АВ- Большаков
аспирант кафедры «Государственное, муниципальное
и корпоративное управление»
НАУЧНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
/классический стратегический альянс представляет собой союз независи-
''•мых компаний, создаваемый для достижения общих целей за счет объединения ресурсов — человеческих, финансовых, информационных, материальных, технологических. Альянс является разновидностью сетевой организации.
Будучи чрезвычайно гибкой, мобильной и универсальной с организационной точки зрения формой межфирменной кооперации, альянс позволяет вовлеченным в него партнерам осуществлять проекты любой степени сложности, в том числе и те, которые связаны с научно-исследовательскими разработками и коммерциализацией новшеств.
Некоторые ученые полагают, что финансирование НИОКР — основная область использования преимуществ стратегических союзов. Инновационность альянсов подчеркивает, в частности, В.Р. Веснин: «Обычно основой стратегических альянсов являются соглашения о сотрудничестве между фирмами, входящими в ценностную (технологическую) цепочку или участвующими в деле создания и внедрения новых продуктов и технологий» [1, с. 215].
В данном случае имеются в виду научные стратегические альянсы как форма партнерства между исследовательскими центрами. При этом в качестве учредителей и инвесторов научного альянса могут выступать не только государственные структуры или обособленные коллективы, но и финансово-промышленные корпоративные структуры.
Если речь идет о научно-техническом сотрудничестве фирм, для этих целей зачастую создаются временные структуры, которые не имеют постоянной дислокации. Иными словами, компании, входящие в альянс, обычно не создают общих лабораторий, чтобы избежать утечки информации, которой стороны не готовы поделиться друг с другом.
Стратегические альянсы, заключаемые между научно-исследовательскими центрами, подконтрольными государству, предполагают более тесное сотрудничество, нежели научные альянсы компаний. Во-первых, в основу партнерских отношений ложится межгосударственное соглашение, что гарантирует стабильность и способствует упорядочению отношений в научных коллективах. Во-вторых, на базе альянса формируется научно-исследовательская сеть, призванная обеспечить обмен информацией и знаниями, а кроме того, совместную
эксплуатацию оборудования. Таким образом, речь в этом случае идет о полноценном обмене технологиями, опытом, исследовательскими наработками в рамках специально созданной системы лабораторий.
Научные стратегические альянсы получили широкое распространение во всем мире. Так, японские финансово-промышленные группы кейрецу, де-факто представляющие собой сети альянсов, активно культивируют такие способы взаимодействия внутри деловой сети, которые обеспечивают оперативное перераспределение ресурсов в пользу тех звеньев группы, которые, осуществляя научные исследования, в тот или иной момент особенно нуждаются в средствах.
Первые научные альянсы, иногда именуемые исследовательскими консорциумами, появились сравнительно недавно: «В США первый исследовательский консорциум возник при основании EPRI (Electric Power Research Institute) в 1973 г. По его образу и подобию уже в 1976 г. был учрежден GRI (Gas Research Institute). Наиболее выпукло роль таких консорциумов проявилась в области полупроводниковой микроэлектроники, когда в 1982 г. несколько конкурирующих фирм объединились в MCC (Microelectronic & Computer Technology Corporation), а в 1987 г. возникла корпорация SEMATECH (Semiconductor Material Technology Corporation). И к 1995 г. в США было зарегистрировано уже 592 консорциума во всех ведущих отраслях» [2].
Вопрос о том, стоит ли отождествлять исследовательский консорциум с научным альянсом, относится к числу дискуссионных. Представляется, что консорциум — более тесная форма интеграции, нежели альянс. Управление исследовательским консорциумом, в отличие от координации деятельности альянса, осуществляется из единого центра. Так или иначе, подобная форма объединения инновационных ресурсов чрезвычайно перспективна. Зачастую речь в таких случаях идет о международном сотрудничестве.
По мнению Р.Б. Ноздревой, для стратегических альянсов в сфере научнотехнических работ характерно следующее [3, с. 606, 607]: участники одинаковы по масштабам и положению;
участники занимают разные ниши на рынке, но базируются на общей научно-технической основе;
участники преследуют цель расширения доступа для своих товаров к глобальным рынкам и в то же время создания олигополистических технологических барьеров для проникновения в данную область других компаний-конку-рентов.
Синонимом понятия «научный стратегический альянс» является термин «технологический альянс».
Под технологическим альянсом принято понимать «устойчивое научное или технологическое сотрудничество независимых партнеров (компаний), предусматривающее как контрактную, так и акционерную форму контроля» [4,
с. 108-113].
Важно подчеркнуть, что научный альянс, как правило, является транснациональным объединением. Это связано с международным разделением труда между учеными всего мира, которые, объединяясь в исследовательские сети, достигают лучших научных результатов, нежели это было возможно в условиях работы в замкнутых научно-исследовательских институтах, информация о содержании разработок которых строго дозировалась.
Н.И. Иванова называет следующие причины роста числа международных технологических альянсов, усиления их роли в качестве одной из форм современной глобальной кооперации [5, с. 205, 206]:
усложнение и удорожание исследований и разработок; снижение продолжительности жизненных циклов наукоемких товаров; необходимость комплексного использования разных технологий для решения новых коммерческих задач;
на смену технологической самодостаточности как главной цели развития пришла стратегия использования технологической взаимодополняемости;
сотрудничество и взаимозависимость стали средством для разделения растущих издержек и риска нововведений;
необходимость стратегического сотрудничества специализированных компаний одной или нескольких стран с целью разделения расходов, уменьшения рисков и успешной борьбы с конкурентами.
Роль, которую предстоит сыграть научно-технологическим партнерствам сетевого типа в России, сходна с той ролью, которую в 1990-е годы играли соглашения о кооперационных исследованиях и разработках в ускорении роста и в модернизации экономики США. Этот опыт, при условии его творческой корректировки относительно российских реалий, может оказаться весьма полезным для нашей страны.
В Соединенных Штатах государство выступало не столько в качестве дирижера и координатора реформ, сколько в качестве равноправного, ни в коей мере не доминирующего, не довлеющего партнера частного сектора: «Государство и частный сектор как равноправные партнеры совместно осуществляют поиск решений проблем развития экономики и общества и разделяют ответственность при реализации согласованных стратегий. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет его» [6, с. 188].
Участниками этой национальной программы стали крупные и средние корпорации, университеты, исследовательские центры, лаборатории, аналитические центры, общественные инициативные группы и консалтинговые структуры.
Для целей реализации программы были приняты следующие меры [6,
с. 190, 191]:
Создание сетей технического обучения и исследований — «инкубаторов» технологий.
Интеграция федеральных лабораторий, университетов, промышленных консорциумов и центров тестирования и сертификации в единый инновационный цикл.
Разработка и принятие нового законодательства, в частности снятие некоторых антитрестовских ограничений для межфирменных объединений в сфере науки и технологий.
Использование коммерческого потенциала результатов исследований, выполненных за счет федерального бюджета.
Поощрение инициативы частного сектора: промышленники не только на равных участвуют в затратах, но и получают право голоса при выборе проектов, управлении ими и использовании полученных результатов. Отмена разделения научного процесса на фундаментальные исследования и коммерчески ориентированные разработки.
В нашей стране инновационные альянсы возникают редко. Однако в некоторых сферах, например в аэрокосмической промышленности, они активно формируются.
Наиболее крупным коммерческим альянсом стал проект «Морской старт» (Sea Launch), реализованный в 1999 г. С нашей стороны в альянсе участвовала ракетно-космическая корпорация «Энергия», взявшая на себя решение всех технических вопросов; за маркетинг отвечала компания «Боинг». Для реализации проекта были привлечены кредиты под гарантии Мирового банка [5,
с. 217-222].
Следует заметить, что инициатива по созданию научных стратегических альянсов у нас исходит, как правило, не от государства, а от ученых и образовательной сферы.
Так, в России уже существуют, хотя и находятся пока в зачаточном состоянии, так называемые научно-образовательные сети — специфическая форма интеграции науки и образования. По данным А.С. Мендковича и А.И. Русакова, «первой научно-образовательной сетью на территории СССР, интегрированной в международную сетевую инфраструктуру, стала сеть SUEARN, международный узел которой в Институте органической химии АН СССР начал функционировать в 1991 г.» [7].
Одним их источников подпитки российского научного сектора могут стать т.н. сети знаний диаспор, возникших в результате «утечки мозгов» из стран бывшего СССР в государствах-реципиентах эмиграционных потоков. По мнению У. Тернера, стратегия использования интеллектуальных ресурсов диаспор может восполнить потери от эмиграции ученых. Он пишет: «Основная черта стратегии диаспоры — попытка создать связи со специалистами: как между ними самими, так и между ними и их родными странами. Это дает эмигрантам
возможность передавать свой опыт и навыки родной стране без необходимости постоянно возвращаться в нее. Таким образом, страна получает доступ к знаниям своих бывших граждан, а также к сетям знаний, частью которых они являются в стране, принявшей этих специалистов» [8].
Модель реанимации инновационной сферы России можно представить следующим образом.
Модель реанимации инновационной сферы России
Как видно из схемы, серьезную роль в восстановлении научного потенциала России могут сыграть научно-образовательные альянсовые сети и венчурные альянсы финансово-промышленных групп как основных заказчиков и потребителей наукоемкой продукции. Участие государства могло бы заключаться в создании реально работающих «инкубаторов технологий».
Таким образом, научные альянсы тесно связаны с венчурными (рисковыми) альянсами, в рамках которых происходит доведение научной разработки до нужной потенциальным производителям кондиции. Иными словами, венчурный альянс нужен для сбора средств на финансирование запуска новшества в серийное производство. То есть венчурные альянсы выполняют служебные функции по отношению к научным: «Их цель — активизация каналов совершенствования производства и передача новых технологий, а также осуществление взаимодополняющих функций при проведении научных исследований и внедрении их результатов» [9, с. 96].
Что касается участия финансово-промышленных групп в финансировании инновационного процесса, то инициированные ими научные альянсы как инструмент оптимизации использования интегрированного капитала для целей модернизации российской экономики могут сыграть не последнюю роль в выводе отечественных финансово-промышленных корпоративных структур на мировой рынок корпоративного контроля. Поощрение заключения альянсов — одна из стратегических установок финансово-промышленных групп. Причина такой заинтересованности — потребность в диверсификации. По прогнозу
И.Ю. Беляевой и М.А. Эскиндарова, «диверсификация будет развиваться, но не за счет усиления финансово-спекулятивного ядра, а как технологическая, географическая, экономическая» [10, с. 140].
В этой связи многообещающим представляется включение в состав ФПГ небольших инновационных компаний, «мозговых трестов», вокруг которых возможна консолидация других финансово-промышленных групп. Молодые инновационные фирмы в данном случае выступают в качестве своеобразных «приманок», привлекательных ввиду перспектив коммерциализации новшеств.
По большому счету, следует говорить о создании реальной корпоративной унии — т.е. такой разновидности стратегического альянса, при которой в рамках общего проекта крупная компания объединяется с небольшой фирмой, занятой разработкой или производством наукоемкой продукции.
Участие ФПГ в финансировании инновационной деятельности
К инновационному проекту, развиваемому по инициативе одной ФПГ, могут присоединиться другие макроструктуры, что спровоцирует своего рода цепную реакцию с последующим вовлечением все большего числа инвесторов. При этом реципиентами выделяемых ФПГ ресурсов станут многие научные коллективы и самоорганизующиеся виртуальные сети, прежде всего гуманитарного профиля. Соответственно синергетический эффект, связанный с активностью такого рода, несомненно окажется существенным для экономики в целом.
Подводя итог, важно акцентировать основной вывод: научные стратегические альянсы сетевого типа могут стать в России одним из наиболее востребованных инструментов объединения усилий тех организаций, которые работают в инновационной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веснин В.Р. Стратегическое управление. М.: Проспект, 2004.
2. Титов В.В. Трансфер технологий. http://www.metodolog.ru/00384 /annot.htm
3. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг. М.: Экономистъ, 2005.
4. Иванова Н. Межфирменная научно-техническая кооперация: опыт Запада // Проблемы теории и практики управления. 1996, №2.
5. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
6. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.
7. Мендкович А.С., Русаков А.И. Инновационный потенциал российских научно-образовательных сетей. Достижения и перспективы // Информационное общество. 2005, вып. 5.
8. Тернер У. Компьютерная поддержка развития сетей знаний диаспор // Информационное общество. 2005, вып. 5.
9. Инновационный менеджмент / Под ред. Л.Н. Оголевой.
М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001.