Научная статья на тему 'Научный прогноз динамики маркетинговой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях развития оптовых сельскохозяйственных рынков'

Научный прогноз динамики маркетинговой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях развития оптовых сельскохозяйственных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ / MARKETING OF SMALL HOLDINGS (FARMS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко О.Н.

Предлагаемая маркетинговая система устанавливает закономерности в совершенствовании порядка организации оптового сельскохозяйственного продовольственного рынка, принципы его маркетинговой деятельности, доводя до сведения потребителей и сельхозпроизводителей нормы об обязательности реализации сельскохозяйственной продукции только на оптовых рынках. Предлагаемые маркетинговые мероприятия позволяют конкретизировать механизмы управления оптовым рынком, способствуют обеспечению оптового оборота сельскохозяйственной продукции, закрепляют полномочия управляющей рынком компании, закладывают нормы маркетинговой информации мелкого сельхозпроизводителя о порядке заключения договоров на оптовых рынках, порядке ведения реестров договоров, а также о выделении торговых мест на оптовых рынках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific prognosis of farms marketing dynamics in the conditions of developing wholesale agricultural marketplaces

Legislative initiative of regional deputies in Krasnodar region on proposing into State Duma of the Federal Gathering the project of the Federal Law "About wholesale agricultural marketplaces" drastically changes the existing marketing programmes of small holdings. As our poll shows the consumers are waiting from marketing programmes the following level of information: a) clear explanation from direct producers of agricultural goods the time when artificially raised by resellers prices may go down, b) authoritative confirmation about ecological safety of the foodstuff produced by local farms, c) guarantees the regular providing foodstuff to the citizens. All the afore-mentioned questions are answered by our methodology of scientific forecasting presented below.

Текст научной работы на тему «Научный прогноз динамики маркетинговой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях развития оптовых сельскохозяйственных рынков»

Литература

1. Рузаева, Н.К. Капиталовложения на рынке питьевой и минеральной воды [Текст]/ Н.К. Рузаева // Московский рестораторъ. - 2004. - №6. - С. 25-28.

2. Сапа, И.В. Паспортные данные минеральных вод России [Текст]/ И.В. Сапа // Журнал Ассоциации бальнеологов в России. - 2009. - №6. - С. 24-32.

3. Тютюник, Н.И. Реклама на рынке питьевой безалкогольной продукции [Текст]/ Н.И. Тютюник // Russian Food and Drinks Market Magazine. - 2006. - №1 (53). - С. 89.

4. Яковлев, Н.В., Куртаев, О.Ш. и др. Опыт и перспективы применения различных типов минеральных вод курорта Сочи в санаторно-курортной практике [Текст]/ Н.В. Яковлев, О.Ш. Куртаев // Проблемы и перспективы санаторно-курортного лечения и реабилитации в здравницах России: Материалы VI научн.-практ. конф. - Сочи, 2008. - С. 78.

5. Blomar, J.-P. The history and principles of resorts recorver. - Paris: Health Affairs 12, 2005. - P. 49-53.

6. Drucher, P.F. Marketing 101 for a Fast Changing Decade. - The Wall Street Journal 36, 2007. - P. 22-26.

Экономика в условиях гуманизации общества

Кравченко О.Н.

Научный прогноз динамики маркетинговой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях развития оптовых сельскохозяйственных рынков

Законодательная инициатива ЗСК Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках» в корне меняет существующие маркетинговые программы мелкого сельскохозяйственного производителя. В настоящий период по данным Минсельхоза РФ (А.А. Локотков, 2008) этот мелкий производитель в большинстве субъектов РФ представлен на 40% продукцией личных подсобных хозяйств, а на 60% продукцией крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом существующий порядок предоставления торговых мест на территории городских продовольственных рынков России не гарантирует эффективного продвижения сельхозпродукции малого производителя, в связи с чем доминирующее положение как в мегаполисах, так и в других населенных пунктах имеют перекупщики. В этой связи проводимая в Краснодарском крае законотворческая деятельность направлена на развитие оптовых сельскохозяйственных рынков, что позволяет научно прогнозировать основные направления маркетинговой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Как показывает проведенное нами анкетирование потребителей сельхозпродукции на статистически достоверном уровне наблюдений (п=278), этот потребитель ждет от маркетинговой программы субъектов малого предпринимательства

следующего уровня информативности: а) внятного объяснения от непосредственного производителя сельхозпродукции о сроках снижения искусственно созданной перекупщиками высокой стоимости сельскохозяйственной продукции; б) достоверных подтверждений об экологической безопасности продукта, произведенными местными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; в) гарантий сроков регулярных поставок местной сельскохозяйственной продукции населению. На все поставленные потребителем вопросы дает ответ разработанная нами методология научного прогнозирования, представленная ниже.

Проведенный за минувший 3-х летний период научный прогноз маркетинговой деятельности мелкого сельхозпроизводителя на статистически достоверном уровне (п=278 фермеров Краснодарского края, p<0,05) показал, что 76,2% (п=212, p<0,05) респондентов не проводят планового анализа своей маркетинговой деятельности, отдавая предпочтение прямым контактам с перекупщиками сельскохозяйственной продукции. В этой связи нами были проанализированы тенденции в научном планировании маркетинговой деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, что представлено на схеме 1 (см. ниже).

Комментируя схему 1, надлежит подчеркнуть, что действующее российское законодательство делает возможным эффективно использовать ряд преимуществ аграрных регионов России для совершенствования локальной маркетинговой политики фермерских хозяйств, что представлено в таблице 1 (см. ниже). Комментируя данные таблицы 1, надлежит сослаться на Постановление ЗСК Краснодарского края о целесообразности развития оптовых сельскохозяйственных рынков (ОСР).

Схема 1. Основные направления деятельности малого сельхозпроизводителя при различных формах развития условий маркетинговой среды

Первое условие: СПРОС КОЛЕБЛЕТСЯ

Рекомендован стимулирующий малый агромаркетинг, т.е. предпринимаются

реализационные меры на бытовом уровне (убеждение близ живущих потребителей о преимуществах собственного сельхозпродукта перед аналогом у конкурентов (например, густота сметаны, цвет моркови, вкус малины, запах огурцов).

Третье условие: СПРОС АДЕКВАТЕН

возможностям крестьянского хозяйства в производстве конкретного сельхозпродукта. Рекомендуется малый

синхромаркетинг, т.е.

поддерживание благожелательных бытовых контактов с кругом постоянных потребителей своего агропродукта.

Второе условие: СПРОС СНИЖАЕТСЯ

Рекомендованы приемы ремаркетинга, т.е. сезонный переход на новую агрокультуру или смена направления в малом животноводстве, например, отказ от откорма бычков и переход к более продуктивному кролиководству.

Собственный анализ динамики маркетинговой составляющей экономического

развития крестьянских (фермерских) хозяйств

(п=278, р<0,05) Краснодарского края

Четвертое условие: СПРОС ПОТЕНЦИАЛЕН

Рекомендуется антиципарный (от лат. апИирайо -предвосхищение, предугадывание событий)

маркетинг, т.е. опираясь на обычные телефонные опросы, бытовые интервью, мнения экспертов и собственную хозяйственную интуицию,

создается маркетинговая модель соотношения будущих и прошлых потребительских

предпочтений.

По замыслу разработчиков этого проекта маркетинговую составляющую мелкого сельхозпроизводителя необходимо объединить в единую маркетинговую стратегию, осуществление которой ранее было не под силу отдельному крестьянину. В этом ключе управляющая рынком компания, т.е. юридическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе и ответственное за управление потоками реализации полученной продукции от мелкого производителя, организует систему целевого маркетинга, направленного на совершенствование маркетинговой среды на местном рынке сельскохозяйственных продовольственных товаров, что представлено на схеме 2 (см. ниже).

Комментируя данные схемы 2, надлежит подчеркнуть, что указанные на ней маркетинговые мероприятия для защиты прав производителей сельскохозяйственной продукции, покупателей и потребителей предназначены для обеспечения прозрачности деятельности оптового рынка, когда управляющая рынком компания регистрирует (в качестве маркетингового пресс-релиза) сведения о виде, количестве и ценах на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую на оптовом рынке, и размещает эти сведения в средствах массовой информации. К тому же маркетинговые мероприятия, проводимые в интересах потребителя, а также в рамках защиты прав производителей сельскохозяйственной продукции при проведении оптовой продажи, должны (по мнению респондентов) содержать обязательную информацию для различных слоев населения о том, что комиссионеры обязаны реализовывать сельскохозяйственную продукцию с учетом интересов ее производителей. Это целесообразно еще в том плане, что после маркетинговых мероприятий комиссионеры, по нашему мнению, не могут (как это практиковалось ранее) осуществлять сговор с покупателем, направленный против интересов производителей, так как законодательно запрещается передача производителям информации, содержащей ложные сведения о количестве и стоимости реализованной продукции. Особым пунктом предлагаемой маркетинговой программы является то, что комиссионеры обязаны в течение пяти рабочих дней с момента реализации сельскохозяйственной продукции оплатить ее производителям стоимость продукции за вычетом удержанных налогов и комиссионных вознаграждений из суммы, полученной в результате реализации сельскохозяйственной продукции.

Внедряемый управленческий алгоритм оптимизирует маркетинговую среду вокруг продукта малого сельхозпроизводителя, поскольку способствует:

1) разработке и утверждению схемы размещения торговых мест и обособленных мест для покупателей, а также обеспечивает их предоставление в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) определению цены договора о предоставлении торгового места;

3) обеспечению соблюдения производителями сельскохозяйственной продукции и комиссионерами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

4) регистрации сведений о виде, количестве и ценах на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую на оптовом рынке, и размещению данных сведений в средствах массовой информации.

Таблица 1. Экономические, правовые, геополитические, природно-экологические и иные факторы совершенствования локальной маркетинговой политики крестьянских (фермерских) хозяйств

Сегментация нацпроекта «Развитие АПК» Маркетинговые характеристики программ господдержки малого предпринимательства на селе (по материалам Б. Л. Винокурова, О.Н. Кравченко и А.В. Поголова, 2005-2009)

1 2

Экономический сегмент маркетинговых программ Расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), что позволит повысить рентабельность отечественного животноводства, ускорить процесс технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности. Основным механизмом привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм). На эти цели из федерального бюджета выделено 3,45 млрд. руб. в 2006 г. и 3,18 млрд. руб. в 2007 г.

Технико-снабженческий сегмент маркетинговых программ Увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства. Основным механизмом является увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг». На эти цели из федерального бюджета выделяется 4 млрд. руб. ежегодно, 3 млрд. руб. из которых направляются на закупки скота и 1 млрд. руб. - на закупки оборудования. До завершения нацпроекта ежегодно планируется поставлять 50 тыс. голов племенного скота, а также оборудование для создания 65 тыс. скотомест. При этом предусмотрено снижение ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» по поставкам племенной продукции до 0% годовых, что удешевит лизинг в среднем на 20%, и увеличение срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет. Это позволит уменьшить расходы товаропроизводителей по лизинговым платежам в среднем на 5-6%.

Геополитически й сегмент маркетинговых программ Обеспечение маркетинговой прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства. Основным механизмом является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 20062007 гг. и вплоть до 2009 г. согласно имеющимся межправительственным договоренностям отмена ввозных таможенных пошлин на ввозимое в Россию технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Кадрово-управленческий сегмент маркетинговых программ Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Основным механизмом является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. На эти цели из федерального бюджета выделено в 2006 г. 2,0 млрд. руб., в 2007 г. - 2,0 млрд. руб. Это позволило в 2006 г. осуществить ввод 713,4 тыс. м2 и обеспечить доступным жильем 16,2 тыс. молодых специалистов (или их семей), в 2007 г. - 679,5 тыс. м2 и 15,44 тыс. молодых специалистов (или их семей).

Природно-экологический

сегмент маркетинговых программ

Сокращение сроков на приоритетное выделение (на условиях льготного выкупа или долгосрочной аренды) фермерским (КФК) или личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), а также частным крестьянским подворьям экологически чистых земельных угодий. Основной механизм — субсидирование процентной ставки по земельным кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделено 2,9 млрд. руб. в 2006 г., 3,67 млрд. руб. — в 2007 г. До завершения нацпроекта решено привлекать для ЛПХ и КФХ земельные кредиты на сумму 20 млрд. руб. ежегодно. В 2006 г. средний размер земельного кредита на КФХ составил по 2 млн. руб. (число кредитуемых хозяйств - 8000), на ЛПХ - по 100 тыс. руб. (число кредитуемых хозяйств - 197,5 тыс.), на сельскохозяйственный потребительский кооператив - по 3 млн. руб. (число кредитуемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 1500).

Схема 2. Основные направления маркетинговой деятельности по оптовому продвижению на рынке продукции малого сельхозпроизводителя

Литература

1. Винокуров, Б.Л., Кравченко, О.Н., Поголов, А.В. Экономические, правовые, природно-экологические и иные факторы совершенствования маркетинговой политики сельхозпроизводителя [Текст] / Б.Л. Винокуров, О.Н. Кравченко, А.В. Поголов // Рынок. - 2009. - №1. - С. 16-17.

2. Локотков, А.А. Соотношение продукции личных подсобных хозяйств и фермерского производства в уровне оборота сельхозпродукции в крупных субъектах РФ [Текст] / А.А. Локотков // Крестьянское подворье. - 2008. - №2. - С. 45-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.