НАУКА: ИННОВАЦИИ, ИМИТАЦИЯ, ДЕГРАДАЦИЯ
Александр Грицанов Резюме
На протяжении 2009 г. наука как некогда относительно автономный государственный и общественный институт Республики Беларусь испытывала всевозрастающее давление руководства страны, требующего быстрого придания результатам деятельности учёных инновационного характера. Таким образом, прежняя схема «держава даёт деньги - получает знания» (бывшее устройство белорусской науки) должна наискорейшим образом - вследствие нарастающего коллапса бюджетных ресурсов - трансформироваться в модель «знания постоянно превращаются в деньги» (идеал «инновационной науки»). В условиях экономического кризиса ранее распространённая ориентация официальных научных учреждений на исполнение преимущественно представительских функций, подтверждающих принадлежность страны к разряду «сильных и процветающих» субъектов международной политики, стремительно уходит в небытие.
Тенденции:
• высшие руководители научных учреждений и организаций отчётливо осознали кардинальную смену условий собственной работы - речь идёт о старте системного перевода научных исследований на самофинансирование;
• началась реализация программы придания науке инновационного характера при практическом сохранении режима негибкого тотального администрирования;
• ведущие позиции в экспортном потенциале белорусской науки сохранило оффшорное программирование; власти предпринимают попытки вывести на аналогичный уровень производство микроэлектронных комплектующих;
• главные проблемы белорусской науки (старение кадров и «утечка» наиболее квалифицированных «мозгов») продолжают сохраняться и в определённом смысле усугубляться.
Инновации
Исполнение госпрограммы инновационного развития1
26 февраля 2010 г. коллегия Государственного комитета по
науке и технике (ГКНТ) подвела итоги выполнения в 2009 г.
См.: официальный сайт Института системного анализа НАН Беларуси (2 марта 2010 г.): http://center.basnet.by/
Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР) на 2007 — 2010 гг. В соответствии с Планом реализации ГПИР, утверждённым постановлением Совета министров Республики Беларусь от 25 апреля 2007 г. № 523 «Об утверждении плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 гг.», в 2009 г. в республике выполнялись 715 проектов, из них более 90, включённых в Перечень важнейших для развития экономики Республики Беларусь проектов создания новых высокотехнологичных предприятий и производств в отраслях и регионах страны (2008 — 2010 гг.).
Общие инвестиционные затраты на реализацию инновационных проектов ГПИР составили BYR 7 479 272,7 млн. Объём производства инновационной продукции, созданной в результате реализации всех инновационных проектов, исчисляется BYR 5 055 732 млн. При этом в стране создано и модернизировано 2 408 рабочих мест.
В соответствии с информацией Белстата, в 2009 г. по республике:
• доля новой продукции в общем объёме продукции промышленности составила 15.4% (план 2009 г. — 17%);
• доля сертифицированной продукции в общем объёме промышленного производства — 68.3% (план 2009 г. — 69.5%);
• доля затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря в общем объёме инвестиций в основной капитал — 39.1% (план 2009 г. — 48.5%).
В отчётный период 7 государственных заказчиков не выполнили рабочие этапы по 16 проектам ГПИР. Среди основных причин невыполнения заданий ГПИР названы: несвоевременная разработка и недостаточный уровень подготовки проектно-сметной документации; длительность процедуры проведения тендеров; невыполнение подрядчиками договорных обязательств по проведению строительно-монтажных работ и поставке оборудования; недостаточные объёмы собственных средств у заказчиков проектов.
О некоторых причинах невыполнения заданий ГПИР и перспективах инновационного развития страны в следующем пятилетии говорил в своем выступлении на коллегии председатель ГКНТ И.В. Войтов. В первую очередь, он отметил недо-
статочный уровень финансирования научно-технической сферы, составивший в 2009 г. по всем источникам только 0.63% от ВВП (бюджетное финансирование — 0.31%), тогда как в США и Японии этот показатель составляет более 3%. На такой же уровень в ближайшее время планирует перейти и Европа (пока на эти цели там тратится 2.5% от ВВП).
В дополнительном финансировании, по мнению И.В. Вой-това, также нуждается очень слабая отраслевая наука, на базе которой при оптимальном (хотя бы 1.5% от ВВП) вложении средств можно было бы получить достаточно развитый научно-технический сектор. По словам председателя ГКНТ, следует подумать о создании при министерствах, облисполкомах и других органах государственного управления консалтинговых компаний и о развитии на их основе соответствующего партнёрства и венчурного финансирования.
Динамика развития национальной системы интеллектуальной собственности2
Согласно позиции ГКНТ, в стране наблюдается положительная динамика в развитии национальной системы интеллектуальной собственности как одного из ключевых элементов развития инновационной деятельности. В 2009 г. в государственном регистре зарегистрировано 1297 патентов на изобретения (рост к 2008 г. составил 4%), 965 патентов на полезные модели (+12%), 230 патентов на промышленные образцы ( + 17%).
Тем не менее, в целях сокращения отставания Беларуси от инновационно развитых стран государство должно изменить условия продажи малым и средним предприятиям частной формы собственности технологий, разработанных за счёт бюджета.
По словам директора Республиканского центра трансферта технологий Александра Успенского, «доход Германии от экспорта лицензий и патентов оценивается в USD 520 млрд в год. Таким образом, на каждого жителя Германии доход от продажи лицензий и патентов составляет USD 6100. В США
См.: Белорусские новости. 2010. 28 февраля: http://www.naviny.by/ rubrics/economic/2010/02/28/ic articles 113 166844/
этот показатель составляет USD 3200, в Японии — USD 3100, России — USD 750, Беларуси — USD 30. Это показывает, как мы распоряжаемся своей интеллектуальной собственностью».
Специалист отмечает, что в США коммерческого успеха достигают примерно 30% технологий, в странах ЕС — 20, в странах СНГ — около 3%. «Если говорить о Беларуси, то торговать интеллектуальной собственностью мешает, прежде всего, законодательство, которое не стимулирует развитие инновационного предпринимательства».
По словам А. Успенского, в мире существует несколько моделей прав на интеллектуальную собственность, которая разрабатывается за счёт средств бюджета. Самая перспективная модель та, в которой права на разработанный интеллектуальный продукт принадлежат организации, осуществляющей разработки. Такая модель в основном принята в США, Японии, Великобритании. Преимущество этой модели заключается в том, что организация, которой принадлежат права на технологию, сама занимается коммерцией ввиду своей заинтересованности.
Вторая схема предусматривает принадлежность права на разработанный интеллектуальный продукт государству. По этой схеме работает Беларусь. Но «в Беларуси технология, разработанная за счёт бюджета, может быть передана бесплатно только госпредприятиям. Частные предприятия или предприятия смешанной формы собственности должны за неё платить, причём немало. Примерно столько, сколько денег было затрачено на разработку технологии. Но освоение новых технологий — это всегда большой риск. Поэтому я не знаю ни одного частного или смешанной формы собственности предприятия, которое купило бы за огромные деньги технологию, разработанную за счёт бюджета».
Однако и многие госпредприятия не проявляют активности в освоении новых технологий, но по другим причинам. «Монополии и крупные предприятия во всём мире попросту не заинтересованы в модернизации. Им и так хорошо. Единственным стимулом для них является конкуренция за рынки сбыта с аналогичными национальными либо зарубежными фирмами». Как отмечают независимые эксперты, именно вследствие этого белорусская промышленность в прошлом году столкнулась с неуправляемым ростом складских запасов.
«Новые технологии должны приносить пользу, открывать новые возможности для производства конкурентоспособной продукции, способствовать улучшению качества жизни. Поэтому здесь государство должно делать ставку на малый и средний бизнес, который более инициативен. Необходимо изменить условия продажи бизнесу технологий, разработанных за счёт бюджета», — считает Успенский.
Имитация
Корректировки системы управления наукой3
В прошедшем году произошло перераспределение полномочий между НАН Беларуси и Государственным комитетом по науке и технологиям. Соответствующие нормы содержатся в подписанном 4 августа 2009 г. декрете № 9 главы государства «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7».
К компетенции НАН Беларуси отнесены организация и координация всех научных исследований (за исключением научно-технических программ), независимо от ведомственной принадлежности исполнителей, а также организация и проведение государственной научной экспертизы. Полномочиями по реализации этих функций наделен Президиум НАН. Также ему переданы функции межведомственного Совета по координации фундаментальных и прикладных исследований, ранее действовавшего при Национальной академии наук на общественных началах.
В качестве основной функции ГКНТ определено проведение государственной политики в инновационной сфере, в рамках реализации которой будет вестись мониторинг мировых производственных тенденций и на основании их анализа вырабатываться мотивированные рекомендации по вопросам формирования инновационной инфраструктуры и создания высокотехнологичных производств. Функция контроля над ходом выполнения научно-технических программ и освоением результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ сохранена за ГКНТ.
БелТА. 2009. 6 августа.
Оказание ИТ-услуг как недостижимый для остальной прикладной науки эталон4
По данным Forbes, в 2008 — 2009 гг. поступления от экспорта ИТ-услуг в Беларуси составили в среднем более USD 35 на каждую душу 10-миллионного населения, увеличившись на протяжении последних трёх лет на 75%. (В Индии этот показатель находился на уровне USD 40 на каждого из более чем 1.1 млрд чел. населения, в России — около 18, в Китае — 16, в Украине — USD 12.) Белорусские компании входят в число крупнейших поставщиков услуг оффшорного программирования в Восточной Европе (в Чехии экспорт ИТ-услуг приносит более USD 35 на человека в год).
Большинство крупных белорусских ИТ-компаний ориентировано на экспорт своих услуг. По прогнозам, к 2011 г. объём белорусского экспорта компьютерных и информационных услуг значительно вырастет, достигнув (или — возможно — превзойдя) нынешний индийский душевой уровень, но его доля в общей структуре экспорта услуг останется достаточно низкой — около 4%.
Игры лоббистов
В середине 2009 г. продолжались лоббистские усилия ряда производственных структур5 с целью реализации проекта «научно-промышленного, технико-внедренческого инновационного парка Интеграл — ПВТ № 2». Парк высоких технологий № 2 предполагает территориально и экстерриториально объединить под своей крышей белорусских производителей микроэлектронных компонентов.
Необходимость создания технопарка «Интеграл», который носит название инициатора этого проекта — НПО «Интеграл», вытекает из законодательной ограниченности видов деятельности, которые могут быть интересны для производителей микроэлектронных компонентов в рамках существующего Парка высоких технологий. Фактически сегодня льготный режим ПВТ не распространяется на ИТ-производителей.
Пресс-служба Парка высоких технологий, 11 августа 2009 г.
Ежедневник. 2009. 25 августа.
Ситуация с ПВТ № 2 оказалась менее определённой после скандала с имитацией выпуска новой продукции на двух из шести предприятиях НПО «Интеграл» — «Цветотрон» и «Камертон»6, а также после жёсткой критики президентом Беларуси срыва программы по внедрению на «Интеграле» субмикронного производства, на которое выделено BYR 300 млрд государственных ресурсов.7
Деградация
Сокращение финансирования
Согласно оценкам экономиста А. Лученка8, если в 2008 г. на государственную программу инновационного развития израсходовано BYR 2 трлн, то в 2009 г. выделено всего BYR 700 млн. В целом, если в 1997 г. бюджетная составляющая наукоёмкос-ти равнялась 0.48%, то в 2008 г. она снизилась до 0.35%. В 2010 г. на финансирование науки в бюджете Беларуси заложено около Вг 500 млрд9.
В пересчёте на одного работника, до кризиса в Беларуси выделялось средств на исследования и разработки в 10 раз меньше, чем в Словении, и в 7.8 раза меньше, чем в Чехии. Эстония финансировала инновации в 5 раз щедрее белорусов, Литва — в 3 раза.
Сохраняющиеся администрирование и отсталость10
Спустя месяц после вступления 9 марта 2009 г. в силу президентского указа № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» начали проявляться его существенные «узкие места». На Западе 80% предприятий отвечают критериям «инновационно активных». В РБ этот показатель составляет всего 18%. Уро-
6 СБ — Беларусь сегодня. 2010. 10 февраля.
7 СБ — Беларусь сегодня. 2009. 13 ноября.
8 См.: www.luchenok.com.
9 БелТА. 2009. 18 декабря.
10 Яковлев Ю. Инновационный путь развития Беларуси — «лапша на уши» вместо изобретений // AFN.by. 2009. 6 апр.
вень коммерциализации результатов НИОКР по критерию числа успешных проектов составляет 20% в ЕС, 30 — в США и около 1% — в Беларуси.
Материально-техническая база научных организаций изношена. Так, треть принадлежащих им зданий и сооружений имеет износ более 60%, а половина — более 40%. В Беларуси оснащённость научным оборудованием в расчёте на одного исследователя в десятки раз меньше, чем в развитых странах мира. Более 60% приборов имеют возраст свыше 15 лет, в то время как их моральное устаревание наступает после 3 — 5 лет эксплуатации. Доля накопленной амортизации активной части производственных фондов достигла 85% при среднегодовом коэффициенте обновления всего 5%.
И всё же главный «тормоз»: неработающая цепочка «государство — разработчик — предприятие».
Подготовка кадров
В 2009 г. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Беларуси присудила учёную степень 624 соискателям, рассказал председатель ВАК А. Афанасьев 10 февраля на пресс-конференции в Минске11. По его словам, степень доктора наук получил 51 человек, кандидата наук — 573. Средний возраст соискателей, которым присуждена учёная степень доктора наук, составил 49.8 года, средний возраст соискателей учёной степени кандидата наук — 33 года.
Афанасьев отметил, что по количеству присужденных в 2009 г. учёных степеней первое место занимают технические науки (17.6%), далее следуют медицинские (16.5%), физико-математические (9.6%), сельскохозяйственные (7.5%), биологические (7.1%) и исторические (6.6%) науки. Председатель ВАК также сообщил, что отклонено 11% от числа всех рассмотренных в ВАК диссертаций. Наибольшее количество отклонённых работ относится к сфере филологических (15.6%), технических (13%) и сельскохозяйственных (10.4%) наук. По словам Афанасьева, в 2009 г. учёное звание профессора присвоено 41 соискателю, доцента — 532 чел.
TUT.by: http://news.tut.by/160600.html.
Как и ранее, в белорусских вузах в высшей степени востребована молодёжь. Так, согласно статистическим данным12, работников с докторской степенью до 50 лет в БГУ насчитывается 27 чел., до 40 лет — 4 чел. Средний возраст работников в БГУ (включая вспомогательный персонал) колеблется от 40 до 55 лет.
Правомерно сделать следующие выводы.
1. Отраслевая наука в Беларуси находится в тяжёлом состоянии, и в среднесрочной перспективе экономического кризиса ситуация в этой сфере не улучшится. Для научных учреждений единственной реальной возможностью выжить остаются инвестиции и финансирование исследований извне.
2. Перераспределение функций и ответственности между разнообразными субъектами государственной и академической науки сводится к определённому переформатированию меры личного влияния различных персон на раздел сокращающегося бюджетного финансирования.
3. Система подготовки аспирантов и докторантов — ввиду резкого усиления формальных требований к оформлению диссертаций — окончательно превратилась в поле деятельности и борьбы разнообразных научных кланов (в полном объёме продолжилась тенденция 2008 г.).
4. Развёртывание экономического кризиса ещё более интенсифицировало данные тренды.
БелТА. 2009. 24 сентября.