Научная статья на тему '\ научный диспут \ сфера разума'

\ научный диспут \ сфера разума Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / НООСФЕРА / БИОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / СОЦИОСФЕРА / ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ТЕОРИЯ КРИЗИСОВ / ВНЕДРЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / "ПАРНИКОВЫЙ" ЭФФЕКТ / ЭМИССИЯ / ДИОКСИД УГЛЕРОДА / КЛИМАТ / САММИТ / METATHEORETICAL STRATEGY / CREATIVITY / NOOSPHERE / BIOSPHERE / TECHNOSPHERE / SOCIOSPHERE / GLOBAL THREATS / CRISIS THEORY / IMPLEMENTATION / TRANSPORT SYSTEM / GREENHOUSE EFFECT / EMISSION / CARBON DIOXIDE / CLIMATE / SUMMIT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Осипов Геннадий

Статья ведущего российского социолога академика Г.В. Осипова поднимает проблему государственно-частных инвестиций в гуманитарную науку, которая при такой поддержке сама способна выступать инвестором научных идей, креативных разработок в экономику и социальную сферу России. В качестве примера интеллектуально-организационного инвестирования академического научного коллектива автор представляет мегапроект «Интегральная евразийская транспортная система» и проект утилизации «парниковых» газов в атмосфере «Синтез», в разработке и продвижении которых принимает активное участие Институт социально-экономических исследований РАН (ИСПИ РАН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper by a leading Russian sociologist G. Osipov deals with the problem of public and private investments in the humanities which are able with such support to be itself an investor of scientific ideas and creative developments in the economy and social sector of Russia. The author considers as an example of such an intellectual and organizational investments the Integral Eurasian Transport System megaproject and the Synthesis project of greenhouse gases utilization, both of which have been developed and promoted by the Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS).

Текст научной работы на тему «\ научный диспут \ сфера разума»

\ научный диспут \

Сфера разума

Человечество, сконцентрированное на развитии био-и техносферы, подошло к черте, за которой начинается непредсказуемость и нестабильность существования планеты. Для сохранения цивилизации люди должны изменить себя, свои планы и цели.

Ради всеобщей гармонизации мира

Сейчас среди руководителей и администраторов научного сообщества России лишь очень инертный человек не отметился тем или иным способом по теме «инвестиции в науку».

Речь почти исключительно идет о естественных науках; мне, во всяком случае, не известны случаи столь же заинтересованного отношения к наукам гуманитарным, социальным. А ведь наступившему XXI веку во всемирном научном сообществе пророчат определяющий титул «века социальных наук». Связано это, прежде всего, с дефицитом новых и плодотворных идей сохранения и гармоничного развития людского сообщества. Правы социологи Ж. Тощенко и Н. Романовский, утверждающие, что отсутствуют заметные изменения в метатеоретической стратегии развития, что в этом плане «больших подвижек не наблюдается, если не считать высказываний Э. Гидденса и И. Валлерстай-на и некоторых других авторитетных ученых в пользу создания в перспективе интегрированной социологической науки».1 Сказанное в первую очередь относится к социологии, но справедливо и в отношении креативных усилий остальных гуманитарных наук. Налицо кризис идей, следовательно, и всеобщий кризис общественного развития человечества.

Со вступлением в стадию ноосферы человек превратился в крупнейшую «геологическую силу», стихийные разноплановые действия которой выходят за пределы рационального контроля. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты ноосферы возрастают, стремительно приближаются к критическим и неизбежно ведут к возникновению синер-гетического эффекта в системе. Происходит включение механизмов адаптации к происшедшим изменениям, о действии которых никто не имеет ни малейшего представления. Вся планета ускоренно приближается к состоянию неизвестности и непредсказуемости.

Техносфера под воздействием разнонаправленных социальных действий человека, осуществляемых во имя реализации его чаще всего сиюминутных и эгоистических (корпоративных) интересов и целей, развиваясь в геометрической прогрессии, порождает ряд глобальных угроз. Эти угрозы, если социальные действия и впредь будут осуществляться стихийно и безответственно, неизбежно приведут человеческую цивилизацию к гибели, а нашу планету — к катастрофе.

Свежий пример. Экономические, а с ХХ века и экономико-финансовые, кризисы сотрясают мировое сообщество с регулярной периодичностью. На их изучение и отработку способов и технологий преодоления были направлены

Российская транспортная сеть в ХХ! веке должна развиваться в рамках мегапроекта «Интегральная транспортная евразийская система».

Современная эпоха в жизни планеты Земля определяется введенным в научный обиход русским ученым В.И. Вернадским понятием «ноосфера» и качественно отличается от эпохи биосферы. Сегодня не растения и не животные, а человек и создаваемые в процессе его деятельности техно- и социосфера (социальная реальность) детерминируют состояние и будущее не только физического мира — неорганической и органической природы, но и мира социального, то есть человеческой цивилизации.

усилия научных сил стран — лидеров мировой цивилизации. И результаты не замедлили сказаться. Теория кризисов, разработанная сообща экономистами ведущих индустриальных стран, позволила распознавать их приближение, вооружила практических работников промышленности, финансовой сферы, управленцев и политиков эффективными методологиями противодействия кризисам, научила зачастую еще на начальных стадиях купировать негативные экономическо-социальные последствия. Это уберегло экономики и фи-

Геннадий ОсИпОВ,

академик РАН, директор Института социально-политических исследований

нансы многих стран от сокрушительных потерь, а социальную сферу — от стихийных волнений и классовых столкновений.

Так продолжалось буквально до недавних пор, до 2007-2008 годов, когда две волны мирового кризиса не просто обрушили финансовые биржи и банки, ввергли большинство отраслей индустрии в тяжелую стагнацию, но и оказались практически невосприимчивыми к неоднократно проверенным и от этого, как считалось, безотказным антикризисным мерам, тактикам и стратегиям. Если сравнивать кризис с пандемией гриппа, то можно констатировать, что для нейтрализации нового экономического «вируса» так до сих пор и не удалось разработать надлежащую по эффективности вакцину.

Отсюда — явно наблюдаемая растерянность в рядах экономистов, специалистов финансового обращения, управленцев, политиков и т.д.

Четко обозначились глобальные экологические угрозы: «ядерная зима» в случае ядерного конфликта, потепление климата вследствие «парникового эффекта», тотальная нехватка продовольствия и питьевой воды и т.д. Как верно предупреждал академик Н. Моисеев, «человек подошел к пределу, который нельзя перешагнуть ни при каких обстоятельствах: один неосторожный шаг — и он сорвется в бездну. Одно необдуманное действие — и человечество может исчезнуть с лица земли».2

Еще более радикально в отношении задач человечества по сохранению среды обитания высказался Н. Винер. Он призвал людей не только контролировать и всячески сдерживать свои потребительские действия, но и самим трансформировать сознание и культуру, исходя из задачи всеобщей гармонизации мира. «Чтобы существовать в условиях ноосферы, человечество должно изменить себя», — считал великий кибернетик.

Сомнения в возможностях человека управлять мировым развитием без существенных изменений своего «я» высказывал швейцарский инженер и философ Г. Эйхель-берг: «Бог сотворил нашу планету и разумное существо на ней — человека, предоставив ему полную возможность в дальнейшем самому решать свои проблемы... создав сложный мир техносферы, человек не может более эффективно управлять направлением его развития».3

Сказанное выше убеждает нас, вслед за лауреатом Нобелевской премии голландским экономистом Я. Тимбергеном, сделать вывод, что научное понимание индивидуального

18

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (127) 2012

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

ФОТОБАНК ЛОРИ

и коллективного социального поведения, ведущее к их контролю, вероятнее всего является наиболее насущной задачей, стоящей сегодня перед человечеством. Из этого следует, что в сложившейся ситуации только социальные и гуманитарные науки, объектом исследований которых является человек, его социальные действия и создаваемая им социальная реальность, могут внести научную рациональность в разнонаправленные, стихийные и безответственные действия самого человека, привести их к общему знаменателю, устранив и нейтрализовав глобальные угрозы, подобно дамоклову мечу нависшие над человечеством.

Увы, такое понимание ситуации отнюдь не характерно для тех управленцев в науке, кто призван осуществлять инвестирование в научные разработки, определяя первоочередные направления и выделяя приоритеты. Несмотря на это Институт социально-политических исследований РАН, который я возглавляю, вот уже несколько лет сам осуществляет такого рода инвестиции! Естественно, прежде всего интеллектуальные, но не только. Речь идет о двух фундаментальных проектах, которые мы разрабатываем и — что особенно важно отметить — согласованно внедряем в научно-производственную практику. Познакомлю с ними читателей журнала.

Интегральная евразийская транспортная система

По ожидаемым результатам реализации основной федеральной целевой программы в развитии транспортной инфраструктуры на ближайшую перспективу трудно судить о глобальном изменении транспортной системы России, так как ведомственная и региональная разобщенность позволяет только достраивать существующую транспортную систему портами, воздушными путями, железными и шоссейными дорогами.

Для достижения более значительных результатов российская транспортная сеть в XXI веке должна развиваться на принципиально новом техническом уровне — в виде мегапроекта «Интегральная транспортная евразийская система» (ИТЕС), изначально проектируемая как единое целое.4 Россия находится в центре транспортных интересов трех больших регионов с наибольшей интенсивностью хозяйственной деятельности — Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Они остро нуждаются в канале быстрого товарообмена. Транспортные трансконтинентальные системы приобретают в этих условиях растущее стратегическое значение в геополитике. Россия может за короткий срок соединить три мировых центра силы — США, Китай и Европу, стать центральным элементом этой суперсистемы,

к которой будут тяготеть Индия, Иран, арабский мир и постсоветские республики Азии.

Важным доводом в пользу ИЕТС служит высокий уровень его сопряженности (взаимной полезности) с другими государственными программами — как принятыми, так и находящимися в стадии разработки. Отличие этого мегапроекта от среднесрочной и долгосрочной транспортных стратегий РФ заключается в идее объединить программы строительства и модернизации конкретных систем разных видов транспорта в единый проект, который изначально встроит все транспортные предприятия разных ведомств и форм собственности в общий пространственный, технологический и управленческий контекст. Выполнение этой задачи позволит сократить издержки и обеспечить более высокий технологический уровень результата, а также создать стратегически важный стыковочный узел с транспортной системой США и Канады.

Рост транзитных перевозок будет обеспечиваться за счет технологий, которые в рамках целостной системы будут представлены в ИЕТС. Это мультимодальные перевозки грузов по коридорам «север-юг» и «запад-восток», использование ускоренных контейнерных и контрейлерных поездов с современным техническим обеспечением, создание сети аэропортов-хабов, специализированных контейнерных терминалов, интегральных объектов мультимодальной транспортно-логистической системы.

Мегапроект ИЕТС станет для национальных транспортных систем ЕврАзЭс технологическим лидером и полигоном для испытания новых организационно-управленческих схем. В то же время в нем будет использован опыт уже начатого в рамках ЕврАзЭс создания системы логистических центров. Общий объем инвестиций на создание транспортно-логистической системы на территории государств — членов ЕврАзЭС до 2020 года оценивается в $12,5 млрд. Соединение этих систем с ИЕТС будет означать создание в ЕврАзЭС одной из крупных мировых интегрированных транспортно-логистических систем.

Ядром ИЕТС должна стать скоростная трансроссийская комплексная магистраль, соединяющая морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах России. Магистраль должна включать в себя скоростной железнодорожный комплекс, современную скоростную автотрассу, линию оптоволоконной связи. Оснащение системы телекоммуникационными линиями позволит создать на транспортных терминалах логистические центры, регулирующие процесс доставки грузов с максимальной скоростью, надежностью и оптимальными ценами. Эти линии обеспечат рентабельный транзит больших объемов информации и одновременно послужат созданию современного информационного пространства в азиатской части России. Затем вслед за телекоммуникационной магистралью к США протянется и транспортный коридор.

Проект предполагает строительство 47 тыс. км магистральных железнодорожных путей,

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (127) 2012

19

\ научный диспут \

120 тыс. км автомобильных дорог, прокладку 23 тыс. км оптоволоконного кабеля. Части проекта будут сдавать по очереди. Вдоль транспортной системы будут созданы экономические зоны — с промышленным производством наукоемкого инновационного технологического уклада (коридоры развития). Перевалочные узлы будут содержать все типы услуг и соединят все транспортные системы в опорную «транспортную решетку» России. Грузопотоки войдут в системное взаимодействие с движением потоков энергии, информации, знаний и технологий.

Создание трансконтинентального моста «Европа-Азия», а в перспективе — «Европа-Америка» качественно изменит структуру мирового хозяйства. Он достроит существующие транспортные пути до единой сети, обеспечивающей доступ и к источникам сырья, и к рынкам сбыта при большом сокращении времени и стоимости доставки грузов.

Россия может и должна представить мировой экономике проект транзитной транспортной системы, который не только должен превосходить иные проекты, но и явить новую модель транспортного пути. Развитие новой транспортной инфраструктуры приведет

«парниковых» газов, выбрасываемых развивающейся энергетикой, промышленностью и транспортом.

Современная общемировая техногенная эмиссия диоксида углерода «парниковых» газов достигает 25 млрд т в год (по России — до 1,5 млрд) с перспективой до 36 млрд т в год в ближайшие 15 лет, что составляет до 7% величины природного круговорота углерода и может являться заметным возмущением устойчивости динамики этого процесса, а также причиной атмосферно-климатических изменений в силу известного «парникового» эффекта.

К настоящему времени на основе фундаментальных НИР в области замкнутых технологий жизнеобеспечения космической техники и конверсионных разработок сформирована концепция комплексного решения проблем технологиями утилизации «парниковых» газов. Суть концепции заключается в том, чтобы вовлечь в цикл аккумулирования и передачи энергии избыточный диоксид углерода техногенного происхождения, который выбрасывается и тупиковым образом накапливается в атмосфере Земли.

Данная концепция реализуется разработанными технологиями, включающими в себя

XXI веку во всемирном научном сообществе пророчат определяющий титул «века социальных наук».

к объединению страны и расширению ее связей с внешним миром, изменению ее роли и места в мире. Наконец, реализация проекта приведет к изменению структуры экономики России, существенно повысит ее инновационную и инфраструктурную составляющие, позволит соскочить с «нефтяной иглы». Таким образом, проект ИЕТС отвечает национальным интересам России.

проект утилизации «парниковых» газов «синтез»

Принятые и планируемые программы деятельности России по энергетической стратегии до 2010 года и ратифицированному Киотскому протоколу, предусматривающие меры по повышению эффективности использования энергоресурсов и регулированию техногенной эмиссии «парниковых» газов, отражают проблемы общемировой топливной энергетики и экологии земной атмосферы:

• прогнозируемое истощение природных ресурсов нефти как источника наиболее технологичного вида жидких углеводородных энергоносителей топливной энергетики и транспорта, усложнение горно-геологических условий ее добычи;

• нарастание тупикового накопления в атмосфере продуктов сгорания топлива —

концентрирование диоксида углерода из техногенных выбросов «парниковых» газов и утилизацию его путем переработки процессами электрохимической конверсии в синтетические углеводородные продукты и чистый кислород, подобно процессам фотосинтеза в природном круговороте углерода.

Технологии включают в себя три основных стадии:

• получение диоксида углерода — в относительно чистом виде — до 95-97% (из сбросов азотно-химических, пищевых, металлургических производств) либо абсорбционным концентрированием из продуктов сгорания (дымов ТЭК), содержащих 8-12% диоксида углерода;

• электрохимическое восстановление диоксида углерода и воды в высокотемпературном электролизе либо в низкотемпературной модификации процесса с получением синтез-газа;

• конверсию синтез-газа в органические продукты либо жидкое углеводородное топли-

во известными технологиями промышленности органического синтеза.

В данной концепции диоксид углерода промышленных выбросов «парниковых» газов, а в перспективе и избыточно накопленный в атмосфере (~500 млрд т), выступает как сырье для промышленности органического синтеза и производства жидких синтетических энергоносителей с улучшенными экологическими качествами (диметиловый эфир, высокооктановый бензин и т.п.). Источником прибыли при эксплуатации технологии является разность оптовых цен реализации конечных продуктов: органических или жидкого топлива (от 0,26-0,3 кг/кг СО2) и чистого кислорода (1-1,2 кг/кг СО2), с одной стороны, и стоимости энергозатрат на переработку диоксида углерода (6,5 кВт-ч/кг СО2).

Продолжающийся вековой рост (на 30%) содержания диоксида углерода в атмосфере может свидетельствовать о том, что природный механизм фотосинтеза зеленых растений, возвращающий диоксид углерода в связанное состояние, не справляется с возрастающей экологической нагрузкой техногенного происхождения; при этом количество избыточного диоксида углерода, накопленного в атмосфере, оценивается величиной до 500 млрд т, сопоставимой по эквиваленту с прогнозируемым остатком запасов нефти.

* * *

По-разному складываются судьбы наших совместных проектов. К нашей несказанной радости, транспортный коридор вызвал заинтересованное участие в структурах власти, познакомились с ним и в Администрации Президента РФ. Настолько, что В.В. Путин уже несколько раз упоминал его в своих публичных выступлениях, в частности — на происходившем в сентябре 2012 года саммите АТЭС на острове Русский. Говоря о возможности прокладки нового скоростного пути от портов российского Дальнего Востока до западных границ РФ, В.В. путин настойчиво приглашал азиатских партнеров к участию в его сооружении и дальнейшей совместной эксплуатации, что способно принести им немалые доходы, сделать доставку товаров в Европу из «мировой фабрики» — Тихоокеанского региона Азии — еще более надежной и безопасной.

Будем надеяться, что инвестиции ведущего социального академического института в первостепенно важные Российскому государству проекты будут по достоинству оценены и поддержаны. Это только укрепит и расширит подобную практику сообщества гуманитарных социальных наук, в реальности превратит науку в производящую силу, способную с еще большей эффективностью напрямую творить социальную реальность.

1 Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. О тенденции развития социологии в современном мире // СОЦИС. — 2007. — №6. — С. 8-9.

2 Моисеев Н. Быть или не быть... человечеству? — М., 1999. — С. 8-9.

3 Эйхельберг Г. Человек и техника. — М., 1981. — С. 111.

4 По европейским меркам в XXI веке нельзя безопасно проехать со скоростью неконкурентоспособными и не отвечаю- 200 км/ч; поезда, которые перевозят

щими своему назначению являются: пассажиров со скоростью меньше 450

автомобильная дорога, по которой км/ч и грузы менее 3 тыс. км в сутки.

Ключевые слова: метатеоретическая стратегия, креативность, ноосфера, биосфера, техносфера, социосфера, глобальные угрозы, теория кризисов, внедрение, транспортная система, парниковый эффект, эмиссия, диоксид углерода, климат, саммит.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (127) 2012

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.