведущих российских и университетских библиотек; банк данных о публикациях, кандидатских и докторских диссертациях, представленных, например, в сети Шете^ обзоры, выпускаемые ведущими библиотеками страны; библиографические справочники по отрасли или по отдельным разделам; списки литературы, представленные в монографиях, пристатейных примечаниях, диссертациях; оглавления сборников научных трудов, материалов педагогических конференций и т.п.; сборники официальных материалов.
Поскольку речь идет о выявлении публикационного массива, то архивные и рукописные материалы в него не включаются. Результатом проделанной источниковедческой работы может стать подготовка библиографических указателей по отрасли педагогических знаний в целом или по отдельному ее разделу или этапу развития. Так в результате проделанной нами работы были подготовлены «Библиографический справочник публикаций по изобразительной деятельности дошкольников (1900 - 2000 гг.)», включающий более 3 тыс.источников, а также справочник с полным библиографическим описанием 185 диссертаций, защищенных по этим проблемам.
На втором этапе работы происходит систематизация накопленного материала по разным основаниям, обусловленным спецификой исследовательских задач. Систематизацию можно провести:
- по временному интервалу выхода источников (по десятилетиям, по периодам и т.п.). Основные исследовательские задачи такой систематизации - дать объективное систематическое описание и анализ собственной эмпирической базы данной научной дисциплины, определить,
как происходило формирование всего массива публикаций; выделить периоды в накоплении, развитии публикационного архива, а также доказать правильность выделения этапов развития научной дисциплины;
- по жанровым особенностям публикаций (статьи, обзоры, монографии, учебники, методические рекомендации, практические пособия и т.п.).
Исследовательская задача - вскрыть качественную и функциональную неоднородность архива изданий дисциплины; обнаружить характеристики в представленности основных эшелонов публикаций;
- по тематике публикаций. Исследовательская задача - определить закономерности в «поведении» тематических информационных потоков: незначительные изменения в количестве публикаций, значительное уменьшение, резкое снижение исследовательского интереса, стабильно высокий общий темп роста числа публикаций, резкий рост удельного веса исследований и т.п. Это позволяет также наметить наиболее актуальные для исследования направления и проблемы изучения в каждой тематической группе исследований;
- по авторам изданий. Исследовательская задача - подсчет продуктивности научных работников.
На третьем этапе осуществляется статистическая обработка полученных данных с использованием адекватных задачам исследования методов подсчета. Это могут быть количественные методы, характеризующие общее состояние массива публикаций. К ним относятся:
• метод оценки роста количества публикаций - подсчет количества всех публикаций, вышедших за определенный период времени. Увеличение количества публикаций происходит в соответствии с законом экспоненциального роста. Экспонента - это кривая роста, при которой в определенный промежуток времени интересующая нас величина удваивается. Д. Прайс так описывает механизм «поведения» естественного роста дисциплины: обычно после начального периода ускоренного роста устанавливается постоянный экспоненциальный рост с периодом удвоения в 15 лет. Затем в определенной точке перегиба процесс замедляется и останавливается, не до-
стигая абсурдных значений и выходя на логистическую кривую. Следует принять во внимание: каким бы явным не был экспоненциальный рост, он должен в конечном счете оказаться логистическим, т.е. включать переходный период кризиса;
• подсчет скорости роста числа публикаций является показателем темпа этого роста, а также косвенным показателем актуальности их тематики.
Скорость движения науки - показатель кратности роста за определенное число лет. Скоростью роста числа публикаций принято считать период удвоения количества публикаций. Этот период зависит от ряда показателей. Д. Прайс считает одним из них способ замера, применяемый в исследовании. Так, если проводятся поточные замеры, при которых не учитывается качество работ, для определения научности предъявляются минимальные требования - этот период может составить 10 лет. При более строгом отборе, учитывающем лишь те научные работы (или только тех авторов), которые удовлетворяют более узким определениям научности, период увеличивается до 15 лет. При усилении строгости отбора, когда учитываются труды очень высокого качества (например, только монографии) - период удвоения может быть и 20летним.
Пример применения данных методов в нашей работе показан на рис. 1.
Исследовательские задачи, которые можно решить с помощью данных методов, -выявить общий массив публикаций по
изучаемой дисциплине, отрасли, разделу и т.д.; выявить и описать общие тенденции развития рассматриваемой дисциплины, т.е. определить, какими темпами происходило формирование массива публикаций; выделить периоды в развитии публикационного архива, существенно отличающиеся скоростью роста, периоды эволюционного развития науки, периоды бурного роста; периоды снижения темпов.
Важным является выбор шкалы для оценки полученных данных. За основу анализа можно взять суммарное число публикаций по отдельной рубрике или удельный вес работ данной рубрики в общем массиве обрабатываемой информации. Полученные при этом результаты могут быть диаметрально противоположными. Докажем это на примере (см. рис. 2,3).
Общее количество публикаций по рисованию, вышедших в течение века, демонстрирует рост по кривой, близкой к экспоненте, хотя на протяжении 100 лет ярко видны периоды спада и подъема. Но в целом количество работ может являться примером восходящего потока публикаций, что характеризует достаточно высокие темпы развития данной тематической рубрики. Подсчет удельного веса публикаций данной рубрики в общем массиве обрабатываемой информации убеждает в совершенно противоположном. Количество работ по рисованию резко снижается на протяжении всех десятилетий XX в. То есть данный массив - пример нисходящего информационного
00-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100
Рис. 1. Распределение публикаций по десятилетиям XX в.
160 /
120 /
80 / + '/
40 •
0
10 20 30 40 50 60 70 80 90 00
Рис. 2. Общее количество публикаций по рисованию
потока. Учитывая большую скорость уменьшения удельного веса работ по рисованию, можно признать, что данное направление исследований вышло на логистическую кривую. А потому исследования в этом направлении не являются для методики столь актуальными, как в других тематических группах.
Полагаем, что подсчет удельного веса работ конкретной рубрики в общем массиве обрабатываемой информации дает более объективный показатель динамики в развитии информационных потоков.
10 20 30 40 50 60 70 80 90 00
Рис. 3. Удельный вес публикаций по рисованию в общем массиве
На четвертом этапе важно найти адекватные способы наглядного представления результатов. Для наилучшей демонстрации выявленных тенденций могут применяться таблицы, различные рисунки (рис.4).
Разные способы наглядного показа данных позволяют продемонстрировать различные аспекты анализа полученного материала. Выбор способа демонстрации позволяет не просто иллюстрировать результаты исследования, но и акцентировать угол зрения в его анализе. Таким образом,
Проблематика диссертаций по направлениям
Десятиле- тия Общее кол-во работ Воспитание Развитие Подготовка кадров История методики Обучение
% % % % %
50 6 1 12,5 3 37,5 0 0 0 0 4 50
60 13 1 5,6 4 22,2 1 5,6 0 0 12 66,6
70 28 5 12,5 15 37,5 0 0 0 0 20 50
80 26 7 162 10 27 0 0 0 0 22 56,8
90 33 13 27,7 4 8,5 1 2,1 0 0 29 61,7
00 79 36 29,3 16 13,0 10 8,1 2 1,6 59 48
185 63 22,9 52 18,9 12 4,4 2 0,7 146 53,1
История
методики
Подготовка
кадров
Развитие
Воспитание
Обучение
Обучение
История
методики
Подготовка кадров
Подготовка
кадров
Развитие
■ ■ЮТ
Воспитание
0 10 20 30 40 50 60 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-00
Рис. 4. Варианты наглядной демонстрации одной и той же информации
0,7
4,4
18,9
22,9
53,1
становится очевидным вычленение данного этапа в изучении информационного массива.
Содержательный, качественный анализ полученных результатов на пятом этапе, строго говоря, выходит за пределы информационного подхода к развитию науки, т.к. одним из основных его принципов является абстрагирование от конкретного содержания и относительной ценности анализируемой информации. Именно это часто дает выигрыш в познании специфики функционирования педагогической науки как системы, но в этом же состоит и логический предел возможностей подхода для вскрытия качественных (содержательных) особенностей изучаемого процесса (Г.М. Добров). Мы разделяем позицию Г.М. Доброва, который предостерегал от абсолютизации данного метода: «В современном науковедении довольно часто пользуются таким измерителем, как численность опубликованных научных работ. Он имеет более или менее тесную корреляционную связь с данными о новых результатах науки, хотя, конечно, отнюдь им не идентичен».
Изучение массива научных публикаций, давая представление об объеме науки, позволяет судить об актуальном состоянии дисциплины, о проблематике научных исследований. Ценность наукометрических методов - в их объективности и точности.
Анализ информационного массива дисциплины в структуре историко-педагогического исследования обязательно должен сопровождаться применением других методов, позволяющих, в частности, судить о динамике ее развития. Использование информационного подхода применительно к педагогическим дисциплинам значительно обогащает изображение науки рядом существенных содержательных представлений, которые не могут быть получены и исследованы другими способами.
Литература
1. Гапоненко, И.В. Науковедческий аспект применения математических методов в исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Гапоненко. Ростов н/ Д., 2003. 24 с.
2. Добров, Г.М. Наука о науке / Г.М Добров; отв. ред. Н.В. Новиков. Киев: Наукова думка, 1989. 304 с.
3. Мирский, Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э.М. Мирский. М.: Наука, 1980. 303 с.
4. Михайлов, А.И. Научные коммуникации и информатика / А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский. М.: Наука, 1976. 436 с.
5. Налимов, В.В. Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса / В.В. Налимов, З.М. Мульченко. М.: Наука, 1969. 192 с.
6. Огурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование / А.П. Огурцов. М.: Наука, 1988. 256 с.
К.Е. СУМНИТЕЛЬНЫЙ (Москва)
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ НА ФОНЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Необходимость адаптации идей и технологий, пришедших к нам из западной педагогики, неразрывно связана с интеграцией России в западноевропейскую и мировую педагогику. В связи с этим необходимо определиться с самим термином «интеграция» и рассмотреть, каким образом осуществляется этот процесс и как он связан с адаптацией. Нужно также понять, что, собственно, является предметом адаптации в рассматриваемом частном случае и что же может быть адаптировано к российской образовательной системе.
Само понятие «интеграция» не является чем-то новым для педагогики. Интеграционные явления на уровне подходов, идей, технологий достаточно часто фиксируются в современном образовании, но, как правило, сводятся к межпредметным связям и взаимодействиям «путем слияния в одном синтезированном курсе