Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 5-12 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 496. рр. 5-12
ПЕДАГОГИКА
Научная статья
УДК 378.2+174+001.18
doi: 10.17223/15617793/496/1
Научный потенциал личности: развитие профессионально значимых компетенций в вузе
Аскар Канапьевич Арынгазин1, Гузалия Жевдятовна Фахрутдинова2, Ануар Аскарович Арынгазин3, Ансар Аскарович Арынгазин4
1 Национальная академия образования имени И. Алтынсарина, Астана, Казахстан 2 Казанский федеральный университет, Казань, Россия 3 4 Назарбаев Университет, Астана, Казахстан 1 askar.aryngazin@nu.edu.kz; ORCID: 0000-0001-8329-4072 2 gdautova@mail.ru; ORCID: 0000-0002-3416-5300
3 anuar.aryngazin@nu.edu.kz; ORCID: 0000-0003-1707-3647
4 ansar.aryngazin@nu.edu.kz; ORCID: 0000-0002-3029-0198
Аннотация. Актуализирована проблема анализа профессионально значимых компетенций в части научного потенциала научно-педагогических работников вуза. Проведено исследование уровня владения научно-педагогическими работниками методами планирования опытно-экспериментальной работы, академического письма (включая иностранные языки и доли публикаций на английской языке) и уровнем владения финансовой информацией в вузах. Предложены рекомендации по оценке достаточности и эффективности распределения финансирования научных исследований в вузе, развитию методов планирования исследований. Ключевые слова: научный потенциал, научно-педагогические работники вуза, педагогика, планирование научных исследований, академическое письмо, финансирование
Источник финансирования: исследование выполнено в рамках программно-целевого финансирования научно-технической программы OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки» (2021-2023 гг., Национальная академия образования им. И. Алтынсарина).
Для цитирования: Арынгазин А.К., Фахрутдинова Г.Ж., Арынгазин А.А., Арынгазин А.А. Научный потенциал личности: развитие профессионально значимых компетенций в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 5-12. doi: 10.17223/15617793/496/1
Original article
doi: 10.17223/15617793/496/1
The scientific potential of an individual: Developing professionally significant competencies in higher education
Askar K. Aryngazin1, Guzaliya Zh. Fahrutdinova2, Anuar A. Aryngazin3, Ansar A. Aryngazin4
1 National Academy of Education named after Y. Altynsarin, Astana, Republic of Kazakhstan 2 Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation 3, 4 Nazarbayev University, Astana, Republic of Kazakhstan 1 askar.aryngazin@nu.edu.kz; ORCID: 0000-0001-8329-4072 2 gdautova@mail.ru; ORCID: 0000-0002-3416-5300
3 anuar.aryngazin@nu.edu.kz; ORCID: 0000-0003-1707-3647
4 ansar.aryngazin@nu.edu.kz; ORCID: 0000-0002-3029-0198
Abstract. Striving for excellence in scientific research and academic writing, particularly in English, is essential for the global academic standing of universities. This study examines the research planning methods, academic writing proficiency (including English language skills and the ratio of English publications), and the level of science funding in universities, involving both university management and academic staff in the analysis. The conducted case study in Kazakhstan involved 23 universities and over 800 academic staff members, and 22 research institutes for comparison. Data collected through personal surveys and requests covered the period from 2019 to 2021, incorporating textual comments and suggestions. Mathematical statistical methods were utilized for data analysis. Proficiency in research planning methods was observed at a moderate level across all age groups in both universities (73-79%) and institutes
© Арынгазин А.К., Фахрутдинова Г.Ж., Арынгазин А.А., Арынгазин А. А., 2023
(77-82%). English language proficiency showed a similar trend, declining from 62% to 44% as age categories increased. Regarding English-language scientific publications, universities (14-21%) slightly trailed institutes (17-26%). External support for improving academic writing in English was sought by more than a third of the staff (36%). Notably, universities exhibited lower funding characteristics compared to institutes, ranging from 3 to 10 times less. These results provide fresh quantitative and qualitative data from a statistically significant number of primary sources. The analysis revealed specific values for the scientific potential characteristics of academic staff and universities, enabling precise recommendations for enhancing scientific potential. Recommendations for universities encompass augmenting basic funding, financing additional permanent research staff (currently averaging 29 in universities compared to 64 in institutes), amalgamating university research groups to secure targeted funding for increased stability in medium and long-term research projects and programs. Furthermore, suggestions address the provision of technical personnel and engineers, research conditions, and support for research groups.
Keywords: scientific potential, university academic staff, pedagogy, research planning, academic writing, funding
Financial support: This article was prepared within the programme trust fund study OR 11465474 "Scientific foundations of modernization of the education system and science" (2021-2023, National Academy of Education named after Y. Altynsarin).
For citation: Aryngazin, A.K., Fahrutdinova, G.Zh., Aryngazin, A.A. & Aryngazin, A.A. (2023) The scientific potential of an individual: Developing professionally significant competencies in higher education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 496. pp. 5-12. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/496/1
Введение
Исследование характеристик научного потенциала научно-педагогических работников и вуза в целом является важной задачей для выбора первоочередных мер по улучшению научно-педагогической деятельности и ее результатов.
Недостаточные показатели страны в области финансирования научных исследований и разработок, составившие около 57 млрд тенге или 0,13% от ВВП страны в 2022 г., относительно невысокие показатели публикационной активности в вузах и в научно-исследовательских институтах (далее - институты), а также планы по выделению из общего числа группы исследовательских университетов делают актуальной проблему вузов Республики Казахстан (РК) по повышению качества научно-образовательной подготовки обучающихся, особенно в отношении аспирантов (докторантов PhD), а также определяют это качество повышения уровня научного потенциала научно-педагогических работников и перспектив научных исследований в вузах в части финансирования текущих и будущих исследований. На 2023 и 2024 гг. запланировано более чем 3-кратное увеличение этого финансирования. Это определяет актуальность исследования и ставит вопросы по оценке подготовки исследователей. При этом финансирование развития научного потенциала вуза в целом играет во многих случаях едва ли не решающую роль в формировании профессионально значимых компетенций научно-педагогических работников, особенно в области естественно-технических наук, требующих навыки использования научного оборудования и приборов. Эта связь актуализирует исследования финансового обеспечения научного потенциала в вузах, включая референтное сравнение с институтами.
В исследовании проводится разделение данных между естественно-техническим и социально-гуманитарным профилями. В исследовании приняли участие 23 вуза и более 800 анонимно анкетируемых лиц в области гуманитарных, естественно-технических и мате-
матических специальностей; для создания базы сравнения были выбраны 22 института, что составляет одно из ограничений исследования. Компенсацией отрицательных последствий этого ограничения является то, что была осуществлена значимая равновесная по статусу, типам и географии организаций выборка из общего числа 125 вузов и 55 институтов Республики Казахстан.
Целью исследования является определение абсолютных значений уровня и показательных характеристик владения научно-педагогическими работниками методами планирования научно-исследовательских работ, академического письма (английский язык) и финансовой информацией о вузе из первичных источников данных (вузов, институтов, научно-педагогических работников), а также, исходя из обработки и интерпретации этих данных, референтное сопоставление характеристик вузов с институтами и разработка педагогических и управленческих рекомендаций для научно-педагогических работников и менеджмента вузов.
Обзор литературы
Научный потенциал личности для любой специальности характеризуется несколькими базовыми компонентами, в частности мы рассматриваем в настоящей работе: (а) уровень владения планированием научных исследований; (б) уровень владения академическим письмом (и на английском языке) научно-педагогическими работниками; (в) научные публикации (в том числе на английском языке) как состоявшуюся реализацию потенциала; (г) финансирование науки в вузах как условие развития и реализации потенциала. Для сравнения ситуации в вузах мы берем аналогичные показатели научно-исследовательских институтов.
В работе К.М. Арынгазина [1] установлено, что технологии и инновации требуют значительных специальных знаний, которые передаются, применяются и влияют, а также проявляется научный потенциал личности при непосредственной ежедневной работе и контактах
Арынгазин А.К., Фахрутдинова Г.Ж., Арынгазин А.А., Арынгазин А.А. Научный потенциал личности
с другими участниками научно-образовательной системы и инновационной предпринимательской среды [2]. Для этого следует инвестировать в образование, применять педагогические методы для увеличения силы, включенной в инновации, найти «потерянных Эйнштейнов» путем вовлечения студентов, аспирантов (докторантов PhD), научно-педагогических работников вузов в инновации, создавать политики, которые поддерживают преимущество занятости перед автоматизацией [3].
Т.А. Строкова [4] подчеркивает выводы о недостатке комплекса методов, форм и средств повышения исследовательской компетентности [5] не только аспирантов, но и докторантов, соискателей на ученые степени и их научных руководителей, информирует о том, что до сих пор отсутствует официальный перечень исследовательских компетенций. Г.З. Ефимова, А.Н. Сорокин и М.В. Грибовский [6] изучили исследовательские подходы к классификации компетенций научно-педагогических работников и определению наилучшего спектра личностных качеств. В работе Г.Е. Зборовского и П.А. Амбаровой [7] устанавливалась связь эффективности и результативности научно-исследовательской деятельности вузов с качеством человеческого капитала научно-педагогических работников. Однако наличие компетенции не гарантирует достаточной эффективности, так как без практического воплощения нивелируются затраты на ее формирование [6].
V. Koltun и D. Hafner [8] обнаружили, что индекс Хирша с 2020 г. больше не является эффективным коррелятом научной репутации по базам данных Scopus в областях физики, биологии, компьютерных наук и экономике. Можно спроецировать на микроуровень вузов два индикатора этого рейтинга - (а) эффективность высшего образования и (б) расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки относительно ВВП страны [9]. В исследовании использованы первичные данные, полученные от вузов и научно-исследовательских институтов в 2022 г., для анализа владения сотрудниками вузов планированием научных исследований, английским языком, академическим письмом (в том числе на английском языке), доли публикаций и проводимых учебных курсов на английском языке, а также финансирования науки в вузах, используя данные институтов для сравнения.
Методология, материалы и методы
В целях количественной оценки и анализа в опытно-экспериментальной работе использован метод анкетирования [10]. Анкета из 23 пунктов в формате MS Excel была разработана в соответствии с критериями для обеспечения высокой достоверности ответов респондентов. Вопросы анкеты удовлетворяли требованиям простоты, ясности, односложности и включали, в частности, следующие: (1) проводится ли анализ заинтересованных сторон; (2) определение содержания и сроков работ; (3) уточнение списка необходи-
мого оборудования, материалов и потенциальных поставщиков; (4) владение английским языком по уровням от начального до высокого, включая тесты IELTS; (5) доля англоязычных публикаций; (6) доля курсов/дисциплин, читаемых на английском языке за учебный год; (7) используется ли поддержка академического письма.
В целях оценки и анализа системы финансирования науки была разработана сводная анкета из 40 пунктов в формате MS Excel для получения и автоматизированной обработки данных о вузах и институтах за 2019-2021 гг. Анкета включала также запросы о структуре и численности подразделений и характеристиках материально-технического обеспечения организации, однако анализ этих данных не входит в цели настоящей работы и будет рассмотрен в другом исследовании.
Для вычисления характеристик финансирования науки в вузах в расчете на одного научно-педагогического работника, ведущего научные исследования, в анкету были включены запросы и получены данные различных видов финансирования: 1) общая сумма финансовых средств, затраченных на приобретение научного оборудования, включая собственные, государственные и частные; 2) общее количество научных проектов, а также общая сумма различных практикуемых видов финансирования в Республике Казахстан: базового (внеконкурсного) и конкурсных - грантового и программно-целевого, а также собственного и частного финансирования.
Реализован метод репрезентативной выборки субъектов для сбора и анализа странового кейса РК, в котором приняли участие 23 вуза и более 800 анонимно анкетируемых научных и научно-педагогических работников, кроме того, для создания базы сравнения было выбрано 22 института. Это релевантная по статусу, типам и географии организаций выборка из общего числа 125 вузов и более 50 государственных институтов. Данные от организаций, которые провели сбор личных анкет научно-педагогических работников и подготовили сводную анкету, поступали на электронную почту в течение 35 дней, и их первичная обработка по объединению и систематизации длилась 60 дней.
Удельные значения характеристик в расчете на одного научно-педагогического работника являются в настоящей работе основной сравнительной характеристикой для выявления финансирования на усредненном уровне научного потенциала личности. Используется метод сравнения с институтами как другими видами организаций, ведущими научные исследования и подготовку кадров высшей квалификации (референтная группа).
Результаты и обсуждение
Проведен анализ собранных в 2022 г. данных о владении методами планирования научных исследований и академическим письмом, английским языком, про-
цента научных публикаций и учебных курсов на английском языке, а также характеристик финансирования науки в 23 вузах и 22 институтах.
1. Владение методами планирования научными исследованиями, английским языком и академическим письмом. Изучение уровня основных знаний и умений, ведущих к публикационной активности в журналах, предполагающих использование английского языка, дает важную дополнительную информацию для описания текущего статуса и принятия решений по внесению изменений в стратегию или администрирование в вузах. В настоящей работе по количественной оценке уровня владения планированием научными исследованиями, английским языком и академическим письмом, в том числе на английском
языке, по проведенным курсам/дисциплинам на английском языке (самооценка) получены следующие результаты: (а) для различных категорий возрастов (меньше 35 лет, 36-50 лет, больше 50 лет); (б) категорий естественно-технического и социально-гуманитарного профилей; (в) усреднение по всем возрастам всех организаций; (г) расчет средних показателей сотрудников; (д) сравнение средних значений национальных и региональных университетов, а также крупнейших городов Астаны и Алматы. Выявлены типичные конфигурации (паттерны) групп значений характеристик для вузов. В табл. 1 представлены результаты обработки данных анкетирования и сбора, а также анализа данных для вузов в сравнении с институтами.
Таблица 1
Результаты обработки данных по владению профессионально значимыми компетенциями (значения для институтов указаны в скобках) 2022 г., %
Характеристика / Возрастная группа, профиль Меньше 35 лет 36-50 лет Больше 50 лет Естественно-технический Социально-гуманитарный
Владение методами планирования исследований 77 (70) 79 (78) 77 (82) 73 (77) 66(71)
Владение английским языком 62 (57) 49 (47) 44 (44) 45 (46) 46 (42)
Количество опубликованных научных работ на английском языке по отношению к общему 21(26) 17 (24) 14 (17) 15(18) 14(21)
Количество проведенных учебных курсов/дисциплин за прошедший полный учебный год на английском языке по отношению к общему 22 (28) 14 (11) 10 (13) 12 (22) 14(18)
Поддержка улучшения академического письма на английском языке 42 (40) 34 (33) 34 (34) 34 (34) 34 (33)
Университет
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Владение научными методами
Владение методами планирования исследований
Владение английским языком
Количество опубликованных научных работ на английском языке по отношению к общему
Количество Поддержка
проведенных улучшения Вами учебных академического курсов/дисциплин письма на за прошедший английском языке полный учебный год на английском языке по отношению к общему
<35 лет ■ 36-50 лет ■ >50 лет ■ Ест Техн ■ Соц Гум
Рис. 1. Характеристики научно-педагогических работников вуза (анкетирование, данные 2022 г.)
Согласно данным табл. 1, владение методами планирования исследований находится на невысоком уровне для всех возрастных групп как в вузах (73-79%), так и институтах (77-82%). Владение английским языком в вузах находится на среднем уровне, убывая для более старших возрастных групп с 62 до 44%, показывая одновременно незначительное отличие в институтах. Однако по отношению количества публикаций на английском языке к общему вузы (14-21%) несколько уступают институтам (17-26%), учитывая даже тот статистический факт, что социально-гуманитарный профиль равен по показателям естественно-техническому. По количеству проведенных учебных курсов/дисциплин на английском языке за прошедший полный учебный год по отношению к общему числу наблюдается значительное превалирование показателей для возрастов до 35 лет и сравнительно низкий уровень для естественно-технического профиля в вузах (12 против 22%). Более трети сотрудников (36%) сообщили, что пользуются поддержкой для улучшения академического письма на английском языке.
Для примера на уровне отдельного вуза (репрезентативный кейс) на рис. 1 представлены результаты обработки данных одного из национальных вузов РК.
По возрастным категориям и по профилям уровень владения методами планирования исследований составляет около 80%. По возрастной категории до 35 лет и для социально-гуманитарного профиля владение английским языком составляет около 50%, однако приблизительно 40% для остальных категорий. Процент опубликованных научных статей и учебных дисциплин на английском языке из полного числа для всех категорий составляет около 10%, и около 30% всех опрашиваемых нуждается и/или пользуется поддержкой для улучшения академического письма на английском языке (перевод, редактура).
Выявлена корреляция уровня владения английским языком и процента англоязычных публикаций среди всех публикаций с возрастом: они уменьшаются с увеличением каждой возрастной категории в среднем на 20%.
2. Финансирование. Источники и виды финансирования научных исследований, отмечаемые в наших опросах вузов и институтов, проведенных в 2021 (предварительные сводные данные) и 2022 гг. (окончательные детальные данные), можно распределить по следующим категориям:
1 ) собственные средства - счета юридического лица;
2) грантовые средства (грантовое, программно-целевое финансирование и др.): комитет науки профильного министерства, иные министерства, Фонд науки (коммерциализация результатов научной и научно-технической деятельности), международные и иностранные юридические лица, фонды, программы;
3) средства областного бюджета: акиматы;
4) средства государственной программы индустриально-инновационного развития: республиканский бюджет, областные и городские бюджеты;
5) средства от выполнения контрактных исследований: государственные, частные предприятия и компании;
6) спонсорская поддержка: частные предприятия и компании;
7) базовое финансирование: комитет науки профильного министерства.
Ниже приведены сводные данные обработки выборки из 45 научных и научно-образовательных организаций РК по финансовому обеспечению науки за 2021 г. (табл. 2).
Таблица 2
№ п/п Удельная характеристика в расчете на одного научно-педагогического работника Институты Вузы Соотношение вузы/институты
1 Общая сумма средств, затраченных на приобретение научного оборудования, тенге 2 431 071 197 048 8%
2 Из них собственных, тенге 620 418 39 004 6%
3 Из них государственных, тенге 1 437 116 147 045 10%
4 Из них частных, тенге 40 816 293 1%
5 Общее количество научных проектов, программ 0,146 0,063 43%
6 Общая сумма базового финансирования, тенге 1 107 843 179 405 16%
7 Общая сумма грантового финансирования научных исследований (проектов), тенге 1 312 534 473 332 36%
8 Общая сумма программно-целевого финансирования научных программ, тенге 5 956 202 668 897 11%
9 Общая сумма собственного финансирования научных проектов и программ, тенге 272 725 50 280 18%
10 Общая сумма частного финансирования научных проектов и программ, тенге 40 264 70 427 175%
Удельные характеристики видов финансирования и расходов в расчете на одного научно-педагогического работника (вузы и институты), 2021 г.
По всем видам финансирования, кроме частного, демонстрируется значительно меньший удельный объем (в 3-10 раз) в расчете на одного научно-педагогического работника вузов в сравнении с институтами (см. табл. 2).
Многие вузы отмечают отсутствие базового финансирования, недостаточность для полноценного содержания инфраструктуры обновления и пополнения научного оборудования и приборов, материалов, подчеркивают его сокращение или прекращение как проблему. Это вызывает повышение расхода внебюджетных источников, что ведет к сокращению прибыли предприятия и уменьшению размера платежей, перечисляемых в доход государства. Типичные годовые объемы базового финансирования вузов и институтов составили от 10 (минимальное значение) до 226 (максимальное значение) миллионов тенге в год в 20192021 гг.
Было выявлено существование типичной конфигурации (паттерна) диаграмм, как на рис. 1, для более 50% из 23 вузов. Была установлена кросс-закономерность: связь роста финансирования в 2020-2021 гг. в сравнении с 2019 г. с приобретением нового научного оборудования.
Максимальная общая сумма, затраченная на приобретение научного оборудования одной организацией, составляет 1 115,9 млн тенге за 2020 г., что на 34% больше, чем в 2019 г. Наш вывод: организация расходует большее количество финансовых средств на исследовательские работы, требующие приобретения научного оборудования. Общее количество единиц научного оборудования с начала периода увеличилось на 20%.
Аналогично росли средние значения, а анализ среднеквадратичных отклонений показывает, что почти все их значения остались неизменными на протяжении всего периода 2019-2021 гг. Это означает отсутствие выделенных вузов или групп вузов с увеличенным финансированием и то, что средние значения росли для всех ранее профинансированных организаций, т.е. не производилась приоритезация при финансировании.
Для среднего общего числа научных сотрудников центров, институтов и лабораторий (эквивалент полного рабочего дня) наблюдается значительное превышение среднего общего показателя институтов, особенно заметного для 2019 г. (64 против 29). То есть отношение только научных (постоянных и временных) к научно-преподавательским штатным ставкам по количеству в вузе составляет в среднем 29 к 317 (9%), что выявляет текущую меру возможностей и акцента вузов на исследования.
По средней общей сумме базового (внеконкурсного) финансирования наблюдается значительное различие среднего общего объема для институтов против вузов, особенно заметного для 2021 г. (77,6 млн тенге против 50,8 млн тенге).
Аналогично и для программно-целевого (конкурсного) финансирования научных программ: очень большое различие среднего общего объема для институтов
по отношению к вузам, особенно заметного для 2020 г. (416,9 млн тенге против 189,3 млн тенге), а также небольшое - для собственного финансирования научных проектов и программ, особенно заметного для 2020 г. (19,1 млн тенге против 14,2 млн тенге).
В то же время для грантового (конкурсного) финансирования научных исследований (обычно проектов длительностью 3 года) наблюдается значительное различие среднего общего объема для вузов по отношению к институтам, что особенно заметно для 2021 г. (134,0 млн тенге против 91,9 млн тенге в год).
Таким образом, крупное программно-целевое финансирование является основным для институтов, в то время как вузы ориентированы на множество небольших грантов ввиду своего мультидисциплинарного характера.
Публикационная активность ведет себя больше как экстенсивный показатель организаций (чем больше вовлеченных исследователей, тем больше количество публикаций), в то время как удельное значение соответствует интенсивному показателю, увеличение которого происходит по другими причинам. На практике одного из национальных вузов РК нами наблюдался двукратный рост удельного показателя за 4 последовательных года в результате начала действия разработанного нами положения о мерах поощрения. Отдельные научно -педагогические работники этого вуза достигли большого прогресса в отношении публикационной активности, с одной-двух до более 10 публикаций в год, и значительного роста числа цитирований.
Развитие знаний и умений на протяжении всей жизни необходимо для постоянного успеха личности. Поддержка этого развития включает в себя финансирование образования и исследований в вузе. На основе полученных результатов мы приводим ниже рекомендации и оценки достаточности и эффективности распределения финансирования науки в вузах. В отношении вузов даются следующие оценки и предлагаются тактические рекомендации: (а) в связи с увеличением расходов с 2019 по 2021 г. на приобретение научного оборудования (рост на 34%) рекомендуется увеличивать базовое финансирование для поддержки, обслуживания и обеспечения материалами этого оборудования, изменить распределение по базовому финансированию в сторону увеличения и обеспечения научных подразделений и центров в вузах для достижения стабильности проведения исследований, особенно экспериментальных; (б) увеличивать количество финансируемых штатных научных сотрудников (в настоящее время в среднем 29 в вузах против 64 в институтах); (в) усилить организованность и объединение научных групп нескольких вузов по тематикам для получения средств программно-целевого финансирования (189 млн теге против 417 млн теге в институтах).
Для вузов предлагается изыскать меры по увеличению собственного финансирования научных проектов и программ.
Арынгазин А.К., Фахрутдинова Г.Ж., Арынгазин А.А., Арынгазин А.А. Научный потенциал личности
Заключение
В контексте глобализации знаний, финансирования науки, инжиниринга и экономики педагогика и образование как платформа должны развиваться, при этом творчество, критическое и социально ответственное мышление должны занимать доминирующую позицию, обучение быть ценностно-ориентированным, т.е. нести полноценный смысл для сторон в контексте семантической педагогики [1], а академическая бюрократизация избегается [11]. Выявленные недостатки следует компенсировать педагогическими методами на уровне научного потенциала личности и исследовательских компетенций, а также управленческими методами [12] на уровне финансирования исследований. Рекомендуется ознакомление с методологической литературой [13] для понимания обобщений по охвату всех аспектов научно -исследовательской деятельности.
В отношении финансирования науки рекомендуется изучать и использовать бюджетирование, ори-
ентированное на результат, которое зачастую подразумевает радикальное изменение менталитета со смещением фокуса внимания с соблюдения правил и исполнения бюджета на достижение конечных результатов, эффективность и гибкий подход к использованию средств в целях достижения результатов [14].
В исследовании установлено, что владение методами планирования исследований находится на среднем уровне для всех возрастных групп как в вузах (73-79%), так и в институтах (77-82%). Владение английским языком находится на среднем уровне, убывая с ростом возрастной категории от 62 до 44%. По англоязычным научным публикациям вузы (14-21%) несколько уступают институтам (17-26%). Более трети сотрудников (36%) пользуются сторонней поддержкой для улучшения академического письма на английском языке. По всем видам финансирования вузов обнаружен значительно меньший удельный объем (в 3-10 раз) в расчете на одного научно-педагогического работника вузов в сравнении с институтами.
Список источников
1. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. Караганда : Изд. КРУ, 2005. 407 с.
2. Зятева О.А., Питухин Е.А. Прогнозирование показателей научной деятельности российских вузов и их рейтингов // Перспективы науки
и образования. 2022. № 4 (58). С. 692-705. doi: 10.32744/pse.2022.4.40
3. Токмолдин С., Кнар Э. Доктрина науки Казахстана // Информационные и телекоммуникационные сети. 2022. № 6 (191-192). С. 9-48.
4. Строкова Т.А. Подготовка аспирантов к исследовательской деятельности: из опыта работы научно-педагогической школы // Образование
и наука. 2018. № 20. С. 9-30. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-9-30
5. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование
в России. 2011. № 12. С. 115-120.
6. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные
компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202-230. doi: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
7. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического
развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147-180. doi: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180
8. Koltun V., Hafner D. The h-index is no longer an effective correlate of scientific reputation // PLOS One. 2021. № 16 (6). Art. № e0253397. doi:
10.1371/journal.pone.0253397
9. Концепцию развития науки до 2025 года разработали в Казахстане. URL: https://www.zakon.kz/5070247-kontseptsiyu-razvitiya-nauki-do-
2025 .html (дата обращения: 27.05.2022).
10. Практическая педагогика и психология: методы и технологии. Метод анкетирования в исследовании качества социализации и самореализации личности : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конфер. Казань : АЭТЕРНА, 2016. 210 с. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-52-1.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
11. Woelert P. 'Key selection criteria' as administrative devices: An investigation of academic bureaucratization at Australian universities // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, Is. 1. P. 27-36. doi: 10.1093/scipol/scaa056
12. Семенов Е.В. Производство показателей как механизм подавления производства знаний, технологий и компетенций // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 1. С. 69-93. doi: 10.19181/smtp.2020.2.1.4
13. Коломийченко Л.В. Методологическая культура как важнейшая составляющая профессиональной компетентности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 49-51.
14. Передовая практика стран ОЭСР в области бюджетирования, ориентированного на результат. OECD, 2019. URL: https://www.pempal.org/sites/pempal/fИes/event/2019/Мероприятия%20Бюджетного%20Сообщества/Nov05_Париж%2C%20Фран-ция/ffles/oecd_good_practices_in_perfonnance_budgeting_final_ms.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
References
1. Aryngazin, K.M. (2005) Vvedenie v smyslovuyupedagogiku [Introduction to Semantic Pedagogy]. Karaganda: Kazakh-Russian University.
2. Zyateva, O.A. & Pitukhin, E.A. (2022) Prognozirovanie pokazateley nauchnoy deyatel'nosti rossiyskikh vuzov i ikh reytingov [Forecasting indicators
of scientific activity of Russian universities and their ratings]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 4 (58). pp. 692-705. DOI: 10.32744/pse.2022.4.40
3. Tokmoldin, S. & Knar, E. (2022) Doktrina nauki Kazakhstana [Doctrine of science of Kazakhstan]. Informatsionnye i telekommunikatsionnye seti. 6
(191-192). pp. 9-48.
4. Strokova, T.A. (2018) Podgotovka aspirantov k issledovatel'skoy deyatel'nosti: iz opyta raboty nauchno-pedagogicheskoy shkoly [Preparing graduate
students for research activities: from the experience of a scientific and pedagogical school]. Obrazovanie i nauka. 20. pp. 9-30. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-9-30
5. Shestak, V.P. & Shestak, N.V. (2011) Formirovanie nauchno-issledovatel'skoy kompetentnosti i "akademicheskoe pis'mo" [Formation of research
competence and "academic writing"]. Vysshee obrazovanie vRossii. 12. pp. 115-120.
6. Efimova, G.Z., Sorokin, A.N. & Gribovskiy, M.V. (2021) Ideal'nyy pedagog vysshey shkoly: lichnostnye kachestva i sotsial'no-professional'nye
kompetentsii [Ideal higher school teacher: personal qualities and social and professional competencies]. Obrazovanie i nauka. 1 (23). pp. 202-230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
7. Zborovskiy, G.E. & Ambarova, P.A. (2022) Nauchno-pedagogicheskie rabotniki kak sotsial'naya obshchnost' v menyayushchikhsya usloviyakh
akademicheskogo razvitiya [Scientific and pedagogical workers as a social community in the changing conditions of academic development].
Obrazovanie i nauka. 5 (24). pp. 147-180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180
8. Koltun, V. & Hafner, D. (2021) The h-index is no longer an effective correlate of scientific reputation. PLOS One. 16 (6). Art. e0253397. DOI:
10.1371/journal.pone.0253397
9. Zakon.kz. (2021) Kontseptsiyu razvitiya nauki do 2025 goda razrabotali v Kazakhstane [The concept for the development of science until 2025 was
developed in Kazakhstan]. Zakon.kz. 27 May. [Online] Available from: https://www.zakon.kz/5070247-kontseptsiyu-razvitiya-nauki-do-2025.html. (Accessed: 27.05.2022).
10. Sukiasyan, A.A. (ed.) (2016) Prakticheskaya pedagogika i psikhologiya: metody i tekhnologii. Metod anketirovaniya v issledovanii kachestva sotsializatsii i samorealizatsii lichnosti [Practical pedagogy and psychology: methods and technologies. Questioning method in the study of the quality of socialization and self-realization of the individual]. Proceedings of the International Conference. Kazan. 10 September 2016. Kazan: AETERNA. [Online] Available from: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-52-1.pdf. (Accessed: 27.12.2022).
11. Woelert, P. (2021) 'Key selection criteria' as administrative devices: An investigation of academic bureaucratization at Australian universities. Science and Public Policy. 1 (48). pp. 27-36. DOI: 10.1093/scipol/scaa056
12. Semenov, E.V. (2020) Proizvodstvo pokazateley kak mekhanizm podavleniya proizvodstva znaniy, tekhnologiy i kompetentsiy [Production of indicators as a mechanism for suppressing the production of knowledge, technologies and competencies]. Upravlenie naukoy: teoriya i praktika. 1 (2). pp. 69-93. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.1.4
13. Kolomiychenko, L.V. (2014) Metodologicheskaya kul'tura kak vazhneyshaya sostavlyayushchaya professional'noy kompetentnosti [Methodological culture as the most important component of professional competence]. Permskiypedagogicheskiy zhurnal. 6. pp. 49-51.
14. PEMPAL. (2019). Peredovaya praktika stran OESR v oblasti byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat [Best practices from OECD countries in performance budgeting]. OECD. [Online] Available from: https://www.pempal.org/sites/pempal/files/event/2019/Meropriyatiya%20Byudzhetnogo%20Soobshchestva/Nov05_Parizh%2C%20Frantsiya/file s/oecd_good_practices_in_performance_budgeting_final_rus.pdf. (Accessed: 27.12.2022).
Информация об авторах:
Арынгазин А.К. - д-р физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (Астана, Казахстан). E-mail: askar.aryngazin@nu.edu.kz. ORCID: 0000-0001-8329-4072
Фахрутдинова Г.Ж. -д-р пед. наук, профессор кафедры методологии обучения и воспитания Казанского федерального университета (Казань, Россия). E-mail: gdautova@mail.ru. ORCID: 0000-0002-3416-5300
Арынгазин Ануар Аскарович - магистрант школы естественных и гуманитарных наук Назарбаев Университета (Астана, Казахстан). E-mail: anuar.aryngazin@nu.edu.kz. ORCID: 0000-0003-1707-3647
Арынгазин Ансар Аскарович - магистрант школы естественных и гуманитарных наук Назарбаев Университета (Астана, Казахстан). E-mail: ansar.aryngazin@nu.edu.kz. ORCID: 0000-0002-3029-0198
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
A.K. Aryngazin, Dr. Sci. (Physics and Mathematics), leading researcher, National Academy of Education named after Y. Altynsarin (Astana, Republic of Kazakhstan). E-mail: askar.aryngazin@nu.edu.kz. ORCID: 0000-0001-8329-4072
G.Zh. Fahrutdinova, Dr. Sci. (Pedagogics), professor, Kazan Federal University (Kazan, Russian Federation). E-mail: gdau-tova@mail.ru. ORCID: 0000-0002-3416-5300
Anuar A. Aryngazin, master's student, Nazarbayev University (Astana, Republic of Kazakhstan). E-mail: anuar.aryn-gazin@nu.edu.kz. ORCID: 0000-0003-1707-3647
Ansar A. Aryngazin, master's student, Nazarbayev University (Astana, Republic of Kazakhstan). E-mail: ansar.aryngazin@nu.edu.kz. ORCID: 0000-0002-3029-0198
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.11.2023; одобрена после рецензирования 21.112023; принята к публикации 30.11.2023.
The article was submitted 16.11.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.