92
Высшее образование в России • № 3, 2009
Литература
1. См.: Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с
позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
2. Maslach C., Jackson S.E. The measurement
of experienced burnout // J. Occup. Beh. 1981. №2. P. 99-113.
3. Poldinger W. Das Burnout-Syndrom. Eine
Bedrohung nicht nur für das Medizinpersonal // der Mediziner 1994. № 6. S. 54-56.
4. См.: Теория и организация адаптивной
физической культуры: учебник в 2 т. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2005. 296 с.
5. См.: Специальная психология: учеб. посо-
бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2005. 464 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психоло-
гия / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
7. Сластенин В.А. Формирование профес-
сиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. 177 с.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Со-
временная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.
И.Х. ГАЛЕЕВ, доцент Казанский государственный технологический университет
Одним из ключевых событий в развитии единого информационно-образовательного пространства явилось решение Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ «О мерах по повышению эффективности использования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий». 14 октября 2008 г. Президиум ВАК опубликовал сообщение о введении нового порядка включения ведущих научных периодических изданий в Перечень ВАК.
Анализ рассматриваемого решения позволяет сделать следующие основные выводы.
В России сделан еще один шаг в юридическом и практическом признании электронных научных изданий наравне с традиционными.
Благодаря требованию информационной открытости издания существенный импульс получило развитие единого электронного информационного пространства. Теперь и традиционные издания должны иметь полнотекстовые сетевые
Научный журнал в информационном пространстве
версии в Интернете. Дискуссионным является возможный уровень доступа: свободный или только для подписчиков (платный). На мой взгляд, обоснованным выглядит требование обеспечить свободный доступ к тем изданиям, в состав учредителей и издателей которых входят российские учреждения науки и образования, находящиеся на госбюджетном финансировании. Такой подход к организации единого информационного пространства более полно отвечал бы государственным интересам. Существующее компромиссное решение о свободном доступе только к аннотациям статей, ключевым словам, информации об авторах и пристатейным библиографическим спискам не в состоянии обеспечить полноценного и эффективного развития единого информационного пространства России.
Значительно повышаются требования к оформлению статей. Можно констатировать, что в подавляющем большинстве как традиционные, так и электронные российские научные издания не удовлетворяют в
Обсуждаем проблему
93
настоящий момент предъявляемым требованиям. В первую очередь это касается англоязычных вариантов аннотаций статей, ключевых слов и т.д.
Требование регулярного предоставления информации об опубликованных статьях по установленной форме в систему РИНЦ, безусловно, является основным и важнейшим в рассматриваемом решении Президиума ВАК. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) создается Научной электронной библиотекой (НЭБ) в рамках проекта, инициированного Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаука).
В настоящее время НЭБ - один из наиболее значительных и востребованных ресурсов в научно-образовательном секторе российского Интернета ^ир:// www.elibrary.ru). Данные, представленные в табл. 1, наглядно подтверждают этот факт.
В РИНЦ включаются наиболее авторитетные российские научные журналы. РИНЦ - это механизм, позволяющий оценить уровень научного издания на основе формальных и объективных критериев. Основным таким критерием является относительный показатель цитирования статей, опубликованных в данном журнале, то есть его импакт-фактор (ИФ). Решение о включении журнала в Перечень ВАК будут принимать эксперты ВАК, исходя из различных оценок журнала, в том числе учитывая его ИФ.
Для расчета цитируемости могут использоваться два метода - «классический» (синхронный, Гарфильдовский) и «диахрон-
ный». «Классический» импакт-фактор (ИФ) - это в строгом определении «синхронный двухлетний ИФ без учета текущего года». Именно он вычисляется Институтом научной информации ISI и ежегодно публикуется в базе данных Journal Citation Reports. Он чаще всего фигурирует при сравнении уровня журналов и рассчитывается в НЭБ. «Классический» (Гарфильдовский) импакт-фактор вычисляется по формуле:
[CIT(Y, Y-1) + CIT(Y, Y-2)] / /[PUB(Y-l) + PUB(Y-2)],
где CIT(Y, Y-1) - суммарное число цитирований, полученных в году Y всеми статьями, вышедшими в определенном журнале в году Y-1;
CIT(Y, Y-2) - суммарное число цитирований, полученных в году Y всеми статьями, вышедшими в определенном журнале в году Y-2;
PUB(Y-l) - суммарное число статей, опубликованных в данном журнале за год Y-1.
PUB(Y-2) - суммарное число статей, опубликованных в данном журнале за год Y-2.
Таким образом, «классический» ИФ -это отношение числа появившихся во всем массиве журналов за год Y ссылок на статьи журнала J, вышедшие в годах Y-1 и Y-2, к суммарному числу статей, вышедших в J за тот же период, годы Y-1 и Y-2.
Для обработки в РИНЦ должны быть предоставлены текущие выпуски журналов, а также архивы любой глубины (минимальный объем - с 2005 г.). Указанные временные требования связаны с тем, что проект по расчету ИФ РИНЦ начат НЭБ в 2005 г. и к настоящему времени рассчитаны ИФ РИНЦ за 2006 и 2007 гг. для всех научных изданий, размещенных на платформе НЭБ.
На 30 января 2009 г. в НЭБе в разделе «Народное образование. Педагогика» размещено свыше 160 журналов (русско- и англоязычных). В табл. 2 представлены ИФ РИНЦ русскоязычных журналов по образованию в НЭБ за 2006-2007 гг.
Лидерство в 2006 г. по значению ИФ
Таблица 1
Текущее состояние НЭБ (на 30.01.2009)
Число наименований журналов: 27740
Из них российских журналов 5206
Число журналов с полными текстами: 4873
Из них российских журналов 810
Из них в открытом доступе 405
Общее число выпусков 510140
Общее число статей 11140818
Число зарегистрированных читателей 398799
94
Высшее образование в России • № 3, 2009
Таблица 2
Импакт-факторы РИНЦ
N Название журнала ИФ РИНЦ за 2006 г. ИФРИНЦ за 2007 г.
1 Педагогика 0,387 0,166
2 Высшее образование сегодня 0,317 0,065
3 Университетское управление: практика и анализ 0,221 0,263
4 Экономика образования 0,151 0,045
5 Высшее образование в России 0,127 0,237
6 Стандарты и мониторинг в образовании 0,089 0,050
7 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 0,082 0,016
8 Вопросы образования 0,079 0,121
9 Качество. Инновации. Образование 0,068 0,014
10 Школьные технологии 0,064 0,045
11 Информатика и образование 0,054 0,086
РИНЦ журнала «Педагогика» вполне объяснимо - он издается с 1937 г. и пользуется заслуженным авторитетом в кругу специалистов. В 2007 г. произошло существенное изменение значений импакт-факторов в рассматриваемой группе журналов. Выявить закономерность пока сложно (2 года расчетов - слишком маленький срок). Значения ИФ РИНЦ за 2008 г. еще не рассчитаны (на 30.01.2009). Нестабильность по годам значений ИФ РИНЦ ставит под сомнение объективность отборажурналов в Перечень ВАК только на основе одного статистического показателя, хотя и очень важного.
В НЭБ реализован целый ряд статистических сервисов. Наряду с ИФ РИНЦ рассчитываются относительные рейтинги журналов, основанные на востребованности журналов: фиксируется, когда и сколько статей и аннотаций загружено с сервера НЭБ. Следует отметить, что относительные рейтинги журналов формируются начиная с 2001 г., причем сохраняется история их формирования, то есть можно узнать, каким был рейтинг журнала в тот или иной период. К сожалению, указанный сервис не очень удобен для проведения сравни-
тельного анализа востребованности журналов определенной тематики, так как список журналов с ненулевыми рейтингами достаточно велик, а динамика изменения рейтингов из месяца в месяц также значительна.
В табл. 3 приведены относительные рейтинги (режим «загрузка полных текстов ») журналов по образованию в НЭБ за 2008 г.
Сравнительный анализ табл. 2 и табл. 3 показывает, что они одновременно включают несколько журналов, в том числе, например, журналы «Высшее образование в России» и «Образовательные технологии и общество». Это наглядно показывает их высокую актуальность и значимость для всей системы российского образования и науки.
Анализ относительных рейтингов журналов по образованию в НЭБ на протяже-
Относительные рейтинги журналов (режим «загрузка полных текстов»)
Таблица 3
N Название журнала Место Рейтинг
1 Высшее образование в России 44 789
2 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 56 699
3 Высшее образование сегодня 107 422
4 Психология обучения 348 116
5 Экономика образования 358 113
6 Социология образования 419 92
7 Дистанционное и виртуальное обучение 576 53
Обсуждаем проблему
95
Таблица 4
Относительные рейтинги (режим «загрузка полных текстов») журналов по образованию в НЭБ за 2008 г. (на 17.10.2008)
N Название журнала Место Рейтинг
1 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 36 575
2 Высшее образование в России 53 454
3 Высшее образование сегодня 87 315
4 Психология обучения 283 107
5 Экономика образования 356 77
6 Социология образования 433 57
7 Дистанционное и виртуальное обучение 599 32
нии последних трех-четырех лет показывает, что, как и в случае с ИФ РИНЦ, происходит перераспределение занимаемых журналами мест внутри списка. Данные, приведенные в табл. 3 и табл. 4, иллюстрируют, как произошло указанное перераспределение за 2 месяца (17.10.08 -25.12.08).
Перераспределение занимаемых журналами мест внутри списка в течение более длительного периода (3-4 последних года) более существенно. Единственным исключением является международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» (http://ifets.ieee.org/ russian/), устойчиво занимающий одно из лидирующих положений среди всех образовательных журналов за указанный период [см. 1, 2].
Вполне обоснованно ожидать рост значений ИФ РИНЦ у журналов, имеющих высокий относительный рейтинг. Кроме того, высокий относительный рейтинг свидетельствует о значительном вкладе имеющего его журнала в формирование единого открытого информационно-образовательного пространства, а значит, и информаци-
онного общества в России. Таким образом, объективность решения о включении журнала в Перечень ВАК существенно возрастет, если будет основываться на двух статистических показателях: ИФ РИНЦ и относительном рейтинге, формируемом НЭБ.
Указанное выше Решение Президиума ВАК вызвало большое количество откликов со стороны редакций и издателей журналов. Назрела необходимость обсуждения целого ряда проблем. НЭБ как разработчик РИНЦ организует 26-27 февраля 2009 г. научно-практическую конференцию «Научный журнал в России: актуальные проблемы и перспективы развития в современных условиях ». Безусловно,конструктивное обсуждение придаст мощный импульс развитию единого открытого информационно-образовательного пространства России.
Литература
1. Галеев И.Х., Колосов О.В. Структура и
функции информационного ресурса «Информационные технологии и общество» // Управляющие системы и машины. 2005. № 6. С. 28-34.
2. Галеев И.Х. Динамика развития между-
народного электронного журнала «Образовательные технологии и общество» // Образовательные технологии и общество. 2007. Vol. 10. № 1. С. 315-328. URL: http:// ifets.ieee.org/ russian/ periodical/ journal.html
g