Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ ЮМОР КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ'

НАУЧНЫЙ ЮМОР КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный юмор / юмор в образовании / курс теоретической физики / scientific humor / humor in education / theoretical physics course

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна

В статье рассматривается возможность использования научного юмора при изучении сложных предметных областей. На основе анализа психологических моделей и нейробиологических предпосылок восприятия юмора, показано, что специализированный научный юмор стимулирует когнитивные процессы и учебную мотивацию. Определен дидактический потенциал научного юмора для изучения сложного учебного материала в курсе теоретической физики. Описаны формы научного юмора и способы их презентации в учебном процессе. Приведены примеры, в которых юмор используется как способ постановки проблемы, актуализации, обобщения и систематизации знаний. Представлены задачи и тесты с элементами научного юмора. Предлагаемые подходы могут быть использованы для других дисциплин (философия, высшая математика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibility of using scientific humor in the study of complex subject areas. Based on the analysis of psychological models and neurobiological prerequisites for the perception of humor, it is shown that specialized scientific humor stimulates cognitive processes and educational motivation. The didactic potential of scientific humor for studying complex educational material in the course of theoretical physics is determined. The forms of scientific humor and ways of their presentation in the educational process are described. Examples are given in which humor is used as a way of posing a problem, updating, generalizing and systematizing knowledge. Tasks and tests with elements of scientific humor are presented. The proposed approaches can be used for other disciplines (philosophy, higher mathematics).

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ ЮМОР КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

3. Родин, В.Ф. Особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел / В.Ф. Родин,

B.А. Лысова // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - №3. - С. 376-379

4. Родомская, И.П. Особенности коммуникативной подготовки в подразделениях МВД / И.П. Родомская // Честь и закон. - 2005. - №4.

5. Спинова, Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореф. дисс. ... канд. пед. наук/Е.А. Спинова. -М.,2007. -21 с.

6. Спэнг, М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте / Пер. с англ. / М. Спэнг, М. Айзенхарт. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 592 с.

7. Шатило, Ю.П. Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса / Ю.П. Шатило // Молодой ученый. - 2014. - № 15 (74). -

C. 244-247. - URL: https://moluch.ru/archive/74/12638/ (дата обращения: 16.09.2021)

8. Haberfeld, М. Organization and Training in Police / M. Haberfeld, C. Clarke, D. Sheehan. - New York, NY: Springer, 2012.-P. 153-168

9. McCoy, M.R. Teaching style and the application of adult learning principles by police instructors / M.R. McCoy. - Floor. Int. J. Paul. Strat. Management, 2006. - C. 77-91

Педагогика

УДК 372. 853

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

НАУЧНЫЙ ЮМОР КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ

ОБЛАСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования научного юмора при изучении сложных предметных областей. На основе анализа психологических моделей и нейробиологических предпосылок восприятия юмора, показано, что специализированный научный юмор стимулирует когнитивные процессы и учебную мотивацию. Определен дидактический потенциал научного юмора для изучения сложного учебного материала в курсе теоретической физики. Описаны формы научного юмора и способы их презентации в учебном процессе. Приведены примеры, в которых юмор используется как способ постановки проблемы, актуализации, обобщения и систематизации знаний. Представлены задачи и тесты с элементами научного юмора. Предлагаемые подходы могут быть использованы для других дисциплин (философия, высшая математика).

Ключевые слова: научный юмор, юмор в образовании, курс теоретической физики.

Annotation. The article considers the possibility of using scientific humor in the study of complex subject areas. Based on the analysis of psychological models and neurobiological prerequisites for the perception of humor, it is shown that specialized scientific humor stimulates cognitive processes and educational motivation. The didactic potential of scientific humor for studying complex educational material in the course of theoretical physics is determined. The forms of scientific humor and ways of their presentation in the educational process are described. Examples are given in which humor is used as a way of posing a problem, updating, generalizing and systematizing knowledge. Tasks and tests with elements of scientific humor are presented. The proposed approaches can be used for other disciplines (philosophy, higher mathematics).

Key words: scientific humor, humor in education, theoretical physics course.

Введение. Юмор как социокультурный феномен имеет много разновидностей, одна из которых - узконаправленный юмор группы людей, связанных одной сферой деятельности. Примером может быть научный юмор, основанный на необычной комической презентации и парадоксальных аспектах научных знаний и научной деятельности.

Юмор научных сообществ имеет давние традиции, проявляющие не только в неформальном общении, но и на уровне институций. Примерами могут служить шуточные статьи и рубрики в серьезных журналах, пародия на Нобелевскую премию Ig Nobel Prize, юмористические «антинаучные» студенческие конференции в ряде вузов. Востребованность научного юмора в образовательной среде позволяет поставить вопрос о возможности использовать его в качестве дидактического средства. Цель исследования, представленного в статье, - обосновать эту возможность и продемонстрировать ее на примере курса «Основы теоретической физики» для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с предметной специализацией «физика».

Использование юмора при изучении предметных областей, характеризующихся высоким уровнем абстракции, сложностью категориального и инструментального аппаратов, определяется самой природой комического. Большинство психологических теорий юмора объединяют два положения: осознание противоречия (отклонения от ожидаемого) и реакция (эмоциональный отклик) на это осознание. При восприятии юмора из некоторой информации она подвергается глубокой мыслительной обработке. Чтобы понять шутку, надо осознать нарушение смысла одном уровне и восстановить его на другом. А. Кестлер вввел для обозначения этого психического процесса термин «биссоциация», описывая его с помощью понятий, заимствованных из физики. «Паттерн, лежащий в основе [юмора], - это восприятие ситуации или идеи в двух самосогласованных, но обычно несовместимых системах отсчета, Ml и М2. Событие L, в котором они пересекаются, как бы вибрирует одновременно на двух разных длинах волн. Пока длится эта необычная ситуация, L не просто связан с одним ассоциативным контекстом, но биссоциирован с двумя» [2]. М. Аптер [6] близкий когнитивный процесс, при котором два несовместимых образа объекта одновременно удерживаются в сознании, при котором возникает приятное ощущения колебания мысли между ними, называл синергией.

Эти психологические модели имеют объективные предпосылки, обусловленные нейробиологическим механизмами лежащими в основе восприятия комического. Исследования активности различных участков головного мозга человека при помощи функциональной магниторезонансной томографии [71 показало, что юмор, по-видимому, задействует сеть корковых и подкорковых структур, участвующих в обнаружении и разрешении несоответствий и между ожидаемыми и представленными стимулами, а также систему значимости и вознаграждения (группу нейронных структур, ответственных проявление стимула, ассоциативное обучение и положительные эмоции). В другом исследовании Г81 на основе отслеживания движений глаз, показано, что положительный эффект юмора обеспечивает обратную связь с когнитивной системой - чем большее удовольствие от шутки испытывал участник, тем быстрее он выполнял задание на понимание текста.

Когда в юмористической презентации кодируется учебная информация, то экспликация юмора дополняется осознанием понимания ее предметного смысла, что усиливает эффект биссоциации. Особенностью сложных предметных областей, таких, как теоретическая физика, является то, изучаемые в них понятия и категории чаще всего не применяются на бытовом уровне в повседневной жизни и не ассоциируются с комической презентацией. Поэтому противоречия и контрасты, лежащие в основе юмора, выражены ярче, а эмоциональная реакция на них проявляется сильнее. Положительные эмоции стимулируют когнитивные процессы (память, внимание, мышление, воображение) и способствуют повышению учебной мотивации. Юмор помогает снять напряжение, вызванное интенсивной интеллектуальной деятельностью при изучении материала, решении задач. На учебном занятии преподаватель может использовать юмор как средство наладить коммуникацию, а при необходимости, сгладить или погасить конфликт. Общая реакция на узкопрофессиональный юмор дает ощущение причастности к определённой группе, способствует сплочению и укреплению доверия между участниками образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Курс теоретической физики предусмотрен образовательными программами высшего образования тех направлений и специальностей, где физика лежит в основе будущей профессиональной деятельности (производственной, научно-исследовательской, педагогической). К ним относится программа бакалавриата «Педагогическое образование» с предметной специализацией «физика», для которой разрабатывались предлагаемые в этой статье дидактические средства. Для будущих учителей первоочередные задачи этого курса - обобщить предшествующие этапы изучения физики, заложить теоретическую основу для преподавания физики на основе принципов научности и фундаментальности, обеспечить понимание структуры и содержания школьного курса физики, его методологических оснований.

Научный юмор на занятиях может использовать в различных формах, в зависимости от способа презентации: текст, изображение, выступление, демонстрационный эксперимент и т.д. На лекции юмор может служить для мотивации, постановки проблемных вопросов, активизации познавательной деятельности студентов, для рефлексии, подведения итогов и обобщения изученного материала.

Пример 1. Юмор как мотивирующий прием и способ постановки проблемы. Преподаватель предъявляет студентам высказывание или изображение, анонсируя его как юмор (анекдот, мем). При этом комический смысл шутки не может быть эксплицирован без специальных предметных знаний, которые на данный момент у большинства слушателей отсутствуют. Спровоцированное таким образом недоумение («а где тут смеяться») служит побуждающим стимулом, вызывающим стремление разобраться в вопросе. Например, в начале лекции на тему «Кварки, глюоны, их основные характеристики» преподаватель рассказывает анекдот. «Встречаются две подруги, одна — студентка филфака, другая — физмата. Первая говорит: «Ярасстроилась. Этот симпатичный парень, твой одногруппник, сказал, что я напоминаю ему кварк». Вторая: «А он не уточнил, какой именно? Возможно, это был комплимент». Знакомясь далее с систематикой элементарных частиц, студенты узнают, что среди кварков есть прелестные, очарованные, правдивые (b-кварки, «beauty», с-кварки, «charmed», «t-кварки», «truth»).

Пример 2. Юмор как средство актуализации имеющихся знаний. Поскольку в курсе теоретической физики уже знакомые ранее понятия обобщаются на более высоком уровне, то шутка, в которой это знание уже представлено, активирует память, помогает установить связь с ранее изученным материалом, выстроить необходимые ассоциации. Например, приступая к изучению раздела «Квантовая механика» можно использовать серию юмористических изображений и текстов, в которых обыгрываются ее экспериментальные и теоретические предпосылки: проблема стабильности атома в планетарной модели, полуклассическая теория Бора (стихотворение «Атом, который построил Бор» [5, С. 159]), фотоны, корпускулярно-волновой дуализм.

Пример 3. Юмор как средство обобщения знаний. Подводя итог изучению темы «Исходные положения и законы термодинамики» можно привести «не лишенные сарказма» формулировки трех начал термодинамики, приводимые в книге [5, С. 51] «Первое начало: тепло можно превратить в работу. Второе начало: тепло можно полностью превратить в работу только при абсолютном нуле. Третье начало: абсолютного нуля нельзя достигнуть». Оценить сарказм автора можно только глубоко понимая смысл и владея различными эквивалентными формулировками законов термодинамики. Для обобщения и закрепления материала можно предложить студентам сравнить эти высказывания с изученными ранее вариантами. Особенно важно показать эквивалентность утверждения о возможности превратить все количество теплоты в полезную работу при абсолютном нуле с постулатом о невозможности вечного двигателя второго рода, а недостижимость абсолютного нуля - с формулировками Нернста и Планка.

Пример 4. Мнемонические приемы, основанные на научном юморе. Часто используемым способом использования юмора в обучении является составление мнемонических фраз или изображений, в которых в юмористической форме заключена информацию, которую необходимо запомнить. Для того, чтобы запомнить в каких переменных термодинамические потенциалы являются характеристическими функциями и какой физический смысл имеют их производные, используется мнемоническая диаграмма - квадрат Максвелла (термодинамический квадрат) [1, С. 93]. Для запоминания последовательности букв, обозначений сторон квадрата (внутренней энергии U, свободной энергии F, термодинамического потенциала Гиббса G, энтальпии Н) и его вершин (энтропии S, объема V, температуры Т, давления Р) рекомендуется использовать мнемоническую фразу по примеру «Каждый Охотник Желает Знать ...» для цветов радуги. В англоязычной версии квадрата используют фразу Good Physicists Have Studied Under Very Fine Teachers («хорошие физики учились у очень хороших учителей»). При изучении этой темы студентам было предложено самим придумать такую «запоминалку». Лучшими были признаны: «Умному Физику Жить Хорошо: Светло-Тепло! Весело-Позитивно!» и «Свежий Вкусный Теплый Пирожок Укрепляет Функции Желудка Хорошо». Результаты небольшого эмпирического исследования показывают, что студенты, принимавшие участие в таких занятиях, не только прочнее запоминают материал, но и лучше в нем ориентируются.

Научный юмор можно использовать для составления задач, тестовых заданий. В этом случае он выступает в качестве контрольно-оценочного и диагностического средства. Классическим примером является задача, встречающаяся в задачнике [3]. В ее условии описана история о том, как физик Р. Вуд, будучи оставлен полицейским за проезд на красный свет, пытался отшутиться и оправдаться, ссылаясь на эффект Допплера. Требуется найти скорость, при котором красный свет покажется зеленым, чтобы обосновать штраф, выписанный полицейским за превышение скорости. Приведем еще пример.

Пример 5. Научный юмор в условии физических задач. Рассмотрим шутку, приводимую в открытых интернет-источниках, посвященных научному юмору, которая может быть использована на занятии по теме «Отражение и преломление электромагнитных волн на границе раздела диэлектриков» раздела «Электродинамика». «Я неотразима!» -кричала вертикально поляризованная волна, падая на стеклянную пластинку». Для понимания требуется знать, что поскольку волна вертикально поляризована и отраженный луч отсутствует («неотразима»), то она падает на поверхность под углом Брюстера, тангенс которого равен показателю преломления. Поэтому к этому тексту можно поставить вопрос: найдите угол падения, если показатель преломления стекла равен 1,5.

Пример 7. Юмор как основа тестовых заданий. Приведем пример шуточного теста на основе карикатуры «Квантовое котоводство» (рисунок 1), который может использоваться при изучении разделов «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика. Пародируются все типы заданий, которые обычно встречаются в тестах, то есть задание объединяет профессиональный юмор физиков и педагогов.

КВАНТОВОЕ КОТОВОДСТВО

Кот Шредиигера.

fill

Кот 4« БроЛлЯ йк

Кот Дирака

Минус

нот Дираки

Кеты Ферми

Коты Boje

Rot ГейэенберГй

Обычный кот при комнаткой температуре

Кот Петра Капицы при температуре ниже лямбда-тонки

Рисунок 1. Юмористическое изображение «Квантовое котоводство»

1. Задание с кратким числовым ответом. Найдите коэффициенты квантовой суперпозиции для волновой функции кота Шредингера в состояниях «жив» и «мертв». Считая состояния равновероятными и исходя из того, что для ортонормированных волновых функций сумма квадратов всех собственных значений равна единице, получаем значения для

каждого коэффициента V ¿ .

2. Квазиэкспериментальные задачи с развернутым ответом. Проведите по рисунку необходимые измерения и найдите импульс «кота де Бройля». Для «решения» нужно измерить расстояние между двумя «горбами» на рисунке, интерпретируя их как длину волны де Бройля. «Оцените по рисунку неопределенность импульса кота Гейзенберга» Подразумевается, что измерив размер области, занимаемой котом на рисунке, можно найти искомую величину из соотношения неопределенностей.

3. Задание на множественный выбор. Чем отличаются кот Дирака и минус-кот Дирака? Варианты ответов: 1) зарядом; 2) цветом; 3) массой; 4) хвостом; 5) лептонным числом. Вопрос намекает на характерную особенность уравнения Дирака, из которой вытекает существование античастиц.

4. Задание на установление соответствия. Установите соответствие между формулами, описывающими распределение, и спинами котов Ферми и котов Бозе. Приводятся формулы распределений Ферми-Дирака и Бозе-Эйнштейна и шуточные варианты (белые; целые; полуцелые; рыжие в полоску), обыгрывающие частичный омоним «спины» (спина как часть туловища и спин как характеристика частицы. У «котов Ферми» спины (в смысле характеристик частиц) полуцелые, они подчиняются принципу Паули, откуда следует, что в одном квантовом состоянии, символизируемом на рисунке лотком, может находиться только один «кот-фермион».

5. Задание с выбором одного ответа. Свойство, которым характеризуется состояние кота Капицы при температуре ниже лямбда-точки: 1) сверхпроводимость; 2) сверхпроходимость; 3) сверхтекучесть». Речь идет о сверхтекучести, которая была экспериментально обнаружена П.Л. Капицей в жидком гелии при температурах ниже лямбда-точки (2,172 К).

6. Задание с кратким словесным ответом. В каком агрегатном состоянии находится обычный кот при комнатной температуре? Автор изображения намекает на известный факт: в 2017 году пародийная премия Ig Nobel Prize («шнобелевкая», «игнобелевская») была вручена французскому ветеринару М.-А. Фардину, утверждавшему в работе

«Реология кошек», что коты могут находиться в жидком состоянии на основании многочисленных фотографий, эти милые животные, подобно жидкостям принимают форму резервуара, в котором находятся.

Все описанные дидактические средства внедрялись практику преподавания с 2016 года. Отмечено повышение успеваемости и качества знаний по итогам сессии при условии систематического использования элементов научного юмора в курсе теоретической физики. Данные анкетирования говорят о положительном отношении студентов к использованию таких материалов на занятиях.

Выводы:

1. Эффективность применения научного юмора при изучении сложных предметных областей обоснована психологическими процессами, лежащими в основе восприятия юмора человеком. В юмористическом высказывании или изображении может быть отражено содержание научного знания самого высокого теоретического уровня. В такой презентации оно закодировано с помощью неявных связей, отсылок, ассоциаций и диссоциаций, распознавание которых стимулирует когнитивные процессы, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение, вызванное сложностью материала. При этом контраст, лежащий в основе восприятия юмора, выражен ярче, а эмоциональный отклик сильнее.

2. На примере курса теоретической физики для будущих учителей этого предмета продемонстрировано многообразие форм и приемов использования научного юмора на занятиях. Все описанные примеры были апробированы в учебном процессе. Их эффективность подтверждается данными опросов студентов и результатами контрольно-оценочных процедур.

3. Предлагаемые подходы могут быть использованы и для других образовательных программ, предполагающих изучение сложных предметных областей (философия, высшая математика и др.).

Литература:

1. Василевский, А.С. Курс теоретической физики. Том 4. Статистическая физика и термодинамика / А.С. Василевский. - Москва: Просвещение, 1985. - 256 с.

2. Попова, М. Как работает творчество в юморе, искусстве и науке: теория биссоциаций Артура Кестлера М. Попова // The Marginalian: [сайт], 2013. - URL: https://www.themarginalian.org/2013/05/20/arthur-koestler-creativity-bisociation (дата обращения 03.06.2023)

3. Савельев, И.В. Сборник вопросов и задач по общей физике: учебное пособие / И.В. Савельев. Санкт-Петербург: Лань,2018. -292 с.

4. Физики продолжают шутить / Ю. Конобеев [и др.] (ред.). - Москва: URSS, 2022. - 248 с.

5. Эткинс, П.У. Порядок и беспорядок в природе / П.У. Эткинс. - Москва: Мир, 1987. - 223 с.

6. Apter, M.J. (Ed.). Motivational styles in everyday life: A guide to reversai theory / M.J. Apter. - Washington, DC: American Psychological Association. - 2001. - 373 pp.

7. Vrticka, P. The neural basis of humour processing / P. Vrticka, J.M. Black, A.L. Reiss // Nature Review Neuroscience. -2013. - №14(12). - P. 860-868

8. Zheng, W. Humor experience facilitâtes ongoing cognitive tasks: Evidence from pun compréhension / W. Zheng, X. Wang // Front Psychol.-V. 14.-2023.

Педагогика

УДК 376.4

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования влияния личностной тревожности на саморегуляцию поведения и деятельности подростков с задержкой психического развития. Приводится обоснование актуальности изучения заявленной проблемы. Анализируются основополагающие научные работы по проблеме личностной тревожности и саморегуляции деятельности и поведения у подростков с задержкой психического развития. Выдвигается гипотеза о влиянии личностной тревожности как личностно-регуляторного свойства на способность школьников с нарушением развития к саморегуляции. Представлена программа экспериментального исследования личностной тревожности и саморегуляции деятельности и поведения у исследуемой группы подростков. Приводятся статистические результаты изучения заявленных феноменов. Дается краткая качественная характеристика уровня тревожности и саморегуляции у подростков с задержкой психического развития. На основе метода корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) выявляется степень взаимосвязи между данными феноменами. Описываются возможные перспективы психолого-педагогической работы с подростками с задержкой психического развития по коррекции и развитию у них личностно-регуляторных свойств. Намечаются некоторые направления научных исследований по проблеме влияния личностно-регуляторных свойств на саморегуляцию у подростков в условиях дизонтогенеза.

Ключевые слова: личностная тревожность, саморегуляция, личностно-регуляторные свойства, субъектность, подростки с задержкой психического развития.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the influence of personal anxiety on self-regulation of behavior and activity of adolescents with mental retardation. The substantiation of the relevance of studying the stated problem is given. The fundamental scientific works on the problem of personal anxiety and self-regulation of activity and behavior in adolescents with mental retardation are analyzed. A hypothesis is put forward about the influence of personal anxiety as a personality-regulatory property on the ability of schoolchildren with developmental disorders to self-regulation. The program of experimental research of personal anxiety and self-regulation of activity and behavior in the studied group of adolescents is presented. Statistical results of the study of the claimed phenomena are presented. A brief qualitative characteristic of the level of anxiety and self-regulation in adolescents with mental retardation is given. Based on the method of correlation analysis (Spearman's rank correlation coefficient), the degree of relationship between these phenomena is revealed. The possible prospects of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.