Научная статья на тему 'Наука уезжает за производством'

Наука уезжает за производством Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анатолий Вассерман

Постиндустриалистские фантазии не заменят работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука уезжает за производством»

Наука уезжает за производством

Постиндустриалистские фантазии не заменят работу.

Василий Григорьевич Грабин стал Героем Социалистического Труда, четырежды лауреатом Сталинской премии первой степени (на премии шли гонорары за публикации статей и книг самого Иосифа Виссарионовича Джугашвили, а с годами в тот же фонд направили свои гонорары еще несколько членов политбюро), доктором технических наук, кавалером множества орденов

Ф-22 УСВ (то есть якобы усовершенствованная, хотя фактически спроектированная с нуля, — около 10 тысяч) и самая массовая (по Википедии — 103 тысячи, хотя приведенная в той же статье таблица производства на разных заводах дает всего 48 тысяч — что, впрочем, все равно в разы больше, чем у любого иного орудия, кроме минометов) пушка ЗиС-Э, трехдюймовые и 85-миллиметровые пушки танков Т 34 и КВ, противотанковые 57-миллиметровые ЗиС-2 (около 14 тысяч) и 100-миллиметровые БС 3 (около 4 тысяч) значительно превосходят объемы производства всей прочей советской артиллерии той эпохи. Да и послевоенная

I Инженерия и наука неотрывны от производства. Массовый вывод производства за рубеж приводит к тому, что и инженеры и ученые так или иначе следуют за ним — туда, где открывается широкое поле для приложения сил

не за красивые глаза (они у него были как раз некрасивые: сказалось гормональное расстройство, мучившее конструктора несколько лет). Все его награды, как и личное уважение Джугашвили, ценимое в те времена куда выше любых наград, заслужены созданием пушек.

Правда, далеко не все его творения пошли в серийное производство: то конкуренты выигрывали, то прямо по ходу работы менялись требования заказчиков. Но все же трехдюймовые (76,2 мм) пушки Ф-22 (около 3 тысяч),

57-миллиметровая автоматическая зенитка С-60 выпущена в тысячах экземпляров и по сей день применяется по всему миру.

Такое изобилие принятых образцов определяется не только личным талантом Грабина и даже не только его умением подбирать и поддерживать полноценный работоспособный коллектив конструкторского бюро. Куда важнее оказалась придуманная им организация работы коллектива. В своих мемуарах (увы, изданных лишь под конец перестройки, когда уже

не было в живых не только самого автора, но и всех, с кем он остро конфликтовал при жизни и кто приложил руку к откладыванию его труда на полку) он описал многие подробности этой организации. Полагаю, любому имеющему дело с разработкой чего-то нового стоит прочесть мемуары целиком — хотя в Интернете есть и большой труд Сергея Германовича Воротникова «По полям книжных сражений», где многие фрагменты этих мемуаров серьезно раскритикованы.

Остановлюсь только на одной подробности. Конструкторы и технологи у Грабина стыковались попарно. Технолог, хорошо знающий возможности заводского оборудования и рабочих, сдерживал избыточно творческие порывы партнера. Тот же не только подыскивал решения в той части спектра, что покрывалась существующими технологиями, но и зачастую подталкивал к поиску новых.

Один из важнейших результатов такой дуэтной работы — существенное ускорение цикла разработки систем. В частности, 107-миллиметровую танковую пушку ЗиС-6 (на базе ранее созданной им же пушки Ф-42 того же калибра и назначения, но с заметно меньшей дульной энергией и скорострельностью) Василий Гаврилович пообещал разработать за 45 дней — в несколько раз быстрее, чем ожидали другие специалисты. Первый опытный образец впервые выстрелил через 38 дней, а к концу согласованного срока уже была выпущена партия в 5 штук по серийной технологии. Правда, конструктор тяжелых танков Жозеф Яковлевич Котин

86

бизнес-журнал декабрь #12 2012

г

так и не создал — ни за полтора месяца, ни позже — новую башню для своего КВ ни под Ф-42, ни под ЗиС-6 (по веской причине: под пушку с длинным патроном пришлось бы радикально переделать почти весь танк), так что пушки в конце концов пошли в переплавку, и только на исходе 1943 года новый танк Котина ИС-2 получил 122-миллиметровую пушку (Д-25 конструкции Федора Федоровича Петрова с раздельным заряжанием снаряда и пороха, как в Ф-42 — и в отличие от ЗиС-6 с ее единым патроном, громоздким и неудобным в обращении; трудно сейчас сказать, кому принадлежало концептуально неудачное в тогдашних условиях решение сделать 107-миллиметровую пушку под унитарный патрон).

Еще одно важное достоинство повседневного взаимодействия конструкторов с технологами — разработка систем, простых в производстве. Трудоемкость и металлоемкость Ф-22 УСВ примерно вдвое меньше, чем Ф-22. А ЗиС-З по этим показателям примерно втрое лучше Ф-22 УСВ, по расходу же самых дефицитных в военное время материалов — едва ли не вдесятеро лучше. Потому — а не только благодаря значительно меньшей массе готового изделия, упрощающей перемещение вручную на поле боя, — и стала самой массовой.

Но чтобы производить ту же ЗиС-З не только на артиллерийском заводе имени Сталина (откуда и обозначение пушки) № 92 в Горьком, но и на заводе № 235 в Воткинске (Удмуртия), пришлось командировать немалую группу специалистов. Они подгоняли оборудование завода под требования своей технологии, а заодно модифицировали некоторые детали, не нуждающиеся во взаимозаменяемости, под существующее оборудование. Правда, даже при всех этих изменениях воткинский завод сделал в 6,5 раза меньше ЗиС-З, чем горьковский. Но это уже зависело не столько от конструкторов с технологами, сколько от изначального соотношения мощностей: «Новое Сормово» создали в 1932-м сразу как промышленный гигант (кстати, упомянутые Википедией 103 тысячи орудий — суммарное

производство на ЗиС всех типов орудий за годы войны), а завод в Воткинске с 1758 года успел поменять десятки хозяев и специальностей, но всегда оставался соразмерен малому уральскому городку.

Чем выше требования к производству, тем теснее должна быть его интеграция с разработкой. Недаром в 1936-м году Сергею Владимировичу Ильюшину пред-

нерное обеспечение. А иногда — и научное: для той же авиации в советское время созданы исследовательские институты аэрогидродинамики (ЦАГИ), авиамоторов (ЦИАМ), авиационных материалов (ВИАМ), даже авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ). Наука там была полноценная: так, Борис Сергеевич Стечкин, обеспечивая своего кузена Александра

кк

Конструкторы и технологи в бюро Грабина стыковались попарно. Технолог, хорошо знающий возможности заводского оборудования и рабочих, сдерживал избыточно творческие порывы партнера. А тот подталкивал напарника к поиску новых производственных технологий ^^

ложили перевести свое конструкторское бюро (только что выделенное из возглавляемого им же Центрального конструкторского бюро на базе московского завода № 39 имени Вячеслава Рудольфовича Менжинского) на основанный в 1932-м завод №18 в Воронеже, где осваивался его дальний бомбардировщик ДБ-3 (затем претерпевший немало модификаций и более известный как Ил-4). Ильюшин отказался: ДБ-3 одновременно осваивали еще два завода, а у самого конструктора было еще несколько планов. Спор дошел до Джугашвили (в ту пору еще только секретаря ЦК, но уже бесспорно авторитетного в правительстве благодаря изобилию верных решений): тот пригласил Ильюшина пожить у него на даче, и неделю они еженощно (ибо Джугашвили возвращался из Кремля не ранее часу ночи) по многу часов обсуждали не только интеграцию проектирования с производством, но и множество других авиационных и общетехнических вопросов. КБ Ильюшина осталось в Москве (где изрядно интегрировалось с заводом № 39), но в общую практику вошли выездные конструкторские бригады, работавшие на серийных заводах порой по много месяцев.

Чем сложнее техника, тем, соответственно, сложнее и ее инже-

Александровича Микулина теорией рабочих процессов в поршневых (а затем и реактивных) двигателях, совершил немало серьезных открытий в теплофизике, так что академиком стал заслуженно. И всем этим инженерам, технологам, ученым приходилось проводить заметную долю рабочего времени в теснейшем общении не только друг с другом, но и с производственниками на серийных заводах, и с эксплуатантами...

Инженерия и наука неотрывны от производства. Когда оно перемещается — они так или иначе следуют за ним. Китайские инженеры и ученые, обученные по всему миру, возвращаются на родину не столько из патриотизма, сколько на широчайшее поле приложения своих сил — громадную и быстрорастущую промышленность. А вслед за ними туда же едут и специалисты иного происхождения. Ибо на родине им нечего делать. Многие пакости последних десятилетий — вроде болонизации высшего образования и декларации равноценности всех культур — порождены массовым выводом промышленности за пределы стран, все еще считающих себя развитыми.

Не возродим былого промышленного величия — не видать нам величия ни научного, ни культурного. ■

бизнес-журнал декабрь #12 2012

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.