Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — И А. Романенко, Г И. Новосильцев, Ю А. Рахманчн, Р И. Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1»$ УДК 613.31-078

/-/. А. Романвнко, Г. И. Новосильцев, 10. А. Решит ни, Р. И. Михайлова НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ

Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марииноиского Минздрава РФ, Москва; НКИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН. Москва

Введение. Питьевая вода — фактор, обусловливающий ведущие показатели жизнеобеспечения и здоровья населения. Поэтому одним из главных требований к ее качеству является эпидемическая безопасность, которая, к сожалению, определяется пока только степенью общего бактериального загрязнения, содержанием группы кишечной палочки и коли-фагов (ГОСТ 2874—82).

В последние годы в различных регионах планеты отмечены многочисленные вспышки заболеваний населения, связанные с содержанием в питьевой воде возбудителей паразитарных -болезней протозойной этиологии и в первую очередь лямб-лиоза и криптоспоридиоза. Основным симптомом этих заболеваний является водянистая диарея.

Следует отметить, что цисты лямблий и ооци-сты криптоспоридий (инвазивные формы этих простейших, приспособленные к длительному переживанию во внешней среде) обладают более выраженной по сравнению с бактериями и вирусами резистентностью к действию химических и физических дезинфектантов (хлор, озон, ультрафиолетовые лучи), используемых на водопроводных станциях. В связи с этим, как отмечено в работе [5], передача указанных возбудителей в большинстве случаев осуществляется через питьевую воду, удовлетворяющую стандартам по колиформ-ным бактериям.

Вспышки острых кишечных заболеваний, обусловленные потреблением питьевой воды, загрязненной цистами и ооцистами патогенных простейших, отмечены в США, Англии, Канаде, Финляндии и во многих развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки [4, 9|.

Особо следует упомянуть о Cryptosporidium parvum — возбудителе криптоспоридиоза, обладающего способностью преодолевать стандартные режимы обеззараживания воды на водоочистных сооружениях. В г. Милуоки (США, штат Висконсин) в 1993 г. возникла самая крупная вспышка острого кишечного заболевания, связанного с употреблением питьевой воды. В результате свыше 400 тыс. человек 1,5-миллионного города заболели криптоспоридиозом, а 4,5 тыс. тяжелых больных были госпитализированы |10].

По мнению американских ученых, наметившаяся в последние годы тенденция к упрощению обработки питьевой воды (сокращение обязательных этапов очистки) может способствовать дальнейшему росту заболеваемости лямблиозом и криптоспоридиозом [7].

В США действует закон о безопасности питьевой воды (The Safe Drinking Water ACT — "SDWA"), регламентирующий не только содержание бактерий, мутность, трихлорэтан, но и цисты лямблий, как ведущие показатели качества питьевой воды. Нормативы качества питьевой воды, установленные для стран Европейского Сообщест-

ва Директивой 80/778/ЕЭС, также предусматривают паразитологические показатели.

Гигиенисты Украины при разработке Государственных стандартных правил и норм "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" № 383 от 23 декабря 1996 г. ввели в них также и паразитологические показатели (цисты лямблий, криптоспоридий, а по эпидемиологическим показаниям — цисты дизентерийных амеб и балаитидий, яйца и личинки гельминтов). Однако вопрос о методическом обеспечении контроля за этими показателями в украинском документе, по-видимому, остался открытым.

В нашей стране, несмотря на то что зарубежные авторы [6, 8, 11] описывали неоднократные вспышки лямблиоза и криптоспоридиоза среди иностранных туристов, посещавших Санкт-Петербург, Москву, связывавшиеся этими авторами с неудовлетворительным качеством питьевой воды по паразитологическим показателям, такие требования в нормативных документах отсутствовали.

Цель и задачи исследований. Учитывая актуальность проблемы, Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Мар-циновского (Н. А. Романенко, Г. И. Новосельцев) совместно с НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН (10. А. Рахманин, Р. И. Михайлова) впервые в стране в 1988 г. начали проводить специальные комплексные санитарно-паразитологические исследования качества питьевых вод и воды водоисточников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Несколько позже к этой работе (по нашему предложению) подключились В. А. Рябченко, Г. С. Горяинова (Мосводоканал), Н. А. Русанова, Г. Л. Медриш (НИИКВОВ АКХ им. К. Д.'Памфилова), Л. В. Скрипова (БелНИИЭМ, Минск), Т. Г. Козырева (Хабаровский краевой ЦГСЭН), О. Ю. Осипова (Узбекистан, Республиканский научный центр микологии и протозойных заболеваний Минздрава РУз), В. М. Левин, С. М. Кузьмин ("АМИС", г. Зеленоград Московской обл.).

Работа проводилась в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Астраханской, Гродненской, Кзыл-Ординской, Одесской областях, а также на территории Кара-Калпакии (Узбекистан).

Целью настоящих исследований явилось научное обоснование количественных критериев парази-тологических показателей качества питьевой воды, обеспечивающих ее эпидемическую безопасность.

При этом решались следующие задачи:

— изучение загрязненности возбудителями паразитарных болезней воды поверхностных, подземных источников централизованного водоснабжения и питьевой воды в различных регионах;

— выявление путей попадания возбудителей кишечных паразитозов в водоисточники;

— совершенствование методов санитарно-па-разитологического контроля качества воды.

Материалы и методы исследований. Санитарно-паразитологическому исследованию подвергались природные воды, питьевая вода, поверхностный сток с территорий населенных мест, животноводческие стоки, городские и фановые сточные воды.

Для исследования природных и питьевых вод в начале работы использовалась методика, рекомендованная ,1акиЬо\У51<у (США), предусматривающая фильтрование 380 л воды на 1 пробу. В дальнейшем нами (Г. И. Новосельцев, Н. А. Ро-маненко и др.) эта методика была усовершенствована, что позволило снизить объем пробы исследуемой воды с 380 до 50 л — питьевой и до 25 л воды — из поверхностных водоисточников. Кроме того, нами рекомендовано на конечном этапе обработки пробы воды цисты лямблий и возбудители других паразитарных заболеваний концентрировать не в поверхностной пленке, а в осадке, очищенном от сопутствующих частиц. Эта методика была апробирована на водопроводах ряда городов страны, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Кировска, Колпино, Слонима, Хабаровска. Выделение цист лямблий с использованием этой методики позволило оценить также барьерную роль водоочистных сооружений в отношении этих паразитарных агентов в плане удаления их из воды в процессе ее обработки. В настоящее время методика включена в Методические указания "Санитарно-паразитологическое исследование воды" (МУК 4.2.668-97).

К достоинствам методики следует отнести значительную экономию времени на проведение анализа — в 4—8 раз меньше, чем при микробиологических и вирусологических исследованиях, т. е.

по сравнению с ними она экспресс-методика . Недостатками ее являются отбор, доставка и фильтрование все еще значительных объемов воды (25-50 л).

Для устранения этого нами (Н. А. Романенко, Г. И. Новосильцев) уже после издания методических указаний предложено при отборе проб на месте проводить предварительную обработку воды одним из коагулянтов — сульфатом алюминия, сульфатом железа в дозе 0,1—0,3 г/л, а полученный осадок доставлять на исследование в лабораторию.

В настоящее время на базе ассоциации "АМИС" разработан (С. М. Кузьмин, В. М. Левин, Н. А. Романенко, Ю. А. Рахманик, Г. И. Новосильцев, И. И. Глуховский и др.) специальный пробоотборник — концентратор для выделения возбудителей паразитарных болезней из воды, который является фрагментом инструментально-ме-годического комплекса для определения паразитарного загрязнения воды. Внедрение его в практику позволит еще больше облегчить процесс контроля качества питьевой воды по паразиголо-гическим показателям как в лабораториях центров Госсанэпиднадзора, так и в ведомственных лабораториях Водоканалов.

Исследование сточных вод, животноводческих стоков и поверхностного стока проводили в соответствии с "Методическими указаниями по гельминтологическому исследованию объектов окружающей среды и санитарным мероприятиям по охране от загрязнения яйцами гельминтов и обеззараживанию от них нечистот, почвы, овощей, ягод, предметов обихода" № 1440—76.

Объемы выполненных исследований представлены в табл. 1—3.

Таблица

Санитарно-паразитологическая характеристика воды поверхностных водоисточников (1988—1997 гг.)

Исследовано проб воды Обнаружено в I л воды

Место проведения исследований зыпвлено ^мин -М ''макс

всего положительных проб ЯИЦ гельминтов цист кишечных простейших

Российская Федерация Московский бассейн (реки Москва, Клязьма, Истра и др.) 65 Водохранилище (Рузское, Акуловское, Истринское и др.) 49 Волжский бассейн (реки Волга, Кама и др.) 36 Невский бассейн (реки Нева. Тихвинка) 24 Амурский бассейн (реки Амур, Амгунь и др.) 65 р. Канчалан (Чукотка) 12 42 34 21 16 42 7 1.6-4,4 3.1-6,7 2.5-3,7 2.7-4,2 2.6-4,8 1.2-2,3 13.0-30,9 16.1-28,9 16,5-21.4 14,8-33,6 15,7-36.9 4,5-9,5

Итого... 251 162(64.5%)

р. Шара (г. Слоним) р. Неман (г. Гродно) Озеро (Слонимский район) Республика Беларусь 56 44 20 36 28 12 3,1-7,6 2,0-3,4 11,2-47,6 14,8-33,8

Итого... 120 76(63,3%)

Реки Десна, Днепр, Днестровский лиман (Киев, Белгород-Днестровский)

р. Сыр-Дарья (г. Ленинск)

Республика Украина

105 56(53,3%) 0,7-3,6 16,7-23,4

Республика Казахстан

26 13(50%) 1,7-4,9 19,1-33,4

Всего..

502 307(61,3%)

Таблица 2

Санитарио-паразитологическая характеристика сточных вод, животноводческих стоков, поверхностного стока (1988—1997 гг.)

Исследуемый материал Исследовано проб волы Обнаружено в 1 л воды

^мин ^макс

всего выявлено положительных проб яиц гельминтов цист кишечных простейших

Москва и Московская обл.

Сточные воды 118 110 4,8-7,8 25,9-61,4

Поверхностный сток 69 65 2,6-6,4 28,6-46,4

Животноводческие стоки 74 74 23.4-39,5 76,4-102,1

Хабаровский край

Сточные воды 96 92 3.3-7.1 48,5-58.9

Фановые стоки 24 22 3.8-6,2 30,6-64,1

Поверхностный сток 53 50 2,3-4,6 33,7-51,6

Животноводческие стоки 44 44 28,1-37,6 61,4-99,8

Республика Беларусь (Гродненская обл.) 47.3-61.4

Сточные воды 97 97 4,7-8,2

Поверхностный сток 72 72 3.1-5.9 32.4-49.7

Животноводческие стоки 54 54 20,6-31,5 58.4-70.6

Итого:

Сточные воды 311 291(93,6%)

Фановые стоки 24 22(91.6%)

Поверхностный сток 194 187(96,4%)

Животноводческие стоки 172 172(100%)

Всего...

701

680(97,С

Результаты исследований и их обсуждение. Материалы исследований поэтапно освещены в ряде публикаций [1— 3|.

Показано, что зода поверхностных источников централизованного водоснабжения (см. табл. 1) в Российской Федерации, Республиках Беларусь, Украина, Казахстан характеризуется высокими экстенсивными и интенсивными показателями загрязненности яйцами гельминтов и цистами патогенных кишечных простейших.

Зарегистрировано 10 таксономических групп паразитарных агентов: цисты лямблий, баланти-диев, ооцисты криптоспоридий, яйца аскарид,

власоглавов, токсокар, дикроцелиумов, дифилло-ботриид, описторхид, онкосферы тениид. Яйца гельминтов в 68—84%, а цисты простейших в 47— 72% случаев были жизнеспособными.

Попадание возбудителей кишечных паразито-зов в водоисточники происходило со сточными водами населенных мест, фановыми стоками водного транспорта, стоком с поверхности территории населенных мест, животноводческими стоками (см. табл. 2).

Неблагоприятная санитарно-паразитологиче-ская ситуация в поверхностных водоемах отрицательно сказывалась и на качестве питьевой воды,

Таблица 3

Санитарио-паразитологичсская характеристика питьевой воды (1988—1997 гг.)

Исследовано проб волы Обнаружено в 1 л воды

Место проведения «ср ± т

всего выявлено положительных проб яиц гельминтов цист кишечных простейших

Российская Федерация

Хабаровск 32 4 0 0,2 ± 0,05

Ни колае в- на - Амуре 48 6 0 0.25 ± 0,05

с. Maro (Хабаровский край) 12 1 0 0.3 ± 0.05

с. Нижнее Пронге (Хабаровский край) 16 2 0 0,15 ± 0,05

пос. Многовершинный (Хабаровский край) 18 1 0 0,15 ± 0,05

rioc. им. Полины Осипенко (Хабаровский край) 14 1 0 0,2 ± 0.01

Санкт-Петербург 26 2 0 0,1 ± 0.01

Астрахань 16 6 0 0,3 ± 0,05

Москва 58 2 0 0,1 ±0.05

Итого... 240 25(10.4%)

Республика Беларусь

г. Слоним Гродненской обл. (артекпажины) 54 6 0,25 ± 0,05 0,12 ± 0,04

Гродно 26 2 0 0,1 ± 0.02

Слонимский район (артскважины) 18 4 0,15 ± 0,02 0,1 ± 0,05

Итого..

98

12(12,2%)

Всего...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 "695

338 - 25

37(10,9%)

/

Таблица 4

Паразитологичсскис показатели эпидемической безопасности питьевой воды

Показатель

Объем пробы полы, л Нормативы

Патогенные кишечные простейшие (цисты лямблий) 50 Яйца и личинки гельминтов 50

Отсутствие

в том числе из подземных водоисточников, особенно в условиях слабой защищенности водоносных горизонтов.

Установлено (см. табл. 3), что в ряде регионов России и Беларуси питьевая вода по паразитоло-гическим показателям небезопасна для здоровья населения. Из 338 ее проб возбудители паразито-зов обнаружены в 37 (10,9%): цисты лямблий, яйца аскарид оплодотворенные, яйца власоглавов. Жизнеспособность паразитарных агентов была в пределах 46—55%.

При исследовании в общей сложности 72 проб питьевой воды из артезианских скважин в г. Сло-ним и Слонимском районе (Гродненская обл.) цисты лямблий, яйца аскарид, токсокар, трихоце-фолят обнаружены в 10 (13,9%) пробах.

Наличие возбудителей кишечных паразитозов в питьевой воде представляет потенциальную опасность для здоровья населения. Косвенным подтверждением этого может служить значительное (до 11,3%) распространение лямблиоза среди населения г. Слоним (Гродненская обл.) и в Николаевск-на-Амуре Хабаровского края (за 8 мес 1997 г. выявлено 90 случаев этой инвазии, из них 72 среди детей), где в питьевой воде обнаруживались цисты лямблий.

Материалы исследований использованы нами для обоснования количественных критериев пара-зитологических показателей качества питьевой воды, обеспечивающих ее эпидемическую безопасность (табл. 4).

Указанные паразитологические показатели и их количественные критерии после обсуждения на секции "Гигиены воды и санитарной охраны водоемов" при проблемной комиссии "Гигиены окружающей среды" были включены в разработанные в 1995 г. проекты СанПиН "Требования к качеству воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" и ГОСТ "Качество воды. Вода питьевая. Контроль за качеством".

К сожалению, при переработке этих документов В. Т. Мазаевым, 10. Б. Шафировым, С. В. Семеновым и др. без согласования с нами использован всего один паразитологический показатель — цисты лямблий и только в случае забора воды из поверхностных водоисточников один раз в квартал.

Результаты наших исследований показывают, что возбудители паразитарных болезней в питьевой воде обнаруживаются каждый месяц при ис-

пользовании как поверхностных, так и ряда подземных водоисточников. Считаем также необходимым такой контроль проводить одновременно с контролем по микробиологическим показателям.

Выводы. 1. В связи с резко увеличившимся антропогенным воздействием на природные источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в них отмечается значительное загрязнение паразитарными патогенными (цистами патогенных кишечных простейших, в первую очередь лямблий и яйцами гельминтов) как по экстенсивным, так и по интенсивным показателям.

2. Наличие возбудителей кишечных паразитозов в природной и питьевой водах представляет опасность для здоровья населения, что подтверждается многочисленными водными вспышками лямблиоза и криптоспоридиоза в различных регионах планеты.

3. Исследованиями ИМПиТМ им. Е. И. Мар-циновского Минздрава РФ, проведенными совместно с НИИЭЧиГОС им. А. Н. Сысина и другими профильными организациями, подтвердили высокую загрязненность природных вод паразитарными патогенами на территории России и ряда государств СНГ, что послужило базой для обоснования количественных критериев паразитологиче-ских показателей качества питьевой воды, обеспечивающих ее эпидемическую безопасность, включенных в СанПиН 2.1.4.559-96.

4. По материалам исследований разработаны методические указания "Санигарно-паразитологи-ческое исследование воды" (МУК 4.2.668—97), являющиеся в настоящее время единственным узаконенным методическим обеспечением паразито-логического контроля качества питьевой воды на территории Российской Федерации.

J1 итература

1. Романенко //. А., Новосильцев Г. И., Скрипова Л. В. и др. // Мед. паразитол. — 1993. — № 5. — С. 56—60.

2. Романенко И. А., Новосильцев Г. И. // Стандарты и качество. - 1995. - № 11. - С. 33-38.

3. Романенко Н. А., Новосильцев Г. И., Рахманин Ю. А., Михайлова Р. И. // Международный конгресс "Вода: экология и технология" ЭКВАТЭК-96, 2-й: Тезисы докладов. — М., 1996. — С. 442—443.

4. Browning S. R., Ives P. Y. // J. Hist. Water Environ. Manag. - 1987. - Vol. 1, N 1. - P. 55-60.

5. Craun J. // Giardia and Giardiasis: Biology, Pathogenes and Epidemiology. — New York, 1984. -'P. 243-261.

6. Giardiasis in Travelers Returning from the Sovietunion. — Atlanta, 1986.

7. Harms Z, Zo/ig B. // J. N. Engl. Water Works Assoc. — 1988. - Vol. 102. - P. 192-201.

8. Isaak-Renton J. Z., Fogel I. D., Stibbs П. et al. // Lancet. - 1987. - N 8539. - P. 973-974.

9. hire J. R., Gaspar G. et al. // Ambi J. Publ. Health. — 1984. - Vol. 74, 6. - P. 602-604.

10. Mac Kenzie W. R., Hoxie N. J., Proctor V. E. et al. // N. Engl. J. Med. - 1994. - Vol. 331. - P. 161-167.

11. Spofford W. О. // Resources. - 1986. - N. 83. - P. 5-9.

Поступила 23.03.9S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.