УДК 323.21:378
Знаменский Дмитрий Юрьевич
кандидат политических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Znamenskiy Dmitriy Yurievich
PhD in Political Science, Assistant Professor, Deputy Head of Public Administration and Political Technologies Department, State University of Management
SCIENTIFIC RESOURCES OF HIGHER SCHOOL AS AN OBJECT OF
STATE POLICY
Аннотация:
Статья посвящена проблемам государственной политики по управлению научным потенциалом высшей школы России. Автор детально рассматривает категорию «научный потенциал», в том числе применительно к системе высшего образования, предлагает собственную трактовку данного понятия, а также дает оценку текущей государственной политики по его развитию.
Ключевые слова:
государство, государственная политика, государственная научно-техническая политика, высшая школа, научно-исследовательская деятельность, научный потенциал высшей школы.
Summary:
The article deals with the public policy concerned with the higher school's scientific resources development. The author describes in detail the scientific resources category, including with regard to the higher school system. The author suggests an original interpretation of this concept and assesses the current state policy regarding the scientific resources development.
Keywords:
state, state policy, public scientific and technical policy, higher school, research activities, scientific resources of higher school.
Существенная роль системы высшего образования в процессах развития инновационной экономики не вызывает сомнений. Именно в рамках высшей школы формируются новые поколения специалистов, а также осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, ведутся разработки, в том числе с участием студентов. Актуальность проблем развития вузовской науки отмечалась многими отечественными учеными. Например, Л.Э. Миндели и Г.С. Хромов в контексте развития научного потенциала страны указывают на главную, хотя, безусловно, не доминирующую, функцию высшей школы - подготовку кадров для фундаментальной и прикладной науки [1].
В связи с этим не вызывает сомнений, что система высшего образования является одним из главных объектов государственной научно-технической политики любой страны. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве стратегической цели государственной политики в сфере образования предусматривает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].
Безусловно, государственная политика в области развития высшей школы многоаспектна. Думается, что в числе основных направлений следует выделить: 1) повышение и контроль качества высшего образования, в том числе разработку образовательных стандартов нового поколения; 2) работу по привлечению российских вузов к международному образовательному и научному сотрудничеству; 3) развитие научного потенциала вузов и их интеграцию в национальную инновационную систему.
Ограниченный объем статьи не позволяет детально остановиться на каждом из указанных направлений. Однако нужно отметить их корреляцию с положениями Публичной декларации целей и задач Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016 г., предполагающей следующие цели: 1) вхождение не менее пяти университетов в топ-100 мировых рейтингов к 2020 г.; 2) развитие сети опорных университетов; 3) разработку модернизированных образовательных программ в области инженерии и педагогики [3].
Думается, что особый интерес должно представлять направление государственной политики, ориентированное на развитие научного потенциала высшей школы. Данное направление следует, по нашему мнению, считать наиболее сложным и многоплановым [4].
Указанная сложность связана, как представляется, со следующими факторами: 1) много-аспектностью самого понятия научного потенциала, в том числе применительно к высшим учебным заведениям; 2) второстепенностью научно-исследовательской деятельности для вузов (в отличие от чисто научных организаций типа НИИ, КБ и т. п.); 3) сложившимися стереотипами относительно значения вузовской науки для научного потенциала страны.
Вместе с тем проблемы развития научного потенциала высшей школы представляются в настоящее время весьма актуальными в связи со следующими обстоятельствами: 1) наличием у вузов функции по подготовке высококвалифицированных, в том числе научных, кадров для инновационной экономики; 2) непосредственной включенностью научно-исследовательской работы преподавателей и студентов в современный образовательный процесс (именно там происходят апробация и верификация получаемых знаний); 3) тенденцией увеличения доли вузовской науки в общем объеме НИОКР в России; 4) высокой концентрацией научных кадров в вузовском секторе страны; 5) внешнеполитическими факторами, в том числе так называемой «войной санкций» и, как следствие, политикой импортозамещения, необходимостью развивать собственную наукоемкую промышленность, что немыслимо без одновременной подготовки соответствующих кадров [5].
В свете изложенного логично предположить, что развитие научного потенциала высшей школы представляет собой важное направление государственной научно-технической политики современной России, несмотря на то что данное направление не имеет четкого формального выражения в соответствующих нормативно-правовых актах.
При анализе формального закрепления рассматриваемого направления в приоритетах государственной научно-технической политики следует обратить внимание на обозначенную в законе № 127-ФЗ идею интеграции науки и высшего образования [6]. Ее целями являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение студентов к проведению исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.
В качестве форм интеграции науки и образования в законе № 273-Ф3 выделяются: 1) проведение в вузах научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования; 2) привлечение сотрудников научных организаций к работе в вузах, а также работников вузов - в научных организациях; 3) осуществление вузами и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, исследований и экспериментальных разработок, а также иных мероприятий; 4) создание в вузах научно-исследовательских лабораторий; 5) учреждение в научных организациях кафедр, осуществляющих образовательную деятельность.
Кроме того, в системе высшего образования могут возникать и функционировать обеспечивающие образовательную деятельность научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое сопровождение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
Думается, что особого внимания заслуживает набирающая в последнее время силу тенденция укрупнения и иерархизации государственных вузов, в том числе выделение в федеральном законодательстве и нормативных актах Минобрнауки России таких категорий, как «федеральный университет», «национальный исследовательский университет», «опорный университет». В связи с этим обращает на себя внимание позиция авторов монографии «Модернизация России и научно-технологическая политика», согласно которой укрупнение сети университетов, их иерархизация, создание ряда мощных комплексов (в том числе Новосибирского академгородка, «Сколково» и др.), изменение структуры институтов РАН блокируют конкуренцию научных организаций внутри страны и явно ориентированы на международную сферу. В то же время особенности России и специфика науки как вида деятельности требуют сохранения механизма возникновения новых сильных организаций [7, с. 118].
Таким образом, текущая государственная политика Российской Федерации по отношению к системе высшего образования носит сложный, многоаспектный и в то же время разнонаправленный характер.
Логика данного исследования требует уточнения понятий «научный потенциал» вообще и «научный потенциал высшей школы» в частности. Учитывая наш подход к трактовке государственной научно-технической политики (апробированный в ряде исследований [8]), научный потенциал общества можно определить как способность научной системы страны продуцировать новые знания в самых разных формах; управление формированием, реализацией и развитием научного потенциала общества основывается на научно обоснованной научно-технической политике, осуществляемой государством при активном участии институтов гражданского общества.
Наряду с ресурсной составляющей структуры научного потенциала (изучением которой, как правило, ограничивается большинство авторов) представляется необходимым выделить: а) институциональные основы потенциала; б) кадровые; в) социальные факторы его развития.
Несомненно, научный потенциал вуза обладает рядом специфических черт, которые в значительной мере определяют его структуру, функции и факторы развития. В частности, необходимо
принять во внимание, что, во-первых, научно-исследовательская деятельность у вуза, как правило, не является основной (в отличие, например, от НИИ и других исключительно исследовательских организаций); во-вторых, научный потенциал вуза включает возможности не только сотрудников, но и обучающихся (студентов и аспирантов) [9, с. 107-108]. Нельзя не отметить и такую отличительную особенность научного потенциала высшей школы, как академическая автономия вузов.
Анализ зафиксированных в научной литературе точек зрения позволяет трактовать научный потенциал высшей школы как способность соответствующих организаций (вузов) продуцировать новые знания в самых разных формах; при этом управление формированием, реализацией и развитием научного потенциала вузов выступает в качестве одного из ключевых объектов государственной научно-технической политики.
Характеризуя структуру научного потенциала высшей школы в целом, следует отметить, что ей присущи многие черты данной структуры на уровне отдельно взятого вуза. В частности, к ее ключевым элементам необходимо отнести: 1) институциональные и организационно-кадровые основы научного потенциала; 2) ресурсное обеспечение научно-исследовательской деятельности вузов; 3) формы реализации научного потенциала высшей школы.
Ссылки:
1. Миндели Л.Э., Хромов Г.С. Научно-технический потенциал России : в 2 ч. М., 2011-2012.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: 1пПр://минобрнауки.рф/документы/5366/файл/7234/Публичная декларация целей и задач на 2016 rc^.pdf (дата обращения: 17.06.2016).
4. Знаменский Д.Ю. Проблемы взаимодействия власти и общества в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики // Вестник Государственного университета управления. 2012. № 17. С. 41-47.
5. См., например: Касюк А.Я., Харичкин И.К. Внешние угрозы национальной безопасности Российской федерации и перспективы их нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2015. № 1. С. 25-34.
6. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс] : федер. закон от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ : в ред. от 23 мая 2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу 3 июня 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Модернизация России и научно-технологическая политика / под ред. В.А. Русановского, Н.П. Колядина. Саратов, 2011.
8. См., например: Знаменский Д.Ю. Указ. соч.
9. Знаменский Д.Ю., Терехина Д.С. Научный потенциал высшей школы: понятие, структура, методология оценки : монография. М., 2013.
References:
Kasyuk, AY & Kharichkin, IK 2015, 'External threats to the national security of the Russian Federation and the prospects for their neutralization', Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskiye nauki, no. 1, pp. 25-34,
Mindeli, LE & Khromov, GS 2011-2012, Scientific and technical potential of Russia: 2 parts, Moscow, (in Russian). Znamenskiy, DY 2012, 'Problems of interaction between the authorities and society in the process of formation and implementation of the state scientific and technical policy', Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya, no. 17, pp. 41-47,
Znamenskiy, DY & Terekhina, DS 2013, The scientific potential of the higher school: the concept, structure and methodology of the evaluation: a monograph, Moscow.
Rusanovskiy, VA & Kolyadin, NP (ed.) 2011, Modernization of Russia's scientific and technological policy, Saratov,