Научная статья на тему 'Научный вклад учеников И. Е. Ададурова в историю развития химической технологии'

Научный вклад учеников И. Е. Ададурова в историю развития химической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КИНЕТИКА / КАТАЛИЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов П.В.

Проанализирована научная и творческая деятельность ученых научной школы в области кинетики и катализа связанного азота. Показан их вклад в развитие химических процессов, создание новых технологий и оборудования. Прослежена преемственность поколений в научных исследованиях, подготовке инженерных кадров. Впервые сделана попытка проанализировать непосредственное научное участие профессоров А.Н. Цейтлина и В.И Конвисара в развитии химической технологии. На протяжении многих десятилетий эти ученые вместе с академиком В.И. Атрощенко создавали фундаментальные основы научной школы в области кинетики и катализа связанного азота, которая берет свое начало в 60-е годы ХХ столетия. Выяснено, что в исследованиях А.Н. Цейтлина преобладали достижения в технологии серной кислоты и математического моделирования химических процессов, что нашли свое производственное решение. Установлено, что научная деятельность профессора В.И. Конвисара была связана с физико-химическими основами абсорбционных процессов, с разработкой технологических схем производства азотной кислоты. Данные научных исследований внедрялись в отечественную химическую промышленность и за границей. Научная деятельность и творческая жизнь А.Н. Цейтлина и В.И. Конвисара неразрывно связана с развитием технической химии, технологии неорганических веществ, производства азотной и серной кислоты, промышленного катализа, производства минеральных удобрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC IMPACT OF I.Y. ADADUROV’S FOLLOWERS IN HISTORY OF CHEMICAL TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Analyzed scientific and creative activity of scientists of scientific school in the field of kinetics and catalysis bound nitrogen. Showed their contribution to the development of chemical processes, the creation of new technologies and equipment. Traced the continuity of generations in scientific research, training of engineers. The first attempts to analyze the direct participation of academic professors A.N. Zeitlin and V.I. Konvisara in the development of chemical technology. For decades, these scientists together with academician V.I. Atroschenko created the fundamentals of scientific school in the field of kinetics and catalysis bound nitrogen, which originates in the 60 years of the twentieth century. It was found that in research of A.N. Zeitlin was dominated the developments in the technology of sulfuric acid and the mathematical modeling of chemical processes, which have been integrated in production. It was found that the scientific work of Professor V.I. Konvisara has been associated with physical and chemical bases of the processes of absorption, the development of technological schemes of production of nitric acid. These research introduced in the domestic chemical industry and abroad. Scientific activities and creative life of the A.N. Zeitlin and V.I. Konvisara inextricably linked with the development of technical chemistry, technology of inorganic substances, nitric and sulfuric acid, industrial catalysis, production of mineral fertilizers.

Текст научной работы на тему «Научный вклад учеников И. Е. Ададурова в историю развития химической технологии»

НАУЧНЫЙ ВКЛАД УЧЕНИКОВ И.Е.АДАДУРОВА В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Кузнецов П.В.

кафедры экономической кибернетики и маркетингового менеджмента Национального технического университета

«Харьковский политехнический институт» кандидат технических наук, доцент

SCIENTIFIC IMPACT OF I.Y. ADADUROV'S FOLLOWERS IN HISTORY OF CHEMICAL TECHNOLOGY DEVELOPMENT Kuznietsov P. V, Economic Cybernetics and Marketing Management National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute», Ph.D., assistant professor

АННОТАЦИЯ

Проанализирована научная и творческая деятельность ученых научной школы в области кинетики и катализа связанного азота. Показан их вклад в развитие химических процессов, создание новых технологий и оборудования. Прослежена преемственность поколений в научных исследованиях, подготовке инженерных кадров.

Впервые сделана попытка проанализировать непосредственное научное участие профессоров А.Н. Цейтлина и В.И Кон-висара в развитии химической технологии. На протяжении многих десятилетий эти ученые вместе с академиком В.И. Атро-щенко создавали фундаментальные основы научной школы в области кинетики и катализа связанного азота, которая берет свое начало в 60-е годы ХХ столетия.

Выяснено, что в исследованиях А.Н. Цейтлина преобладали достижения в технологии серной кислоты и математического моделирования химических процессов, что нашли свое производственное решение.

Установлено, что научная деятельность профессора В.И. Конвисара была связана с физико-химическими основами абсорбционных процессов, с разработкой технологических схем производства азотной кислоты. Данные научных исследований внедрялись в отечественную химическую промышленность и за границей.

Научная деятельность и творческая жизнь А.Н. Цейтлина и В.И. Конвисара неразрывно связана с развитием технической химии, технологии неорганических веществ, производства азотной и серной кислоты, промышленного катализа, производства минеральных удобрений.

ABSTRACT

Analyzed scientific and creative activity of scienti^s of scientific school in the field of kinetics and catalysis bound nitrogen. Showed their contribution to the development of chemical processes, the creation of new technologies and equipment. Traced the continuity of generations in scientific research, training of engineers.

The fir& attempts to analyze the direct participation of academic professors A.N. Zeitlin and V.I. Konvisara in the development of chemical technology. For decades, these scienti^s together with academician V.I. Atroschenko created the fundamentals of scientific school in the field of kinetics and catalysis bound nitrogen, which originates in the 60 years of the twentieth century. It was found that in research of A.N. Zeitlin was dominated the developments in the technology of sulfuric acid and the mathematical modeling of chemical processes, which have been integrated in production. It was found that the scientific work of Professor V.I. Konvisara has been associated with physical and chemical bases of the processes of absorption, the development of technological schemes of production of nitric acid. These research introduced in the dome^ic chemical indu^ry and abroad. Scientific activities and creative life of the A.N. Zeitlin and V.I. Konvisara inextricably linked with the development of technical chemi^ry, technology of inorganic sub^ances, nitric and sulfuric acid, indu^rial catalysis, production of mineral fertilizers.

Ключевые слова: кинетика, катализ, образование, наука, исследования, технология, внедрение, научная школа.

Keywords: kinetics, catalysis, education, science, research, technology, implementation, scientific school.

Постановка проблемы. В 1885 году профессору Петербургского практического института В.А.Кирпичеву предложили заняться открытием и созданием Харьковского практического технологического института. Прошедшие годы становления и развития были связаны с трудом и судьбами многих ученых-педагогов. 130 лет назад они были первыми, на их долю пришлось масштабное строительство, создание учебных корпусов, лабораторий, мастерских, их оснащение, развитие новых учебных и научных направлений, выпуск книг и пособий по специальным и общеобразовательным дисциплинам. Они старались создать систему, помогающую студенту в самостоятельном творческом поиске и поощряющую подобные устремления. Ученые понимали, что только такой путь оставляет надежду вырастить человека, способного искать ответы на вопросы будущего мира. Ученые создавали свою информационно-познавательную структуру. Даже сейчас сохранившиеся пособия вызывают глубокое изумление и уважение своим стремлением предвосхитить будущее.

В 1885 году высшая школа не могла обеспечить развивающую промышленность не только количеством необходи-

мых специалистов. Оставляло желать лучшего и качество подготовки инженеров. Профессор В.Л. Кирпичев был горячим приверженцем пересмотра системы инженерного образования, ученый поддерживал любые начинания, направленные на улучшение организации высшего технического образования в России, он был одним из главных деятелей по выработке общего плана технического образования и его идеи имели глобальное значение. «Инженер - говорил В.Л. Кирпичев, - есть душа технического дела, руководитель его, указывающий всем прочим участникам предприятия, что и как они должны делать для достижения наилучшего успеха; он же оценивает результаты работы мастеров и рабочих. Главная деятельность его умственная, и он должен быть подготовлен преимущественно к деятельности этот рода» [1]. Инженер должен быть способным созидать, творить новое, ему нужны хорошая теоретическая и практическая подготовка. А это все может быть обеспечено, лишь правильной подготовкой инженерного образования. Именно это и имелось в виду при организации Харьковского технологического института (ХТИ) под руководством проф. В.Л. Кирпичева.

Начало пути и день сегодняшний - это путь плодотворной работы старейшего высшего технического учебного заведения, имя которого сегодня Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт». За эти годы политехники внесли значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки и техники, в подготовку специалистов для поднятия экономики страны.

Жизнь и деятельность политехнического - это жизнь всей страны, жизнь его выпускников, его ученых, преподавателей - всех тех, кто развивал капитализм после отмены в 1861 г крепостного права, кто поднимал страну из руин гражданской и Второй мировой войн; всех тех, кто создавал индустриальную мощь страны, кто познал триумф первооткрывателей космоса; всех тех, кто трудится над приумножением научно-технического потенциала молодого государства Украины. В настоящее время продолжает готовить высококвалифицированные кадры для современного производства в новых экономических условиях, для научных исследований в различных отраслях науки и техники; всех тех, кто не забывает историю развития инженерного образования, чтит память квалифицированных преподавательских кадров, которые были и остаются движущей силой высшего учебного заведения.

Анализ последних исследований и публикаций.

В.Л. Кирпичев был верным своему методу исторического изложения, всегда затрагивал историю технического прогресса. Ученый считал, что любой инженер, если мечтает руководить техническим предприятием, обязан знать его историю, быть эрудированным в своей области специалистом, будущему инженеру необходимо основательное изучение математики, физики, механики и химии, служащих фундаментом всем остальным его знаниям [1]. Поэтому с первых дней своего существования в ХТИ уделялось большое внимание химическим наукам, развитии химических технологий, подборке педагогических кадров, которые были способны творчески решать назревшие вопросы науки и техники в химической отрасли, соединять творческие способности с созидательной деятельность.

Организацией и оборудованием химического корпуса занялись А.П. Эльтеков, Н.А. Черный и И.Н. Пономарев. Много усилий они приложили для создания химической лаборатории, которая принадлежала тогда к числу лучших учреждений России. Организация и оборудование мастерских (ныне опытный завод), которыми руководил В.С Кнаббе, были закончены в 1889 г. Это была база для подготовки мастеров. При мастерских была открыта ремесленная школа, что способствовало подготовке низших технических кадров [2].

Химические мастерские - ныне технический корпус -были полностью оборудованы в 1891 г. Оснащенные машинами и аппаратами химической технологии, они позволяли не только наблюдать технологический процесс, но и проводить различные исследовательские работы.

В мастерских были организованы отделения сахарного производства, винокурения, красильное, нефтяное, сухой перегонки дерева, маслобойное, стеариновое, мыловаренное, содовое, стекольное, керамическое, писчебумажное, ткацкое и пивоваренное производства. В здании химических мастерских был установлен ряд приборов и аппаратов, которые имели довольно внушительные размеры, где проводились анализы и исследования, необходимые для управления и контроля производства. Эти технические работы

выполнялись студентами IV и V курсов более или менее самостоятельно, так как педагогический персонал в то время был немногочисленный [2].

В 30-е годы ХХ века в институте работал известный в химической промышленности профессор И.Е. Ададуров, который много сил и энергии уделял развитию высшего образования и научных поисков [3-4]. Он воспитал в свое время известных ученых в химической технологии. Это А.Н. Цейтлин, В.И. Конвисар, В.И. Атрощенко и другие [5-12], которые в дальнейшем на многие годы определяли уровень развития азотной промышленности и высшего образования.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Совершенно противоположно можно сказать о кадрах сегодняшнего дня. Бурно развивавшаяся химическая промышленность требовала все большего количества специалистов, хорошо знающих определенную отрасль производства - не в общих чертах, а глубоко и во всех деталях. Промышленность требовала таких специалистов, которые, приходя на производство, сразу же принимали на себя руководство работой. Соответственно новым требованиям увеличились контингенты приема на химические факультеты, которые сегодня составляют факультет технологии неорганических веществ и факультет технологии органических веществ с 10-ю кафедрами. Кроме того, вырос и профессорско-преподавательский состав, который быстро приобрел прочную репутацию высококлассного научного и педагогического коллектива и плодотворно трудиться над совершенствованием подготовки специалистов, развивает фундаментальные и прикладные исследования, способствует научно-техническому прогрессу нашего государства.

Целью исследований является исторический анализ научного вклада учеников профессора И.Е. Ададурова в становление и развитие химической технологии.

Изложение основного материала. Можно назвать несколько сот имен профессорско-преподавательского состава вуза, которые внесли большой вклад в развитие химической технологии. Среди них профессора, которые работали в семидесятые годы ХХ столетия: академик В.И. Атрощенко, профессоры А.Н. Цейтлин и В.И. Конвисар, которые были учениками выдающегося профессора И.Е. Ададурова, научные исследования которого были направлены на решение вопросов промышленного производства с внедрением научных разработок для реального увеличения производства химической продукции. В 2009 году была опубликована монография «История развития азотной промышленности Украины», в которой подробно рассказано о становлении В.И. Атрощенко как научного деятеля под руководством учителя И.Е. Ададурова [14], а еще ранее проанализированная научная и научно-организационная деятельность ученого в химической технологии [13]. Заслуживает внимание научная деятельность двух других ученых А.Н. Цейтлина и В.И. Конвисара. Их творческая работа в области химической технологии не нашла своего отражения в исторической литературе и заслуживает внимательного изучения.

Абрам Натанович Цейтлин родился 30 июня 1905 года в семье служащего в г. Кировограде. Учился в городском училище, трудовой школе, профшколе. В 1925-1930 годы - студент Харьковского технологического института. Позже, в 1930-1934 годы учится в аспирантуре этого вуза и по окончании был оставлен на работу ассистентом кафедры химической технологии. Первая научная работа с определения теплового эффекта поглощения оксидов азота серной кисло-

той была выполнена и напечатана в 1929 году. С 1934 года проводил исследования под руководством профессора И.Е. Ададурова по изучению платиновых, ванадиевых и хромовых катализаторов для производства серной кислоты и вместе подготовил и опубликовал 12 научных работ [3, с.346-349; 4, с.399-1002; 5, с.242-245]

В 1934 году под руководством И.Е. Ададурова выполнил и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Абсорбцию оксидов азота в башенных сернокислотных установках». В годы войны в 1941 году вместе с институтом был эвакуирован в глубокий тыл страны в Чирчик Узбекской ССР. Кафедра провела большую работу по интенсификации производства одного из оборонных продуктов на Чирчикском электрохимическом комбинате. В результате внедрения этой работы достигнуто увеличение производительности цеха на 20 %, снижен расход электроэнергии на 20 % и получена большая годовая экономия [6]. Под руководством доцента Ф.Н. Цейтлина и при участии М.Ю. Дронника выполнен проект нового цеха для производства одного из важнейших химических продуктов. Кроме научной деятельности Абрам Натанович занимался и педагогической деятельностью, работа доцента была плодотворная, в результате А.Н. Цейтлин был награжден Почетной грамотой Верховного Совета УзбССР. В 1944 году вместе с коллективом ученых химико-технологического института вернулся в г. Харьков и возобновил свою творческую работу. В институте читал для студентов курсы «Технология серной кислоты и серы», «Процессы и аппараты химической технологии», «Теория технологических процессов», спецкурсы по специализациям, руководил курсовыми и дипломными проектами.

В 1947 году А.Н. Цейтлин был назначен заведующим новой кафедры специального химического оборудования в Харьковском химико-технологическом институте, которая существует и сегодня в составе НТУ «ХПИ». Позже доцент А.Н. Цейтлин оставляет руководящую работу и полностью посвящает свой труд научно-педагогической деятельности. В 1950-1960 годы - доцент кафедры общей химической технологии, процессов и аппаратов, а в 1960-1965 годы - доцент кафедры технологии неорганических веществ ХПИ.

В 1963 г защитил докторскую диссертацию по теме «Физико-химические и технологические основы усовершен--ствования произ-водств серной и азотной кислот». Доктор технических наук с 1964 года, профессор кафедры технологии неорганических веществ ХПИ с 1965 по 1974 годы, а 22 марта 1974 года умер.

Профессор А.Н. Цейтлин - химик-технолог, известный специалист в технологии серной кислоты, математического моделирования химических производств. Проводил научные исследования в области теории и технологии серной и азотной кислот, абсорбции газов. Подготовил 8 кандидатов наук, получил 2 авторских свидетельства на изобретения, напечатал более 104 научных трудов. Его деятельность продолжают ученики кафедры химической техники и промышленной экологии НТУ «ХПИ» и кафедры технологии неорганических веществ НТУ «ХПИ».

Не менее известный и ученый - химик-технолог, специалист в области технологии азотной кислоты Виктор Иванович Конвисар, ученик профессора И.Е. Ададурова.

Конвисар В.И. родился 7 января 1906 года в с. Котельва Котелевского района Полтавской области. После окончания в 1921 году семилетки стал курсантом Охтырских социально-экономических курсов, затем работал. В 1930 году стал

студентом Харьковского химико-технологического института, который окончил в 1935 году. После получения диплома был оставлен в институте на учебу в аспирантуре на кафедре технологии неорганических веществ, где обучался в 1935-1938 годах. Свою научную деятельность начинал под руководством профессора И.Е. Ададурова, в результате чего были изданы 4 научных труда.

Работал ассистентом (с 1938 г), доцентом (1964 г), а с 1966 по 1989 годы - профессором кафедры ТНВ ХПИ. В 1943 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исследование кинетики образования концентрированной азотной кислоты» [7], а в 1963 году докторскую - «Пути развития абсорбционных процессов производства азотной кислоты» [8].

Основные направления научной деятельности Виктора Ивановича относятся к интенсификации производства азотной кислоты, путей развития абсорбционных процессов. Он исследовал кинетику абсорбции оксидов азота растворами азотной кислоты в колоннах с сетчатыми тарелками и впервые показал механизм процесса [9, с.438-442, 10, с.5-25]. На основании полученных коэффициентов степени достижения равновесия и других технологических данных, была разработана новая схема производства азотной кислоты под комбинированным давлением на стадии окисления аммиака под атмосферным давлением и на стадии абсорбции под давлением 0,35 МПа [10, с.5-25]. Под руководством В.И. Конвисара были разработаны абсорбционные колонны для работы под давлением 0,35 МПа, которые были внедрены на 16 химических комбинатах (гг. Новомосковск, Ангарск, Березняки, Днепродзержинск, Фергана, Тольятти, Рустави, Гродно, Навои и др.) [10]. За границей были построены 8 заводов, в том числе в Румынии, Болгарии, Венгрии, Кубе, Германии и др. Конвисар В.И. брал активное участие в разработке установки получения 65-70 % азотной кислоты [7].

В.И. Конвисар основные научные исследования проводил по проблеме кинетики химических процессов под давлением и разработки теоретических основ химической технологии [11, с.289-297]. Начиная с 60-х годов XX ст. ученый тесно работал с ГИАПом (г. Москва), что позволило построить новые агрегаты производства азотной кислоты и быстро внедрять в химическую промышленность. Результаты научных исследований В.И. Конвисара напечатаны более чем в 200 научных статьях, 11 авторских свидетельствах, 4-х монографиях и 4-х учебниках. Подготовил 15 кандидатов наук.

В.И. Конвисар награжден орденом «Знак Почета» (1953 г), медалями. За высокие показатели в педагогической деятельности получил звание «Заслуженный работник высшей школы Украинской ССР» (1981 г) [12]. 12 мая 1992 г ушел из жизни.

Умение быстро мыслить и находить верные пути решения научных разработок, было характерно В.И Конвисару в научно-педагогической деятельности, которую сегодня продолжили его многочисленные ученики.

Таким образом, впервые сделана попытка проанализировать непосредственное научное участие профессоров А.Н. Цейтлина и В.И Конвисара в развитии химической технологии. На протяжении многих десятилетий эти ученые вместе с академиком В.И. Атрощенко создавали фундаментальные основы научной школы в области кинетики и катализа связанного азота, которая берет свое начало в 60-е годы ХХ столетия. В дальнейшем научным лидером этой школы стал В.И. Атрощенко. Научная деятельность и творческая жизнь

А.Н. Цейтлина и В.И. Конвисара неразрывно связана с развитием технической химии, технологии неорганических веществ, производства азотной и серной кислоты, промышленного катализа, производства минеральных удобрений. С их именами связано создание научной школы и подготовкой большого количества инженеров химиков-технологов.

Выводы и предложения. Анализ направлений деятельности ученых показал, что химическая технология развивалась с учетом возрастающих потребностей страны, продиктованных развитием промышленности.

Установлено, что научная, педагогическая и общественная деятельность академика В.И. Атрощенко нашла широкое отражение во многих исследованиях и довольно полно опубликована в печати.

Заслуживает внимание научная деятельность ученых А.Н. Цейтлина и В.И. Конвисара. Их творческая работа в области химической технологии не нашла своего полного отражения в исторической литературе.

Показана научная деятельность ученых В.И. Конвисара и А.Н. Цейтлина, которые обладали большим теоретическим и практическим опытом, интересом к развитию исследований и высшей школы.

Выяснено, что в исследованиях А.Н. Цейтлина преобладали достижения в технологии серной кислоты и математического моделирования химических процессов, что нашли свое производственное решение.

Установлено, что научная деятельность профессора В.И. Конвисара была связана с физико-химическими основами абсорбционных процессов, с разработкой новых технологических схем и оборудования производства азотной кислоты. Данные научных исследований внедрялись в отечественную химическую промышленность и за границей.

Научная деятельность ученых способствовала развитию технической химии, технологии неорганических веществ, производства азотной и серной кислоты, промышленного катализа, производства минеральных удобрений. Их плодотворная деятельность была направлена на создание научной школы и подготовку большого количества инженеров химиков-технологов.

Литература

1. Чеканов А.А. Виктор Львович Кирпичев /А.А.Чека-нов. Издательство «Наука». Москва, 1982. С. 175.

2. Харьковский химико-технологический институт им. С.М.Кирова. 1885-1940/ г.Харьков. Типография ХТИ. 1941. С. 77

3. Ададуров И.Е., Цейтлин А.Н. Платиновый катализатор на металлических носителях. /Укр.хим.журн. - 1935.

- Т.10. №3. - с.346-349.

4. Ададуров И.Е., Цейтлин А.Н. О влиянии носителей на отравляемость платиновых катализаторов /ЖПХ. - 1939.

- Т.9 №3. - с. 399-1002.

5. Цейтлин А.Н. Кинетика поглощения окислов азота серной кислотой /Укр.хим.журн.- 1935. - Т. 10. №2 - с.242-245.

6. Ученые Харькова к годовщине освобождения родного города/ Издательство «Сощалютична Харшвщина». 1944. - С.83.

7. Конвисар В.И. Исследование кинетики образования концентрированной азотной кислоты. Дис. ... канд. техн. наук. 05.17.01/ХХТИ. - Х. 1943. - 130 с.

8. Конвисар В.И. Пути развития абсорбционных процессов производства азотной кислоты. Докл. о научных работах докт.техн.наук. 05.17.01. /ХПИ. - Х. - 1969. - 92 с.

9. О гидравлическом сопротивлении сетчатых тарелок /В.И.Атрощенко, В.И. Конвисар. /Изв.вузов. Химия и хим.технологии - 1066. - Т.9. вып. 3. - с. 438-442.

10. Конвисар Л.В., Конвисар В.И. Абсорбция окислов азота растворами азотной кислоты под давлением. /В кн. Кинетика абсорбционных процессов. - Х.: Вища шк. - 1976.

- с. 5-25.

11. Атрощенко В.И., Конвисар В.И. Исследование абсорбции окислов азота в барботажных колонках. /ЖПХ.-1960. Т. 33. №2. - с.289 - 297.

12. Харшвський полггехшчний: вчеш та педагоги/Ю.Т. Костенко, В.В.Марков, В.1.Школаенко та шш. - Х.: «Прапор» - 1999. - 352 с.

13. Наукова та науково-оргашзацшна дiяльнiсть ака-демта В.1.Атрощенка в хiмiчнiй технологШЛ.Л.Товажнян-ський, Г.1.Гринь, О.Я.Лобойко та ш. - Харшв: НТУ «ХП1», 2006. - 264 с.

14. Кузнецов П.В. Iсторiя розвитку азотно! промисло-восп Украни (початок - кшець ХХ столптя): монографiя /П.В. Кузнецов. - Харшв: НТУ «ХП1», 2009. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.