Научная статья на тему 'Проблемы утилизации отслуживших самолетов'

Проблемы утилизации отслуживших самолетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришкова М.О., Разин А.В., Рыбакова Н.А.

Рассматриваются проблемы утилизации отслуживших самолётов и возможности вторичного использования отдельных узлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы утилизации отслуживших самолетов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

бизнес-процессов, имеющих входы и выходы и связь с внешней средой. Постоянное совершенствование бизнес-процессов обеспечивает связь динамического и процессного подхода. Использование современных информационных технологий и системы стандартов качества позволяют реализовать нормативный, количественный и административный подходы. Высокая гибкость и адаптивность процессной системы управления тесно связана с ситуационным подходом. Связь процессного подхода к управлению с поведенческим обеспечивается за счет высокой мотивоемкости и творческого подхода к реализации его подходов.

Управление деятельностью предприятия РКП связано с решением большого количества технических, экономических, организационных вопросов, а так же вопросов, связанных с социальной и хозяйственно-финансовой деятельностью. Для повышения конку-

рентоспособности предприятий ракетно-космической промышленности на международном уровне, необходимо внедрение наиболее эффективных в условиях рыночной экономики подходов к управлению инновационной деятельностью предприятий. Следует говорить о необходимости скорейшего перехода к процессному управлению предприятием РКП.

Библиографические ссылки

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. М. : Дело, 2001. 800 с.

2. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : Стандарты и качество, 2004. 408 с., : ил. Сер. Практический менеджмент.

© Горлевский К. И., Огурченок И. В., 2014

УДК 339.138

М. О. Гришкова. А. В. Разин Научный руководитель - Н. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ОТСЛУЖИВШИХ САМОЛЕТОВ

Рассматриваются проблемы утилизации отслуживших самолётов и возможности вторичного использования отдельных узлов.

Уникальные машины - самолёты. Они шли бок о бок с величайшими именами человечества, создавались их руками с огромными усилиями и тратой времени, прошли через сотни километров и тысячи стран. У каждого из них своя неповторимая история. А если верить словам пилотов, то и у самолетов есть сердце.

Для того чтобы построить самолет нужно учитывать затраты на разработку проекта, материалы, испытания. Например, на разработку Airbus А380 было потрачено 1б млрд. долларов, а его стоимость составило 345 млн долларов.

По данным ресурса airsafe.com средний «возраст» самолётов в различных зарубежных авиакомпаниях:

- Аэрофлот (Россия) - 5,3 лет;

- Turkish Airlines (Турция) - 6,4 лет;

- Emirates (ОАЭ) - 6,4 лет;

- Alitalia (Италия) - S,7 лет;

- Iberia (Испания) - 9 лет;

- Japan Airlines (Япония) - 9,7 лет;

- KLM (Нидерланды) - 10 лет;

- Finnair(Финляндия) - 10 лет;

- Air France (Франция) - 10,2 лет;

- SAS (Швеция) - 11,2 лет;

- Lufthansa (Германия) - 12,4 лет;

- British Airways (Англия) - 13,3 лет;

- American Airlines (США) - 14,2 лет;

- Delta Airlines (США) - 17 лет.

Самолёт может эксплуатироваться до 20 лет - при условии, что перевозчик соблюдает все правила безо-

пасности. Когда срок службы подходит к концу, самолет просто списывают как ненужную вещь, и он оправляется на свалку.

Зрелища кладбищ самолетов заставляет переживать даже самого равнодушного человека. Именно здесь эти сердечные машины оставляют погибать под воздействием солнца, ветра и дождя. В условиях ограниченных ресурсов такое не допустимо.

По подсчетам специалистов, ежегодно около 1000 самолетов должны направляться на утилизацию. На деле ситуация обстоит не лучшим образом ввиду отсутствия современных высокотехнологичных способов утилизации «стальных птиц».

Одна из проблем, с которой могут столкнуться в будущем при переработке самолетов, состоит в том, что современные Boeing 787 и самолеты семейства Airbus A3 50 XWB больше не производят преимущественно из алюминия, используя при их изготовлении различные соединения (углеродные композиционные материалы, титановые и стальные сплавы и др.), что естественно усложняет процесс утилизации. Сегодня доступно очень мало решений для переработки таких соединений. Немало важно и то, что рынки, покупающие вторичные ресурсы от старых переработанных самолетов, попросту отсутствуют.

Казалось бы это печальный конец уникальных машин. Но именно здесь люди находят применение деталям, а иногда и целым самолетам и тем самым дают им вторую жизнь. Самолетам находят применение люди с необычным складом ума и воображения. Их идеи невероятны, самолеты приобретают смысл

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

новой жизни в качестве мебели, предметов интерьера и частей дома. Дом из крыльев «Боинг 747» расположенный в отдаленных холмах Малибу, стоимость крыльев составляла 30 тыс. долларов. В стокгольмском аэропорту Аг1аМа находится необычный отель, устроенный на борту списанного «Боинга-747». В отеле 25 номеров, самый престижный из которых находится в кабине пилотов. Создатели отеля сохранили многие детали интерьера самолета, даже кислородные маски.

Небо - это не предел! Под таким слоганом калифорнийская компания МоЮаП разработала серию концептуальной мебели, изготовленной из фрагментов, практически останков списанных самолетов. Раньше их бы отправили на свалку или в утиль, а сегодня каждый, кто обладает достаточно тугим кошельком, может заказать себе эксклюзивный стол из крыла «стальной птицы» или же кровать, изготовленную из ее турбины.

Стоит такая эксклюзивная мебель немало, но дизайнерские предметы интерьера всегда высоко ценились как разработчиками, так и в современном обществе. Так, оригинальное самолетное кресло будет стоить порядка 48 000 долларов, а стильную тумбочку из стекла и стали можно приобрести и за 100-200 долларов.

Библиографические ссылки

1. Почта РФ [Электронный ресурс]. URL: www.russianpost.ru (дата обращения: 31.10.2013).

2. Тетра-логистик [Электронный ресурс]. URL: www.tetralog.ru (дата обращения: 31.10.2013).

3. DHL [Электронный ресурс]. URL: www.dhl.ru (дата обращения: 31.10.2013)

4. 1 грузовая компания [Электронный ресурс]. URL: www.pgkweb.ru (дата обращения: 31.10.2013).

© Гришкова М. О.. Разин А. В., 2014

УДК 629.76/78

П. Ю. Данильченко Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ

Описано состояние ракетно-космической отрасли в РФ, проблемы развития и их пути решения.

В современной жизни человечества космонавтика играет всё более и более важную роль. С её помощью решаются задачи информационного обеспечения, включая спутниковую связь, высокоточную космическую навигацию, дистанционное зондирование Земли, проводятся исследования, связанные с расширением познаний о космосе за пределами околоземного пространства, а также выполняется определённый круг программ оборонного назначения. В России, которая занимает седьмую часть планеты, использование спутниковых технологий для государственного управления и коммуникации с удалёнными районами является вопросом национальной безопасности. Улучшение состояния ракетно-космической промышленности следует считать ключевым условием повышения эффективности и качества создаваемой ракетно-космической техники [1].

По интенсивности космической деятельности -количеству запущенных космических кораблей и аппаратов - Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет. Свыше 100 стран осуществляют те или иные проекты, связанные с космосом, но лишь три государства (США, Китай и Россия) реализуют все направления, в том числе занимаются пилотируемой космонавтикой. РФ ежегодно обеспечивает до 40% всех космических пусков в мире и располагает всем необходимым для увеличения своей доли ещё на 5-10%. Данные представлены в таблице [5]. При этом в соответствии с поставленны-

ми руководством страны задачами, Россия не должна ограничиваться лишь ролью международного космического перевозчика. Благополучие и процветание отрасли во многом зависит от способности расширять своё присутствие на глобальном космическом рынке в целом, который, начиная с 2003 года, вырос в 2,5 раза и составляет около 200 миллиардов долларов США [3].

Во всех ведущих космических державах финансирование космических проектов производится государством. РФ тоже не является исключением и согласно закону о космической деятельности создание и эксплуатация ракетно-космической техники осуществляется на основании федеральной космической программы, государственным заказчиком по реализации которой является Федеральное космическое агентство.

Примечательно, что объемы финансирования Федеральной космической программы с каждым годом увеличиваются. В 2012 году предусмотрено выделение 150 млрд рублей, в 2013-м -170 млрд рублей, а в 2014-м закладывается финансовая поддержка в объеме 200 млрд. рублей. По оценкам Роскосмоса, на настоящий момент по уровню государственного финансирования космических программ Россия занимает четвёртое место в мире после США, ЕС и Китая [2].

В целом российская космическая отрасль вполне конкурентоспособна на мировом рынке, но тем не менее остаётся загруженной менее чем на 50 % (оценка Роскосмоса). Кроме того недофинансирование периода 1990-х годов привело к отставанию от запад-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.