УДК 001.891
НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КНЦ РАН
В.А. Цукерман
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН
Аннотация
Рассмотрены основные результаты исследований Института экономических проблем КНЦ РАН по организационно-экономическому механизму перехода регионов Севера и промышленности на инновационный путь развития. Сформулированы задачи в рамках стратегии развития Института на ближайшую перспективу.
Ключевые слова:
фундаментальные и прикладные исследования, инновационное развитие экономики регионов Севера, Кольский научный центр, Институт экономических проблем.
За 20 лет трансформации хозяйственного уклада России модель развития Севера осталась, по существу, неизменной - ресурсно-экспортной, ориентированной на экспорт природных ресурсов и продуктов начальных переделов. Требовалась разработка стратегии инновационного развития, которая явилась бы переходом от ресурсно-экспортной и экспортно-ориентированной к ресурсноинновационной модели и в дальнейшем - инновационно-технологической. Реализация ресурсно-инновационной модели потребовала радикального пересмотра отношений, сложившихся между государством, наукой и бизнесом.
С целью выполнения фундаментальных и поисковых исследований, анализа и прогноза технологического развития экономики Севера, а также положительно и отрицательно действующих факторов на пути перехода на инновационный путь развития в 1997 г. был создан отдел промышленной и инновационной политики в Институте экономических проблем КНЦ РАН. Задачами отдела предусматривалось и рассмотрение перспективных направлений прикладных исследований по созданию инновационных технологий, в т.ч. в рамках выполнения государственных федеральных программ и хозяйственных договоров с промышленными предприятиями.
Результаты научно-технологической и инновационной политики на Севере в значительной степени определяют динамику общеэкономического роста России. Российская Федерация, объективно заинтересованная в сохранении и усилении своего присутствия в этих стратегически важных регионах Севера и Арктики, должна применять все необходимые меры для усиления своих естественных конкурентных преимуществ.
Цель государственной политики на Севере - формирование институциональных условий, позволяющих обеспечить режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития территорий на основе ускоренного перехода от политики преимущественного освоения сырьевых ресурсов к сбалансированному развитию отраслей промышленности, созданию механизмов поддержки внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулированию действующих и созданию новых территориально- производственных комплексов.
Внимание коллектива было сконцентрировано на исследовании инновационной промышленной политики, которая должна стать эффективным механизмом стимулирования технологической модернизации приоритетных направлений развития производства, служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики.
Динамика промышленного производства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований. Однако для полноценного инновационного развития требуются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в конечные экономические блага, продвижения инновационных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки.
Одной из задач промышленной политики является создание условий для размещения производства технологических инноваций на территории регионов Севера и возможная поддержка региональных производителей на начальных стадиях организации производства.
Север в обозримой перспективе сохранит свою хозяйственную специализацию как один из главных поставщиков минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей и поддержания экспортного потенциала страны.
Особое значение имеет улучшение экономического положения горнопромышленного комплекса (ГПК) Севера. В период резкого роста цен на энергетические ресурсы не была использована возможность прогрессивного сдвига в структуре расходов горных компаний в сторону модернизации и внедрения инноваций, создания заделов на перспективу. Доля инновационноактивных предприятий ГПК составляет всего 4-5% при критических пороговых показателях 20-25%. Сфера ГПК является средой, поглощающей инновации путем диффузии результатов научнотехнической деятельности в различных сферах производства.
Рациональное комплексное освоение минеральных ресурсов по определению предполагает максимально полное выявление и учет всех видов, разновидностей, специфических особенностей, возможных областей и направлений полезного использования ресурсов недр во всем их многообразии, включая нетрадиционные, в том числе многообразные отходы горнопромышленного комплекса - техногенные месторождения.
При этом горное предприятие необходимо рассматривать только как многопрофильный хозяйствующий субъект, комплексно использующий всю совокупность ресурсов земных недр на экономически рациональной основе, предназначенный для преобразования и охраны недр, с обязательными экологическими, ресурсовоссоздающими и социально-экономическими функциями и ограничениями.
В современных условиях минерально-сырьевой сектор экономики и прежде всего, нефтегазовый, перестал быть «простым» в технологическом отношении. Добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все большей степени продуктами наукоемкими.
Регионы Севера минерально-сырьевой направленности, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая научной базой, ежегодно должны производить наукоемкую продукцию. Однако число предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 8%.
Весьма значима роль северных территорий в формировании индустриального потенциала всей страны. Согласно статистическим данным, на Север в последнее время приходится подавляющая часть производства стратегических ресурсов.
Минерально-сырьевая база Севера подходит для формирования здесь инновационных центров, способных удовлетворить большую часть потребностей Российской Федерации в стратегических материалах. На основе анализа минерально-сырьевой базы Севера и технологического пакета инновационных разработок Кольского научного центра РАН была обоснована концепция формирования Кольского государственного корпоративного центра стратегических материалов.
Используя информационные технологии и коммуникационные сети, можно организовать специализированные производства в различных регионах Севера, сохраняя прямые организационные и информационные контакты, непосредственное управление товарными и финансовыми потоками.
Проведенный анализ данных Росстата показывает, что инструменты статистического наблюдения в сфере науки, технологий и инноваций требуют совершенствования, в первую очередь, с целью объективной оценки уровня инновационного промышленного развития. Проблемы связаны с недостаточной актуализацией существующего инструментария статистического наблюдения, развитием и пересмотром соответствующих международных статистических стандартов, а также быстро меняющейся ситуацией в этих сферах.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что для оценки уровня инновационного промышленного развития регионов, и особенно северных, необходимо использовать принципиально иной методологический подход и соответствующую ему систему показателей и индикаторов инновационных процессов.
Поисковые исследования выполнялись в рамках трех основных направлений северности:
1. Промышленная инновационная политика.
Основные результаты:
• определены основные проблемы и даны рекомендации по законодательному обеспечению инновационного промышленного развития регионов Севера;
• разработаны методологические основы оценки уровня инновационного промышленного развития регионов Севера на основании обобщения существующих методик, показателей и индикаторов Росстата;
• разработаны методические рекомендации по оценке уровня инновационного развития промышленных предприятий, отраслей и регионов, включающие математический аппарат и методику ранжирования регионов;
• определены основные организационно-экономические условия реализации инновационной промышленной политики в северных регионах;
• разработаны основы формирования региональной инновационной системы (РИС), как фактора инновационной промышленной политики регионов Севера, дана характеристика состояния инновационной инфраструктуры и сформулированы конкретные задачи для ее развития;
• выполнена диагностика инновационно-технологического потенциала предприятий региона и обоснованы принципы промышленной политики на Севере для обеспечения эффективного функционирования базовых отраслей;
• сформированы основы выстраивания промышленной политики в сочетании активной роли региональных властей и рыночных механизмов;
• определена система мер, повышающих эффективность использования результатов фундаментальных исследований и НИОКР и их внедрения в промышленное производство.
2. Инновационно-технологическое развитие экономики.
Основные результаты:
• исследованы теоретические основы инновационно-технологического развития экономики Арктики, позволяющие с использованием производственной интеграции активизировать территориальные связи и обеспечить повышение конкурентоспособности региональных производств;
• в качестве одного из институтов согласования инновационных интересов предложен метод моделирования развития различных экономических систем, основой которого является имитационное моделирование на основе выделения реальных взаимосвязей между экономическими показателями;
• определены основные особенности технологической структуры экономики. Показано, что необходимо обеспечить реформирование технологической структуры экономики северных регионов, позволяющих существенно увеличить добавленную стоимость обработки первичных ресурсов;
• определены основные составляющие новой парадигмы экономики, основанной на знаниях;
• разработаны мероприятия по повышению инновационной активности предприятий Севера, включающие расширение доступа к финансовым ресурсам, техническое перевооружение предприятий, и мероприятия по преодолению негативных кризисных явлений в экономике Севера;
• рассмотрены основные методики оценки уровня развития стран и регионов и показаны основные направления совершенствования системы статистических показателей;
• разработаны концептуальные основы стратегии развития регионов Севера, основанные на переходе от ресурсно-экспортоориентированной и импортозамещающей моделей к инновационнотехнологической;
• разработаны основы стратегии развития инновационной системы предприятия, входящего в промышленную корпорацию, с применением механизма согласования интересов.
3. Регулирование инновационной деятельности.
Основные результаты:
• выявлены особенности становления и функционирования структур поддержки инновационной деятельности;
• предложен пакет необходимых законопроектов, направленных на учет специфики функционирования экономики и социальной сферы в условиях Севера;
• рассмотрены различные схемы поддержки инновационных предприятий, в том числе поддержка разработки технико-экономического обоснования проектов, финансовая поддержка конкретных проектов и предоставление грантов перспективным венчурным компаниям;
• предложено рассмотреть вопрос создания специального Государственного инновационного фонда с региональными отделениями, с целью аккумулирования финансовых ресурсов, направляемых на разработку, реализацию и стимулирование инновационных проектов;
• проведен сравнительный анализ методов государственного регулирования технологического развития в развитых странах и в России.
Кроме того, выполнен целый комплекс работ по анализу и разработке рекомендаций по совершенствованию системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационнотехнологического развития экономики Севера.
Результаты работ опубликованы в многочисленных научных изданиях и использованы при разработке различных программ и проектов, в т.ч.:
1. На федеральном уровне:
• программы инновационного развития экономики стран СНГ;
• Постановления Государственной Думы «О законодательном обеспечении развития инновационной экономики»;
• проектов Правительства РФ, связанных с угрозами национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и реализации стратегических национальных приоритетов;
• федеральной государственной программы «Отходы»;
• комплексной программы действий РАН по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;
• рекомендаций Совета Федерации Федерального собрания РФ «О государственных мерах по привлечению и закреплению молодежи для работы во вновь осваиваемых районах Севера и Арктики», «О создании системы подготовки специалистов с высшим образованием для инновационного развития районов Севера и Арктики Российской Федерации», «О проблемах развития инфраструктуры морских портов Крайнего Севера» использованы конкретные мероприятия исследований;
• методических рекомендаций по оценке состояния инновационного потенциала промышленных предприятий и научно-технических организаций Европейского Севера Российской Федерации;
• рекомендаций по формированию национального резерва стратегических материалов.
2. На региональном уровне:
• законопроекта «Об инновациях и инновационной деятельности» совместно с депутатами Мурманской областной думы;
• программ по горнопромышленному комплексу регионов Севера;
• целевой программы Мурманской области «Реализация политики диверсификации и модернизации промышленности в Мурманской области» на 2011-2013 годы;
• стратегии социально-экономического развития Мурманской области «Наука и инновационная деятельность в Мурманской области до 2015 года»;
• проекта «Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года»;
• проекта «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года»;
• проекта Концепции промышленной политики Мурманской области.
Для Северо-Западного федерального округа материалы исследований были использованы при разработке стратегии развития комплекса «наука - образование - инновации» Северо-Западного федерального округа до 2030 года.
В рамках стратегии развития Института экономических проблем КНЦ РАН по направлению «Разработка научных основ технологической модернизации экономики Севера и Арктики, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также ряда критических технологий Российской Федерации» предусмотрено решение комплекса проблем, основные их которых формирование:
• теоретических основ научно обоснованного долгосрочного прогноза инновационнотехнологического развития экономики;
• методологических основ разработки стратегии развития комплекса «наука - образование -инновации» на долгосрочную перспективу и системы мониторинга ее реализации;
• методологии снижения факторов риска инновационной деятельности, в т.ч. внешних и внутренних угроз;
• механизмов государственной политики содействия повышению конкурентоспособности экономики.
Сведения об авторе
Цукерман Вячеслав Александрович - к.т.н., зав. отделом, е-тай: [email protected]