Галеев И.Х. , Абуталипова Л.Н., Иванов В.Г.
ИННОВАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматривается Научная Электронная Библиотека и предоставляемые ею статистические сервисы. Демонстрируется высокая актуальность и значимость Международного электронного журнала "Образовательные технологии и общество".
Президент России Владимир Путин, выступая с ежегодным (2007 год) посланием Федеральному Собранию, сообщил, что принял решение о создании Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, которая станет информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны. Будут созданы региональные центры Президентской библиотеки, объединенные информационной сетью, единым методологическим и программным обеспечением. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что расходы федерального бюджета на создание национальной Президентской библиотеки составят 5 млрд. рублей в течение 3 ближайших лет. Эти средства будут направлены на создание электронной версии библиотеки, установку во всех библиотеках страны компьютерных терминалов, через которые можно будет получить доступ к материалам библиотеки. Существенное внимание созданию и развитию электронных информационно-образовательных ресурсов уделяется в рамках национального проекта "Образование". В частности, по сообщению РИА Новости от 20.03.07. , первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев в Томске на встрече с руководителями вузов-
победителей конкурса высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы, заявил "нужны современные библиотеки, поэтому инновационные вузы должны уметь оцифровывать книги, без этого движения вперед не будет". "Это мое обращение к вам: направьте часть средств, получаемых в рамках федеральных грантов, на модернизацию библиотечных фондов и перевод их в электронный вид" -сказал первый вице-премьер. Он отметил, что студенты и преподаватели вузов, где бы они ни находились (аудитория, общежитие, дом), должны иметь возможность получить через Интернет необходимые знания и информацию.
В настоящее время НЭБ http://www.elibrary.ru/- один из наиболее значительных и востребованных ресурсов в научно-образовательном секторе российского Интернета Данные, представленные в табл. 1, наглядно подтверждают этот факт.
Таблица 1. Текущее состояние НЭБ
Число наименований журналов: 25206
Из них российских журналов: 3340
Число журналов с полными текстами: 4439
Из них российских журналов: 390
Из них в открытом доступе: 164
Общее число выпусков: 422069
Общее число статей: 9069212
Число зарегистрированных читателей: 332603
Реализованные на платформе НЭБ статистические сервисы позволяют объективно выделять во всем представленном множестве научных периодических изданий наиболее значимые и востребованные. В разделе —Народное образование. Педагогика" НЭБ размещено 8 9 журналов. Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)»
http://ifets.ieee.org/russian/, издаваемый при участии двух казанских университетов (КГТУ и КГТУ им. А.Н. Туполева), имеет в 20 0 6 году самый высокий рейтинг среди всех журналов по образованию на платформе НЭБ.
Таблица 2. Относительные рейтинги журналов по образованию в НЭБ за 2006 год
N Название журнала место рейтинг
1 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 121 596
2 Дистанционное и виртуальное обучение 2065 5
3 Инновации в образовании 2066 5
4 Право и образование 2387 3
5 Психологическая наука и образование 2637 2
6 Телекоммуникации и информатизация образования 3000 1
В 2 0 05 году НЭБ начала разработку специализированной базы данных "Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)". В рамках этого проекта создается национальная электронная библиотека, в которой максимально полно представлены издания отечественной академической и научно-технической периодики. Для расчета цитируемости могут использоваться два метода: «Классический» (синхронный, Гарфильдов-
ский) импакт-фактор и «Диахронный» импакт-фактор. «Классический» импакт-фактор (ИФ) это в строгом определении «синхронный двухлетний ИФ без учета текущего года». Именно он вычисляется Институтом научной информации ISI и ежегодно публикуется в базе данных Journal Citation Reports. Он чаще всего фигурирует при сравнении уровня журналов и рассчитывается в НЭБ. «Классический» (Гарфильдовский) импакт-фактор вычисляется по формуле:
[CIT(Y, Y-1) + CIT(Y, Y-2)] / [PUB(Y-1) + PUB(Y-2)], где:
CIT(X, Y) — суммарное число цитирований, полученных в году X всеми статьями, вышедшими в определенном журнале в году Y;
PUB(X) — суммарное число статей, опубликованных в данном журнале за год X.
Таким образом, « классический» ИФ это отношение числа появившихся во всем массиве журналов за год Y ссылок на статьи журнала J, вышедшие в годах Y-1 и Y-2, к суммарному числу статей, вышедших в J за тот же период, годы Y-1 и Y-2.
Таблица 3. Импакт-факторы РИНЦ журналов по образованию в НЭБ за 2006 год
N Название журнала ИФ РИНЦ
1 Педагогика 0,387
2 Высшее образование сегодня 0,317
3 Университетское управление: практика и анализ 0,221
4 Экономика образования 0,151
5 Высшее образование в России 0,127
6 Стандарты и мониторинг в образовании 0,089
7 Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) 0,082
8 Вопросы образования 0,079
9 Качество. Инновации. Образование 0,068
10 Школьные технологии 0,064
11 Информатика и образование 0,054
Лидерство, по значению ИФ РИНЦ, журнала —Педагогика" вполне объяснимо - он издается с 1937 года и пользуется заслуженным авторитетом в кругу специалистов. Все остальные журналы, представленные в табл.3, существенно моложе, то есть их потенциал цитируемости объективно ниже. Сравнительный анализ табл.2 и табл.3 показывает, что они имеют единственное пересечение - журнал "Образовательные технологии и общество". Это наглядно и объективно доказывает его высокую актуальность и значимость для всей системы российского образования и науки.