Научная статья на тему 'Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз»)'

Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Область наук
Ключевые слова
партнерство / наука / бизнес / государство / субъекты взаимодействия / общественные отношения / ОЭЗ / сотрудничество / partnership / science / business / government / subjects of interaction / public relations / SEZ / cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салогуб Анжела Михайловна, Старовойтов Александр Сергеевич

Введение. В статье оценивается управленческий механизм сотрудничества научного сообщества, государства, бизнеса и общества на примере ВТРК «Архыз». Актуальность исследования обусловлена высокой потребностью российского сообщества, вызванной существующей геополитической обстановкой и нарастающим давлением недружественных государств, в создании управленческого механизма, позволяющего в полной мере достигнуть поставленной цели устойчивого развития, в том числе в создании туристического кластера, отвечающего современным стандартам индустрии гостеприимства, отдыха и развития самого региона присутствия. Сегодня наблюдается сближение институциональных сфер – государства, бизнеса, науки и сообществ, они начинают эффектно взаимодействовать на основе передовых социальных и цифровых технологий, частично перекрывая друг друга. Каждая институциональная сфера выполняет не только свои институциональные функции. Цель исследования заключается в анализе эффективности существующих механизмов управления ОЭЗ на примере ВТРК «Архыз» и оценке перспективности внедрения модели социального партнерства государства, бизнеса, научного сообщества и общественности на территории курорта на условиях интеграции целей и ценностей. Методы. Методологической базой исследования стал контент-анализ, социологический, системный и сравнительный подходы. Эмпирической базой исследования являются данные Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России и нормативно-правовые документы. Результаты исследования и их обсуждение. Для России остается актуальным вопрос построения системы эффективного взаимодействия между основными участниками общественных отношений – государством, научным сообществом, бизнесом и некоммерческими организациями. При этом эффективная система стимулов для бизнес-сообщества уже существует и показала свою эффективность. Внедрение и распространение управленческого механизма социального партнерства на территории ОЭЗ ВТРК «Архыз» положительно скажутся на социальном и экономическом положении курорта. Внутренний туризм после «закрытия» границ стал новой точкой роста для качества жизни граждан России, экономических субъектов, обнаруживает значительный потенциал для формирования туристического потока из дружественных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салогуб Анжела Михайловна, Старовойтов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science, business, government and society as factors of development of social partnership in modern Russian conditions (on the example of Arkhyz ATRC)

Introduction. The article evaluates the management mechanism of cooperation between the scientific community, the state, business and society on the example of the Arkhyz ATRC. The relevance of the study is due to the high need of the Russian community, caused by the existing geopolitical situation and the increasing pressure of unfriendly states, to create a management mechanism that allows to fully achieve the set goals of sustainable development, including the creation of a tourism cluster that meets modern standards of the hospitality industry, recreation and development of the region of presence itself. Today, there is a convergence of institutional spheres: the state, business, science and communities, they begin to effectively interact on the basis of advanced social and digital technologies, partially overlapping each other. Each institutional sphere performs not only its own institutional functions. The purpose of the study is to analyze the effectiveness of existing SEZ management mechanisms using the example of the Arkhyz ATRC and assess the prospects for implementing a model of social partnership between the state, business, the scientific community and the public in the resort on the basis of integration of goals and values. Methods. The methodological basis of the research was content analysis, sociological, systemic and comparative approaches. The empirical basis of the study is the data of the Association of Clusters, Technoparks and SEZs of Russia and regulatory documents. Results of study and its discussion. For Russia, the issue of building a system of effective interaction between the main participants in public relations remains relevant: the state, the scientific community, business and non-profit organizations. At the same time, an effective incentive system for the business community already exists and has shown its effectiveness. The introduction and dissemination of the management mechanism of social partnership in the territory of SEZ of the Arkhyz ATRC will have a positive impact on the social and economic situation of the resort. After the “closure” of borders, domestic tourism has become a new point of growth for the quality of life of Russian citizens, economic entities, and reveals significant potential for the formation of a tourist flow from friendly countries.

Текст научной работы на тему «Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз»)»

Научная статья

УДК 316.354:351/354

DOI: https://doi.Org/10.18522/2658-5820.2024.l.4 EDN LGVSZW

Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз»)

Анжела М. Салогуб1

пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия e-mail: salogubam@yandex.ru

Александр С. Старовойтов2

2Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия e-mail: starovoitovas1997@yandex.ru

Аннотация

Введение. В статье оценивается управленческий механизм сотрудничества научного сообщества, государства, бизнеса и общества на примере ВТРК «Архыз». Актуальность исследования обусловлена высокой потребностью российского сообщества, вызванной существующей геополитической обстановкой и нарастающим давлением недружественных государств, в создании управленческого механизма, позволяющего в полной мере достигнуть поставленной цели устойчивого развития, в том числе в создании туристического кластера, отвечающего современным стандартам индустрии гостеприимства, отдыха и развития самого региона присутствия. Сегодня наблюдается сближение институциональных сфер - государства, бизнеса, науки и сообществ, они начинают эффектно взаимодействовать на основе передовых социальных и цифровых технологий, частично перекрывая друг друга. Каждая институциональная сфера выполняет не только свои институциональные функции. Цель исследования заключается в анализе эффективности существующих механизмов управления ОЭЗ на примере ВТРК «Архыз» и оценке перспективности внедрения модели социального партнерства государства, бизнеса, научного сообщества и общественности на территории курорта на условиях интеграции целей и ценностей.

Методы. Методологической базой исследования стал контент-анализ, социологический, системный и сравнительный подходы. Эмпирической базой исследования являются данные Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России и нормативно-правовые документы.

Результаты исследования и их обсуждение. Для России остается актуальным вопрос построения системы эффективного взаимодействия между основными участниками общественных отношений -государством, научным сообществом, бизнесом и некоммерческими организациями. При этом эффективная система стимулов для бизнес-сообщества уже существует и показала свою эффективность. Внедрение и распространение управленческого механизма социального партнерства на территории ОЭЗ ВТРК «Архыз» положительно скажутся на социальном и экономическом положении курорта. Внутренний туризм после «закрытия» границ стал новой точкой роста для качества жизни граждан России, экономических субъектов, обнаруживает значительный потенциал для формирования туристического потока из дружественных стран.

Ключевые слова: партнерство; наука; бизнес; государство; субъекты взаимодействия; общественные отношения; ОЭЗ; сотрудничество.

Для цитирования: Салогуб А.М., Старовойтов А.С. (2024). Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз»). Caucasian Science Bridge, 7 (1), с. 58-66. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.4.

Science, business, government and society as factors of development of social partnership in modern Russian conditions (on the example of Arkhyz ATRC) Anzhela M. Salogub1

1Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia e-mail: salogubam@yandex.ru

Alexandr S. Starovoitov2

2Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia e-mail: starovoitovas1997@yandex.ru

Abstract

Introduction. The article evaluates the management mechanism of cooperation between the scientific community, the state, business and society on the example of the Arkhyz ATRC. The relevance of the study is due to the high need of the Russian community, caused by the existing geopolitical situation and the increasing pressure of unfriendly states, to create a management mechanism that allows to fully achieve the set goals of sustainable development, including the creation of a tourism cluster that meets modern standards of the hospitality industry, recreation and development of the region of presence itself. Today, there is a convergence of institutional spheres: the state, business, science and communities, they begin to effectively interact on the basis of advanced social and digital technologies, partially overlapping each other. Each institutional sphere performs not only its own institutional functions. The purpose of the study is to analyze the effectiveness of existing SEZ management mechanisms using the example of the Arkhyz ATRC and assess the prospects for implementing a model of social partnership between the state, business, the scientific community and the public in the resort on the basis of integration of goals and values.

Methods. The methodological basis of the research was content analysis, sociological, systemic and comparative approaches. The empirical basis of the study is the data of the Association of Clusters, Technoparks and SEZs of Russia and regulatory documents.

Results of study and its discussion. For Russia, the issue of building a system of effective interaction between the main participants in public relations remains relevant: the state, the scientific community, business and non-profit organizations. At the same time, an effective incentive system for the business community already exists and has shown its effectiveness. The introduction and dissemination of the management mechanism of social partnership in the territory of SEZ of the Arkhyz ATRC will have a positive impact on the social and economic situation of the resort. After the "closure" of borders, domestic tourism has become a new point of growth for the quality of life of Russian citizens, economic entities, and reveals significant potential for the formation of a tourist flow from friendly countries.

Keywords: partnership; science; business; government; subjects of interaction; public relations; SEZ; cooperation. For citation: Salogub A.M., Starovoitov A.S. (2024). Science, business, government and society as factors of development of social partnership in modern Russian conditions (on the example of Arkhyz ATRC). Caucasian Scientific Bridge, 7 (1), р. 58-66. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.4.

Введение

Современные геополитические процессы требуют от российского общества усиления внутренних социальных связей. Переход множества недружественных государств к агрессивной антироссийской политике, закрытие логистических и туристических цепочек, приводят к потребности создания полноценных внутренних экосистем, ориентированных на управленческие механизмы социального партнерства как управленческой модели взаимодействия научного сообщества, бизнеса, государства и гражданского общества в актуальных реалиях, где ключевым звеном становится получение не только материальной, но и социальной выгодны.

Данный социальный рывок для российского общества в первую очередь связан с внешнеполитическими угрозами целостности государства и сохранению независимости. В текущих условиях важно поддерживать эффект сплочения для формирования принципиального новой формы общественных связей (Поланьи, 2002), основанных на общей идеологии, направленной на достижение одновременно социальных, экономических и экологических целей.

Наблюдаемые тенденции к социально ответственному ведению бизнеса создают соответствующие стимулы и условия для развития проектов, характеризующихся ответственным отношением к окружающей среде, высокой социальной ответственностью и качеством применяемого управленческого механизма.

При применении эффективного управленческого механизма положительный эффект от сложившейся геополитической обстановки может быть использован для создания полноценной действующей модели социального партнерства, формирования общих целей и ценностей. Построение подобного фундамента объединения интересов и нивелирования конфронтации позволит максимизировать эффект от общей деятельности разрозненных акторов (основных) общественных отношений, в том числе позволит ускорить процесс формирования гражданского общества в России (Шевченко, 2023).

Подобной площадкой в текущих условиях может стать всесезонный турист -ско-рекреационный комплекс (ВТРК) «Архыз», для которого характерен значительный потенциал (множество мелких и крупных организаций сферы туризма и отдыха), государственный контроль (в последнее время уменьшающийся) как за особой экономической зоной (ОЭЗ), но незначительная вовлеченность научного сообщества и общественных объединений и организаций в процессы функционирования и организации взаимодействия.

Теоретическое обоснование

Стандарты ESG (принципы устойчивого гармоничного развития социальной, экономической и экологической сферы) влияют на способность компаний создавать долгосрочную ценность и тем самым перейти от краткосрочного бизнес-поведения к долгосрочному.

Принципы ESG строятся на социальной ориентированности бизнеса при осуществлении основной деятельности, его стремлении к устойчивому развитию общества и формированию единой, целостной, комфортной социально-экономической обстановки в стране.

Основополагающими в ESG считаются принципы ориентирования на экологическую, социальную и корпоративную ответственность.

Концепт внедрения ESG предполагает создание социально ответственного бизнеса, стремящегося не только к достижению высокой прибыли, но и к рациональному использованию природных ресурсов, снижению риска уничтожения биологических видов, борьбе с изменениями климата, бедностью и голодом (т.е. стремление к достижению целей устойчивого развития мирового сообщества).

Ключевым актором принципов ESG в России мы считаем Ассоциацию кластеров, технопарков и ОЭЗ России (АКИТ РФ), которая на протяжении десятилетий при сотрудничестве и поддержке государства и множества представителей бизнес-сообщества формирует политику ESG в стране.

АКИТ РФ создана база аналитики и обучения действующих и новых представителей бизнеса стандартам ESG, принципам организации и ведения социально ответственной деятельности. Таким образом, любая компания при поддержке АКИТ РФ может начать эффективно внедрять данные стандарты на своих бизнес-площадках при минимальных рисках нанесения ущерба действующим механизмам взаимодействия (Бизнес-навигатор..., 2023).

Социальная ответственность бизнеса тесно связана с пониманием социального партнерства (Parsons, 1986), когда основные акторы общественных отношений реализуют общую политику, руководствуясь едиными целями и ценностями, поддерживаемые гибким и эффективным управленческим механизмом.

Научным сообществом не принято единого понятийного пространства социального партнерства, множество исследователей в разные периоды развития научной мысли рассматривали социальное партнерство как различные узконаправленные управленческие механизмы. Мы понимаем социальное партнерство как механизм согласования интересов, целей и ценностей субъектов партнерства. При этом под основными субъектами взаимодействия подразумеваются такие субъекты общественных отношений, как государство, бизнес, научное сообщество и общественные организации (Салогуб, 2022).

В рамках данной теоретической разработки управленческий механизм социального партнерства представляет собой модель взаимодействия основных акторов общественных отношений, включающую в себя зонирование функциональной ответственности участников такого партнерства. Каждый агент модели выполняет установленные функции, соответствующие в том числе общим целям и ценностям всех участников партнерства.

Цели и ценности социального партнерства как центральный элемент эффективного взаимодействия могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности, однако существует ряд ключевых положений для каждого участника, выполнение которых необходимо для возникновения конкретного социального партнерства:

1. Ключевые цели и ценности государства - это достижение устойчивого развития страны, повышение уровня благосостояния общества и рост человеческого капитала, в том числе улучшение общего социального и инвестиционного климата в стране.

2. Ключевые ценности бизнеса - это повышение эффективности инвестиций (капитализация), минимизация издержек, брендирование и создание площадок с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, ориентирование на потребности общества, в том числе улучшение социально-экономического климата (связь с общественностью и лидерами общественных мнений).

3. Ключевые ценности научного сообщества - это рост эмпирической и теоретической базы научных исследований, повышение эффективности разрабатываемых теорий и практических разработок, развитие человеческих ресурсов.

4. Ключевые ценности некоммерческих организаций (общественности) - это повышение уровня социального климата, синергия социальной и экономической деятельности государства и бизнеса (социально ориентированное развитие).

Для Российского государства социальное партнерство - актуальное направление устойчивого развития, перспективный управленческий механизм согласования интересов основных акторов общественного взаимодействия в направлении достижения высокого уровня устойчивого развития России.

Актуальность и потребность организации системы качественного взаимодействия по достижению синергии социальной и экономической деятельности подтверждается также целенаправленной масштабной деятельностью государства в данном направлении, выражающейся не только в создании и поддержке АКИТ РФ, но и в организации всероссийских инициативных проектов, как, например, организация в России Десятилетия науки и технологий (Кузнецова, 2021; Распоряжение Правительства РФ..., 2022).

Результаты исследования и их обсуждение

Первостепенная задача развития для России - это достижение целей устойчивого развития, предполагающих полноценное и многополярное развитие всех сфер деятельности, несмотря на негативное давление со стороны недружественных госу-

дарств. Национальные и стратегические цели неизменны с 2018 г. Изменениям подвергаются механизмы достижения устойчивого развития государства.

Максимизация эффективности процессов общественных отношений требует вовлечения основных акторов взаимодействия - научного сообщества, бизнес-сообщества, государства и общественности - в социально-экономическую деятельность.

Одной из значимых управленческих моделей партнерских отношений выступают ОЭЗ. Их нельзя идентифицировать как полноценную управленческую модель социального партнерства в связи с тем, что роль научного сообщества в создании и функционировании таких зон незначительна в общем масштабе реализуемых проектов и выражается в формировании отчетов об оценке ОЭЗ, а также в организации и участии в форумах и инвестиционных выставках, направленных на повышение имиджа конкретных ОЭЗ.

Общественность как представители гражданского общества также практически не участвует в жизнедеятельности ОЭЗ. Необходимо учитывать, что АКИТ РФ является общественно-деловой организацией, созданной при поддержке государства, и ее участие только частично можно считать фактором влияния общественности, так как преследуются определенные государственные и финансовые интересы.

В России ОЭЗ являются одними из самых масштабных проектов национального значения, направленными на рост экономики субъектов РФ, стимулирование инвестиционной привлекательности перспективных сфер развития государства.

К главным преимуществам ОЭЗ относится снижение издержек, т.е. создание преференционных налоговых режимов. Данные режимы дают возможность участникам ОЭЗ применять налоговые, таможенные и социальные преференции. Также актуальным для России является создание транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры за счет средств бюджетной системы, сопровождение внедрения бизнес-проектов, в том числе дальнейшее сопровождение и поддержка управляющих компаний ОЭЗ.

Территории с особыми экономическими режимами привлекают множество инвесторов, однако функционирующие в России ОЭЗ лишь частично соответствуют модели социального партнерства, так как степень вовлеченности всех основных акторов общественных отношений в процессы жизнедеятельности ОЭЗ отличается, в некоторых случаях значимость научного сообщества и общественности практически отсутствует.

Одной из активно развивающихся ОЭЗ туристско-рекреационного типа является курорт Архыз, располагающийся в пределах Карачаево-Черкесской Республики.

Государством создан особый институт развития «Кавказ.РФ», осуществляющий функции формирования управленческой системы и развития Архыза, ориентированного на потребности бизнес-сообщества и общества.

Государство инвестировало в развитие курорта 21,2 млрд рублей, при этом инвестиции бизнеса не превышают 4 млрд рублей. Вложенные средства позволили создать (восстановить/модернизировать) в пределах курорта более 190 объектов горнолыжной и инженерной инфраструктуры, в том числе 18 горнолыжных трасс протяженностью 27,4 км, 8 канатных дорог пропускной способностью 18,1 тыс. чел./ч, а также прочие объекты, необходимые для обеспечения функционирования курорта. Мощность энергоснабжения курорта достигла 39 МВт.

Архыз располагает 16 гостиницам (2,2 тыс. мест размещения). Потенциал развития курорта в соответствии со стратегическими и градостроительными документами составляет 133 км горнолыжных трасс, 60 канатных дорог (общей пропускной способностью 134 тыс. чел./ч), 24 тыс. мест размещения (более 400 объектов) в пре-

делах пяти туристических деревень - Романтик, Лунная Поляна, Дукка, Дукка 2000 и Пхия.

Для участников ОЭЗ «Архыз» существует преференционный режим:

1. Налог на прибыль организации снижен до 13,5% (РФ - 20 %).

2. Налог на имущество организации снижен до 0% на 10 лет (РФ - 2,2 %).

3. Земельный налог снижен до 0% на 5 лет (РФ - 1,5 %).

Бизнес получил высокий уровень государственной поддержки, что привлекло в ОЭЗ более 40 резидентов.

Однако действующий управленческий механизм взаимодействия участников ОЭЗ практически исключает потребность в научном сообществе и общественности, что является сдерживающим фактором, препятствующим становлению Архыза как курорта мирового уровня. Применяемый механизм государственно-частного партнерства (Мошкова, 2015) ограничивает социальную составляющую развития курорта.

Для увеличения туристического потока и популяризации Архыза на курорте необходима организация на постоянной основе масштабных общественных, культурных и развлекательных событий.

За последние четыре года сформировалась тенденция к снижению темпов наращивания культурной составляющей на курорте. Ежегодно наблюдается уменьшение социальной активности административного управления курортом. В 2022 г. было реализовано всего два мероприятия.

Научное сообщество имеет более низкую степень вовлеченности, ограничивающуюся предоставлением волонтеров в период наивысшей загруженности курорта. При этом научное сообщество отрезано от участия в развитии инновационного управленческого и технологического потенциала ОЭЗ ТРТ ВТРК «Архыз».

Инновационный потенциал является мощным источником конкурентного преимущества именно потому, что его трудно создавать и поддерживать. АКИТ РФ в основном ориентирована на деятельность производственных ОЭЗ. Поэтому наиболее приближенная к системе взаимодействия основных участников общественных отношений АКИТ РФ при участии Автономной некоммерческой организации «Институт экономики знаний» (далее - Институт) практически не взаимодействует с резидентами Архыза. Однако технологии сферы курортов и гостеприимства востребованы в мировом сообществе. Посетители курортов требуют высокого уровня сервиса и качества предоставляемых услуг.

При этом необходимо привлечение не только АКИТ РФ и Института к созданию социального партнерства в Архызе, но и иных организаций в целях предотвращения создания вышеуказанными структурами монополий, что непреднамеренно произошло с некоторыми ОЭЗ России, где отсутствует влияние иных общественных организаций и представителей научного сообщества.

Система партнерства ОЭЗ ТРТ ВТРК «Архыз» не выполняет в полной мере функции представительства и согласования групповых интересов. Решение данного вопроса возможно при привлечении научного сообщества для внедрения для всех резидентов стандартов ББО.

В Российской Федерации принципы ББО менее распространены, чем в странах Европы и Северной Америки, но уже применяется пилотная практика внедрения принципов ББО в деятельность бизнеса. Апробация также является основным акцентом при функционировании ОЭЗ производственных типов. Данная проблема активно обсуждалась на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 г. в числе вопросов защиты окружающей среды.

При внедрении стандартов ББО также возрастет роль общественных организаций, которые при прямом взаимодействии с остальными участниками социального партнерства (бизнесом, государством и научным сообществом) могут достичь синергии целей и ценностей каждого участника.

Социальный эффект внедрения управленческого механизма социального партнерства проявляется в синергии деятельности всех основных акторов общественных отношений и ориентировании в первую очередь на решение социальных и экологических вопросов, сопряженных с экономическими вопросами (в рамках конкретной сферы деятельности социального партнерства). Решение вопросов устойчивого развития государства в целом, снижение давления острых социальных проблем позволят акторам общественных отношений повысить общую эффективность осуществляемой деятельности, так как планомерное развитие общества и государственного суверенитета приведет к повышению потенциала России.

Для максимизации эффективности общественных процессов необходимо создание системы функционирования и учета взаимных интересов хозяйствующих субъектов всех уровней социально-экономического взаимодействия, способствующей наиболее эффективному достижению социальных, экономических и политических целей бизнеса, государства и российского общества в целом.

Социальное партнерство ориентированно на синергию взаимодействия государства, науки, бизнеса и общества, согласование целей и ценностей основных акторов общественных отношений на этапе формирования структуры взаимодействия. Управленческий механизм социального партнерства, при котором каждый участник будет преследовать не только личные, но и интересы общества в целом, является ключевым звеном становления Архыза как курорта мирового масштаба.

Заключение

Глобальные изменения всех общественных процессов, связанных с высоким санкционным давлением со стороны недружественных стран, напряженная геополитическая обстановка, расширение территориальных границ, последующие изменения функционирования общества привели к росту масштаба и интенсивности реализуемых государственных, коммерческих, социальных и инновационных проектов в России.

Достижение всех поставленных национальных целей невозможно без обеспечения единого централизованного взаимодействия между участниками общественных отношений, вовлеченности основных участников общественных отношений (научного сообщества, бизнеса, государства и общества) в процесс реализации проектов всех уровней и сфер деятельности, так как достижение синергии интересов всех заинтересованных сторон является ключевым элементом выполнения поставленных задач.

Реализуемые механизмы согласования интересов не имеют системности. При реализации инвестиционных и социальных проектов согласование интересов происходит между государством и бизнесом, при этом наблюдается низкий уровень включенности научного сообщества и общественных организаций. Государство продолжает внедрение экспериментальных механизмов сотрудничества и партнерства с целью привлечения научного сообщества и общественности к реализации значимых для страны проектов.

Государству как ключевому участнику общественных отношений, нацеленному на всестороннее развитие страны, необходимо законодательно закрепить нормы социального партнерства между государством, бизнесом, научным сообществом и некоммерческими организациями, инициировать создание новых некоммерческих органи-

заций (как представителей гражданского общества), а также инициировать внедрение данной системы. Ключевым вопросом станет достижение синергии целей и ценностей всех участников партнерства, что приведет к повышению эффективности осуществляемой деятельности каждого партнера в частности и в целом (Хейманс, 2019).

Внедрение и распространение данной системы на территории ОЭЗ ВТРК «Архыз» положительно скажется на социальном и экономическом положении курорта. Сфера туризма в данном направлении после закрытия туристического потока в недружественные страны для многих граждан России имеет значительный потенциал к наращению объемов внутреннего туризма, также имеется значительный потенциал для формирования туристического потока из дружественных государств. Социальное партнерство может стать ключевым управленческим механизмом, который позволит повысить эффективность развития курорта в данном направлении, с учетом привлечения научного сообщества и общественных объединений и организаций.

Важно учитывать, что практический базис социального партнерства в России существует лишь в виде наличия признаков социального партнерства (не в полном объеме) в рамках реализации различных проектов национального значения (к примеру, создание ОЭЗ). Только государство может полноценно апробировать потенциал внедрения управленческого механизма модели социального партнерства на практике.

Литература

Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. - М.: АКИТ РФ, 2022. - 287 с. Кузнецова, Е.П. О взаимодействии науки, бизнеса и государства в развитии экономики территории / Е.П. Кузнецова // Проблемы развития территории. - 2021. - № 5. - С. 71-87. - https://doi.org/10.15838/ ptd.2021.5.115.5.

Мошкова, Л.Е. Партнерские отношения бизнеса и власти на территории присутствия: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук / Л.Е. Мошкова. - М., 2015. - 42 с.

Поланьи, К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / К. По-ланьи. - М.: Алетейя, 2002. - 320 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» от 25 июля 2022 г. № 2036-р. - URL: http://government. ru/docs/all/142400/.

Салогуб, А.М. Современная модель социального партнерства в контексте реализации национальных проектов / А.М. Салогуб, А.С. Старовойтов // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11, № 5. - С. 28-44. -https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.2.

Хейманс, Д. Новая власть / Д. Хейманс, Г. Тиммс. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 504 с. Шевченко, О.М. Проблема консенсуса государства и гражданского общества в России: социальные противоречия и перспективы / О.М. Шевченко, Л.Л. Штофер // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12, № 1. - С. 244-253. - https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.19. Parsons, T. The social system / T. Parsons. - London: Routledge, 1986. - 448 р.

References

Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the plan for the Decade of Science and Technology in the Russian Federation" dated July 22, 2022 No. 2950-r. Available at: https://www.govemment. ru. (In Russ.)

Heimans J., Timms H. New power. Moscow: Alpina Publisher; 2019. 504 р. (In Russ.)

Kuznetsova E.P. On the Interaction of Science, Business and the State in the Economic Development of the Territory. Problemy razvitiya territotii = Problems of Territory's Development. 2021; 5:71-87. https://doi. org/10.15838/ptd.2021.5.115.5. (In Russ.)

Moshkova L.E. Partnership relations between business and government in the territory of presence: theory and methodology: abstract of the PhD dissertation. Moscow; 2015. 42 р. (In Russ.)

Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: ACAT RF. 287 р. (In Russ.) Parsons T. The social system. London: Routledge; 1986. 448 р.

Polanyi K. The great transformation: the political and economic origins of our time. Moscow: Aleteya; 2002. 320 р. (In Russ.)

Salogub A.M., Starovoitov A.S. A modern model of social partnership in the context of the implementation of national projects. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2022; 11(5):28-44. https://doi. org/10.18522/2227-8656.2022.5.2. (In Russ.)

Shevchenko O.M., Shtofer L.L. The problem of consensus between the state and civil society in Russia: social contradictions and prospects. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2023; 12(1): 244253. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата получения рукописи: 11.05.2024 Дата окончания рецензирования: 28.06.2024 Дата принятия к публикации: 05.07.2024

Информация об авторах Салогуб Анжела Михайловна - доктор социологических наук, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права, главный научный сотрудник, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия, e-mail: salogubam@yandex.ru

Старовойтов Александр Сергеевич - аспирант, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия, e-mail: starovoitovas1997@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Information about the authors Salogub Anzhela Mikhailovna - Doctor of Sciences in Sociology, Professor of the Department of Creative and Innovative Management and Law, Chief Researcher, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, e-mail: salogubam@yandex.ru

Alexander S. Starovoitov - Postgraduate student, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, e-mail: starovoitovas1997@yandex.ru

The authors have no conflict of interests to declare

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.