Научная статья на тему 'Наука в системе военной организации России: проблемы и решения'

Наука в системе военной организации России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / СИСТЕМА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / THE SYSTEM OF MILITARY ORGANIZATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викулов С. Ф.

В нашей стране накоплен огромный опыт использования развития науки в гражданском секторе экономики и в сфере обеспечения обороны и безопасности. Таким образом, не из корыстных побуждений, и высокие и важные национальные чаяния традиционно доминируют над инновациями. И это принципиально важно, особенно для такой страны, как Россия и таких сфер жизни общества и государства, как обеспечение национальной безопасности во всех ее проявлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука в системе военной организации России: проблемы и решения»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука в системе военной организации России: проблемы и решения*

Викулов С.Ф. **

In our country huge experience of use of development of a science in civil sector of economy and in sphere of maintenance of defense and safety is saved up. Thus not mercenary motives, and high and national important aspirations traditionally dominated over innovations. And it is essentially important, especial for such country as Russia and such sphere of a life of a society and the state as maintenance of national safety in all its displays.

CJ 01

О СЧ

О О

о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Основная задача науки всегда состояла и состоит в разработке и предложении для использования в самых различных целях инновационных технологий и конструкций.

В нашем государстве накоплен огромный опыт использования разработок науки в гражданском секторе экономики и в сфере обеспечения обороны и безопасности. При этом традиционно доминировали не корыстные мотивы, а высокие и национально важные стремления к инновациям. И это принципиально важно, особенно для такой страны, как Россия, и такой сферы жизни общества и государства, как обеспечение национальной безопасности во всех ее проявлениях.

В истории государства были экзотические примеры довоенной индустриализации, когда проектировались выдающиеся инновационные конструкции: самолеты и ракеты, над созданием которых трудились такие гении конструкторской мысли, как А.Н. Туполев, С.П. Королев1, и многие другие. Так, А.Н. Туполев находился в заключении в 1937—1941 гг. в ЦКБ-29 НКВД, где им был создан бомбардировщик Ту-2, один из лучших самолетов Второй мировой войны; С.П. Королев находился в заключении в 1938—1944 гг. в том же ЦКБ-29 в бригаде Туполева, затем в режимном КБ Глушко в Казани, потом в Омске, где работал над созданием самолетов и ракет. Примеров такого рода множество: проектирование школьным учителем К.Э. Циолковским космичес-

ких аппаратов, изобретение А.С. Поповым радиосвязи, создание академиком А.Н. Крыловым кораблей и т.п.

Благодаря реализации традиционно высокой для нашей страны инновационной политики и Советский Союз, и Россия в разные годы во многих направлениях развития занимали или занимают лидирующее положение в научных достижениях и реализации исследовательского потенциала. Так, гордостью общества и государства являются успехи в освоении космоса, Россия занимает лидирующее положение в производстве такой высокотехнологичной продукции, как вооружение (2-е место в мире после США), и иные.

Однако некритичный, торопливый и революционный по духу и стилю переход к рыночной экономике привел к упадку потенциала науки — основы будущего. Так, если в 70-е гг. прошлого столетия доля заявок нашей страны (СССР) в общем объеме поданных в мире на изобретения составляла 25,8 % (США 14,6 %, Японии 30,6 %), то к концу 90-х гг. эта цифра упала почти в 10 раз до 2,6 % (США 15,2 %, Япония 44,6 %)2. Сейчас на очереди кардинально реформируемый учебно-научный потенциал Вооруженных сил РФ: ликвидация, передислокация и объединение военных вузов, создание военных учебно-научных центров и т.д. Нельзя не видеть наличие существенно значимых факторов торможения создания и реализации основных положений инновацион-

Из выступления на Научно-техническом совете АЭБ МВД России 8 февраля 2011 г.

Главный научный сотрудник 46-го ЦНИИ МО РФ, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор экономических наук, профессор.

ной политики, в результате чего в рейтинге уровня по политике инноваций Россия находится на 52-м месте, в то время как Индия на 39-м, Китай на 46-м3. Одной из причин такого положения дел является

Потенциал инновацион

недостаточное стимулирование развития инновационной продукции и соответствующих технологий, перенос центра тяжести инновационной деятельности в государственный сектор (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1

' деятельности (2006 г.)

Государства Количество исследователей, тыс. человек Количество исследователей на одного жителя Расходы на одного исследователя, долл.

Россия 484 7,1 31,4

Китай 910 1,2 61,6

Германия 268 6,9 312,7

Таблица 2

Распределение средств и исполнителей по секторам (%)

Государства Источники средств Исполнители

Коммерческий Государственный Коммерческий Государственный

США 64 31 70 12

Япония 75 18 75 9

Россия 31 60 69 25

Главные проблемы, стоящие на пути активизации инновационной политики в России, следует искать в нескольких направлениях. Первое активизация разработки общей методологии оценки эффективности применения инноваций. Она касается прежде всего области оценки показателей эффективности, что предполагает обоснование их содержания, способов соизмерения получаемого целевого и экономического результата (зачастую многокритериального) и необходимых для этого затрат ресурсов. Характерный пример: решение о выводе из Москвы военных академий. В обоснование его целесообразности приводятся обычно рассуждения о получаемых средствах за счет продажи высвобождаемой земли и направлении их на обеспечение жильем военнослужащих. Такая постановка задачи оценки эффективности принимаемого решения не имеет ничего общего с научным обоснованием, так как при этом не учитываются затраты, связанные с передислокацией, выплатой денежных средств увольняемым военнослужащим, необходимостью обустройства учебных заведений на новом месте и т.д. Но главное совершенно не принимаются в расчет потери научного потенциала, разрушение научных школ, что лежит в основе получе-

ния и накопления инновационного потенциала.

Вторая проблема — традиционное для России нежелание и (или) неумение выстроить систему стимулирования создания инновационного продукта. В классических капиталистических странах миллионерами становились именно иннова-торы, создавшие новый прорывный продукт: автомобили семейства Форд, системы Windows и др. В России миллиардерами становились люди, близкие к государственной кормушке, и несть им числа. Что получил известный всему миру Калашников, кроме генеральского звания?

Таким образом, инновационная политика является решающей в общей политике государства. На пути достижения позитивного результата имеется довольно много нерешенных проблем. В их разрешении важно использовать опыт стран, уже достигших значительных результатов.

В последние годы лидирующая роль в инновационном процессе стала принадлежать нанотехнологиям. По мнению ученых, в XXI в. нанотехнологии произведут такую же революцию, какую произвели письменность, электричество, ядерная энергетика и компьютеры4. Ожидается, что мировой рынок нанотехнологий к 2015 г. составит более 1 тыс. млрд долл.

Естественно, что нанотехнологии становятся лидерами инновационной политики также и в сфере обеспечения обороны и безопасности.

Огромная, возможно, решающая роль в активизации и повышении результативности инновационной политики принадлежит системе подготовки кадров. Многие специалисты, и автор с ними согласен, полагают, что в последние годы в результате непродуманной политики в экономике страны, к тому же неверных ори-ентаций системы школьного и вузовского образования произошло и продолжается ослабление, а в ряде случаев — разрушение системы подготовки кадров специалистов, а также научных кадров (докторов и кандидатов наук) по стране в целом и в военной организации России в частности.

В настоящее время реформируется система аттестации научных кадров — формируется департамент Минобрнауки, готовится коррекция нормативных документов: Положения о Высшей аттестацион-

ной комиссии (ВАК), Положения о порядке присуждения ученых степеней, Положения о диссертационном совете и пр. На сегодняшний день в России функционирует 3229 диссертационных советов (ранее было 4500). Со стороны ВАК по отношению к диссоветам есть довольно много замечаний и предупреждений. Замечания от ВАК, как правило, получают за ошибки и некорректность оформления документов (например, по использованию формулировок в заключение диссертационного совета по поводу оценки научной новизны, сути научной проблемы (задачи) и т.п.).

Снижается качество диссертаций по экономическим специальностям. Сейчас 13 % получателей докторской степени по экономическим наукам и 39 % кандидатов работают вне сферы науки и образования. Более 50 % защит проходит по гуманитарным наукам, а в науке работают только 6 % защищенных.

Очень низка результативность работы аспирантур и докторантур (табл. 3).

Таблица 3

Результаты работы аспирантур и докторантур в 20072009 гг.

Годы Аспирантов Докторантов

2007 2008 2009 2007 2008 2009

Выпуск, всего 35 747 33 670 34 235 1216 1302

В том числе с защитой 10 970 8378 10 770 297 435

30% 30 %

а

Ol

о

CJ

о о о

Q.

СС

СО

s н

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Существенно увеличилось количество в том числе резко увеличилось количество защит кандидатских диссертаций (табл. 4), защит по гуманитарной тематике (табл. 5).

Таблица 4

Количество всех защит диссертаций (среднее за два года)

Годы 1998-1999 2007-2008

Докторские 3880 3415 умен. в 1,1 раза

Кандидатские 16 330 27 690 увел. в 1,7 раза

Таблица 5

Кандидатские защиты по отраслям наук

Годы 1998-1999 2007-2008

Технические науки 3000 4300 в 1,5 раза

Экономические науки 1600 5300 в 3,3

Юридические науки 600 2000 в 3,3

Политические науки 130 375 в 2,9

Готовится решение о том, чтобы не открывать диссертационный совет, если в организации, при которой он создается, нет электронной информационной системы «Антиплагиат».

В последние годы участились случаи обращения в ВАК соискателей о нарушениях процедуры защиты. Порой процедура защиты превращается в фарс некоторые члены совета не присутствуют на заседании, соискатель на вопросы не отвечает. В случае, если будет установлено, что процедура защиты нарушена, ВАК обязана отклонить решение диссертационного совета.

Планируется, что все авторефераты, в том числе и кандидатские, будут вывешиваться на сайте ВАК. После поступления в диссертационный совет диссертация не должны корректироваться.

Изменяются требования к публикациям. Диссертационный совет должен опре-

делять полноту изложения существа диссертации в публикациях научных изданий. При этом не должны учитываться учебно-методические работы.

Монография приравнивается к публикациям. Монография может быть засчитана за одну, три или пять ваковских публикаций. Решение о приравнивании монографии к изданию по перечню ВАК принимает экспертный совет ВАК. В целом для докторской нужно 710 публикаций в изданиях по перечню ВАК. Для кандидатской диссертации — минимум одна публикация в изданиях по перечню ВАК. Но главный вопрос не в количестве публикаций, а в их качестве. В настоящее время на Президиуме ВАК отклоняется около 15 % работ.

Повышение качества научных исследований, защищаемых в форме диссертаций, — залог успешной реализации инновационной политики государства.

Литература и примечания

1. Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 2004. Т. 8, 1999. Т 4.

2. Программа ТВ Центра «Фабрика мысли». Идея для России. 2008. 9 марта.

3. Экономика инноваций. учебник // под ред. В.Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2008.

4. Половинкин В.Н. Нанотехнологии в судостроении: монография. СПб.: ФГУП ГНЦ «ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, 2009. С. 6.

СМ

О!

О СМ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.