Научная статья на тему 'Научные основы развития мясопродуктового подкомплекса в условиях вступления Российской Федерации в ВТО и участия в таможенном Союзе'

Научные основы развития мясопродуктового подкомплекса в условиях вступления Российской Федерации в ВТО и участия в таможенном Союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РЫНОК ГОВЯДИНЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ИМПОРТА / ПОВЫШЕНИЕ СПРОСА / ПРОИЗВОДСТВО МЯСА / ПОШЛИНЫ / ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПАРК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Софьина Елена Владимировна

В соответствии с программой развития АПК Российской Федерации до 2020 г. необходимо создать условия для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота как в целом по стране, так и в разрезе регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы развития мясопродуктового подкомплекса в условиях вступления Российской Федерации в ВТО и участия в таможенном Союзе»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВТО И УЧАСТИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Е.В. Софьина

Аннотация. В соответствии с программой развития АПК Российской Федерации до 2020 г. необходимо создать условия для наращивания производства и им-портозамещения мяса крупного рогатого скота как в целом по стране, так и в разрезе регионов.

Ключевые слова: стратегия, Государственная программа, рынок говядины, инвестиционная привлекательность, структура импорта, повышение спроса, производство мяса, пошлины, внедрение новых технологий, парк сельскохозяйственных машин, техническое перевооружение.

С учетом меняющейся структуры и динамики потребления основных видов сельскохозяйственной продукции Министерство сельского хозяйства РФ в июле 2010 г. предложило подготовить Стратегию развития мясного животноводства до 2020 г. Реализация Стратегии, положения которой предложено учесть в Госпрограмме до 2017 г., а также в действующей программе (на тот момент времени) мясного скотоводства, при сохранении основных направлений господдержки позволит к 2020 году обеспечить устойчивый рост производства мяса говядины на 14% (до 3,500 млн. т в живом весе).

В июле 2012 г. (вступила в силу Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы № 717 от 14.07.2012 г.) в подпрограмме Государственной программы обозначено «Развитие мясного скотоводства», по которой объем бюджетных ассигнований составляет 65389,5 млн. руб. Ожидается, что результаты реализации данной подпрограммы составят по мясу (в том числе говядине) и мясопродуктам (повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров с учетом структуры переходящих запасов к 2020 году) до 88,3%.

Поголовье крупного рогатого скота сокращается вот уже более 5 лет, цены растут, потребление остается на низком уровне, срок окупаемости среднего проекта составляет 11 лет. После введения системы квотирования импорта в 2002 г. многие отечественные производители начали вкладывать средства в скотоводство, которые отличаются быстрой инвестиционной окупаемостью.

На рынке говядины ситуация в 2011 г. была диаметрально противоположная рынку свинины и мяса птицы. Технология производства крупного рогатого скота мясного направления не очень сложна, а вот с экономикой есть проблемы. Во-первых, холодный климат, короткий пастбищный период ограничивают производство мяса, что приводит к длительной окупаемости проектов [1].

Во-вторых, в стране почти нет мясных пород, поэтому практически все поголовье представлено молочным скотоводством, а низкая молочная продуктивность коров способствовала большому выходу говядины.

В настоящее время в 8000 евро за тонну для говядины, которая поставляется из Канады, США, Аргентины сверх квоты, появляется канал для неконтролируемого ввоза импортного мяса. Оптовые цены на говядину могут снизиться, что приведет к потерям отрасли 17 млрд. руб. в год и повышению сроков окупаемости проектов с 11 до 14-15 лет. По оценкам экспертов именно эту сумму ежегодно в течение 10 лет необходимо будет выделять на компенсацию потерь и сохранение инвестиционной привлекательности производства говядины в стране. Производство основных видов

продукции животноводства в хозяйствах всех категорий приведено в таблице 1.

Из данной таблицы видно, что увеличение производства мяса достигается при помощи скороспелых и интенсивных отраслей: свиноводство и птицеводство. Резкое снижение производства основных продуктов животноводства, а именно мяса крупного рогатого скота, началось с 2001 г. В целом до 2011 г. выработка говядины сократилась в 2,9 раза. Это повлияло на рост объемов мяса импортного производства.

Российская Федерация занимает 7 место в мире по объемам потребления говядины и телятины, пропустив вперед США, страны Европейского Союза, Китай, Бразилию, Аргентину и Мексику. Потребление говядины в Российской Федерации составило около 2,4 млн. т. По мнению российских специалистов-диетологов, сложившаяся структура питания гражданина Российской Федерации не обеспечивается достаточным уровнем потребления белков животного происхождения.

Потребление говядины в стране увеличилось на 0,9 кг и составило чуть более 18,0 кг в год, в то время как рациональные нормы потребления на душу населения мясопродуктов в пересчете на мясо говядины, разработанные институтом питания РАМН, составляют 32 кг.

По оценкам Мясного союза России, в 2010 г. в общем объеме потребления мяса в Российской Федерации мясо говядины составляло 25% (2,5 млн. т), в то время как в 2005 г. на него приходилось 31% объема рынка (2,7 млн. т), а в 1988-1990-х гг. - 43% (4,3 млн. т).

Российская Федерация говядину практически не экспортирует, за исключением незначительных объемов, вывозимых в рамках приграничной торговли прежде всего со странами СНГ, а также незначительных количеств, поставляемых в ходе программы обеспечения судов загранплавания и военного контингента, находящегося за пределами Российской Федерации.

По данным Росстата [3], средние потребительские цены на говядину (кроме бескостного мяса) по стране составляли (руб./кг):

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

30,04 42,01 52,72 70,33 72,56 73,90 93,41 115,77 131,67 139,49

Оптовые цены на говядину за 2012 г. показали заметное снижение в Москве и в Санкт-Петербурге. Так, полутуши отечественного производства стали дешевле в г. Москве на 10% и составили 154,98 руб./кг. В г. Санкт-Петербурге цена упала за это время до 155,22 руб./кг. Импортная продукция в г. Москве стала дешевле на 6% в течение года и составила 193,63 руб./кг, лопатка - на 3% до 202,38 руб./кг, шея - на 4% до 193,3 руб./кг. Оптовая цена на импортную голень в г. Санкт-Петербурге снизилась на 9% до уровня 185,86 руб./кг, на лопатку - на 4%, до 193,33 руб./кг, на шею - на 5%, до 186,6 руб./кг [1].

В сельскохозяйственных организациях страны по итогам января-ноября 2012 г. на убой отправлено 822 тыс. т крупного рогатого скота в живом весе, что на 3,8% выше аналогичного показателя 2011 г. Отрицательная динамика зафиксирована всего в одном федеральном округе - в Уральском, где показатель ниже прошлогоднего на 1,9% и составляет всего 47,2 тыс. т по итогам 11 месяцев 2012 г.

В ноябре 2012 г. средняя цена на крупный рогатый скот в живом весе по стране составляла 74,4 руб./кг. По сравнению с ноябрем предыдущего года показатель вырос на 9%. В течение 2012 г. выросла цена производства (оптовая цена) на говядину - на 17%, составив на середину декабря 197,78 руб./кг.

По мнению экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), рост численности населения, увеличение доходов на душу населения, урбанизация и изменение структуры питания будут способствовать повышению спроса на пищевые продукты.

Таблица 1

Таблица 2 - Объемы производства мяса в мире в

Мировое производство говядины в 2011 г. составляло 66,6 млн. т в убойном весе. Согласно отчету «Домашний скот и птица: мировые рынки и торговля» [3], представленному Зарубежной сельскохозяйственной службой (FAS) Минсельхоза США (USDA) 2012 г., ведущими производителями говядины в мире были США - 11990 тыс. т. (с долей рынка 18%), Бразилия - 9030 тыс. т. (13,6%), ЕС-27 - 8020 тыс. т (12,0%), Китай - 5550 тыс. т (8,3%), доля рынка говядины Индии и Аргентины составила соответственно 4,9% и 3,8% (таблица 3).

В 2012 г. спад производства мяса в США был компенсирован увеличением объемов производства говядины в Бразилии, Индии и Аргентине. Россия и США, которые были одними из самых крупных импортеров говядины в мире, опережая Японию (746 тыс. т) (таблица 3).

Таблица 3 - Производство, импорт и экспорт говядины по годам тыс. т_

Страна Производство, импорт, экспорт говядины

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Производство

США 12046 11988 11709 11273

Бразилия 9115 9030 9210 9375

ЕС-27 8048 8023 7815 7700

Китай 5600 5550 5540 5580

Индия 2842 3244 3643 4168

Аргентина 2620 2530 2620 2780

Импорт

Россия 1075 1065 1070 1080

США 1042 933 1069 1188

Япония 721 745 746 750

Южная Корея 366 431 375 405

ЕС-27 437 367 350 350

Мексика 296 265 300 350

Экспорт

Индия 917 1294 1680 2160

Бразилия 1558 1340 1394 1450

Австралия 1368 1410 1380 1410

США 1043 1263 1124 1111

Новая Зеландия 530 503 521 529

Канада 523 426 395 415

В таблице 2 приведены статистические данные отчета, опубликованного Отделом торговли и рынков ФАО в рамках Глобальной системы информации и раннего предупреждения (ГСИРП) в ноябре 2012 г.

После вступления Российской Федерации в ВТО все текущие проблемы не только остались, но и усугубляться. Можно прогнозировать, что доля импорта к 2015 г. будет превышать средние значения.

Из-за рубежа в Россию приходит замороженное мясо, которое уступает по своим характеристикам охлажденной продукции. Вместе с тем, существенных изменений в плане квотирования импорта говядины не произошло. Квота на охлажденную говядину в соответствии с условиями ВТО составляет 40 тыс. т на неопределенный период. Квота на мороженую говядину останется на уровне 530 тыс. т. Таким образом, именно на этих показателях будут базироваться импортные поставки.

Пошлины же для говядины будут составлять 15% внутри квоты и 55% сверх квоты, а после отмены квоты будет действовать плоский тариф 27,5%. Вместе с тем, в плане импорта говядины остается несколько проблем, о которых в настоящее время забывают многие эксперты. Речь в частности идет о так называемой высококачественной говядине, которая ввозится сверх квот, но при этом облагается 15%-ной внутриквотной пошлиной. У экспортеров возникает реальная возможность под видом «высококачественной» говядины ввозить в Россию сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг по демпинговым ценам.

В такой ситуации невыполнимыми становятся указания высших должностных лиц страны относительно того, что к 2020 г. Россия должна увеличить производство говядины примерно в 2,5 раза и достичь 4 млн. т. Сейчас показатель производства составляет 1,7 млн. т, причем идет тенденция к сокращению. Мираторг несколько улучшит ситуацию, однако в целом для развития отрасли необходимы комплексные и системные изменения, которые должны касаться внедрения новых технологий, сокращения себестоимости производимой продукции и более эффективному рынку сбыта.

В сфере отечественного производства говядины сложилось непростая ситуация: 98% поголовья КРС относится к молочным породам и только 2% - к мясным. Иными словами, говядина, которая попадает на стол российских потребителей, является побочным продуктом молочного производства и, конечно, уступает по своим качествам зарубежным аналогам, т.к. в большинстве стран мира с высокоразвитым сельским хозяйством (США, Бразилия, ЕС-27, Китай, Индия, Аргентина) предпочтение отдается разведению мясных пород крупного рогатого скота [4].

Необходимо выделить регионы, в которых, однако, наблюдается рост объемов выпуска говядины за рассматриваемый период. К ним относятся следующие области: Саратовская, в которой производство говядины в 2011 г. выросло по отношению с 2010 г. на 77%;

- Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий РФ в среднем за год, тыс. т [3]___

Показатель В с реднем за год Годы

19761980 19811985 19861990 19911995 19962000 20012005 20062010 2008 2009 2010 2011

Скот и птица на убой (в убойном весе) 7361 8075 9671 7550 4730 4848 6245 6268 6719 7167 7350

в том числе: крупный рогатый скот 3472 3423 4096 3391 2207 1922 1731 1769 1741 1727 1656

свиньи 2443 2838 3347 2475 1564 1624 2034 2042 2169 2331 2253

овцы и козы 373 333 369 323 178 141 173 174 183 185 188

птица 953 1382 1747 1277 705 1094 2235 2217 2555 2847 3174

убойном весе и его изменение к предыдущему году [4]

Объемы производства Изменение объема произ-

Показатель мяса в мире, млн т в убойном весе водства к предыдущему году, %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011/2010 гг. 2012/2011 гг.

Производство 294,2 297,1 301,8 1,0 1,6

в том числе:

говядины 66,7 66,6 66,8 0,2 0,3

свинины 109,3 108,8 110,8 -0,5 1,8

мяса птицы 98,9 102,3 104,5 3,4 2,2

баранины 13,7 13,8 13,9 0,7 0,7

Республика Алтай - на 27%, Республика Северная Осетия-Алания - на 25%; Республика Бурятия - на 19%; Тюменская область - на 18% и другие.

Так в Бурятии уделяется большое внимание развитию мясного скотоводства. В настоящее время 10 хозяйств занимаются разведением племенного скота калмыцкой породы с поголовьем 11,2 тыс. голов, в том числе маточного - 4,6 тыс. голов. Они достаточно хорошо адаптированы к природно-климатическим условиям республики и круглый год могут пастись на пастбищах. Бурятия имеет 2 млн. га пастбищ. Мясо крупного рогатого скота калмыцкой породы на территории республики разводится с середины 50-х гг.

Основным федеральными округами - производителями мяса крупного рогатого скота являются Приволжский, доля которого в общем объеме выпуска данного вида мяса составляет 26%, Центральный -24%, Сибирский - 22%, Южный - 12%. Здесь мясное животноводство получило свое развитие за счет наличия естественных кормовых угодий и использования собственных ресурсов.

Постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 г. № 523 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы. Долгосрочная целевая программа определяет ключевые направления государственной поддержки развития отрасли и учитывает основные положения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В качестве стратегических приоритетов развития сельского хозяйства в производственной сфере является и развитие мясного скотоводства как экономически значимая подотрасль, а в социально-экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.

В крае утверждена экономически значимая ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае» на 2013-2015 годы и на период до 2020 года. Расходы краевого бюджета на реализацию всех программ запланированы исходя из принципа обеспечения софинансирования. Из краевого бюджета на развитие сельского хозяйства, в том числе мясопродуктового подкомплекса, в 2013 г. запланировано направить более 1 млрд. руб., в том числе на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы - 782,045 млн. руб. Одной из сложнейших задач, стоящих перед отраслью, является поддержка инноваций и модернизации в сельском хозяйстве. За последние годы благодаря реализации Государственной и ведомственных целевых программ, а также развитию механизмов государственно-частного партнерства в крае активизированы процессы модернизации не только в птицеводстве и свиноводстве, но и в скотоводстве. За два года реализации программы «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа «100 + 100»)» на 2011-2013 годы построено, реконструировано и модернизировано 284 объекта животноводства на 215 тыс. мест, создано 750 новых высокопроизводительных рабочих мест.

На обновление парка сельскохозяйственных машин и оборудования за последние пять лет в целом по Алтайскому краю было инвестировано более 25 млрд. руб. Это позволило создать основу для дальнейшего повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, но не решило проблему технического и технологического отставания отечественного агропромышленного комплекса.

В целях развития производства крупного рогатого скота предусмотрено предоставление субсидий по инвестиционным кредитам (займам), полученным на срок

до 15 лет. Однако правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета, предусматривают субсидирование инвестиционных кредитов на срок до 8 лет.

В целях адаптации сельского хозяйства к условиям членства России в ВТО подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», который предусматривает новое направление государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий. Речь идет о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Важно отметить, что выплаты по программам региональной помощи неблагоприятным регионам в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству относятся к «зеленой корзине» и не подлежат сокращению. Руководство Алтайского края считает необходимым ускорить принятие данного законопроекта, а также проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам».

При этом необходимо усовершенствовать предложенные механизмы и методологию государственной поддержки, которая должна быть направлена, в частности, на выравнивание природно-климатических и социально-экономических условий сельскохозяйственного производства в регионах Российской Федерации.

Поголовье крупного рогатого скота в Республике Татарстан на 1 января 2013 г. в хозяйствах всех категорий составляло 1073,4 тыс. гол., из них коров - 406,9 тыс. гол. Ведется активная работа по строительству животноводческих объектов. За период 2008-2014 гг. запланировано более 20 инвестиционных проектов по строительству молочных и мясных комплексов. В республике более 35% объема производства мяса приходится на малые формы хозяйствования. Основной формой поддержки развития малых форм хозяйствования является выделение льготных кредитов. Всего за 20062012 гг. малыми формами хозяйствования получено 100,1 тыс. кредитов на сумму свыше 22,3 млрд. руб. Активная работа осуществляется по строительству семейных ферм. На 01.01.2013 г. в республике имеется более 800 действующих семейных ферм различной направленности, в том числе около 400 - высокотехнологичные. Субсидирование производится при готовности фермы не менее 50 %. По состоянию на 01.01.2013 г. такая поддержка оказана 462 семейным фермам на 285,7 млн. руб. Семейные фермы субсидируются в размере 40 руб./кг живого веса при покупке коров, 30 руб. / кг - крупного рогатого скота на откорме.

В республике треть поголовья содержится в малом секторе экономики, поэтому в числе приоритетов поддержки - обеспечение скота населения кормами, прежде всего через выплаты арендной платы, натуральной оплаты, прямой продажи. Осуществляется контроль по выплате арендной платы за паевые земли - в виде зернофуража, других кормов не менее чем на 500 руб. на гектар.

Лидером в производстве животноводческой продукции в Южном федеральном округе является Краснодарский край. На Кубани производится более 40% мяса говядины. Приоритетным направлением отрасли животноводства Кубани является наращивание поголовья крупного рогатого скота, в том числе мясного направления. Новый импульс развития отрасль животноводства получила с началом реализации в Краснодарском крае Государственной программы развития сельского хозяйства. Проводимая на федеральном и краевом уровне политика увеличения кредитно-финансовой поддержки АПК, позволила предприятиям начать модернизацию действующих и строительство новых жи-

вотноводческих комплексов. Это даёт возможность ускорить процесс технического перевооружения отрасли животноводства, и в целом позволяет увеличить объемы производства, повысить рентабельность отечественного животноводства и качество производимой животноводческой продукции.

Краснодарский край обладает значительным инвестиционным потенциалом. Уникальное геополитическое положение, природные и рекреационные ресурсы, плодородные земли, развитая транспортная инфраструктура создают предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Реализация проектов иностранных инвесторов способствует росту конкурентоспособности выпускаемой в крае продукции, так как иностранным инвестициям, как правило, сопутствуют применение технологий развитых стран и жесткий контроль за качеством производимой продукции, что в рамках вступления России в ВТО более чем актуально.

Вступление России в ВТО может привести к ситуации, при которой сельхозтоваропроизводители будут вынуждены даже на внутреннем рынке закупать у своих постоянных партнеров материальные ресурсы, используемые в производстве (ГСМ, сельхозтехнику, корма и др.) по общемировым ценам (в среднем выше закупаемых ранее на 15-20%), что может повлечь за собой увеличение объема заимствований у кредитных организаций, а значит и увеличение себестоимости произведенной продукции и, как следствие, сказаться на ее цене. Возникает вопрос о способности потребителей покупать продукцию отечественного производителя по новым ценам, соответственно возникает риск банкротства предприятий АПК. Производительность труда в АПК и себестоимость отечественной сельхозпродукции в настоящее время не соответствует показателям развитых странах. В связи с чем, необходимо проработать механизм защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, в том числе, и в рамках существующих мер государственной поддержки с учетом роста затрат на производство продукции сельского хозяйства.

Список использованных источников

1 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".

2 Федеральный закон от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

3 Федеральная служба государственной статистики России: ежегодник. - М., 2012. - С. 795.

4 Livestock and Poultry: World Markets and Trade. October 2012 г. // www.fas.usda.gov/psdonline/circulars/livestock_ poultry.pdf.

Информация об авторе

Софьина Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА», е-mail: [email protected], тел.: (8332) 57-43-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.