Научная статья на тему 'Научные подходы к исследованию спроса и их приложение к управлению спросом на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий'

Научные подходы к исследованию спроса и их приложение к управлению спросом на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к исследованию спроса и их приложение к управлению спросом на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий»

ственной практике процессы управления интеллектуальной собственностью далеки от совершенства. Предлагаемый подход позволит повысить эффективность управления вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, планировать текущие мероприятия, а также правильно оценивать перспективу развития предприятия с учетом экономического роста.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм производительные силы // Экон. наука совр. России. 2000. № 5.

2. Барышева Г. А. Инновационный фактор и интеллектуальный ресурс в динамизации экономики России. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.

3. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Влада Дар, 1993.

4. Макконел К. Р., Брю Стэнли Л., Экономикс: Принципы проблемы и политика: Пер. с англ. М.: Республика, 1992.

5. Корнев А. К. Об отраслевых приоритетах выделения средств на инвестиционную деятельность // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1. С. 56.

6. Прохоров Ю. Ф., Лихолетов В. В. Основы функционально-стоиомостного анализа систем. Челябинск: ЮУрГУ, 2001.

7. Ромашов О. Экономическая эффективность государства // Экономист. 1995. № 5.

8. Слезингер Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием. М.: Машиностроение, 1975. С. 311.

С. А. Головихин

Южно-Уральский государственный университет

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СПРОСА И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ К УПРАВЛЕНИЮ СПРОСОМ НА НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Экономические исследования спроса и потребления исторически развиваются по следующим направлениям: в одном из них (теоретическом) преобладают проблемы предпочтений и поведения потребителей, а в другом (эмпирическом) — влияния совокупного спроса на хозяйственное равновесие и общее развитие экономической системы.

Основы научной теории спроса, предпочтений и поведения потребителей были заложены А. Смитом (классическая экономическая теория), предполагавшим, что потребности, спрос и потребление, особенности их изменения и их место в хозяйственной жизни следует определять на основе оценок и решений эгоцентрического рационально действующего потребителя [10, с. 128-129].

Неоклассическую экономическую теорию (А. Маршалл [5], А. Пигу [6], Р.Дж. Аллен [1], Дж.Р. Хикс [11]) отличает стремление его представителей основать экономикотеоретическую систему на психоэкономических принципах поведения, выработать модель хозяйственного равновесия для условий, приближающихся к свободной конкуренции, и приложить элементы предельного (маржинального) анализа к проблемам спроса, цен и распределения ограниченных ресурсов. В исследовании спроса особое значение уделяется его регулирующему воздействию на экономику. Поскольку цена, которую субъект хозяйствования может заплатить за производственные ресурсы, зависит от цен товаров, производимых с их использованием, то потребительский спрос в итоге является регулятором совокупного спроса [5, т. 1, с. 155].

В качестве базы при изучении поведения потребителей была выдвинута концепция предельной полезности [5, т. 1, с. 156-157], истоки которой содержатся еще в психо-

физиологических принципах поведения потребителей, сформулированных Г. Госсеном. Согласно первому закону Госсена, по мере удовлетворения какой-либо потребности полезность последующих единиц блага убывает и при полном ее насыщении падает до нуля. Сущность второго закона Госсена состоит в том, что максимум удовлетворения потребностей будет достигнут при выборе такой комбинации спроса на различные продукты, при которой интенсивность удовлетворения потребностей становится одинаковой.

Представители неоклассической теории положили начало современному исследованию взаимосвязей между поведением потребителей и параметрами их платежеспособности. Прикладное значение имеют разработанные способы определения коэффициентов эластичности, замещения и дополнения спроса на конкретные группы товаров, параметров предпочтения и насыщения спроса.

В результате изучения классической и неоклассической теорий спроса установлено, что при управлении спросом на наукоемкую продукцию необходимо учитывать следующие теоретические положения.

1. Уровень спроса и расходов на наукоемкую продукцию зависят в основном от трех групп переменных, которые отражают объективные особенности воспроизводства: а) наличия предметов и средств удовлетворения потребностей, объем которых ограничен в каждый конкретный момент времени; б) факторов платежеспособности — доходов, имеющихся в распоряжении предприятий и населения, активов, условий кредита и соотношения уровней цен; в) потребностей.

2. Поведение потребителей наукоемкой продукции потребительского назначения является социально обусловленным и в основном выражает объективные особенности массового поведения.

3. Содержание потребительных стоимостей характеризуют параметры, выражающие общественную полезность наукоемкой продукции, — предпочтения, насыщение конкретных потребностей, комплексность и сравнительная эластичность различных способов удовлетворения потребности.

4. Одна альтернатива выбора потребителями более предпочтительна по сравнению с другой ввиду различий в объективных качествах предметов спроса; категория полезности выражает комплексную оценку потребителями этих объективных качеств, позволяющую уточнить выгодность выбора. При этом следует отметить, что более оправдано соизмерение комплексов (совокупностей) потребностей. При управлении потребительским спросом на наукоемкую продукцию следует сравнивать стереотипы потребления тех или иных социальных групп.

5. Спрос определяет ход реализации и уравновешенность хозяйственного развития не сам по себе, а в связи с предложением.

6. Существуют статические и динамические зависимости между структурой потребительских расходов и социальной структурой общества: удельные веса различных статей расходов зависят от материальной обеспеченности, образования, профессиональной подготовки потребителей и других параметров. Эти зависимости были выявлены только применительно к потребительскому спросу.

7. С возрастанием общей величины спроса меняется структура расходов на удовлетворение физиологических потребностей и увеличивается доля расходов на удовлетворение интеллектуальных потребностей. Расходы на ряд наукоемких товаров взаимозависимы и к тому же растут быстрее, чем расходы на ненаукоемкие товары. Следует отметить, что данное теоретическое положение справедливо лишь в отношении потребительского спроса, формируемого машиностроительными предприятиями.

Основными недостатками классической и неоклассической теорий спроса являются следующие:

- ориентация на абстрактное допущение, что размеры потребительных стоимостей не зависят от величины затрат труда, необходимых для придания предметам спроса полезных свойств;

- невозможность рационального выбора в сложных ситуациях. Это объясняется тем, что, соизмеряя свои мотивы и предпочтения и принимая решения о расходовании средств, потребители на практике пользуются лишь ограниченной информацией о состоянии и перспективах рынка.

При пересмотре теоретических предпосылок неоклассической теории соответственно условиям монополистической конкуренции особенно радикально затронута проблема реализации. Возникли теории спроса — предложения, опирающиеся на концепцию государственного вмешательства в процесс воспроизводства [4] и концепцию «несовершенной», или монополистической, конкуренции [9; 12]. Представители обеих концепций исходят из предпосылки о недостаточности действия рыночного саморегулирования для обеспечения хозяйственного равновесия.

В теории абсолютного дохода [4] отражена тенденция сохранения потребления на сравнительно стабильном уровне путем выравнивания потребителями своих ресурсов во времени при помощи регулирования величины сбережений. В модели спроса, построенной на положениях этой теории, предполагается, что совокупные расходы на потребление (Ся) составляют основную часть суммарного спроса [4, с. 81-82], который тождествен совокупным доходам [4, с. 78, 108]. Остаток составляют совокупные сбережения Бг [4, с. 116-117, 149]. Спрос на них предъявляется в виде инвестиций 1г [4, с. 118-119], то есть

С = Тг - Б (1)

Формализованная модель данной теории [2; 10, с. 219-225] представлена на рис. 1.

Рис. 1. Линейная потребительская функция и функция сбережений

В интервале КМ, который соответствует низкому (падающему) уровню доходов, уровень расходов потребителей поддерживается не только из текущего дохода, но также за счет накоплений, активов и долгов (Б < 0). Лишь после достижения определенного уровня доходов (Ы) часть его откладывается в виде сбережений (Б( > 0) [4, с. 158-159].

Реальный совокупный спрос за определенный короткий период (г) зависит от ожидаемого абсолютного уровня реального (выраженного в единицах заработной платы) совокупного дохода (УЯ(г)) и от склонности к потреблению (Оя({)) или пропорции, в которой этот доход распадается на потребительские расходы и сбережения [4, с. 150].

Если А7я / Аг > ° то Ся(г) = сЯ(г) (Уя(г) - У) ) + Ау(0),

(2)

то есть в каждый момент общий уровень реальных расходов потребителей является слагаемым двух величин: исходной величины их расходов (А), зависящей от начального уровня дохода (У0) и доли расходов на потребление, пропорционально связанной с приростом (или уменьшением) дохода (сЯ(г)).

Теория предполагает, что и абсолютный уровень потребления, и его относительная величина сопровождаются эффектом мультипликации (вторичного, или производного, спроса) [4, с. 189].

Из теории следует, что совокупные расходы потребителей изменяются в меньшей мере по сравнению с их совокупным доходом. Предельная доля расходов (склонность к потреблению) с = АС/АУ является положительной величиной [4, с. 157, 179]:

При увеличении уровня дохода склонность к потреблению асимптотически уменьшается, а при уменьшении — увеличивается до единицы, то есть 0 < АС/АУ < 1.

Эта закономерность проявляется как во временном разрезе — на протяжении экономического цикла, так и при переходе от групп населения с низкими доходами к группе с более высокими доходами.

Использование основных положений теории абсолютного дохода в исследованиях спроса на наукоемкую продукцию обеспечивает:

- переход от субъективного психологизма к изучению функциональных зависимостей и регрессионных связей между спросом и формирующими его факторами;

- уделение внимания проблеме накопления и склонности к потреблению;

- перенос внимания с изучения поведения потребителей (стереотипа их расходов) на проблемы общественного воспроизводства.

В то же время существенными недостатками теории абсолютного дохода являются следующие:

- факторы, определяющие склонность к потреблению (пропорция между совокупным и чистым доходом, изменения в налоговой политике, социальные факторы, склонности, желания и мотивы), в краткосрочном периоде не поддаются государственному контролю и регулированию и не учитываются при управлении спросом;

- предположение о неизменности цен, технического уровня производства, структуры распределения национального дохода, численности и квалификации рабочей силы, социального и натурального стереотипа потребления, а также наличии свободной конкуренции, что снижает результативность управления спросом при использовании положений данной теории на практике.

Таким образом, теория абсолютного дохода может быть применима только для статического описания функциональных зависимостей спроса на наукоемкую продукцию в краткосрочном периоде и требует соответствующего уточнения.

В теории относительного дохода подчеркивается, что потребительские расходы зависят от положения покупателей в обществе, неравномерности распределения доходов между остальными группами [3; 13; 14] и (или) соотношения текущего и максимального уровней покупательной силы потребителей [10, с. 233-240]. В обоих случаях, согласно теории, основной определяющей переменной является относительный уровень доходов потребителей.

Отмеченные особенности частично позволяет учесть функция соотношения между текущим уровнем дохода (Уг) и наиболее высоким из ранее достигнутых его уровней (Утах, в сопоставимых ценах) [10, с. 234]:

(3)

(4)

где - текущие сбережения; а, Ь — параметры.

Рис. 2 [10, с. 235] изображает изменения У, из которых выводятся изменения У{ / Утах. В интервале ^ - t1 дробь У( / Утах становится меньше и склонность к сбережению (£/У?), являющаяся функцией У/Утах, будет снижаться. В интервале t1-t2 дробь Уt / Утах увеличивается и, следовательно, отношение St/Уt будет увеличиваться. В интервале t2-tз Утах шаг за шагом увеличивается; некоторое время оно отстает от Уи пока не достигает нового максимума в точке УА2. Таким образом, в интервале ^—3 У\/ Утах равно в сущности единице, а отношение & / У1; остается неизменным. Это означает, что с ростом дохода потребление возрастает пропорционально, хотя абсолютный прирост потребления меньше прироста дохода.

^ tl t2 tз t

Рис. 2. Циклические колебания текущего дохода

Чем ниже соотношение текущего и максимального уровней доходов (Yt / Утах), а также абсолютный уровень Уи тем труднее потребителям сохранять привычный уровень потребления и тем ниже накапливаемая часть дохода. При аУ1\ = ЪУтах потребитель перестает осуществлять накопления, а при Уt/ Утах > Ъ /а накопления увеличиваются.

По мнению Дьюзенберри [3; 13; 14], основой поведения массы покупателей потребительских товаров являются типичные рациональные предпочтения одних благ другим. На текущее поведение потребителей оказывают воздействие прежде всего решения той же или наиболее близкой к ним социальной группы, сделанные в предшествующем периоде. Если индекс полезности для г-го потребителя обозначить через иг, а размер влияния потребительских расходов у-й группы потребителей на решения г-го потребителя — параметром ау, то [14]:

и =ф- (о/ ). (5)

Влияние социальной неравномерности распределения совокупных доходов на уровень расходов потребителей заключается в том, что на протяжении цикла с ростом дохода конкретной группы потребителей норма их потребительских расходов понижается, и наоборот. Из теории относительного дохода также следует, что увеличение неравенства доходов способствует повышению среднего уровня нормы накоплений и соответственно уменьшает долю потребительских расходов в доходах.

Введение основных положений теории относительного дохода в исследования спроса на наукоемкую продукцию позволяет учитывать цикличность и неравномерность распределения потребительских расходов между основными социальными и доходными группами потребителей, а также влияние референтных групп на поведение потребителей. Однако отсутствие в ряде регионов бюджетной статистики об уровне потребления в разрезе основных групп доходности ограничивает возможности использования данной теории при управлении спросом на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий.

Теория постоянного (нормального) дохода [15; 16] основана на более общих предпосылках, позволяющих рассматривать теории абсолютного и относительного до-

хода в качестве частных случаев. При существенных колебаниях текущего уровня доходов потребителей, согласно теории, спрос стабильнее доходов ввиду того, что потребление ориентировано на постоянную часть доходов, усредненную за длительный период. При построении функции спроса в текущих величинах доходов и расходов (Уь О) выделяют постоянные (р) и переменные (у) их компоненты с учетом временного «горизонта принятия решений потребителями» [16]:

Основу модели формирования расходов потребителей, построенной с учетом теории постоянного дохода, составляет уравнение [16]:

где и — отдельно не учтенные факторы (вкусы и т. п.).

Постоянный компонент расходов потребителей зависит от части (к) постоянного дохода (Ур), которая непосредственно определяется отношением всех ресурсов потребителей (тг) к доходу, а также нормой дисконта (-). Постоянные компоненты потребительских расходов и доходов в основном не зависят от временных, так как первые вызваны факторами, действующими в течение длительного периода, вторые же — преходящими, переменными причинами. Кроме этого, предполагается, что временные компоненты расходов и доходов потребителей в целом тоже не связаны между собой.

Основными недостатками теории постоянного дохода, ограничивающими сферу ее использования при управлении спросом на наукоемкую продукцию, являются следующие:

- различия в потребительском спросе между отдельными социальными группами населения объясняются случайными расхождениями между постоянным и временным уровнем доходов у этих социальных групп, а не неравномерностью распределения доходов;

- процессы формирования спроса не рассматриваются во взаимосвязи с процессами формирования предложения.

Кроме этого, теорию постоянного дохода при управлении спросом практически более трудно применять, чем теории абсолютного и относительного дохода, что связано со сложностью выделения постоянных и переменных компонентов доходов и расходов потребителей.

Таким образом, в аспекте изучения эмпирического направления исследований спроса и потребления можно сделать следующие выводы.

1. Модель расходов потребителей наукоемкой продукции представляет собой сочетание систематической (постоянной) структуры, характеризующей общую тенденцию изменения спроса и переменной структуры, характеризующей отклонения от этой тенденции под влиянием случайного воздействия множества причин (фактор цикличности).

2. Статистическая тенденция снижения годового уровня нормы потребительских расходов с одновременным повышением уровня доходов проявляется на протяжении всего цикла воспроизводства, а также при переходе от группы населения с низким уровнем дохода к социально однородной с ней группе населения с более высоким уровнем дохода, что характерно для наукоемкой продукции машиностроительных предприятий, являющейся товарами народного потребления.

3. Проблема реализации возникает в результате недостаточной склонности к потреблению (пропорции, в которой доход потребителей распадается на потребительские расходы и накопления).

Таким образом, основные положения существующих теорий спроса создают предпосылки для выявления особенностей формирования спроса на наукоемкую продукцию и разработки методики его прогнозирования.

(6)

(7)

Список литературы

1. Аллен Р. Дж. Математическая экономия. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.

2. Бурачас А. И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах. М.: Наука, 1975.

3. Дьюзенберри Д. С., Кистин Х. Роль спроса в экономической структуре // Исследование структуры американской экономики. М.: Госстатиздат, 1958.

4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993.

6. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т. 1. М.: Прогресс, 1985.

7. Робинсон Дж. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Под общ. ред. И. М. Осадчей. М.: Прогресс, 1986.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1992.

9. Тейл Г. Прикладное экономическое прогнозирование. М.: Прогресс, 1970. 510 с.

10. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

11. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988.

12. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

13. Duesenberry J.S. Income, Employment and Public Policy. W.W. Norton and Co, 1948.

14. Duesenberry J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behaviour. Harvard University Press, 1949.

15. Friedman M. A Theory of the Consumption Function. Not. Bur. Econ. Res. Princeton: Princeton UP, 1957.

16. Friedman M. Windfalls, the Horizon and Related Concepts in the Permanent Income Hypothesis. In: Measurement in Economics. Stanford, 1963.

С. А. Аристов МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Особенность современного периода заключается в изменении условий хозяйственной деятельности. Продолжает осуществляться переход российской экономики к рыночным отношениям, быстро сменяются экономические условия. В этой ситуации руководители предприятий всех форм собственности должны уметь в короткие сроки проводить оценку регулярно происходящих изменений и оценивать их влияние на состояние и перспективы развития своего предприятия. Своевременное принятие правильных решений при изменении экономической ситуации является главной проблемой в управлении.

Очевидно, что только опыт и интуиция руководителей не могут обеспечить принятие правильных решений при постоянном изменении условий функционирования предприятия. Наиболее важным помощником руководителя становятся компьютерные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют смоделировать ситуацию и выбрать наилучший план действий. Использование методов математического моделирования и принятие на их основе обоснованных решений по управлению деятельностью предприятия является конкурентным преимуществом по отношению к предприятиям, действующим в тех же сегментах рынка и не использующим современные экономико-математические методы в управлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный процесс управления отличается тем, что все более усложняются и совершенствуются технологические процессы, вследствие чего подготовка и принятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.