8.Сергеев С.А Казань: культурные символы и «гений места» / С.А.Сергеев, З.Х.Сергеева // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 24. С. 166 - 170.
9.Современный городской фольклор. Неклюдов С. Ю. (отв. ред.). - М.: РГГУ, 2003. - 736 с.
УДК 37.035
Д.ВШамсутдинова, Р.И.Турханова
НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.
В статье рассматриваются современные проблемы национально-культурной идентичности, обусловленные степенью социальной, политической и этнической напряженности, требующие разработки концептуальных подходов.
Ключевые слова: культурная идентичность, национальная идентичность, этническая принадлежность.
Shamsutdinova Dilbar, Turhanova Raikhana SCIENTIFIC OPINION ON THE FORMATION OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY
In article the modern problems of national and cultural identity caused by degree of social, political and ethnic tension, demanding development of conceptual approaches are considered
Keywords: cultural identity, national identity, ethnic origin.
Сегодня многие теоретики склоняются к мысли о том, что процесс глобализации с одной стороны объединяет различные аспекты жизни современного общества, с другой - укрепляет и возрождает культурные различия: сформировалось определенное стремление к культурному отличию по расовым, религиозным и национальным признакам, амплитуда которых изменялась от положительных значений до отрицательных, что в свою очередь, оказало влияние на процесс глобализации, который обусловлен тем, каким образом народ создает культуру, традиции и свою местную идентичность в рамках примеров всеобъемлющей глобализации. Процесс глобализации, подрывая корни и истоки традиций и национальных культур, стимулирует возрождение традиционной идентичности, а также создает новые источники и возможности для того, чтобы каждый человек мог использовать их для реконструкции своей национальной идентичности. Проблемное поле и эффективность социально-культурной интеграции во многом определяет культурная идентификация -стремление субъекта к социальной консолидации (Э.Дюркгейм), желание обрести общность "картины мира", чувство принадлежности к единому историко-культурному базису. Потребность в групповой принадлежности является одной из базовых в структуре личности. "Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить» [2]. Э.Эриксон утверждал, что зрелой личностью может быть только личность, характеризуемая идентичностью, психосоциальной тождественностью, т.е. имеющая "твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя..» [12]. В широком смысле понятие "идентификация" трактуется именно как "самоопределение", "самоотождествление" личности с определенным социумом. С самого начала жизни человек встраивается в систему отношений с другими людьми, и по мере того, как он занимает в этих отношениях определенную позицию, он становится личностью, обретает свою социальную и персональную определенность в отношениях с другими. В современном мире в ситуации полиэтничности территорий и наличия значительного числа мигрантов - проблема обеспечения процессов формирования самоидентичности личности, и прежде всего в системах «этнос», «нация», «культура» является наиболее острой. Мировоззренческим ориентиром здесь являются следующие позиции: нация характеризует некую объединенную культурным пространством социальную целостность, которая имеет общее политическое, территориальное, хозяйственное устройство. Нация всегда связана с неким этническим субъектом (и прежде всего через язык, общность которого создает условия совместного бытия и обмена деятельностью), но этническое не выступает ее сущностным атрибутом. Главное - политико-государственная организация, обеспечивающая сохранение территории и функционирование основных социальных институтов семьи, образования и т.д. Нация есть совокупность граждан страны, объединяющаяся конституированными отношениями гражданства и ценностно-нормативным полем культуры, которое формируется образованием, искусством, досуговой сферой, системой межличностных коммуникаций. Все другие факторы необходимо признать как второстепенные, несущественные, (тем более в ситуации социальной нестабильности, когда любой другой критерий может осложнить интеграцию человека или целых социальных групп). Это тем более актуально по отношению к россиянам, исторически и
культурно сложившимся в результате слияния славянских, тюркских, финно-угорских, балтийских, романских, кавказских, монгольских, иранских и других этнических групп. Субъект-носитель государственности - это нация-народ, но не нация-этнос. Человек в государстве не субъект этноса, он -гражданин, носитель национально-универсальных прав и обязанностей. Национальная идентичность проявляется в форме осознаваемой принадлежности человека к некой общности "мы" и осознания "они". Эта общность формируется как результат взаимодополняющих и взаимозависимых процессов ассоциации и диссоциации (с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, с другой - противопоставления, разобщения, соревнования, конфликта). Они являются универсальными для образования социальных и культурных систем различных уровней (общественных объединений и движений, этнокультурных групп, наций, региональных сообществ). В процессе консолидации субъектов, составляющих культурную систему, негативное отношение к «другим» также естественно и закономерно, как позитивное к «своим». Один и тот же элемент (язык, традиция, идея, ценность) служит одновременно и способом солидарности, сплочения, и фактором обособления данного сообщества от других, противопоставления им. Противопоставление и оппозиция являются источником энергии для консолидации общности, ее самосознания - «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет; мера противопоставления есть мера объединения». Ассоциативно-диссоциативные механизмы проявляются на всех уровнях социальной жизни и составляют движущую силу процессов формирования и развития социально-культурных общностей, национальных культур, основу образования этносов. Последний возникает, прежде всего, как целостность, противопоставляющая себя всем остальным целостностям такого же типа, и исчезает как система с потерей ощущения «своих» и «чужих». Противопоставление «своих» и «чужих» (деление мира на «мы» и «они»), данное членам этноса в рефлексии, служит основным «индикатором» для определения этнической принадлежности [3]. Таким образом, консолидирующее начало находится как внутри общности, так и вне ее - как нечто противостоящее, «иное», а устойчивость общности находится в положительной зависимости от оппонента - без внешнего «врага» общность теряет энергию консолидации и вынуждена искать оппонентов уже среди «своих». Эффект единения в ситуации противопоставления одного культурного сообщества другому обеспечивается добровольным отказом его членов от индивидуальных устремлений, особенно в условиях внешней угрозы (реальной или мнимой), их отождествлением с идеей общности и ее лидером. И общность «мы» сохраняется до тех пор, пока существует другая общность-антагонист, которая воспринимается как «они». На социально-психологическом уровне механизмы ассоциации и диссоциации, слияния и обособления детерминируют возможность и одновременно противоречивость самореализации личности, "пространство" которой образуется между полюсами свободы (самобытности, уникальности) и необходимости отождествления себя с культурой и социумом, задающими твоему развитию возможности и пределы. Предпосылка самоосуществления человека - понимание собственного призвания и соответствие деятельно раскрывающихся личностных потенциалов условиям среды. Энергия личностного развития в данном случае образуется в «поле» напряжения противоположных мотивов и устремлений человека: интеграции - дифференциации, социализации - индивидуализации, внутренней регуляции - следовании нормам. Один полюс - это свобода, которая рождает страх ответственности, другой - несвобода, несущая страх насилия и утраты собственного «Я». Степень напряженности, конфликтности процессов ассоциации и диссоциации определяется многими факторами, в том числе наличием или отсутствием консолидирующих общество ценностей, степенью социальной, политической и этнической напряженности, глубиной расслоения населения по социально-демографическим, национальным, религиозным, классовым и культурным основаниям. Мировоззренческая и социально-психологическая оппозиция общности, консолидируя ее участников, одновременно формирует чувство настороженности, отчужденности, часто перерастая во враждебность к носителям других взглядов, ценностей, норм, этнических признаков. «Стереотип «чужой» конструируется таким образом, что он вытекает из стереотипа относительно своей группы. Основанием для формирования оппозиции не обязательно является идеология общности - им может служить любой признак - конфликтное противостояние необходимо само по себе, как социально-психологический фактор консолидации. Наиболее агрессивные формы конфронтация «мы - они» принимает или в ситуации внутреннего кризиса общности, или в том случае, когда основой консолидации общности становится национально-этнический фактор. Национально-культурная идентичность формируется и обретается путем принятия базовых культурных ценностей, характерных для данного культурно-исторического типа, т.е. внутри базового этноса, который отражает глубинный и устойчивый тип коллективного сознания и поведения народа [6]. Этнос очерчивает культур-
но-семантическое и аксиологическое пространство общества, сохраняется в преданиях, текстах, языке. Он отражает и определяет глубинные и устойчивые черты культуры, концентрируя ее духовные устремления и идеалы. Содержание ценностно-нормативного пласта определяет и задает специфику политического устройства, хозяйственно-экономическую деятельность и другие формы общественного бытия.
Литература
1. Абрахам Маслоу Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.books gid.com/psihologija/1716-maslou-motivacija-i-lichnost.html.
2. Анциферова, Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г.Эриксона [Текст] / Л.И.Анциферова / / Принцип развития в психологии. - 1978. - С.213 - 216.
3. Гумилев, Л.Н. Этнос и ландшафт [Текст] / Л.Н.Гумилев / / Доклады Всесоюзного географического общества СССР. - 1968. - Вып. 3. - С. 193-202.
4. Ермолаева, Е.М. Ответный стиль как показатель национально-культурных различий [Текст] / Е.М.Ермолаева / / Социологические исследования. - 1990. - № 12. - С. 76 - 81.
5. Мазуренко, И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ [Текст]: дис. канд. философ. наук. - М., - 2009. - 176 с.
6. Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: уч. пособие для студентов вузов, по спец. «Культурология» / А.П.Марков [Текст] / СПб.: [б.и.], 1996. - 288с.
7. Поршнев, Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания [Текст] / Б.Ф.Поршнев. - М.: Наука, 1973. - С.14-17.
8. Санаи, М. Глобализация и мультикультурализм: изменение в понятиях и основах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Журнальный клуб Интелрос «Век глобализации» http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/vek2-2015/27951-globalizaciya-i-multikulturalizm-izmenenie-v-ponya-tiyah-i-osnovah.html
9. Эрик Хомбургер Эриксон. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. -342с. - (Библиотека зарубежной литературы)
УДК 070.1
Э.А.М.Абдель Вахед
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА В РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ О КУЛЬТУРЕ ТУРИЗМА ЧЕРЕЗ САЙТ YOUTUBE
В статье рассматриваются преимущества информационных технологий в рамках сайта YouTube в формировании динамичного развития туризма. Видеохостинг YouTube позволяет загружать, просматривать и обсуждать видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал одним из самых популярных мест для размещения видеофайлов. На сайте представлены любительские видеозаписи, видеоблоги, и профессионально снятые фильмы и клипы.
Ключевые слова: журналистика, культура туризма, средства массовой информации, информационные технологии, сетевые медиа, Интернет, YouTube.
E.A.M.Abdel' Vakhed MODERN TECHNOLOGIES OF THE INTERNET IN EXPANSION CONSCIOUSNESS AND CULTURES OF TOURISM THROUGH THE SITE YOUTUBE
The article discusses the benefits of information technology within the YouTube site in the formation of the dynamic development of tourism. the YouTube videos allows you to upload , view and discuss the video & Due to the simplicity and ease of use , the YouTube has become one of the most popular sites to put your video files. The site presents amateur videos , Video recording , and the professional shots of movies and clips shots
Keywords: journalism, culture tourism, mass media, information technology, network media, Internet, YouTube
В XXI веке сетевые медиа стали неотъемлемой частью современного общества. Большая часть всего общения переместилась в измерение Интернет, где люди переписываясь с друзьями, загружая новые фотографии или играя в игры, проводят гораздо больше времени, нежели в барах, клубах или на встречах. Таким образом, сетевые медиа стали играть определяющую роль в формировании коммуникационной среды в информационном пространстве.
«Особенность успеха интернета связана с открытыми техническими стандартами и инновациями, давшими возможность их использовать. Инновации явились ключом к большому числу новых технологий, которые развили интернет, при этом важно, что данный процесс продолжается, и мы продолжаем находить новые способы, позволяющие решать старые задачи дешевле, лучше и быстрее» [3].
Огромные и непрерывно возрастающие масштабы рынка информационных ресурсов создают для потребителя проблему эффективного поиска необходимой информации. Важно не только знать, где взять информацию и какова ее цена, но и какие технологии доступа к информации целесообраз-