Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ РОТЫ КАК КАДРОВЫЙ РЕСУРС ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НАУЧНЫЕ РОТЫ КАК КАДРОВЫЙ РЕСУРС ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ НАУКА / MILITARY SCIENCE / ВОЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / MILITARY SOCIOLOGY / НАУЧНЫЕ РОТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATIONAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF SCIENTIFIC ACTIVITY / ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / CONSCRIPTION MILITARY SERVICE / ВОЕННО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-SCIENTIFIC COMPLEX / ВОИНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / MILITARY IDENTITY / RESEARCH SQUADRONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карлова Екатерина Николаевна, Григоров Андрей Юрьевич

Статья отражает результаты научно-исследовательской работы, проведенной в 2013-2017 годах, цель которой заключалась в исследовании организационных и социально-педагогических аспектов научной деятельности военнослужащих научных рот. Предметом изучения являлась служебная деятельность операторов научной роты Военно-воздушных сил Российской Федерации. С момента своего образования в 2013 году научные роты прошли путь от локального эксперимента к полноценной сети подразделений, решающих теоретические и прикладные задачи в рамках различных научных направлений. Информационная открытость проекта вносит вклад в конструирование привлекательного образа Вооруженных сил Российской Федерации как надежного социального института, а также способствует росту мотивации операторов, их командиров и научных руководителей к достижению высоких показателей в работе. Исследование обнаружило, что новая форма военной службы по призыву позволяет гражданам выполнять свой патриотический долг без потери профессиональных компетенций. Большинство операторов выбрали службу в научной роте исходя из прагматичных соображений: чтобы пройти обязательную службу в армии, не отклоняясь при этом от выбранного профессионального пути, усовершенствовать и дополнить свои компетенции, получить новый опыт научно-исследовательской работы. Оценки военнослужащими различных аспектов и условий деятельности в научной роте в целом положительные. За время исследования наблюдался рост воинской идентичности, то есть операторы отождествляли себя с группой военнослужащих по призыву, а также, учитывая специфику службы, с офицерами. Авторы делают вывод о том, что идея призыва наиболее успешных выпускников гражданских вузов для службы в научных ротах за пять лет доказала свою жизнеспособность и продуктивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карлова Екатерина Николаевна, Григоров Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research squadrons as a human resource for military research organizations

The article highlights the results of the research work carried out from 2013 to 2017, the aim of which was to study the organizational and socio-pedagogical issues of scientific work of the military of the research squadrons. Service activities of operators of the air force research squadrons was the subject of the study. Since their formation in 2013, research squadrons evolved from a local experiment to a fully fledged network of units solving theoretical and applied problems in terms of different scientific areas. Informational openness of the project contributes to the construction of an attractive image of the Armed forces of the Russian Federation as a reliable social institution, as well as contributes to the growth of motivation of the operators, their commanders and scientific supervisors to achieve higher results in work. The study showed that the new form of military conscription service enables citizens to perform their patriotic duty without loss of professional competencies. Most operators chose to be soldiers in the research squadrons based on pragmatic considerations: in order to pass compulsory service in the army without departing from the chosen professional path, to improve and augment research skills and to gain new research experience. The assessments given by the military to various aspects and conditions of activities in the research squadron in general are positive. During the period of the research the growth of the military identity was observed, in other words, the operators identified themselves with the group of the conscript military servicemen and, taking into consideration the specifics of the service, with the officers as well. The authors conclude that the idea of conscription of the successful graduates from civilian universities for services to research squadrons for five years has proven its viability and productivity.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ РОТЫ КАК КАДРОВЫЙ РЕСУРС ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 3 25

МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-3-25-30 ■

НАУЧНЫЕ РОТЫ - КАДРОВЫЙ РЕСУРС ВОЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЕКАтЕРИНА НИКОлАЕвНА КАРлОвА, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (394064, Российская Федерация, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54). E-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru

АНДРЕИ юРьЕвИч гРИгОРОв, кандидат технических наук, начальник лаборатории Военно-воздушной академии имени профессора н.Е. Жуковского и ю.А. Гагарина (394064, Российская Федерация, Воронеж, ул. старых Большевиков, 54). E-mail: nightfox222@yandex.ru

Аннотация: Статья отражает результаты научно-исследовательской работы, проведенной в 2013-2017 годах, цель которой заключалась в исследовании организационных и социально-педагогических аспектов научной деятельности военнослужащих научных рот. Предметом изучения являлась служебная деятельность операторов научной роты Военно-воздушных сил Российской Федерации. С момента своего образования в 2013 году научные роты прошли путь от локального эксперимента к полноценной сети подразделений, решающих теоретические и прикладные задачи в рамках различных научных направлений. Информационная открытость проекта вносит вклад в конструирование привлекательного образа Вооруженных сил российской Федерации как надежного социального института, а также способствует росту мотивации операторов, их командиров и научных руководителей к достижению высоких показателей в работе. Исследование обнаружило, что новая форма военной службы по призыву позволяет гражданам выполнять свой патриотический долг без потери профессиональных компетенций. Большинство операторов выбрали службу в научной роте исходя из прагматичных соображений: чтобы пройти обязательную службу в армии, не отклоняясь при этом от выбранного профессионального пути, усовершенствовать и дополнить свои компетенции, получить новый опыт научно-исследовательской работы. Оценки военнослужащими различных аспектов и условий деятельности в научной роте в целом положительные. За время исследования наблюдался рост воинской идентичности, то есть операторы отождествляли себя с группой военнослужащих по призыву, а также, учитывая специфику службы, с офицерами. Авторы делают вывод о том, что идея призыва наиболее успешных выпускников гражданских вузов для службы в научных ротах за пять лет доказала свою жизнеспособность и продуктивность. Ключевые слова: военная наука, военная социология, научные роты, военная служба по призыву, военно-научный комплекс, воинская идентичность, организационные и социально-педагогические аспекты научной деятельности

RESEARCH SQUADRONS AS A HUMAN RESOURCE FOR MILITARY RESEARCH ORGANIZATIONS

EKATERINA N. KARLOvA, PhD (Sociology), Associate professor, Senior staff scientist of the Air Force Military Educational and Scientific Centre «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Russian Federation, 394064, Voronezh, Starykh Bolschevikov st., 54). E-mail: ekaterina-n-karlova@yandex.ru Andrei Yu. GRIGOROv, PhD (Technics), Head of Laboratory of the Air Force Military Educational and Scientific Centre «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Russian Federation, 394064, Voronezh, Starykh Bolschevikov st., 54). E-mail: nightfox222@yandex.ru

Abstract: The article highlights the results of the research work carried out from 2013 to 2017, the aim of which was to study the organizational and socio-pedagogical issues of scientific work of the military of the research squadrons. Service activities of operators of the air force research squadrons was the subject of the study. Since their formation in 2013, research squadrons evolved from a local experiment to a fully fledged network of units solving theoretical and applied problems in terms of different scientific areas. Informational openness of the project contributes to the construction of an attractive image of the Armed forces of the Russian Federation as a reliable social institution, as well as contributes to the growth of motivation of the operators, their commanders and scientific supervisors to achieve higher results in work. The study showed that the new form of military conscription service enables citizens to perform their patriotic duty without loss of professional competencies. Most operators chose to be soldiers in the research squadrons based on pragmatic considerations: in order to pass compulsory service in the army without departing from the chosen professional path, to improve and augment research skills and to gain new research experience. The assessments given by the military to various aspects and conditions of activities in the research squadron in general are positive. During the period of the research the growth of the military identity was observed, in other words, the operators identified themselves with the group of the conscript military servicemen and, taking into consideration the specifics of the service, with the officers as well. The authors conclude that the idea of conscription of the successful graduates from civilian universities for services to research squadrons for five years has proven its viability and productivity. Keywords: military science, military sociology, research squadrons, conscription military service, military-scientific complex, military identity, organizational and socio-pedagogical aspects of scientific activity

введение

Разработка и производство сложной военной техники требует повышенного внимания к кадровому обеспечению военно-научного и оборонно-промышленного комплексов. История ХХ века показывает, что к работе над крупными проектами, связанными с обороной государства, всегда привлекались наиболее сильные научные школы, независимо от их ведомственной принадлежности. На современном этапе военного строительства требуется поддержка российского научного сообщества и высших учебных заведений для подготовки кадров.

Отношения армии и общества развиваются также в области практики призыва на военную службу. Изменения происходят в сторону смягчения условий службы, сокращения ее срока. Принимаемые меры, связанные с повышением престижа армии, в совокупности с успехами Вооруженных сил Российской Федерации в сирийском конфликте, создают предпосылки для дальнейшего развития. Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2016 году две трети россиян (64%) службу в армии считали хорошей школой жизни для молодых людей, и эта доля выросла почти в два раза за четверть века (33% в 1990 году). Армию называют в числе главных социальных институтов, которые формируют у граждан нашей страны традиционные ценности, и в первую очередь, чувство патриотизма1. В то же время в рамках призывной системы комплектования Вооруженных сил Российской Федерации выделяется проблема рационального использования человеческого капитала. Граждане, проходящие военную службу по призыву, должны выполнять свой патриотический долг без потери профессиональных компетенций. Одним из путей решения этой проблемы в Вооруженных силах является формирование научных рот, в которых получили возможность пройти службу наиболее успешные выпускники российских вузов.

Подготовка кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов

Научные роты были образованы в Вооруженных силах Российской Федерации в соответствии с Решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № Пр-864 «О создании в Вооруженных силах Российской Федерации научных рот». Нормативная основа, в соответствии с которой они ведут свою деятельность, включает в себя также Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 404 «Об утверждении Положения о научных ротах Вооруженных сил Российской Федерации», в котором определены их основные задачи и функции, а также особенности комплектования. Основные задачи российских научных рот следующие: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач

1 Пресс-выпуск Всероссийского центра изучения общественного мнения№3219 // https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115906.

в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, подготовка кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Богатый опыт функционирования научно-технических подразделений был накоплен израильской армией. Знаменитое подразделение радиоэлектронной разведки «8-200» называют «драйвером» технологического развития страны, поскольку опыт военной службы и приобретенные знания успешно используются демобилизованными специалистами для развития бизнеса в сфере высоких технологий. Требования к кандидатам в технологические подразделения израильской армии настолько высоки, что призывники перед службой проходят шестимесячные курсы, где совершенствуют навыки программирования, командной работы и управления проектами2.

изобретения и инновационные проекты

Научные роты в Российской Федерации пока не успели стать двигателем технологического прорыва, однако, начиная с 2013 года, они уже прошли путь от локального эксперимента к полноценной сети научных подразделений, решающих теоретические и прикладные задачи в рамках различных научных направлений. В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации сформировано 12 научных и 2 научно-производственные роты, в которых на должностях операторов проходят службу более 600 призывников, владеющих дефицитными для армии и востребованными в условиях современных вооруженных конфликтов знаниями и умениями. Продуктивность научных рот выражается в оформлении заявок на изобретения, рационализаторских предложениях и патентах, разработке прикладных математических моделей, программно-моделирующих комплексов, алгоритмов специального программного обеспечения при решении научно-прикладных задач.

Многочисленные изобретения и инновационные проекты представляются на тематических выставках, форумах и конкурсах. Среди них следующие: Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставка средств обеспечения безопасности государства, вооружений и технического оснащения правоохранительных органов и ведомств «Интерполитех», Международная выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», Международный военно-технический форум «Армия», Международная выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи «НТТМ». Первые итоги деятельности научных рот, а также предложения по совершенствованию их функционирования пред-

2 Kalman M. Israeli military intelligence unit drives country's hi-tech

boom // The Guardian. Monday 12, August 2013 (https://www.the-

guardian.com/world/2013/aug/12/israel-military-intelligence-

unit-tech-boom).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 3 27

Е.Н. Карлова, А.Ю. Григоров. Научные роты - кадровый ресурс военных научных организаций

ставлены в статьях Г.В. Зиброва и А.С. Зинченко [Зибров, 2015. С. 53-59; Зинченко, 2016. С. 129-131]. Дальнейшее их развитие будет идти, скорее всего, в направлении расширения сети подразделений и укрепления связей с научным сообществом и промышленными предприятиями.

Основные принципы социологического исследования

Принципиальная новизна проекта обуславливает необходимость социологического осмысления феномена научных рот и проведения прикладного исследования с целью выработки рекомендаций по совершенствованию их функционирования. Основные особенности организации научной и служебной деятельности были изучены на примере роты, сформированной на базе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. С 2014 по 2017 год в рамках исследования было опрошено 234 оператора, проведен экспертный опрос их научных руководителей, сделан анализ отзывов на работу офицеров, проходивших службу в научной роте, а также были изучены сравнительные параметры психологической готовности к военной службе у курсантов и военнослужащих научной роты Военно-воздушных сил Российской Федерации. Исследование показало, что в течение четырех лет постепенно совершенствовалось качество отбора. Как видно из рисунка 1, почти все операторы научной роты, призванные на военную службу в 2016 году, оценивают профиль своего образования как полностью соответствующий направлениям исследований в академии. Средний балл успеваемости отобранных кандидатов в течение всего времени функционирования роты оставался стабильно высоким, последние два года он составляет 4,73.

Ежегодно для отбора кандидатов формируются рабочие группы из числа профессорско-преподавательского состава академии. Представителями Военно-воздушной академии в ведущих вузах страны организуются встречи со студентами, посвященные военно-профессиональной ориентации и агитации для

прохождения военной службы в научной роте. В результате тщательного отбора в нее попадают лучшие, наиболее талантливые молодые люди, способные поддерживать высокий уровень исследований и разработок.

По мнению операторов научной роты Военно-воздушных сил Российской Федерации, стандартного срока службы по призыву достаточно для овладения военно-учетной специальностью и адаптации в профессиональной среде (с этим согласны 79% и 94% респондентов, соответственно). Однако полностью реализовать научный проект получается только у каждого второго военнослужащего. На эту проблему указывают и научные руководители: исследовательский процесс организован таким образом, что согласование технических заданий, получение патентов и авторских свидетельств и другие этапы научной работы занимают достаточно много времени. Работа операторов разных призывов выстроена по принципу преемственности научных проектов. В среднем осуществление одного такого проекта требует усилий операторов трех-четы-рех призывов.

Научные роты были созданы для оказания кадровой поддержки военной науке и повышения престижа службы, за их деятельностью пристально следили журналисты, общественные деятели и высшее военное руководство. Информационная открытость оказала положительное влияние на качество реализации замысла (см. рисунок 2).

Сюжеты о научных ротах в современных медиа и традиционных средствах массовой информации вносят свой вклад в конструирование привлекательного образа Вооруженных сил Российской Федерации как надежного социального института. Особый контроль и внимание командования также способствуют росту мотивации операторов, их командиров и научных руководителей, что ведет к достижению высоких показателей в их работе. Как показало исследование, подавляющее большинство операторов выбрали службу в научной роте исходя из прагматичных соображений: чтобы пройти обязательную службу в армии, не отклоняясь при этом от выбранной профессиональной траектории,

Рисунок 1. Динамика показателей качества отбора в научную роту

КЛ

сir.

Ht

ЧЦ. i.4 _

I

VT b.Tf

] i."i

1 ЧЛ

Л TJ

i.'f

I !

I Ч

пи

1QH

mit

< РПЛф*М1 luJi'F- ь I 'Г

Рисунок 2. Влияние повышенного внимания со стороны командования и средств массовой информации на работу операторов (с точки зрения научных руководителей, в % от числа опрошенных)

1

(LMMUM" (hFi

усовершенствовать и дополнить научно-исследовательские компетенции, получить новый опыт научной работы. У 72% опрошенных отношение к военной службе по призыву после такого опыта улучшилось. Если бы у военнослужащих была возможность вернуться на год назад, то 82% вновь прошли бы службу в научной роте.

Оценки различных аспектов и условий службы в научной роте, данные респондентами, в целом положительные. Как видно из сведений, представленных в таблице 1, практически все параметры научной и служебной деятельности вполне устраивают военнослужащих. Наибольшее одобрение у операторов всех призывов встречают бытовые условия проживания и работы, компетентность научного руководителя и других сотрудников. На втором месте по уровню удовлетворенности - материально-техническая и организационная составляющие; операторы научной роты Военно-воздушных сил Российской Федерации достаточно высоко оценивают уровень оснащенности исследовательского процесса приборами, инструментами, компьютерной и специальной техникой. Возможность внедрения научных результатов в производство и практику - общая проблема российских научных организаций на пути инновационного развития. Операторы научной роты отмечают ограничение доступа к интернету и связи с другими организациями, вузами и 1Т-компаниями; выявляются проблемы в доступе к конструкторской документации от сторонних организаций. Современная наука развивается в условиях свободной научной коммуникации и интернационализации, однако секретный характер оборонных разработок накладывает определенные ограничения на возможности обмена данными и открытого опубликования результатов исследования.

Меньше всего респондентов устраивает оплата военно-научного труда лиц, служащих по призыву. Некоторые из опрошенных предлагают комплектовать научные роты военнослужащими по контракту с достойной оплатой высококвалифицированного труда.

Принимаемые академией меры (например, агитация) и репутация научной роты Военно-воздушных сил Российской Федерации способствуют росту интереса к проекту у студентов, подлежащих призыву в армию. По данным исследования, информированность операторов об условиях службы растет, выбор молодых людей в пользу службы является осознанным. Как следствие, операторы ощущают общность интересов и целей с социальной группой военнослужащих. Из рисунка 3 видно, что по мере развития проекта растет воинская идентичность, то есть операторы отождествляют себя с группой военнослужащих по призыву, а также, учитывая специфику службы, с офицерами. Уровень научной идентичности остается стабильно высоким на протяжении всего периода наблюдений. Результаты исследования последних двух лет показали, что у операторов сформировалась интегрированная самооценка военнослужащего по призыву и научного работника вместе.

Создание научных рот позволило в полной мере реализовать потенциал призывников, имеющих склон-

Таблица 1. Средняя оценка операторами различных условий научной работы по 5-балльной шкале

Средняя

оценка

Бытовые условия проживания 4,79

Компетентность, профессионализм научного руководи- 4,72

теля

Профессионализм других сотрудников 4,45

Бытовые условия рабочего помещения 4,43

Оснащенность компьютерами и оргтехникой 4,33

Организация питания 4,05

Планирование научной работы, постановка задач 4,17

Оснащенность приборами, инструментами, специаль- 3,99

ной техникой

Возможность располагать свободным временем по 3,85

своему усмотрению

Возможность внедрения научных результатов в произ- 3,53

водство и практику

Обеспеченность научной литературой, доступ к ин- 3,51

формационным источникам

Оплата военно-научного труда 2,44

Общая средняя оценка 4,02

ность к научной деятельности. По оценке респондентов, служба в научных ротах имеет множество преимуществ, среди которых выделяются эффективность воинского труда призывников для Вооруженных сил Российской Федерации и развитие личности военнослужащего. Проведенное нами исследование показало, что подготовка операторов, изъявивших желание продолжить службу по контракту, имеет существенный недостаток: слабое развитие командно-штабных и общевоенных компетенций. На это указывают анализ отзывов о работе «выпускников» научных рот и опрос научных руководителей. Из трудностей, с которыми придется столкнуться во время службы в качестве офицеров, операторы чаще всего называют неуважение со стороны тех, кто окончил военные вузы. Для данной категории военнослужащих необходима дополнительная подготовка, например, организация офицерских курсов, включающая теоретические занятия по истории и теории военного искусства, практические занятия по огневой и строевой подготовке.

Среди факторов научной карьеры в военной организации самыми значимыми операторы считают свои профессиональные (эрудиция, теоретико-методологическая подготовка и т.д.) и личные качества (ответственность, работоспособность, коммуникабельность и т.д.); средняя оценка их влияния на карьеру по 5-балльной шкале составила 4,4. Способствовать продвижению по службе в военной научной организации могут начальники, их влияние оценивается в 3,7 баллов. Связи и финансовая состоятельность, по мнению операторов, помогают карьерному росту в наименьшей степени (средняя оценка: 2,5-2,8 баллов). Если в начале проекта в 2013 году достаточно большая доля научных руководителей (27%) сомневалась в целесообразности продолжения военной службы, то исследование 2016 года

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 3 29

Е.Н. Карлова, А.ю. Григоров. Научные роты - кадровый ресурс военных научных организаций

Рисунок 3. Чувство общности (идентификация) операторов с различными группами

о,7

■Си

г7М

Рисунок 4. Отношение научных руководителей к продолжению операторами службы по контракту (в % от числа опрошенных)

Пг» №

За

пулц II

РЗШЗ ■ ЛИТ

показало рост доверия к молодым офицерам из числа бывших операторов (см. рисунок 4). Офицеры, прошедшие службу в научных ротах, в своей квалификации не уступают выпускникам военных вузов. Однако, в связи с указанными недостатками развития командно-штабных и общевоенных компетенций, существуют ограничения по должностному предназначению этой категории офицеров. Для дальнейшей успешной реализации проекта необходимо ввести в штат военных научных организаций дополнительные должности инженеров и научных сотрудников. Другим вариантом решения проблемы привлечения в военную науку талантливой молодежи, в том числе граждан, проходивших службу в научных ротах, является создание привлекательных условий для работы на должностях гражданского персонала.

Наибольшую роль в принятии решения о продолжении службы играют материальные условия (денежное довольствие, жилье, пенсия, медицинское обеспечение), военно-патриотические и военно-специальные мотивы, возможность проводить научные исследования, карьерные перспективы, интерес к тематике работы в академии. Выбрать военную службу в качестве профессии готов далеко не каждый оператор научной роты, поскольку армия предполагает строго регламентированный образ жизни, стиль поведения и мышления, необходимость быстро адаптироваться к специфическим требованиям. Важное значение для операторов имеют самореализация и личная свобода. Подписать контракт с Министерством обороны Российской Федерации некоторых операторов сдерживают особенности военной службы, оказывающие влияние на научную деятельность: сложности с зарубежными поездками из-за режима секретности, ограничения некоторых прав и свобод, закрытость военной организации. Общевоенные обязанности и риски (несение службы в наряде, ношение формы, потенциальный риск для жизни, военные традиции) не оказывает однозначно положительного или отрицательного влияния на принятие решения о дальнейшей службе; половина операторов относит их к важным для себя, половина - нет. Наименьшее влияние на принятие решения о выборе гра-

жданской карьеры оказывают морально-нравственные обязательства военной службы.

По мнению всех операторов, армия в наибольшей степени дает гражданину возможность внести свой вклад в развитие и укрепление страны. Вооруженные силы Российской Федерации, как работодатель, удовлетворяют потребности военнослужащих в материальном благополучии и социальной защищенности (средние оценки по 5-балльной шкале, представленные в таблице 2, составляют примерно 4 балла). По вопросу самореализации и карьерного / служебного роста мнения тех операторов, которые собираются подписывать контракт о прохождении военной службы, и тех, которые не будут этого делать, расходятся. Молодые люди, не желающие служить, указывают, что не смогут достичь профессиональной самореализации в армии и добиться карьерного роста.

Операторы, планирующие продолжить службу в Вооруженных силах Российской Федерации, считают, что в армии будут удовлетворены практически все их интересы, за исключением потребности в риске и возможности иметь хобби, увлечение. Подписать контракт о прохождении воинской службы рассчитывают в основном те, кто уверен, что сможет реализовать себя в армии и добиться профессионального роста. В целом, возможности Вооруженных сил Российской Федерации как работодателя выше всего оценивались операторами первого призыва, в последующие годы средние оценки немного снизились.

Особенности отношений армии и общества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечение на военную службу выпускников гражданских вузов ставит более общий вопрос о сущности военного профессионализма и составе военной элиты: лицом армии должны быть воины-герои, имеющие непосредственное отношение к боевой подготовке, или более широкий круг лиц, включая интеллигентов-ученых разного профиля? В первом случае военнослужащие выступают в качестве потребителей научных результатов, во втором - их авторами и создателями. В контексте нашей работы интересными представляются идеи американского социолога М. Яновица об

Таблица 2. Средние оценки, данные респондентами относительно реализации различных потребностей граждан, проходящих службу в армии (средние оценки по шкале от 1 до 5, где 1 - совсем не реализовывались, 5 - полностью реализо-вывались)

Потребности Не желающие Желающие

продолжать службу продолжать службу

Материальное благополучие 3,56 4,13

Профессиональная самореализация 2,31 4,00

Карьерный, служебный рост 3,31 4,00

Возможность иметь увлечение, хобби 2,25 3,47

Социальные гарантии 4,13 4,40

Реализация потребности в риске 2,86 3,71

Получение служебного жилья или возможность снять жилье 4,00 4,29

Возможность внести свой вклад в развитие и укрепление страны 3,56 4,29

отношениях армии и общества и типах военных профессионалов. По мнению ученого, в условиях холодной войны идеальным типом армии являются полицейские вооруженные силы, которые применяют насилие лишь при определенных условиях и сохраняют прочные связи с обществом, безопасность которого обеспечивают. М. Яновиц выделяет три типа офицеров, составляющих армейскую элиту: героев, менеджеров и технологов. Офицеры-герои являются олицетворением воинских традиций мужества и отваги, они поддерживают боевой дух армии и осуществляют преемственность поколений. Офицеры-менеджеры заняты более конкретными, практическими сторонами организации военного дела. Офицеры-технологи несут в армию идеи научно-технического прогресса и обслуживают сложную военную технику [Карлова, 2014. С. 91]. Заслуга исследователя состоит в том, что он обратил внимание на трансформацию социального института армии в сторону большей открытости по отношению к обществу, а также на возрастающую роль науки и военных ученых в армии,

Литература

Зибров Г.В. Опыт функционирования научных рот в контексте развития гражданско-военных отношений // Военная мысль. 2015. № 4.

Зинченко А.С. Пути повышения эффективности комплектования научных рот // Успехи современной науки. 2016.

References

Karlova E.N. Istoricheskii opyt amerikanskoi voennoi sotsiologii [The historical experience of the USA military sociology] // Sot-siologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. In Russian.

Smirnov A.I. Faktory formirovaniya doveriya k rossiiskoi armii [The factors of forming confidence to the Russian army] // Sotsiolog-icheskie issledovaniya. 2009. № 12. In Russian.

Zibrov G.V. Opyt funktsionirovaniya nauchnykh rot v kontekste raz-

проникновение гражданских ценностей в офицерскую среду, участие гражданских преподавателей в обучении офицерских кадров.

Развитие отношений армии и общества в Российской Федерации также идет в направлении их сближения. Сохранение призывной системы комплектования в современных условиях возможно при условии её модернизации, и в этом контексте создание научных рот также является своевременным. По мнению А.И. Смирнова, утверждение нового порядка привлечения выпускников вузов к военной службе на должностях офицеров и сокращение срока службы по призыву относятся к направлениям военной реформы, содействующим повышению доверия к армии. И хотя эти и некоторые другие направления ориентированы на молодежь, которая рассматривается в качестве главного резерва Вооруженных сил, их осуществление отвечает как интересам общества и государства, так и ожиданиям подавляющего большинства отдельных граждан и их семей [Смирнов, 2009. С. 107].

Заключение

Идея призыва наиболее успешных выпускников гражданских вузов для службы в научных ротах за пять лет доказала свою жизнеспособность и продуктивность. Создание научных рот в Вооруженных силах Российской Федерации полностью отвечает потребностям личности, общества и армии. Каждый субъект граждан-ско-военных отношений получает преимущества от реализации этого проекта. Так, призывники имеют возможность за время службы сохранить и развить свои способности, приобрести новые компетенции и построить успешную научную карьеру в армии. Военные научно-исследовательские организации пополняются молодыми специалистами, владеющими дефицитными навыками и вносящими свой вклад в проведение актуальных исследований. Создание научных рот отвечает также принципам гуманизации военной службы по призыву, решая проблему рационального использования человеческого капитала в интересах обеспечения обороноспособности государства.

Т. 2. № 12.

Карлова Е.Н. Исторический опыт американской военной социологии // Социологические исследования. 2014. № 4. Смирнов А.И. Факторы формирования доверия к российской армии // Социологические исследования. 2009. № 12.

vitiya grazhdansko-voennykh otnoschenii [The practice of scientific units in the context of development of civil-military relations] // Voennaya mysl'. 2015. № 4. In Russian. Zinchenko A.S. Puti povyscheniya effektivnosti komplektovaniya nauchnykh rot [Ways to increase the efficiency of recruitment of scientific units] // Uspekhi sovremennoi nauki. 2016. Vol. 2. № 12. In Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.