Научная статья на тему 'Вклад советских инженеров в победу СССР в Великой Отечественной войне'

Вклад советских инженеров в победу СССР в Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4681
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад советских инженеров в победу СССР в Великой Отечественной войне»

ВКЛАД СОВЕТСКИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПОБЕДУ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В. Колодкин, Н.Н. Лупарева, к.и.н., Воронежский институт высоких технологий

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, как никогда, страна нуждалась в технических инновациях, способных инженерах, которые обеспечили бы быструю разработку новой техники, дешевой и надежной в эксплуатации.

Начавшаяся война потребовала коренных изменений во всем укладе жизни страны. Необходимо было перераспределить материальные, финансовые и трудовые ресурсы на нужды фронта, резко увеличить выпуск военной продукции и сократить выпуск гражданской, перебазировать производства, быстро ввести их в действие в тыловых районах.

Громадными усилиями инженеров, техников, рабочих к концу 1942 г. утраченные мощности были не только восстановлены, но и превзошли довоенный уровень. В этот период, всего за 18 дней в 1943 г. была сконструирована грозная 152-мм гаубица, а ее массовый выпуск был освоен за 40 дней. Началось массовое производство грозных "катюш", серийный выпуск истребителей Як-9, а вслед за ними Як-3, пикирующего бомбардировщика Ту-2, и двухместного штурмовика Ил-2.

Впервые в мировой практике был освоен метод отливок стальных деталей в металлических формах. Под руководством академика Е.О. Патона ручная сварка бронекорпусов танков заменялась автосваркой. В конце сентября 1943 г. на вооружение армии поступил новый тяжелый танк "ИС", созданный конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина, который по бронезащите в 1,5 раза превосходил немецкие тяжелые танки "Тигр".

Среднемесячный выпуск боевых самолетов во втором полугодии 1941 г. по сравнению с первым полугодием возрос в 2,2 раза, полевых орудий в 3 раза, пистолетов - пулеметов - в 8 раз, минометов всех калибров - более чем в 1,5 раза. За годы войны инженеры-автомобилисты на базе трехтонки создали трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИС-6, четырехколесный со всеми ведущими колесами ЗИС-32, полугусеничный ЗИС-42, автобус ЗИС-16, газогенераторный ЗИС-21. Именно на ЗИС-6 были впервые установлены гвардейские минометы -знаменитые "катюши". ЗИС-42 широко использовался в качестве артиллерийского тягача, автобусы были переоборудованы в санитарные машины.

В первые же месяцы войны с конвейера сошли разведчик ГАЗ-64, а после доработки и ГАЗ-67Б, на базе которых конструктором В.Н. Грачевым были созданы легкие броневики и автомобили-амфибии. За годы

войны автомобилестроители поставили для нужд армии около 300 тыс. машин.

Война не порвала связи науки с производством, а лишь изменила мирную направленность научных работ. В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, марганцевые, медные залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Были найдены новые марки высококачественной стали, предложены новые технологии в военной промышленности, в том числе - выпуск патронов станками-автоматами. Шли поиски эффективных средств борьбы с врагом. В 1941 г. в боевых действиях на Черном море противник применил электромагнитные мины, обычные средства борьбы с которыми оказались малоэффективными. Группа виднейших ученых во главе с Александровым А.П. и Курчатовым И.В. создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей, что сохранило флот и спасло жизни тысячам моряков.

Одним из крупнейших танковых арсеналов на Урале стал Челябинск, который в народе называли "Танкогородом", объединивший в своем составе первенцев первых пятилеток - ЧТЗ, Ленинградский Кировский и Харьковский дизельный заводы. За годы войны инженеры и техники этих заводов внедрили в производство более 5 тыс. рационализаторских предложений и изобретений, благодаря чему производительность труда увеличилась во много раз. Так, токарь Г. Ехлаков, благодаря внедренным предложениям изготовлял за смену 560 деталей, выполняя норму на 1018%. Благодаря творческой мысли инженеров и конструкторов А. Морозова, А. Ермолаева, М. Кошкина, Н. Духова, М. Белки, В. Торотько, М. Шамшурина, Л. Сычева и многих других технологии, применяемые на заводах нашей страны, превзошли технологии фашистской Германии. Уже в 1943 г. выпуск военной продукции на заводах превзошел выпуск военной продукции фашистской Германии. Среднемесячный выпуск самолетов поднялся с 2,1 тыс. единиц в 1942 г. до 2,9 тыс. в 1943 г. Всего в 1943 г. промышленность выпустила около 35 тыс. самолетов, на 34,7% больше, чем в 1942 г. Только за два года войны вооруженные силы получили на 20 тыс. самолетов больше, чем гитлеровская армия.

За годы войны авиация страны получила более 59 тыс. истребителей, более 37 тыс. штурмовиков и 17,8 тыс. бомбардировщиков. Истребители и штурмовики уже имели реактивное оружие. Всего за годы войны промышленность выпустила 136,8 тыс. самолетов.

Инженеры Магнитогорского металлургического комбината в короткое время освоили выпуск новых марок стали: пружинную, автоматную, ствольную, броневую, шарикоподшипниковую, снарядную, бронебойную и ряд других. К концу 1942 г. комбинат освоил около 40 новых высоколегированных марок стали, удельный вес которых составлял до 85% в общем балансе стали. Инженеры-прокатчики освоили прокатку

свыше 30 профилей высоколегированных сталей, в том числе ряд фасонных профилей.

На Златоустовском металлургическом заводе было освоено производство высококачественной мартеновской стали и электрометалла. Всего же за годы войны златоустовцы освоили 170 новых марок стали. Большой вклад в освоение марок высококачественной стали внесли инженеры Сорокин, Рябченко, Сичков, Голубев, которым были присуждены Государственные премии.

Свое превосходство в области танкостроения продемонстрировали инженеры и техники. На вооружение армии начали поступать усовершенствованные танки КВ, Т-34, создателями которых были инженеры-конструкторы Кучеренко Н.А., Кошкин М.И., Морозов А.А., Котин Ж.Я. и др. Для производства этих машин, значительно превосходивших по боевым качествам немецкие машины, в 1942 г. Кировский завод в г. Челябинске за 33 дня перестроил конвейер и, не снижая выпуска тяжелых танков КВ, стал выпускать более маневренные танки Т-34. Талантливые конструкторы Котин Ж.Я., Духов Н.Л., Троянов Л.С., главный инженер завода Махонин Н.С. создали более совершенную в техническом и боевом отношении самоходную артиллерийскую установку.

Оценивая в целом заслуги инженеров в годы Великой Отечественной войны, можно подчеркнуть, что к концу войны отечественная промышленность производила самолетов, танков, артиллерийского и автоматического оружия больше, чем все другие страны, участвовавшие во второй мировой войне, уступив лишь США по производству самолетов. Если сравнить производство военной продукции Германии и Советского Союза, то получится следующая картина: Германия произвела в годы войны 46 тыс. танков и самоходных орудий, 90 тыс. самолетов, 320 тыс. артиллерийских установок, а Советский Союз - 103 тыс. танков, 136,8 тыс. самолетов, 482 тыс. артиллерийских установок.

Список использованной литературы:

1. Адасинский С.С. Развитие техники в СССР, 1917-1977 / С.С. Адасинский, Б.Л. Белов, В.Л. Гвоздецкий [и др.]. М.: Наука, 1978. 199 с.

2. Гельмиза Н. Корифеи инженерного дела в России: Из истории техники // Наука и жизнь. 1999. № 9. С. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.