Научная статья на тему 'Научные проблемы повышения безопасности дорожного движения'

Научные проблемы повышения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные проблемы повышения безопасности дорожного движения»

ТРАНСПОРТ И ЭНЕРГЕТИКА

Сильянов В.В., д-р техн. наук, проф. Московский государственный автомобильно-дорожный институт

( Технический университет)

НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Безопасность дорожного движения стала наиболее существенным показателем качества и надежности работы автомобильного транспорта, от которого зависит эффективность его использования и уровень общественных затрат, а также важным показателем транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дор ог.

Характерной особенностью проблемы безопасности дорожного движения является ее многоплановость и зависимость от поведения и деятельности миллионов людей. Комплексный и межотраслевой характер проблемы диктует необходимость активного участия в ее решении многих отраслей экономики стран.

Опыт разных стран показывает, что научным проблемам повышения безопасности движения уделяется большое внимание. В США отмечается следующее распределение тематики научных исследований в дорожном хозяйстве: технология дорожного строительства - 33,1% тем; безопасность движения - 21,8% тем; вопросы городского движения - 17,3% тем; социология и защита окружающей среды -15,2% тем; прочие вопросы -11,6% тем; дорожное законодательство -1,0% тем.

Исследования тематики (2330 научных тем) научных исследований, проведенные Международной Дорожной Федерацией (International Road Federation) по данным 70 стран мира, показали следующее распределение тематики и сил ученых между проблемами дорожного хозяйства:

- безопасность движения - 268 тем (11,5%);

- мосты - 165 тем (7,1%);

- транспортно-эксплуатационные качества дорожных покрытий - 163 темы (7,0%);

- механика грунтов, проектирование земляного полотна - 147 тем (6,3%);

- изучение закономерностей движения по дорогам - 142 темы (6,1%);

- организация дорожного движения - 138 тем (5,6%);

- поведение водителей - 118 тем (5,0%);

- органические вяжущие; дорожные покрытия с их использованием - 118 тем (5,0%);

- транспортные системы городов - 106 тем (4,6%);

- цементобетон и бетонные покрытия - 100 тем (4,3%);

- проектирование дорог - 91 тема (3,9%);

- расчет и конструирование дорожных одежд - 86 тем (3,7%);

- технология строительства автомобильных дорог - 71 тема (2,6%);

- ремонт и содержание автомобильных дорог - 61 тема (3,0%);

- теория движения транспортных потоков - 23 темы (1,0%).

Таким образом, с тематикой, затрагивающей вопросы безопасности и организации дорожного движения, связано 811 тем (35,0%), не считая тем по проектированию дорог, многие из которых также включают вопросы безопасности движения. Подобный анализ, проведенный Федерацией, охвативший свыше 6000 тем, показал, что 30% тем затрагивают вопросы безопасности дорожного движения.

В России научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по вопросам организации и безопасности дорожного движения наиболее интенсивно ведутся с середины 60-х годов прошлого столетия.

Работы ведутся в рамках решения проблемы, связанной со сложной системой «водитель-автомобиль-дорога-окружающая среда».

По данным Федерального Дорожного Агентства России тематические планы российских исследовательских организаций последних лет имеют следующее распределение тематики: технология строительства автомобильных дорог (15%); ремонт и содержание автомобильных дорог (20%); безопасность дорожного движения (12%); управление и финансирование дорог, экономика и финансы (20%); исследования фундаментального характера (разработка теорий расчета дорожных одежд и земляного полотна дорог), моделирование транспортных потоков, развитие банков данных по дорогам и мостам (25%); прочие вопросы (8%).

Большой объем научно-исследовательских работ ведется в университетах России по заданию Минтранса России и Росавтодора, правительств городов. Многие работы носят теоретический и поисковый хар актер. Так, в МАДИ(ГТУ), СПбГАСУ и РГСУ ведутся работы по математическому моделированию движения транспортных потоков по сетям дорог крупных городов с целью повышения безопасности движения и пропускной способности, оценки условий загрязнения окружающей среды, математическому моделированию поведения водителей в разных доро жных условиях и др.

Все разрабатываемые многочисленные темы мо-

гут быть сгруппированы в тринадцать комплексных проблем.

1. Общие вопросы безопасности дорожного движения.

2. Исследования психофизиологии и поведения участников дорожного движения (водителей и пешеходов) в опасных ситуациях в р азных дорожных условиях.

3. Практическое использование закономерностей движения тр анспортных потоков.

4. Учет требований безопасности движения при проектировании автомобильных дорог.

5. Исследов ание тр анспортно -эксплуатационных качеств автомобильных дорог.

6. Обеспечение безопасности движения в сложных дорожных условиях.

7. Исследование ровности и шероховатости дорожных покрытий с позиций влияния на безопасность движения и уровень транспортного шума.

8. Градостроительные и архитектурные мероприятия по обеспечению безопасности движения в населенных пунктах и гор одах.

9. Инженерное оборудование и обустройство авто-м о бильных дор ог и гор одских улиц.

10. Организация и регулирование дорожного движения.

11. Обеспечение безопасности перевозок опасных грузов и крупногабаритных грузов.

12. Разр аб отка комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на международных транспортных коридорах.

13. Гармонизация правил и требований обеспечения безопасности дорожного движения на международном уровне в связи с увеличивающимся объемом перевозок автомобильным транспортом между странами, в первую очередь в приграничных зонах.

Можно выделить следующие наиболее важные научно-исследовательские работы, которые были выполнены в последние годы.

Весьма важной для практики является разработка новой методики оценки потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с человеческими жертвами, позволившая в рыночных условиях дать более стройную систему технико-экономического обоснования мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Эта методика утверждена Министерством транспорта Российской Федерации в качестве официальной для условий России. Наличие такой методики особенно важно для России в настоящее время, так как основными видами дорожных работ являются работы по реконструкции и восстановлению дорог. Строительство новых дорог ведется в ограниченных масштабах. Методика позволяет установить очередность реконструкции отдельных наиболее опасных участков дорог, обеспечивая эффективное использование ограниченно выделяемых денежных средств.

Следует отметить большое значение выхода в 2001 г. на русском языке капитального труда норвежских специалистов «Справочника по безопасности дорожного

движения», являющегося итогом совместной работы норвежских, российских и финских специалистов. В справочнике рассматриваются 124 мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, а также дается оценка эффективности этих мероприятий в снижении количества дорожно-транспортных происшествий. Примерами эффективности мероприятий могут служить, во-первых, совершенствование планировки кольцевых пересечений, сокращающих количество ДТП с тяжелыми последствиями на 27-35% и, во-вторых, введение автоматического контроля скорости, сокращающего количество ДТП на 17%.

Большое значение имеет совместная разработка специалистами России и Беларуси Концепции повышения безопасности движения на дорогах Союзного государства России и Беларуси.

Высокую оценку в России получил первый совместный труд российских и германских специалистов по безопасности дорожного движения «Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика (российско-германский опыт)», под редакцией чл.-кор. РАН В.Н. Луканина (Россия) и проф. К-Х Ленца (Германия), который вышел в свет в 2002 г., одновременно на русском и немецком языках с предисловиями Федер аль-ного Министра транспорта, строительства и жилья Германии, депутата Бундестага г-на Курта Бодевига и первого заместителя министра транспорта Российской Федерации А.П. Насонова. Эта работа показала необходимость дальнейшего сотрудничества специалистов России и Германии в области безопасности дорожного движения. Наибольший интерес вызвал опыт германских специалистов по реконструкции и восстановлению федеральных автомагистралей на Востоке Германии и особенно опыт обеспечения безопасности движения во время проведения работ по реконструкции.

Большое значение для практики имеет законченная в 2002 г. работа по подготовке «Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». В этой работе обобщен мировой опыт выбора мероприятий по повышению безопасности движения на наиб олее опасных участках автом о бильных до -рог, как на стадии проектирования, так и на стадии реконструкции и восстановления дорог. Этот документ является развитием, с учетом современных экономических условий и современных транспортных средств, «Указаний по повышению безопасности движения на автомобильных дорогах», которое было впервые издано в России в 1968 г. Это было одно из первых изданий подобного типа в мире.

Вместе с тем требуется активизация научного анализа статистических данных по аварийности и совершенствование системы регистрации дорожно-транспортных происшествий в соответствии с международными стандартами. Требуется более точная фиксация дорожных условий и точное место происшествий, а также техническое состояние и повреждение транспортных средств. Заслуживает большого внимания опыт Дрезденского технического университета по созданию специальной исследов ательской группы для реконст-

рукции и независимого расследования причин наиболее тяжелых дорожно -тр анспортных пр оисшествий.

МАДИ (ГТУ) и Строительный университет г. Веймара (проф. У. Браннольте) договорились о начале совместных работ по транспортному воспитанию населения и внедрению в больших городах России разработок этого университета по данной тематике.

Проблемная лаборатория организации и безопасности дор ожного движения МАДИ (ГТУ) многие годы выполняет работы по имитационному моделированию тр анспортных потоков, матем атическому моделир ов а-нию аварийных и конфликтных ситуаций на дорогах и математическое моделирование зрительного восприятия водителем дорожных условий.

Важным направлением работ по повышению безопасности дорожного движения является широкое использование на автомобильном транспорте систем телематики (интеллектуальных транспортных систем) для обеспечения безопасности движения. Для реализации этого в МАДИ (ГТУ) открыта кафедра транспортной телематики, в России организована Ассоциация транспортной телематики (АТТ-Россия). Приоритетным является ис-

пользование спутниковых навигационных систем, автоматизированных систем обнаружения и прогнозирования мест дорожно-транспортных происшествий, электронных систем автоматизации управления автомобилем и др. В 2005 году вышла в свет на русском языке под редакцией проф. В.В.Сильянова монография чешских специалистов Павла Пржибыла и Мирослава Свитека «Телематика на транспорте», которая практически является первым справочником по транспортной телематике и практическому использованию интеллектуальных транспортных систем. В МАДИ(ГТУ) в 2001 г. д-р техн. наук В.Г. Кочерга защитил первую в России докторскую диссертацию по проблемам интеллектуальных транспортных систем в городах. В настоящее время в этом направлении активно ведутся научные исследования проф., д-р техн. наук В.В. Зыряновым.

Несомненно, что регулярное проведение Международных конференций по безопасности дорожного движения способствует взаимному обогащению знаний и обмену передовым опытом практического внедрения наиболее эффективных мероприятий по безопасности дорожного движения в больших городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.