Научная статья на тему 'Научные подходы к управлению бизнес-процессами предприятия ракетно-космической промышленности'

Научные подходы к управлению бизнес-процессами предприятия ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлевский К.И., Огурченок И.В., Кукарцев А.В.

Представлены научные подходы к проектированию организационных структур наукоемких предприятий. Показаны преимущества применения процессного подхода перед другими, а также особенности управления на его основе бизнес-процессами предприятия РКП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к управлению бизнес-процессами предприятия ракетно-космической промышленности»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

УДК 669.713.7

К. И. Горлевский, И. В. Огурченок Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Представлены научные подходы к проектированию организационных структур наукоемких предприятий. Показаны преимущества применения процессного подхода перед другими, а также особенности управления на его основе бизнес-процессами предприятия РКП.

Ракетно-космическая промышленность (РКП) России создавалась в условиях централизованной плановой экономики. Благодаря этому она накопила высокий научно-технический потенциал, но в то же время не сформировало эффективных механизмов функционирования в условиях рыночной экономики.

В начале XX века возник ряд научных подходов, позволивших перейти от интуитивного управления к рациональному. Среди них выделяют можно выделить:

- общенаучные подходы (системный, структурный, ситуационный);

- специализированные - разработанные специально для менеджмента (маркетинговые, воспроизводственный, поведенческий);

- подходы к проектированию структур управления (функциональный, процессный, программно-целевой).

Функциональный подход обеспечил увеличение производительности промышленных предприятий в начале двадцатого века. Этот подход к управлению и организации производства был вполне приемлем, поскольку рынок еще не был так сложен, многообразен, спрос превышал предложение и состояние на рынке товаров и услуг вполне удовлетворяло производителей.

Сегодня доминирование функционального управления в организациях является одной из ключевых проблем сложившихся систем управления. Функциональные структурные подразделения прямо не заинтересованы в общих результатах, поскольку система оценки их деятельности традиционно оторвана от результативности работы предприятия в целом. На практике это переходит в постоянные конфликты между сотрудниками бухгалтерии, финансового и планово-экономического отделов, между отделом сбыта и производством, между конструкторами и технологами и т. д. Однако, при наличии такой системы управления, многие предприятия до сих пор находятся на рынке, поскольку эффективность и качество деятельности предприятий-конкурентов в одной отрасли является примерно одинаковыми [1].

Одним из широко используемых методов для разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, относится программно-целевой подход, который ориентирован на достижение определенных результатов и целей. К его основополагающим принципам управления относят: ориентация на конечную цель, принцип непрерывности, сквозное планирование объекта управления. Программно-

целевой подход может быть использован не только при разработке комплексных целевых программ, но и в бизнес-планировании, долгосрочных и среднесрочных планах.

В конце ХХ века на предприятиях всего мира началось внедрение системы управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management). Эта система одна из первых была построена на принципах альтернативного подхода к управлению организацией - процессного подхода.

При процессном подходе организация рассматривается как сеть взаимосвязанных процессов. Другими словами, под процессным подходом к управлению деятельностью предприятия понимается:

- ориентация деятельности предприятия на бизнес-процессы;

- ориентация системы управления предприятием на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами в целом;

- системы качества предприятия на обеспечение качества технологий выполнения бизнес-процессов [2].

При реализации процессного подхода в управлении предприятием каждая структурная единица обеспечивает выполнение именно тех бизнес-процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного бизнес-процесса. Горизонтальные связи между структурными единицами при таком подходе значительно сильнее, чем в случае функционального подхода. Вертикальные связи между структурными единицами и по линии «начальник-подчиненный» несколько слабее. Сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те бизнес-процессы, в которых он задействован. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же бизнес-процессах, что и он, для него важны. Возникает взаимная ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками [2].

В процессном подходе в большей или меньшей степени используются все основные подходы к управлению. Маркетинговый подход осуществляется через ориентацию на индивидуальные потребности потребителей. Функциональный подход реализуется через совокупность связанных между собой функций, составляющих бизнес-процесс. Системный, комплексный и интеграционный подходы осуществляются через взаимосвязь горизонтальных и вертикальных

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

бизнес-процессов, имеющих входы и выходы и связь с внешней средой. Постоянное совершенствование бизнес-процессов обеспечивает связь динамического и процессного подхода. Использование современных информационных технологий и системы стандартов качества позволяют реализовать нормативный, количественный и административный подходы. Высокая гибкость и адаптивность процессной системы управления тесно связана с ситуационным подходом. Связь процессного подхода к управлению с поведенческим обеспечивается за счет высокой мотивоемкости и творческого подхода к реализации его подходов.

Управление деятельностью предприятия РКП связано с решением большого количества технических, экономических, организационных вопросов, а так же вопросов, связанных с социальной и хозяйственно-финансовой деятельностью. Для повышения конку-

рентоспособности предприятий ракетно-космической промышленности на международном уровне, необходимо внедрение наиболее эффективных в условиях рыночной экономики подходов к управлению инновационной деятельностью предприятий. Следует говорить о необходимости скорейшего перехода к процессному управлению предприятием РКП.

Библиографические ссылки

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. М. : Дело, 2001. 800 с.

2. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : Стандарты и качество, 2004. 408 с., : ил. Сер. Практический менеджмент.

© Горлевский К. И., Огурченок И. В., 2014

УДК 339.138

М. О. Гришкова. А. В. Разин Научный руководитель - Н. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ОТСЛУЖИВШИХ САМОЛЕТОВ

Рассматриваются проблемы утилизации отслуживших самолётов и возможности вторичного использования отдельных узлов.

Уникальные машины - самолёты. Они шли бок о бок с величайшими именами человечества, создавались их руками с огромными усилиями и тратой времени, прошли через сотни километров и тысячи стран. У каждого из них своя неповторимая история. А если верить словам пилотов, то и у самолетов есть сердце.

Для того чтобы построить самолет нужно учитывать затраты на разработку проекта, материалы, испытания. Например, на разработку Airbus А380 было потрачено 1б млрд. долларов, а его стоимость составило 345 млн долларов.

По данным ресурса airsafe.com средний «возраст» самолётов в различных зарубежных авиакомпаниях:

- Аэрофлот (Россия) - 5,3 лет;

- Turkish Airlines (Турция) - 6,4 лет;

- Emirates (ОАЭ) - 6,4 лет;

- Alitalia (Италия) - S,7 лет;

- Iberia (Испания) - 9 лет;

- Japan Airlines (Япония) - 9,7 лет;

- KLM (Нидерланды) - 10 лет;

- Finnair(Финляндия) - 10 лет;

- Air France (Франция) - 10,2 лет;

- SAS (Швеция) - 11,2 лет;

- Lufthansa (Германия) - 12,4 лет;

- British Airways (Англия) - 13,3 лет;

- American Airlines (США) - 14,2 лет;

- Delta Airlines (США) - 17 лет.

Самолёт может эксплуатироваться до 20 лет - при условии, что перевозчик соблюдает все правила безо-

пасности. Когда срок службы подходит к концу, самолет просто списывают как ненужную вещь, и он оправляется на свалку.

Зрелища кладбищ самолетов заставляет переживать даже самого равнодушного человека. Именно здесь эти сердечные машины оставляют погибать под воздействием солнца, ветра и дождя. В условиях ограниченных ресурсов такое не допустимо.

По подсчетам специалистов, ежегодно около 1000 самолетов должны направляться на утилизацию. На деле ситуация обстоит не лучшим образом ввиду отсутствия современных высокотехнологичных способов утилизации «стальных птиц».

Одна из проблем, с которой могут столкнуться в будущем при переработке самолетов, состоит в том, что современные Boeing 787 и самолеты семейства Airbus A3 50 XWB больше не производят преимущественно из алюминия, используя при их изготовлении различные соединения (углеродные композиционные материалы, титановые и стальные сплавы и др.), что естественно усложняет процесс утилизации. Сегодня доступно очень мало решений для переработки таких соединений. Немало важно и то, что рынки, покупающие вторичные ресурсы от старых переработанных самолетов, попросту отсутствуют.

Казалось бы это печальный конец уникальных машин. Но именно здесь люди находят применение деталям, а иногда и целым самолетам и тем самым дают им вторую жизнь. Самолетам находят применение люди с необычным складом ума и воображения. Их идеи невероятны, самолеты приобретают смысл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.