Научная статья на тему 'Научные основы развития проблемы бессознательного'

Научные основы развития проблемы бессознательного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2904
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОЗНАНИЕ / НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ / НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ИМПУЛЬСЫ И ВЛЕЧЕНИЯ / ПАНСЕКСУАЛИЗМ / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ / ОНО / СВЕРХ-Я / ПСИХОАНАЛИЗ / ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

Общая нынешняя социокультурная ситуация: падение нравственности, преступность, межнациональные конфликты, терроризм, безработица и т.д. способствует обострению неврозов и возникновению явных и скрытых психических расстройств, которые по сути дела игнорируются родителями, педагогами, врачами. Из-за перенапряжения в душе ребёнка существует конфликт между неокрепшим сознанием и напористыми бессознательными влечениями. На этом фоне происходят срывы, возникают фобии и комплексы и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы развития проблемы бессознательного»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

© 2005 Л.Н. Кубашичева УДК 159.922 ББК 88.37 К 88

Научные основы развития проблемы бессознательного

Аннотация:

Общая нынешняя социокультурная ситуация: падение нравственности, преступность, межнациональные конфликты, терроризм, безработица и т.д. способствует обострению неврозов и возникновению явных и скрытых психических расстройств, которые по сути дела игнорируются родителями, педагогами, врачами. Из-за перенапряжения в душе ребёнка существует конфликт между неокрепшим сознанием и напористыми бессознательными влечениями. На этом фоне происходят срывы, возникают фобии и комплексы и т.д.

Ключевые слова:

Бессознательное, сознание, неосознаваемые процессы, неосознаваемые импульсы и влечения, пансексуализм, иррациональное и рациональное, Оно, Я, Сверх-Я, психоанализ, пороги ощущений.

Проблему бессознательного невозможно

рассматривать без опоры на психоанализ З.Фрейда, но хотелось бы остановиться на том, что бессознательное как проблема в разных аспектах рассматривалось и до Фрейда. Анализ научной литературы, посвящённый данной проблеме показывает, что она имеет свою историю и её разработка представлена двумя направлениями:

философским и конкретно-практическим.

В рамках науки философии бессознательное рассматривалось в двух аспектах: как проблема основ жизненного процесса в целом и как проблема соотношения разума и страстей, иррационального и рационального, инстинктивных влечений и осознанных чувств человека.

Исследование бессознательного как проблема основ жизненного процесса в целом представлено творчеством таких философов как Анри Бергсон, Э.Гартман, А. Шопенгауэр и др.Философ А.Шопенгауэр, познавая, что есть мир, определил, что без объекта нет субъекта и, наоборот, все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас, воля есть «вещь в себе». Он утверждает, что воля как «вещь в себе» лежит вне всякого времени и пространства, она беспричинна и непознаваема. (бессознательное не знает ни времени, ни пространства, оно содержит неосознаваемые влечения. З. Фрейд).

Французский философ А.Бергсон - один из наиболее видных представителей философии жизни. В его учениях мозг определяется как механическое орудие мышления, а жизнь не может быть, в сущности познана при помощи одного разума. Психический индивид по Бергсону, представляет собой текучее, не связанное разумом неделимое многообразие. Жизнь может быть постигнута только благодаря собственному переживанию. интуиции. А. Бергсон сумел дать, по определению Макса Шелера, иное направление отношения человека к миру и душе.

Немецкий философ Э. Гартман, представитель философии «бессознательного», вывел из содержания сознания с помощью спекулятивно-индуктивного метода то, что лежит по ту сторону сознания (трансцендентную сторону сознания) т.е. мир бессознательного. В человеке это бессознательное создаёт сознание, которое есть душа. Э. Гартман определил: цель бессознательного - спасение мира от бедствия желаний, (он не первый в философии так думал о желаниях, вспомним Диогена).

Различные аспекты разработки проблемы бессознательного в «дофрейдовскую эпоху» подтверждают разное восприятие бессознательного мыслителями. Одни считали, что наличие в психике человека иррациональных побуждений и неявно осознаваемых впечатлений могут быть всегда подчинены сознательному контролю и таким образом более или менее осознаваться. Другие выступали за определение бессознательного не как «отсутствие сознания», а как мир бессознательного, имеющего свои законы функционирования и развития.

В исследованиях, где Г.В. Лейбниц утверждал, что наряду с сознательными явлениями должны существовать так называемые малые, неосознаваемые в данный момент смутные восприятия. Изучая сознание, известный немецкий педагог и философ И.Ф. Гербарт впервые попытался применить математику в психологии с целью измерения некоторых количественных характеристик представлений. Применение математики было неудачным, но представление по степени ясности были разделены «порогами», границами на три группы:

-ясное сознание;

-сознание;

-бессознательное.

Он также подчёркивал, что особых препятствий для проникновения друг в друга тех или иных представлений не существует. Легче всего в «ясное сознание» проникают представления, связанные с прошлым опытом или для

субъекта более значимы, накопившись, могут быть и за порогом сознания вообще. Так Гербарт, придерживаясь в целом негативного понимания бессознательного, использует некоторые понятия, например, «вытеснение», которое в психоанализе определяется в положительном смысле.

Более успешно применил математику в психологии Г.Т. Фехнер, который стоял на позициях «панпсихизма» (всеобщей одухотворенности). В связи с этим он говорит о бессознательных ощущениях. Вот что пишет по этому поводу В. М. Лейбин. Психоаналитическое учение о бессознательном имеет свои корни в философии и медицине, и нет ничего удивительного, что Фрейд обратился к этой проблематике. Сам Фрейд не прочь пожинать лавры первооткрывателя, но историкофилософский анализ показывает, что З. Фрейду не принадлежит приоритет ни в постановке проблем бессознательного, ни в выдвижении ряда идей, на которых основан психоанализ (4). Но Фрейд разработал комплекс теоретических положений, позволивших появиться нетрадиционному учению, оказавшему влияние на смену парадигм мышления, изменение ценности ориентации в западной культуре, т. е. он заложил основы новой «философии человека, новое видение исследования человека».

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль, осуществляемый субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном сосуществуют зачастую прошлое, настоящее, будущее, объединяясь в каком-либо психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит своё выражение в ранних формах познания ребёнком окружающего мира, первобытном мышлении, интуиции, непроизвольном запоминании и т.д., а также в чувствах и поступках, причины которых не осознаются человеком (6).

З.Фрейд понимал «бессознательное» как

неосуществлённые влечения, которые из-за конфликта с моральными установками общества не допускались в сознание, вытеснялись, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т. д.

Разделение психики на сознательное и бессознательное является предпосылкой психоанализа.

З.Фрейд в своих исследованиях оппонируя психологам, которым казались абсурдными его научные положения, утверждал, что выдвинутая ими психология сознания неспособна разрешить проблемы гипноза и сновидения. Его опыты и наблюдения показали, что состояние сознательности быстро проходит, осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных условиях может снова вернуться в сознание, только психоаналитическая техника делает возможным представления сознательными. Состояние, в котором находились до осознания мы называем вытеснением, вытесненные для психоанализа являются бессознательным двух видов:

а) латентное - способное к осознанию;

б) вытесненные - неспособное к осознанию.

Определяя уровни сознания З. Фрейд разделил их на

три: сознательное, предсознательное, бессознательное, но он предупреждал, что можно манипулировать этими

терминами, если не забывать, что в дескриптивном смысле имеется два вида бессознательного, а в динамическом -только один.

В теории З. Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента Ид (оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх - Я). Ид (Оно) - инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Эго (Я) представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворить требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго (Я) решает при помощи вторичных процессов представлений. Суперэго (Сверх - Я) состоит из двух структур - совести и эго - идеала (6).

Психоаналитическая теория развивается в нескольких направлениях. В так называемом неофрейдизме развиваются, главным образом, социально - культурные аспекты психоанализа. К. Хорни, Г. С. Салливен, Э. Фромм в своих концепциях отвергают пансексуализм З. Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают пути выхода из них определенными изменениями отношения человека к другим людям, каждый из них это сделал по - своему.

Исследования в психологии, касающиеся функций сознания, так или иначе приводили к неосознанным процессам, так в частности Л. С. Выготский подчеркивал о двойственном характере нашего мышления как постоянного столкновения между Оно и Я. Нашему Я приходится очень часто следовать за влечениями, заложенными в более глубоких пластах личности, иначе возникает серьёзный и существенный конфликт (2).

С. Л. Рубинштейн, представитель отечественной психологии, рассматривая вопросы отношения человека к миру, к объекту, определил сознание как единство субъективного и объективного. Отсюда вывод: «Навряд ли у человека какое - либо психическое явление может быть вовсе вне сознания. Однако возможно неосознанное, «бессознательное переживание. Это, конечно, не переживание, которое мы не испытываем, или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий»[7,15 ].

Высказанную нами сущность этой новой «парадигмы» высказал известный писатель, знавший Фрейда, Стефан Цвейг: «.. .Научная психология (благодаря Фрейду) порывает, наконец, со своей академической и теоретической замкнутостью и вступает в прямую связь с практической жизнью.» [11,76]. Фрейд проталкивает психологию из семинария в реальность и утверждает жизненно важное значение в силу её применимости к человеку. Только теперь она деятельно служит созданию новой личности в педагогике, лечению больных в медицине, оценке человеческих заблуждений в судопроизводстве, пониманию творческих начал в искусстве; занимаясь толкованием неповторимой индивидуальности каждого отдельного человека в его собственных интересах, она помогает одновременно и другим. Ибо тот, кто научился понимать в себе человека, понимает его и в других.

С. Цвейг говорит об открытии Фрейда с позиции исследования бессознательного как центрального аспекта изучения человеческой личности, проникновения в

тайники души, которые ранее считались

«непроницаемыми» для научного изучения и подчёркивается огромное значение его воздействия на другие отрасли человеказнания, такие как становление философской антропологии, экзистенциализма, герменевтики, литературы и искусства и, конечно, медицины и педагогики и дает методы количественного измерения порогов ощущений, т. е. границам, разделяющим ощущения на сознательное и бессознательное, и рассуждает на конкретном эмпирическом уровне, уходя от абстрактно -философского уровня.

Представителем мыслителей, которые утверждали, что мир бессознательного имеет свои законы функционирования и развития является знаменитый немецкий физиолог Герман Гельмгольц, который говорит о бессознательных умозаключениях». Он утверждает, что благодаря восприятию мы привыкаем смотреть на мир определённым образом, научаемся определять расстояние, можем найти предмет в неосвещенной тёмной комнате и т.д. (к этим результатам он пришел эмпирическим путём). Хотя одновременно можно придти к различным зрительным иллюзиям, тем не менее, бессознательные умозаключения, помогают нам сохранять постоянство видимого мира.

До Фрейда французские исследователи психоанализа Леон Шерток и Раймона де Соссюра в своих исследованиях бессознательного выделили три аспекта:

- сновидения;

- состояние сомнамбулизма;

- роль бессознательного в возникновении

болезненных симптомов (12).

Получается, что до Фрейда в теории существовала философская линия разработки бессознательного и в практике разрабатывались эти проблемы.

Рассмотрим роль в разработке проблемы бессознательного.

Американский философ У. Джемс в своих исследованиях боролся против ассоциативной теории. По Джемсу сознание имеет целесообразную структуру, оно целостно и динамично, но он указывает на («потоки сознание») реализующие нужды индивида.

К.Юнг и А.Адлер, два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях. Аналитическая психология К. Юнга признаёт наряду с существованием бессознательного в личности и существование коллективного бессознательного, единого, присущего всему человечеству свойство и описывает личность как результат взаимодействия устремлённости в будущее и врождённой предрасположенности. Индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единую самосогласующуюся и целостную систему. Согласно А. Адлеру, человек старается компенсировать чувство неполноценности, которое он испытал в детстве и вырабатывает свой стиль жизни. Нужно подчеркнуть, что он предложил прагматичную теорию, смыслом которой является оказание помощи человеку в понимании себя и других. Основные принципы этой теории: человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся

сущность, а также социальная принадлежность

индивидуума (10).

На современном этапе развития науки педагогики, на наш взгляд, рассмотрение теории и практики психоанализа играет чрезвычайно важную роль в воспитании, так как объективно существуют психоаналитические подходы в известных классических педагогических системах, хотя они не осмысливались как таковые. Великие педагоги прошлого, будучи одновременно философами,

психологами, врачами и педагогами интуитивно

чувствовали огромное значение нормализации отношений сознания и бессознательных стимулов, влечений в становлении личности, в раскрытии индивидуальности (5).

Несомненно, эти аспекты нашли свое отражение в методах, формах процессов обучения воспитания, где педагог стремиться установить отношения, сублимировать неосознаваемую сексуальную энергию, направить её в различные виды творческой деятельности, развивать самообладание, дисциплину так как именно они способствуют сдерживанию влечений и импульсов.

Так сторонники «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель исходили из идеи саморегуляции и разума в поведении, непознаваемости глубинных процессов психики.

Выдающиеся педагоги, философы прошлого Д. Локк, И.Ф. Гербарт придерживались позиции жёсткой и чёткой организации детской жизни, имевшей свою историю, которая основывалась на идеи необузданности бессознательного начала в ребёнке, слабости его сознания.

Были и педагоги (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), которые примиряли, нами высказанные точки зрения, что, однако было не просто компромиссом.

Религиозная педагогика не разделяет естественно научного понимания сущности человека, но интуитивно в ней учитываются процессы раскрытия индивидуальности и воздействие сознания и бессознательного. Первое олицетворяет божественное начало, второе - греховные страсти, искушения. Религиозная педагогика использует определённые методы и средства для победы над греховностью души человеческой и её приближение богу.

Б.С. Солодкий в своей работе «Философия человека -философия образования» указывает на то, что каждый педагог должен знать И. Христа и З. Фрейда и нам трудно с ним не согласиться. С первым именем связаны ценностные ориентации личности педагога, со вторым - работа с бессознательным (установки, вытеснения т.д.).

Американские психологи Роберт и Джин Байярд по своему называют («сигнальщиков») неосознаваемые процессы внутренней жизни человека обращает свой взор вовне, игнорируя своего собственного внутреннего «сигнальщика», тем сам он изменяет самому себе. То, что психологи в конце XX века назвали «сигнальщиком» хорошо выразил грузинский поэт Николоза Бараташвили в начале XIX (1836 год) в стихотворении «Таинственный голос». Перевод Бориса Пастернака:

Чей этот странный голос внутри?

Что за причина вечной печали?

С первых шагов моих, с самой зари,

Только я бросил места, где бежали Детские дни наших игр и баталий Только уехал из лона семьи,

Голос, какой - то, непонятный и странный,

Сопровождает меня постоянно Мысли, шаги и поступки мои:

Путь твой особый. Ищи и найдёшь.

Так он шепчет. Но я доныне В розысках вечных и вечно в унынье Где этот путь и на что он похож?

Совести ль нечистый упрек Мучит меня затаенно порою?

Что же такое содеять я мог,

Чтобы лишить мою совесть покоя?

Ангел - хранитель ли это со мной?

Демон ли, мой искуситель незримый?

Кто бы ни был - поведай, открой,

Что за таинственный жребий такой В жизни готовится мне, роковой,

Скрытый, великий и неотвратимый?

Нынешняя кризисная социокультурная ситуация требует особого педагогического взаимодействия,

содержанием которого должны быть процессы работы как с сознанием, так и бессознательным ребёнка, для усиления эффективности процессов становления личности и раскрытия возможностей его индивидуальности.

Примечания:

1. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М., 1968

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1999

3. Кубашичева Л. Н. Теоретические и практические основы развития профессиональной Я - концепции студентов -будущих педагогов. - Майкоп 2000. - С. 265.

4. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990

5. Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика, №1, 1995. - С. 40-45.

6. Психология. Словарь. М., 1990.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.-М.-Харьков-Минск, 2000. - С. 15.

8. Солодкий Б. С. Философия человека - философия образования. - Краснодар. 1992.

9. Фрейд З. Толкование сновидений. - Киев, 1991.

10. Хьелл, Л., Зиглер А. Теория личности. - СПб.-М.-Харьков-Минск, 1999.

11. Цвейг С. З. Фрейд: Из биографической трилогии

«Врачевание и психика». - М., 1990 - С.76.

12. Шерток Л. Соссюр Р. Психоаналитика: от Месмера до Фрейда. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.