Научная статья на тему 'Опыт МАДИ по подготовке специалистов автомобильного транспорта в области разработки и эксплуатации телематических систем и ИТС'

Опыт МАДИ по подготовке специалистов автомобильного транспорта в области разработки и эксплуатации телематических систем и ИТС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ТК 57 ИТС / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ТЕСТОВЫЙ ПОЛИГОН «УМНАЯ ДОРОГА» / TEST BUTTS «SMART ROAD» / INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS / COMPETENCE CENTER / RESEARCH CENTER / TECHNICAL COMMITTEE TC 57 ITS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов В. М., Конин И. В.

Материал статьи посвящен вопросам подготовки специалистов в высшей школе в области «Транспортной телематики», «Интеллектуальных транспортных систем». В статье представлена информация относительно материально-технической базы МАДИ, используемой в учебной и научной работе в сфере ИТС. Рассмотрена организационная структура Технического комитета №57 «Интеллектуальные транспортные системы» Росстандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власов В. М., Конин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MADI ACHIEVEMENTS IN QUALIFYING SPECIALISTS OF AUTOMOBILE TRANSPORT INDUSTRY IN THE AREA OF DEVELOPMENT AND MAINTANANCE TELEMATIC SYSTEMS AND ITS

The article concerns the qualification specialists of automobile transport industry in the university in the area of «Transport telematics», «Intelligent Transport Systems (ITS)». Material and technical provision of MADI is observed which is used for teaching process and for research activities about ITS. Structure of technical commmittee «Intelligent Transport Systems» of Rosstandart is introduced.

Текст научной работы на тему «Опыт МАДИ по подготовке специалистов автомобильного транспорта в области разработки и эксплуатации телематических систем и ИТС»

УДК 378.16

В.М. Власов, И.В. Конин

ОПЫТ МАДИ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИТС

Материал статьи посвящен вопросам подготовки специалистов в высшей школе в области «Транспортной телематики», «Интеллектуальных транспортных систем». В статье представлена информация относительно материально-технической базы МАДИ, используемой в учебной и научной работе в сфере ИТС. Рассмотрена организационная структура Технического комитета №57 «Интеллектуальные транспортные системы» Росстандарта.

Интеллектуальные транспортные системы, центр компетенций, исследовательский комплекс, технический комитет ТК 57 ИТС, организационная структура, тестовый полигон «Умная дорога»

V.M. Vlasov, I.V. Кошп

MADI ACHIEVEMENTS IN QUALIFYING SPECIALISTS OF AUTOMOBILE TRANSPORT INDUSTRY IN THE AREA OF DEVELOPMENT AND MAINTANANCE

TELEMATIC SYSTEMS AND ITS

The article concerns the qualification specialists of automobile transport industry in the university in the area of «Transport telematics», «Intelligent Transport Systems (ITS)» Mateei-al and technical provision of MADI is observed which is used for teaching process and for research activities about ITS. Structure of technical commmittee «Intelligent Transport Systems» of Rosstandart is introduced.

Intelligent Transport Systems, Competence Center, research center, technical committee TC 57 ITS, organizational structure, test butts «Smart Road»

Многочисленные разработки, базирующиеся на телематических, навигационных, интеллектуальных транспортных системах (ИТС), все активнее внедряются практически во все сферы автотранспортного комплекса, как в России, а так и за рубежом. Кроме того, с каждым годом возрастает число отраслей, где целесообразно применение телематических сервисов.

В связи с этим наиболее остро встает вопрос подготовки специалистов для автотранспортного комплекса, способных оперативно, на высоком качественном уровне заниматься вопросами разработки инновационных телематических систем, их эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом, а также способных уверенно развивать бизнес в сегменте навигационно-информационных услуг и транспортной телематики.

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) на кафедре «Транспортная телематика» (ТТ) разработаны тематические модули лекционнопрактических занятий по вопросам «Транспортной телематики», которые в большей степени учитывают специфику подготовки студентов на каждом из 8 факультетов соответствующих специализаций и профилей.

Сотрудники кафедры TT одной из своих задач считают задачу формирования у студентов МАДИ базовых, фундаментальных компетенций в области транспортной телематики на автомобильном транспорте, дорожном хозяйстве.

Возможность применения гибкой, адресной системы обучения студентов позволяет Болонская система подготовки специалистов в высшей школе. Это позволило кафедре практически для каждого факультета сформировать спектр из 2-3 дисциплин по теме «Транспортная телематика» для их изучения по выбору студента, как на уровне бакалавра, специалиста, так и магистра.

Темы занятий дисциплин по выбору студентов построены по принципу:

а) Лекции, практические занятия для всех направлений подготовки, где изучаются общетеоретические вопросы транспортной телематики, спутнико-навигационных систем, географическо-информационных, телекоммуникационных технологий и систем на автомобильном транспорте, Интеллектуальных транспортных систем.

б) Специализированные лекции, практические занятия, сориентированные под конкретные специализации и профили подготовки студентов на факультетах.

Кафедра ТТ является выпускающей кафедрой. Ежегодно на кафедре защищают дипломные проекты студенты двух групп, одна из которых обучалась по профилю «Телематика на автомобильном транспорте», другая «Телематика в автосервисе».

Основная цель обучения студентов в этих двух группах - получение эксклюзивной подготовки по вопросам технического обеспечения прогрессивных транспортных технологий на основе использования информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем на базе спутниковой навигации, геоинформационных систем и автоматизированных систем управления на транспорте.

Обучение студентов кафедры ведется в соответствии с современными тенденциями, основанными на использовании беспроводных технологий передачи информации, интернет и интернет-технологий.

В процессе обучения подробно рассматриваются основы технологии диспетчерского и информационного управления наземным транспортом. У студентов формируются базовые представления по вопросам, связанным с современными методами проектирования, разработки и сопровождения транспортно-телематических систем, ИТС городов.

Активно участвуют в работе кафедры и представители научно-производственных организаций в транспортной сфере. Также в учебном процессе кафедры ТТ практикуются выездные занятия со студентами - на объектах внедрения реально функционирующих телематических систем.

Работая в сфере подготовки специалистов высшей школы для автотранспортного комплекса РФ, кафедра ТТ МАДИ целенаправленно развивает свое научное и методическое обеспечение в области разработки и эксплуатации «Интеллектуальных транспортных систем» (ИТС).

Результатом такой работы является создание структуры, которая размещается на площадке МАДИ (рис. 1).

Технический комитет №57 «Интеллектуальные транспортные системы»

Госстандарт

Исследовательский

комплекс

В области обоснования технических решений ЛП ИТС

Тестовый полигонный центр МАДИ «УМНАЯ ДОРОГА»

Отработка технических решений ЛП ИТС

Академический центр компетенции

прикладных решений для задач, связанных с реализацией ЛП ИТС

Рис. 1. Организационная структура научно-методической базы МАДИ в области транспортной телематики, интеллектуально-транспортных систем

На сегодняшний день в научном сообществе нет единого мнения по определению термина

«ИТС».

Наиболее всеобъемлющее и отражающее суть понятия «ИТС», на наш взгляд, представлено определение ниже [1], которое используется в дидактических материалах кафедры при обучении студентов МАДИ.

«Интеллектуальная транспортная система» - система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона (города, дороги), конкретным транспортным средством или группой транспортных средств, с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

Иными словами, можно сказать, что «ИТС» - это комплексная интеллектуальная система, которая создает комфортные и безопасные условия для всех участников транспортного процесса, включая окружающую среду и сервисную инфраструктуру.

Исходя из этого на кафедре «Транспортная телематика» была разработана и реализована концепция организации и развития Научно-исследовательского комплекса ИТС, включающего, прежде всего:

- комплекс имитационного моделирования транспортных потоков и построения цифровой модели УДС;

- центр компетенции;

- симулятор моделирования дорожной ситуации;

- исследовательский комплекс построения и оценки поведенческой модели участников дорожного движения при возникновении тех или иных коллизионных ситуаций;

- полигон МАДИ «Умная дорога».

Комплекс имитационного моделирования транспортных потоков в качестве инструмента использует программное обеспечение Ат8ип 6.0.

Этот инструмент позволяет выполнить микро, мезо- и макро моделирование транспортных потоков и оценить эффективность технических решений при организации дорожного движения.

Разработка программно-прикладных решений для задач, связанных с реализацией локальных проектов ИТС базируется на деятельности центра компетенции при поддержке 1ВМ;

Симулятор моделирования дорожных ситуаций был создан из реального автомобиля и представляет собой часть кузова с органами управления, экран, пяти проекторов, создающих полную и реалистичную картину дорожного движения, серверного помещения, симулятора для создания дорожных коллизий, комплекса, позволяющего выполнять психофизический анализ поведения водителя, при возникновении дорожной ситуации.

С использованием данного симулятора в МАДИ ведутся работы, связанные с вопросами информирования водителя о превышении установленных скоростных ограничений на участке дороги; рассматриваются вопросы межбортового взаимодействия автомобилей и другие темы исследования в области ИТС.

Практическая отработка полученных результатов в ходе научно-исследовательской работы, апробация и доводка технических решений ИТС, осуществляется на полигоне МАДИ «Умная дорога», где реализована работа практически всех подсистем ИТС.

Практика показывает, что в конечном итоге большая проделанная научно-исследовательская работа, как правило, кристаллизуется в виде методических рекомендаций, директивных документов, в частности, стандартов, которые используются как в учебном процессе кафедры, так и в ежегодных дипломных проектах 15-20 выпускников кафедры.

Рецензирующим органом, оценивающим и рекомендующим к публикации и внедрению стандартов ИТС на национальном уровне, является Технический комитет №57 «Интеллектуальные транспортные системы», созданный приказом № 3821 от 22.07.2011 г Федерального агентства по стандартизации и метрологии, на базе МАДИ (рис. 2).

В настоящее время работа ТК набирает определенные темпы. В план национальной разработки стандартов на 2013 год через ТК 57 «ИТС» заявлена разработка 23 национальных стандартов в области ИТС.

Свою деятельность ТК 57 ИТС осуществляет также, взаимодействуя с 180 ТС 204 1ТС на международном уровне. Так, по инициативе двух заместителей председателя ТК 57 ИТС, 15-17 сентября, в Деловом центре на Красной Пресне в Москве, прошло Юбилейное 40-е заседание 204 ТК, где ТК 57 ИТС принял участие в работе пленарного заседания.

ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»

Приказ РОССТАН ДАРТ №3821 от 22.07.2011г.

Рис. 2. Организационная структура ТК 57 «ИТС»

Таким образом, имея развитую архитектуру научно-методической базы ИТС на площадке МАДИ, все это позволяет студентам выполнять актуальные дипломные проекты на темы: «Развитие системы телематического обеспечения диспетчерского управления пассажирским транспортом», «Обоснование технического комплекса систем мониторинга состояния водителя в процессе движения», «Использование навигационных данных городского пассажирского транспорта для совершенствования системы информирования пассажиров» и т.п., а научным группам, коллективам кафедры «ТТ» активно участвует в розыгрышах, как внутривузовских грантов, так и Минобрнауки.

Так, в 2012 году кафедрой ТТ было выиграно:

1. Три гранта для научных коллективов по темам:

«Разработка бортового телематического модуля, интегрирующего телематическую периферию автомобиля».

«Разработка интегрированной системы управления дорожным движением, объединяющей подсистемы директивного и косвенного управления транспортными потоками».

«Разработка проекта национального стандарта «Интеллектуальные транспортные системы. Системы диспетчерского управления пассажирским транспортом. Требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам ситуационного управления перевозками при обслуживании массовых спортивных мероприятий».

2. Один грант для молодых ученых с тематикой:

«Формирование методики оценки параметров транспортных потоков и мониторинга скоростей пассажирских транспортных средств на основе обработки навигационных данных».

3. Два студенческих гранта на темы:

«Разработка методики определения мест установки системы обеспечения противогололедной обстановки, как подсистемы ИТС»;

«Обоснование лоцирования оборудования систем фото- и видеофиксации».

Общий объем выполненной работы по грантам позволил подняться кафедре еще на одну качественную ступень в области развития науки ИТС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жанказиев С.В. Научные основы и методология формирования интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожных комплексах городов и регионов: дис.... д-ра техн. наук. М.: МАДИ, 2012. 449 с.

2. Власов В.М., Жанказиев С.В., Николаев А.Б., Приходько В.М.. Телематика на автомобильном транспорте. М.: МАДИ, 2003. 173 с.

Власов Владимир Михайлович -

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортная телематика» Московского автомобильнодорожного государственного технического университета (МАДИ)

Конин Игорь Валентинович -

кандидат технических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Транспортная телематика» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Статья

Vladimir M. Vlasov -

Ph. D., professor «Transport telematics» Department Chief

The Moscow State Automobile and Road Technical University

Igor V. Konin -

Ph. D., associate professor «Transport telematics» Department Deputy Chief The Moscow State Automobile and Road Technical University

в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.