Научная статья на тему 'Науки юношей питают. . . '

Науки юношей питают. . . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
515
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Науки юношей питают. . . »

НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ ...

В.В. КОРОВИН, проф. каф. селекции, генетики и дендрологииМГУЛ, д-р биол. наук

vladimir. к korovin@gmail.com

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Менее двух лет прошло со дня трехсотлетнего юбилея великого ученого и основателя русской науки М.В.Ломоносова. Так долго в нашей стране никто не сомневался в истинности слов Михаила Васильевича Ломоносова, цитируемых в эпиграфе. Что же случилось за два последних десятилетия, почему слова отца русской науки сегодня звучат насмешкой? Или изменились за время перестройки люди, и уже не может «собственных Платонов и быстрых разума Невтонов Российская земля рождать»? Автор статьи берет на себя смелость попытаться проанализировать весьма сложную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с образованием, с позиции преподавателя лесохозяйственного факультета Московского государственного университета леса.

Начну с того, что при кафедре селекции, генетики и дендрологии МГУЛ был организован межинститутский постоянно действующий научный семинар. Это дало возможность преподавателям, аспирантам и научным сотрудникам делиться мыслями и научными достижениями, обсуждать их и, в случае необходимости, получать квалифицированные советы. В отличие от большинства научных съездов и конференций, на которых доклады и их обсуждение всегда строго ограничены по времени, мы на своих семинарах такие ограничения исключили.

27 апреля 2013 г. состоялось 77-е заседание этого постоянно действующего межинститутского семинара, который был назван «Продукционный процесс и структура деревьев, древесин и древостоев». Название не лучшее, но существу рассматриваемых вопросов вполне соответствует. Первое же заседание семинара состоялось 4 февраля 2006 г. в помещении и на базе бывшей лаборатории ана-

М.В. Ломоносов

томии и цитологии древесных растений, ранее принадлежавшей кафедре селекции, генетики и дендрологии МГУЛ, а впоследствии ставшей межфакультетской. Семинар действует уже более семи лет, а вот анатомо-цитологической лаборатории университет за это время лишился, и нет пока предпосылок к тому, что она в ближайшее время возродится. На базе проводившихся в ней научных исследований, возглавлявшихся профессором А.Я. Любавской, разработаны методы отбора и искусственного разведения карельской березы и других лесных древесных растений с декоративной древесиной. На материалах, полученных в этой лаборатории, защищены четыре докторские и более десятка кандидатских диссертаций. В лаборатории занимались и готовили к защите дипломные работы и дипломные проекты интересующиеся наукой студенты.

Благодаря лаборатории, располагавшей хорошей приборной базой, ученые, аспиранты и студенты имели возможность пользоваться уникальным набором дорогих импортных научных инструментов и приборов. Кстати сказать, упоминаемое лабораторное оборудование усилиями некоторых участников семинара досталось университету совершенно бесплатно. В настоящее время оно приходит в негодность на складе, не приспособленном для хранения подобной аппаратуры. Положение с обсуждаемой анатомоцитологической лабораторией, может быть, и является мелкой частностью, однако кажется печальным резонансом общей тенденции в современной вузовской науке.

Естественное желание противодействовать катастрофически ухудшающемуся в стране положению дел в области науки и образования подсказало замысел организовать пос-

8

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2014

тоянно действующий научный семинар. Идея была высказана в частной беседе и принадлежала бывшему заведующему кафедрой селекции, генетики и дендрологии Г. А. Курносову. Участниками этой беседы были также доцент кафедры лесоводства П.Г. Мельник, доцент кафедры ботаники Д.Е. Румянцев и автор данной статьи. Идею поддержали и, посовещавшись с М.Г. Романовским, который в то время исполнял обязанности директора Института лесоведения РАН, претворили в жизнь.

Сначала предполагалось, что участвовать в семинаре будут, в основном, ученые, однако в дальнейшем стало ясно, что следует привлекать и студентов. Заложенные в самом начале и по сей день сохранившиеся организационные принципы семинара остаются следующими:

1) на семинарах заслушиваются доклады по лесоведению, лесной селекции и генетике, лесной таксации, лесным культурам, почвоведению, лесозащите, по строению и функциям лесных растений, ботаническому древесиноведению;

2) регламент не ограничивает длительность докладов и время их обсуждения;

3) присутствовать и выступать могут все желающие;

4) заседания проводятся по субботам, дата очередного заседания определяется коллегиально;

5) тексты докладов после оценки постоянными участниками семинара могут быть опубликованы на страницах «Вестника МГУЛ - Лесного вестника» при согласовании с редакцией данного журнала;

6) соруководителями семинара с согласия постоянных участников стали: от МГУЛ - проф. В.В. Коровин, от ИЛ РАН - д-р биол. наук М.Г. Романовский.

Первые заседания проходили в узком кругу, так как о семинаре мало кто знал, в дальнейшем посещаемость увеличилась. Максимальное число участников было на 50-м юбилейном заседании - тридцать человек. На заседаниях присутствовали и выступали с докладами сотрудники МГУЛ, ученые и преподаватели таких учебных и научных организаций, как Институт лесоведения РАН, который,

по существу, является соучредителем семинара, Главный ботанический сад РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт глобального климата и экологии Росгидрометцентра и РАН, Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН, Институт биологии УФ РАН, г. Сыктывкар, Институт леса Карельского филиала РАН, г. Петрозаводск, Институт леса РАН г. Красноярск, Лесотехническая Академия, г. Воронеж, Брянский технологический университет, Институт физики твердого тела, г. Черноголовка, Музей землеведения МГУ, кафедра географии почв МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт общей генетики РАН, Институт физиологии растений РАН и других научных и учебных организаций разных городов страны, в том числе весьма отдаленных - Красноярска, Хабаровска, Уссурийска. С докладами выступали и иностранные гости из Сельскохозяйственной академии г. Горган Исламской республики Иран, из Шведского университета сельскохозяйственных наук г. Скиннскаттеберг, из Латвийского государственного института химии древесины. Заочное участие в работе семинара (присланные статьи) принимали ученые из многих научных и учебных заведений.

Материалы были опубликованы сначала в виде коллективной монографии с названием семинара. Монография была депонирована в ВИНИТИ. Затем три года подряд выпускались отдельные номера журнала «Вестник МГУЛ - Лесной вестник», целиком посвященные публикации докладов. Впоследствии статьи по материалам докладов, сделанных на семинаре, были включены в очередные номера журнала.

Анализ научных работ, результаты которых докладывались и детально обсуждались в течение семи лет, показывает, что общее направление большинства исследований можно назвать лесоведческим или биогеоценологическим. Это вполне естественно и ожидаемо. Множество работ посвящено разработке частностей биогеоценологии, но были и теоретические исследования, обобщающие основные положения сложной и многогранной лесной науки. Наиболее интересные доклады были представлены учеными Инс-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2014

9

титута лесоведения РАН М.Г. Романовским и А.В. Абатуровым. Как одно из ярчайших следует отметить выступление заведующего лабораторией популяционной генетики д-ра биол. наук Д. В. Политова с сотрудниками из Института общей генетики РАН. Их исследование было посвящено популяционной и эволюционной генетике кедровых сосен. Оригинальными по направлению исследований и интересными по результатам стали работы по строению древесины, проведенные сотрудником кафедры селекции, генетики и дендрологии П.А. Аксеновым. Серьезным вкладом в разработку одного из современных направлений теории эволюции являются доклады, с которыми периодически выступает на семинарах заведующий той же кафедры В.А. Брынцев. Заметному развитию дендрохронологии способствовали труды Д.Е. Румянцева (кафедра ботаники). Перечень научных работ можно продолжать очень долго. Основным докладчиком, демонстрирующим выдающуюся научную эрудицию и активность, является М.Г. Романовский, выступления которого вызывают особенный интерес.

Считаю необходимым отметить важную роль постоянно действующего семинара и в апробации подготовленных или находящихся в той или иной степени готовности кандидатских и докторских диссертаций. Периодически обсуждаются и подготовленные к защите дипломные работы студентов.

Начиная с третьего заседания, стали появляться студенты, правда, их посещения так и не стали массовыми, несмотря на активную пропаганду семинара. В большинстве случаев студентов приводили руководители дипломных работ. Этими руководителями оказывались инициаторы создания семинара - доценты МГУЛ П.Г. Мельник и Д.Е. Румянцев. Что же касается П.Г. Мельника, то его вклад в организацию студенческой научной деятельности до настоящего времени так и остался недооцененным, несмотря на совершенно очевидные положительные результаты. Достаточно даже одного примера - организации ежегодной международной молодежной конференции «Леса Евразии».

Исключительный прецедент массового появления студентов с докладами создала доцент кафедры ботаники Анна Борисовна Загре-ева - на одно из последних заседаний она привела сразу шесть студентов-докладчиков. Все они были первокурсниками, и большинство из них приехали учиться с российского Кавказа или из бывших союзных республик. Вот эти два обстоятельства и заслуживают, с моей точки зрения, внимания и анализа. Есть, правда, еще один немаловажный фактор - премии за две лучшие работы, которыми награждает студентов наш семинар, и которые, казалось бы, должны были привлечь студентов.

Попробуем разобраться, почему же только у первокурсников проявляется интерес и склонность к научной работе. Обсуждение студенческих докладов показало, что все они до поступления в университет совершенствовали знания в области лесной биологии, или занимаясь в соответствующих школьных кружках, или работая в школьных лесничествах. Такие «пережитки» социализма сохранились в школах бывших союзных республик, где пока еще не допустили полного уничтожения и системы образования, и лесного хозяйства путем так называемых реформ. Школьные научные кружки и школьные лесничества, как выяснилось, кое-где еще есть и в нашей стране, чаще в отдаленных от Москвы районах.

Казалось бы, хоть небольшой процент студентов-первокурсников, интересующихся научными исследованиями, все-таки есть, и университетская наука имеет какие-то надежды на будущее. Однако уже на втором курсе желающих заниматься научной работой практически нет. Единичные исключения - студенты из среднеазиатских республик. Остается тот же вопрос: что происходит?

Ответ на этот вопрос один. Студенты начинают понимать, что занятие наукой бесперспективно в отношении материального обеспечения будущего. Они узнают, какую зарплату получают, к примеру, преподаватели, после чего научный энтузиазм снижается и исчезает. В самом деле, кого может соблазнить перспектива, при которой, посвятив всю жизнь научной и педагогической работе и сумев достигнуть доступных в этой области вершин,

10

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2014

например, став доктором наук и профессором, иметь зарплату меньшую, чем дворник-гастарбайтер. Не проще ли, получив (неважно, каким способом) диплом об окончании университета, пойти, допустим, торговать, зная, что будущее будет обеспечено. И не только в усилиях и размере заработка дело - нашему «торговцу» не нужно посвящать время чтению научной литературы и написанию книг и статей, за которые не заплатят. Более того, чаще автор платит сам, чтобы результаты работ опубликовали. Не надо беспокоиться и об уровне знаний обучаемых студентов, и о соответствии твоего собственного уровня современному состоянию науки. Сомнений не остается - продавать что-либо явно предпочтительней.

Да, предпочтительней - меньше хлопот, больше денег Но каково в этом случае будущее нашей страны? И есть ли это будущее вообще при таком положении дел? К сожалению, в наше время образование неполноценно из-за так называемого самостоятельного изучения дисциплин и необязательного присутствия на аудиторных занятиях. Студентам уже надо объяснять и доказывать, что новые и новые компьютеры, и автомобили создаются на самых наукоемких предприятиях, что ни один винтик и ни одна печатная схема не могли возникнуть без труда ученых и высокообразованных инженеров. И если в стране не будет собственной, стоящей на передовых рубежах знаний науки, то все эти ставшие уже необходимыми вещи мы будем покупать в других странах.

В связи с вышесказанным не могу не поделиться некоторыми соображениями. Я не думаю, что МГУЛ принципиально и существенно отличается от других вузов нашей страны. И от него, так же как и от других высших учебных заведений, зависит будущее нашей науки. Ученых «растят» в университетах. Никакие «Сколково» не компенсируют дефектов образования. Наивно верить, что взамен выращенных на собственных традициях и завоеваниях молодых ученых на благо нашей страны будут работать иностранцы. Правда, в истории русской науки подобные примеры были, но это редкие исключения. Фундамент науки должен не зависеть от случайностей, а базироваться на отечественных традици-

ях. Только выпускники наших вузов смогут обеспечить будущее российской науки. И мы - преподаватели и ученые - обязаны об этом помнить и всячески поощрять научную инициативу наших студентов.

Однако вернемся к проблемам, прямо связанным со студенческой наукой и работой семинара. Речь пойдет о поощрении наиболее удачных студенческих научных работ. Идея объявить конкурс на лучшую исследовательскую студенческую работу принадлежит Роману Викторовичу Щекалеву При этом он не только предложил награждать отличившихся студентов, но и организовал спонсорскую помощь. Уже в течение трех лет он покупает призы участникам за два первых места. Сначала это были нетбуки, а в 2013 г. на 77-м заседании спонсор вручил победителям ноутбуки.

Что касается стимулирования научной работы студентов руководством нашего университета, то нельзя не видеть, что ректорат МГУЛ и соответствующие научные и учебные административные подразделения не пренебрегают такого рода деятельностью. Наоборот, в последние годы студенты лесохозяйственного факультета вновь получили возможность ездить на учебные и производственные практики в отдаленные регионы страны, участвовать в молодежных научных конференциях, проходящих в других городах и даже других странах. Хотелось бы надеяться, что нужды постоянно действующего семинара будут учтены. Разумеется, мы не рассчитываем на денежные вознаграждения, но вот некоторую техническую помощь хотелось бы получить. В течение нескольких лет постоянно участвующие в семинаре сотрудники МГУЛ и Института лесоведения РАН безуспешно выпрашивают у администрации университета ноутбук и проектор. Из-за отсутствия этого оборудования участники семинара, включая приезжающих издалека докладчиков, вынуждены скитаться по разным корпусам и аудиториям в поисках свободного проектора. Кстати, этого оборудования не хватает и для проведения учебных аудиторных занятий.

Постоянные участники семинара, как и все сотрудники МГУЛ, заинтересованные в проведении анатомо-цитологических исследований, продолжают надеяться на восста-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2014

11

новление межфакультетской анатомической лаборатории.

Заканчивая, должен еще раз вернуться к сложностям, связанным со студенческой научной деятельностью. Допустим, что в университете устранены все препятствия на пути студенческой науки. Остается неподвластным любым усилиям университета привнесенный извне фактор - катастрофическая и почти повальная безграмотность поступающей в университет молодежи. Могу сказать, что успешно сдавшие пресловутый ЕГЭ студенты не знают, где река Амур, путают Каспийское море с Карским, не знают, где находится Кавказ, не могут решить простых арифметических задач. Усилиями даже самых талантливых преподавателей вуза невозмож-

но компенсировать все трагические последствия реформы общего среднего образования. Разумеется, есть и хорошо подготовленные молодые люди, но это лишь исключения.

Итак, невольно следует сделать вывод, что не питают ныне юношей науки, равно, кстати, как не подают они и надежды старым. Не хотелось бы заканчивать на столь уж безнадежно грустной ноте. Все-таки мы, я имею в виду преподавателей и ученых, и живем для того, чтобы жизнь становилась лучше. И верится, что русская наука не останется, в конечном счете, без будущего, что если не нам, то нашим последователям, удастся изменить ситуацию. И для грядущих «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» возникнет благоприятная среда.

ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В ЛЕСНЫХ ВУЗАХ

В.В. КОРОВИН, проф. каф. селекции, генетики и дендрологииМГУЛ, д-р биол. наук

Полагаю, что сомневаться в значимости науки «Биология» в наше время могут лишь малообразованные люди. Достаточно сказать, что сама способность к познанию лежит в компетенции этой науки. Знание основ биологии особенно важно для тех, кто в научной или производственной деятельности связан с живыми объектами. Казалось бы, я говорю о чем-то само собою разумеющемся, но, тем не менее, до начала XXI века курса общей биологии на лесохозяйственных факультетах вузов вообще не было. Слово «биология» звучало лишь в названии дисциплины «Биология лесных птиц и зверей». Вместе с тем, на этих факультетах читались и читаются курсы таких дисциплин, как ботаника (анатомия, морфология, систематика и физиология растений), дендрология, лесоведение, лесная энтомология, лесная фитопатология, уже упоминавшаяся биология лесных птиц и зверей, генетика, почвоведение. Учебные программы предусматривали знакомство со многими ответвлениями биологии, но не самой общей биологией. Трудно сказать, почему учебнометодическое объединение тех времен не обратило внимания на этот пробел в лесохо-

vladimir. v korovin@gmail.com

зяйственном образовании. В последние годы к перечисленным дисциплинам прибавились радиационная биология и экология.

Что касается «Экологии», то эту дисциплину, преподаваемую в лесных учебных заведениях, правильнее было бы назвать промышленной экологией, так как в такого рода курсах рассматриваются в основном проблемы, связанные с влиянием хозяйственной деятельности человека на среду его обитания. Лесная же экология в основных чертах была великолепно изложена еще Г.Ф. Морозовым

[8], в дальнейшем же разрабатывалась и продолжает разрабатываться лишь отдельная часть этой важнейшей для лесоводов науки, очень удачно названная лесоведением.

В первые годы нынешнего века биологию ввели в программу обучения по направлению «Лесоинженерное дело», что представляется весьма разумным: лесозаготовители имеют дело с живыми объектами, более того, производственной деятельностью существенно влияют на лесные биогеоценозы и обязательно должны знать основы общей биологии. В связи с этим кафедра селекции, генетики и дендрологии МГУЛ подготовила и выпустила

12

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.