Научная статья на тему 'Научный журнал в информационном пространстве'

Научный журнал в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный журнал в информационном пространстве»

92

Высшее образование в России • № 3, 2009

Литература

1. См.: Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с

позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.

2. Maslach C., Jackson S.E. The measurement

of experienced burnout // J. Occup. Beh. 1981. №2. P. 99-113.

3. Poldinger W. Das Burnout-Syndrom. Eine

Bedrohung nicht nur für das Medizinpersonal // der Mediziner 1994. № 6. S. 54-56.

4. См.: Теория и организация адаптивной

физической культуры: учебник в 2 т. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2005. 296 с.

5. См.: Специальная психология: учеб. посо-

бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2005. 464 с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психоло-

гия / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

7. Сластенин В.А. Формирование профес-

сиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. 177 с.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Со-

временная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.

И.Х. ГАЛЕЕВ, доцент Казанский государственный технологический университет

Одним из ключевых событий в развитии единого информационно-образовательного пространства явилось решение Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ «О мерах по повышению эффективности использования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий». 14 октября 2008 г. Президиум ВАК опубликовал сообщение о введении нового порядка включения ведущих научных периодических изданий в Перечень ВАК.

Анализ рассматриваемого решения позволяет сделать следующие основные выводы.

В России сделан еще один шаг в юридическом и практическом признании электронных научных изданий наравне с традиционными.

Благодаря требованию информационной открытости издания существенный импульс получило развитие единого электронного информационного пространства. Теперь и традиционные издания должны иметь полнотекстовые сетевые

Научный журнал в информационном пространстве

версии в Интернете. Дискуссионным является возможный уровень доступа: свободный или только для подписчиков (платный). На мой взгляд, обоснованным выглядит требование обеспечить свободный доступ к тем изданиям, в состав учредителей и издателей которых входят российские учреждения науки и образования, находящиеся на госбюджетном финансировании. Такой подход к организации единого информационного пространства более полно отвечал бы государственным интересам. Существующее компромиссное решение о свободном доступе только к аннотациям статей, ключевым словам, информации об авторах и пристатейным библиографическим спискам не в состоянии обеспечить полноценного и эффективного развития единого информационного пространства России.

Значительно повышаются требования к оформлению статей. Можно констатировать, что в подавляющем большинстве как традиционные, так и электронные российские научные издания не удовлетворяют в

Обсуждаем проблему

93

настоящий момент предъявляемым требованиям. В первую очередь это касается англоязычных вариантов аннотаций статей, ключевых слов и т.д.

Требование регулярного предоставления информации об опубликованных статьях по установленной форме в систему РИНЦ, безусловно, является основным и важнейшим в рассматриваемом решении Президиума ВАК. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) создается Научной электронной библиотекой (НЭБ) в рамках проекта, инициированного Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаука).

В настоящее время НЭБ - один из наиболее значительных и востребованных ресурсов в научно-образовательном секторе российского Интернета ^ир:// www.elibrary.ru). Данные, представленные в табл. 1, наглядно подтверждают этот факт.

В РИНЦ включаются наиболее авторитетные российские научные журналы. РИНЦ - это механизм, позволяющий оценить уровень научного издания на основе формальных и объективных критериев. Основным таким критерием является относительный показатель цитирования статей, опубликованных в данном журнале, то есть его импакт-фактор (ИФ). Решение о включении журнала в Перечень ВАК будут принимать эксперты ВАК, исходя из различных оценок журнала, в том числе учитывая его ИФ.

Для расчета цитируемости могут использоваться два метода - «классический» (синхронный, Гарфильдовский) и «диахрон-

ный». «Классический» импакт-фактор (ИФ) - это в строгом определении «синхронный двухлетний ИФ без учета текущего года». Именно он вычисляется Институтом научной информации ISI и ежегодно публикуется в базе данных Journal Citation Reports. Он чаще всего фигурирует при сравнении уровня журналов и рассчитывается в НЭБ. «Классический» (Гарфильдовский) импакт-фактор вычисляется по формуле:

[CIT(Y, Y-1) + CIT(Y, Y-2)] / /[PUB(Y-l) + PUB(Y-2)],

где CIT(Y, Y-1) - суммарное число цитирований, полученных в году Y всеми статьями, вышедшими в определенном журнале в году Y-1;

CIT(Y, Y-2) - суммарное число цитирований, полученных в году Y всеми статьями, вышедшими в определенном журнале в году Y-2;

PUB(Y-l) - суммарное число статей, опубликованных в данном журнале за год Y-1.

PUB(Y-2) - суммарное число статей, опубликованных в данном журнале за год Y-2.

Таким образом, «классический» ИФ -это отношение числа появившихся во всем массиве журналов за год Y ссылок на статьи журнала J, вышедшие в годах Y-1 и Y-2, к суммарному числу статей, вышедших в J за тот же период, годы Y-1 и Y-2.

Для обработки в РИНЦ должны быть предоставлены текущие выпуски журналов, а также архивы любой глубины (минимальный объем - с 2005 г.). Указанные временные требования связаны с тем, что проект по расчету ИФ РИНЦ начат НЭБ в 2005 г. и к настоящему времени рассчитаны ИФ РИНЦ за 2006 и 2007 гг. для всех научных изданий, размещенных на платформе НЭБ.

На 30 января 2009 г. в НЭБе в разделе «Народное образование. Педагогика» размещено свыше 160 журналов (русско- и англоязычных). В табл. 2 представлены ИФ РИНЦ русскоязычных журналов по образованию в НЭБ за 2006-2007 гг.

Лидерство в 2006 г. по значению ИФ

Таблица 1

Текущее состояние НЭБ (на 30.01.2009)

Число наименований журналов: 27740

Из них российских журналов 5206

Число журналов с полными текстами: 4873

Из них российских журналов 810

Из них в открытом доступе 405

Общее число выпусков 510140

Общее число статей 11140818

Число зарегистрированных читателей 398799

94

Высшее образование в России • № 3, 2009

Таблица 2

Импакт-факторы РИНЦ

N Название журнала ИФ РИНЦ за 2006 г. ИФРИНЦ за 2007 г.

1 Педагогика 0,387 0,166

2 Высшее образование сегодня 0,317 0,065

3 Университетское управление: практика и анализ 0,221 0,263

4 Экономика образования 0,151 0,045

5 Высшее образование в России 0,127 0,237

6 Стандарты и мониторинг в образовании 0,089 0,050

7 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 0,082 0,016

8 Вопросы образования 0,079 0,121

9 Качество. Инновации. Образование 0,068 0,014

10 Школьные технологии 0,064 0,045

11 Информатика и образование 0,054 0,086

РИНЦ журнала «Педагогика» вполне объяснимо - он издается с 1937 г. и пользуется заслуженным авторитетом в кругу специалистов. В 2007 г. произошло существенное изменение значений импакт-факторов в рассматриваемой группе журналов. Выявить закономерность пока сложно (2 года расчетов - слишком маленький срок). Значения ИФ РИНЦ за 2008 г. еще не рассчитаны (на 30.01.2009). Нестабильность по годам значений ИФ РИНЦ ставит под сомнение объективность отборажурналов в Перечень ВАК только на основе одного статистического показателя, хотя и очень важного.

В НЭБ реализован целый ряд статистических сервисов. Наряду с ИФ РИНЦ рассчитываются относительные рейтинги журналов, основанные на востребованности журналов: фиксируется, когда и сколько статей и аннотаций загружено с сервера НЭБ. Следует отметить, что относительные рейтинги журналов формируются начиная с 2001 г., причем сохраняется история их формирования, то есть можно узнать, каким был рейтинг журнала в тот или иной период. К сожалению, указанный сервис не очень удобен для проведения сравни-

тельного анализа востребованности журналов определенной тематики, так как список журналов с ненулевыми рейтингами достаточно велик, а динамика изменения рейтингов из месяца в месяц также значительна.

В табл. 3 приведены относительные рейтинги (режим «загрузка полных текстов ») журналов по образованию в НЭБ за 2008 г.

Сравнительный анализ табл. 2 и табл. 3 показывает, что они одновременно включают несколько журналов, в том числе, например, журналы «Высшее образование в России» и «Образовательные технологии и общество». Это наглядно показывает их высокую актуальность и значимость для всей системы российского образования и науки.

Анализ относительных рейтингов журналов по образованию в НЭБ на протяже-

Относительные рейтинги журналов (режим «загрузка полных текстов»)

Таблица 3

N Название журнала Место Рейтинг

1 Высшее образование в России 44 789

2 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 56 699

3 Высшее образование сегодня 107 422

4 Психология обучения 348 116

5 Экономика образования 358 113

6 Социология образования 419 92

7 Дистанционное и виртуальное обучение 576 53

Обсуждаем проблему

95

Таблица 4

Относительные рейтинги (режим «загрузка полных текстов») журналов по образованию в НЭБ за 2008 г. (на 17.10.2008)

N Название журнала Место Рейтинг

1 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 36 575

2 Высшее образование в России 53 454

3 Высшее образование сегодня 87 315

4 Психология обучения 283 107

5 Экономика образования 356 77

6 Социология образования 433 57

7 Дистанционное и виртуальное обучение 599 32

нии последних трех-четырех лет показывает, что, как и в случае с ИФ РИНЦ, происходит перераспределение занимаемых журналами мест внутри списка. Данные, приведенные в табл. 3 и табл. 4, иллюстрируют, как произошло указанное перераспределение за 2 месяца (17.10.08 -25.12.08).

Перераспределение занимаемых журналами мест внутри списка в течение более длительного периода (3-4 последних года) более существенно. Единственным исключением является международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» (http://ifets.ieee.org/ russian/), устойчиво занимающий одно из лидирующих положений среди всех образовательных журналов за указанный период [см. 1, 2].

Вполне обоснованно ожидать рост значений ИФ РИНЦ у журналов, имеющих высокий относительный рейтинг. Кроме того, высокий относительный рейтинг свидетельствует о значительном вкладе имеющего его журнала в формирование единого открытого информационно-образовательного пространства, а значит, и информаци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онного общества в России. Таким образом, объективность решения о включении журнала в Перечень ВАК существенно возрастет, если будет основываться на двух статистических показателях: ИФ РИНЦ и относительном рейтинге, формируемом НЭБ.

Указанное выше Решение Президиума ВАК вызвало большое количество откликов со стороны редакций и издателей журналов. Назрела необходимость обсуждения целого ряда проблем. НЭБ как разработчик РИНЦ организует 26-27 февраля 2009 г. научно-практическую конференцию «Научный журнал в России: актуальные проблемы и перспективы развития в современных условиях ». Безусловно,конструктивное обсуждение придаст мощный импульс развитию единого открытого информационно-образовательного пространства России.

Литература

1. Галеев И.Х., Колосов О.В. Структура и

функции информационного ресурса «Информационные технологии и общество» // Управляющие системы и машины. 2005. № 6. С. 28-34.

2. Галеев И.Х. Динамика развития между-

народного электронного журнала «Образовательные технологии и общество» // Образовательные технологии и общество. 2007. Vol. 10. № 1. С. 315-328. URL: http:// ifets.ieee.org/ russian/ periodical/ journal.html

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.