Научная статья на тему 'Наука и культура'

Наука и культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

Автор реферата И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука и культура»

I. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

НАУКА И КУЛЬТУРА

В сборнике «Наука и культура» обсуждаются рефлексии над наукой и культурой, включая вопросы социальных, ценностных и личностных детерминант научного и культурного поиска.

Наука, с одной стороны, - это феномен культуры, стимулятор ее развития, а с другой - «она сама зависит от состояния культуры и состояния общества». Как феномен культуры наука может быть рассмотрена в мировоззренческом, аксиологическом, этическом и информационном аспектах. Философия как фундамент мировоззрения позволяет выделить во взаимосвязи науки и культуры гуманистический вектор науки, ее нацеленность на человека, его потребности и интересы.

Сегодня философия знания, эпистемология, другие науки должны раскрыть единство научного и вненаучного знания, духовной культуры. Познание в целом обретает «человеческое измерение» (4, с.13). Одна из особенностей современного познания - его направленность на постижение виртуальной реальности. В эпоху новых отношений вступают теперь и разные потоки конкретно-научной рефлексивной мысли: феномен единства научного и вненаучного знания содержит в своих недрах и философия. Важно «сочетание фундаментального и прикладного, теоретического и эмпирического знания» (4, с.17).

Культура - многослойное, интегративное явление, список ее дефиниций непрерывно увеличивается. Ее, например, определяют как «кентавр-систему», как «науку о смыслах» и т.п. «Исторически сложились различные парадигмы, концепции и индивидуальные версии, в рамках которых разрабатываются дефиниции культуры» (7, с. 18). Среди них, однако, можно отыскать концепцию (или принцип),

8

выполняющую интегрирующую функцию и способную найти точки соприкосновения в различных версиях культуры. Таким принципом является бинарный архетип, который позволяет найти общие черты у структурной антропологии, феноменологической версии культуры, диалогической концепции, семиотической парадигмы и др.

Бинарный архетип - это принцип антиномичности, апорийности, дихотомичности, диалогичности, билатеральности, зеркальности. Бинарный архетип в культуре связан с принципом симметрии, который имеет универсальное значение, является одним из канонов культуры и сверхпринципом формообразования в природе и искусстве. Культурологи сосредоточили внимание на своеобразии культур Запада и Востока, использовав асимметрию мозга. Бинарный архетип напрямую связывается с асимметрией мозга человека, а «принцип симметрии является основным принципом культуры - науки и искусства» (4, с.19).

Специализация полушарий мозга - столбовая дорога эволюции человека. Левополушарное, логико-знаковое мышление создает контекст социального общения. Правополушарное пространственно-образное мышление обеспечивает восприятие реальности во всем ее многообразии. Данные по культурам говорят о том, что в манере матери держать ребенка наблюдается левосторонняя тенденция. Этот «левый уклон» находит отражение в западном искусстве (включая древнеегипетское) уже более 200 лет. Этот факт, возможно, зависит от генетических факторов. Кант и Гегель установили универсальность принципа симметрии в науке и искусстве, причем Гегель определял через симметрию гармонию. Идея Ницше о доминировании «дионисийского» начала (эмоционально-образного) над «аполлоническим» (логико-символическим) есть проявление бинарного архетипа и в ней, по существу, обозначена проблема право-левополушарных стратегий в творчестве (4, с.23).

Феномен общенаучности присущ не только естественно-научным понятиям, но и проявляется в сфере социально-гуманитарного знания. Такие понятия как «ответственность», «вера», «справедливость», «богатство», хотя и принадлежат к частно-научному знанию (этическому, психологическому и т.д.), но могут быть осмыслены и как общенаучные явления. Особенно это относится к понятию «ответственность».

9

Понятие «красоты» является универсальным для человеческой культуры, но оно функционирует и в науке. По поводу «красоты» той или иной теории, модели, принципа, гипотезы неоднократно высказывались выдающиеся математики и физики. История великих научных открытий подтверждает прогностическую ценность критерия красоты, причем одним из объективных оснований этого явления выступает симметрия как красота и простота в научном творчестве.

Говоря о принципах исследования российской ментальности, следует помнить об ошибках, которые при этом допускаются, особенно если характерные черты отдельных индивидов «сводятся к характерным чертам социальных общностей, а зачастую и нации» (3, с. 41). Многие черты русской нации основаны на этническом разнообразии населения страны. По своему менталитету русский народ дает возможность ужиться в рамках культурного российского поля самым различным культурам. «В российском сознании в определенной мере присутствует духовный, национально-психологический облик всех народов России» (3, с.43).

Изучение социокультурной ситуации является одной из актуальных проблем исследования тенденций современного социума, структура социокультурной ситуации в качестве ядра имеет событие, которое коренным образом меняет нашу жизнь. Еще две структурных составляющих - социальный и культурный блоки, которые соединяются в «своеобразное неразделимое, но сохраняющее свою специфику образование» (6, с.47). В каждом из блоков имеются фундаментальные и подвижные части: 1) общемировые ценности, культурные приоритеты национальных культур и 2) элементы повседневной, массовой культуры, быстро сменяющие друг друга.

Типы социокультурной ситуации бывают пространственные (личностные, региональные, национальные, общемировые), темпоральные (правила и законы текущего момента), континуальные (охватывающие определенные хронологические рамки). По типу динамического развития социокультурные ситуации делятся на устойчивые и неустойчивые, хотя это деление относительное. Неустойчивые социокультурные ситуации исследовал Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» (М., 1992).

С V в. до н.э. и по настоящее время западная историография и историософия прошли как бы своеобразный круг от мифологии и

10

первичного собирания исторических сведений до нового мифотворчества», позволяющего именно по причине своей необозримости путем перемешивания и перетасовывания извлечь что угодно, конструируя любые потребные доказательства» (5, с.56).

Понятие лидера в массовом сознании нередко связывают с архаистическими восточными деспотиями, поскольку взаимоотношение лидера и масс нередко приобретает форму культа. На присутствие веры в культе лидера обращает особое внимание Э.Фромм. «Веру он относит к одной из основных человеческих потребностей, считает ее сущностным атрибутом человеческой природы». Образ вождя-лидера связан с различными символами: родовыми («царь-батюшка», «отец нации»), политическими, религиозными. «Идеальность образа лидера должна жить в сознании масс, потому так тщательно скрывались и скрываются болезни партийных лидеров». Лидер стоит над реальностью, над невзгодами, над суетой, он вне сферы повседневности.

В культуре свободного времени можно выделить девять типов: культуру свободного времени творческой личности; культуру свободного времени деятельной личности; культуру свободного времени «трудоголика»; «домашнюю» культуру свободного времени; культуру частной жизни личности; культуру общительной личности; культуру личности с неуравновешенной психикой; антикультуру свободного времени (алкоголизм, наркомания); религиозную культуру свободного времени.

Список литературы

1. Антонов В.Ю. Культура и цивилизация: уставшая сексуальность и не реализованная

любовь// Наука и культура: Межвуз.сб.науч.тр. - Саратов, 2000. - С. 67-74.

2. Афанасьева В.В. Проблема динамического хаоса в науке// Там же. - С. 29-34.

3. Веретенников Н.Я. Принципы исследования российской ментальности// Там же. - С. 40-

45.

4. Каратаев В.П. О единстве научного и вненаучного знания// Там же. - С. 12-17.

5. Коломин Ю.Н. Античные черты современного понимания истории: ренессанс или

рецидив? // Там же. - С. 50-56.

6. Листвина Е.В. К вопросу о структуре и типах социокультурной ситуации// Там же. -

С.46-49.

7. Маслов Р.В., Пименов Ю.М. Бинарный архетип в науке и культуре // Там же. - С. 18-23.

8. Погрешаева Т. А. Типология культуры свободного времени// Там же. - С. 60-66.

9. Позднеева С.П. Наука и культура// Там же. - С.3-11.

10. Севостьянов М.В. Культурные эпохи и поиск красоты в науке// Там же. - С. 35-39.

11

11. Туркина В.Г. Образ лидера в массовом сознании// Там же. - С.57-59.

12.Туркина В.Г., Яковлева Г.В. Свобода и ответственность в научном междисциплинарном знании// Там же. - С. 24-28.

И.Л. Галинская

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.