Научная статья на тему 'Наука и ее составляющие, как основное условие развития предпринимательской деятельности в странах Западной Африки'

Наука и ее составляющие, как основное условие развития предпринимательской деятельности в странах Западной Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИКРО / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ММСП) / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE (MSME) / WEST AFRICAN COUNTRIES / ENTREPRENEURSHIP / MICRO / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / NEW TECHNOLOGIES / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / PUBLIC SECTOR / HUMAN RESOURCES / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуену Эрвэ Режис

Статья обосновывает необходимость развития научной культуры, введения новых или приобретение существующих высоких технологий для улучшения производственной инфраструктуры, без чего не может быть развития научно-технического прогресса в странах Западной Африки. Анализ показывает важность создание такой политики государства, которая будет обеспечивать высокие результаты в сфере образования и следить за целевым использованием финансирования для нее. Основное место уделяется мерам, которые будут способствовать и поощрять поддержку высшего образования, поскольку оно является ядром прогресса образования и науки, без чего невозможно развиваться инновациям, расширять сферу научных исследований, а также правильно улучшать и управлять качеством человеческих ресурсов. Именно последние являются важной основой для увеличения других ресурсов через занятие предпринимательской деятельностью, которая является основным источником создания богатства в стране, что позволит развиваться обществу. Другими словами, правительства должны отдать приоритет более качественному высшему образованию, от которого зависит развитие науки и предпринимательской способности у населения. Это, в свою очередь, будет затрагивать не только частные и государственные (коммерческие и некоммерческие) институты, но, прежде всего, школьников, студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science and its components, as the main condition for the development of entrepreneurial activity in West African countries

This article proves the need for the development of scientific culture, the introduction of new or purchase of existing high technology to improve production infrastructure, without which no development of scientific and technical progress in West African countries. The analysis shows the importance of establishment such a policy, which will provide excellent results in the fields of education and monitor the targeted use of funding for it. The main attention is given measures, which will encourage and facilitate the support of higher education, as it is the core of the progress of education and science, without which it is impossible to develop innovation, expand the scope of research, as well as the right to improve and control the quality of human resources. The latter are an important basis to increase other resources through entrepreneurial activities, which is the main source of wealth creation in the country, which enables the development of the society. In other words, the government should give priority over quality higher education, which determines the development of science and entrepreneurial skills among the population. Moreover, this affects not only the private and public (commercial and non-profit) institutions, but also above all, schoolchildren students and teachers. This, in turn, would affect not only public and private (commercial and non-profit) institutions, but above all, schoolchildren students and teachers.

Текст научной работы на тему «Наука и ее составляющие, как основное условие развития предпринимательской деятельности в странах Западной Африки»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/68EVN115.pdf DOI: 10.15862/68EVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/68EVN115)

УДК 339

Хуену Эрвэ Режис

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»

Россия, Москва1

Аспирант кафедры «Общего менеджмента и предпринимательства»

E-mail: ulguera@hotmail.com

Наука и ее составляющие, как основное условие развития предпринимательской деятельности в странах

Западной Африки

1 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д.7

Аннотация. Статья обосновывает необходимость развития научной культуры, введения новых или приобретение существующих высоких технологий для улучшения производственной инфраструктуры, без чего не может быть развития научно-технического прогресса в странах Западной Африки. Анализ показывает важность создание такой политики государства, которая будет обеспечивать высокие результаты в сфере образования и следить за целевым использованием финансирования для нее. Основное место уделяется мерам, которые будут способствовать и поощрять поддержку высшего образования, поскольку оно является ядром прогресса образования и науки, без чего невозможно развиваться инновациям, расширять сферу научных исследований, а также правильно улучшать и управлять качеством человеческих ресурсов. Именно последние являются важной основой для увеличения других ресурсов через занятие предпринимательской деятельностью, которая является основным источником создания богатства в стране, что позволит развиваться обществу. Другими словами, правительства должны отдать приоритет более качественному высшему образованию, от которого зависит развитие науки и предпринимательской способности у населения. Это, в свою очередь, будет затрагивать не только частные и государственные (коммерческие и некоммерческие) институты, но, прежде всего, школьников, студентов и преподавателей.

Ключевые слова: страны Западной Африки; предпринимательство; микро, малые и средние предприятия (ММСП); научно-технический прогресс; новые технологии; образование; высшее образование; государственный сектор; человеческие ресурсы; интеллектуальная собственность; инновации.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Хуену Эрвэ Режис Наука и ее составляющие, как основное условие развития предпринимательской деятельности в странах Западной Африки // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/68EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/68EVN115

Введение

Применение науки в хозяйственной деятельности в развитых странах позволило не только достигнуть индустриализации, привело к созданию новых цивилизаций, но и навсегда улучшило условия жизни населения, а также составило основу информационного общества, в котором развивается мир. На самом деле, ее применение в технической области помогло реализовать и создавать различное оборудование, производственные аппараты, включая компьютеры, которые играли и продолжают играть очень важную роль в производственной деятельности. Другими словами, именно научно-технический прогресс находится в центре развития не только экономики и предпринимательства, но и населения в целом. А.В. Воскобойник, О.И. Демиденко в своей статье [1] дают следующее определение научно технического прогресса: это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. По мнению американского экономиста Джеймса Брайта [1], это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Следовательно, научно-технический прогресс мы можем понять, как способность населения улучшать или совершенствовать средства, методы и технику, используемые для улучшения производства и увеличения рентабельности предприятий. Именно он является одним из важных факторов развития предпринимательства и определяется созданными инновациями, а, в свою очередь, приводит к интенсивному развитию научно-технического потенциала общества внутри страны, а также кооперации между странами. Таким образом, если известно, что предпринимательство заключается в производстве товаров или услуг в целях удовлетворения потребностей населения, создании добавленной стоимости и что без технического прогресса нет совершенствования средств и методов, используемых для улучшения производства, то мы можем сделать вывод о том, что без науки нет развития производства. Иными словами, без научно-технического прогресса, предпринимательство не может развиваться, что ограничивает эволюцию населения. Отсюда, мы можем предположить, что предпринимательство в странах Западной Африки с трудом развивается из-за низкого уровня научно-технического прогресса. Поэтому, в данной статье мы попытаемся выявить факторы, которые препятствуют науке быть эффективным инструментом в развитии предпринимательства.

Попытка Т. Веблена создать теорию прогресса на базе глубокого исследования развития промышленной системы, дополняемого изучением институциональной структуры общества, оказалась удачной. Эти идеи были развиты в других научных трудах и в конечном итоге приводят нас к выводу о том, что развитие науки, а в свою очередь и предпринимательства, происходит в совокупности с развитием человеческих ресурсов, в том числе присутствием высшего образования и предпринимательского духа у большей части населения, а также ускорением научно-технического прогресса. Индекс человеческого развития (IHD) является одним из основных критериев, позволяющим измерить уровень развития населения в зависимости от продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни населения и варьируется от 0 до 1. Чем больше этот индекс приближается к 0, тем больше существует стран с низким уровнем человеческого развития и наоборот, когда он приближается к одному -страны обладают высоким уровнем развития. Наблюдая график 1, заметно, что, в целом, этот показатель с 1980 по 2013 гг. вырос почти во всех странах мира [9].

Китай Россия Франция США Нигерия Гана Сенегал Буркина-Фасо Бенин

0,000 0,200 0,400 0,600 0,800 1,000 1980 1990 2000 2010 2013

График 1. Индекс человеческого развития (0 - 1)

1,000 0,900 0,800 0,700 0,600 0,500 0,400 0,300 0,200 0,100 0,000

¿Г

1980 "1990 ■ 2000 -2010 -2013

График 2. Индекс человеческого развития в странах ЗА (0 - 1)

Отсюда, мы можем сказать, что с 1980 по 2013 года, человеческие ресурсы умножались и увеличились во всем мире. Отметим, что в большинстве стран Западной Африки этот индекс оставался ниже 0,5, когда в развивающихся странах, особенно в Китае, этот показатель увеличился с 0,423 в 1980 году до 0,719 в 2013 году. Другими словами, индекс вырос примерно на 70% по сравнению с 35% в Гане в течение того же периода, несмотря на то, что в 1980 году он находился примерно на одном и том же уровне в этих странах. Это ясно показывает, что Китай больше вложил в умножение человеческих ресурсов, чем Гана.

Кроме того, наблюдая график 2, заметно, что индексы, которых достигло большинство стран Западной Африки в 2013 году оставались еще практически в два раза ниже, чем те, которые достигли развитые страны в 1980 гг. Тем не менее, важно отметить, что в 2013 году в большинстве стран Западной Африки этот индекс оставался ниже 0,5 во всех франкоязычных

странах, и превышал 0,5 в англоязычных. Тем не менее, следует отметить, что Гана является единственной страной, где этот индекс самый высокий. Отсюда, мы можем сделать вывод о том, что в основе слабого развития предпринимательства в странах Западной Африки находятся низкие и малоразвитые человеческие ресурсы, а также слабый научно-технический прогресс. Причины этой ситуации могут быть различны и среди них мы можем выделить: низкий уровень расходов на образование, низкий уровень инвестиций в научно-исследовательскую инфраструктуру, отсутствие научной культуры и распространения научных результатов, низкий уровень инноваций и использование новых технологий в совершенствовании средств производства.

• Низкие расходы на образование

Большое количество качественных человеческих ресурсов и их подготовка к использованию науки является главным условием для развития новых возможных путей повышения уровня производства и достижения научно-технического прогресса. У Д. Белла из выделенных им 11 фундаментальных черт экономики, 5 взаимосвязаны с прогрессом науки, три из них занимают первые позиции в списке; это - центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии и рост класса носителей знания [5]. Вследствие этих причин, роль науки в современном мире будет зависеть от экономической роли образования - как профессионального, так и общего. Именно его уровень определяет и повышает качество рабочей силы в стране. Поэтому, чем больше внимания будет уделяться расходам на образование, тем более важное место в экономической системе будет занимать система образования. При этом, необходимы регулярные и растущие инвестиции в долгосрочной перспективе в сферу образования. В странах Западной Африки заметно, наблюдая приведенный график 3 [8], что расходы в сфере образования растут и представляют в среднем более, чем 5% от ВВП в большинстве стран, за исключением Буркина-Фасо, где они меньше, чем 4%.

2009 2010 2011

График 3. Расходы на образование по ВВП

5

4

3

0

14 12 10

2009 2010 2011 2012

График 4. Поступление в высшие учебные заведения (% населения)

Тем не менее, наблюдая график 4 [8], заметно, что количество зачисленных абитуриентов с 2009 по 2012 гг. ниже 12% практически во всех странах Западной Африки. Это показывает, что расходы, предоставляемые в сферу образования, не позволяют развивать его, несмотря на то, что оно занимает важную роль в становлении других секторов образования, в том числе высшего. Данный факт доказывает приведенная ниже таблица 1, которая построена на основе данных Доклада о человеческом развитии 2013, составленного ПРОООН [11].

Таблица 1

Взаимосвязь между уровнем образования населения и экономической активностью

(составлено автором)

Страна Среднее значение соотношения мужского и женского населения, имеющего образование, по уровню развития стран, 20052012 Среднее значение соотношения экономической активности мужского и женского населения по уровню развития стран, 2012 Среднее значение соотношения экономической активности женского населения к женскому населению, имеющему образование, 2012 Среднее значения соотношения экономической активности мужского населения к мужскому населению, имеющему образование, 2012

Франкоязычные страны Западной Африки (Бенин, Буркина Фасо, Сенегал) 2,66 1,22 33,62 12,31

Англоязычные

страны Западной Африки (Гана, Нигерия) 1,43 1,19 1,49 1,10

Развитые

страны (Франция, США) 1,04 1,22 0,63 0,74

Развивающиеся страны (Россия, Китай) 1,13 1,24 0,87 0,93

Наблюдая данную таблицу 1 , мы заметим, что по сравнению с развитыми и развивающимися странами уровень образования в большинстве стран Западной Африки низкий. Между странами Западной Африки заметно, что в англоязычных странах, особенно в Гане, уровень образования выше, чем во франкоязычных в среднем 4 и больше раз в некоторых странах, например, в Буркина Фасо (более 50 раз). Помимо этого, среднее значение процента мужчин, получивших образование за 2005-2012 гг. во франкоязычных странах Западной Африки больше, чем средний процент женщин, в 2,66 раз, когда в англоязычных странах в 1,43 раз, в развитых и развивающихся странах - в 1,04 и 1,13 раз соответственно. Также среднее значение процента мужчин, представляющих рабочую силу в 2012 гг. во франкоязычных странах Западной Африки больше, чем средний процент женщин, в 1,22 раза, как и в развитых странах, когда в англоязычных странах Западной Африки в 1,19 раз, а в развивающихся в 1,24 раза. В тот же момент среднее значение процента женщин, получающих образование и представляющих рабочую силу во франкоязычных странах Западной Африки составляет 33,62%, когда в англоязычных - 1,49%, в развитых - 0,63%, а в развивающихся странах - 0,87%.

Необходимо отметить, что среднее значение процента мужчин, получающих образование и представляющих рабочую силу во франкоязычных странах Западной Африки составляет 12,31%, когда в англоязычных - 1,10%, в развитых - 0,74%, а в развивающихся странах - 0,93%. И, наконец, среднее значение отношения женщин, получающих образование и представляющих рабочую силу во франкоязычных странах Западной Африки, больше в 2,73 раза, чем мужчин, когда в англоязычных в 1,35 раз, в развитых в 0,85 раз, а в развивающихся странах в 0,93 раз.

Отсюда, мы можем сделать вывод о том, что в странах Западной Африки уровень образования низкий, особенно во франкоязычных, когда в развитых и развивающихся странах он высокий. Тем не менее, заметно, что в проанализированных странах процент мужчин, получающих образование и представляющих рабочую силу, больше, чем соответствующий процент женщин. Также следует отметить, что разница между соответствующими процентами мужского и женского населения, получающего образование и участвующего в рабочей силе, выше в странах Западной Африки, чем в развивающихся и развитых странах. Но число людей, которые получают образование, больше представлено мужчинами, когда в структуре рабочей силы они мало участвуют, то есть небольшой процент женщин получает образование, но больше представляет рабочую силу страны. Это говорит о том, что уровень образования и производительность труда в данных странах ниже, чем в развитых и развивающихся. Если посмотрим на график 5, на котором представлен уровень образования в различных странах и странах Западной Африки, то заметим, что в последних он ниже, но график 6 показывает, что самое большое значение у Ганы, составляющее 0,57% от ВВП.

1

График 5. Индекс уровня образования в 2011 году

0,6

График 6. Индекс уровня образования в 2011 году в странах Западной Африки

Такая ситуация показывает, что правительства стран Западной Африки прикладывают огромные усилия для развития сферы образования, но, если обращаем внимание на уровень неграмотности, который составляет более 50% от общей численности населения [8], процент людей, получивших образование и представляющих рабочую силу в странах, то видим, что существуют еще огромные проблемы в данной области. В таком случае, мы можем уже предположить, что политика в сфере образования не позволяет создавать большое количество населения, которое способно приобретать и развивать научные знания. Отсюда мы можем сказать, что расходы на образование, особенно высшее, либо недостаточны и что необходимо искать другие источники финансирования, либо они не используются в полном объеме из-за низкого уровня контроля и высокого уровня коррупции. Другими словами, политика в сфере образования в странах Западной Африки, и особенно во франкоязычных, не является эффективной, поскольку не позволяет большому количеству населения развиваться в данной сфере. Поэтому, для увеличения качественных человеческих ресурсов необходимы эффективные механизмы финансирования, контроля и управления различными субъектами, связанными со сферой образования, а также следить за целевым использованием средств для поощрения и стимулирования у населения желания получать образование.

• Низкий уровень инвестиций в исследования и научную инфраструктуру

Для достижения высокого уровня развития предпринимательства необходимы инвестиции в исследования и научно-техническую инфраструктуру на всех уровнях в стране. Поэтому, важным элементом научно-технического прогресса является государство, так как именно оно должно обеспечивать условия для его качественного функционирования и развития. Низкий уровень инвестиций может ограничивать развитие общества в целом. Несмотря на это, в большинстве стран Западной Африки инвестиции в исследования и научную инфраструктуру практически незаметны из-за низких расходов в них. На самом деле, затраты на исследования и развитие по отношению к ВВП в большинстве африканских стран не достигает даже 0,5% от ВВП [8]. В 2010 году самыми высокими они были в Сенегале и представляли 0,4%, когда в Буркина-Фасо, Гане и Нигерии они составляли по 0,2%, по Бенину данных по расходам на НИОКР не представлено [10]. В этот же период в странах с переходной

экономикой, и особенно в Китае, они продолжают расти, начиная с 2001 (0,95%) по 2011 (1,84%) гг., несмотря на экономический кризис 2008 года. Напомним, что в этом периоде в Китае наблюдались высокие темпы роста, что, в свою очередь, сделало его ключевым игроком в мировой экономике.

Также инвестиции в исследования и разработки в развитых странах, несмотря на экономический кризис 2008 года, не переставали расти. Например, в США и Франции, расходы на исследования являются нестабильными, но не снизились более, чем на 2,55% в 2004 году и 2,08% в 2008 году соответственно [8]. Это означает, что низкий уровень расходов для исследований и в научную инфраструктуру (научно-исследовательские материалы, лаборатории, национальные компании с исследовательскими центрами и т.д.) является происхождением низкого уровня развития предпринимательства в странах Западной Африки. В этих условиях, рост африканских стран является очень низким, чтобы поддерживать долгосрочный развитие. Следовательно, в странах Западной Африки необходимо вкладывать средства в исследования, которые могут давать улучшение средств производства.

• Низкая культура науки и распространения научных результатов

Низкий уровень научной культуры и публикации научных результатов внутри какой-либо страны является ограничением для развития предпринимательства, поскольку не позволяет обновлять знания населения и менять менталитет. Другими словами, не вызывает желания вводить внутри предприятия новые методы и средства производства. Количество научных статей и журналов является очень важным критерием, который показывает, в первую очередь, место, которое занимает научная культура в определенной стране, во-вторых, доказывает, что существуют и распространяются научные знания, и, в-третьих, позволяет идентифицировать в какой области развиваются данные знания, что позволяет политикам более правильно принимать решения, которые приведут к поддержке и развитию предпринимательства. Если основываемся на этом критерии, мы заметим, что в странах Западной Африки его уровень растет. Несмотря на это, график 8 говорит о том, что с 2000 по 2011 года количество опубликованных научных статей и журналов во франкоязычных странах Западной Африки не превышало 100, когда в Нигерии было в 5 раз больше данного уровня, а в Гане в 2 раза [8]. Другими словами, мы можем сказать, что уровень научно-технического прогресса в англоязычных странах Западной Африки выше, чем во франкоязычных. А если мы сравниваем с другими странами мира, взяв за основу график 7, то можно сказать, что научно-технический прогресс практически полностью отсутствует в странах Западной Африки, в том числе в Нигерии. В этом случае мы можем сказать, что отсутствие научной культуры является одной из основных причин дефицита знаний в этих обществах.

Китай Россия Франция США Нигерия Гана Сенегал Буркина-Фасо Бенин

0 100000 200000 2000 2004 2008 2011

График 7. Количество научных статей и журналов ^ 2000 по 2011)

Нигерия

Гана

Сенегал

Буркина-Фасо

Бенин

0 100 200 300 400 500 12000 ■ 2004 ■ 2008 ■ 2011

График 8. Количество научных статей и журналов ^ 2000 по 2011)

• Низкий уровень инноваций

На самом деле, способность к инновациям является тем, что определяет срок или возможности существования предприятия и генерирования с помощью него богатства и знаний для развития общества [6]. Их уровень может быть измерен количеством патентов, например, за год, но требуются достаточные инвестиции в человеческие ресурсы, исследования и научную инфраструктуру. Другими словами, только большое количество патентов, полученных за длительный период, позволит определить, что у какой-либо страны существует высокий уровень инноваций. Таким образом, количество патентов является очень важным критерием, который позволяет создавать богатства и делать экономику более динамичной и при этом требуются достаточные вложения в научные исследования.

В странах Западной Африки количество патентов, полученных за год, очень низко и приближается к 0. Например, в Буркина-Фасо за 6 лет, то есть с 2004 по 2010 года, только 5

патентов было получено компаниями, в Бенине за этот же период времени, это число еще снизилось, до 1 [8]. Такая ситуация подтверждает, что низкий уровень инвестиций в научные исследования и низкое количество человеческих ресурсов в странах Западной Африки значительно влияет на развитие предпринимательства и делает экономику статичной, когда для его развития требуется динамичная экономика.

• Низкое производство высоких экспортных технологий

Производство высоких технологий является результатом инноваций и позволяет улучшить или усовершенствовать различные методы, технологии, инструменты, используемые для улучшения производства, которое может быть материальное и нематериальное. Во-первых, для их экспортирования требуются не только человеческие ресурсы, но и инфраструктура, регламенты, законы. Другими словами, полное участие политики в поддержке экспорта ограничивает влияние недобросовестной конкуренции. На самом деле, экспорт высоких технологий доказывает способность населения участвовать в кооперации с другими странами в научной сфере, что может позволить усиливать уровень научно-технического прогресса. Если известно, что в странах Западной Африки меньше экспортируют, чем импортируют, тогда неудивительно, что производство и экспорт высоких технологий также будет низким. Например, данные 2005 и 2007 годов по некоторым странам Западной Африки показывают, что Сенегал является единственной страной, которая экспортировала в 2005 году 8 высоких технологий, несмотря на то, что в 2007 это количество упало до 4 [8]. По сравнению с другими странами, можем сказать, что страны Западной Африки являются теми странами, которые меньше экспортируют высокие технологии. Это еще раз показывает слабость человеческих ресурсов, финансирования научных исследований и внедрения новых технологий.

• Низкий уровень использования новых технологий в предпринимательской деятельности

В настоящее время развитие предпринимательства в значительной степени зависит от внедрения новых технологий, а это, в свою очередь, зависит от эффективности информационной политики в стране. Если ясно, что информация играет очень важную роль в принятии решений и улучшении знаний, тогда мы можем сказать, что развитие предпринимательства зависит напрямую от большого количества организованных и качественных человеческих ресурсов. Таким образом, низкий уровень развития интернета и новых информационных и коммуникационных технологий является препятствием для развития хозяйственной деятельности. В странах Западной Африки, например, менее 15 предприятий используют лицензирование технологий в своей деятельности. Этот показатель еще более низкий во франкоязычных странах и составляет примерно 6%, за исключением Сенегала [12]. Если мы останавливаемся на проценте предприятий, которые обладают интернет-сайтами, заметно, что он больше в два раза во франкоязычных странах, чем в англоязычных, но остается менее 18% с 2007 по 2009 гг. Кроме того, количество предприятий, которые поддерживают отношения со своими клиентами через электронную почту также больше во франкоязычных странах, чем в англоязычных. Самое большое число интернет-пользователей среди стран Западной Африки в 2012 году показала Нигерия - 33 из 100 человек [8]. Это означает, что интернет еще не доступен всему населению, что не может позволить развиваться электронному бизнесу. Тем не менее, следует отметить, что количество абонентов мобильной связи увеличивается и выше среднего значения практически во всех странах, например, в Бенине это значение достигло 90%, в Гане 100%. Развитие телекоммуникационных технологий является альтернативой доступа в интернет и новой возможностью для развития бизнеса в данной

области. В результате, можем сделать вывод о том, что новые технологии, в том числе интернет и телекоммуникационные технологии мало присутствуют либо недостаточно развиты в странах Западной Африки и остаются слабо использованными. Это означает, что не хватает реальной политики информации, разработки и внедрения новых технологий в этих странах.

Заключение

Овладение наукой большинством населения, и особенно, в промышленной сфере является обязательным условием для развития предпринимательства, достижения высокого уровня научно-технического прогресса и индустриализации в странах Западной Африки. Для этого необходимо, в первую очередь, инвестировать в высшее образование, научную инфраструктуру, а также обучать, подготавливать к использованию научных инструментов и обновлять постоянные научные знания населения. Во-вторых, требуется эффективная организация и политическая стратегия для воспитания научной культуры населения. Даже если финансовые ресурсы необходимы для того, чтобы стимулировать появление научных исследований, инфраструктуры, распространение научных трудов, необходимо уделить особое внимание человеческим ресурсам в производственной сфере, которые, в свою очередь, могут создавать остальные ресурсы. При этом, необходимо принимать и дополнять уже существующие законы, которые защищают интеллектуальную собственность, а также следить за их выполнением. Политические и культурные ресурсы также являются очень важными. Под последними необходимо понять все культурные инструменты, используемые для того, чтобы вести философию для будущих поколений и показать важность использования науки в различных видах хозяйственной деятельности. И, наконец, политические ресурсы необходимы для того, чтобы устанавливать связи с другими странами в научных областях. В итоге, необходимо, чтобы государства стран Западной Африки принимали различные меры для организации поощрения, поддержки научных исследований и развития человеческих ресурсов. Речь идет о таких мерах, как:

• принятие и дополнение законов, обязывающих большие и средние предприятия научно-исследовательских центров сотрудничать с малыми предприятиями в целях подготовки их к использованию научных приборов и техники;

• финансировать создание научно-исследовательских центров в государственных учреждениях и поощрять их создание внутри частных предприятий;

• создание технополисов или "инкубаторов" на основе крупных научно-исследовательских центров для формирования научно-технического потенциала и развития start-up проектов;

• формирование научно-кадрового резерва через формирование системы среднего и высшего профессионального образования, а также системы переподготовки и повышения квалификации работников;

• информировать, просвещать и приглашать студентов и преподавателей принимать участие в разработке научно-исследовательских центров, требуя публикаций работ в научных журналах;

• предоставлять привилегии высшему образованию и прослеживать эволюцию развития исследователей и ученых, чтобы они могли разрабатывать различные инструменты, которые могут помочь повысить производительность бизнеса;

• использовать СМИ, чтобы воспитывать массы для науки и новейших технологий, а также распространять новых инициаторов практических средств, стремящихся пробудить у школьников, студентов и предпринимателей желание, чтобы провести исследования;

• стимулирование инновационных соревнований на местном, национальном и региональном уровнях между школами, учебными центрами и предприятиями;

• поощрение предприятий к использованию новых технологий реализации национальных программ, разработке и распространению бесплатных курсов для желающих предпринимать;

• стимулировать рынок интернета и следить за соблюдением правил справедливого рынка для того, чтобы позволить ему быть доступным всему населению, что может выступить толчком к снижению стоимости интернета и увеличению научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1) Воскобойник А.В, Демиденко О.И. Научно-технический прогресс в развитии экономики // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [URL: a href=<<http://www.sciencefomm.m/2013/180/3396>>>www.stiencefomm.m/2013/180/ 3396</a> (дата обращения: 19.01.2015)].

2) Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Экономика интеллектуальной собственности: Учебник для вузов / Ю.П. Конов, Л.П. Гончаренко. - Москва: Экономика, 2011. -503 с. - (Высшее образование, Патентно-лицензионный менеджмент).

3) Леонтьева Л.С. Управление интеллектуальным капиталом: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.С. Леонтьева, Л.Н. Орлова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 295 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

4) Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ. 2009. -512 с. -(Серия «Образование»).

5) Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2-х кн. / Междунар. ассоциация акад. наук, РАН; Под ред. К.И. Микульского. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 911 с.

6) Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Пер. В.С. Автономова и т.д. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. С. 169-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Юрьева Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству): монография / Т.В.Юрьева. - М.: Анкил, 1994. - 54 с.

8) Официальный сайт Всемирного банка. Режим доступа: www.worldbank.org (дата обращения: 7.01.2015).

9) Официальный сайт ИАА Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: www.gtmarket.ru: (дата обращения: 13.01.2015).

10) Официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Режим доступа: www.uis.unesco.org (дата обращения: 23.12.2014).

11) Официальный сайт ПРОООН. Доклады о человеческом развитии. (United Nations development programme. Human Development Reports.). Режим доступа: www.hdr.undp.org (дата обращения: 17.01.2015).

12) Enterprise Surveys / World Bank Group. Режим доступа: www.enterprisesurveys.org (дата обращения: 7.01.2015).

Рецензент: Леонтьева Лидия Сергеевна, профессор, доктор экономических наук, зав. кафедры «Общего менеджмента и предпринимательства» МЭСИ.

Houenou Herve Regis

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

Russia, Moscow E-mail: ulguera@hotmail.com

Science and its components, as the main condition for the development of entrepreneurial activity in West African countries

Abstract. This article proves the need for the development of scientific culture, the introduction of new or purchase of existing high technology to improve production infrastructure, without which no development of scientific and technical progress in West African countries. The analysis shows the importance of establishment such a policy, which will provide excellent results in the fields of education and monitor the targeted use of funding for it. The main attention is given measures, which will encourage and facilitate the support of higher education, as it is the core of the progress of education and science, without which it is impossible to develop innovation, expand the scope of research, as well as the right to improve and control the quality of human resources. The latter are an important basis to increase other resources through entrepreneurial activities, which is the main source of wealth creation in the country, which enables the development of the society. In other words, the government should give priority over quality higher education, which determines the development of science and entrepreneurial skills among the population. Moreover, this affects not only the private and public (commercial and non-profit) institutions, but also above all, schoolchildren students and teachers. This, in turn, would affect not only public and private (commercial and non-profit) institutions, but above all, schoolchildren students and teachers.

Keywords: West African countries; entrepreneurship; micro, small and medium enterprise (MSME); scientific and technical progress; new technologies; education; higher education; public sector; human resources; intellectual property; innovations.

REFERENCES

1. Voskobojnik A.V., Demidenko O.I. Scientific and technological progress in economic development // Proceedings of the V International Student e-conference «Student scientific forum» [URL: a href = «http://www.scienceforum.ru/2013/180/3396»> www.scienceforum.ru / 2013/180/3396 </a> (date accessed: 19.01.2015)].

2. Konov Y.P., Goncharenko L.P. Economics of Intellectual Property: A Textbook for Universities / Y.P. Konov, L.P. Goncharenko. - Moscow: Economics, 2011. - 503 s. -(Higher Education, Patent and license management).

3. Leontieva L.S. Intellectual capital management: a tutorial and workshop for undergraduate and graduate / L.S. Leontieva, L.N. Orlov. - M .: Publishing Yurayt, 2014. - 295 s. - Series: Bachelor and Master. Academic course.

4. The World Economy: A Textbook / V.M. Kudrow. - M .: Yustitsinform. 2009. -512 s. - (Series «Education»).

5. Socio-economic models in the modern world and the way Russia: In 2 book. / Intern. Association Acad. Sciences, Russian Academy of Sciences; Ed. K.I. Mikulski. - M .: ZAO « Publisher «Economy», 2005. - 911 s.

6. J.A. Schumpeter. The Theory of Economic Development. Edited by V.S. Avtonomova etc. M .: Directmedia Publishing, 2008. S. 169-194.

7. T.V. Jur'eva. Intellectual sphere and entrepreneurship. Non-profit sector (an alternative to business and government): monograph / T.V.Yureva. - M.: Ankil, 1994. - 54 s.

8. Official website of the World Bank. Mode of access: www.worldbank.org (date accessed: 07.01.2015).

9. The official website of IAA Center for Humanitarian Technologies. Mode of access: www.gtmarket.ru: (date accessed: 13.01.2015).

10. The official website of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). Mode of access: www.uis.unesco.org: (date accessed: 23.12.2014).

11. Official site of UNDP. Human Development Reports. (United Nations development programme. Human Development Reports.). Mode of access: www.hdr.undp.org (date accessed: 17.01.2015).

12. Enterprise Surveys / World Bank Group. Mode of access: http://www.enterprisesurveys.org (date accessed: 7.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.