Научная статья на тему 'Наука и искусство управления сложными системами'

Наука и искусство управления сложными системами Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
518
83
Поделиться
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / SIMULATION GAME / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / СЛОЖНАЯ СИСТЕМА / COMPLEX SYSTEM / РИСК / RISK / ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / MANAGEMENT / MODELING / DECISION MAKING / MANAGEMENT DEVICE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кавтарадзе Дмитрий Николаевич

Усложнение социальных и техногенных систем диктует необходимость подготовки управленцев, способных к действиям. Наиболее эффективным методом обучения управленческим действиям признан метод обучения на основе динамических моделей. Разработанный модуль занимает 36 аудиторных академических часов, 22 часа самостоятельной работы и 12 часов контактных встреч и охватывает ряд базовых курсов. Постижение искусства управления состоит в сопряжении теоретических знаний и опыта, полученного обучаемым. В практикум включено более тридцати управленческих моделей и деловых игр. Новая образовательная задача включает освоение опыта управления и критерии оценки компетентности в соответствии со сложностью систем управления.

The Science and the Art of Complex Systems Management

The complexification of social and techоlogical systems dictates the need for the training of managers, capable of taking action. The method of instruction on the basis of dynamic models is acknowledged as the most effective method of instruction in administrative actions. The module developed by the author occupies 36 lecture-room academic hours, 22 hours of independent work and 12 hours of contact encounters and covers a number of base courses. The understanding of the skill of control consists of joining of theoretical knowledge and experience obtained by trainee. The practicum includes more than thirty simulation models and business games. The new educational task includes the mastery of the experience of control and the criteria of evaluation of competence in accordance with the complexity of control systems.

Текст научной работы на тему «Наука и искусство управления сложными системами»

Подготовка управленческих кадров

Кавтарадзе Д.Н. Наука и искусство управления сложными системами

Кавтарадзе Дмитрий Николаевич — доктор биологических наук, профессор, Международный университет в Москве; факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: kavtaradze@spa.msu.ru

Аннотация

Усложнение социальных и техногенных систем диктует необходимость подготовки управленцев, способных к действиям. Наиболее эффективным методом обучения управленческим действиям признан метод обучения на основе динамических моделей. Разработанный модуль занимает 36 аудиторных академических часов, 22 часа самостоятельной работы и 12 часов контактных встреч и охватывает ряд базовых курсов. Постижение искусства управления состоит в сопряжении теоретических знаний и опыта, полученного обучаемым. В практикум включено более тридцати управленческих моделей и деловых игр. Новая образовательная задача включает освоение опыта управления и критерии оценки компетентности в соответствии со сложностью систем управления.

Ключевые слова

Имитационная модель, компетенция, сложная система, риск, интуиция, образование.

Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том уровне мышления, на котором они возникли.

А. Эйнштейн

Становление российской государственности представляет собой новейший исторический процесс. Глобальный контекст современности включает интенсивную политическую динамику, ресурсный дефицит, климатические изменения, рост терроризма, качественное усложнение организации мировой и национальной экономик.

Многообразие понятий «управление» обусловлено расширением способов организации, критериев эффективности, определением места и характера использования информационных технологий (1Т), соотношения алгоритмического подхода и «ручного» управления.

Подготовка государственных служащих, очевидно, должна брать в расчет высоковероятные изменения в структуре государственных муниципальных, региональных и федеральных структур.

В статье рассматривается проблема разработки современных инструментов для подготовки управленцев в университетах и обучения их умению применять полученные знания. Одним из результатов поиска новых методов управления стало обращение к неформальным, часто интуитивным способам решения управленческих

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

проблем. Книга Маргарет Тэтчер обозначила это предельно ясно — «Искусство управления государством». Итоговая формула работы крупнейшего государственного деятеля современности побуждает нас перейти к сжатому историческому очерку развития искусства в культуре, обращая особое внимание на появление инструментов создания произведений искусства, а также возможность их использования как аналогий в современном обучении управлению сложными системами и разработке специального инструментария1.

Инструменты в культуре и науке

Подсобный инструмент играет важнейшую роль в совершенствовании возможностей развития и накопления культуры человеком. С древнейших времен, начиная от палеолитических скульптур, изобретения арфы, флейты, барабана, рычага, колеса, добывания огня трением, лампочки, телеграфа, телефона и др., и по сию пору инструменты ценились и продолжают цениться крайне высоко. Однако мало иметь инструмент, надо научить себя его применению.

Поиск путей совершенствования современных умений, компетенций и мастерства управления сложными системами вызвал интерес к тем приемам и техникам, которые изобретали и применяли мастера живописи, скульптуры, музыки на протяжении веков.

Приведем лишь несколько примеров, примечательных тем, что они помогают управлять композицией: музыкальной, живописной или скульптурной как целостной системой. Возможно ли заимствовать приемы искусства для применения в управлении? Применима ли к нему культура исполнения произведения симфоническим оркестром на основе подспорья — партитуры? Или нашим управленцам больше подходят интуиция и чувство гармонии, объединяющие экспромтом исполнение джаза. В классических произведениях литературы можно обнаружить примеры объединения жанров искусства. Так, произведения А.С. Пушкина содержат в себе тайну — рисунки на полях его рукописей (см. Рисунок 1). Какова была их роль? Стихи помогали зарисовкам, или наброски на полях помогали рождению стихов?

1 Благодарю коллег за критичное и благожелательное обсуждение статьи, важные комментарии: проф. А.А. Полякова, проф. А.Г. Барабашева, доц. В.В. Солодова, В.В. Ильина-Минкевича и за техническую помощь Е.А. Баханову, А.Г. Никольскую.

Рисунок 1. А.С. Пушкин. Черновая рукопись V главы романа «Евгений Онегин».

Виселица и первые слова: ...Ия бы мог... Российская государственная библиотека, Москва

Кинорежиссеры и мультипликаторы используют покадровую, пошаговую развертку последовательности событий (см. Рисунок 2).

Если в натурном фильме происходит такое движение:

Ф Ф Ф в> <Ж>

то в рисованном фильме это выглядит так:

® ® <5> ф ®

Рисунок 2. Художник Ф. Хитрук помогает читателю и зрителю перевести наблюдаемое движение в зарисованное2. Здесь мультипликация — жанр, рисунок — инструмент

2 Хитрук Ф. Профессия — аниматор. В 2 т. М.: Live Book, 2008. Т. 1. С. 172-201.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Археологи полагают, что наши предки создавали календари для управления своей жизнью путем систематизации знаний о смене времен года, наступлении гона, отела у охотничьих животных и т. д. Информацию такого рода они закрепляли в инструменте — календаре, а чтобы он всегда был под рукой, изготовляли браслет. Один из них, достойный внимания, был найден на раскопках в Мезине (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Развертка рисунка на костяном браслете. Признается одним из древнейших лунных календарей (с. Мезин, Коропский р-н, Черниговская обл.). Большая советская энциклопедия. Мезинская стоянка

Что служит инструментом современного управленческого мышления? Еще недавно в организации промышленного производства применяли график Ганта (см. Рисунок 4).

Рис. 4. Пример учетно-планового графика Ганта

Сегодня в помощь организаторам сложных проектов создана компьютерная программа Project для составления диаграмм (см. Рисунок 5).

Рисунок 5. Пример графика, составленного в программе Project IBM

Один из инструментов биржевой деятельности — биржевые графики3 — представляет собой важнейшее средство рыночного анализа, преподнося информацию о ценах в графическом, визуальном варианте, который является более простым для общего понимания ситуации на рынке, чем текстовая или цифровая информация. Биржевые графики позволяют увидеть массовое поведение толпы и оценить расстановку сил между продавцами и покупателями, что в конечном итоге дает возможность понять потенциал доходности сделок (см. Рисунки 6, 7)4.

Рисунок 6. Пример «тикового» графика сделок5

3 Чем полезны биржевые графики - их сущность и виды // Биржевой навигатор. Путеводитель трейдера в рыночных сражениях. URL: http://stock-list.ru/stock-charts.html#ixzz2g7r4aI3C (24.04.2014).

4 Основы: графики биржевых котировок, способы отображения курса акций // СуперГу.ру — прогнозы на фондовой бирже. 18.06.2008. URL: http://supergu.ru/articles/azbuka/charts/ (24.04.2014).

5 Там же.

g EESR30 РАО ЕЭС 30 Minuté ИВ 131

Д Г 8.75 j- 8.70 Г 8.65 Г 8.60 Ь 8.55 |- 8.50 Ь 8.45 г 8.40 г 8.35

1 1 1 . . 1 1 . 1 1 i,. Illilll j*1DDDDp°

п 111 1 J □ lililí

Рисунок 7. Пример графика «японские свечи», отражающего в символах грядущие изменения цен. Показан период 30 минут в 2008 году6

Для сочинения музыкальных композиций и их исполнения ранее создавались простейшие технические устройства (картон, бумага, нитки), ныне удостоенные почтительного интереса, внимания и хранения в музеях (см. Рисунок 8).

Рисунок 8. Устройство А. Шенберга для комбинирования 12-тоновых серий7

6 Основы: графики биржевых котировок, способы отображения курса акций...

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Композитор, заботясь об аутентичном исполнении новых звуковых рядов

своего произведения, изобретает и организует изготовление нового музыкального

инструмента, как это сделал Вагнер (Рисунок 9).

Рисунок 9. Туба Вагнера

Эта туба была специально сделана для немецкого композитора Рихарда Вагнера в XIX веке, так как ему был нужен особый инструмент для своих произведений со звучанием более мощным, чем у валторны, и более мягким, чем у тромбона. Мастера того времени изготовили такой инструмент (позднее названный тубой Вагнера), который представлял собой по звучанию промежуточный вариант между валторной и альтовым тромбоном.

В хореографии получила распространение азбука движения — язык, позволяющий выразить как отдельные движения, так и рисунок целого танца, и часто рассматривается как когнитивное искусство (Рисунок 10).

Рисунок 10 Примеры записи хореографами последовательности движений8

7 Собственноручно изготовленный нотный трафарет для комбинирования 12-тоновых серий (1925-1928). Лос-Анджелес, Институт Арнольда Шенберга. Кат. III/805. По каталогу альбома: Москва; Берлин. 19001950 / Сост. И. Антонова, Й. Меркерт. Мюнхен, Нью-Йорк, Москва: Престель, Галард, 1996. С. 300.

8 Tufte E.R. Envisioning Information. New York: Graphics Press, 1990.

Усложнение военного искусства потребовало изобретения нового инструмента — карт. Карты в качестве модели будущих военных действий и инструмента их анализа использует управление войсками (Рисунок 11).

Рисунок 11. Карта военных действий9

Генерал Советской армии С.М. Штеменко описывал значение карты как язык в военном деле. По его словам, при докладах в Генштабе зачастую не произносилось ни слова: вместо этого просто сверяли карту докладчика и карту начальника: «Четкость ведения карт была, можно сказать, идеальной. Мы не располагали никакими средствами "механизации", ни большой, ни малой. Но обыкновенные карандаши "Тактика" и командирская линейка-шаблон творили чудеса в руках наших офицеров. В управлении <...> применялись единые условные цвета и знаки для определенного времени и любого вида боевых действий. Неукоснительное исполнение этого однажды установленного порядка и длительная практика позволяли легко читать обстановку с карты любого направления без пояснений».

9 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Воениздат, 1989. Гл. 7. Дела и люди Генерального штаба. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/shtemenko/index.html (24.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

В послевоенный период сложность ведения бизнеса, а также необходимость выявлять и управлять рисками побудили Джея Форрестера (Jay Forrester) разработать метод системной динамики, опирающийся на построения причинно-следственных диаграмм10. В деловой игре по управлению всемирным рыболовством, построенной на этом методе, основные связи отражены элементами трех подсистем: биологической, управленческой, экономической (Рисунок 12), вне применения которой устойчивое рыболовство в модели и жизни не достигается11.

Системная динамика дала правила и опыт разработки причинно-следственных диаграмм для исследования структур и управления динамическими системами, сложность которых превосходит аналитические возможности людей, и, как следствие, для их исследования необходимы дополнительные технические инструменты.

Рисунок 12. Причинно-следственная модель игровой модели «Рыболовство»

Нотные знаки в музыке, условные обозначения на картах, причинно-следственные диаграммы — всё это языки, на которых общаются и понимают друг друга профессионалы. Они требуют преодоления личного психологического барьера для освоения методов их использования. Культура исполнения требует соответствия культуре инструмента. Это объясняет сохранение привычки к «ручному управлению».

10 Русскоязычные издания последователей: Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2011; и др.

11 Медоуз Д.Л., Фиддаман Т., Шеннон Д. Всемирное рыболовство. Имитационная игра с компьютерной поддержкой по обучению принципам сбалансированного использования возобновимых природных ресурсов. Riga: University of Latvia, Ecological Centre, 1993.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Очевидно, что задача подготовки современных управленцев имеет педагогический компонент — освоение интеллектуальных инструментов для принятия решений. Преодолению психологических барьеров служит предлагаемый образовательный модуль, основанный на сравнительно новом инструменте — имитационных игровых моделях, включающих взаимодействия участников (лиц, принимающих решения). Компьютер играет лишь подсобную роль сложного калькулятора. Воспринимать сигналы системы, оценивать риск, вести переговоры, принимать решения, научить себя думать — всё это крайне необходимо управленцу.

Анализ ошибок в управлении — самостоятельная, требующая временных затрат задача, методическое решение которой лежит в области обучения имитационными игровыми моделями12. Высокая скорость разработки новых технологий, техники, управленческих схем делают незаменимыми имитационные игровые модели, поскольку анализ удач и ошибок возможен «здесь и теперь» — и этот анализ обладает высокой доказательностью. Динамика управленческих задач, изменяющихся условий работы и участников вызывают необходимость особого внимания к слабым сигналам, зачастую являющимися предвестником дальнейшего развития событий. Для специалиста слабые сигналы оказываются достаточно информативными (врач, финансист, юрист, педагог и др.) для своевременной преднастройки и принятия решения.

Именно информационная ценность слабых сигналов приводит к полному замалчиванию или засекречиванию данных о событиях, рисках, авариях сложных и сверхсложных систем. По данным публикаций в СМИ, только между 1950 и 1968 годами в США произошло 700 серьезных происшествий и аварий, в которых фигурировало ядерное оружие (1250 объектов)13. При этом закон нормальных аварий14 остается неопровержим. Так, при аварии самолета и случайном сбросе двух атомных бомб на территории Северной Каролины (1961) в опубликованном документе инженер национальной лаборатории Сандия, Паркер Джонс, ответственный за механическую безопасность ядерного оружия, приходит к заключению, что «простой динамоэлектрический низковольтный переключатель встал между американскими гражданами и смертью». По его словам, сильный электрический разряд мог вывести

12 См.: ДернерД. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.

13 Северная Каролина чудом избежала атомной катастрофы // Информационный портал «Russia Today». 21.09.2013. URL: http://russian.rt.com/article/15722 (24.04.2014).

14 Perrow Ch. The Normal Accidents. Living with High-Risk Technologies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1999.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

переключатель из строя, и тогда катастрофа была бы неизбежна. Из четырех механизмов безопасности, которыми были оснащены бомбы, не сработали три.

Инструменты управления сложными системами

Игры учат людей действовать.

М.М. Бирштейн

Современная цивилизация породила техногенные устройства, представляющие собой сложнейшие системы, которые требуют новых отношений между человеком и этими системами.

Создание наиболее эффективных систем — как технических, так и социальных — приводит к их усложнению и, как правило, разделению функций разработки систем и управления системами. Новые структуры обладают новыми внутренними качествами, вначале скрытыми и от создателя, и от управленца.

Распространенная практика разработки информационных, транспортных и других систем без включения в них человека в качестве их непременного участника отражает технократический, ограниченный тип мышления.

Заимствование высоких технологий, разработанных за рубежом, не всегда приводит к ожидаемому успеху. Одной из причин неэффективности внедрения зарубежных технологий в России нередко является недооценка роли человека — в управлении сложной системой, отсутствие должной культуры труда и технической подготовки персонала.

Сравним ключевые описания информационных систем:

• Международный стандарт 180/1ЕС 2382-1 дает следующее определение: «Информационная система — это система обработки информации, работающая совместно с организационными ресурсами, такими как люди, технические средства и финансовые ресурсы, которые обеспечивают и распределяют информацию»;

• Российский ГОСТ РВ 51987 определяет информационную систему как «автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования».

Как не вспомнить А.П. Чехова: «человека забыли»! Увы, человек не включен в стандарт информационного управления. Представьте себе систему автомобильного транспорта, в которую не включены водители, пассажиры, дорожные рабочие и полицейские.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

«В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая всем существующим информационным потребностям всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей информационной системы (ИС) слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управления производством, финансово-хозяйственной деятельностью и т. д. Часть задач бывает "покрыта" одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название "лоскутной автоматизации" и является довольно типичной для многих предприятий»15.

Очевидно, что университеты страны должны быть лидерами в разработке и применении моделей целостных систем хотя бы в силу того, что кризисные ситуации закладываются в современные сложные системы уже при их становлении и с течением времени непременно проявят себя в том или ином месте16. В своей аналитической работе они опираются на оценку Яна Митроффа — признанного специалиста в антикризисном управлении: «Мы создали «сложные системы» (технологические, финансовые, коммуникационные, образовательные, развлекательные и др.), которые не поддаются точному управлению, потому что они имеют скрытые, и еще хуже, неизвестные нам побочные эффекты»17.

Риски управления и «нормальные аварии»

Известно, что, чем сложнее система, тем выше вероятность случайного отказа одного или двух элементов — вследствие чего система приобретает свое собственное поведение и начинает вести себя непредсказуемо. Аварии такого типа получили название «нормальных аварий»18. Многие широко известные аварии, в частности авария на Чернобыльской АЭС, относятся к нормальным авариям.

Описаны многочисленные примеры особенностей контринтуитивного поведения систем при внедрении новых правил безопасности для граждан. Так,

15 Лисин Н. Лоскутная автоматизация, или как управлять «зоопарком» программ // BYTE Россия. 19.06.2009. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=14862&sphrase id=3529831 (23.04.2014).

16 Григорян А.А., Шикин Е.В., Шикина Г.Е. О некоторых проблемах оценки вероятности возникновения кризиса в сложных системах // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: 7-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (27-29 мая 2009 г.): материалы конференции / Отв. ред. И.Н. Мысляева. М.: МАКС Пресс, 2009. Ч. 1.С. 512-518.

17 Mitroff I.I., Anagnos G. Managing Crises before They Happen. What Every Executive and Manager Needs to Know About Crisis Management. New York: AMACOM — American Management Association, 2001.

18 Perrow Ch. Op. cit.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

введение ремней безопасности в Швеции сначала привело к уменьшению ДТП, а уже через несколько лет к их резкому росту: водители стали чувствовать себя защищенными и, как следствие, стали чаще рисковать19. Меры безопасности в социальных системах, включая противодействие терроризму, настолько усложняются что подчас попадают в поле «нормальных аварий»20.

Можно вспомнить различные случаи «неолуддизма»: шахтеры ломают датчики содержания метана, чтобы продолжить работу и не снижать заработки, на дизельных подводных лодках хозяйственники настаивали на приваривании спасательных буев к корпусу лодки во избежание их утраты в походе.

В аналитическом докладе, сделанном в МАГАТЭ российскими учеными, были названы шесть ошибок управленческого персонала Чернобыльской АЭС, каждая из которых могла породить аварию. Шесть отдельных, казалось бы, незначительных отклонений от инструкций (в них были внесены изменения от руки), интегрировались сложной системой. Операторы, как указано в докладе, имели позитивную мотивацию, но не обладали достаточным знанием работы всей системы21. В одном из трех докладов утверждалось: «Первопричиной аварии явилось крайне маловероятное сочетание нарушений порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока». Не случайно слова о необходимости беречь технику от человека, сказанные академиком В. А. Легасовым после чернобыльской трагедии, стали крылатыми.

Современная наука позволяет рассчитывать вероятность системных природных и техногенных катастроф, с точностью, нередко превышающей возможности их практического применения. Расчет риска отказов систем строится на предварительном создании моделей, сложных устройств, систем и их испытаниях в условиях, приближенных к реальным. Испытания выявляют как прямые, так и скрытые качества систем и устройств и устанавливают границы социально допустимого риска, позволяют определить коридор возможного развития системы и внести необходимые коррекции в систему22.

19 Каталевский Д.Ю. Указ. соч.

20 Surin A., Kavtaradze D. Paradoxes of Security: Limits of Effectiveness // Security, Terrorism and Privacy in Information Society: Proceedings of the Third International Security Conference, Düsseldorf, 27-28 October 2005. Bielefeld: Verlag GmbH & Co.KG Bielefeld, 2006. P. 209-221.

21 Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия. Информация ГК АЭ СССР, подготовленная для совещания в МАГАТЭ (Вена, 25...29 августа 1986 г.). Рис. 13. Перечень наиболее опасных нарушений режима эксплуатации.

22 Брудный А.А., Кавтарадзе Д.Н. Экополис. Введение и проблемы / Препринт. Пущино: НЦБИ АН СССР, 1981; Кавтарадзе Д.Н. Конструктивно-экологические аспекты сохранения биосферы и

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Известны безусловные достижения в определении рисков, связанных с эксплуатацией технических устройств и масштабных воздействий на природу. Ресурс работоспособности советского лунохода был рассчитан по результатам наземных испытаний модели на Земле. В конце 80-х годов Пентагон принял и опубликовал решение отказаться от шаттлов после того, как в начале 90-х годов будут выполнены шесть полетов. Утверждалось, что с вероятностью 50% один из шаттлов погибнет в ходе следующих 34 полетов, а для 42 полетов риск гибели возрастает уже до 80 процентов23. Аварии потерпели 2 из 7 американских «космических челноков». Программа НАСА Space Shuttle была закрыта в 2011 году24.

Модель «ядерной зимы», разработанная коллективом академика Н.Н. Моисеева, показала сверхдержавам и всему миру бессмысленность ядерной войны — в ней не остается победителей25.

Модель «Мир 3», созданная американскими учеными, выявила риски исчерпания экологической емкости планеты, пределов роста современной цивилизации26. Данная модель позволила обозначить новую международную проблему, способствовала созданию ряда программ ООН, определила государственные стратегии, способствовала созданию новых национальных министерств и проектов, привела к признанию необходимости решения общечеловеческих задач управления и разработке сценариев развития цивилизации.

В повседневной жизни мы также оцениваем риск предполагаемых действий. При решении хирургом, необходима ли операция, рассматриваются социально-психологическая готовность, «настрой» пациента, его профессия и состояние организма больного в целом. За пациентом наблюдают, делают анализы, собирают консилиум для снижения риска осложнений. Задача решается системно, вероятностная оценка несет в себе меру надежды экспертов и опирается на имеющийся субъективный опыт27. Здесь нельзя «забыть человека», эксперта, пользователя. Несоответствие оценок специалистов может и должно быть изучено и учтено, на что указал известный физик

урбанизированные регионы: дис.... докт. биол. наук. М., 1993; Брудный А.А. Пространство возможностей. Введение в исследование реальности. Бишкек: Илим, 1999.

23 ТАСС // Правда. № 1229 (25947). 17 августа 1989. С. 5.

24 История космических шаттлов США. Справка // РИА «Новости». 30.10.2012. URL: http://ria.ru/spravka/20121030/907702735.html (24.04.2014).

25 Тарко А.М. Антропогенные изменения глобальных биосферных процессов. Математическое моделирование. М.: Физматлит, 2005.

26 Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс III В. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Издательство Московского университета, 1991.

27 Григорян А.А., Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Указ. соч. С. 513.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Ричард Фейнман при анализе аварий шаттла «Челленджер». Он подчеркивает, что при современной технологии (вероятность отказа 0,0001. — Д.К.), она, скорее всего, недостижима28.

Сходным образом работают юристы и педагоги. Понятие «образ» знакомо каждому и означает стремление к целостности, системности представлений.

Неподготовленный человек часто не замечает слабых сигналов системы — предвестников аварий, социальных коллизий, не придает им должного значения29. Очевидно, что подобная ситуация требует расширения спектра задач высшего образования в области государственного управления, уточнения критериев отбора кандидатов на замещение должностей государственной службы и обеспечения их решений новыми методическими средствами.

Подготовка кадров: критерии оценки компетенции управленцев

Участники Всероссийской конференции «Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы» (Тюмень, 2008) заявили о необходимости «формирования у выпускников междисциплинарных компетентностей по индивидуальным образовательным траекториям с использованием интерактивных методов обучения, включая имитационные игры и разработку долгосрочных сценариев развития»30. В этой связи широко обсуждается взаимное проникновение различных научных дисциплин, методов исследования мира и путей его преобразования. Отмечено, что подготовка студентов для получения степени Master of Public Administration необходима для открытия каналов мобильного продвижения выпускников наверх в государственных структурах31, реализации интеллектуального задела в контексте имеющихся стартовых российских реалий с учетом стандартов мировой практики.

28 Фейнман Р. Ф. Какое тебе дело до того, как думают другие? Продолжение невероятных приключений Ричарда Ф. Фейнмана, рассказанное Ральфу Лейтону. Ижевск: НИЦ «РХД», 2001.

29 Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Об одном подходе к улавливанию предкризисных сигналов // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. 9-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (25-27 мая 2011 г.): материалы конференции. М.: Издательство Московского университета, 2011. Ч. 3. С. 703-708; Шикина Г.Е. Предкризисный и посткризисный анализ и слабые сигналы // Ученые труды факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. 2012. Т. 8. С. 527-533.

30 Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 октября 2008 года, Тюмень — Тобольск. Тюмень, 2009. C. 263-264.

URL: http://old.duma72.ru/Files/izd/uprav.kadr.pdf (24.04.2014).

31 Никонов В.А. Опыт, этика и традиции // Стратегия России. 2011. № 8. C. 11-14. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews arch to.php?subaction=showfull&id=1314790013&archive=1314876917&st art from=&ucat=14& (23.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Необходимо обучать студентов управленческим действиям, обратившись, в частности, к базовой педагогической технологии проведения военными штабных игр. Показательно как появление первых исследований эффективности образовательных игр при формировании профессиональных компетенций у бакалавров, так и поиск инструментов оценки уровней компетентности, графического отображения ансамбля взаимосвязанных показателей, выделение базовых критериев. В недавних исследованиях подготовки студентов в условиях чрезвычайной ситуации предложены методики и графические приемы отображения этих факторов на компетенционной карте (см. Рисунок 13).

Профиль

Соответствие профессии 76%

КПКД1

КОКЗ КПКД2

КОК2

КОК1

КЭД5

КЭД4

юдз

кпкдз

КПКД4

КПКД5

КОУД 1

КОУД 4

КОУД ъ

Рисунок 13. Компетенционная карта наилучшего бакалавра, соответствие профессии 76%32

Применение интегративных игр привело к разработке методики оценки результатов, то есть уровня формирования профессиональных компетенций обучаемых. Компетенционная карта содержит перечень компетенций, уровни ее развития (низкий, средний, высокий), причем уточняется, проявлена ли компетенция лично (индекс Л) или при работе в группе (индекс Г). Затем полученные в карте оценки заносятся в компьютер, где автоматизированная система

32 Прокофьева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профиля «защита в чрезвычайных ситуациях» средствами интегративной игры: автореф. дис.... канд. пед. наук. Казань, 2013. URL: http://ippporao.ru/index.php?option=com content&view=article&id= 189:2013-08-27-04-39-07&catid=18:2012-05-01-11 -07-54&Itemid= 19 (23.04.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

обработки данных осуществляет их группировку и интерпретацию для установления соответствия профилю профессии. В итоге выставляется интегральная оценка — соответствие профилю профессии (в %). Оценка зависит от уровня проявления каждой компетенции и анализа профессиональной деятельности бакалавра в рамках имитационных ситуаций интегративных игр. Профиль профессии разработан на основании компетенций, достижение которых запланировано в аддитивной цели всех интегративных игр (компетенции: проектно-конструкторской, организационно-управленческой и экспертной деятельности, а также общекультурные компетенции).

Использование данной системы позволяет: получить оценку достижения компетенций индивидуально каждым бакалавром по каждой интегративной игре; диагностировать пробелы в усвоении бакалаврами знаний, умений, навыков во время традиционного обучения и осуществить их своевременную коррекцию; определить индивидуальные качества каждого бакалавра, их профессиональную пригодность, поведение и умение работать в команде, лидерские качества и т. д.

Владение таким инструментом позволяет решить ряд взаимосвязанных задач обучения: системным решениям, опыту управления масштабными репетициями и отработке различных сценариев развития событий. Образуется мостик между академическим образованием и управленческим мастерством. Это в полной мере относится к задачам и методам преподавания в аспирантуре. В МГУ разработана методика перехода от формулирования точного государственного заказа к знакомству студентов, аспирантов с функциональной компетентностью в профессиональной деятельности33. Сложная этическая задача управления конкурентной средой получает ряд объективных, возможно, формализованных показателей соответствия уровню компетенции, получения опыта «улавливания» и оценки предкризисных сигналов системы для эффективного управления.

Высочайшее совершенство профессионала — государственного деятеля, полководца, конструктора, врача, адвоката, педагога — принято оценивать как «искусство». Оно не поддается рациональному обоснованию, жесткому алгоритмированию и всегда содержит в себе признание важности анализа, интуиции, предвидения, опыта, глубины мысли. Эти качества можно и должно развивать, объединяя методы гуманитарного и естественнонаучного образования.

Образовательная политика все чаще обращается к поиску новых методологий, способных развивать личностные способности, создавать условия для постижения

33 Прокофьева Е.Н. Указ. соч. С. 12.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

современной картины мира, содействовать освоению и распространению вариативных принципов образования34, системного мышления35, применению имитационного моделирования сложных систем36. Важным направлением развития методов образования стало обучение преодолению психолого-познавательных барьеров37.

Современная цивилизация породила известное противоречие: создание новых технологий, умножающих внешнее могущество человека, при одновременной подготовке все более «узких» специалистов и росте функциональной неграмотности. По мнению Т.Д. Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность38 является причиной многих техногенных катастроф39. «В 2011 году по итогам исследований было выявлено, что только 17% старшеклассников в общеобразовательных школах Кыргызстана понимали смысл прочитанного — соответственно, 83% не понимали. Это говорит о том, что они мало читают, а это связано с тем, что в стране умирает книгоиздание», — отметил исполнительный директор Ассоциации книгоиздателей Кыргызстана О. Бондаренко. При этом за последние 10 лет в библиотеках страны количество книг уменьшилось на 13-14% 40.

Становление государственных структур, обеспечение эффективного взаимодействия сложных компонентов единой системы государственного управления широко обсуждаются и анализируются41. Образовательная традиция подготовки специалистов в одной конкретной области привела к дефициту «генералистов»,

34 Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86; Асмолов А.Г. Оптика образования: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012.

35 Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011; Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.

36 Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009; Кавтарадзе Д.Н. Мастерская игр: ремесло и искусство. М.: Акрополь, 2013; Крюков М.М. Эколого-экономическое игровое имитационное моделирование в науке и образовании. М.: ТЕИС, 2009.

37 Пилипенко А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования. Курск: КГТУ, 1995; ПоддъяковА.Н. Компликология — изучение субъектов и управление ими путем создания трудностей: от биологических механизмов к нравственной рефлексии // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 435-479.

38 Функциональная неграмотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию.

39 Жукова Т.Д. Функциональная неграмотность — чума XXI века // Информационный портал «Независимая газета». 10.03.2006. URL: http://www.ng.ru/education/2006-03-10/8 negramotnost.html (24.04.2014).

40 В Кыргызстане наблюдается рост функциональной неграмотности, считают эксперты. // Кыргызское телеграфное агентство «КирТАГ». 02.04.2013. URL: http://kyrtag.kg/?q=ru/news/40434 (24.04.2014).

41 БарабашевА.Г. Эволюция государственной службы России: итоги десятилетия (2000-2010). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. URL: http://www.hse.ru/data/2013/10/02/1278013332/WP8 2013 01 .pdf (23.04.2014); и др.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

интеллектуально способных к охвату обширной картины мира. К сожалению, учебные программы вузов недостаточно ориентированы на формирование целостного образа государственного управления как системы. Особого внимания заслуживает обучение действию: применению полученных теоретических знаний в организационной практике42.

Действительно, если полицейский или инспектор ГИБДД должны знать законы и уметь их применять, то выпускник факультета государственного управления по действующему стандарту, осваивает только теоретические знания. Умению их применять не учат, что не позволяет выпускникам осмысленно участвовать в сложных, региональных, муниципальных, отраслевых и других системных проектах. Обсуждаемый переход от индустриального к информационному, сервисному обществу не означает упрощения мировых систем.

Вместе с тем успешное управление государством принято рассматривать как результат искусства43, объединяющего научные знания, интуицию, опыт и талант44. «Высшее искусство управления состоит в том, чтобы твердо знать, каковы должны быть пределы власти, которую следует применять при различных обстоятельствах»45. Говоря об искусстве управления сложными системами, уместно вспомнить высказывание Нильса Бора: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа»46.

Развертывание в этой статье панорамы задач обучения искусству и науке управления, оценке рисков, рассмотрению критериев управленческого мастерства опирается на разработку и проведение нескольких десятков имитационных моделей и лабораторных задач. Эти исследования включают анализ эффективности управления, причин совершаемых ошибок и методики по коррекции способов принятия решений47.

42 Создатели научной организации труда (НОТ) различали «движения» и «действия» организаторов.

43 РоШке (греч.) — искусство управления государством.

44 Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003; Никонов В.А. Быть лидером. М., 2013; Никонов В.А. Цивилизационная карта современного мира // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 3. С. 3-40.

45 МонтескьеШ. О духе законов. М.: Мысль, 1999.

46 БорН. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд. иностр. лит. 1961.

47 Лихачева Е.Ю. Преодоление ситуации неопределенности в имитационных играх: дис.... канд. психол. наук. М., 2012.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Представляется важным привести пример модуля, многие блоки которого апробированы на ряде факультетов и филиалов МГУ в 1994-2013 годах. Характер постановки задачи, сравнительная новизна интерактивного метода, необходимость личного опыта и умения проводить такие занятия объясняют важность заключения настоящей статьи подробным описанием модуля.

Разработанный модуль имитационных моделей учитывает опыт лучших университетов западных стран48, объединяет ранее апробированные динамические модели, имитационные (деловые) игры, охватывающие управленческие ситуации и системы управления возрастающей сложности. Работа с имитационными управленческими системами позволяет каждому студенту и группе студентов применить полученные теоретические знания, представления об управлении системами и персоналом в обстановке, приближенной к реальной. Приобретенный личный опыт управления системами, внимание и учет обратных связей позволяют понять внутренние связи, выполнить управленческую задачу, оставаясь в пределах социального допустимого риска.

Необходимо обучать управлению сложными как информационными, так и другими системами. В настоящее время в программу обучения студентов-управленцев включены предметы «Управление персоналом», «Конфликтология», «Психология». Однако «персонал» — обезличенное понятие, а личность работника и его умение действовать остается ядром успеха на протяжении тысячелетий.

Образовательный модуль (УМК): практикум по управлению сложными

системами

Аннотация

Усложнение социальных и техногенных систем диктует необходимость подготовки управленцев, способных к действиям. Наиболее эффективным методом обучения управленческим действиям признан метод обучения на основе динамических моделей.

Разработанный модуль занимает 36 аудиторных академических часов, 22 часа самостоятельной работы и 12 часов контактных встреч и охватывает ряд базовых курсов: «Теория управления», «Экономическая теория», «Математические методы и модели в управлении», «Информатика», «Коммуникации в управлении».

48 Greenblat C.S. Designing Games and Simulations. An Illustrated Handbook. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1988; и др.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

«Антикризисное управление», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Психология» и др. Постижение искусства управления состоит в сопряжении теоретических знаний и опыта, полученного обучаемым. В практикум включено более тридцати управленческих моделей и деловых игр. Новая образовательная задача включает освоение опыта управления и критерии оценки компетентности в соответствии со сложностью систем управления.

Введение

Получение студентами опыта управления моделями сложных систем позволяет достичь важных образовательных задач. В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, теоретические положения закрепляются благодаря их применению в предметной среде, полученные целостные представления о системе управления служат основой стратегий принятия решений. Результаты принятого решения как отклик системы становятся базой для принятия последующих решений. Освоение моделей систем в динамике развивает личностные способности: умение отделять значимое от шума, выделять приоритеты, одновременно оперировать разноплановыми процессами и принимать решения. Мастерская моделирования искусства управления построена по принципу нарастания сложности учебной задачи, перехода от индивидуальных заданий к групповым на базе деловых игр. В игровых имитационных экспериментах опыт организован, а не фрагментарен, ошибки поддаются анализу49 и дают пример образования коллектива личностного типа, в котором нет заменимых.

Задаче постижения искусства управления в настоящий момент отвечает имитационное игровое моделирование (деловые игры, штабные учения), объединяющее теорию и практику освоения как систем различных проблемных областей.

Система, разработанная нами, прошла многолетнюю апробацию на различных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова: биологическом, географическом, государственного управления, философском, почвоведения, психологии, в высшей школе инновационного бизнеса, ряде университетов РФ, Европы, Азии, США.

Структура УМК, компетенции50 и базовые понятия

1. Введение. Что я должен знать о себе? Как управлять собой? Надо уметь управлять собой, чтобы уметь управлять другими. Задача упражнений — развитие

49 Дернер Д. Указ. соч.

50 Компетенция — лат. соmpeto — добиваюсь, соответствую.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

сензитивности, перенесение акцента с внешнего контроля на внутренний. Серия упражнений: восприятие и анализ информации, развитие лидерских качеств.

2. Опыт самостоятельного управления моделями нарастающей сложности.

3. Коллективные (групповые) решения. «Коллектив — группа людей, совместно преодолевших трудности»51. Задача групповых упражнений состоит в приобретении навыка совместной работы, сотрудничества, умения распределять функции, анализировать промежуточные и окончательные результаты с целью повышения конкурентоспособности в отношении других профессиональных групп в данной проблемной области.

Система — множество элементов со связями между ними. Последовательность освоения моделей практикума отражает иерархический уровень и сложность поведения системы. Система описывается различным образом: через сложность, аутодинамичность, непрозрачность и неопределенность52 и т. д. Сложность систем управления определяется многомерными характеристиками:

1) количество элементов;

2) открытость / закрытость;

3) гомо- / гетерогенность;

4) цикличность;

5) взаимосвязь элементов;

6) случайность в поведении систем;

7) плотность событий (собственное время);

8) стабильность / нестабильность и др.

«Искусство управления» и стандарты образования

Образовательные стандарты приобретают междисциплинарный, в целом вариативный характер. Инновационный образовательный стандарт объединяет трудно формализуемые фундаментальные науки и искусство. Под управлением понимается «распоряжение имеющимися средствами для достижения поставленных целей»53. Методология практикума основана на принципе выявления совокупного множества возможных фазовых состояний управленческих решений с социально допустимым

51 Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

52 Дернер Д. Указ. соч.

53 МоисеевН.Н. Курс лекций. М.: Международный университет в Москве, 1992.

уровнем риска. Динамичность принятия решений представлена коридором возможных решений на протяжении заданного временного горизонта54.

Ценность опыта управления сложными моделями состоит в формировании умения действовать, опережая личной подготовкой появление проблемных ситуаций.

Таблица 1. Функциональное описание компетенций55 управления системами различных уровней сложности как способности управлять системой данного уровня56

Уровни компетентности Критерии компетентности

0 уровень Специалист имеет неверные представления об элементах системного мышления и управления системами в предложенной области.

1 уровень Специалист не имеет представлений об элементах системного мышления и управления системами в предложенной области.

2 уровень Специалист верно определяет сложность обсуждаемой проблемы и предлагает возможные решения, базовые рекомендации по внедрению управленческих инноваций.

3 уровень Специалист владеет проблемной областью управленческой системы, предлагает элементы управленческих решений, включающих новации, и может участвовать в групповом обсуждении решения проблемы.

4 уровень Специалист владеет практическим умением управления системой предложенной сложности с привлечением типовых новаций в управленческих проблемах с участием куратора (преподавателя).

5 уровень Специалист готов управлять сложной системой (при консультации с преподавателем) во всем диапазоне изменений системы, применять инновационные управленческие технологии, предлагать рабочие гипотезы и прогнозировать результаты поведения системы, включая поведение участников.

6 уровень Специалист готов прогнозировать результаты своей управленческой деятельности во всех состояниях предложенной системы и самостоятельно определять пути применения управленческих технологий и функциональных отношений участников.

7 уровень Специалист готов обучить студентов и своих коллег применению методов образовательных имитационных моделей в своей профессиональной образовательной и управленческой деятельности.

54 Кавтарадзе Д.Н. Конструктивно-экологические аспекты сохранения биосферы и урбанизированные регионы; и др.

55 Словарные источники содержат широкий круг описания этого качества. В проекте дается собственное определение: компетенции — способность управлять системой данного уровня.

56 Выражаю благодарность В.Ю. Прокушеву за указание на разработку системы ранжирования компетенций, разработанную и апробированную им в 2000-2010 годах.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Имитационный эксперимент позволяет апробировать авторскую инновацию, перевести ее в управленческую и убедиться в ее качестве.

В практикуме образовательный процесс отделен от аттестации. Обучение методом имитационного игрового эксперимента позволяет освоить навыки и искусство управления, а полученные результаты за пределами практикума получат оценку уровня компетентности соответственно сложности освоенной модели управления.

Практикум позволит студентам и слушателям получить личный и коллективный опыт совместного принятия решений, выработать критерии ранжирования управленческих задач, уровня компетенции по качественно формализованным показателям.

Программа практикума

1. Предлагаемый модуль содержит учебную 36-тичасовую программу «Практикум по управлению моделями сложных систем» для четвертого курса специалитета (или третьего — по программе второго высшего образования), магистратуры, аспирантуры (освоение и преподавание игр) и включает психологическую поддержку принятия управленческих решений (самоотчеты, протоколы игр).

2. Имитационные игровые эксперименты завершаются дискуссией и итоговым обсуждением.

Примеры дискуссионных вопросов по итогам имитационного эксперимента:

Какую проблему моделирует игра? Что в модели отвечает жизни? Что в модели противоречит жизненной практике? Что бы вы изменили в модели? Что бы вы изменили в жизни / практике управления? Какие законы, правила, управленческие технологии и в каких решениях вы использовали? Какие рекомендации по построению стратегии управления моделью вы можете дать другим студентам (универсальные / частные правила)? Каков оптимальный горизонт времени планирования? Границы применения модели управления данной системой?

В практикуме самооценка сочетается с последующим обсуждением в группе. Достигнутый уровень компетентности определяется по само- и взаимооценке и завершается получением результатов формализованного компьютерного анализа управленческих решений каждого участника и групповых решений в целом (например, в деловой игре «Рыболовство»). В дискуссии после игрового эксперимента и оценки

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

уровня достигнутого искусства междисциплинарной компетентности участвуют преподаватели базовых дисциплин факультета.

Календарно-тематический план

Аудиторные общие часы

• 4 часа. Упражнения, коробочные и карточные игры;

• 4 часа. Игры: «Мамонты» (адаптация А.А. Мирошниченко57), «Обелиск Цинь»58, «Выборы в стране независимых пуговиц»59, «Мусорные проблемы»60 (Модификация М.М. Крюкова61), «Остров»62, «Динамика доходов и расходов в закрытой экономической системе» (модификация В.И. Ильина-Минкевича);

• 3 часа. «Рыболовство» — управление рыболовным промыслом, 10-летний период63;

• 3 часа. «Экополи» — управление городским хозяйством, 15-летний период моделирования64;

• 2 часа. «Фитотрон +» — индивидуальная с/х деятельность на ферме, период моделирования от 2 до 15 лет65;

• 5 часов. «Response» — управление противоэпидемическими мероприятиями в стране; СПИД, 10-летний период66;

• 5 часов. «Эконет ABC» — управление экологическими коридорами в регионе, период моделирования до 30 лет67;

57 Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. М.: МИЭМП, 2010.

58 Медоуз Д. От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании: пер. с англ. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999.

59 Кавтарадзе Д.Н. Учебная игра как среда адаптации // Первая российская конференция по экологической психологии. Москва, 3-5 декабря 1996. Тезисы докладов. М.: РАО Москва, 1996. С. 72-73.

60 Thiagarajan S. Thiagi's 100 Favorite Games. San Francisco, Ca: Pfeffer, 2006.

61 Крюков М.М. Эколого-экономическое игровое имитационное моделирование в науке и образовании. М.: ТЕИС, 2009.

62 Кавтарадзе Д.Н., Букварева Е.Н. «Остров» — имитационная модель экосистемы // Активные методы обучения в природоохранном образовании (дискуссии, ролевая и имитационная игры). М.: Издательство Московского университета, 1982.

63 Медоуз Д., Шеннон Д., Фиддаман Т., Саркисов А. Описание имитационной игры Рыболовство. М.: Ротапринт МЭОП ВСНПО «Союзучприбор», 1989.

64 Vester F. Ecopolicy: [Электронный ресурс].

65 Иваненко Л.Н., Кавтарадзе Д.Н., Фоминова Н.С., Крот П.В. «Кибернетический фитотрон» — 30 лет спуста // Имитационные модели и игры в управлении сложными системами, 2003-2012: [Электронный ресурс]. М., 2012.

66 Медоуз Д., Шеннон Д., Фиддаман Т., Саркисов А. Описание имитационной игры Рыболовство.

67 Кавтарадзе Д.Н., Букварева Е.Н., Сидоренко В.Н. Имитационная образовательная игра «ЭКОНЕТ-ABC v.2.1». М.: Экополиспресс, 2005.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

• 6 часов. «Стратегема-2» — управление развитием страны с учетом циклов Кондратьева, период моделирования до 50 лет68;

• 4 часа. Зачетная конференция, самостоятельная работа;

• 4 часа. Самостоятельная разработка простейшей модели управленческого решения по произвольной теме (карточная / коробочная модель);

• 2 часа. Освоение управленческой модели «Перекресток»69;

• 1 час. Компьютерная имитационная модель «Рыболовство» и разработка причинно-следственной диаграммы системы управления промыслом70;

• 2 часа. Компьютерная модель «Управление вузом»71;

• 2 часа. Компьютерная модель управления популяцией собак в городе и создание причинно-следственной диаграммы72;

• 3 часа. Модель «Здоровье городских жителей при загрязнении воды и воздуха»73;

• 4 часа. VIA-VITAE — управление проектированием транспортных систем на местности74;

• 6 часов. Модель мира World3 75;

• 3 часа. Модели управления рисками территорий и акваторий (разработки ЮНЕСКО, 2012).

Контактные встречи:

• выбор задачи из предложенных преподавателем или выбор студентом собственной управленческой проблемы для её разработки (на базе AnyLogic, Dynamo, Stella);

68 Медоуз Д., Шеннон Д., Фиддаман Т., Саркисов А. Описание имитационной игры «Стратегема-2». М.: Ротапринт МЭОП ВСНПО «Союзучприбор», 1989.

69 Гагарина Л.Г., Кавтарадзе Д.Н., Касимов Р.А., Мордовин А.А. Моделирование динамического взаимодействия автотранспортных и природных систем для проектных и управленческих целей // Управление. 21 век. 2013.

70 Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2011.

71 Гагарина Л.Г., Кавтарадзе Д.Н., Романов Р.М., Касимов Р.А., Степанов А.Ю., Кожурин А.М. Программный комплекс выбора индивидуальной траектории обучения для ГОУ ВПО на основе когнитивных технологий: [Электронный ресурс]. 2011.

72 Мирошниченко А.А. Указ. соч.

73 Машинцов Е.А. Оценка влияния экологических факторов окружающей среды на состояние здоровья населения антропогенно-нагруженных территорий на базе системного подхода: автореф. дис.... докт. техн. наук. Тула, 2007.

74 Kavtaradze D.N. VIA-VITA — Simulation Game for Environmental Oriented Decision Making // Infra Eco Network Europe, Report of the Meeting. Presentation of the participants. 22-26 April 1998. Brig, Switzerland.

75 Meadows D., Meadows D., Randers J., Behrens W. The Limits to Growth. New York: Universe Book, 1972.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

• обеспечение студентов списком обязательной и рекомендуемой литературы;

• консультации и подготовка к зачетной конференции. Предлагаемый модуль позволяет расширить:

- принятый государственный стандарт ИСО 9001-2001 менеджмента качества на подготовку и работу государственных служащих, включая управление риском и применение процессного подхода в их деятельности;

- возможность подготовки и переподготовки широкого круга управленцев, приближение компетенций, формируемых у обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», и требований, предъявляемых к кандидатам на замещение должностей государственной службы;

- обеспечение баланса между различными типами компетенций, формируемых у обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», включая освоение поведенческих моделей и ценностных ориентаций.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

2. Асмолов А. Г. Оптика образования: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012.

3. Барабашев А.Г. Эволюция государственной службы России: итоги десятилетия (2000-2010). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. URL: http://www.hse.ru/data/2013/10/02/1278013332/WP8_2013_01__.pdf (23.04.2014).

4. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд. иностр. лит. 1961.

5. БрудныйА.А., КавтарадзеД.Н. Экополис. Введение и проблемы. Препринт. Пущино: НЦБИ АН СССР, 1981.

6. Брудный А.А. Пространство возможностей. Введение в исследование реальности. Бишкек: Илим, 1999.

7. Григорян А.А., Шикин Е.В., Шикина Г.Е. О некоторых проблемах оценки вероятности возникновения кризиса в сложных системах // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. 7-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (27-29 мая 2009 г.): материалы конференции / Отв. ред. И.Н. Мысляева. М.: МАКС Пресс, 2009. Ч. 1.С. 512-518.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

8. Гуревич П. С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

9. Дернер Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.

10. Кавтарадзе Д.Н. Конструктивно-экологические аспекты сохранения биосферы и урбанизированные регионы: дис.... докт. биол. наук. М., 1993.

11. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009.

12. Кавтарадзе Д.Н. Мастерская игр: ремесло и искусство. М.: Акрополь, 2013.

13. Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2011.

14. Крюков М.М. Эколого-экономическое игровое имитационное моделирование в науке и образовании. М.: ТЕИС, 2009.

15. Лисин Н. Лоскутная автоматизация, или как управлять «зоопарком» программ // BYTE Россия. 19.06.2009. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=14862&sphr ase_id=3529831 (23.04.2014).

16. Лихачева Е.Ю. Преодоление ситуации неопределенности в имитационных играх: дис.... канд. психол. наук. М., 2012.

17. Материалы итоговых проектов участников программы «Управляя настоящим — формируем будущее / МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет государственного управления; отв. за вып. Н.С. Григорьева. М.: МАКС Пресс, 2013. М., 2013.

18. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс III В. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Издательство Московского университета, 1991.

19. Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

20. Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999.

21. Никонов В.А. Быть лидером. М., 2013.

22. Никонов В.А. Опыт, этика и традиции // Стратегия России. 2011. № 8. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1314790013&archiv e=1314876917&start_from=&ucat=14& (23.04.2014).

23. Никонов В.А. Цивилизационная карта современного мира // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 3. С. 3-40.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

24. Пилипенко А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования. Курск: КГТУ, 1995.

25. Поддъяков А.Н. Компликология — изучение субъектов и управление ими путем создания трудностей: от биологических механизмов к нравственной рефлексии // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 435-479.

26. Прокофьева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профиля «защита в чрезвычайных ситуациях» средствами интегративной игры: автореф. дис.... канд. пед. наук. Казань, 2013. URL: http://ippporao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=189:2013-08-27-04-39-07&catid=18:2012-05-01-11-07-54&Itemid=19 (23.04.2014).

27. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.

28. Тарко А.М. Антропогенные изменения глобальных биосферных процессов. Математическое моделирование. М.: Физматлит, 2005.

29. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003.

30. Фейнман Р.Ф. Какое тебе дело до того, как думают другие? Продолжение невероятных приключений Ричарда Ф. Фейнмана, рассказанное Ральфу Лейтону. Ижевск: НИЦ «РХД», 2001.

31. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Об одном подходе к улавливанию предкризисных сигналов // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. 9-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (25-27 мая 2011 г.): материалы конференции. М.: Издательство Московского университета, 2011. Ч. 3. С. 703-708.

32. Шикина Г.Е. Предкризисный и посткризисный анализ и слабые сигналы // Ученые труды факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. 2012. Т. 8. С. 527-533.

33. Шмаков В.И. Профессиология. Применение профессиографирования при оценке уровня квалификации государственных служащих: учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2010.

34. Greenblat C.S. Designing Games and Simulations. An Illustrated Handbook. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1988.

35. Simulations, Games and Role Play in University Education / Eds.: C. Nygaard, N. Courtney, E. Leigh. Faringdon, UK: Libri Publishing, 2012.

36. Mitroff I.I., Anagnos G. Managing Crises Before They Happen. What Every Executive and Manager Needs to Know About Crisis Management. New York: AMACOM — American Management Association, 2001.

37. Perrow Ch. The Normal Accidents. Living with High-Risk Technologies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1999.

38. Surin A., Kavtaradze D. Paradoxes of Security: Limits of Effectiveness // Security, Terrorism and Privacy in Information Society: Proceedings of the Third International Security Conference, Dusseldorf, 27-28 October 2005. Bielefeld: Verlag GmbH & Co.KG Bielefeld, 2006. P. 209-221..

39. Tufte E.R Envisioning Information. New York: Graphics Press, 1990.

Kavtaradze D.

The Science and the Art of Complex Systems Management

Kavtaradze, Dmitry — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University; International University in Moscow. E-mail: kavtaradze@spa.msu.ru

Annotation

The complexification of social and tectological systems dictates the need for the training of managers, capable of taking action. The method of instruction on the basis of dynamic models is acknowledged as the most effective method of instruction in administrative actions. The module developed by the author occupies 36 lecture-room academic hours, 22 hours of independent work and 12 hours of contact encounters and covers a number of base courses. The understanding of the skill of control consists of joining of theoretical knowledge and experience obtained by trainee. The practicum includes more than thirty simulation models and business games. The new educational task includes the mastery of the experience of control and the criteria of evaluation of competence in accordance with the complexity of control systems.

Key words

Management, modeling, decision making, simulation game, risk, competence, complex system, management device, intuition, education.

References:

1. Asmolov A.G. Strategija sociokul'turnoj modernizacii obrazovanija: na puti k preodoleniju krizisa identichnosti i postroeniju grazhdanskogo obshhestva. Voprosy obrazovanija, 2008, 1, pp. 65-86.

2. Asmolov A.G. Optika obrazovanija: sociokul'turnye perspektivy. Moscow: Prosveshhenie, 2012.

3. Barabashev A.G. Jevoljucija gosudarstvennoj sluzhby Rossii: itogi desjatiletija (2000-2010). Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2013. URL: http://www.hse.ru/data/2013/10/02/1278013332/WP8_2013_0 1__.pdf (23.04.2014).

4. Bor N. Atomnaja fizika i chelovecheskoe poznanie. Moscow: Izd. inostr. lit. 1961.

5. Brudnyj A.A., Kavtaradze D.N. Jekopolis. Vvedenie iproblemy. Preprint. Pushhino: NCBI AN SSSR, 1981.

6. Brudnyj A.A. Prostranstvo vozmozhnostej. Vvedenie v issledovanie real'nosti. Bishkek: Ilim, 1999.

7. Grigoijan A.A., Shikin E.V., Shikina G.E. O nekotoryh problemah ocenki verojatnosti vozniknovenija krizisa v slozhnyh sistemah. Gosudarstvennoe upravlenie v XXI veke: tradicii i innovacii. 7-ja ezhegodnaja mezhdunarodnaja konferencija fakul'teta gosudarstvennogo upravlenija MGU imeni M.V. Lomonosova (27-29 maja 2009 g.): materialy konferencii / Otv. red. I.N. Mysljaeva. M.: MAKS Press, 2009. Ch. 1. Pp. 512-518.

8. Gurevich P.S. Preobrazhenie cennostej kak chrezvychajnaja situacija. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007.

9. Derner D. Logika neudachi. Strategicheskoe myshlenie v slozhnyh situacijah. Moscow: Smysl, 1997.

10. Kavtaradze D.N. Konstruktivno-jekologicheskie aspekty sohranenija biosfery i urbanizirovannye regiony: dis.... dokt. biol. nauk. Moscow, 1993.

11. Kavtaradze D.N. Obuchenie i igra: vvedenie v interaktivnye metody obuchenija. 2-e izd. Moscow: Prosveshhenie, 2009.

12. Kavtaradze D.N. Masterskaja igr: remeslo i iskusstvo. Moscow: Akropol', 2013.

13. Katalevskij D.Ju. Osnovy imitacionnogo modelirovanija i sistemnogo analiza v upravlenii: uchebnoe posobie. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2011.

14. Kijukov M.M. Jekologo-jekonomicheskoe igrovoe imitacionnoe modelirovanie v nauke i obrazovanii. Moscow: TEIS, 2009.

15. Lisin N. Loskutnaja avtomatizacija, ili kak upravljat' «zooparkom» programm. BYTE Rossija, 19.06.2009. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=14862&sphrase_id=3529831 (23.04.2014).

16. Lihacheva E.Ju. Preodolenie situacii neopredelennosti v imitacionnyh igrah: dis.. kand. psihol. nauk. Moscow, 2012.

17. Materialy itogovyh proektov uchastnikov programmy «Upravljaja nastojashhim — formiruem budushhee / MGU imeni M.V. Lomonosova, fakul'tet gosudarstvennogo upravlenija; otv. za vyp. N.S. Grigor'eva. Moscow: MAKS Press, 2013.

18. Medouz D.H., Medouz D.L., Randers J., Berens III V. Predely rosta. Doklad po proektu Rimskogo kluba «Slozhnoe polozhenie chelovechestva». Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1991.

19. Medouz D.H. Azbuka sistemnogo myshlenija. Moscow: BINOM. Laboratorija znanij, 2011.

20. Montesk'e Sh. O duhe zakonov. Moscow: Mysl', 1999.

21. Nikonov V.A. Byt' liderom. Moscow, 2013.

22. Nikonov V.A. Opyt, jetika i tradicii. Strategija Rossii, 2011, 8. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1314790013&archive=1314876917&st art_from=&ucat=14& (23.04.2014).

23. Nikonov V.A. Civilizacionnaja karta sovremennogo mira. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshhestvo), 2012, 3, pp. 3-40.

24. Pilipenko A.I. Fenomen psihologo-poznavatel 'nyh bar 'erov v obuchenii: opyt teoreticheskogo issledovanija. Kursk: KGTU, 1995.

25. Podd'jakov A.N. Komplikologija — izuchenie sub'ektov i upravlenie imi putem sozdanija trudnostej: ot biologicheskih mehanizmov k nravstvennoj refleksii. Psihologicheskie issledovanija duhovno-nravstvennyh problem / Otv. red. A.L. Zhuravlev, A.V. Jurevich. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2011. Pp. 435-479.

26. Prokof'eva E.N. Formirovanie professional'nyh kompetencij u bakalavrov profilja «zashhita v chrezvychajnyh situacijah» sredstvami integrativnoj igry: avtoref. dis.. kand. ped. nauk. Kazan', 2013. URL:

http://ippporao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 189:2013 -08-27-04-39-07&catid=18:2012-05-01-11-07-54&Itemid=19 (23.04.2014).

27. Senge P. Pjataja disciplina. Iskusstvo i praktika samoobuchajushhejsja organizacii. Moscow: ZAO «Olimp-Biznes», 1999.

28. Tarko A.M. Antropogennye izmenenija global'nyh biosfernyh processov. Matematicheskoe modelirovanie. Moscow: Fizmatlit, 2005.

29. Tjetcher M. Iskusstvo upravlenija gosudarstvom. Strategii dlja menjajushhegosja mira / Per. s angl. Moscow: Al'pina Pablisher, 2003.

30. Fejnman R.F. Kakoe tebe delo do togo, kak dumajut drugie? Prodolzhenie neverojatnyh prikljuchenij Richarda F. Fejnmana, rasskazannoe Ral'fu Lejtonu. Izhevsk: NIC «RHD», 2001.

31. Shikin E.V., Shikina G.E. Ob odnom podhode k ulavlivaniju predkrizisnyh signalov. Gosudarstvennoe upravlenie v XXI veke: tradicii i innovacii. 9-ja ezhegodnaja mezhdunarodnaja konferencija fakul'teta gosudarstvennogo upravlenija MGU imeni M.V. Lomonosova (25-27 maja 2011 g.): materialy konferencii. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2011. Ch. 3. Pp. 703-708.

32. Shikina G.E. Predkrizisnyj i postkrizisnyj analiz i slabye signaly. Uchenye trudy fakul'teta gosudarstvennogo upravlenija MGU imeni M.V. Lomonosova. 2012. T. 8. Pp. 527-533.

33. Shmakov V.I. Professiologija. Primenenie professiografirovanija pri ocenke urovnja kvalifikacii gosudarstvennyh sluzhashhih: uchebnoeposobie. Moscow: MAKS Press, 2010.

34. Greenblat C.S. Designing Games and Simulations. An Illustrated Handbook. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1988.

35. Simulations, Games and Role Play in University Education / Eds.: C. Nygaard, N. Courtney, E. Leigh. Faringdon, UK: Libri Publishing, 2012.

36. Mitroff I.I., Anagnos G. Managing Crises Before They Happen. What Every Executive and Manager Needs to Know About Crisis Management. New York: AMACOM — American Management Association, 2001.

37. Perrow Ch. The Normal Accidents. Living with High-Risk Technologies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1999.

38. Surin A., Kavtaradze D. Paradoxes of Security: Limits of Effectiveness. Security, Terrorism and Privacy in Information Society: Proceedings of the Third International Security Conference, Düsseldorf, 27-28 October 2005. Bielefeld: Verlag GmbH & Co.KG Bielefeld, 2006. Pp. 209-221..

39. Tufte E.R. Envisioning Information. New York: Graphics Press, 1990.