Трибуна молодого ученого
Д. А. БАШИРОВ
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНОШЕСТВА В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
В статье ставится вопрос об изучении и выявлении особенностей формирования правовой культуры молодежи в институтах современного общества, в том числе Института библиотеки, определяет содержание и пределы этого понятия. Автор анализирует термин системы идентичности правовой культуры в современной науке, подходы к изучению отечественного библиотековедения.
Ключевые слова: правовая культура личности, правовая социализация, правовое образование, библиотеч-но-информационная среда.
Право, правовая культура являются бесспорным достижением развития человеческой мысли, неотъемлемой часть человеческой культуры.
Формирование гражданского общества в России предъявляет требования к уровню правовой культуры личности, являющейся фактором его оптимизации и становления. Государство, находящееся в состоянии перехода к нормам правового общества, испытывает потребность в гражданине, ориентированном на эффективное использование правовой культуры, на безусловное исполнение законов и творческое осуществление их.
В то же время низкий уровень правосознания подростков и юношества, разобщенность социально-культурных институтов, отвечающих за формирование правовой культуры личности, ведет к маргинализации и криминализации всего социума в целом.
Новая образовательная стратегия отечественной системы образования, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Указа президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», направлены на организацию в обществе целенаправленной системы формирования правовой культуры у подрастающего поколения, обеспечение его правового обучения и воспитания, привлечение подростков и юношества к участию в общественной жизни, воспитание гражданственности, расширение их знаний в области прав человека [1].
Эти положения определяет характер деятельности библиотеки как института, способствующего достижению нового, современного качества правового воспитания и образования подростков и юношества.
Одним из вопросов изучения и раскрытия специфики формирования правовой культуры юношества в системе институтов современного общества, в том числе и библиотечного института, является определение содержания и границ данного понятия.
Анализ теоретических исследований показывает, что в научной литературе существует многообразие определений правовой культуры, что
является результатом отсутствия единого подхода к трактовке категории «правовая культура». Так, С. А. Комаров отмечает, что существует более 250 трактовок термина «правовая культура» [2]. Для раскрытия феномена правовой культуры, специфики ее формирования важно определить ее взаимосвязь и отличие от терминов «правовая социализация», «правовое просвещение», «правовое воспитание», «правовое знание», «правовое образование», «правовая активность» и др.
Терминологический анализ понятия « правовая культура» указывает на близость его с понятиями «правовое сознание» и «правовая социализация». В определении специфики правой культуры личности мы отталкиваемся от определения Л. С. Явича, трактующего этот общественный феномен как совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующуюся на правовом сознании [3].
Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Одной из трактовок правовой культуры личности является понимание ее как «результат правовой социализации личности, которая характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер ее действий во всех жизненных ситуациях» [4].
В учебнике «Правоведение» под редакцией С. С. Маиляна и Н. И. Косяковой дается достаточно синонимичное предыдущему определение «правовой социализации»: «это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения» [5].
Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются формирование навыков и привычек правомерного поведения в форме правовой агитации, правовой пропаганды, правового воспитания, правового обучения и образования.
120 "Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (55), 2014
Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс формирования правовой культуры личности является результатом определенной целенаправленной деятельности - правового просвещения, осуществляемого социально-культурными институтами (семьей, школой, библиотечно-информационными и др. учреждениями). Правовое просвещение - это один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользования конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их [6].
Как мы уже отмечали, новая образовательная стратегия отечественной системы образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) направлена на организацию в обществе целенаправленной системы формирования правовой культуры у подрастающего поколения. Одним из ведущих вопросов формирования правовой культуры личности является развитие системы правового воспитания и образования [7]. Именно в результате воспитательного воздействия правовых знаний и ценностей формируется и правовая активность личности [8].
Именно информационно-библиотечному институту принадлежит особое значение в удовлетворении и формировании информационных потребностей личности в правовом просвещении. Это определяет направленность деятельности библиотеки как института, способствующего достижению нового, современного качества правовой культуры подростков. Сегодня изменяются функции библиотечно-информационной деятельности, модернизируются подходы к организации процесса формирования правовой культуры личности, основанного на инновационном характере проектной деятельности библиотек.
Исследования последних лет в области библиотековедения демонстрируют рост внимания к изучению проектной деятельности библиотек в области формирования правовой культуры подростков. Различные аспекты ее деятельности получили освещение в исследованиях Н. Я. Соколова, А. И. Землина, Т. В. Муслумова, С. В. Шошина, Т. М. Осодоева, С. В. Олефир, Е. Н. Ермакова, В. В. Дятлова и др.
В то же время отсутствуют работы, отражающие теоретические, организационно-методические основы проектной деятельности библиотек в помощь формированию правовой культуры юношества. Необходимо системное, концептуальное исследование, результаты которого могут быть использованы всеми видами библиотек, обслуживающих пользователей юношеского возраста.
Современная библиотека позиционируется как центр социально-культурного пространства, как место, предоставляющее пользователям широкий спектр информационных услуг и как системообразующее звено информационного пространства
общества, в том числе правового информационного пространства.
Структура информационно пространства публичной библиотеки претерпевает сегодня значительные изменения в связи с разработкой самими библиотеками электронных каталогов, баз данных, приобретением электронных изданий -гипертекстовых словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных учебников, обучающих программ, электронных журналов и др.
Многокомпонентное информационное пространство библиотеки должно не только обеспечить быстрый доступ пользователей к фактографическим материалам и библиографической информации правового характера, но и осуществлять воспитательное воздействие на личность, проявляющейся не только в овладении системой правовых знаний, но и в формировании правовой активности, выражающей уровень правовой культуры личности.
Опыт деятельности библиотек показывает, что правовое информационное пространство сегодня активно формируется на основе проблемно-ориентированных баз данных, создаваемых преимущественно публичными центрам правовой информации (ПЦПИ).
Основными принципами деятельности ПЦПИ являются общедоступность и открытость, полнота и достоверность предоставляемой пользователям правовой информации, регулярность и оперативность обновления правовых баз. Анализ деятельности отечественных ПЦПИ публичных, юноше -ских, детско-юношеских библиотек показывает, что они подчинены единой цели реализации права личности на правовую информацию посредством предоставления созданных как библиотекой, так и вне ее информационных и программных продуктов в прямом и удаленном режимах доступа.
Несмотря на активизацию деятельности библиотек в формировании правовой культуры юношества, сегодня необходима разработка межведомственных проектов на базе региональных библиотечных центров. Перспективным направлениями развития проектной деятельности библиотек по формированию правовой культуры юношества являются не только информационное, организационно-управленческое, научно-аналитическое. Одним из ведущих вопросов деятельности публичных библиотек по формированию правовой культуры юношества является развитие педагогического характера эффективных библио-течно-информационных средств и форм, направленных на формирование правовой активности личности.
Литература
1. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N° 761 // Собрание законодательства РФ. М., 2012. С. 5.
2. Комаров, С. А. Общая теория государства и права. СПб., 2009. С. 62.
3. Явич Л. С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 191.
4. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N° 761 // Собрание законодательства РФ. М., 2012. С 82.
5. Правоведение: учебник для студентов вузов неюрид. профиля / под ред. С. С. Маиляна, Н. И. Косяковой. М., 2009. С. 57.
6. Там же. С. 88.
7. Аминов, И. И. Юридическая психология: учебник для вузов. М., 2011. С. 29.
8. Кунев, А. Н. Законность и правовая культура в условиях становления правового государства автореф. дис. ... канд. пед. наук М., 2011. С. 123.
D. A. BASHIROV. SCIENTIFIC BASES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN THE LIBRARY AND INFORMATION FIELD
In the article raises the question of studying and revealing the specifics of formation of legal culture of young people in the institutions of modern society, including the library of the Institute, defined the content and limits of this notion. The author analyzes term system of legal culture identity in modern science, approaches to the study of the domestic library science.
Key words: personality legal culture, legal socialization, legal education, information and library space.
Н. Н. СЕРОВА
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОЙ РОССИИ
В статье анализируется феномен молодежной субкультуры постперестроечной России. Автор раскрывает особенности формирования идентичности российской молодежи в условиях кризиса социокультурной идентичности постсоветского общества.
Ключевые слова: субкультура, кризис идентичности, молодежь, социокультурная трансформация.
Кризис социокультурной идентичности и дискретность субкультур молодежи постперестроечной России сопровождались потерей мировоззренческих ценностей и поиском самоидентификации. Рассматривая совокупность обстоятельств, связанных с дискретностью субкультур, а также дефицит методологических подходов к концептуализации поведенческих кодов молодежи, можно сделать вывод о необходимости исследования социокультурных и институциональных основ трансформации поведения российской молодежи в постперестроечную эпоху [1].
Процессы глобализации, серия социальных реформ, получившая на Западе название «кейнсиан-ской революции» позволили развитому обществу содержать миллионы индивидов, не участвующих в процессе материального производства. Новая культура заявила о себе как культура андеграунда, наделенного огромным количеством свободного времени. Именно особая социальная, культурная и психологическая ситуация «общества потребления» создает и в настоящее время андеграунд, а не «знак» и «символ», как следует из структуралистской концепции Т. Б. Щепанской. Знаки и символы успешно продаются масс-медиа, их широко использует шоу-бизнес, но сам андеграунд продолжает существовать в оппозиции рынку и шоу-бизнесу. Новые социально-культурные ценности и движения могли создать только люди, выпавшие
из господствующих форм социальных связей -в истории примеров тому множество: от сект ранних христиан до футуристических сообществ. Трансформации социальных ценностей и эволюцию рыночного спроса быстро понял шоу-бизнес и предоставил в пользование творцов новой культуры общемировую коммуникацию. Неприятие социального мира исходило не из неудовлетворенной материальной потребности, а от осознанной неудовлетворенности потребности в осмысленном существовании. Ощущение и осознание утраты смысла жизни стало особым образом жизни, где сиюминутность и спонтанность стали наивысшей ценностью. Выражением жизненного опыта стало новое искусство, как специфическая форма самовыражения. «Контркультура» как творческая мастерская молодежи переосмысливала и трансформировала сами первоэлементы художественного творчества, проецируя новую реальность и единое культурное поле. Эстетическим каноном массовой культуры становится китч. Предельно обостряя ощущение бесчеловечной социальной реальности, культурное поле выходило за заведомо заданные рамки, «полет над гнездом кукушки», по выражению Кена Кизи. Содержание спонтанного самовыражения определялось отказом от социальных установок и стереотипов. Полем битвы и бунта стало индивидуальное сознание. Следствием этого процесса было изменение организации