РАЗДЕЛ V
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 37
С. В. Яковлев
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
Индивидуальная система ценностей личности является глубинным фактором, определяющим поведение человека, и чрезвычайно актуально сегодня для педагогики является изучение механизмов ее формирования и коррекции. На основании имеющихся знаний в различных областях науки, опираясь на теоретические и экспериментальные исследования педагогов прошлого времени и широкого анализа современных научных достижений большого числа ученых в области педагогики, психологии, медицины и других наук, мы сделали попытку объяснить механизм функционирования системы ценностей, выявить рациональное и эмоциональное в системе ценностей личности.
Для настоящего исследования представляют большой интерес взгляды К. Д. Ушинского, высказанные им в фундаментальном научном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором ученый приоткрыл некоторые подходы к объяснению педагогических механизмов процесса воспитания системы ценностей личности. В своей работе К. Д. Ушинский глубоко проанализировал чувства человека, при этом обращал внимание на психологический механизм их функционирования. По его наблюдениям, «если какое-нибудь приятное ощущение прекратилось против нашей воли, то мы испытываем неудовольствие, а иногда и желание, чтобы ощущение это опять продолжалось ... Точно так же по прекращении какого-нибудь неприятного или болезненного ощущения мы чувствуем приятное облегчение, тогда как ощущения уже собственно нет» [8, с. 11]. Нельзя не согласиться с вышесказанным. Излагая физиологическую теорию чувствований, К. Д. Ушинский справедливо полагал, что значимые для нас представления оставляют прочнейший след в душе по сравнению с теми, к которым мы относимся безразлично [См.: там же, с. 15]. Такой подход объясняет возникновение личного познавательного, поведенческого, чувственного опыта человека, имеющего важное значение для образования системы персональных оценок явлений, наблюдаемых в различных жизненных ситуациях.
К. Д. Ушинский указывал на органические причины происхождения чувствований. В частности, он объяснял эти причины следующим образом; «как ни разнообразны стремления, возникающие из потребности организма, но чувствования, которые в свою очередь возникают из удовлетворения или неудовлетворения этих стремлений, имеют общий характер, если только отделить специальность самих ощущений'». Чувствованиям, возникающим в результате удовлетворения или неудовлетворения органических стремлений, какого бы они рода ни были, К. Д. Ушинский дал общее название «чувствованийудовольствия и неудовольствия». Их К. Д. Ушинский называл общими чувствованиями и считал, что из состояний телесного организма, кроме этих общих чувствоваений, могут порождаться специальные чувствования, к которым он относил гнев, страх, печаль, радость, влечение, отвращение. При этом К. Д. Ушинский считал, что удовольствие находится в постоянной зависимости от неудовольствия, «степень же силы удовольствия находится в прямой зависимости от степени силы предшествующего ему неудовольствия». [Там же, с. 66-67]. Однако К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что ни психология, ни физиология его времени не могли дать ответа на вопрос о том, как порождаются чувствования в душе из состояний телесного организма, а также, каковы состояния организма, которыми обусловлены различные чувствования [См.: Там же, с. 67].
Безусловный интерес для объяснения механизма воспитания системы ценностей личности проявляется в том, что К. Д. Ушинский в своем труде систематизировал рассмотренные им чувствования, привел их в отношении к сознанию. В своей системе он дал следующую классификацию чувствований: душевно-сердечные и душевно-умственные чувствования. Среди душевно-сердечных им выделяются такие элементарные антагонистические пары чувствований, как: «1) удовольствия и неудовольствия, 2) влечения и отвращения, 3) доброты и гнева, 4) смелости и страха, 5) самодовольства и стыда и, наконец, 6) скуки, не имеющей себе антагониста в чувствах, так как антагонистом ее является уже не чувство, а деятельность души» [Там же, с. 209]. В ряду душевно-умственных чувствований К. Д. Ушинский определил следующие: «1) чувство умственного напряжения, 2) чувство ожидания, 3) чувство неожиданности с производными от него чувствованиями: а) чувством удивления и б) чувством обмана', 4) чувство сомнения и уверенности, 5) чувство непримиримого контраста и 6) чувство успеха сознава-тельного процесса, или чувство относительной истины» [Там же, с. 210].
Выделенные К. Д. Ушинским «неразлагаемые» элементы системы чувствований, как мы полагаем, являются своеобразными трансляторами системы ценностей личности, поскольку ценности проявляются во внутреннем плане посредством чувствований, а во внешнем плане обнаруживаются в поведенческих и физиологических реакциях организма человека. Следова-
тельно, по внешним проявлениям чувствований можно осуществлять педа-готическую диагностику системы ценностей личности.
Но что сегодня можно понимать под «чувствованиями»? Ведь этот термин практически не употребляется в настоящее время в педагогике и психологии. Итак, под «чувствованием» К. Д. Ушинский понимал «отзывы души на самые ощущения», тогда как ощущения (чувства), по его словам, есть «прямые отзывы души на внешние впечатления» [Там же, с. 12]. Исходя из этого следует, что чувства человека первичны, а чувствования - производим от них. Обратим внимание на то, что при этом К. Д. Ушинский не оперировал понятием «эмоции». Однако позднее, в Малом энциклопедическом словаре издания Брокгауза-Ефрона (1909) термин «чувствование» стал отождествляться с психологическим понятием «эмоция», которое рассматривается как «чувствование, принявшее ту или иную форму выражения» [4, с. 2037].
В современной психологии неизменным остался термин «ощущение». Понятие «чувствование» в настоящее время, как правило, не употребляется, и стало архаизмом. Понятия «эмоции» и «чувства» разделены, хотя не исключается их взаимосвязь. Эмоции рассматриваются, как «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [5, с. 411]. Следовательно, содержание термина «чувствование», используемого К. Д. Ушинским, в современной психологической терминологии более точно выражается термином «эмоции», а выделенные им «элементарные чувствования» — не что иное, как психические состояния, выражающие эмоциональную реакцию на действующие или ожидаемые условия жизнедеятельности. Как известно, эмоции имеют большое значение для приобретения индивидуального опыта. При этом они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. Эмоции проявляются ситуативно и «выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях» [Там же, с. 412]. При этом в современной терминологии высшим продуктом развития эмоций человека являются чувства, «которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативно проявляемых эмоций» [Там же, с. 413] и трактуются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие Значение (курсив мой - С. Я.) этих явлений в связи с его потребностями и мотивами» [Там же, с. 402]. В этом состоит ценностное проявление чувств. Следовательно, чем более ценно для человека то или иное явление или объект его стремлений, тем более сильные чувства
вызываются у него. Следует заметить, что в современной психологической терминологии понятие «чувства» как синоним понятия «ощущение» также не употребляется.
Итак, можно сделать вывод, во-первых, о том, что за последние полтора века определенным изменениям подвергся понятийно-терминологический аппарат педагогики и психологии. В некоторых случаях для обозначения наблюдаемых педагогических и психологических явлений, начиная с середины XIX в. и сегодня, употребляются различные термины. Во-вторых, современная интерпретация терминов, которыми пользовался К. Д. Ушин-ский для обозначения наблюдаемых им явлений, дает нам ключ к ответам на актуальные сегодня вопросы, в частности, к пониманию механизма функционирования и воспитания системы ценностей личности. И, в-третьих, первичным в возникновении значимых для человека ощущений являются эмоции как особое состояние психических процессов, возникающих в организме и выражающих реакцию на определенные условия жизнедеятельности, а также оценки личностью тех или иных ситуаций. В результате конкретных ситуативно проявляемых эмоций (положительных или отрицательных), возникающих под влиянием тех или иных условных или безусловных рефлексов, как результат их обобщения возникает ценностное восприятие конкретной ситуации, а в процессе обобщения «конкретных ситуативно проявляемых эмоций» [Там же, с. 413] возникает ценностное эмоциональное отношение личности, или чувства, отражающие наиболее значимые для личности явления.
Учитывая вышеизложенное, а также данные современных исследований в медицине (физиологических, неврологических, биохимических), можно предположить, что в формировании системы ценностей личности, помимо психолого-педагогического, важную роль играет также физиологический аспект ее функционирования. В данном случае действие этого механизма на воспитание может рассматриваться как гипотеза. Суть механизма состоит в следующем.
Установлено, что процессы функционирования центральной нервной системы у человека связаны с жизнедеятельностью нескольких миллиардов нейронов мозга, которые соединены между собой в сложнейшие нейроструктуры в виде «центров контроля и управления» организма. Одними из важнейших таких центров являются эмоциональные центры (центры позитивных и негативных эмоций), участвующие в процессах реализации значимых для человека эмоций - эмоций настроения, влечения, психического и физического самоощущения индивидуума [2, с. 147-155].
Общеизвестно, что опытным путем в медицинской науке выделены так называемые «медиаторы»: эндарфин, эндаморфин, адреналин, норадрена-лин, ацетилхолин и другие, которые вызывают комплекс определенных чувств и реакций в поведении человека (и животных). Как и все другие
центры мозга, эмоциональные центры находятся под контролем регулирующих систем, связанных с выработкой и воздействием нейромедиаторов головного мозга, которые на клеточном уровне создают условия для реализации функций контроля управления путем возбуждения или подавления возбуждения нейронных структур [9]. По существующему определению, медиаторы, к примеру, нервного возбуждения, это - «химические вещества, образующиеся в нервной ткани, посредством которых осуществляется перенос возбуждения в синапсах как периферической, так и центральной нервной системы» [3, с. 10].
Общеизвестно также, что без удовлетворения естественных потребностей, человек не может нормально жить и нормально развиваться. Человек стремится быть счастлив в жизни и это его естественная потребность. Ощущение счастья возникает при понимании человеком своей нужности людям, при общественном признании высоко качественных результатов его деятельности, при понимании достойного выполнения своего гражданского долга, достойного нравственного поведения и пр. При этом ощущение счастья сопровождается естественным чувством радости жизни, что, согласно терминологии К. Д. Ушинского, означает «чувствования удовольствия», и по возможности, эти чувства человек стремится сделать максимальными. Так, к примеру, испытывая положительные эмоции при посещении художественной выставки, мы стремимся опять побывать в выставочном зале и удовлетворить свои эстетические потребности через переживание тех же чувств, восполнить недостаток в эстетических переживаниях. Если у человека нет возможностей удовлетворить привычные потребности, он ищет возможности восполнить их эффект, вызываемый эстетическими переживаниями, иными способами, - через спортивные достижения и пр. Иногда, как известно, даже через суррогатные средства.
Часто бывает и так, что человек, воспитывая в себе волевые качества, сознательно лишает себя возможности удовлетворить те или иные привычные потребности. При этом он также будет находиться в радостном состоянии преодоления, победы над собственными слабостями. В частности, К. Д. Ушинский приводил примеры, когда «через посредство сознания то или другое внутреннее ощущение, боль или голод например, могут из разряда ощущений неприятных, какими они всегда являются по природе своей для непосредственного органического чувствования, поступить в разряд приятных и желательных душевных чувствований» [8, с. 208], Другой пример: великий русский физиолог И. П. Павлов однажды признался, что, когда бывал болен или находился не в настроении, опускал руку в таз с теплой водой и мысленно представлял, что находится на берегу Черного моря, теплые волны ласкают его и от такого прикосновения Ивану Петровичу становилось легче, улучшалось общее настроение и самочувствие. И хотя И. П. Павлов, вспоминая о приятном отдыхе и теплом ласка-
ющем море, не подозревал о существовании медиаторов, вызывающих в этот момент соответствующие нервно-биохимические процессы в организме в ответ на условный рефлекс, но практически нашел эффективный способ вытеснения отрицательных эмоций целенаправленным воздействием на центры положительных эмоций. Или, например, человек хочет заглушить чувство грусти употреблением алкогольных напитков, наркотиков. При их употреблении в организме вырабатываются так называемые морфины, вызывающие состояние эйфории и способствующие, с одной стороны, «вытеснению» отрицательных эмоций, связанных с их отсутствием и плохим настроением, с другой стороны, привыканию к их потреблению. Так, И. Н. Пятницкая, Б. В. Боев в своих работах [1; 6] подробно описывают механизм воздействия наркотиков на организм человека. Опытным путем было доказано, что в результате действия внешних наркотиков на нейронные структуры головного мозга формируются процессы взаимодействия сотен тысяч нейронов. Наркотические вещества, поступающие в организм человека извне, и внутренние нейромедиаторы, образующиеся после приема наркотиков в высоких концентрациях, не только вызывают наркотическое опьянение, но и «перепрограммируют» множество нейронов в структурах мозга так, что они изменяют свои прежние функции управления организмом с необратимыми патологическими искажениями. В результате регулярного употребления наркотиков, как отмечают И. Н. Пятницкая, Б. В. Боев, последовательно изменяются важнейшие функции контроля и управления центральной нервной системы, в первую очередь, эмоциональных центров, как наиболее чувствительных нейронных структур мозга. Б. В. Боев, ссылаясь на исследования И. Н. Пятницкой пишет, что при употреблении наркотиков в крови наркомана «быстро нарастает концентрация экзогенного (внешнего) опиоида, который, «суммируясь» с эндогенными (внутренними) нейромедиаторами формирует во внутренней среде организма их высокие концентраци. Новые уровни нейромедиаторов в тысячи раз превышают уровни нейромедиатора «в норме» и эффективно воздействуют на нейронные структуры эмоциональных центров. В результате центр положительных (позитивных) эмоций переходит в состояние повышенного возбуждения, которое организмом воспринимается как мощный наркотический «кайф». Нейронные структуры центра отрицательных эмоций в это время находятся в состоянии глубокого подавления возбуждения, что воспринимается как дополнительная положительная эмоция на наркотик, которая еще более усиливает «кайф». Высокие концентрации нейромедиаторов запускают процессы деструкции нейронных структур головного мозга, что приводит к формированию патологических процессов наркомании, становлению и закреплению наркоманических синдромов. Через некоторое время кайф заканчивается и в организме понижаются концентрации нейромедиаторов (в результате воздействия ферментов) до значений ниже нормы (перехлест).
В результате чего организм наркомана переходит из состояния эйфории в состояние тяжелейшей депрессии» [Цит. по 1, с. 21]. При этом считается, что новое состояние организма складывается из реакции центров положительных и отрицательных эмоций ЦНС на малые концентрации эндогенных нейромедиаторов. В этих условиях центр отрицательных эмоций переходит в состояние сильнейшего возбуждения, а возбуждение центра положительных эмоций - полностью подавлено. В результате происходит постеленное усиление депрессии на фоне проявления синдромов психической и физической зависимости, которые вызывают непреодолимое стремление наркомана к поиску, приобретению и потреблению очередной порции наркотика, воспринимаемого им уже в смысле лекарства [См.: Там же]. Очевидно, что для наркомана употребление очередной «дозы» наркотика имеет огромную ценность и смысл жизни; его поведение определяется выработанной им системой ценностей, оказывающей на организм человека самоуничтожающее влияние.
Приведенный механизм воздействия наркотиков на организм человека, описанный Б. В. Боевым и И. Н. Пятницкой, объясняет не только наркозависимость, но и поведение наркомана, определяемое выработанной им деструктивной системой ценностей; наглядно демонстрирует механизм возникновения ценностного восприятия у человека (в данном случае отрицательного).
Этот механизм суррогатного возбуждения ЦНС посредством наркотиков в первом приближении может моделировать процесс естественного возбуждения и торможения ЦНС посредством действия медиаторов. Мы полагаем, что образование системы ценностей личности происходит как естественным, так и суррогатным путем. Однако, как в случае суррогатного, так и естественного возбуждения и торможения центров положительных и отрицательных эмоций, образуется система ценностей личности и эти ценности выстраиваются в иерархическом порядке пропорционально силе и повторяемости возбуждения и торможения центров положительных и отрицательных эмоций ЦНС. Так, организм, однажды испытав действие положительных эмоций, связанных с эстетическими переживаниями, творческими достижениями, эмоциональным общением, высокими спортивными результатами и пр., стремится их вновь воспроизвести. В зависимости от культуры и воспитанности личности это достигается или через поиск естественных средств попадания в сходное психологическое состояние, или с помощью различных суррогатных средств (алкоголь, наркотики, словесные оскорбления, беспорядочные сексуальные связи, лихачество при управлении автомобилем или мотоциклом и т. д.).
Раскрытию механизмов, лежащих в основе формирования системы ценностей личности, способствует изучение современных теорий эмоций. Например, связь информационной теории эмоций П. В. Симонова, пред-
лагающего на основании ее свои подходы к созданию теории воспитания [См., например, 7], с рассматриваемым выше биохимическим механизмом, объясняющим эмоциональные реакции, состоит в изменении психических состояний. Так, согласно информационной теории эмоций П. В. Симонова, эмоция (Э) формально выражается в следующем математическом выражении: Э=П (И7 - И;). Поскольку в правой части равенства стоит изменение величины, то и в левой его части должно стоять изменение зависимой переменной. Поэтому более корректно с математической точки зрения это выражение можно было бы представить в следующем виде: ДЭ=ПДИ, где ДЭ - есть изменение эмоциональных реакций или психических состояний; П - потребности человека; ДИ - изменение информации; И, — первоначально ожидаемая информация; И2 - последующая информация о результате. Очевидно, что, по К. Д. Ушинскому, ДЭ - может быть представлено различными чувствованиями, т. е. может зависеть от «чувственных состояний души» [8, с. 209]. Вероятно, изменение информации, имеющей определенное значение для человека, влечет за собой изменение парциальных концентраций соответствующих медиаторов в его организме в момент эмоциональной реакции.
Мы полагаем, что образующиеся условные связи в формирующихся нейронных структурах мозга под действием внутренних медиаторов приобретают соответствующие функции управления поведением человека, заданные внешними обстоятельствами жизни. При этом самоконтроль за поведением и управление деятельностью осуществляется на основе выработанного индивидуального опыта оценок психических состояний центральной нервной системы, возникающих как медиаторный ответ на поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях. Опыт позитивных оценок психических состояний организма, приобретаемый в условиях действия медиаторов, ориентирует человека в ценностных значениях для него наблюдаемых событий, явлений, фактов. Таким образом ценностные значения выстраиваются в иерархии приоритетов, актуализируемых при разрешении возникающих проблемных ситуаций. Образующиеся при этом привычки характеризуют направленность поведения человека, устремления деятельности личности, выражающиеся в нравственных идеалах, эстетических вкусах, музыкальных предпочтениях, познавательных и читательских интересах, волевых и творческих устремлениях, политических взглядах, профессиональном призвании и др. В свою очередь направленность поведения личности, являющаяся внешним выражением ценностных ориентаций человека, определяет индивидуальную «траекторию» его развития.
Когда ребенок растет, то с самых ранних дней своей жизни с молоком матери в переносном, а может быть, и в буквальном смысле, он принимает эндогенные медиаторы и они вызывают ассоциации с теми или иными привычными ситуациями, которые несут определенный смысл и имеют для него
то или иное значение. Возможно, через их восприятие у ребенка появляется первый опыт оценочной деятельности.
И, таким образом, уже у младенца в подкорковом слое головного мозга, благодаря врожденному безусловному рефлексу, формируются первоначальные представления о ценности или значимости для него тех или иных способов поведения. Если ребенка укладывать спать голодным, у него формируются отрицательные эмоции неудовольствия, что вызывает чувства беспокойства, реакцию плаксивости, нервозности. Сытый же ребенок спит спокойно, его нервная система спокойна, он находится в радостном состоянии в связи с положительными эмоциями, вызванными удовлетворением пищевых потребностей. Повторение отрицательных эмоций у ребенка приводит к формированию у него индивидуального опыта негативной оценки своего состояния в данной ситуации, провоцирует отрицательное поведение, вырабатывает капризный характер, невротический тип личности. И наоборот, повторение положительных эмоций возвращает его к опыту позитивных оценок своего психического состояния в конкретной ситуации, делает характер ребенка спокойным, уравновешенным.
Также улыбку может вызывать как чужая радость, так и чужое страдание (в зависимости от воспитанности и выработанной системы ценностей). Но при улыбке организм человека получает соответствующие медиаторы удовольствия, которые закрепляют стереотип данного поведения в соответствующих ситуациях. Этот стереотип запоминается человеком, переходит в его долговременную память, обусловленную биохимическими механизмами запоминания, что складывает его познавательный и эмоциональный опыт (положительный или отрицательный). Запоминается человеку именно то, что имеет для него значение, значимость, ценность. И этого опыта он старается либо избегать (если с его воспоминанием были связаны ощущения опасности или неприятные ощущения) или достигать вновь (если с этим воспоминанием были связаны приятные ощущения - ощущения удовольствия). По этому принципу запоминаются и другие эмоциональные реакции.
Вместе с тем, подобно тому, как наркоману требуется постоянное увеличение дозы наркотика, так и здоровый человек адаптируется к действию привычных раздражителей. У него появляется потребность усилить чувственные ощущения. Известно, что если постоянно наказывать ребенка, то он к наказанию привыкает и для достижения прежнего педагогического эффекта требуется ужесточение наказаний, что при постоянных наказаниях трудного ребенка развитие педагогической ситуации заходит в тупик, поскольку даже сильные наказания не воспринимаются воспитанником. В спортивных достижениях спортсмен также стремится к новым и новым рекордам.
Таким образом, подводя общий итог работе, мы отмечаем, что содержание, вызывающее те или иные реакции, может быть многогранным, а механизм поведения общий, единый для всех людей, только при этом каждый
человек в своем поведении руководствуется своей индивидуально выработанной системой ценностей. А на выработку системы ценностей, помимо педагогических и психологических факторов, огромную роль оказывают медиаторы, выделяющиеся в организме человека в тех или иных жизненных ситуациях, и эмоции, возникающие под воздействием соответствующих медиаторов.
Выработка системы ценностей обусловлена как сознанием (благодаря осмыслению информации), так и эмоциями (благодаря действию медиаторов). В этом можно проследить взаимосвязь эмоционального и рационального в поведении человека. Бывает и так, что человек знает, как принято поступать в обществе, но нарушает общественные нормы поведения. В этом случае его разум и чувства рассогласованы и человек не находится в гармонии с собой и миром.
Наряду с индивидуальной системой ценностей существуют общественные системы ценностей, принятые и функционирующие в различных социальных группах. Они обусловлены различными культурными средами. Эти культурные среды оказывают внешнее влияние на формирование индивидуальной системы ценностей личности, и, зачастую результатом такого формирования является суперпозиция влияний, оказываемых этими общественными системами ценностей на формирующуюся индивидуальную систему ценностей личности. При этом личностью производится переоценка ценностей и выработка ценностей более высокого культурного порядка. Для выживания нашего общества в условиях многонационального государства и многопартийной его системы важно, чтобы общественные системы ценностей не были антагонистичными при сохранении их различий. В этом состоит ценностный смысл толерантности в условиях множественности объективно существующих независимых ценностных начал бытия или оснований знания.
Практические приложения рассмотренного механизма формирования системы ценностей позволяют рассматривать воспитание как целенаправленный процесс формирования и изменения системы ценностей путем вытеснения социально нежелательных индивидуальных ценностей ценностями более высокого порядка. Результатом воспитания является индивидуальная система ценностей личности, способная воспринимать и усваивать ценности культуры более высокого порядка и невосприимчивая к псевдоценностям низкого культурного качества. С изменением и закреплением новой системы ценностей изменяются и принципы поведения личности. Роль воспитателя в этом процессе состоит в организации культурной среды, формирующей педагогически целесообразные ценности. При этом воспитанник должен оценивать преимущества новых ценностных ориентиров по сравнению со шкалой его прежней индивидуальной системы ценностей [10].
Практическая реализация этого механизма может осуществляться в трех планах — определение ценностных оснований в постановке педагогических целей, обозначение ценностных приоритетов в выборе средств воспитания и образования личности, а также оценка качества педагогического результата.
Изменение целей деятельности ребенка может осуществляться педагогом при сохранении прежнего интереса воспитанника. Например, решая проблемы развития информационной культуры детей и подростков, мы отдаем себе отчет в том, что подавить интерес ребенка к компьютерным играм сложно, да и не нужно, поскольку развивающая среда, образуемая новыми информационными технологиями, - объективная реальность. Изменению подвергается содержание игровой деятельности. Например, игры, сюжетом которых является, как правило, бездумный поиск кладов в лабиринтах, а также игры военного содержания и другие, подобные им, главная идея которых - удовлетворение примитивных поведенческих инстинктов, целесообразно вытеснять предложением компьютерных игр, способствующих многостороннему развитию личности. Известны ряд компьютерных игр, способствующих творческому, эстетическому, нравственному, умственному развитию детей и подростков. Хотя их разнообразие пока еще невелико, но на рынке они представлены. Требуется также совершенствование самой педагогической идеи этих игр. Компьютерные игры могут повысить свой развивающий потенциал, если увлекательность игрового сюжета будет поддерживаться взаимосвязанностью педагогических ситуаций, которые предлагается разрешать ребенку в ходе игрового поведения, если будет совершенствоваться сюжетная линия игры, подобно известным и распространенным играм - «стратегиям». Педагогические цели игр с развивающимся сюжетом в зависимости от совершаемого игроком выбора в определении последующих игровых действий возможно направить на совершенствование и планирование не столько жизненной среды обитания виртуальных поселенцев, как это осуществляется в известных компьютерных играх - «стратегиях», сколько на моделирование в игре «стратегий» построения собственной личности, ориентировать такое развитие на самообразование, проектирование созидательных целей и наполнение позитивным смыслом своей собственной жизни. Такие игровые программы могли бы включать в свое содержание элементы психологической диагностики, благодаря которым ребенок имел бы возможность лучше узнать себя, решать вопросы жизненного и профессионального самоопределения.
Возможно также обозначить ценностные приоритеты в выборе средств воспитания. Например, преодолевая вредные привычки, отягощающие человека, он начинает ценить тот приобретенный опыт и те волевые усилия, которые были им затрачены в работе по преодолению вредоносной здоровью привычки, во власти которой он находился. Человек получает свободу
от этой привычки и радуется новым ощущениям победы над самим собой. Таким образом, появляется уверенность в собственных силах, человек по-новому ощущает и оценивает свои возможности, происходит переоценка ценностей через отрицание ценностей деструктивного содержания и вытеснение их конструктивными ценностями созидания собственной жизни. Новые ценности, как результат воспитания и самовоспитания могут настолько сильно укорениться в структуре личности, что их носителю будет совестно нарушить новые правила поведения, вернуться к преодоленным вредным привычкам.
Библиографический список
1. Боев, Б. В. Наркомания в России (анализ и прогноз демографических последствий) // Доклады Методологического семинара ФИ АН. Наркомания в России. Выпуск 6. - М.: ФИАН, 2002.
2. Большая медицинская энциклопедия / Главный редактор А. Н. Бакулев. Издание второе. Том 6. — М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1958.
3. Большая медицинская энциклопедия / Главный редактор А. Н. Бакулев. Том 17. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960.
4. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т. 4 / Репринтное воспроизведение издания. Ф. А. Брокгшауз И. А. Ефрон. - М.: ТЕРРА, 1997.
5. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983.
6. Пятницкая, И. Н. Наркомания. - М.: «Медицина», 1987.
7. Симонов, П, В., Ершов П. И. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984.
8. Ушиискнй, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 6 / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990.
9. Шабанов, П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: Патопсихология, клиника, реабилитация. — С.-Пб.: «Лань», 2000.
10. Яковлев, С. В. Разработка аксиологических основ общей теории воспитания как педагогическая проблема // М. Н. Скаткин и современное образование. — Том II. Материалы конференции, посвященной 100-летию СкаткинаМ. Н. - М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2000. - С. 259-262.