Научная статья на тему 'Научный миф как основа современного научно-популярного текста'

Научный миф как основа современного научно-популярного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1324
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНЫЙ МИФ / ЯЗЫК / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОДСТИЛЬ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / SCIENCE / SCIENTIFIC MYTH / LANGUAGE / RHETORICAL TECHNIQUES / POPULAR SCIENTIFIC SUBSTYLE / MYTHOLOGIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Елена Михайловна

Статья посвящена описанию научного мифа и особенностей его языкового представления в научно-популярных текстах. Основное внимание уделяется значению научного знания в жизни современного человека, особенностям формирования и бытования этого научного знания в общественном сознании. Основной проблемой при восприятии научного знания обычным человеком названа проблема сложности, специализированности научного языка. Научно-популярный подстиль рассматривается как основной способ популяризации научного знания и создания научного мифа. Особенностью современного научного знания является процесс его мифологизации, который осуществляется в языке. Научный миф рассматривается как форма популяризации научного знания, особый способ бытования общественного сознания в научной сфере. Описываются причины мифологизации научного знания, содержание экологического мифа, способы языкового представления мифа. Способы мифологизации научного знания в научно-популярных текстах описаны как основные риторические приемы. Научно-популярный подстиль собственно научного стиля описан как основная сфера, в которой осуществляется процесс мифологизации научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is devoted to the description of scientific myth and features of its linguistic representation in popular scientific texts. The paper focuses on the importance of scientific knowledge in the life of a modern man, as well as on the peculiarities of its formation and existence in the public consciousness. Complexity and specifity of scientific language is denoted as the major problem of the perception of scientific knowledge by an ordinary man. The author considers popular scientific substyle as the main way of popularization of scientific knowledge and creation of scientific myth. The feature of modern scientific knowledge is a process of mythologizing, which is carried out in the language. Scientific myth is considered as a form of popularization of scientific knowledge, a special way of existence of social consciousness in the scientific field. The paper describes the reasons of mythologizing of scientific knowledge, as well as the content of environmental myth, methods of linguistic representations of the myth. Mythologizing methods of scientific knowledge in popular scientific texts are denoted as the main rhetorical techniques. Popular scientific substyle, subdivision of scientific style, is characterized as a major sphere where mythologization of scientific knowledge is carried out.

Текст научной работы на тему «Научный миф как основа современного научно-популярного текста»

УДК 811.161.1'276.6:62'42

НАУЧНЫЙ МИФ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА

Е.М. Филиппова

Томский политехнический университет E-mail: filippovaem@rambler.ru

Статья посвящена описанию научного мифа и особенностей его языкового представления в научно-популярных текстах. Основное внимание уделяется значению научного знания в жизни современного человека, особенностям формирования и бытования этого научного знания в общественном сознании. Основной проблемой при восприятии научного знания обычным человеком названа проблема сложности, специализированности научного языка. Научно-популярный подстиль рассматривается как основной способ популяризации научного знания и создания научного мифа. Особенностью современного научного знания является процесс его мифологизации, который осуществляется в языке. Научный миф рассматривается как форма популяризации научного знания, особый способ бытования общественного сознания в научной сфере. Описываются причины мифологизации научного знания, содержание экологического мифа, способы языкового представления мифа. Способы мифологизации научного знания в научно-популярных текстах описаны как основные риторические приемы. Научно-популярный подстиль собственно научного стиля описан как основная сфера, в которой осуществляется процесс мифологизации научного знания.

Ключевые слова:

Наука, научный миф, язык, научно-популярный подстиль, мифологизация, риторические приемы.

В современном мире научное знание занимает ведущее место в формировании мировоззренческих идеологических, практических и других представлений человека о мире. Однако в силу действия множества разнообразных причин, связанных не столько с языковыми, лингвистическими факторами, сколько с экстралингвистическими и социальными, научное знание претерпевает существенные деформации и преобразования с точки зрения сохранения объективности, предметной точности и полноты транслируемого научного знания. Этот процесс происходит потому, что научное знание для обычного человека является недоступным из-за особой сложности, специфичности, специализированности данной области. Кроме того, сложность восприятия научной информации во многом обусловлена языковыми особенностями научного стиля, предполагающего точное, объективное, последовательное, логичное изложение информации и выбор соответствующих языковых средств. В этом случае основным способом получения научного знания и научной информации для среднестатистического человека становится научно-популярный подстиль собственно научного стиля.

Характерной чертой современного научно-популярного подстиля русского языка является высокая степень мифологизации научного знания, что находит выражение в особой лексике и тематике текстов. Основным способом мифологизации научного знания является создание научного мифа.

Миф - это форма интерпретации окружающей действительности человеком, способ осмысления мира и формирования представлений о нем. Мифотворчество возникло как способ организации пространства вокруг первобытного устройства быта древнего человека, способ познания мира и возможность самоидентификации. Миф был призван творить из хаоса гармонию. Эта функция мифа обусловлена наличием фундаментального смысла, заложенного как в любом отдельно взятом мифе, так и в целом в мифологической структуре, трансформирующей реальность.

Филиппова Елена Михайловна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института международного образования и языковой коммуникаций ТПУ.

E-mail: filippovaem@rambler.ru Область научных интересов: современная мифология, язык мифа, стилистика научной речи, стилистика текста.

Благодаря наличию этих смыслов миф в XXI веке не только сохранился, но и приобрел новые формы. Инновационные технологии, применяемые во всех сферах жизни человека, от медицинской до учебной, воспринимаются как фантастические и невозможные и трактуются современным человеком как часть мифа. Черты мифа и мифологического сознания активно используются в современных произведениях литературы и кино, в компьютерных играх. Миф бытует в политике, правосудии, рекламе, учебной деятельности и нормах поведения, затрагивает сферы психологии и межличностного общения. В повседневной жизни у человека с рациональным и логичным сознанием появляется всё больше интереса к религии, астрологии, гаданиям, паранормальным человеческим способностям и явлениям, к вопросам, связанным с переходом в мир иной. Всеобщий интерес к неизученным явлениям обусловливает востребованность мифа в процессе популяризации науки, которая является одной из главных горизонтов современного мифотворчества.

Научный миф как явление не раз становился объектом исследования (см. [1-5]). Миф всегда обращается к осмыслению проблем, которые требуют глубокого мировоззренческого понимания, структурирования и формирования представлений о мире, принципах его устройства и функционирования. Научное знание в любой исторический период представляет собой изменение ранее существовавших и устоявшихся знаний, теорий. Современная наука активно развивается, занимает особое место в жизни даже обычного человека, поэтому научное знание представляет собой сферу, в которой созданы условия для формирования и функционирования мифологического сознания. Как особая деятельность человека, которая занимается областью непознанного, как способ познания неизвестного, наука сама способствует рождению мифов. В свою очередь, эти мифы становятся объектом мифологизации в общественном сознании. Наука постоянно обновляется и не может отказаться от процесса поиска знания, не может прийти к абсолютному знанию. Каждая новая научная теория является не только суммированием существующих теорий и знаний в данной области, но и опровержением существующего знания, новым словом в описании и осмыслении мира. В этой связи постоянно появляются новые теории, аксиомы, законы, ставящие под сомнение достоверность ранее существовавших принципов либо вовсе их разрушающие, например, теории Ч. Дарвина или А. Эйнштейна. При этом «разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к утверждению другого мифа» [5. С. 137]. Таким образом, каждое новое знание непримиримо влечет за собой устаревание старого, и старое в этом смысле обращается в миф, но и новое знание подвергается мифологизации. В современном общественном сознании сформированы научные мифы на основе достижений научно-технической революции, инноваций, открытий в различных научных областях. Примерами современного научного мифа являются медицинские мифы о клинической смерти, регенеративных возможностях человеческого тела, о ВИЧ и вакцинации, мифы в области физики о частицах, черных дырах, мифы, связанные с влиянием различного типа волн на состояние здоровья живых существ, мифы о вреде и пользе бытовой химии.

Процесс мифологизации осуществляется не только в области фактов и объективного научного знания, но прежде всего в области языка. Это происходит по разным причинам, но основной можно назвать то, что научный язык специализирован до такой степени, что один и тот же термин в разных отраслях науки имеет разное значение. Процесс специализации терминов и просто общенаучной лексики можно продемонстрировать на примере перевода терминов. Так, в русском языке слово «болт» имеет следующее лексическое значение: «крепежная деталь - металлический стержень с головкой и резьбой для навинчивания гайки», и является термином. В английском языке данное слово может переводиться как «plug» (бурение), «dowel» (горное дело), «male screw» (авиация), «pintel» (военно-технический термин). Английское слово «loop» может переводиться в зависимости от рассматриваемой дисциплины и ее области следующим образом: «замыкать цепь, крепить скобой» (автоматика), «нервный узел» (анатомия), «световой проем» (архитектура), «пучность волны, тока или напряжения» (железнодорожный термин), «обводной трубопровод» (нефтяная промышленность). Специализация и расхождение значений одного и того же слова в разных сферах деятельности вызывают затруднения не только при переводе. Специализация научной лексики создает стену непонимания внутри научного сообщества, т. к. для ученого чужая специализированная область деятельности выглядит нереалистичной, поскольку знакомые термины используются «неправильно» и «не по назначению».

Обычный человек испытывает сложности с пониманием как объективного содержания, так и языка научных статей. Всё научное знание воспринимается им в качестве мифа. С точки зрения обычного человека область современной науки абсолютно мифологична и мифична. Не менее важным фактором мифологизации науки является расхождение в целях и задачах, стоящих перед наукой и обществом. Наука и научное знание должны решать актуальные проблемы, задачи, волнующие обычного человека, однако для повседневной реальности научное знание не представляет практической пользы. Таким образом, для обывателя наука представляет собой не что иное, как большой, сложный и дорогой миф.

Особое место в современной научной мифологии занимают экологические научные мифы. Экология в широком значении слова понимается как природная среда, где всё живое успешно взаимодействует между собой, а также с неживой средой обитания. Как наука экология появилась в XX в., но лишь в XXI в. привлекла массовое внимание ученых. Таким образом, данная наука является молодой, следовательно, активно развивающейся. Экологические проблемы в наше время приобрели особое распространение, в силу чего «экология становится идеальным местом для приобщения к ней всякого рода лженаучных направлений» [7]. Формирование экологических мифов происходит как в кругу ученых, так и в кругу «эксплуататоров» экологического мифа - политиков и прессы. Активное использование и функционирование экологического мифа в сфере обыденного сознания осуществляется через научно-популярный под-стиль, который выполняет задачи популяризации современной науки.

Научно-популярный подстиль является разновидностью научного стиля, располагается на его периферии и обслуживает ту языковую сферу человеческой коммуникации, где сходятся научное и обыденное сознание. В связи с этим основными задачами данного типа текстов являются популярное и доступное для обычного читателя изложение сложных научных идей, максимально возможное упрощение современных научных представлений и в то же время недопущение искажения научной информации. Исходя из этих особых задач, тексты научно-популярного подстиля сочетают в себе черты научного (логичное, последовательное, объективное изложение информации) и публицистического (эмоциональное, экспрессивное, увлекательное изложение информации) стилей.

Среди языковых средств, использующихся в научно-популярном подстиле, можно отметить эпитеты, метафоры, сравнения, прием перефразирования, инверсии, аллюзии, использование вводных слов и модальных частиц, употребление риторических вопросов, восклицаний и прямых обращений к читателю, повествование от лица выдуманных персонажей и от первого лица, использование разговорной, просторечно-разговорной, а также эмоционально-оценочной лексики и фразеологизмов.

Так как научно-популярный подстиль выполняет задачу популяризации современной науки, то в текстах этого подстиля процесс мифологизации науки проявляется достаточно ярко. Факты в научно-популярных статьях упрощаются, чтобы они были понятны среднестатистическому читателю. Кроме того, исходя из воздействующей функции, в статьях подаются только выгодные для издателя, самые продаваемые и сенсационные сведения, которые чаще всего не являются истиной. В целях привлечения внимания читателя к содержанию информации авторы научно-популярных статей используют прием аналогий, что порой уводит читателя от основной темы, навязывает точку зрения издательства, формирует стереотипы восприятия. Для того чтобы заинтересовать публику, в научно-популярном подстиле большая роль отводится экспрессивным средствам, с помощью которых автор также может выражать свою точку зрения. Все эти приемы активно используются в статьях на экологические темы, что способствует формированию экологического мифа.

Экологический миф, как и любой другой миф, в том числе и в области науки, включает абстрактные понятия, относящиеся к нравственно-этической сфере и гуманитарному знанию, такие как нравственность, этика, философия, культура. Так как экологический миф относится к научным мифам, его важной составляющей являются рациональное знание или собственно научные факты, статистика. Нравственно-этическая и рациональная составляющие экологического мифа не противопоставлены друг другу, а дополняют друг друга, хотя научная составляющая выражена слабее, т. к. мифу сложно сочетаться с рациональным научным знанием. Вслед-

ствие этого научный экологический миф ориентирован на субъективные человеческие чувства и апеллирует к морали и этичности.

Языковые особенности мифов, проявляющиеся в научно-популярном тексте, обусловлены коммуникативной задачей воздействия данных текстов, цель которых состоит не столько в том, чтобы изложить читателю единственно верную и объективную информацию и воздействовать на него непреложными фактами, сколько в том, чтобы благодаря экспрессивным средствам и эмоциональным посылам убедить его в чем-то. Соответственно, когнитивная информация, передаваемая посредством мифа, не предполагает рационального анализа и рассчитана на эмоциональное, некритическое восприятие объективной информации. Особенностью формирования мифа на языковом уровне является специфическое использование именно языковых средств. Поскольку миф всегда творится посредством языка, то экологический научный миф также использует этот прием.

Для размывания границ реального и нереального, логического и эмоционального в информационном тексте мифа используются различные риторические фигуры, описанные Р. Бартом [6. С. 120-124]. В работе, посвященной анализу языковых средств мифа, Барт описывает различные приемы, которые используются творцами современных мифов. В частности, он говорит о таком приеме, как прививка, которую называет своеобразной иммунизацией. Этот прием строится на намеренном обнаружении какого-либо второстепенного недочета в мифе, для того чтобы скрыть его общую нелогичность. Еще одним риторическим приемом, активно используемым в современной мифологии, является лишение истории. Под этим приемом Барт понимает историческую изменчивость мифа, которая ведет к невозможности проследить его развитие и постепенное искажение. Отождествление/экзотичность в представлении Барта является риторическим приемом, позволяющим среднестатистическому человеку уяснить лишь ту информацию, которая похожа на что-то встречавшееся ранее. Если информация ни с чем не сочетается, она приобретает признаки экзотичности, своеобразного нечто, что находится далеко и напрямую коснуться обывателя не может. Тавтология, свойственная мифу, полностью уничтожает рациональность и язык, что позволяет избежать аргументов. Автор подобной фигурой со всей эмоциональностью утверждает: «Это так, потому что это так». С нашей точки зрения, эта особенность в структуре научно-популярных статей проявляется наиболее ярко. Еще одним приемом является цинизм мифа, с помощью которого, сопоставляя и уравновешивая две противоположные точки зрения, миф впоследствии отвергает обе: «объект N - это ни то, ни другое». Также риторическими приемами мифа Барт считает квантификацию качества и констатацию факта. Первая фигура, по словам Р. Барта, «содержится во всех предыдущих фигурах. Сводя всякое качество к количеству, миф экономит на умственных усилиях, и осмысливание реальности обходится дешевле» [6. С. 123]. Констатация фактов делает язык мифа крайне афористичным.

Все эти особенности и приемы ярко проявляются при формировании экологического мифа. Научность экологическому мифу придают не научные факты, объективное описание действительности, а именно языковые средства научного стиля: использование терминов, последовательность и строгость изложения, ссылки (часто не на научные данные). Для выявления рационального зерна из подобного текста нужны опыт, навыки оценки, способность осознанно принимать решение, обширные знания в специализированной области, которыми среднестатистический читатель (обычный человек) не обладает. Наукообразность мифа формирует представление о достоверности и рациональности знания, критическое восприятие достигается не часто. Эмоциональное содержание текста, как правило, всегда достигает цели. Трудность рационального восприятия и эмоциональная наполненность делают экологический миф орудием различных манипуляций в общественно-политической сфере. Доступность и свобода распространения информации, стереотипное мышление, политическая пропаганда - это то, что полностью блокирует работу рассудка современного человека и активизирует панику, страх, тревогу на бессознательном уровне. А так как тема экологии, благополучия окружающего пространства касается каждого, то эффект толпы напрямую приводит к так называемому массовому экологическому шантажу.

Таким образом, язык современного экологического мифа, являясь развивающейся частью давно существующего научного мифа, имеет свои особенности. Данные особенности проявляются как в его смысловом, так и в лексическом оформлении. Экспрессивность и эмоцио-

нальность научно-популярного подстиля является инструментом, с помощью которого осуществляется процесс мифологизации действительности и научных фактов. Неслучайно мифологизации в большей степени подвержены тексты по теме природопользования или экологии. Миф всё больше утрачивает изначальную функцию транслятора культуры и культурных ценностей, становится способом трансформации реальности, что является свидетельством утраты миромо-делирующей функции и подчеркивает негативную роль научного мифа в картине мира современного человека. Миф становится более экспрессивным, менее рациональным, поэтому может оказывать существенное влияние на сознание людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.

2. Комаров В.Н. Наука и миф. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

4. Гулыга А.В. Миф и современность // Иностранная литература. - 1984. - № 2. - С. 167-174.

5. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. -М.: Наука, 1985. - С. 271-276.

6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 616 с.

7. Мирошина В.В. Современное экологическое знание: мифы и реальность // Мат-лы 11-й Междунар. конф. молодых ученых 27-30 декабря 2000 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2000 // Научно-образовательный информационный ресурс Санкт-Петербургского Государственного университета. - URL: http://mir.spbu.ru/docs/conf/sovmu/man-nat-soc/2000/823_826.pdf (дата обращения: 24.03.2014).

Поступила 05.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.