Научная статья на тему 'Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан'

Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
914
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный потенциал / регион / региональная наука / индекс модернизации / информационное общество / устойчивое развитие / молодежь / научные кадры / scientific potential / region / regional science / index of modernization / information society / sustainable development / youth / scientific personnel

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мажитова Альфира Раисовна

Рассмотрены проблемы развития региональной науки. В информационном обществе информация, знания являютсянаиболее ценными ресурсами. От уровня развития научного потенциала региона и его использования в значительной степениобусловлено «качество жизни» человека, её перспектива и устойчивое развитие. Современный Башкортостан, обладая огром-ным природно-ресурсным, экономическим, научно-техническим, трудовым потенциалом и занимая высокий удельный вес вэкономике (производство промышленной и сельскохозяйственной продукции), существенно отстает от других субъектов Рос-сийской Федерации по уровню социально-экономического развития. Регион демонстрирует готовность вхождения в глобальноеинформационное общество. По результатам исследований Института развития информационного общества индекс готовностиРеспублики Башкортостан к информационному обществу на уровне Российской Федерации определяется 47-м местом и При-волжского федерального округа – 10. Согласно исследованиям, индексы вторичной модернизации (информационная стадияразвития общества) республики имеют позитивную динамику. А в рейтинге регионов по развитию науки и новых технологий,подготовленном на основе данных Росстата, республика занимает 28 место. Автор полагает, что для устойчивого функцио-нирования региона, повышения экономического и социального потенциала, разработки стратегии развития необходимо актив-ное сотрудничество региональных органов государственной власти и научного сообщества. Автор считает, что главнаязадача сегодняшнего дня – сделать научно-исследовательские и образовательные учреждения реальным механизмом иэффективным инструментом инновационного развития региона. Статья основана на материалах официальной статистики исоциологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC POTENTIAL AND ITS CURRENT STATUS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article considers problems of the regional science development. In the information society, information and knowledge are the most valuable resources. An important component of a society based on knowledge is science. The level of development of scientific potential of the region largely depends on the quality of life, its perspectives and sustainable development. Modern Bashkortostan, having a huge natural resource, economic, scientific, technical, labor potential and occupying a high share in the economy (the production of industrial and agricultural products), lags far behind other regions of the Russian Federation on the level of socio-economic development. The region demonstrates the willingness of joining the global information society. According to the results of researches of Institute of the information society, the readiness index of the Republic of Bashkortostan to the information society at the level of the Russian Federation 47 is determined by the place and the Volga Federal district – 10. Аccording to research, the secondary indexes of modernization (information stage of the society development) of the Republic have positive dynamics. In the ranking of the regions on the development of science and new technologies, based on the data of Rosstat, the Republic occupies the 28th place. The author believes that the sustainable functioning of the region, the improvement of the economic and social potential and the designing of the development strategy is possible only with the active cooperation of the regional authorities and the scientific community. The author believes that the main task today is to make the research and educational institutions the real mechanism and an effective tool for innovative development of the region. The article is based on materials of official statistics and sociological research.

Текст научной работы на тему «Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 265-269. УДК 316.422

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН1

SCIENTIFIC POTENTIAL AND ITS CURRENT STATUS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

А.Р. Мажитова A.R. Mazhitova

Институт социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан, Уфа The Institute of Socio-Political and Legal Research of the Republic of Bashkortostan, Ufa

Статья поступила в редакцию 25 июля 2015 г.

Рассмотрены проблемы развития региональной науки. В информационном обществе информация, знания являются наиболее ценными ресурсами. От уровня развития научного потенциала региона и его использования в значительной степени обусловлено «качество жизни» человека, её перспектива и устойчивое развитие. Современный Башкортостан, обладая огромным природно-ресурсным, экономическим, научно-техническим, трудовым потенциалом и занимая высокий удельный вес в экономике (производство промышленной и сельскохозяйственной продукции), существенно отстает от других субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития. Регион демонстрирует готовность вхождения в глобальное информационное общество. По результатам исследований Института развития информационного общества индекс готовности Республики Башкортостан к информационному обществу на уровне Российской Федерации определяется 47-м местом и Приволжского федерального округа - 10. Согласно исследованиям, индексы вторичной модернизации (информационная стадия развития общества) республики имеют позитивную динамику. А в рейтинге регионов по развитию науки и новых технологий, подготовленном на основе данных Росстата, республика занимает 28 место. Автор полагает, что для устойчивого функционирования региона, повышения экономического и социального потенциала, разработки стратегии развития необходимо активное сотрудничество региональных органов государственной власти и научного сообщества. Автор считает, что главная задача сегодняшнего дня - сделать научно-исследовательские и образовательные учреждения реальным механизмом и эффективным инструментом инновационного развития региона. Статья основана на материалах официальной статистики и социологических исследований.

The article considers problems of the regional science development. In the information society, information and knowledge are the most valuable resources. An important component of a society based on knowledge is science. The level of development of scientific potential of the region largely depends on the quality of life, its perspectives and sustainable development. Modern Bashkortostan, having a huge natural resource, economic, scientific, technical, labor potential and occupying a high share in the economy (the production of industrial and agricultural products), lags far behind other regions of the Russian Federation on the level of socio-economic development. The region demonstrates the willingness of joining the global information society. According to the results of researches of Institute of the information society, the readiness index of the Republic of Bashkortostan to the information society at the level of the Russian Federation 47 is determined by the place and the Volga Federal district - 10. А^^^ to research, the secondary indexes of modernization (information stage of the society development) of the Republic have positive dynamics. In the ranking of the regions on the development of science and new technologies, based on the data of Rosstat, the Republic occupies the 28th place. The author believes that the sustainable functioning of the region, the improvement of the economic and social potential and the designing of the development strategy is possible only with the active cooperation of the regional authorities and the scientific community. The author believes that the main task today is to make the research and educational institutions the real mechanism and an effective tool for innovative development of the region. The article is based on materials of official statistics and sociological research.

Ключевые слова: научный потенциал, регион, региональная наука, индекс модернизации, информационное общество, устойчивое развитие, молодежь, научные кадры.

Key words: scientific potential, region, regional science, index of modernization, information society, sustainable development, youth, scientific personnel.

Введение. Благосостояние и процветание России зависит от научного и инновационного потенциала ее регионов. Как отмечают исследователи, «перспектива научно-технического развития регионов во многом зависит от их возможности и способности создавать и использовать новые технологии» [1].

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. нацелена на «обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня» [2]. Достижение этих целей

1 Статья подготовлена при финансовой поддержки РГНФ № 14-13-02019 «Современные лингвокультурные процессы в полинациональном регионе (на примере Республики Башкортостан)».

© А.Р. Мажитова, 2015

266

А.Р. Мажитова

возможно при решении таких важных задач, как развитие отечественной науки, т. е. «возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание сектора исследования и разработок, способного проводить фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные российскими и международными компаниями» [2].

Главной компонентой для осуществления инновационной деятельности, создания инноваций и их внедрения в экономику является научный потенциал. Научный потенциал региона является одним из важных факторов, определяющих инновационное развитие современной России. Поэтому уровень и качество региональных научных кадров, результативность их деятельности, а также ориентированность молодежи на генерацию новых инновационных идей это основа для развития России.

По результатам исследований Института развития информационного общества индекс готовности Республики Башкортостан к информационному обществу на уровне Российской Федерации определяется 47-м местом и Приволжского федерального округа -10 [1]. Согласно исследованиям, индексы вторичной модернизации (информационная стадия развития общества) республики имеют позитивную динамику [2]. А в рейтинге регионов по развитию науки и новых технологий, подготовленном на основе данных Росстата, республика занимает 28 место [3].

Обзор отечественной литературы показывает, что проблему научного потенциала начали исследовать с 1960-х гг. Системному анализу научного потенциала современного общества посвящены работы Г.М. Доброва, В.В. Киселевой и др. Известны работы

В.З. Гатауллина, В.В. Иванова, Г.В. Монастырской, Г.Г. Лыскова, которые исследуют вопросы стимулирования и оценку научного потенциала. В трудах Д.А. Кузина, А.М. Му-хамедьярова и др. регион исследуется через призму научного потенциала. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, многие аспекты изучения научного потенциала региона являются недостаточно изучены-ми. Определение, данное Н.А. Беловой, на наш взгляд, наиболее удачно раскрывает суть понятия научного потенциала региона, «это система функционирующих в регионе образовательных и научно-исследовательских учреждений с соответствующим уровнем организации научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ, профессиональнокадровый состав этих учреждений, численность получающих образование, повышающих квалификации и защищающих диссертации, а также продуцируемые ими новые знания, технологии и другие результаты обучения и проведения научных исследований» [6].

Несмотря на развитие новых технологий и региональное финансирование научных исследований, внедрение инноваций происходят в российских регионах неравномерно. Согласно оценке РИА, специализирующегося на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков, Республика Башкортостан среди регионов России по развитию науки и новых технологий занимает 28 место (разница от городов-лиде-ров, Москва, Санкт-Петербурга и Нижегородской области составляет более 30 баллов) [5].

Распад СССР стал переломным моментом для нашей страны и новым испытанием для отечественной науки. До сих пор не определены векторы для её устойчивого развития. По этому поводу Л. Миндели, С. Черных пишут, что «наука почти перестала быть востребованной государством... Несмотря на суровые испытания, отечественная наука сумела сохранить свой потенциал, и в этом огромная заслуга научного сообщества и, в первую очередь, тех, кто продолжал в то трудное время работать в научно-исследовательских институтах» [7].

Результаты социологических исследований «20 лет реформ в России глазами жителей Республики Башкортостан» (объем выборки - 2014 человек, 2011 г.), «Социальноэкономическое и общественно-политическое развитие Республики Башкортостан» (объем выборки - 1018 человек, 2014 г.) показывают, что опрошенные больше обеспокоены проблемами, связанных с падением уровня жизни, морали, хаосом в стране, ростом коррупции, образовавшейся пропасти между бедными и богатыми. Развал отраслей промышленности, основанных на науке и высоких технологиях, в этом списке оказался в последних рядах (см. табл. 1). Необходимо отметить, что в условиях кардинальных перемен интерес к науке как со стороны государства, так и общества пропал.

Действительно, развитие и повышение уровня жизни населения имеет неустойчивый характер. По официальным материалам, доходы населения увеличиваются, но если учесть рост цен на продукты и жизненно необходимые товары, то повышение уровня жизни вовсе не ощущается.

Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан

267

Таблица 1

Что, с Вашей точки зрения, стало самой большой потерей, которую понесли россияне в результате реформ для общества в целом?*

Вариант ответов %

Снижение уровня жизни большинства населения 16,1

Падение морали 11,3

Отсутствие должного порядка в стране, рост коррупции 10,8

Резкое деление общества на богатых и бедных 9,5

Утрата стабильности, чувства безопасности 8,4

Отход от идеи социализма 7,5

Человеческие жертвы в войнах, вооруженных конфликтах 7,3

Снижение авторитета России в мире 7,3

Распространение в России такого явления, как теракты 5,7

Утрата уверенности в завтрашнем дне 5,6

Развал передовых отраслей промышленности, основанных на науке и высоких технологиях 4,8

Отсутствие социальной справедливости 3,5

Другое 0,2

Не вижу никаких потерь 2,0

Итого 100,0

Источник: Социологическое исследование «20 лет реформ в России глазами жителей Республики Башкортостан» / ИС РАН, ИСППИ АН РБ, рук. Р.М. Валиахметов (апрель-май 2011 г.).

К сожалению, современное правительство не может полностью удовлетворить запросы науки. Оно склоняется к идее, что ученые должны сами себя обеспечивать. Из-за этого отечественная наука теряет кадры, в особенности молодые. Молодежь, если видит, что в других странах их образование ценится, работа достойно оплачивается, легче решаются вопросы с приобретением жилья

и проблемы с медицинским обслуживанием, то в перспективе легко может поменять место жительства (см. табл. 2). Получается, что направленные государством бюджетные средства зачастую не оправдываются, поскольку многие выпускники устраиваются на работу не по специальности, уезжают за границу, не хотят ехать в регионы.

Таблица 2

Если бы у Вас появилась такая возможность, то куда бы Вы переехали? (в %)

Вариант ответов Возраст, лет

18-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65-74 74 и более Итого

Никуда бы не переезжал из своего город (села) 13,2 18,5 32,2 40,4 65,7 68,4 81,0 36,8

Сменил бы место жительства в пределах Башкортостана 16,7 18,5 28,7 18,4 14,7 5,3 4,8 18,1

Уехал бы в Москву 13,2 7,5 10,4 8,1 3,9 5,3 0 8,0

Уехал бы в другой регион России 21,1 28,1 15,7 19,1 6,9 15,8 4,8 18,0

Уехал бы в другую страну 36,0 27,4 13,0 14,0 8,8 5,3 9,5 19,1

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Источник: Социологическое исследование «Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Республики Башкортостан» / ИС РАН, ИСППИ АН РБ, рук. Р.М. Валиахметов (апрель-май 2011 г.).

В обществе образовалась острая нехватка в талантливой молодежи. Поэтому необходимо привлекать молодежь к науке. А как привлекать молодых людей к науке и исследованиям? Только доведя зарплату молодых кадров до достойного уровня, можно остановить «утечку умов», потерю молодых кадров.

«Воспроизводство научного потенциала общества зависит от сохранения у людей позитивного отношения к научной карьере, к ориентации выпускников вузов на защиту кандидатских, в будущем докторских диссертаций» [8, с. 137].

268

А.Р. Мажитова

Согласно материалам официальной статистики, показатели уровня образования в Республике Башкортостан являются достаточно высокими [9]. Что касается регионального научного потенциала, то он представлен 276 докторами и 826 кандидатами наук [10, с. 13].

Подготовку научных кадров в республике осуществляют аспирантура и докторантура. Динамика количества аспирантов и организаций, готовящих научные кадры, с 1995 по 2013 г. в регионе увеличилось в 3 раза. Однако только каждый третий аспирант за-

канчивает с защитой диссертации в срок (см. табл. 3).

Ориентация на научную карьеру у аспирантов по окончанию аспирантуры значительно ниже, чем при поступлении. Основными причинами поступления являются отсрочка от службы в армии и облегчение устройства на работу с дипломом кандидата наук. Главная причина слабого интереса к научной работе является низкая оплата труда в России.

Эффективность аспирантуры в регионе по Приволжскому ФО можно оценить как среднюю [11. с. 721].

Таблица 3

Подготовка аспирантов и докторантов организациями Республики Башкортостан

Показатель Год

1995 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Число организаций, ведущих подготовку аспирантов 11 16 18 29 30 31 31 33

Численность аспирантов, чел. 828 2025 2329 2963 3156 3259 2867 2612

Выпуск из аспирантуры, чел. 129 438 514 603 561 645 686 696

Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, чел. 42 206 161 237 222 236 218 240

Число организаций, ведущих подготовку докторантов 3 6 8 8 9 12 11 13

Численность докторантов, чел. 49 94 80 59 61 66 77 75

Выпуск из докторантуры, чел. 7 25 31 19 18 20 16 25

Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, чел. 2 10 8 6 5 8 6 6

Исследователи с учеными степенями - всего, чел. 1176 1160 997 3195 1015 1093 1166 1102

в том числе - кандидаты наук, чел. 1035 948 769 786 770 831 892 831

- доктора наук, чел. 141 212 228 241 245 262 274 276

Источник-. [11, с. 706-707, 718-725].

С 1995 по 2013 г. число учреждений по подготовке докторантов увеличилось в 4 раза, а численность докторантов в 1,5 раза. Однако тенденция такова, что из года в год лишь каждый четвертый докторант защищает диссертацию в установленное время.

Несмотря на то, что Башкортостан в Приволжском федеральном округе по числу организаций, готовящих докторов наук, находится на первом месте, а по подготовке аспирантов - на втором после Республики Татарстан, эффективность как аспирантуры, так и докторантуры достаточно низкая.

Численность исследователей с учеными степенями сокращается. Резкий подъем в

численности исследователей в 2009 г. был прерван финансово-экономическим кризисом. И такой показатель, как удельный вес исследователей с учеными степенями в общей численности, начиная с 2011 г., снизился (см. рис.). По показателю «исследователи с учеными степенями» регион в 2012 г. (1166 чел.) достиг уровня 2000 г. (1160 чел.).

Интересно складывается половая структура исследователей. Из 3847 исследователей 1704 составляют женщины, из них 73 доктора 370 кандидаты науки, соответственно 26,4 и 44,8 %. Несмотря на то, что рост численности женщин в мире науки растет, региональная наука имеет «мужское лицо».

Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан

269

■ Доктора наук В Кандидаты наук

Удельный вес исследователей с учеными степенями в общей численности

*

Источник: [10, с. 16].

Заключение. Положение современной региональной науки драматичное. Дело не только касается уровня жизни работников, проблема в возрасте научных кадров. Согласно официальным данным, средний возраст исследователей составляет 42 года, при этом средний возраст кандидатов наук - 43, докторов наук - 58, т. е. региональная наука стареет [10, с. 16]. Учитывая это обстоятельство, образовательным учреждениям необходимо работать над повышением мотивации молодежи к участию в научной жизни.

Ситуация в сфере науки региона в ближайшем будущем радикально не изменится. Полагаем, чтобы усилить позиции, необходимо поддержка со стороны государства, активизация сотрудничества региональных органов государственной власти и научного сообщества. Считаем, что сотрудничество является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономического развития и преобразования региона.

1. Ермашкевич Н. И., Щеликова Н. Ю. Развитие научно-инновационного потенциала региона // Вестник БГУ. - 2012. - № 3. -

С. 117-122.

2. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. : Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. - URL : http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz3fklHf9MF (дата обращения: 25.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011. Анализ информационного неравенства

субъектов Российской Федерации / под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова, С. Б. Шапош-ника. - М., 2012. - 462 с. - URL : http://www. eregion.ru/sites/default/files/upload/report/index-russan-regoins-2010-2011.pdf (дата обращения: 25.11.2014).

4. Информационная система «Модернизация». - URL : http://www.mod.vscc.ac.ru/ (дата обращения: 25.11.2014).

5. Рейтинг регионов по развитию науки и новых технологий. 2015. - URL : http:// www.riarating.ru/regions_rankings/20150324/6 10650317.html (дата обращения: 25.11.2014).

6. Белова Н. А. Методика оценки научного потенциала региона // Управление экономическими системами. - URL : http://www. uecs.ru/logistika/item/2047-2013-03-22-06-13-14 (дата обращения: 11.07.2015).

7. Миндели Л., Черных С. Проблемы финансирования Российской науки. - URL : http://www.issras.ru/papers/sciec01_2009_Min deli.php (дата обращения: 13.05.2015).

8. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 г. / под общ. ред. С. Н. Бобылева. - М. : Весь Мир, 2004. - 160 с.

9. Образование и культура в Республике Башкортостан: стат. сб. - Уфа : Башкорто-станстат, 2014. - 96 с.

10. Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан: стат. сб. -Уфа : Башкортостанстат, 2014. - 90 с.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 : стат. сб. / Росстат. — М., 2014. - 900 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.