Научная статья на тему 'Наука стратегического управления'

Наука стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамбовцев Виталий Леонидович

Рецензия на учебное пособие «Экономическая стратегия фирмы». Под ред. А.П. Градова. 4-е перераб. изд.Санкт-Петербург. Специальная литература, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука стратегического управления»

Экономическая наука современной России

№ 2, 2004 г.

Наука стратегического управления

© В.Л. Тамбовцев, 2004

Рецензия на учебное пособие «Экономическая стратегия фирмы». Под ред. А.П. Градова. 4-е перераб. изд.- Санкт-Петербург. Специальная литература, 2003.

Отличительными чертами российского высшего образования, по мнению многих причастных к нему людей, являются фундаментальность и систематичность. Первая из них выражается в стремлении обучать не только (а иногда и не столько) конкретным приемам профессии или видам деятельности, сколько принципам, из которых вытекают и на их основе формируются такие приемы. Усвоение подобных принципов, очевидно, дает возможность развивать их, применять творчески. Вторая черта - систематичность - состоит в выстраивании набора курсов, необходимых и достаточных (по мнению преподавателей) для того, чтобы освоивший их учащийся овладел своей стандартизированной профессией. На практике систематичность отечественного высшего и, тем более, среднего образования проявляется в ограничении свободы учащегося «странствовать» по учебным курсам, подбирая себе индивидуальный профиль обучения.

Эти особенности в полной мере были присущи в нашей стране обучению всем профессиям, в том числе и экономико-управленческим. Однако широкие возможности для сравнения преимуществ и недостатков российского и иных типов высшего образования, открывшиеся в последние годы, а также расширение возможностей выбора модели обучения, привели к тому, что наряду с очерченной моде-

лью экономико-управленческого образования, т.е. обучения менеджменту, в нем начала распространяться и иная модель.

В ее рамках упор делается именно на обучение приемам и методам управления, с существенным снижением внимания к фундаментальным основам соответствующих знаний. Аргументы в пользу такого подхода вполне прозрачны: управление - это творческий процесс, обучить творчеству невозможно, можно только показать, как это делают мастера; ученик же, обладающий способностями к творчеству, сам лучше преподавателей выделит из приводимых примеров то, что в наибольшей степени соответствует как его способностям, так и решаемой задаче.

Такая аргументация, безусловно, включает в себя значительный процент истины. Ведь именно по такой схеме построено обучение в творческих вузах, имеет она за собой и обширную историю: столетиями, например, европейские художники ездили учиться в Италию не для того, чтобы кто-то действительно обучал их живописи, а для того, чтобы смотреть картины мастеров. Метод case-studies, лежащий в основе альтернативной модели обучения, - это и есть в основе своей созерцание работ мастеров.

Однако у альтернативной модели обучения менеджменту есть одно существенное ограничение: она идеально подходит только для

«штучной» подготовки, т.е. для обучения безусловно талантливых студентов, имеющих несомненную склонность к управленческой деятельности. Между тем, профессия менеджера во все большей степени становится профессией массовой. Это означает, что человек, не имеющий очевидных талантов менеджера, после обучения на примерах рискует, столкнувшись с нестандартной ситуацией, начать искать решение «под фонарем», в то время как весь смысл знакомства художника с работами мастеров состоит как раз не в том, чтобы писать как они, а в том, чтобы писать по-другому.

Таким образом, для массовой подготовки менеджеров эффективными могут оказаться скорее систематические, «фундаментализиро-ванные» (если можно так сказать) знания, т.е. не только демонстрация успешных (во вполне определенных, конкретных ситуациях) приемов управления, но и объяснение того, почему они успешны, какие другие подходы и методы могут оказаться успешными, другими словами, обучение основам теории успешного управления.

Рецензируемое учебное пособие «Экономическая стратегия фирмы», подготовленное большим коллективом авторов под общей редакцией профессора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.П. Градова, представляет собой одно из лучших отечественных учебных изданий в области стратегического управления, выполненных в обычном для отечественных традиций высшей школы «ключе».

Объемистый том (959 с.) выстроен по классической схеме учебника: от характеристики концептуальных основ и принципов предмета «стратегическое управление» к детальному описанию его составных частей (элементов) и взаимодействий между ними. Характеристика взаимодействий компонентов экономической стратегии фирмы представляется особенно важной, поскольку придает изложению сис-

темность, т.е. качество, принципиально значимое для учебников по формированию стратегий, если таковые нацелены на создание их читателями реальных инструментов управления фирмой.

Поскольку в рамках как теории и учебной дисциплины стратегического управления, так и научно-консультативной практики в данной области, в настоящее время нет единого подхода к процедурам и содержанию процесса формирования стратегий, авторы начинают изложение с характеристики «школ стратегий», очерчивая их основные идеи и подходы. Позиционировав собственную школу в их разнообразии, авторы во втором разделе «Фирма как объект стратегического управления» подробно «прописывают» отличительные особенности трактовки фирмы как объекта и в определенном смысле субъекта стратегического управления, принятой в рамках этой школы.

Авторы придерживаются так называемой ресурсной концепции фирмы, отличающейся от ее основных трактовок, принятых в рамках экономической теории, и неоклассической (фирма как производственная функция), и неоинституциональной (фирма как сеть контрактов). Если первая из них действительно не позволяет сколько-нибудь содержательно обсуждать проблематику стратегического управления, то вторая предоставляет для этого достаточно широкие возможности, которые в определенной степени используются в учебном пособии (особенно в главе 16). Вместе с тем, следует признать, что контрактная и ресурсная концепции фирмы не противоречат друг другу, скорее, речь можно вести об их взаимном дополнении. Ведь характер ресурсов и в первую очередь их специфичность играет существенную роль в детерминации тех контрактов, заключение и исполнение которых и составляет то, что называют функционированием и развитием фирмы1. Соответственно, завершает второй раздел глава, описывающая стратегический по-

Наука стратегического управления

171

тенциал фирмы, как с точки зрения его структуры, так и взаимоотношений с внешней средой, процессами управления и т.п.

Раздел III учебного пособия знакомит читателя со «сверхзадачей» стратегического управления - категорией конкурентного преимущества и другими связанными с ней понятиями, такими как силы конкуренции (модель М. Портера), факторы конкурентной борьбы, конкурентный статус фирмы и т.д. Именно здесь, как мне представляется, наиболее различимы слабые стороны ресурсной концепции, а именно, - отсутствие надежных предсказаний того, что именно будет (или может стать) источником конкурентного преимущества.

Аналогичную трудность отмечает О. Уи-льямсон и для концепции ключевых компетенций фирмы [op.cit.], связывая ее с недостаточной операционализацией этого подхода. То же можно предположить и для ресурсной концепции: достаточно детально разработанное с точки зрения его значения для успешности фирмы понятие конкурентного преимущества не базируется пока на измерении свойств компонентов ресурсного (стратегического) потенциала фирмы в сопоставлении с аналогичными измерениями параметров рынка, на котором работает фирма. В этой связи, отнюдь не ставя в упрек авторам учебного пособия эту слабость теории, хотелось бы привлечь их внимание к данному вопросу как объекту их будущих исследований.

Раздел IV «Принципы формирования экономической стратегии фирмы» посвящен проблематике системного подхода к формированию стратегии, учету в этом процессе нестабильности внешней среды фирмы, а также вопросам соотношения стратегического планирования и маркетингового подхода к управлению фирмой. Особый интерес, с моей точки

зрения, представляет глава 10, подробно разбирающая различные виды стратегического управления - через выбор стратегических позиций, ранжирования стратегических задач, управление по «слабым сигналам», а также «управление в условиях стратегических неожиданностей».

Раздел VI, наиболее емкий (10 глав), посвящен отдельным составляющим экономической стратегии, охватывает широкий их круг, - от товарной и ценовой стратегий до стратегии стимулирования персонала. Здесь важно подчеркнуть, что отмеченная широта достигается отнюдь не в ущерб глубине и детальности анализа. Разумеется, каждая из глав пособия вполне могла бы быть основой для самостоятельного учебного пособия, однако авторам удалось включить в состав каждой из глав действительно важные моменты, существенные для понимания и разработки соответствующей стратегии.

Главы этого раздела особенно хорошо демонстрируют фундаментальный стиль всего учебного пособия. Практически каждая из них последовательно характеризует: основной понятийный аппарат, методы, детали их приложения, альтернативные подходы и практический опыт. Немаловажно также отметить, что авторы активно используют (хотя обычно и в чисто иллюстративных целях) аналитический аппарат экономической теории, т.е. математические модели.

Если в учебниках по менеджменту середины 80-х годов XX века считалось хорошим тоном приводить и анализировать математические модели принятия решений, то в последующий период (особенно в учебниках стиля case-studies) последние были прочно, казалось бы, забыты. Между тем организующая мышление роль математики как была, так и остается тако-

<j) §

X о X

■8

I §

Si

Z

1 Сопоставлению контрактной и компетентностной концепций фирмы посвящена статья Уильямсона О. Исследования стратегий фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций // Российский журнал менеджмента, 2003. Т.1. Вып. 2. С. 79-114.

N3

о о

вой. Поэтому аккуратное использование математического аппарата в «управленческом» учебнике начала XXI века явно свидетельствует о формировании нового, более адекватного, стандарта изложения материала.

Заключительный раздел учебного пособия посвящен проблематике стратегий предотвращения банкротства фирмы. Здесь характеризуются как типовые причины этого явления, так и наиболее широко распространенные подходы к формированию правил «прудентного» поведения менеджеров. Нет необходимости подчеркивать, что материалы этого раздела представляют особый интерес для менеджеров, действующих в условиях развивающихся рынков, каковыми преимущественно и являются российские рынки.

Системный подход к анализу и синтезу экономической стратегии фирмы, заявленный и последовательно проводимый авторами, а также очевидное (хотя и не подчеркиваемое в явном виде) стремление к гармонизации внутрифирменных отношений и ее отношений с внешней средой, обусловливают одну особенность пособия, которую трудно оценить как положительную. Речь идет о явлении, которое полвека назад называли «лакировкой действительности». К счастью оно не является повсеместным для текста пособия, но порой проявляет себя.

Возьмем, например, такую тему, как индикативное планирования и «вертикаль» государственного воздействия на экономику (параграф 4.1 и соответствующий рисунок 4.1 на с. 72-73). Изложенный здесь подход прямо-таки пронизан идеями гармонизации интересов государства, отраслей, регионов, фирм, как если бы все эти субъекты сообща решали общую задачу. Но никакой такой общей задачи у них нет, каждый решает свою задачу (выживания или максимизации благосостояния), причем стараясь решить ее за счет других. В рамках экономической теории давно уже доказано, что вводимые регуляции преимущественно

преследуют частные, а отнюдь не общественные интересы; что индикативное планирование нежизнеспособно по причине информационной асимметрии. Асимметрия потенциала насилия между государством и прочими игроками в экономике используется отнюдь не только (и не столько!) для обеспечения финансирования производства общественных благ и т.д. Вообще говорить о гармонизации интересов распределителей бюджета и бюджетополучателей в условиях объективного существования «эффекта храповика» (ratchet effect) представляется достаточно странным. Другой пример - явно сочувственное изложение так называемой «социальной концепции» фирмы, как если бы еще с XVIII века не было известно положение Адама Смита о том, что свежие булки по утрам мы покупаем не потому, что булочник хорошо к нам относится, а потому, что он преследует свой чисто эгоистический интерес. В то же время в учебнике есть и пример недостаточно последовательного проведения системного подхода: речь идет о явно скупом изложении вопросов организации стратегического планирования и управления. Хотя авторы и отмечают (совершенно справедливо), что эти вопросы рассматриваются во многих переводных работах только из соображений системности, им следовало бы уделить большее внимание и в данном учебном пособии.

К счастью, не эти нюансы определяют качество основного содержания учебного пособия «Экономическая стратегия фирмы». Об этом качестве лучше всего говорит тот факт, что объект рецензии - это четвертое издание пособия. Хочется в заключение пожелать авторам, чтобы в последующих его изданиях они, строго следуя избранному стилю фундаментальности и систематичности, регулярно пополняли материалы учебного пособия новыми материалами (в том числе, позитивным опытом тех фирм, чьи менеджеры учились по предыдущим изданиям учебника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.