Научная статья на тему 'Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности'

Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности»

Вершинина Н.А.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках информационной парадигмы науки она может быть рассмотрена как «система сбора, перекодировки, хранения, распространения и обработки информации, исследование информационных моделей и т. п.» (Г.М. Добров, В.Л. Извозчиков, И.В. Маршакова и др.). Решая задачу изучения становления и развития методики обучения дошкольников изобразительной деятельности в рамках информационной модели развития науки, мы следующим образом учитывали требования, предъявляемые к подобного рода исследованиям:

1. Временным отрезком, ставшим для нас периодом изучения, является XX век: с момента появления в России первых публикаций по вопросам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

2. За основу была взята генеральная совокупность публикаций по проблемам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, вышедших в России в течение 100 лет. Первой исследовательской задачей, которую нам пришлось решить, и стало определение этой совокупности публикаций. При составлении генеральной совокупности были использованы материалы Российской государственной библиотеки, Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского и Российской национальной библиотеки. Нам удалось выявить публикационный архив изучаемой дисциплины, состоящий из 3192 источников. Результатом решения данной исследовательской задачи стала подготовка Библиографического указателя.

3. В данный массив исходного материала входят публикации не только научно-исследовательского характера, но и статьи, книги, имеющие практическую направленность и рекомендованные воспитателям. Полагаем, что анализ данного вида публикаций является принципиально важным для понимания тенденций развития такой практико-ориентированной науки, каковой является педагогика и методика как одна из ее отраслей. Кроме того, в массив исходного материала включены так называемые «непубликуемые материалы»: авторефераты диссертаций, которые, как известно, имеют гриф «на правах рукописи» и очень неболь-

шой тираж. Считаем, что, несмотря на такие ограничения, этот вид публикаций оказывает важнейшее влияние на процесс становления и развития дисциплинарного статуса любой научной дисциплины.

Рассмотрение методики как некоторой системы функционирования информационных потоков позволило нам представить ее в виде следующей схемы:

Входящие потот Потоки. циркулирующие Вихойя щие п отоки

Спрциилы*>1р " нилмэеамия

, Др;т1к V «цггигли

л Отеч м тсеннъЛ

II

опгг

Рисунок 1.

Входящими потоками являются:

- результаты специальных исследований проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, представленные в виде текстов диссертаций и их авторефератов;

- факты, положения, концепции других отраслей научных знаний;

- отечественный и зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

Мы полагаем, что именно эти потоки могут быть названы источниками данной научной отрасли.

Выходящими потоками, как видно из схемы, являются:

- специальные исследования проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, которые опираются на предыдущие результаты, на изучение публикационного архива дисциплины;

- другие отрасли научных знаний используют факты, положения, концепции, выработанные в рамках методики обучения дошкольников изобразительной деятельности;

- совокупность данных о новых технологиях, разработанных и апробированных в рамках специальных исследований, существенно изменяющая практику, обогащающая опыт работы по изобразительной деятельности детей

дошкольного возраста, которая соответствует потребностям дошкольных учреждений, семьи, экономическим возможностям и т. п.

Потоки, циркулирующие внутри системы, составляют массив публикаций, который является материальным результатом научной деятельности, обобщения опыта работы ДОУ и семьи. В данной публикации представлен подход к анализу именно этого сегмента системы.

Рассмотрим, как происходило формирование всего массива публикаций (рисунок 2).

Анализ представленного материала позволяет выявить довольно устойчивые тенденции развития рассматриваемой дисциплины. В целом отмечен высокий темп роста численности печатных работ, однако на графике хорошо видны несколько существенно отличающихся участков:

■ 10-20-е годы - период становления, появления первых публикаций по вопросам изобразительной деятельности дошкольников.

■ 20-30-е годы - снижение общих темпов научного развития, вызванное, видимо, годами Гражданской войны и периодом восстановления после нее.

■ 30-50-е годы - более длительный период (2 десятилетия) наращивания темпов в изучении вопросов изобразительной деятельности детей.

■ 50-70-е годы - период роста по кривой, почти идеально близкой к экспоненте, что характеризует высокие темпы развития данной отрасли науки. Показатель скорости движения науки в этот период очень высокий, равен 7 годам (т. е. каждые 7 лет происходит удвоение количества публикаций. Для сравнения: в среднем для интенсивно развивающейся науки этот показатель равен 10-15 годам).

■ 70-90-е годы - резкое снижение общих темпов развития науки, выраженное на графике

10 20 30 40 50 60 70 80 90 00

Рисунок 2. Распределение публикаций по 10-летиям XX века

1 Для анализа взяты самые многочисленные тематические

почти идеальной логистической кривой, продолжительность которой совпадает с периодом застоя в развитии нашего общества.

■ современный период с 90-х годов - ярко выраженный период экспоненциального роста, который по своим темпам почти повторяет период 50-70-х годов. Показатель скорости движения науки в данный период соответствует средним показателям и равен 14 годам.

Предварим дальнейший анализ двумя, с нашей точки зрения, важными замечаниями. Они касаются подходов к самой процедуре получения новой информации, к поиску измерителей публикационного архива.

1. В объем публикационного архива были включены все публикации, посвященные конкретной тематике. Однако классики науковедения Прайс де Солла, Г.М. Добров, И.В. Мар-шакова и др. подчеркивали, что судить о приросте нового научного знания в той или иной научной области можно, анализируя только те документы, в которых это новое научное знаний присутствует. Поэтому публикации, в которых представлено обобщение опыта работы воспитателей, даются практические рекомендации на основе проведенных ранее исследований, должны быть исключены из анализа, так как в этих публикациях не представлено новое научное знание, способствующее развитию изучаемой научной отрасли. Вместе с тем Г.М. Добров, определяя принципы информационного подхода к анализу развития науки, подчеркивал, что для выявления тенденций в развитии необходима надлежащая обработка, анализ значительных массивов исходного материала. Это лучше, считал автор, чем информация, содержащаяся в отдельно взятых фактах-примерах.

Ряд выделенных нами тематических рубрик изначально ориентирован на подбор только научных или только практических публикаций: таковы рубрики «Теория» или «Организация педагогического процесса». Однако в других рубриках (подготовка воспитателей, преемственность в работе по изобразительной деятельности между детским садом и школой, знакомство детей с изобразительным искусством и др.) могут находиться публикации разной направленности. Покажем на примере, как в выделенных нами тематических рубриках могут быть представлены разные виды публикаций1.

Таблица 1. Соотношение разных видов публикаций внутри тематических рубрик

Рубрика Общее количество Из них

Научные публикации Публик опыта ации из )аботы Публикации об искусстве

% % %

Знакомство с искусством 630 257 40,8 175 27,8 198 31,4

Рисование 518 342 66 176 34 0 0

Конструирование 329 133 40,4 196 59,6 0 0

Раздел "Конструирование"

20% 40% 60%

Раздел "Рисование"

100%

0% 20% 40% 60%

Я исследовательские ■ практические

Раздел "Знакомство с искусством"

100%

90-00 80-90 ' 70-80 ' 60-70 50-60 ' 40-50 ' 30-40 ' 20-30 10-20 ' 00-10

3

а

с

0% 20% Ш исследовательские

40% 60%

П практические

80% 100% □ искусствоведческие

Рисунок 3. Распределение видов публикаций внутри тематических рубрик

Представленные результаты демонстрируют примеры трех возможных вариантов соотношения публикаций внутри тематических рубрик.

> вариант 1: преобладают публикации из опыта работы, практические рекомендации воспитателям (раздел «Конструирование»);

> вариант 2: преобладают публикации, отражающие ход и результаты научно-исследовательской работы (раздел «Рисование»);

> вариант 3: внутри тематической рубрики выделяются не два, а три вида публикаций. В разделе «Знакомство с изобразительным ис-

кусством» появляется достаточное количество работ искусствоведческого содержания, в которых раскрываются особенности разных видов изобразительного искусства, выявляются характерные черты творческой манеры разных художников. Эти публикации, вышедшие в частности в журнале «Дошкольное воспитание», направлены на повышение искусствоведческого уровня самих воспитателей.

Дальнейший анализ позволил нам проследить, каково было соотношение выделенных видов публикаций в течение века в разные его десятилетия (рис. 4 ).

Графики наглядно демонстрируют, что в разделе «Конструирование» публикации прак-

Публикации по знакомству с искусством

00-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-:

^^"исследовательские практические

00-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-00 Публикации по конструированию

■ исследовательские

практические

Рисунок 4. Распределение видов публикаций в разных рубриках

тической направленности преобладали в каждом 10-летии, уступив свои позиции только в 80-90-е годы. Но в последнем 10-летии количество исследовательских публикаций резко снижается. В разделе «Рисование» издания исследовательского характера преобладают в течение всего века. Достаточно сложные взаимопереплетения обнаружены в разделе «Знакомство с искусством». Количество публикаций научно-исследовательского характера и сообщений из опыта работы в данном разделе почти одинаково в каждом 10-летии (при небольшом все же преобладании научных публикаций), но резко различается в 90-2000 гг. Издания искусствоведческого плана выходят в свет, начиная с 30-40-х годов, достигая своего наивысшего подъема в 70-80-е годы.

Знание выявленных особенностей весьма существенно для дальнейшего анализа публикационного архива дисциплины. Полагаем, что для анализа прироста нового научного знания в изучаемой научной области можно использовать только научно-исследовательские документы, в которых это новое научное знание присутствует. К таким документам мы относим: монографии, статьи научно-исследовательского характера, учебники, обзоры результатов научных исследований. Именно эти документы будут анализироваться далее.

2. Как отмечалось ранее, в использовании метода оценки роста количества публикаций важным является выбор шкалы для оценки полученных данных. За основу дальнейшего анализа мы выбрали не суммарное число публикаций по отдельной рубрике, а удельный вес работ данной рубрики в общем массиве обрабатываемой информации. Полагаем, что данный критерий дает более объективный показатель динамики в развитии информационных потоков. Докажем это на примере (рис. 5, 6).

Общее количество публикаций по рисованию, вышедших в течение века, демонстрирует рост по кривой, близкой к экспоненте, хотя на протяжении 100 лет ярко видны периоды спада и подъема. Но в целом количество работ мо-

жет являться примером восходящего потока публикаций, что характеризует достаточно высокие темпы развития данной тематической рубрики. Подсчет удельного веса работ данной рубрики в общем массиве обрабатываемой информации убеждает в совершенно противоположном (рис. 6). Количество работ по рисованию резко снижается на протяжении всех десятилетий XX века. То есть данный массив публикаций - пример нисходящего информационного потока. Учитывая большую скорость уменьшения удельного веса работ по рисованию, можно признать, что данное направление исследований вышло на логистическую кривую. А потому исследования в этом направлении не являются для методики столь актуальными, как в других тематических группах.

Таким образом, в дальнейшем исследовании используются:

1) только научные публикации;

2) в анализе учитывается удельный вес работ данной рубрики в общем массиве обрабатываемой информации.

Рисунок 5. Общее количество научных публикаций по рисованию

40 30 -20 -10 -0

10 20 30 40 50 60 70 80 90 00

Рисунок 6. Удельный вес публикаций по рисованию в общем массиве

Таблица 2. Эшелоны публикаций (%)

Основные эшелоны Пособия для воспитателей

Всего учебники монографии обзоры статьи практические рекомендации программы

% 1,6 1,3 1,0 86,9 7,77 1,5

3192 51 41 31 2773 248 48

Проведенная с учетом этих положений квантификация информационных потоков позволила выявить ряд общих закономерностей в «поведении» некоторых информационных потоков, в частности в представленности основных ЭШЕЛОНОВ ПУБЛИКАЦИЙ (табл. 2).

Полученные данные убеждают, что в публикационный архив изучаемой дисциплины, состоящий из 3192 источников, входят публикации не только научно-исследовательского характера, но и издания, имеющие практическую направленность и рекомендованные воспи-тателям2.

Самым значительным в количественном отношении является эшелон статей. На протяжении всего века заметен только один период спада, который приходится на 20-30-е годы. В остальном данный эшелон публикаций характеризуется достаточной стабильностью (в среднем -86,9% от общего публикационного архива).

Где же публикуются статьи по вопросам изобразительной деятельности детей? Данные таблицы 3 позволяют сделать ряд выводов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большая часть материалов по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста опубликована в журналах: 1533 против 1240 публикаций в сборниках. Полагаем, эта информация может служить ориентиром исследователям проблем развития изобразительной деятельности дошкольников. Причем выявлена интересная тенденция: если в начале века педагогическая периодика была бесспорным каналом получения интересующей информации, ближе к концу века сборники научных статей начинают составлять в этом серьезную конкуренцию, и вот в последнее 10-летие века приоритетной становится публикация в различных сборниках. По большей части это сборники по

Таблица 3. Распределение статей в сборниках и журналах

Годы

Статьи в сборниках

О 2

Статьи в журналах

дошкольному воспитанию, но достаточно много статей можно встретить и на страницах педагогических сборников, где вопросы изобразительной деятельности детей рассматриваются наряду с другими педагогическими проблемами. Думается это можно считать яркой иллюстрацией изменения отношения педагогического сообщества к проблемам воспитания детей дошкольного возраста.

В распределении статей явным лидером является журнал «Дошкольное воспитание», почти половина публикаций - на страницах именно этого издания. Журнал с таким названием был впервые организован в России одним из руководителей Киевского общества народных детских садов Н.Д. Лубенец. В 1911 году она основала журнал «Дошкольное воспитание», который выходил 9 раз в год вплоть до 1917 года. Журнал решал многие задачи: пропаганда идей дошкольного воспитания, изучение и представление читателям особенностей работы в детских садах, развитие теории и практики детских садов и др. За время существования на страницах этого издания было опубликовано около 30 статей по различным вопросам изобразительной деятельности дошкольников. В связи с революционными событиями журнал закрылся, и дошкольная педагогическая общественность на целое десятилетие лишилась своего периодического издания.

Журнал с таким названием возродился в 30е годы, и первыми публикациями по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста стали статьи: Лепилова К.М. «Как художественно оформить деткомнату или деточаг», Флериной Е.А. «Можно ли рисовать дошколятам с натуры». Несколько лет основными публикациями были работы, носившие рекомендательный характер.3 Вместе с тем факты убеждают, что именно этот журнал оказывал в течение века наибольшее информационное влияние на дошкольное педагогическое сообщество. Статьи, опубликованные в этом издании, становились достоянием каждого дошкольного работника (от ученого до воспитателя-практика), так как тираж журнала был очень большим, каждое ДОУ получало по подписке экземпляр, во всех библиотеках педагогических училищ и вузов имелась обязательная подшивка этого издания.

2 Подробный анализ данного вида изданий в данной публикации не проводится.

3 Подробный анализ тематической направленности публикаций будет представлен в следующем параграфе.

На втором месте со значительным отрывом расположился эшелон учебников - 1,6%. Эшелон учебников, складывающийся в той или иной дисциплине, позволяет дать о ней целостное представление. В нашей методике этот эшелон составляет 1,5% от общего количества публикаций. В большинстве научных отраслей он является самым малочисленным, так как в учебники попадает лишь та информация, которая находится далеко от переднего края исследований, уже хорошо проанализированная и тщательно отобранная.

Первый учебник по методике «Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях: Пособие для высших пед. уч. заведений и пед. техникумов» Е.А. Флериной вышел в 1934 году, а последние пособия - в 2000 году. В течение века было создано несколько учебников и учебных пособий для педучилищ и пединститутов. Общим количеством - 51. Далеко не каждая методика может гордиться такими же показателями.

Анализ данного эшелона публикаций показал (табл. 9), что большинство изданий относятся к изданиям программ, методических рекомендаций и пособий. Как правило, они адресованы студентам заочных отделений. Первыми среди них являются «Методические указания для заочников к программам...» Е.А. Флериной, вышедшие в 1935. В 2000 году вышло методическое пособие для студентов-заоч-ников «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» (ред. Г.М. Киселева).

В эшелоне учебников 23,5% составляют учебные пособия по отдельным темам. Среди них: Захарова В.М. «Предметное рисование в детском саду (старшие группы)»: Пособие для студентов-заочников дошкольных факультетов пед. институтов (1963 г.), Гусакова М.А. «Аппликация»: Учебное пособие для учащихся педучилищ (1977 г.) и др.

Достаточно большая группа пособий (29,4%) состоит из учебников, комплексно рассматривающих вопросы изобразительной деятельности дошкольников. Подробный анализ структуры, содержания учебников требует специального исследования.

На третьем месте в публикационном архиве - эшелон монографий (1,3%). Число монографий в массиве публикаций разных научных дисциплин обычно меньше числа статей в пределах 20-50 раз. В нашей методике он почти в 78

Таблица 4. Виды учебных пособий для студентов и учащихся

Общее кол-во Комплексные учебники и пособия Учебные пособия по темам Лекции для студентов Программы и методические разработки

51 15 12 3 21

% 29,4 23,5 5,9 41,2

Таблица 5. Проблематика монографий, общее количество изданий

Проблематика монографий Общее количество изданий

Воспитание 16

Рисование 9

Психологические основы 7

Ознакомление с искусством 2

раз меньше. Поскольку основная цель монографий - не просто обобщить результаты по какой-либо крупной научной проблеме, но и показать место данной проблемы в предмете дисциплины, то есть решить методологическую задачу, можно констатировать, что методологические основы нашей методики разработаны пока недостаточно. За рассматриваемый период вышла в свет 41 монография.

Большинство монографий посвящено проблеме творчества детей в разных видах изобразительной деятельности.

Следует особо остановиться на эшелоне обзоров. По словам американского науковеда Д. Прайса, «когда в процессе естественного роста дисциплина начинает значительно превышать... квоту в несколько сот коллег, ни один человек уже не может должным образом ориентироваться в такой дисциплине. На каждом этапе этого пути накопленный массив статей может быть более экономно упакован в обзорные статьи или учебники» (с. 346). В большинстве научных отраслей, особенно технической направленности, он является вторым по численности после эшелона статей. В нашем случае -это весьма незначительное количество, всего 31 обзорное издание, что составляет 1,0% от общего публикационного архива.

Полагаем, можно назвать несколько причин столь небольшого количества обзоров. Одна из них - анализируемая нами научная отрасль является еще очень молодой, поэтому ее публикационный архив не столь велик. Общее число специалистов, занимающихся вопросами

изобразительной деятельности дошкольников, не достигло еще той «квоты в несколько сот коллег», о которой говорит Д. Прайс.

Считаем, что большую роль сыграла и методика подсчета, примененная нами в ходе исследования. Вопрос, вставший перед нами, можно сформулировать так: какие публикации относить к обзорным. Вопрос этот не праздный, так как в науковедении существует несколько часто противоречивых позиций в ответах на него. Так, в пособии «Подготовка обзоров органами научнотехнической информации» различается два типа обзоров -реферативные и аналитические. Основное различие между этими обзорами заключается в том, что составитель реферативного обзора лишь воспроизводит в сжатом и систематизированном виде информацию и суждения, приводимые авторами документов-первоисточников. При этом не дается никакой критической оценки этой информации, тогда как составитель аналитического обзора критически оценивает их и на основе логического анализа и синтеза информации, которая содержится в документах-первоисточниках, высказывает собственные суждения и делает выводы.

Словарь терминов по информатике на русском и английском языках добавляет еще один тип обзоров - библиографический. Это обзор, содержащий характеристику первичных документов как источников информации, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо общему признаку. Подготовка библиографических обзоров осуществляется главным образом в библиотеках, а не в органах научно-технической информации.

Общепринятой типологии научных обзоров пока не существует, хотя и предпринимаются попытки ее разработать (А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского) (с. 302).

При богатом разнообразии обзоров актуальным является вопрос, какую же публикацию можно отнести к этому виду изданий. В 1965 году Д. Прайс пришел к выводу, что обзорной статьей можно считать любую журнальную статью, если в ней имеется 25 и более ссылок на другие работы. Речь, отметим, идет только о статьях. Но обзоры могут быть представлены и в других документах (например, монографиях). Если считать обзорным любой научный документ, в котором приведено не менее 40 библиографических ссылок, то по этому формальному признаку можно выявить от 75 до 85% всех обзорных научных документов. Данный вывод

подтверждается количественным распределением библиографический ссылок по научным документам в двух выборках, которое было получено А.М. Вудведом (С. 374).

Однако А.М. Вудвед считает, что использование только одного формального признака - числа библиографических ссылок, содержащихся в научном документе, - не является достаточно эффективным для идентификации обзоров. Поэтому он предлагает использовать для этой цели следующие совокупности формальных показателей:

1. Документ должен быть обзорным, если:

- он содержит более 100 библиографических ссылок;

- в его заглавии содержится ключевое слово «обзор», «достижения» и т. п.;

- из его заглавия ясно, что документ является обзорным;

- он опубликован в каком-то обзорном периодическом или продолжающемся издании.

2. Документ может быгть обзорным, если:

- он содержит от 40 до 100 библиографических ссылок (чем больше ссылок содержится в документе, тем выше вероятность того, что он является обзорным);

- он отмечен или индексирован как обзор;

- он имеет одного автора;

- из его заглавия следует, что это обзор (обычно в таком заглавии указывается лишь предмет документа).

3. Документ не является обзорным, если:

- в его заглавии указано, что речь идет об экспериментальной работе;

- он опубликован в периодическом издании, которое обычно не помещает обзоров (с. 374-375).

Пользуясь этими критериями, мы отнесли к обзорам следующие виды изданий по вопросам изобразительной деятельности детей:

> Библиографические обзоры;

> Обзоры итогов совещаний, семинаров, конференций;

> Реферативные обзоры;

> Информационные сообщения о защитах диссертаций;

> Информационные сообщения о новых книгах.

Главная характеристика данного жанра публикаций состоит в том, что благодаря отбору и сворачиванию информации они представляют ее потребителю более компактно, а потому значительно экономят время на поиски нуж-

ной информации. Значение данного вида публикаций будет все время возрастать по мере роста общего публикационного архива. Речь идет о необходимости значительно усилить работу по подготовке обзоров, превратить такую работу из стихийной в систематическую и организованную. К. Херринг пишет: «Кризис информации в наши дни качественно отличается от того, что было когда-либо в прошлом. Он может привести к заметному замедлению прогресса науки. Чтобы устранить эту угрозу, необходим творческий синтез и сведение воедино фактов и идей» (Herring E.A. Critical reviews: the sponsor’s point of view. «Journal of Chemical Documentation», 1968, v. 8, №4. С. 370). И далее: «Ни одно информационное средство не способно предоставить ученому полную информацию по интересующему его вопросу, если оно не предусматривает какие-либо способы классификации, оценки и прежде всего конденсации разбросанного там и тут ценного материала в последовательном и исчерпывающем виде. Концепции, как и факты, нужно искать. Эту функцию могут выполнить только монографии, обзорные статьи и критические компиляции» (с. 375).

Следовательно, необходимо добиваться значительного увеличения публикаций обзорного характера по методике обучения детей изобразительной деятельности. Вместе с тем в науковедении подчеркивается, что подготовка

обзорного издания может быть поручена лишь высококвалифицированному специалисту, обладающему большой научной эрудицией и хорошо знакомому с достижениями в данной области науки. Известный английский физик, лауреат Нобелевской премии Дж. Займан утверждал: «Каждый исследователь просто обязан время от времени брать на себя роль составителя обзоров, охватывать взглядом весь свой предмет и выражать собственное его понимание; он не может нанять для этого важнейшего дела писателя, каким бы специалистом по грамматике и синтаксису тот ни был» (Ziman J.M. The light of knowledge. New lamps for old. The 4th Aslib annual lecture. «Aslib Proceedings», 1970, v.20, №5., с.199). И все же в современных условиях лавинообразного роста информации вряд ли под силу одному специалисту заниматься такой работой. Поэтому все чаще различные отрасли наук создают всевозможные учреждения (центры, лаборатории и т. п.) для подготовки обзорной информации. Особенно эффективно поставлена эта работа в области научнотехнической литературы. Полагаем, что и педагогическая литература (в том числе публикации по методике обучения детей изобразительной деятельности) должна стать материалом для подготовки изданий обзорного типа, что значительно повысит эффективность исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.