ЭКО. - 2014. - №10
О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах её продвижения на внешние рынки
Ключевые слова: машиностроение, сельскохозяйственная техника, модернизация производства
Белорусские предприятия постоянно осваивают новые виды продукции.
ОАО «БМЗ» в 2011-2015 гг. реализует инновационный проект «Организация производства сортового проката со строительством мелкосортно-проволочного стана» стоимостью 330 млн евро. Более 76% металлопродукции планируется поставлять на экспорт. Инвестиции в объеме 520 млн евро будут направлены на реализацию более 10 крупных проектов, включая создание новых производств. Конечная цель программы развития БМЗ до 2015 г. - увеличение объема производства стали до 3 млн т и уход от реализации литой заготовки через освоение технологий ее полной переработки в продукцию с высокой добавленной стоимостью1.
Программа развития холдинга «БелавтоМАЗ» предусматривает глубокую модернизацию автомобилей семейства MA3-6430, включая создание гаммы автомобилей с колесной формулой 4x4, 6x6 экологического класса «Евро-5» и «Евро-6»; расширение модельного ряда с правосторонним управлением; освоение производства автотехники с газовыми двигателями, а также пассажирской. Комплексная программа развития холдинга на 2013-2015 гг. оценивается в 50 млн долл. и предполагает закупку и внедрение прогрессивного сварочного, окрасочного и прессового оборудования и масштабную реконструкцию литейного производства.
Минский автозавод в 2006-2011 гг. вложил около 200 млн долл. в реконструкцию производства основных узлов автомобилей. В 2014 г. в рамках инновационных разработок на заводе изготовлен опытный образец городского супернизкопольного автобуса большого класса с гибридной (дизельэлектрической) трансмиссией МАЗ-215069, предназначенного для рынков Беларуси, России, Украины и Европейского союза. Другим направлением создания экологически чистого экономичного транспорта является разработка автотехники, работающей на компримированном природном газе. В 2014 г. завершены испытания и начато серийное производство автобуса MA3-203 с газовым двигателем Mercedes-Benz мощностью 205 л.с. класса «Евро-5». Первые заказы поступили от ОАО «Беларусь Газпром Трансгаз» и г. Казани.
В рамках программы освоения производства функциональной автотракторной техники, автобусов различных классов, а также двигателей, использующих в качестве топлива компримированный природный газ, автозавод намерен расширить линейку автотехники, работающей на газомоторных двигателях различных производителей.
Холдинг «БелАЗ» в 1998-2003 гг. провел техническое перевооружение производства (стоимость проекта - около 277 млн долл.). Была проведена реконструкция производственной базы на основе гибких технологий по всем технологическим переделам, конструкторско-исследовательской базы с испытательным комплексом и полигоном. Вторая программа техперевооружения, завершенная в 2010 г., позволила сократить срок
1 URL: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/BMZ-v-2013-godu-investiroval-v-modernizatsiju-proizvodstva-Br22-trln_i_657350.html
О новых видах белорусской промышленной продукции и перспективах её продвижения на внешние рынки
разработки карьерной техники и постановки новых моделей на производство с пяти до трех лет2. Расширяются мощности для выпуска карьерной и дорожно-строительной техники нового поколения, в том числе карьерного транспорта дизельтроллейвозного исполнения, карьерных самосвалов грузоподъемностью до 450 т (впервые в мире). С разработкой и внедрением в производство в 2015-2020 гг. серии самосвалов грузоподъемностью 170-190 т, 260-290 т и 420-450 т холдинг получит максимально наполненные типоразмер-ные ряды спецтранспорта и карьерных самосвалов, превосходящих аналоги конкурентов.
«БелАЗ» производит карьерные самосвалы с электромеханической трансмиссией переменного тока, работает над созданием роботизированных самоуправляемых технологических комплексов для добычи полезных ископаемых на открытых горных разработках.
Самосвалы БелАЗ производятся по схеме аутсорсинга в России (ООО «Регион 42»), ЮАР (TAU Mining), Монголии (Khishin Arvin Industrial) и Индии (Enrika), в перспективе планируется создание совместных компаний в России, Казахстане, Украине, Индонезии, Китае, странах Африки и Латинской Америки.
Холдинг «Амкодор» реализует «Комплексную программу модернизации действующих и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на 2012-2015 годы». Только за 2013 г. в реконструкцию, переоснащение предприятий и развитие производства вложено свыше 100 млн долл.3 «Амкодор» приступил к выпуску многоцелевых машин нового поколения грузоподъемностью 2 т для городского строительства, коммунального и сельского хозяйства, экскаваторов-погрузчиков на собственном шасси, универсальных форвардеров и др. Изготовлены опытные образцы новых моделей погрузчиков, трелевочных тягачей, мобильных измельчителей, харвестеров, асфальтовых катков, зерносушилок, вилочных электропогрузчиков, грейдеров и другой продукции. Четыре модели новой техники уже сертифицированы по европейским стандартам.
Кроме того, создана новая лесная техника: Амкодор-2662-01 с колесной формулой 6х6 и Амкодор-2682-01 (8х8), которая с 2013 г. экспортируется в Россию.
Холдинг реализует инвестиционные проекты по организации производства гидромеханических коробок передач, модельного ряда лесопромышленных и аэродромных уборочных машин, землевоза с шарнирно-сочлененной рамой.
Дистрибьюторские компании холдинга действуют в России, Узбекистане, Казахстане, Литве и Азербайджане. Ведутся работы по созданию товаропроводящей сети в странах Арабского залива.
ОАО «МТЗ» с 2009 г. реализует инвестиционный проект «Создание новых и модернизации действующих производств РУП "МТЗ" в 2009-2015 гг.», включенный в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь. Суммарные инвестиции - 427,4 млн долл. В рамках программы предприятие создает новые мощности и модернизирует производство тракторов «Беларус» высокого технического уровня, оснащенных двигателями с экологической нормой не ниже Stage ЗА с прогрессивными энергосберегающими, в том числе бесступенчатыми силовыми передачами, способных агрегатироваться с широким комплексом сельскохозяйственных орудий.
Осуществляется доработка трактора «Беларус 3023» с электромеханической трансмиссией и центральным приводом. Изготовлены опытные партии тракторов «Беларус» с двигателями мощностью 130-210 л.с. по нормам Stage 4, проводятся испытания сверхмощного трактора Беларус-4522 мощностью до 450 л.с. Трактор планируется исполь-
2 URL: http://www.belaz.by/uploads/userfiles/files/Пресс-релиз%20Бе-лАЗа%202011^
3 URL: http://www.ugspectehnika.ru/articles/20941/
зовать на пахотных работах в России, Беларуси, Казахстане. Создаются опытные образцы тракторов для мелиорации, коммунального и лесного хозяйства, дорожно-строительных работ. Начато производство малогабаритных тракторов мощностью 35 л.с. с отечественными двигателями производства ММЗ (альтернатива импортным). Предприятие активно развивает программы аутсорсинга и организует сборочные производства в различных регионах стран СНГ и дальнего зарубежья (Китай, Египет, Румыния, Сербия, Алжир и др.).
ОАО «Гомсельмаш» осваивает серийное производство новой экспортоориентиро-ванной техники: зерноуборочных комбайнов пропускной способностью 5, 14 и 16 кг/с, рисозерноуборочного комбайна на гусеничном ходу, модельного ряда кормоуборочных комбайнов нового поколения и др.
В Амурской области РФ создано совместное сборочное производство зерноуборочных комбайнов ЗАО «Шимановский машиностроительный завод "Кранспецбурмаш"». В ответ на обращения руководителей крупнейших хозяйств Амурской области освоен выпуск и ведется поставка зерноуборочного комбайна на гусеничном ходу КЗС-812С «Амур ПАЛЕССЕ» для работы на полях с почвами повышенного увлажнения и низкой несущей способностью.
Холдингом «Бобруйскагромаш» освоены в производстве около 70 наименований прицепных и навесных машин для внесения органических и минеральных удобрений, заготовки, хранения и раздачи кормов, уборки льна, перевозки сельскохозяйственной продукции.
Холдинг «Минский моторный завод» разработал и изготовил газодизельный двигатель ГД-243 мощностью 60 кВт, использующий в качестве моторного топлива природный газ (70%) и дизельное топливо (30%). В ближайшее время планируется создать линейку 3-, 4-, 6- и 8-цилидровых газодизельных двигателей экологического уровня «Евро-5/6» и STAGE 4 для автомобильной и тракторной техники, дизельгенераторных установок. Только в освоение четырехцилиндровых двигателей стандартов «Евро-4, 5 и 6» до 2015 г. планируется вложить около 100 млрд белорусских рублей собственных средств и ресурсов иностранных банков4. Кроме того, реализуется проект по созданию первого в Беларуси производства чугунного литья для моторостроения.
В секторе высокотехнологичных производств холдинг «БелОМО» приступает к выпуску оптоэлектронной техники на базе тепловизионных, лазерных систем с применением ЭОП и высокоточных оптических компонентов. ОАО «КБТЭМ-ОМО» запускает производство оборудования технологического уровня до 65 нм для промышленного применения в микроэлектронике нового поколения.
В рамках научно-технических программ Союзного государства холдингом «Интеграл» ведется подготовка производства элементной базы для тепловизионной техники, интегральных микросхем специального и двойного применения для атомной и космической техники.
В СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» осуществляется локализация производства железнодорожного состава. Изготовлены 13 типов опытных образцов вагон-хопперов, полувагонов, вагона крытого, вагона изотермического и других.
Аналогичные программы освоения в серийном производстве и выхода на международные рынки реализуются по созданию новых типов зерноуборочных комбайнов, дизельных и электрических двигателей, пассажирских и грузовых лифтов, силовых трансформаторов и другой инновационной продукции.
По материалам Посольства Республики Беларусь в РФ
4 URL: http://minsknews.by/blog/2012/05/25/33613/