Научная статья на тему 'Государственная политика Российской Федерации по развитию научного потенциала высшей школы: основные этапы жизненного цикла'

Государственная политика Российской Федерации по развитию научного потенциала высшей школы: основные этапы жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC POTENTIAL / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Знаменский Д.Ю.

В статье предпринимается попытка обоснования концепции государственной политики России в области управления научным потенциалом высшей школы. Методологической основой такой концепции, по мнению автора, может стать системно-динамический подход к государственной политике, предполагающий исследование трех ее главных аспектов: пространственного, временноNго и технологического. В настоящем исследовании автор делает упор на временноNй компонент государственной политики по развитию научного потенциала высшей школы, т. е. на ее «жизненный цикл». При этом основные этапы данного цикла соотносятся со стадиями развития самого научного потенциала высшей школы. В статье дается подробное описание целей каждого этапа жизненного цикла указанной политики, методов его реализации, институциональной структуры, предполагаемых мероприятий и результатов их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public policy of the Russian Federation in development of higher school’s scientific potential: main phases of lifecircle

The article attempts to substantiate the concept of Russia's public policy in the field of managing the scientific potential of higher education. The methodological basis of such a concept, according to the author, can be a system-dynamic approach to public policy, which involves studying three of its main aspects: spatial, temporal and technological. In this research, the author focuses on the temporary component of the public policy for the development of the scientific potential of higher education, that is, its «life cycle». At the same time, the main stages of this cycle are correlated with the stages of development of the most scientific potential of higher education. The article gives a detailed description of the objectives of each phase of the life cycle of the policy, the methods of its implementation, the institutional structure, the proposed activities and the results of their implementation.

Текст научной работы на тему «Государственная политика Российской Федерации по развитию научного потенциала высшей школы: основные этапы жизненного цикла»

УДК 323.2

Д. Ю. Знаменский

кандидат политических наук; доцент кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления; e-mail: belyferz@list.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

В статье предпринимается попытка обоснования концепции государственной политики России в области управления научным потенциалом высшей школы. Методологической основой такой концепции, по мнению автора, может стать системно-динамический подход к государственной политике, предполагающий исследование трех ее главных аспектов: пространственного, временного и технологического.

В настоящем исследовании автор делает упор на временной компонент государственной политики по развитию научного потенциала высшей школы, т. е. на ее «жизненный цикл». При этом основные этапы данного цикла соотносятся со стадиями развития самого научного потенциала высшей школы. В статье дается подробное описание целей каждого этапа жизненного цикла указанной политики, методов его реализации, институциональной структуры, предполагаемых мероприятий и результатов их осуществления.

Ключевые слова: государство; гражданское общество; государственная политика; научный потенциал; высшая школа; жизненный цикл.

Znamenskiy D. Y.

PhD (Political Sciences), Assistant Professor, Department of Public administration and political technologies, State University of Management; e-mail: belyferz@list.ru

PUBLIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL'S SCIENTIFIC POTENTIAL: MAIN PHASES OF LIFECIRCLE

The article attempts to substantiate the concept of Russia's public policy in the field of managing the scientific potential of higher education. The methodological basis of such a concept, according to the author, can be a system-dynamic approach to public policy, which involves studying three of its main aspects: spatial, temporal and technological.

In this research, the author focuses on the temporary component of the public policy for the development of the scientific potential of higher education, that is, its «life cycle». At the same time, the main stages of this cycle are

correlated with the stages of development of the most scientific potential of higher education. The article gives a detailed description of the objectives of each phase of the life cycle of the policy, the methods of its implementation, the institutional structure, the proposed activities and the results of their implementation.

Key words, state; civil society; public policy; scientific potential; higher school; life cycle.

Острота проблем управления научным потенциалом высшей школы в современной России, неоднократно подчеркиваемая в целом ряде публикаций отечественных ученых [Галлямова 2017; Преображенский 2009; Теребнев 2015], делает актуальным вопрос о разработке концептуального обеспечения данного направления государственной политики. Речь идет о документах стратегического характера (доктринах, концепциях, стратегиях), определяющих принципы, цели и методы государственной политики в области развития научного потенциала отечественной высшей школы.

Возможная концепция политики Российской Федерации по управлению научным потенциалом высшей школы может быть построена, как представляется, исходя из уже апробированного в предыдущих публикациях автора системно-динамического подхода [Знаменский 2014, № 7, с. 50-163; Знаменский 2014, № 9, с. 1-14]. Это означает, что примерные контуры такой концепции должны охватывать:

во-первых, пространственные аспекты политики в области развития научного потенциала вузов (включая систему ее целей и приоритетов, основные направления, нормативно-правовые и институциональные основы);

во-вторых, ее временной компонент, предполагающий описание основных этапов ее осуществления;

в-третьих, технологический компонент политики (последовательно раскрывающий два принципиальных аспекта: технологии оценки научного потенциала высшей школы России и технологии взаимодействия государства с различными политическими институтами в процессе формирования политики, ее реализации и оценки ее результативности).

Думается, что особого внимания в данном контексте заслуживает временной компонент государственной политики в рассматриваемой области, представляющий собой, прежде всего,

системную взаимосвязь основных этапов жизненного цикла научного потенциала высшей школы. Резонно предположить, что на первом этапе реализации политики должно происходить формирование и наращивание указанного потенциала (в том числе формирование его институциональных, кадровых и нормативных основ), на втором -наполнение заданных рамок реальным содержанием (реализация конкретных целевых программ, направленных на развитие кадрового потенциала высшей школы, финансовую и материальную поддержку передовых вузов, осуществляющих наиболее актуальные научные исследования, интеграция вузовского научного сектора в национальную инновационную систему), на третьем - реализация сформированного научного потенциала в различных формах (включая институциональные, аттестационно-статусные, научно-информационные, инновационные и финансовые), а также оценка результативности политики и, в случае необходимости, ее корректировка.

При этом представляется справедливой отмечавшаяся в отдельных трудах отечественных ученых необходимость логической увязки указанных этапов с различными типами оценки научного потенциала высшей школы. Так, первому этапу должна соответствовать первичная (факторная) оценка (целью которой является характеристика изначального потенциала российских вузов и выявление возможных «точек роста», а также проблемных областей вузовской науки), вторичная (результативная) оценка (оценивающая эффективность реализации научного потенциала высшей школы в разнообразных формах) и итоговая (сопоставляющая результаты предыдущих оценок) [Сычев, Знаменский, 2013; Сычев, 2014].

Более детально структура временного компонента политики Российской Федерации в области управления научным потенциалом высшей школы представляется следующей. Для каждого этапа нужно выделить:

- временные рамки;

- цель этапа и его основное содержание;

- состав основных субъектов, принимающих участие в мероприятиях, предусмотренных на данном этапе;

- набор методов осуществления политики на данном этапе;

- комплекс мероприятий, связанных с реализацией целей данного этапа;

- ожидаемые результаты этапа.

Так, на этапе 1 предполагается осуществление первичной оценки научного потенциала отечественной высшей школы, а также определение основных целей, задач и направлений государственной политики по его развитию. Период реализации этапа, т. е. его временные рамки, должен составлять не менее одного года и не более двух лет.

В качестве главных целей первого этапа следует:

во-первых, дать оценку текущего состояния научного потенциала высшей школы России;

во-вторых, выявить проблемы, мешающие его дальнейшему развитию и эффективной реализации, а также наиболее значимые вызовы, стоящие перед вузовской наукой;

в-третьих, определить цели, задачи, приоритеты и основные направления государственной политики по отношению к научному потенциалу высшей школы.

Иными словами, на данном этапе должна быть сформирована политическая повестка дня, заложены основы будущей политики государства по отношению к вузовской науке, определено ее место в национальной научно-технологической системе.

Исходя из указанных целей, можно условно разделить первый этап на три подэтапа:

1) оценка научного потенциала высшей школы;

2) выявление проблем в рассматриваемой области;

3) определение соответствующих целей и приоритетов государственной политики.

Данное разделение в значительной мере обусловливает субъектный состав всего этапа, а также классификацию методов достижения его целей и набор соответствующих мероприятий.

В качестве основных субъектов, принимающих участие в реализации этапа 1, помимо Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимо выделить:

а) экспертную организацию, осуществляющую по поручению Минобрнауки России оценку научного потенциала отечественной высшей школы (думается, что на роль подобной организации в равной мере могут претендовать Российская академия наук и Российский союз ректоров);

б) структуру, на базе которой организуются общественные обсуждения результатов проведенной оценки, выявляются

проблемы, связанные с развитием и эффективной реализацией научного потенциала российских вузов (такой организацией может стать как Российская академия наук или Российский союз ректоров, т. е. организаторы оценки, так и такие структуры, как профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы, Общественная палата Российской Федерации, а также какой-либо из ведущих вузов страны);

в) институты, представляющие интересы вузовского сообщества, а также иные группы интересов (как представляется, перечень подобных структур должен оставаться открытым и включать в себя как организации научного сообщества, так и ассоциации предпринимателей и иные заинтересованные группы и институты динамично развивающегося гражданского общества [Знаменский 2009; Харичкин 2011]).

Что касается методов, способствующих достижению целей этапа, то они, исходя из обозначенной выше логики, делятся на две группы:

1) методы оценки научного потенциала высшей школы;

2) методы формирования повестки дня и определения целей государственной политики.

К первой группе следует отнести комплекс методов первичной оценки научного потенциала высшей школы, включая экспертные (применимые, в частности, при оценке институциональных факторов научного потенциала), статистические (используемые для характеристики его кадровой, финансовой и в значительной степени ресурсной составляющих, а также интеграционных и политических факторов), социологические (актуальные для оценки социокультурных факторов научного потенциала) методы [Сычев 2014].

Вторая группа методов, как представляется, должна включать в себя, во-первых, методы заочной управляемой экспертизы (самым распространенным примером может послужить метод Дельфи) [Знаменский 2009] и, во-вторых, очное обсуждение сформированной повестки дня в рамках единого всероссийского мероприятия (рабочим названием данного мероприятия может стать, к примеру, Всероссийский конгресс «Научный потенциал высшей школы как объект управления»).

В числе главных мероприятий первого этапа, помимо упомянутого конгресса, следует обозначить, во-первых, мероприятия,

связанные с оценкой научного потенциала высшей школы России и, во-вторых, мероприятия, связанные с заочной экспертизой по формированию повестки дня государственной политики в данной сфере. Стоит заметить, что в принципиальном плане все мероприятия данного этапа можно условно разделить на мероприятия сугубо административно-бюрократического характера и политико-управленческого характера. Так, к первым можно отнести организацию конкурса на заключение контракта с экспертной организацией, осуществляющей оценку научного потенциала высшей школы, а также все мероприятия по работе с экспертами (заочный опрос, обобщение и интерпретация результатов). В то же время работа конгресса и собственно процесс постановки целей, задач, приоритетов и основных направлений государственной политики относятся ко второй группе мероприятий.

В качестве основных результатов первого этапа реализации концепции политики Российской Федерации в области управления научным потенциалом высшей школы следует выделить:

1) характеристику текущего состояния научного потенциала отечественной высшей школы с изложением главных проблем и вызовов, стоящих перед вузовской наукой на современном этапе;

2) комплекс предложений научного (в том числе вузовского) сообщества, деловых кругов и гражданского общества по поводу целей, задач и основных направлений государственной политики в рассматриваемой сфере, а также мероприятий, которые следует осуществить для достижения указанных целей и задач;

3) предложения вузовского сообщества по корректировке перечня приоритетных направлений развития науки и технологий Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации.

Этап 2 реализации концепции политики Российской Федерации в сфере управления научным потенциалом высшей школы предполагает наращивание указанного потенциала, т. е. активные инвестиции в вузовскую науку, а также формирование инфраструктуры управления ею. Временные рамки этапа стоит ограничить четырьмя-пятью годами.

Основной целью второго этапа следует считать доведение показателей первичной оценки научного потенциала высшей

школы до определенных целевых значений (каковые, в свою очередь, должны быть заданы в ходе первого этапа). Кроме того, реализация данного этапа предполагает, как уже говорилось, активные инвестиции в научный потенциал вузов (а, следовательно, открытие новых программ развития науки), начало долгосрочных научно-исследовательских проектов, учреждение новых именных стипендий для талантливой молодежи и иные формы поощрения молодежного научного творчества. Особо необходимо отметить формирование на данном этапе новой системы управления вузовской наукой (или, по крайней мере, значительное реформирование существующей). Думается, это означает: во-первых, совершенствование нормативно-правовых основ управления научно-исследовательской деятельностью (в том числе установление единых и неизменных в течение всего жизненного цикла политики принципов и показателей отчетности) и, во-вторых, открытие всевозможных структур, обеспечивающих взаимодействие между вузами, бизнес-сообществом, академической наукой и гражданским обществом (в том числе речь идет о попечительских и наблюдательных советах, исследовательских советах и советах по защите диссертаций на соискание ученых степеней).

В числе ключевых субъектов второго этапа следует выделить в первую очередь Минобрнауки России, а также подведомственное ему Федеральное агентство по делам молодежи. На этом этапе именно данные структуры вынуждены будут принять на себя основной объем работы, поскольку речь здесь идет не о выдвижении инициатив и формировании политики, а о ее практической реализации. Вместе с тем в последние годы в России и в мире всё более актуальными становятся тенденции привлечения к данному процессу региональных органов власти, деловых и экспертных кругов, а также представителей третьего сектора [КоШуей, Аэкт 2017].

Кроме того, значительна роль Российской академии наук и Высшей аттестационной комиссии (в части открытия диссертационных советов) и особенно организаций вузовского сообщества (к примеру, Российского союза ректоров); бизнес-сообщества (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России и т. п.) и РАН - в части организации взаимодействия между академической наукой, вузами и реальным сектором экономики.

Методы реализации поставленных целей этапа можно, как и в предыдущем случае, условно разделить на две группы:

1) методы реализации государственных программ развития научного потенциала высшей школы;

2) методы оценки данного потенциала (имеется в виду оценка форм его реализации).

В первом случае, как представляется, речь должна идти о программно-целевом управлении, активно применяющемся в настоящее время в отечественной и зарубежной практике [Елохов, Елохова 2015].

Что же касается второй группы, то здесь речь идет о комплексе методов, включающих в себя статистические, библиометриче-ские, экспертно-оценочные и иные методы, с помощью которых возможно, во-первых, оценить результаты деятельности по наращиванию научного потенциала вузов (по сути, осуществить еще одну его первичную оценку, которая впоследствии и будет положена в основу оценки итоговой) и, во-вторых, предварительно охарактеризовать формы его реализации.

Комплекс мероприятий, призванных обеспечить достижение поставленных на втором этапе целей, должен, как представляется, включать в себя:

1) конкурсы на получение государственной поддержки научных исследований, проводимых в соответствии с приоритетами развития научного потенциала высшей школы;

2) научные конференции и выставки с представлением результатов научного творчества, молодежные обучающие форумы;

3) мероприятия по профессиональной ориентации, причем данные мероприятия следует проводить для лиц, поступающих на программы всех уровней образования: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

4) мероприятия по оценке научного потенциала высшей школы;

5) координационные совещания и семинары по обмену опытом между вузами, в том числе представляющими различные субъекты Российской Федерации.

В качестве основных результатов второго этапа необходимо отметить:

1) достижение целевых значений показателей первичной оценки научного потенциала отечественной высшей школы;

2) по результатам научных конференций, выставок и молодежных форумов - отбор наиболее талантливых выпускников вузов для продолжения обучения в аспирантуре (на условиях их последующей трудовой деятельности в российских вузах);

3) повышение престижа профессии ученого и научно-педагогического работника;

4) создание основ для эффективной реализации научного потенциала высшей школы России, его интеграции в национальную научно-технологическую систему.

На этапе 3 реализации концепции государственной политики в области управления научным потенциалом российской высшей школы предполагается его активная реализация. ВременнЫе рамки этапа составляют приблизительно пять лет.

Главными целями этапа являются:

1) получение максимального эффекта от реализации научного потенциала отечественной высшей школы;

2) сбор сведений, необходимых для корректировки целей, задач и приоритетов государственной политики в рассматриваемой сфере и нового витка жизненного цикла научного потенциала высшей школы.

Что касается состава субъектов политики по развитию научного потенциала высшей школы на третьем этапе, то, как представляется, ключевую роль здесь, помимо государства в лице Министерства образования и науки Российской Федерации, будут играть, во-первых, собственно, сами вузы (причем не только как юридические лица, но и как коллективы научно-педагогических работников) и, во-вторых, бизнес-сообщество. Иными словами, речь в данном случае идет о субъектах - получателях полезного эффекта от проводимой политики.

Думается, что комплекс методов, характерных для завершающего этапа реализации концепции политики Российской Федерации в области управления научным потенциалом высшей школы, должен, как и набор методов первого ее этапа, включать в себя две основные группы:

1) методы оценки научного потенциала высшей школы и интерпретации полученных данных;

2) методы прогнозирования дальнейшего развития научного потенциала высей школы, а также корректировки государственной

политики в соответствии с полученными результатами оценки и прогноза.

В соответствии с логикой жизненного цикла научного потенциала первом случае речь должна идти о методах вторичной оценки научного потенциала (т. е. оценки различных форм его реализации), а также его итоговой оценки (т. е. сопоставления результатов первичной и вторичной оценки). Примечательно, что результаты итоговой оценки дают возможность с достаточно высокой степенью вероятности спрогнозировать дальнейшую динамику развития научного потенциала, что существенно облегчает процедуру корректировки государственной политики.

Спектр мероприятий, реализуемых на данном этапе, представляется весьма широким. Во-первых, речь идет об участии российских вузов в научно-исследовательских проектах, в том числе международных - причем, в отличие от предыдущего этапа, здесь такое участие уже предполагает конкретные научные результаты (прирост числа публикаций, в том числе в наукометрических базах данных международного уровня, повышение уровня цитируе-мости российских ученых, интенсификацию академических обменов, появление новых прорывных технологий и т. д.). Во-вторых, появление новых технологий предполагает их внедрение в реальный сектор экономики (т. е. организацию и проведение специализированных инновационных выставок и форумов, заключение соответствующих соглашений между вузами и предприятиями реального сектора, рост числа патентов, выданных представителям российских вузов). В-третьих, на данном этапе реализации концепции большое значение вновь приобретает, по сути, центральное мероприятие в рамках всей государственной политики в рассматриваемой области - Всероссийский конгресс «Научный потенциал высшей школы как объект управления». Именно на этом конгрессе предполагается подведение итогов реализации политики в сфере вузовской науки, а также обсуждения ее возможной корректировки на дальнейшую перспективу.

Ожидаемые результаты третьего этапа и всего процесса реализации концепции могут быть сгруппированы по основным субъектам - получателям полезного эффекта. Так, главным результатом для общества и государства должно стать новое качество и новый уровень научно-технологического суверенитета страны. Кроме

того, реализация концепции будет способствовать открытию новых рабочих мест в наукоемком секторе промышленности, увеличению доли наукоемких товаров и услуг на рынке и, как следствие, -росту национальной экономики. Для бизнес-сообщества реализация концепции означает налаживание устойчивых взаимосвязей с ведущими университетами страны, а, следовательно, - приток квалифицированных кадров и прирост нематериальных активов за счет получаемых результатов научно-исследовательской деятельности вузов-партнеров. Наконец, сами вузы в результате реализации концепции получают существенную финансовую поддержку проведения научных исследований (как государственную, так и частную) и возможность выхода на качественно новый, мировой, уровень конкуренции.

Таким образом, жизненный цикл предлагаемой концепции составит приблизительно 11-12 лет. В результате в Российской Федерации должна сформироваться эффективная и самодостаточная система управления вузовской наукой, интегрированная в национальную научно-технологическую систему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Галлямова Л. И. Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России // Россия и АТР. 2017. № 1 (95). С. 35-48. Елохов А. М., Елохова Т. А. Стратегическое программно-целевое управление: монография. Пермь : Зап.-Урал. Ин-т экономики и права, 2015. 376 с.

Знаменский Д. Ю. Государственная научно-техническая политика России

(проблемы публичности) // Власть. 2009. № 10. С. 38-40. Знаменский Д. Ю. К вопросу о применении системно-динамического подхода к исследованию процессов формирования и реализации государственной научно-технической политики // Социодинамика. 2014. № 7. С. 50-163.

Знаменский Д. Ю. Деятельность социально ориентированных НКО в области науки и технологий: системно-динамический подход // Социо-динамика. 2014. № 9. С. 1-14. Преображенский Б. Г. Взаимодействие высшей школы и государства -условие эффективного развития научного потенциала // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 74-76.

Сычев А. В., Знаменский Д. Ю. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 9. URL: naukovedenie.ru/PDF/09EVN413.pdf Сычев А. В. Первичная оценка научного потенциала негосударственного вуза: варианты подходов // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 4 (2з). С. 17. URL: naukovedenie.ru/PDF/17EVN414.pdf Теребнев Л. В. Научный потенциал высшей школы управления: определение, структура и научно-исследовательская деятельность студентов // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2015. Т. 5. Вып. 5(17). С. 137-151. Харичкин И. К. Гражданское общество: пути развития // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 11. С. 109-111.

Kolltveit K., Askim J. Decentralisation as substantial and institutional policy change: scrutinising the regionalisation of science policy in Norway // Science and Public Policy. Vol. 44. Issue 4. 1 August 2017. P. 546-555. URL: doi.org/10.1093/scipol/scw083

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.