Научная статья на тему 'О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах ее продвижения на внешние рынки'

О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах ее продвижения на внешние рынки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы —

Mr. D. Trubitsin, Director General for Airoservice Company, and other leaders of the innovation community of the Novosibirsk Technopark present their ideas of what factors allow the Technopark, operating in far from hothouse environment, to make progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах ее продвижения на внешние рынки»

ЭКО. - 2014. - №10

О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах её продвижения на внешние рынки

Ключевые слова: машиностроение, сельскохозяйственная техника, модернизация производства

Белорусские предприятия постоянно осваивают новые виды продукции.

ОАО «БМЗ» в 2011-2015 гг. реализует инновационный проект «Организация производства сортового проката со строительством мелкосортно-проволочного стана» стоимостью 330 млн евро. Более 76% металлопродукции планируется поставлять на экспорт. Инвестиции в объеме 520 млн евро будут направлены на реализацию более 10 крупных проектов, включая создание новых производств. Конечная цель программы развития БМЗ до 2015 г. - увеличение объема производства стали до 3 млн т и уход от реализации литой заготовки через освоение технологий ее полной переработки в продукцию с высокой добавленной стоимостью1.

Программа развития холдинга «БелавтоМАЗ» предусматривает глубокую модернизацию автомобилей семейства MA3-6430, включая создание гаммы автомобилей с колесной формулой 4x4, 6x6 экологического класса «Евро-5» и «Евро-6»; расширение модельного ряда с правосторонним управлением; освоение производства автотехники с газовыми двигателями, а также пассажирской. Комплексная программа развития холдинга на 2013-2015 гг. оценивается в 50 млн долл. и предполагает закупку и внедрение прогрессивного сварочного, окрасочного и прессового оборудования и масштабную реконструкцию литейного производства.

Минский автозавод в 2006-2011 гг. вложил около 200 млн долл. в реконструкцию производства основных узлов автомобилей. В 2014 г. в рамках инновационных разработок на заводе изготовлен опытный образец городского супернизкопольного автобуса большого класса с гибридной (дизельэлектрической) трансмиссией МАЗ-215069, предназначенного для рынков Беларуси, России, Украины и Европейского союза. Другим направлением создания экологически чистого экономичного транспорта является разработка автотехники, работающей на компримированном природном газе. В 2014 г. завершены испытания и начато серийное производство автобуса MA3-203 с газовым двигателем Mercedes-Benz мощностью 205 л.с. класса «Евро-5». Первые заказы поступили от ОАО «Беларусь Газпром Трансгаз» и г. Казани.

В рамках программы освоения производства функциональной автотракторной техники, автобусов различных классов, а также двигателей, использующих в качестве топлива компримированный природный газ, автозавод намерен расширить линейку автотехники, работающей на газомоторных двигателях различных производителей.

Холдинг «БелАЗ» в 1998-2003 гг. провел техническое перевооружение производства (стоимость проекта - около 277 млн долл.). Была проведена реконструкция производственной базы на основе гибких технологий по всем технологическим переделам, конструкторско-исследовательской базы с испытательным комплексом и полигоном. Вторая программа техперевооружения, завершенная в 2010 г., позволила сократить срок

1 URL: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/BMZ-v-2013-godu-investiroval-v-modernizatsiju-proizvodstva-Br22-trln_i_657350.html

О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах её продвижения на внешние рынки

разработки карьерной техники и постановки новых моделей на производство с пяти до трех лет2. Расширяются мощности для выпуска карьерной и дорожно-строительной техники нового поколения, в том числе карьерного транспорта дизельтроллейвозного исполнения, карьерных самосвалов грузоподъемностью до 450 т (впервые в мире). С разработкой и внедрением в производство в 2015-2020 гг. серии самосвалов грузоподъемностью 170-190 т, 260-290 т и 420-450 т холдинг получит максимально наполненные типоразмер-ные ряды спецтранспорта и карьерных самосвалов, превосходящих аналоги конкурентов.

«БелАЗ» производит карьерные самосвалы с электромеханической трансмиссией переменного тока, работает над созданием роботизированных самоуправляемых технологических комплексов для добычи полезных ископаемых на открытых горных разработках.

Самосвалы БелАЗ производятся по схеме аутсорсинга в России (ООО «Регион 42»), ЮАР (TAU Mining), Монголии (Khishin Arvin Industrial) и Индии (Enrika), в перспективе планируется создание совместных компаний в России, Казахстане, Украине, Индонезии, Китае, странах Африки и Латинской Америки.

Холдинг «Амкодор» реализует «Комплексную программу модернизации действующих и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на 2012-2015 годы». Только за 2013 г. в реконструкцию, переоснащение предприятий и развитие производства вложено свыше 100 млн долл.3 «Амкодор» приступил к выпуску многоцелевых машин нового поколения грузоподъемностью 2 т для городского строительства, коммунального и сельского хозяйства, экскаваторов-погрузчиков на собственном шасси, универсальных форвардеров и др. Изготовлены опытные образцы новых моделей погрузчиков, трелевочных тягачей, мобильных измельчителей, харвестеров, асфальтовых катков, зерносушилок, вилочных электропогрузчиков, грейдеров и другой продукции. Четыре модели новой техники уже сертифицированы по европейским стандартам.

Кроме того, создана новая лесная техника: Амкодор-2662-01 с колесной формулой 6х6 и Амкодор-2682-01 (8х8), которая с 2013 г. экспортируется в Россию.

Холдинг реализует инвестиционные проекты по организации производства гидромеханических коробок передач, модельного ряда лесопромышленных и аэродромных уборочных машин, землевоза с шарнирно-сочлененной рамой.

Дистрибьюторские компании холдинга действуют в России, Узбекистане, Казахстане, Литве и Азербайджане. Ведутся работы по созданию товаропроводящей сети в странах Арабского залива.

ОАО «МТЗ» с 2009 г. реализует инвестиционный проект «Создание новых и модернизации действующих производств РУП "МТЗ" в 2009-2015 гг.», включенный в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь. Суммарные инвестиции - 427,4 млн долл. В рамках программы предприятие создает новые мощности и модернизирует производство тракторов «Беларус» высокого технического уровня, оснащенных двигателями с экологической нормой не ниже Stage ЗА с прогрессивными энергосберегающими, в том числе бесступенчатыми силовыми передачами, способных агрегатироваться с широким комплексом сельскохозяйственных орудий.

Осуществляется доработка трактора «Беларус 3023» с электромеханической трансмиссией и центральным приводом. Изготовлены опытные партии тракторов «Беларус» с двигателями мощностью 130-210 л.с. по нормам Stage 4, проводятся испытания сверхмощного трактора Беларус-4522 мощностью до 450 л.с. Трактор планируется исполь-

2 URL: http://www.belaz.by/uploads/userfiles/files/Пресс-релиз%20Бе-лАЗа%202011^

3 URL: http://www.ugspectehnika.ru/articles/20941/

зовать на пахотных работах в России, Беларуси, Казахстане. Создаются опытные образцы тракторов для мелиорации, коммунального и лесного хозяйства, дорожно-строительных работ. Начато производство малогабаритных тракторов мощностью 35 л.с. с отечественными двигателями производства ММЗ (альтернатива импортным). Предприятие активно развивает программы аутсорсинга и организует сборочные производства в различных регионах стран СНГ и дальнего зарубежья (Китай, Египет, Румыния, Сербия, Алжир и др.).

ОАО «Гомсельмаш» осваивает серийное производство новой экспортоориентиро-ванной техники: зерноуборочных комбайнов пропускной способностью 5, 14 и 16 кг/с, рисозерноуборочного комбайна на гусеничном ходу, модельного ряда кормоуборочных комбайнов нового поколения и др.

В Амурской области РФ создано совместное сборочное производство зерноуборочных комбайнов ЗАО «Шимановский машиностроительный завод "Кранспецбурмаш"». В ответ на обращения руководителей крупнейших хозяйств Амурской области освоен выпуск и ведется поставка зерноуборочного комбайна на гусеничном ходу КЗС-812С «Амур ПАЛЕССЕ» для работы на полях с почвами повышенного увлажнения и низкой несущей способностью.

Холдингом «Бобруйскагромаш» освоены в производстве около 70 наименований прицепных и навесных машин для внесения органических и минеральных удобрений, заготовки, хранения и раздачи кормов, уборки льна, перевозки сельскохозяйственной продукции.

Холдинг «Минский моторный завод» разработал и изготовил газодизельный двигатель ГД-243 мощностью 60 кВт, использующий в качестве моторного топлива природный газ (70%) и дизельное топливо (30%). В ближайшее время планируется создать линейку 3-, 4-, 6- и 8-цилидровых газодизельных двигателей экологического уровня «Евро-5/6» и STAGE 4 для автомобильной и тракторной техники, дизельгенераторных установок. Только в освоение четырехцилиндровых двигателей стандартов «Евро-4, 5 и 6» до 2015 г. планируется вложить около 100 млрд белорусских рублей собственных средств и ресурсов иностранных банков4. Кроме того, реализуется проект по созданию первого в Беларуси производства чугунного литья для моторостроения.

В секторе высокотехнологичных производств холдинг «БелОМО» приступает к выпуску оптоэлектронной техники на базе тепловизионных, лазерных систем с применением ЭОП и высокоточных оптических компонентов. ОАО «КБТЭМ-ОМО» запускает производство оборудования технологического уровня до 65 нм для промышленного применения в микроэлектронике нового поколения.

В рамках научно-технических программ Союзного государства холдингом «Интеграл» ведется подготовка производства элементной базы для тепловизионной техники, интегральных микросхем специального и двойного применения для атомной и космической техники.

В СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» осуществляется локализация производства железнодорожного состава. Изготовлены 13 типов опытных образцов вагон-хопперов, полувагонов, вагона крытого, вагона изотермического и других.

Аналогичные программы освоения в серийном производстве и выхода на международные рынки реализуются по созданию новых типов зерноуборочных комбайнов, дизельных и электрических двигателей, пассажирских и грузовых лифтов, силовых трансформаторов и другой инновационной продукции.

По материалам Посольства Республики Беларусь в РФ

4 URL: http://minsknews.by/blog/2012/05/25/33613/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.