New book about Vavilov's entourage
Ilya A. Zakharov-Gezekhus
Vavilov Institute of General Genetics Russian Academy of Science, Moscow, Russia; iaz34@mail.ru Readers attention is invited to review on a new, expanded edition of the book "Nikolai Ivanovich Vavilov's Associates: Plant Genetic Diversity Researchers: (Anniversary Edition)", written by specialists of the Vavilov all-Russian Institute of Plant Genetic Resources. The text of the review briefly describes the additions included in the anniversary edition. The reviewer also notes the historical relevance and debatable nature of the biographical essays in this book, as well as the deep elaboration of its material.
Keywords: Nikolai I. Vavilov, review, biographical essays, researchers of the plant gene pool, anniversary edition.
DOI 10.24411/2076-8176-2020-13011
Наука о человеке в зеркале своей истории6
A.A. львов
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия;
a.lvov@spbu.ru
Профессор Университета им. Фридриха Шиллера в Йене доктор Уве Хоссфельд уже известен русскоязычному читателю несколькими своими книгами7. Данная монография является результатом его многолетних исследований, которые он проводил в архивах и университетах Германии и Европы, а также США. Собранный материал лёг в основу первого издания этой книги, увидевшего свет в 2005 г.; второе же издание было скорректировано и дополнено в соответствии с вновь открытыми источниками и полученной информацией.
6 Hoßfeld U. Geschichte der biologischen Anthropologie in Deutschland: Von den Anfangen bis in die Nachkriegszeit. 2. Auflage. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2016. 573 S. В рецензии страницы указываются по этому изданию.
7 Эволюционная морфология от К. Гегенбаура до современности: сборник научных трудов / Под ред. У. Хоссфельда и др. СПб.: СПбГУ, 2004. 319 с.; Юнкер Т., Хоссфельд У. Открытие эволюции: революционная теория и ее история. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 217 с.; Хоссфельд У. Биология и политика: происхождение человека: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Санкт-Петербургский нац. исслед. ун-т информ. технологий, механики и оптики, Ин-т холода и биотехнологий. СПб.: НИУ ИТМО: ИХиБ, 2013. 97 с.
В предисловиях к первому и второму изданиям У. Хоссфельд выражает благодарность многим коллегам, оказавшим ему поддержку и помощь в исследованиях; научная география здесь чрезвычайно широка, и читателю будет ясно, с представителями каких научных традиций и школ соприкасался автор книги и какую из них он сам представляет.
Целью своей монографии автор считает показать, как возникла и развивалась история биологической антропологии в Германии и какие перипетии в её истории сталкивали её с другими областями науки, с политикой, идеологией, а также с жизнью традиционного университетского сообщества (с. 13). Особое внимание в связи с последним обстоятельством уделяется Йенскому университету, который играл ключевую роль в формировании антропологии как самостоятельной дисциплины и распространении эволюционного учения в Германии, а с приходом к власти нацистов считался «образцовым национал-социалистическим» университетом (об этом будет подробно рассказано в девятой главе). Таким образом, сквозь призму детального исследования организации и разработки антропологической науки в её колыбели автор показывает возрастание значимости этой отрасли знания и её влияние на прочие научные и общественно-политические проблемы и события во всей Германии и в ряде других стран.
Книга логично выстроена, и автор в своем изложении придерживается исторической логики, последовательно разворачивая перед читателем панораму историко-культурных событий и научных открытий — от возникновения антропологии как самостоятельной дисциплины в XVI в. (первые труды Магнуса Хундта и Отто Касманна, с. 38—39) и до тенденций в современных антропологических проектах XXI в. (с. 483—484). Обсуждая предшествующие проекты написания истории биологической антропологии, такие как исследования В. Мюлльмана (Wilhelm Mühlmann) «Geschichte der Anthropologie» и Т.К. Пеннимана (Thomas Kenneth Penniman) «A Hundred Years of Anthropology», автор вырабатывает план собственного исследования. История антропологии как биологической дисциплины в немецкоязычном мире органично распадается на два этапа, водоразделом между которыми выступает рецепция работ Ч. Дарвина. Каждый из двух этапов включает в себя также несколько фаз: в первый входят фазы преддарвиновского развития антропологии до 1859 г. и время первой дарвиновской революции; во второй — период около 1900 г. (на который приходится осмысление работ Г. Менделя, возникновение евгеники и социал-дарвинизма); вторая дарвиновская революция 1930-1940-х гг.; современный этап после Второй мировой войны (с. 34).
Монография состоит из одиннадцати глав, эпилога, подробной библиографии и индекса упомянутых в книге имён. Непосредственный интерес автор проявляет к
Wissenschaftsgeschichte Uwe Hoßfeld
GESCHICHTE den biologischen ANTHROPOLOGIE
in Deutschland
Von den Anfängen bis in die Nachkriegszeit
собственно антропологическим концепциям ведущих представителей естественных наук различных эпох. Так, в первой и второй главах обсуждается предыстория науки о человеке и формирование её понятийного аппарата; третья глава («Положение дел до Дарвина») посвящена расовой антропологии, физиогномике и натурфилософии эпохи Просвещения; четвёртая и пятая — становлению и распространению в Европе физической антропологии в XIX в., где главными героями выступают К.Ф. Бурдах, его знаменитый ученик К.Э. фон Бэр, Ч. Дарвин и его окружение, а также Ж.-Б. Ламарк, П. Брока и др.
Вся шестая глава посвящена изложению антропологических взглядов Эрнста Геккеля и его влиянию на разработку и развитие немецкой антропологии, инсти-туциализация которой, причём не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии, России, Скандинавских странах и США, подробно рассматривается в главе седьмой. Можно сказать, что становление эволюционного учения в немецкоязычном мире и порождаемые им мировоззренческие проблемы оказываются концептуальным двигателем сюжета всей книги. В главах с восьмой по десятую автор сосредоточивается на периоде первой половины ХХ в., в особенности на деятельности выдающегося мониста и сторонника ортоселекционизма Л. Плате, возникновении социал-дарвинизма и учении о евгенике и расовой гигиене, а также исследует специальные посвящённые (псевдо)антропологической проблематике периодические издания Третьего рейха как важный орган государственной пропаганды. Это позволяет проанализировать формирование лженаучного мировоззрения, распространяемого нацистской партией, и противостоянием, с которыми оно сталкивалось в тогдашней биологической науке (чему посвящён специальный параграф «Мировоззренческие дискуссии и научные споры», с. 343—359).
В заключительной одиннадцатой главе рассматриваются основные тенденции и направления в биологической антропологии послевоенного периода. Основными персонажами здесь выступают учёные, много сделавшие для развития науки в ГДР и ФРГ — это Х. Вайнерт, В. Гизелер, А. Реманн, Г. Хеберер, А. Шульц и др. Обсуждение идей этих и других учёных У. Хоссфельд проводит на фоне рассказа о дальнейшем развитии эволюционной биологии в Германии и второй дарвиновской революции, главным героем которой становится Э. Майр. В связи с этим органично вводится описание проблем и вызовов, с которыми сталкивается современная антропология, среди которых: генная инженерия, искусственное воспроизводство человека, а также расовая политика и межрасовые конфликты в современном обществе (с. 483—484).
Итоги всей работы подводятся в эпилоге. Автор указывает на то, что образ человека на протяжении всей истории антропологии менялся: первый шаг был сделан Карлом Линнеем, лишь догадывавшимся о родстве человека и приматов в условиях господствующего креационизма. Далее большое влияние оказали последователи Линнея в XVIII в. и особенно Дарвин с его фундаментальными работами. Уже в ХХ в. под влиянием теории эволюции и постоянных пополняющихся палеонтологических находок человек перестает восприниматься в качестве Божьего творения и рассматривается как биологическое существо и биологический организм. Книга завершается вполне в духе К. Леви-Стросса следующими словами:
После того, как Эрнст Геккель рекламировал девятнадцатый век как "век естественной науки" (в 1899 г.), Валери Жискар д'Эстен — двадцатый как "век биологии", а Петер Зитте в 1999 г. говорил о "вековой науке биологии", остается лишь подождать, где в этой струк-
туре — после 2000 года как года "наук о жизни" — биологическая антропология найдет и займет свое место уже в XXI веке (с. 494).
Впрочем, здесь угадывается скепсис искушённого историка науки, которому прекрасно известно, что обратной стороной любой самой человеколюбивой и объективной научной картины мира всегда потенциально является идеология, реализующая, говоря словами М. Фуко, волю к власти как волю к знанию.
Замечательно, что внимание автора не замыкается лишь в кругу представителей естественных наук, повлиявших на формирование объективного знания о человеке, но в повествование активно вводятся и обсуждаются взгляды: философов Г.В. Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Спенсера; основоположников философской антропологии М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена; теоретиков культурной антропологии Ф. Боаса и А. Рэдклифф-Брауна; публицистов, повлиявших на расовую теорию Третьего рейха, Х.С. Чемберлена и Э. Крика и многих других. Тем самым убедительно демонстрируется, что антропология по существу своему является междисциплинарной областью знания, и открытия, совершённые в одном из направлений науки о человеке, непременно находят отклик в других отраслях как наук о природе, так и наук о культуре.
Богатая библиография (с. 495—563) позволяет составить представление об источ-никовой базе работы, а также о вкладе самого автора в разработку этой обширной темы. Книга прекрасно иллюстрирована, снабжена необходимыми для последовательной аргументации графиками и таблицами. Однако это замечательное исследование доступно, к сожалению, пока только для немецкоязычного читателя.
The Science of Man in the Looking-Glass of its History8
Alexander A. Lvov
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia; a.lvov@spbu.ru
The review considers a monograph by Uwe Hossfeld on the topic of history of biological anthropology in Germany in respect of its objectives and methodological (both historical and conceptual) approach. One of the characteristics of the research is a constant emphasis on mutually developed fields of biological views on human being and ideological, or worldview perspectives, finding their impact in cultural and political agenda. The author provides the readers with a thorough and detailed retrospective of the development of the anthropological discourse in the German-speaking world as well as introduces the outlook to the topical problems in the post-war science of man. The objective and documentary-based consideration of such a subtle and contradictory issue make the book an example of a seminal historical investigation in the sphere of biology.
Keywords: Uwe Hossfeld, biological anthropology, German anthropology, post-war science, interdisciplinary studies.
8 Hofifeld U. Geschichte der biologischen Anthropologie in Deutschland: Von den Anfangen bis in die Nachkriegszeit. 2. Auflage. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2016. 573 S. В рецензии страницы указываются по этому изданию.