Научная статья на тему 'Научные основы и направления устойчивого развития социально-трудовой сферы села'

Научные основы и направления устойчивого развития социально-трудовой сферы села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Афанасьев B. И., Дукмас А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы и направления устойчивого развития социально-трудовой сферы села»

ном бетоне — на фиксированной базе. В ходе его выполнения учитывается время распространения волн, огибающих трещину, и продольных волн в ненарушенном бетоне. Затем определяется скорость продольных волн в ненарушенном бетоне и глубина трещины:

С, / 2 а - 0,00069 1Г’1)2 Т Н~~Т $- 0,00069 *74 * (13)

где — время распространения волны огибающей трещину, мкс;

/ — время распространения продольных волн УЗК на длине, фиксированной базы в ненарушенном бетоне, мкс.

Ср Ж; и W2 те же, что и в формуле (11).

При отрицательных температурах окружающей среды глубину трещин в бетоне определяют с учетом размеров кристаллов льда в его порах (патент № 2277969 «Метод ультразвукового контроля бетонных и железобетонных конструкций сооружений в про -цессе эксплуатации на наличие глубоких трещин в условиях водонасыщения и низких температур»):

А =

/ (1 - 0,00069 (14)

V (і- 0,00069 ІГ2 ' )

На основе выполненных теоретических и экспериментальных исследований автором разработан способ определения долговечности железобетонных конструкций (патент № 2272281)

Предложенные современные методы ультразвукового диагностирования бетонных и железобетонных конструкций, эксплуатируемых в экстремальных условиях (высокое водонасыщение, отрицательные температуры и др.), могут служить дополнением к ГОСТ 17624-87, позволяют решить проблему своевременного, круглогодичного инструментального обследования мелиоративных гидротехнических сооружений и тем самым предотвратить возможное возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Результаты исследований использованы при реконструкции переливной плотины на ерике Булгаков в Среднеахтубинском районе Волгоградской области (2004-2005 гг.), на объекте незавершенного строительства «Комплекс сооружений биологической очистки промстоков в южной части г. Волгограда» (2003 г.) и при реконструкции установки прокалки кокса ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтеперера-ботка» (2005 г.), что позволило получить суммарный экономический эффект в размере 15,46 млн руб.

Литература.

1. ГОСТ 17624-87. Бетоны ультразвуковой метод определения прочности. М.: Изд. стандартов. 1987. — 26 с.

2. Рекомендации по обеспечению надежности и долговечности железобетонных конструкций промышленных зданий и сооружений при их реконструкции и восстановлении / Харьковский ПромстройНИИпроект. — М.: Стройиздат, 1990. — 176 с.

3. Почтовик Г.Я., Злочевский А.Б., Яковлев А.И. Методы и средства испытания строительных конструкций: учебн. Пособие дм ВУЗов под ред. ЮЛ. Нилендера. М.: «Высшая школа», 1973. — 158 с.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ СЕЛА

В.И. АФАНАСЬЕВ, кандидат экономических наук

А.Н. ДУКМАС, кандидат экономических наук

Динамичное, эффективно сельское хозяйство в своей основе зиждется на крестьянском труде, подкрепленном необходимыми экономическими, организационными и социальными условиями. От государственного решения «крестьянского вопроса» на разных исторических этапах зависели как позитивные, так и негативные результаты развития российского общества.

Нынешние реформы дали крестьянам широкие экономические свободы, предоставили им равные гражданские права, главные из которых — частная собственность и выбор формы хозяйствования. Но от одной крайности, присущей административно-командной системе, породившей глубокий аграрный кризис, государство пошло в другую. Оно во многом самоустранилось от активного и целенаправленного экономического регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Это

повлекло за собой ухудшение состояния аграного сектора экономики и особенно социально-трудовой сферы села, и, как следствие, вызвало спад и снижение эффективности производства. Надежды на то, что все отрегулирует рынок, оказались иллюзорными. Если саморегулирующие функции рыночного механизма с необходимыми корректировками обеспечивают эффективное развитие производственного процесса, то в социально-трудовой сфере приоритеты объективно смещаются в сторону вмешательства государства, для которого в условиях ограниченности ресурсов необходимо научное обоснование, выбор приоритетов.

Обзор литературы по этому вопросу показывает, что методологическая его сторона, как правило, освещается или мимоходом, или с весьма существенными, а иногда принципиальными различиями не только в трактовке самой сущности социально-трудовой сферы села, но и в определении методов и границ вмешательства государственных структур. Сфера жизнедеятельности человека, выходящая за пределы производственной стадии труда, в этой литературе обозначает-

ся различными определениями. В общей аграрной политике государства к этому вопросу выделяется понятие социальной политики, ориентированной на человека, защиту его прав, предусмотренных международным и национальным законодательствами.

Вместе с тем в характеристике по сути дела одной и той же области знаний, в исследованиях употребляются термины: социальная система, социальная инфраструктура, социальная сфера, соци-ально-трудовая сфера, непроизводственная сфера. Поскольку экономическая и социальная составляющие процесса воспроизводства при их функциональных различиях органически связаны, мы считаем, что более правомерно говорить о социально-экономическом развитии. Взаимодействии процесса труда и условий трудовой деятельности (материальных и социальных) наиболее адекватно отражается в понятии социально-трудовой сферы. Это не исключает необходимости выделения чисто социального блока (социального обеспечения), прежде всего, социальных выплат (пособий, пенсий, стипендий, по временной нетрудоспособности и др.) и льгот (по квартплате, услугам связи, учреждений отдыха, медицинского обслуживания и др.).

Что касается необходимости первоочередного развития сельской социально-трудовой сферы, то, во-первых, она объективно обусловлена приоритетом личного интереса, экономических и гражданских прав человека — главной производительной силы. Во-вторых, определяется высокой ресурсоем-костью воспроизводства всех подсистем этой сферы. Так, если в городе тепловая и водопроводная сети при их подводке к одному дому с десятками и сотнями квартир требует одной суммы затрат, то в сельской местности она будет значительно выше. Точно так же обстоит дело с газификацией, электрификацией, телефонизацией, пассажирским транспортом, дорожной сетью и др.

Если на деле ставится задача выравнивания условий жизни городского и сельского населения, принимая во внимание огромные их различия и учитывая, что рыночное саморегулирование и деятельность хозяйствующих субъектов аграрного сектора могут лишь частично решить эти задачи, то во избежание обезлюдевания села бюджетная поддержка его социально-трудовой сферы на федеральном, региональном и местном уровнях объективно выступает как приоритетная, требующая адекватного ресурсного обеспечения.

В целом анализ материалов выявил очевидное ухудшение демографической ситуации, состояния занятости, условий оплаты труда в сельской местности, хотя при общих негативных тенденциях есть и некоторые различия в региональном плане. В частности более благоприятная картина складывается в Белгородской области.

Отмечаются некоторые позитивные сдвиги прежде всего в мотивации труда, однако и здесь ситуация характеризуется высокой социальной напря-

женностью, так как уровень его оплаты у работников аграрного сектора не превышает 40 % величины этого показателя в среднем по стране.

Перманентное отставание от условий города наблюдается и в состоянии сельской социальной, а также инженерной инфраструктуры. Причем в годы реформ этот разрыв увеличился. Если в 1990 г. инвестиции в непроизводственную сферу в расчете 1 жителя в целом по экономике и по селу имели соотношение 1,1:1,0, то в 1995 г. — 4,2:1,0 в 2004 г. — 5,7:1,0. Позитивные изменения в последний период происходили лишь в газификации села и жилищном строительстве.

Синтетическое выражение состояния социальнотрудовой сферы аграрного сектора — уровень бедности занятых в нем работников. Село по этому показателю устойчиво занимает первое место.

Если взять только основные критерии бедности: величину денежных доходов и располагаемых ресурсов на душу населения по отношению к прожиточному минимуму, то с использованием соответствующей методики Министерства труда России ситуация с бедностью в деревне и городе оценивается следующими показателями (табл. 1).

Таблица 1. Уровень бедности в городе и деревне

Место Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

житель- среднедушевые де- среднедушевые рас-

ства нежные доходы полагаемые ресурсы

из них в 2 и из них в 2 и

всего более раз всего более раз

2000 г.

город 58,0 20,0 55,0 18,0

село 80,0 50,0 65,0 30,0

2001 г.

город 49,5 18,5 43,0 12,1

село 75,6 43,7 61,1 22,4

2002 г.

город 46,4 13,9 40,0 8,9

село 69,8 36,7 55,9 18,5

2003 г.

город 40,7 11,0 34,6 6,9

село 65,6 33,0 52,4 16,8

В целом на основе проведенного анализа и оценки современного состояния социально-трудовой сферы села, мы считаем, что кардинальное улучшение ситуации возможно при осуществлении комплекса радикальных протекционистских мер в рамках проводимой аграрной политики и необходимом ресурсном обеспечении этих мер, уровень которого с учетом всех национальных проектов крайне низок. Кроме того, необходимо устранение ценового диспаритета, а также деформаций в налоговой и кредитно-финансовой системах.

Общая направленность принятой в 2002 г. федеральной целевой программы «Социальное развитие села на период до 2010 года» полностью отвечает гражданским правам и ценностным ориентациям крестьянства. Адекватно определены и ее основные

задачи: обустройство поселений, расширение доступности сельским жителям социальных благ и услуг, повышение их качества, создание условий жизнедеятельности, минимально необходимых для формирования эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, сближение условий реализации конституционных прав граждан в городе и селе, переход к устойчивому развитию сельских территорий. Однако подходы к ее ресурсному обеспечению во многом остались прежними. В программе нет четко обозначенных приоритетов, крайне важных при ограниченных размерах заявленного финансирования, не раскрыты возможности и механизмы поступления средств из бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников, на которые перекладывается 83,5 % всех расходов. Сами расходы, явно занижены (минимум в 4 раза), в сравнении с потребностями, и составляют на весь период выполнения программы 187 млрд руб. Причем ее реализация идет с явным отставанием (табл. 2).

Таблица 2. Реализация Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» за 2003-2004 гг.

Показатель Зада- Введе- Выпол-

ние но нено %

Жилье, тыс. 1658,8 3575,5 215,5

Дошкольные образователь-

ные учреждения, тыс. мест 6,3 2,35 37,3

Школы, тыс. мест 105,8 36,1 34,1

Больницы, тыс. коек 4,1 2,06 50,2

Врачебные амбулаторно-

поликлинические учреж-

дения, тыс. по с. в смену 7,0 4,1 58,6

ФАПы, ед. 426 120 28,2

Дома культуры, тыс. мест 21,0 12,9 61,4

Предприятия розничной

торговли и общественного

питания, ед. 3520 903 25,6

Локальные водопроводы,

тыс. км 7,3 1,5 20,5

Распределительные газо-

вые сети, км 6565 17140 261,1

Линии электропередач, км 4100 2908 41,3

По большинству важнейших разделов программа не выполняется и при общем крайне недостаточном ресурсном и финансовом обеспечении, особенно за счет федерального бюджета, не содействует смягчению социальной напряженности в сельской местности страны.

Анализ тенденций структурных преобразований в аграрном секторе экономики свидетельствует, что для того, чтобы социально ориентировать вкладываемые средства, аграрные предприятия должны активнее участвовать в регулировании демографической и общей ситуации в сельском хозяйстве, создавая задел трудовых ресурсов на будущее. Для этого необходим комплекс мер, в том числе:

закрепление молодежи на селе и поддержка молодых семей, специалистов и квалифицированных рабочих кадров, в частности, создание рабочих мест в

несельскохозяйственных видах деятельности для молодых женщин с целью снижения их оттока в города, а также условий для самореализации молодежи;

усиление работы по охране труда и технике безопасности, снижение уровня травматизма, особенно со смертельным исходом;

поддержка дошкольных учреждений с целью укрепления здоровья детей;

организация медицинских осмотров работников для ранней диагностики и предотвращения профессиональных заболеваний;

профилактические и административные меры по борьбе с пьянством;

ориентация внутрихозяйственной социальной и кадровой политики на семью, состоящей из родителей с несколькими детьми, путем обеспечения приоритетности реализации их интересов и установления в коллективных договорах определенных гарантий для работников с семейными обязанностями;

создание материальных и социальных условий для жизнедеятельности и воспроизводства семьи, дающих возможность рождения и воспитания нескольких детей;

проведение систематической аттестации рабочих мест для выявления и устранения неблагоприятных для здоровья факторов.

Успешное выполнение программ социального развития села, будет стимулировать принятие трехсторонних соглашений по конкретным вопросам. Например, в Белгородской области, подобный документ на 2002-2004 гг. предусматривает не только взаимные обязанности, но и необходимое ресурсное обеспечение, а также ответственность региональной и местной администраций, работодателей, профсоюзов.

Важная социальная мера развития села — поддержка приусадебных хозяйств. Хотя их доля в валовом производстве уменьшается, абсолютные ее масштабы остаются значительными, а во многих субъектах Федерации преобладающими. Необходимы особые программы материально-технического обеспечения таких подворий, целевые субсидии, создание школ мелкого бизнеса, распространение высокопродуктивных сельскохозяйственных культур и пород животных, развитие торгово-закупочных и других обслуживающих кооперативов.

Комплексное применение и предложений сделанных по результатам проведенного анализа позволяет повысить экономическую эффективность производства на 10... 15 % и получить в масштабах отрасли дополнительно не менее 20 млрд руб. прибыли.

Принципиально важно для этого обеспечить адресность и выбор приоритетов реализации социального раздела аграрной политики, а также принять меры по ее правовой и программной поддержке с усилением ведомственной и персональной ответственности руководителей органов управления за выполнение соответствующих разделов программ. Особенно это относится к вопросам безусловного выделения и целевого использования необходимых бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.