Наука преуспевать
Модернизация производства и инновационные преобразования являются необходимым условием формирования высокотехнологичной, наукоемкой промышленности. Машиностроение — одна из отраслей, активно участвующих в форсированном переходе к укладу более высокого технологического уровня. ОАО «Амкодор» — несомненный лидер на рынке погрузочных машин стран СНГ. О последних достижениях предприятия и стратегии его развития рассказывает генеральный директор «Амкодора» Валерий КОНДРАТчИК.
— В свое время Морис Дрюон обозначил две основные составляющие успеха: во-первых, рекламируй себя, во-вторых, окажись в нужное время в нужном месте. Управленческие службы «Амкодора» применили советы знаменитого француза или выработали свою формулу удачи?
— Для нас сегодня как никогда актуально утверждение «кадры решают все» — ни одно предприятие не сможет достичь передовых позиций без квалифицированных менеджеров. Высшее руководящее звено ОАО «Амкодор» — люди с огромным опытом в сфере управления производством, а наши достижения в подготовке персонала позволили за последние годы избежать серьезных кадровых ошибок.
За период 2003—2009 гг. мы инвестиро-
вали в развитие производства почти 134 млрд руб., и сейчас износ основных фондов предприятия составляет менее 50%, что для отечественной промышленности является высоким показателем. Но когда к новым станкам встали мастера старой закалки, мы поняли, что повышать необходимо не только технологический уровень, но и квалификацию персонала. Специалисты кадровой службы «Амко-дора» разработали комплексную программу, в которой большое внимание уделяется набору, обучению и переподготовке работников разного уровня.
— Качество продукции определяют не только специалисты, но и техническая база. Каковы задачи предприятия в этой сфере?
— Главное для нас — обеспечение производства элементной базой соб-
ственного изготовления, что позволит управлять не только качеством, но и себестоимостью машин, процессом и сроками их выпуска, сбытом. Такие цели не в последнюю очередь обусловлены тем, что 83% рекламаций, которые мы получаем, связаны с качеством закупаемых комплектующих, и только 17% — «родных» узлов и деталей. В настоящее время 60% составных частей машин мы выпускаем сами, но есть вещи, которые, как ни старайся, не сделаешь лучше, чем признанный во всем мире производитель, имеющий многолетний опыт изготовления своей продукции. Поэтому такие элементы, как двигатели, гидроаппаратура, шины, тандемные мосты, мы закупаем. Однако экономика зачастую требует от нас жесткости, и мы, невзирая на лица, отказываемся от услуг поставщиков, которые нас не устраивают по качеству, ищем новых.
— Куда продается ваша техника, кто ее главный потребитель?
— Основные наши потребители — это Беларусь, где остается 35% выпускаемой техники, и Россия, куда уходит 50% объема всей продукции. Кроме того, мы поставляем машины и в другие страны СНГ, дальнее зарубежье. К примеру, в 2010 г. 57 единиц техники отправили в Венесуэлу, порядка 30 машин с маркой «Амкодор» работают сейчас на дорогах Индии, налажены торговые связи с Ли- вией, Румынией, Болгарией, юАР, Непалом. По всему миру нашу организацию представляют более 100 дистрибьюторов и дилеров.
— В основном ОАО «Амкодор» известен как производитель дорожно-строительной техники. Есть ли у вашего предприятия другие направления деятельности?
— В основе нашей стратегии лежит принцип комплексной поставки широкого спектра техники — такая многовек-торность упрочняет позицию на рынке. В работе особое внимание уделяется белорусскому агро- и лесопромышленному комплексу, мы, одни из немногих
на постсоветском пространстве, собираем машины для уборки и подготовки взлетно-посадочных полос аэродромов, совершенствуем номенклатуру снегоу-борочныхмашин,техники,предназначен-ной для коммунальных служб. Вся наша продукция пользуется спросом, признана потребителями и экспертами лучшей в СНГ и, что немаловажно, значительно дешевле зарубежных аналогов.
Особо отмечу технику для торфодобывающей отрасли. Концерн «Бел-топгаз», закупив несколько десятков наших новых штабелирующих машин, полностью изменил технологию заготовки торфоматериала, снижая затратность процесса. Замечу, что обновить парк таких машин могут только наши образцы.
— Валерий Аркадьевич, кого вы можете отнести к основным конкурентам «Амкодора»?
— Сейчас основные соперники на всех рынках — китайцы, и с ними нужно считаться, не делая скидку на тактику, которую они используют. чтобы выдержать конкуренцию, мы принимаем меры по увеличению объемов производства и продаж. Предприятие должно предо-
ставлять потребителю предложения более интересные, чем у других производителей или продавцов «секонд-хенд»-техники. К примеру, еще несколько лет назад амкодоровские машины уступали в дизайне и эргономике кабины японской, корейской технике, а теперь по этим параметрам мы сравнялись с лучшими мировыми брендами, имея при этом более низкую цену.
— Какими преимуществами обладает продукция с логотипом «Амкодор» по сравнению с аналогичными образцами других производителей?
— Наши козыри — в привлекательном соотношении цены и качества, универсальности, многофункциональности и широком ассортименте. Если подсчитать варианты комплектации техники с быстросъемным оборудованием, получится около 90 наименований. Совокупность этих факторов позволила за последние 5 лет увеличить объем производства в 3 раза. Немаловажным преимуществом является то, что за счет смены рабочих органов покупатель приобретает одну машину вместо нескольких. К примеру, быстросменные рабочие органы позволяют применять Амкодор
Структура ОАО «Амкодор»
Первая белорусская промышленно-хозяйственная группа по принципу холдинга включает 3 структурных подразделения без образования юридического лица и 7 дочерних предприятий.
Завод «Ударник» выпускает погрузчики грузоподъемностью от 2 до 5 т, телескопические погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом и сменное навесное оборудование.
Завод «Дормаш» специализируется
332С и Амкодор 342С как в строительстве, так и при уборке улиц и дворов, в сельском хозяйстве.
Мы всегда руководствуемся запросами потребителя. Несколько лет назад для МЧС Азербайджана по их просьбе мы выпусти-липартиюбелоснежныхпогрузчиков, часть машин, отправляемых в Россию, комплектуем моторами завода «Алтайдизель», а не белорусскими — так удобно покупателям.
на производстве лесной, аэродромно-уборочной техники, вилочных и погрузчиков грузоподъемностью 6 и 7 т и гидромеханических коробок передач.
Завод «Дормашмет» — заготовительное производство для всего объединения, переработка металлопроката, изготовление металлоконструкций.
Дочерние субъекты хозяйствования ОАО находятся в различных регионах республики, а многие из них входят в перечень лучших в своих районах.
— Какие организационные принципы позволяют предприятию удерживать ведущие позиции на рынках?
— В начале 90-х гг. на базе заводов «Дормаш» и «Ударник» функционировало 94 юридических лица — предприятиями становились службы, которым передавались основные фонды «Ам-кодора». Идея такого дробления заключалась в самоокупаемости каждого субъекта хозяйствования. Но любая
схема остается мертвой, если не учитывать жизненных реалий. Отдельные хозяйственные единицы бывших крупных предприятий начали оформлять права собственности и терять связь с основным производством. Возникли серьезные трудности управления этими многочисленными фирмами — у «Амкодора» не было контрольного пакета их акций. В силу этих причин мы изменили структуру объединения по системе холдинга, и сегодня наша позиция формулируется так: в уставных фондах предприятий, входящих в систему ОАО, доля амкодоровского капитала должна приближаться к 100%. Это очень важно с точки зрения инвестиционного процесса, и именно из этих соображений мы в 2004 г. приобрели свой же завод по производству мостов — важное звено производственной технологической цепочки. В результате была получена возможность управления количеством и качеством продукции. Как итог—на этом предприятии мы первыми в СНГ стали изготавливать мосты с гидротормозами.
Еще один принцип—снижение энергоемкости выпускаемых товаров. Примером может служить снижение энергоемкости в
Основные инновационные проекты на 2011—2015 гг.
ОАО «Амкодор»
Производство модельного ряда гидромеханических коробок передач. Модернизация модельного ряда выпускаемых машин и резкое увеличение мощностей по их производству.
ЗАО «Амкодор-Пинск»
Производство погрузчиков-экскаваторов на собственном шасси. Производство землевоза АМКОДОР 20232 с шарнирно-сочлененной рамой.
ООО «Амкодор-Можа»
Производство силосов по хранению зерна емкостью от 500 до 3 000 т. Производство машин предварительной очистки зерна производительностью 50—100 т/ч.
Производство теплогенераторов на местных видах топлива.
ЗАО «Амкодор-Уникаб»
Производство модельного ряда дизельных и электрических вилочных погрузчиков и электротележек. Расширение модельного ряда кабин для специальной и сельскохозяйственной техники.
результате реконструкции системы энерго- и теплообеспечения на заводе «Ударник» за счет внедрения когенерационного газопоршневого генерирующего агрегата. Он покрывает 65% производственных нужд в электроэнергии и попутно дает тепло, тем самым существенно снижая себестоимость топливно-энергетических ресурсов и продукции. Такой двойной эффект интересен для производств, и по этому пути в Беларуси уже идут многие.
Техперевооружение решает все
«В современных условиях для нас важно в числе первых выйти из кризисной ситуации. Этого можно достичь за счет быстрого технического перевооружения, инновационных прорывов в технологиях для вывода на рынок новых конкурентоспособных образцов техники. Председатель Совета директоров Александр Васильевич Шакутин ставит перед нами серьезную задачу—разработать программу развития всех дочерних предприятий наряду с головными», — так определил стратегию роста заместитель генерального директора и технический директор объединения Владимир Горбелик.
Современные технологии на «Амкодо-ре» внедряются не впервые: за последние 5 лет введено в эксплуатацию около 500 единиц современного оборудования, и износ активной части основных фондов предприятия теперь составляет не более 45%. Для переоснащения специалисты ОАО выбирают только высокопроизводительное оборудование мировых лидеров. Среди такой техники особое место занимает изготовленный по спецзаказу 5-координатный обрабатывающий центр UF-6L фирмы SHW Werkzeugmаschinеn (Германия), смонтированный на заводе «Ударник» и по технологическим возможностям не имеющий аналогов в республике Беларусь. Его эксплуатация позволяет снизить себестоимость инструментальной и модельной оснастки машин в 3 раза и открывает колоссальные возможности
изготовления элементов экстерьера и интерьера машин в новом дизайне.
В сварочном цехе работает высокоскоростной портальный продольно-фрезерный станок MVR 30 (Япония), выполняющий высокопроизводительную и точную комплексную обработку корпусных, базовых деталей и других сложных сварных конструкций из черных металлов. Он решил проблему качественной расточки важных узлов машин в сборе и механической обработке серийных деталей особо сложной конфигурации. Созданный в течение двух лет на головном предприятии участок станков с ЧПУ позволяет не только в 4—5 раз увеличить производительность, сократить численность рабочих, но и серьезно улучшить качество обработки.
На заводе «Дормашмет» введены в эксплуатацию два современных комплекса термической резки листового проката фирмы Messer (Германия) и машина лазерного раскроя тонкого листа фирмы Mazak (Япония). Их высокая производительность и качество выполняемых операций решили проблему обеспечения заготовками заводов объединения и частично снизили объемы механической обработки деталей. Внедрение
двух таких центров по производству мостов позволило высвободить больше 10 единиц старого оборудования. В ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию 16 обрабатывающих центров фирмы Mazak.
это лишь некоторые примеры модернизации, но, несмотря на постоянное техническое обновление, в производственном цикле есть, по выражению технического директора, узкие места, от которых необходимо избавляться. «По некоторым позициям комплектующих мы не могли добиться нужного результата, пока не закупили новое оборудование, — говорит Владимир Васильевич.—Напри-мер, низкое качество зубообработки мешало нашей технике выйти на мировой уровень. Сейчас для всех предприятий ОАО эта операция осуществляется централизованно на заводе «Дормаш», где установлено новое оборудование для изготовления зубчатых колес и валов высокого качества — станки с ЧПУ, линия химико-термической обработки».
Надежность сварочных соединений обеспечивают современные инвертор-ные полуавтоматы. На ЗАО «Амкодор-Пинск» разработана и внедрена технология 2- и 3-компонентной сварки в
смесях. В перспективе такие технологические процессы сварки будут действовать на всех предприятиях «Амкодор».
Предполагаемый объем инвестиций в переоснащение заводов и строительство новых производств ОАО в 2010— 2015 гг. составит более 200 млн евро. Уже сейчас разрабатываются компоновочные, проектные и планировочные решения размещения современных сварочных, покрасочных и сборочных линий на недавно приобретенных новых площадях в Колодищах. Реализация запланированной программы обеспечит рост качества механической обработки, термической резки и сварки, позволит снизить трудоемкость процессов, увеличить объем производства погрузчиков.
«этап преобразований, который мы прошли, был очень важен для создания стратегии развития предприятия — комплексное обновление по всем технологическим цепочкам. это позволяет исключать «разрывы» в производстве, увеличивать коэффициент использования материалов, экономить энергетические ресурсы, повышать импортозаме-щение. Такой подход решает проблему зависимости процесса производства от
внешних факторов и ставит нашу технику на уровень мировых образцов», — подытожил технический директор.
Рубежи «Амкодора»
Около сотни организаций реализуют машины с маркой «Амкодор» в Беларуси и за ее пределами. Продолжая работать на рынках стран СНГ и России, предприятие осваивает новые рынки сбыта в Латинской Америке, Африке, Европе, а также Иране, Ливии, Индии.
При выборе партнеров отдается предпочтение компаниям, которые могут кроме реализации техники обеспечить ее гарантийное и послегарантийное обслуживание и имеют возможность наладить поставку запчастей в свой регион. В свою очередь, ОАО оказывает содействие дилерам в обучении технических специалистов, организации и проведении выставок и т.п. Все финансовые издержки в этой области работают на завтрашний день, на будущее «Амкодора».
С 2009 г. ОАО «Амкодор» начало размещение сборочных производств за пределами республики. Чтобы обеспечить объем продаж на докризисном уровне, устранить экономические барьеры и активнее продвигать свою технику на российских рынках, в августе
прошлого года было организовано ООО «Амкодор-Брянск», которое приобрело производственные площади брянского завода «Энергозапчасть». Уже в октябре того же года были собраны первые 5 моделей машин, которые успешно прошли в России процедуру испытаний и сертификации. За это время здесь выпущено несколько десятков единиц техники, которая реализуется через дилерскую сеть в различных регионах Российской Федерации.
В Литовской Республике ведутся ремонтно-строительные работы по организации сборочного производства на площадях ЗАО «Амкодор-Балтик» — первые 6 машин для испытаний и сертификации должны собрать уже осенью. Кроме того, сборочные производства открыты в Индии и Венесуэле. Планируется создание собственных компаний на территории Украины, Казахстана и Азербайджана.
Таким образом, будет возможно продвижение на рынки стран Евросоюза и Российской Федерации, а потом и дальше. Стране это даст валютные поступления, а отечественная промышленность не потеряет объем валового продукта и сохранит рабочие места.
О самом главном
«Главная цель — качество, а главная ценность — люди» — лозунг, определяющий политику ОАО «Амкодор». Опираясь на него, кадровая служба стремится создать высокопрофессиональный коллектив и для этого сочетает в своей деятельности как современные, так и классические методы управления.
Примером может служить подготовка специалистов послепродажного обслуживания техники. Они, по мнению заместителя генерального директора по кадрам, идеологической работе и социальным вопросам Татьяны Михеевой, должны не только отлично разбираться в погрузчиках, но и органично вписываться в атмосферу деловых переговоров, знать нравы и обычаи страны, в которой продвигают технику. Поэтому в учебных планах обучающихся — курс английского языка, делового и столового этикета, психологии и рекламы, тренинги ведения переговоров.
Особое отношение к новичкам, для которых разработана адаптационная программа. После нее у нового члена коллектива складывается представление о том, что ему предлагает «Амкодор» и что, в свою очередь, требует от него. Не обделен вниманием и «золотой» фонд предприятия, который составляют лучшие сотрудники, проработавшие здесь долгие годы, — в соответствии с коллективным договором им присваиваются звания «Ветеран труда» и «Заслуженный ветеран труда».
В основе кадровой политики предприятия — востребованность и значимость каждого сотрудника и в то же время сплочение коллектива в единую команду. Этому отчасти способствуют регулярно проводимые соревнования, конкурсы профессионального мастерства, турслеты, корпоративные спартакиады, благотворительные мероприятия и т.д.
Комплексная кадровая политика приносит свои дивиденды, способствует стабилизации трудового коллектива, сни-
Защита интеллектуальной собственности
Особое внимание на «Амкодоре» уделяется защите интеллектуальной собственности — вся техника обеспечивается охранными документами, действующими как на территории республики, так и за рубежом. Товарный знак предприятия в четырех вариантах зарегистрирован более чем в 70 странах мира, а новые сборочные производства создаются только на основе заключения лицензионных договоров
на передачу технологий, технической документации, прав на использование товарного знака. ОАО «Амкодор» — одно из первых предприятий Беларуси, которое обладает свидетельствами на промышленный дизайн ЕС, удостоверяющими приоритет, авторство и закрепляющими исключительное право пользования за единственным владельцем. В прошлом году общество получило два таких свидетельства — для универсального погрузчика Амко-дор 320 и погрузчика с бортовым поворотом Амкодор 211.
жению текучести кадров, управлению трудовой дисциплиной.
Мнение потребителей
Благоустройство дорог не обходится без техники ОАО «Амкодор», и службы жилищно-коммунального хозяйства каждый день убеждаются в ее незаменимости.
«Никто пока не придумал ничего лучшего для городских коммунальных служб, чем универсальная машина Амкодор 37, известная в народе как «золотые ручки», — говорит директор коммунального унитарного предприятия по озеленению территории и содержанию дорог «Лещи-нец» Павел Бурим. — Кроме того, мы очень довольны погрузчиком с бортовым поворотом Амкодор 211, который проходил у нас испытания. Этот верткий и мощный агрегат с большим количеством навесок идеально подходит для уборки скверов и парков, дорог, работы на ограниченной территории. Высокопроходимый Амкодор 342С4 хорош при ведении землеотвальных работ, насыпке газонов, снятии грунта и дерна при формировании дорожек, легко справляется с погрузкой корней деревьев, а с поворотной щеткой может использоваться для ликвидации свалок и очистки каналов от мусора. Высокая мобильность дает
возможность быстро перебрасывать машину с объекта на объект, а хорошая маневренность позволяет работать даже в стесненных условиях. Вся амко-доровская техника проста в управлении и техническом обслуживании и надежна в эксплуатации».
«У нас работает много машин производства ОАО «Амкодор», — говорит заместитель председателя Гомельского горисполкома Александр Ранько.—И именно на этой технике лежит ответственность по обеспечению чистоты города. Настоящая находка для коммунального хозяйства — универсальный погрузчик Амкодор 342С4 со сменными рабочими органами. Техника «Амкодора» обеспечивает содержание улиц, тротуаров, мостов, путепроводов в надлежащем порядке, подходит для санитарной уборки, ремонта дорог и бордюров, установки металлоконструкций при украшении города».
Понятия «лучший», «впервые в Беларуси», «конкуренто пособный», «высокое качество» обычно стоят рядом с именем ОАО «Амкодор» и характеризуют его как предприятие нового поколения, способное преуспеть в условиях рыночной экономики, когда нужно перевооружить и цеха, и умы.
Наталья МАКАРЕНКО