Научная статья на тему 'Наука и образование как факторы качества жизни российской провинции'

Наука и образование как факторы качества жизни российской провинции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / CULTURE OF PROVINCE / CULTURAL CONTEXT / EDUCATION / SCIENCE / VALUE GUIDELINES / CULTURAL NEEDS / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сметанина Татьяна Александровна, Шмелева Наталья Владимировна

В статье анализируются ценностные предпочтения провинциального жителя на примере Нижнего Новгорода. Рассматривается роль классической культуры, воплощенной в научном знании, системе светского образования и просвещения, в формировании социокультурных ориентиров и субъективной оценки качества жизни горожан. Исследуются культурные потребности жителей мегаполиса и степень их удовлетворенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AND EDUCATION AS FACTORS OF QUALITY OF LIFE OF THE RUSSIAN PROVINCE

The article analyzes the value preferences of the provincial resident by the example of Nizhniy Novgorod. The role of classical culture, implemented in scientific knowledge, the system of secular education and enlightenment, in the formation of socio-cultural goals and the subjective estimation of the quality of the residents’ life is examined. The cultural needs of the megapolis residents and the degree of their satisfaction are considered.

Текст научной работы на тему «Наука и образование как факторы качества жизни российской провинции»

Сметанина Татьяна Александровна, Шмелева Наталья Владимировна

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

В статье анализируются ценностные предпочтения провинциального жителя на примере Нижнего Новгорода. Рассматривается роль классической культуры, воплощенной в научном знании, системе светского образования и просвещения, в формировании социокультурных ориентиров и субъективной оценки качества жизни горожан. Исследуются культурные потребности жителей мегаполиса и степень их удовлетворенности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/6-1/45.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 186-188. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

9. Лященко М. Н. Танатологические основания смертной казни в монтенизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (52): в 2-х ч. Ч. I. C. 110-113.

10. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. 328 с.

11. Неговский В. А. Об одной идеалистической концепции клинической смерти // Философские науки. 1981. № 4. С. 52-63.

12. Пугачев О. С. Введение в иммортологию: историко-философский и этический анализ. Пенза: РИО ПГСХА, 2001. 152 с.

13. Розанов В. В. О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира // Розанов В. В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 560-572.

14. Розанов В. В. Русская Церковь // Розанов В. В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 327-355.

15. Уваров М. С. «Смерть смерти»: постмодернистический проект // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб.: Изд-во Института человека РАН, 1997. С. 21-28.

16. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Традиция, 1997. Т. III. 744 с.

17. Федорова М. М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Психология смерти и умирания. Мн.: Харвест, 1998. С. 8-35.

18. Шенкао М. А. Основы философской танатологии. Черкесск: КЧТИ, 2002. 252 с.

19. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. Т. II. 672 с.

20. Шор Г. В. О смерти человека. Введение в танатологию. Л.: Кубуч, 1925. 271 с.

21. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Изд-во политической литературы, 1961. Т. 20. С. 343-629.

RATIONAL CONCEPTUALIZATION OF DEATH: THANATOLOGY EXPERIENCE

Slepokurov Aleksei Aleksandrovich

Voronezh State University s.alyosha@bk ru

The article analyzes the developmental stages of thanatology as an attempt of the rational conceptualization of death. This conceptualization in various thanatological discourses (from medico-biological to humanitarian one) comes out to be not the conception of death as itself but only different cultural images of death. It testifies that death is incomprehensible, and its incomprehensible nature is available only through philosophical reflection.

Key words and phrases: death; thanatology; science; nature; dialectics; metaphysics; mystery of death; philosophy; modern culture.

УДК 394

Философские науки

В статье анализируются ценностные предпочтения провинциального жителя на примере Нижнего Новгорода. Рассматривается роль классической культуры, воплощенной в научном знании, системе светского образования и просвещения, в формировании социокультурных ориентиров и субъективной оценки качества жизни горожан. Исследуются культурные потребности жителей мегаполиса и степень их удовлетворенности.

Ключевые слова и фразы: культура провинции; культурный контекст; образование; наука; ценностные ориентиры; культурные потребности; качество жизни.

Сметанина Татьяна Александровна, к. филос. н., доцент Шмелева Наталья Владимировна, к. филол. н.

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина [email protected]; [email protected]

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного совместным конкурсом РГНФ и Нижегородской области научного проекта № 14-13-52002.

Провинциальный контекст русской культуры вызывает устойчивый интерес отечественных мыслителей с XIX века по сей день. Деление на столичную и провинциальную Россию подразумевало различение России европеизированной и самобытной, сохранившей «коренные начала» русской жизни. Европейская просветительская парадигма осмысления культуры предполагала в качестве основных критериев ее оценки уровень развития науки и образования, просвещенности в области гражданско-правовой культуры и в конечном счете степень индивидуальной свободы [1].

Однако столь жесткое противопоставление этно-религиозной традиции ценностям науки, образования, светской культуры уже не отражает реалии современного общества. Последние, напротив, воспринимаются сегодня как воплощение классической культуры, ставшей традиционной для многих поколений россиян. Наука, образование, просвещение определяли ценностные ориентиры российской интеллигенции XIX века, занимали важнейшее место в отечественной культуре советского времени. Каковы ее шансы устоять перед натиском массовой культуры, ренессансом религии и этнических традиций?

ISSN 1997-292X

№ 6 (68) 2016, часть 1

187

На этот вопрос поможет ответить исследование степени удовлетворенности жизнью, или субъективного благополучия (subjective well-being), играющего важную роль в определении качества жизни. Чрезвычайно важно учитывать при этом культурный фактор. Всемирная организация здравоохранения трактует качество жизни как восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Но в отечественных исследованиях качества жизни часто превалируют социально-экономические параметры. Такие проблемы как специфика культурного продукта, противоречия в удовлетворении культурных запросов населения далеко не всегда получают должное освещение.

В ходе социологического опроса 2014 года, посвященного качеству жизни жителей Нижнего Новгорода, исследовалась степень востребованности таких социокультурных институтов, как театры, музеи, библиотеки, а также спортивных, образовательных, религиозных, культурно-досуговых учреждений. Для исследования данной проблематики интерес представляет как специфика самоощущения отдельных социальных групп, так и субъективный момент - самооценка человеком уровня своего благополучия. При всем многообразии определений понятия «качество жизни» согласимся с тем, что «по своей природе качество жизни -это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни» [2, с. 34].

Социокультурное своеобразие российских регионов исторически формировалось под влиянием этно-конфессиональной традиции. Насколько культурные ориентиры жителей связаны с ней сегодня? Глобализация и «культурная унификация, сопровождающая активную модернизацию российского общества, в качестве ответной реакции...» вызывают «стремление к защите национальных традиций и самосознания» [5, с. 166]. Традиционные и религиозные праздники сохраняют важную роль жизни нижегородцев: более 55% из них регулярно отмечают традиционные народные праздники. Разнообразные формы народной религиозности и сегодня занимают значительное место среди культурных интересов горожан: только 7,5% из всех опрошенных обозначили его как атеизм, 85,8% отнесли себя к православию. Но при этом конфессиональная принадлежность сегодня выступает скорее маркером этнокультурной идентичности.

Означает ли это, что классическая культура теряет свою способность формировать ценностные ориентиры россиян? Насколько она сдала свои позиции под натиском современных технологий, массовой культуры и реанимированных традиционных форм социокультурных практик? Анализ свободного времени нижегородцев показывает, что жизненный мир человека все более индивидуализируется: телевидение, интернет, домашнее хозяйство, дети, дача, общение с друзьями занимают лидирующие позиции. Культурное творчество, напротив, составляют одну из наименее востребованных форм досуга горожан. Статистика за 2014 год неутешительна: 81,8% жителей Нижнего Новгорода ни разу не были в библиотеке, 65,3% - в театре, 75,8% -в музее, 77% - на познавательных экскурсиях; не пользуются популярностью и фестивали (72,5%). Низкая востребованность данных сегментов культурной сферы связана не только с их «архаичностью». Основополагающими факторами в данном случае можно считать географическую и ценовую доступность. На вопрос: «Есть ли у вас время, средства, иные возможности организации своего культурного досуга?», 43,5% респондентов ответили, что «есть и время, и доступ, но нет денежных средств». Нижегородцы отмечают: в случае организации единой электронной базы данных культурной продукции в интернете они активно пользовались бы сайтами музеев, театров, особенно свободно доступных спектаклей, публичной электронной библиотекой.

Взаимосвязь личностного роста, социального благополучия и культурного уровня осознается нижегородцами. Зависимость степени успешности человека от уровня его общего культурного развития признают 30,9% нижегородцев, а еще 42,6% считают очень значительной, что в целом дает внушительный результат - 82,5%. Эта установка общественного сознания, сформированная еще в советское время, по-прежнему определяет ожидания населения в области приоритетов внутренней политики. Успешное развитие страны 88,3% респондентов связывают именно с культурным уровнем ее жителей. Но на вопрос, как меняется роль культуры в современном российском обществе, нижегородцы отвечают следующим образом: «возрастает» - 22%, «не меняется, оставаясь высокой» - 14,2%, «не меняется, оставаясь низкой» - 33,2%, снижается - 30,6%. Как видим, более половины респондентов расценивают успехи культурной политики, ее влияние на общественные процессы весьма пессимистично.

Какой же сфере жизни горожане отдают предпочтение при выборе значимых культурных ориентиров? Среди своих земляков, которыми сегодня стоит гордиться, нижегородцы на первое место поставили писателей (М. Горький, В. Короленко, П. Мельников-Печерский), композиторов (М. Балакирев) и актеров (Е. Евстигнеев), следом шли религиозные деятели (Серафим Саровский, Макарий Желтоводский, патриарх Никон, протопоп Аввакум) и Нижегородское ополчение 1611-1612 гг. во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. Более 50% голосов набрали также ученые (Н. Лобачевский, И. Сеченов и др.) и хозяйственные достижения (Макарьевская и Нижегородская ярмарка).

Сопоставим эти данные с оценкой современной ситуации. Что нижегородцы считают наиболее значимой сферой с точки зрения качества жизни в регионе? Большинство (54,9%) назвали, конечно, высокий уровень благосостояния. Но интересно, что следом идут качественное образование (53,2%), развитие науки (43%), всестороннее развитие культуры (41,5%). Показательно, что почти вдвое меньше нижегородцев сочли наиболее важными этноконфессиональные аспекты (23,2%). Эта сфера представляется жителям региона намного менее значимой, чем развитие системы дополнительного образования для детей и взрослых (46,5%), увеличение числа спортивных сооружений, театров, музеев, концертных залов, студий и других мест культурного досуга горожан, числа массовых общедоступных культурных мероприятий.

Исследование показало, что именно невысокий уровень благосостояния жителя провинции выступает главным барьером на пути к удовлетворению его социокультурных потребностей. Так, 49,8% респондентов ответили, что их право равного доступа к культурным ценностям Российского государства обеспечено не в полной мере. Наблюдается отчетливая корреляция по десятибалльной шкале в оценках нижегородцами своей материальной обеспеченности (5,12), места в обществе (5,65) и культурного уровня (6,05), порождающая ощущение ограниченности возможности участия в общественной жизни, доступа к различным благам и ценностям. Большинство (80%) провинциальных жителей убеждены в необходимости государственной поддержки сферы культуры. Стоит отметить, что в проводимом опросе жителей Нижнего Новгорода о специфике социальной напряженности в июне-ноябре 2005 г. результаты были аналогичными [3].

Таким образом, при всей эклектичности массового сознания и заметной тенденции к его архаизации вряд ли справедливо определять современного человека как "homo non sapiens" [4]. Разум, наука, светская культура и образование и сегодня занимают ведущее место в иерархии культурных потребностей. Признание данного факта позволяет точнее оценить ожидания горожан от муниципальных и федеральных органов власти. Разработка современной социальной и культурной политики, оценка степени ее эффективности предполагает четкое и научно обоснованное понимание реального состояния дел в этой области.

Список литературы

1. Бабаева А. В., Сметанина Т. А., Спасский А. В. Провинциальный контекст как предмет социокультурного анализа [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/ archive/?year=2014&issue=3 (дата обращения: 16.04.2016).

2. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 33-42.

3. Головин Ю. А. Развитие социально-политических напряжений и конфликтов в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород - Ярославль) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2010. № 5. С. 57-63.

4. Кутырев В. А. Разум против человека. Философия выживания в эпоху постмодернизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.evolkov.net/reflections/Kutyrev.V/Kutyrev.V.Mind.against.man.html (дата обращения: 23.07.2014).

5. Сметанина Т. А. Потенциал религиозной традиции в зеркале церковной идеологии и массового сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствознание. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (46). Ч. 2. С. 166-168.

SCIENCE AND EDUCATION AS FACTORS OF QUALITY OF LIFE OF THE RUSSIAN PROVINCE

Smetanina Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Shmeleva Natal'ya Vladimirovna, Ph. D. in Philology Minin University TanSmetan@yandex. ru; shmelevanv@mail. ru

The article analyzes the value preferences of the provincial resident by the example of Nizhniy Novgorod. The role of classical culture, implemented in scientific knowledge, the system of secular education and enlightenment, in the formation of socio-cultural goals and the subjective estimation of the quality of the residents' life is examined. The cultural needs of the megapolis residents and the degree of their satisfaction are considered.

Key words and phrases: culture of province; cultural context; education; science; value guidelines; cultural needs; quality of life.

УДК 165.12 Философские науки

Сознание в контексте культуры является способностью понимания и управления мышлением и поведением. Сознание управляет мышлением либо в качестве умеренного сознания интерпретатора, либо в качестве озадаченного сознания воспринимающей личности. В статье формулируется закономерность формирования сознания в момент понимания. Рассматриваются формальные структуры сознания в контексте культуры, и анализируется волевая сознательная регуляция мышления.

Ключевые слова и фразы: сознание; мышление; культура; выражение; смысл; воля; понимание.

Счастливцев Александр Николаевич, д. филос. н., доцент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал) в г. Тамбове a. alter2010@yandex. ги

СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ Введение

Сознание является способностью понимать и управлять мышлением и поведением. Индивидуальное сознание управляет мышлением либо в качестве умеренного сознания интерпретатора, либо в качестве озадаченного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.