С. И. Платонова, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры философии, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, г. Ижевск, Россия, [email protected]
НАУКА, ПАРАДИГМА, ТЕОРИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ЗНАНИИ
В статье на примере социального знания рассматривается взаимосвязь науки, парадигмы и теории. Автор дает определения и анализирует структуру социальной теории и социальной парадигмы, обосновывает их односторонность и избирательность. Утверждается, что современные социальные теории и парадигмы могут дополнять друг друга в процессе изучения социальной реальности. Эта возможность обусловливается похожими структурными компонентами парадигм и различным их содержанием, а также условиями функционирования и развития современного общества. Делается вывод о том, что в одну социальную парадигму могут входить теории, имеющие одинаковые основания.
Ключевые слова: наука, социальная теория, социальная парадигма, полипарадигмальность, эпистемология, социология, философия науки, научное знание.
Теоретическое социальное знание представлено разнообразными типами и формами социальных теорий и социальных парадигм. При создании социальных теорий мыслители придерживаются разных представлений об идеальной теории, образцы которой они находят в естественных или гуманитарных дисциплинах.
Ситуация полипарадигмальности социального знания требует социально-философского анализа, более пристального внимания к методологии социального познания, методологической рефлексии. Что такое социальная парадигма? Что такое социальная теория? Како- -ва структура социальной теории? Может ли социальная теория быть ценностно нейтральной? Как соотносятся между собой социальная и социологическая теории, социальная теория и социальная парадигма?
В новой философской энциклопе дии теория определяется как «высшая, са
Социальная теория может быть определена как целостная система взаимосвязанных положений, которые соотносятся с социальной реальностью, описывают и объясняют ее.
знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории»1.
Если перейти от определения понятия «теория» к определению понятия «социальная теория», то термин «социальная теория» многозначен и имеет несколько основных смыслов. Например, Т.Х. Керимов определяет социальную теорию как «совокупность исходных положений, утверждений, гипотез и выводов, описывающих общие характеристики и закономерности регулярно наблюдаемых социальных явлений»2.
~ Он полагает, что в настоящее время термин «социальная теория» не имеет четкой дисциплинарной основы или происхождения. Вместе с тем российский теоретик указывает на тот факт, что «социальные теории тесно связаны с более широкими теоретическими подходами, определяющими
общие перспективы исследования социаль-мая развитая форма организации научного ных явлений, а также постановку и решение
проблем»3. К таким теоретическим подходам он относит эволюционизм, функционализм, интеракционизм и ряд других.
Ряд авторов различают понятия «социальная теория» и «социологическая теория». Например, «социальная теория» понимается как переходный этап от ранней социальной мысли к современной социологической теории (Г. Бек-кер, А. Босков, А.В. Тихонов).
Другие теоретики отождествляют социальную теорию и общесоциологическую теорию. К сторонникам этой точки зрения можно отнести выдающихся американских мыслителей А. Гоулд-нера и Дж. Ритцера.
Наиболее близкой нашим взглядам является теоретическая позиция, согласно которой социальная теория является междисциплинарной синтетической теорией. Вот как рассуждает А.М. Орехов: «Социальная теория — это междисциплинарная, синтетическая наука, суммирующая все основные теоретические результаты, достигнутые частными социальными науками и конструирующая на этом фундаменте базовые теоретические концепты, предназначенные для изучения всей социальной реальности»4.
Различая предметы социальной теории и социальной философии, он полагает, что «социальная теория работает в основном с общенаучными категориями и на общенаучном уровне методологии, в то время как социальная философия использует всеобщую (философскую) методологию и применяет для своих исследований категориальный аппарат всеобщих (универсальных, философских) понятий»5. Таким образом, предмет социальной теории близок предмету социальной философии, хотя и отличен от него.
Мы полагаем, что социальная теория может быть определена как целостная система взаимосвязанных положений, которые соотносятся с социальной реальностью, описывают и объясняют ее. По нашему мнению, универсальная социологическая теория является разновидностью, частным случаем социальной теории. Мы полагаем, что существующие социологические тео-
рии современного общества обладают всеми признаками социальной теории. К таким общим социальным теориям можно отнести, например, марксизм, социологизм Э. Дюркгейма, структурный функционализм Т. Парсонса, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теорию структурации Э. Гидденса, теорию самореферентных систем Н. Лумана, теорию социального пространства П. Бурдье и другие.
Социальная теория, как и любая другая научная теория, имеет определенную структуру. Как правило, в структуре научной теории выделяют эмпирический и теоретический уровни, уровень собственных теоретических оснований. В теории также выделяют философские основания, которые выступают в виде принципов и положений, имеющих методологическое и мировоззренческое содержание.
А. Гоулднер полагает, что сознательно сформулированная социальная теория содержит по крайней мере два класса элементов: эксплицитно выраженные предпосылки («постулаты») и «неявные базовые предпосылки». «При этом „неявные базовые предпосылки" неосознанно включаются в постулаты теории. ... Базовые предпосылки с самого начала и до конца влияют на формирование теории и на те исследования, к которым она ведет»6. Например, неявные предпосылки могут содержать предположение, что люди по природе рациональны или иррациональны; что общество является неустойчивым или стабильным в своей основе.
Таким образом, формирование социальной теории, ее основных постулатов, понятий во многом зависит от неявных предпосылок, а также от используемой социальным теоретиком методологии. Например, социальный факт методологически «нагружен» способом конструирования первичных данных или эмпирических обобщений. Он также «нагружен» предшествующим знанием о подобных фактах. Социальные факты, общественные проблемы могут осознаваться только в свете той или иной
Теория приспосабливает социальные феномены к своим посылкам. Например, структурный функционализм предполагает, что действия социальных субъектов мотивируются желанием соответствовать общепринятым социальным ценностям.
традиции. Поэтому любая теория является в определенном смысле односторонней теорией. Теория приспосабливает социальные феномены к своим посылкам. Например, структурный функционализм предполагает, что действия социальных субъектов мотивируются желанием соответствовать общепринятым социальным ценностям. Теория рационального выбора рассматривает социальные действия в контексте выгоды, а символический интеракционизм понимает социальные действия как реализацию общих интерпретаций. Однако можем ли мы все социальные действия рассматривать только в рамках трех вышеприведенных теорий и именно под обозначенным углом зрения? Очевидно, что данные теоретические перспективы весьма сужают и ограничивают интерпретацию социальных действий.
Следовательно, любая научная теория и социальная в том числе в своей основе имеет сеть базовых понятий, теоретических конструктов, которые являются в определенной степени односторонними, так как выделяют одни свойства и отношения изучаемых явлений, отвлекаясь при этом от других свойств и отноше-
Признав односторонность и избирательность любой социальной теории, видимо, следует признать и тот факт, что создание некой универсальной социальной теории невозможно.
ний. Между тем в самой реальности не содержится никаких классификаций, которые воспринимались бы познающим субъектом в качестве эмпирического данного.
Признав односторонность и избирательность любой социальной теории, видимо, следует признать и тот факт, что создание некой универсальной социальной теории невозможно.
Теории строятся учеными на широкой социальной и теоретической базе, под влиянием философии науки, социальной философии, в зависимости от предпочитаемых методов и инструментов познания. В результате выбора приоритетов формируется определенная парадигма. Она детерминирует, определяет выбор теоретиком эмпирического материала, постановку и формулирование проблемы, методологию исследования. В рамках одной парадигмы может формироваться несколько теорий. Парадигма — это своего рода методологическая конструкция, на которую «надстраива-= ются» теории.
Социальные парадигмы связаны с развитием социального знания. Одним из первых в отечественной литературе на эту взаимосвязь обратил внимание В.Д. Плахов:
«Становление классической социологии получило нормативное закрепление в социологической парадигме. Ее, эту исторически первую в социологии парадигму, так и следует представить — как -"классическую"»7. Далее В. Д. Плахов продолжает развивать свою мысль: «В дальнейшем своем развитии социологическая наука прошла неклассический этап и в последней четверти XX в. приблизилась к ... этапу "постнеклассической" социологии, которой соответствовала уже постнекласси-ческая парадигма социального исследова-ния»8. Формирование каждого исторически конкретного типа социальной теории находилось под влиянием соответствующей научной парадигмы.
Если принять теоретическую позицию В.Д. Плахова, связавшего основные этапы развития социологии с социальными парадигмами, то формирование и развитие социального знания можно представить как результат взаимодействия трех парадигм: классической, неклассической, постнеклас-сической.
Классическая социальная парадигма, возникшая в XIX веке, включает в себя социальные теории, имеющие одинаковые онтологические основания, придерживающиеся общих методологических и эпистемологических стандартов исследования. В классическую социальную парадигму могут быть включены такие теории, как «социологизм» Дюркгейма, организмическая теория Спенсера, марксизм, структурный функционализм Парсонса и Мертона и ряд других.
Однако необходимо отметить, что классическую парадигму выделяют не только в рамках социального знания. Существуют, например, классическая психология, классическая физика, классическая эко- : номическая теория. В рамки классической физики входит несколько теорий, например, классическая механика, термодинамика, статика, гидростатика. К классическим эконо-
Социальные науки являются мультипарадигмальными дисциплинами, где всегда присут ствует одновременно несколько теоретических традиций.
Социальные теории, социальные парадигмы должны рассматриваться не как конкурирующие, а как дополняющие друг друга подходы к изучению социальной реальности.
мическим теориям относят теории А. Смита, Т. Мальтуса, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, современные неосмитианские теории.
Поэтому мы можем сделать обоснованный вывод, что классическая наука является общей основой для появления классических парадигм не только в социальном знании, но и в физике, экономике, психологии, истории и других науках. Каждая парадигма включает в себя несколько теорий.
Если мы обратимся к анализу неклассической науки, то здесь также можно выделить неклассические физику, экономику, психологию, социальные теории. В рамки неклассической физики входит прежде всего квантовая механика, изучающая объекты микромира. В неклассическую социальную парадигму включают теории интеракцио-низма, феноменологии, этнометодологии. Следовательно, парадигма опосредует связь между наукой определенного этапа и научными теориями. Парадигма как бы «преломляет», модифицирует фундаментальные характеристики науки для конкретной научной дисциплины.
Итак, наука характеризуется нами как общее, парадигмы, входящие в науку, — как особенное, а теории, включенные в определенную парадигму, — как единичное.
Очевидно, что парадигма не тождественна теории. Социальная парадигма объединяет ряд социальных теорий, которые имеют общее представление о предмете исследования, методах социального познания, общие аксиологические принципы. По нашему мнению, парадигма — это устойчивая, - связная совокупность теорий, объединенных общими представлениями о предмете исследования, методах исследования и интерпретации научных результатов.
Что позволяет объединить социальные теории в одну парадигму? Это специфическое понимание социальной реальности, это определенные гносеологические и методологические принципы и нормы, это об-
щие ценностные смыслы и ориентации. Парадигма выступает своего рода фундаментом, на котором надстраиваются теории, имеющие общие основания.
Социальная парадигма включает в себя:
1) социальную онтологию, то есть специфическое представление о социальной реальности, законах ее функционирования и развития;
2) социальную эпистемологию, то есть логико-гносеологическое обоснование социальных теорий и их важнейших элементов;
3) методологию, то есть систему методов, приемов и способов познания социальной реальности;
4) социальную аксиологию, определяющую социальное бытие парадигмы и проблемы, подлежащие исследованию.
Понятие «парадигма» может выполнять определенную методологическую функцию, связанную с экспликацией оснований, допущений и предпосылок, имеющихся у любой социальной теории, входящей в определенную социальную парадигму. Выявив онтологические, эпистемологические, методологические и аксиологические основания социальной теории, нам не составит труда отнести ту или иную теорию к определенной парадигме.
Как соотносятся между собой новые и старые социальные теории и парадигмы? Некоторые авторы говорят о несопоставимости социальных теорий9. Здесь прослеживается влияние идей К. Поппера, Т. Куна, согласно которым парадигмы и теории являются несоизмеримыми.
Однако большинство обществоведов признает полипарадигмальность (мульти-парадигмальность) социального знания. (В.Л. Алтухов, Ю.А. Кимелев, С.А. Кравченко, Дж. Ритцер, Дж. Тернер). Социальные науки являются мультипарадигмальны-ми дисциплинами, где всегда присутствует одновременно несколько теоретических традиций. Социальные теории, социальные парадигмы должны рассматриваться не как конкурирующие, а как дополняющие друг
Социальная реальность распадается на различные поля и анклавы, порождая при этом ощущение неопределенности, фрагментарности жизни. Поэтому к современным социальным теориям предъявляются требования анализа и концептуализации усложняющейся социокультурной динамики общества.
друга подходы к изучению социальной реальности. «Дополнительность позволяет сохранить самостоятельность, теоретический статус каждого описания и в то же время рассматривать их в определенной системе. Но это единство уже имеет не фундаменталистское, а полифундаментальное значение»10. Структурные компоненты социальной парадигмы по своему составу одни и те же, но в разных парадигмах наполняются разным содер-= жанием. На этом различии основывается возможность диалога между ними.
Причинами развития социальных теорий являются процессы, происходящие как в самой науке, так и в обществе, которое на современном этапе характеризуется возрастанием сложности, открытости, непредсказуемости. Социальная реальность распадается на различные поля и анклавы, порождая при этом ощущение неопределенности, фрагментарности жизни. Поэтому к современным социальным теориям предъявляются требования анализа и концептуализации усложняющейся социокультурной динамики общества. Социальные теоретики сегодня уделяют большое внимание проблемам глобализма, распространению национализма, ценностям национальной государственности.
Кроме того, процессы, происходящие внутри самой науки, связанные прежде всего с формированием неклассической эпистемологии, также влияют на развитие социальных теорий и социальных парадигм. Речь идет о развитии науки от классического этапа к постнеклассическому, что подразумевает изменение общефилософской эпистемологии, ее познавательных стандартов и принципов, развитие научной картины мира, усложнение предмета исследования, интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания, заимствование методов.
Таким образом, введение предложенной нами триады (наука — парадигма — теория) показывает единство научного знания, демонстрирует, что отдельные научные дисциплины, имея различные области исследо-
вания, подчиняются единой логике развития, общим эпистемологическим закономерностям и аксиологическим смыслам. ^
Литература
1. Новая философская энциклопедия. В 4 т. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib/2987. html (дата обращения 07.02.2014).
2. Керимов ТХ. Социальная теория // Социальная философия: Словарь. М.: Академический Проект, 2003. С. 416.
3. Там же. С. 416.
4. Орехов А.М. Социальная философия: Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 13.
5. Там же. С. 13.
6. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука, 2003. С. 54-55.
7. Плахов В.Д. Социология: эпистемы и эпистемология // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 11.
8. Там же. С. 11.
9. Дудина В. И. Социологическое знание в контексте эпистемологической легитимации: от автономии фактов к дисциплинарной автономии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6. № 3. С. 41.
10. Алтухов В.Л. Смена парадигм и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 98.
SCIENCE, PARADIGM AND THEORY IN SOCIAL KNOWLEDGE
S. I. Platonova, Candidate of Philosophy, Docent, Docent of Department of Philosophy, Izhevsk State Agricultural Academy, Izhevsk, Russia, [email protected]
In the article by the example of social knowledge it is considered interaction of science, paradigm and theory. This work provides the terms of social theory and paradigm, separates out the main constituents of paradigm. The author analyzes the structure of social theory and social paradigm, substantiates theirs limitedness and selectivity. It is asserted, that modern social theories and paradigms can add each other in the process of social reality studying. This possibility is conditioned by the similar paradigm's structural components and its content and also functioning conditions and modern society development. This article concludes that one paradigm can have more then one term with the same substantiations.
Key words: science, social theory, social paradigm, multiparadigmatic, epistemology, sociology, philosophy of science, scientific knowledge.
References
1. Novaia filosofskaia entsiklopediia: v 4 t. [New fylosof-skaya entsyklopedyya in 4 volumes]. Available at: http:// iph.ras.ru/elib/2987.html (accessed 07.07.2014)
2. Sotsial'naia filosofiia: Slovar' [Social philosophy: the Dictionary]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2003. 624 p.
3. Sotsial'naia filosofiia: Slovar' [Social philosophy: the Dictionary]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2003. 624 p.
4. Orekhov A.M. Sotsial'naia filosofiia: Predmet, struk-turnye profili i vyzovy na rubezhe XXI veka [Social philosophy: the Subject, structural profiles and challenges for the 21st century] Moscow, Knizhnyi dom «LIBROKOM» Publ., 2011. 272 p.
5. Orekhov A.M. Sotsial'naia filosofiia: Predmet, struk-turnye profili i vyzovy na rubezhe XXI veka [Social philosophy: the Subject, structural profiles and challenges for the 21st century] Moscow, Knizhnyi dom «LIBROKOM» Publ., 2011. 272 p.
6. Gouldner A.W. Nastupaiushchii krizis zapadnoi sotsi-ologii [The coming crisis of Western sociology]. Saint-Petersburg, Nauka Publ., 2003. 576 p.
7. Plakhov V.D. Sotsiologiia: epistemy i epistemologiia [Sociology: episteme and epistemology]. Sotsiologicheskie issledovaniia — Sociological Studies, 2007, no. 11, pp. 3-11.
8. Plakhov V.D. Sotsiologiia: epistemy i epistemologiia [Sociology: episteme and epistemology]. Sotsiologicheskie issledovaniia — Sociological Studies, 2007, no. 11, pp. 3—11.
9. Dudina V.I. Sotsiologicheskoe znanie v kontekste epistemologicheskoi legitimatsii: ot avtonomii faktov k distsiplinarnoi avtonomii [Sociological knowledge in the context of epistemological legitimation: the autonomy of the facts to disciplinary autonomy] Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii — The Journal of Sociology and Social Anthropology, 2003, vol. 6, no. 3, pp. 40—53.
10. Altukhov V.L. Smena paradigm i formirovanie novoi metodologii [The change of paradigms and the formation of a new methodology]. Obshchestvennye nauki i sovre-mennost' — Social sciences and modernity, 1993, no. 1, pp. 88—100.