Научная статья на тему 'Научные концепции и современные подходы к стратегическому регіональному планированию'

Научные концепции и современные подходы к стратегическому регіональному планированию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / РЕГИОН / REGION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC STEWARDSHIP / ПЛАН / PLAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Круговой Владимир Васильевич

В статье рассматривается дефиниция «регион», приводятся толкования различных ученых, а также авторское видение этого понятия в контексте системного подхода. Акцентируется внимание на подходе к определению понятия «регион», предусматривающий характеристику его как социальной конструкции на основе различных типологических признаков, которые положены в основу его структурирования. В статье проанализированы отечественные и зарубежные теории и практики территориального планирования, что позволило систематизировать методологические подходы, которые могут служить основой разработки стратегических планов регионов независимо от их специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC CONCEPTS AND MODERN APPROACHES TO STRATEGIC REGІONAL PLANNING

The article deals with the definition of "region", different scientific interpretations are shown, as well as the author's vision of this concept in the context of a systematic approach. The attention was focused on the approach to the definition of "region", envisaging it as a characteristic of the social structure based on various typological traits that form the basis of its structuring. The article analyzes the domestic and foreign theory and practice of spatial planning that allowed to systematize methodological approaches that could serve as a basis for the development of strategic plans for regions, regardless their nature.

Текст научной работы на тему «Научные концепции и современные подходы к стратегическому регіональному планированию»

ношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т.Литвиненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.

14. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и кон-курентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

15. Основные показатели работы нефтяной и газовой отраслей топливно-энергетического комплекса России за январь-декабрь 2014 года // Нефтяное хозяйство. - 2015. - № 2. - С. 6-10/

16. Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www. rosneft.ru]

17. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / В.В. Поляков. - 5-е изд. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

18. Роснефть. [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: [www.rosneft.ru/about/]

19. Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: Материалы Третьей международной инновационной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. - 461 с.

20. Финансовые показатели «Роснефть». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www. rosneft.rU/attach/0/02/90/MDA_RUS_1Q_2014.pdf]

21. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

22. Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. - М.: Издательский центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.

ANALYSIS OF THE WORLD TRADING STRATEGY LEADING OIL COMPANIES AND THEIR

DEVELOPMENT PROSPECTS

© 2015

I.A. Krivorotko, associate professor of the chair «World Economy»

Crimean Federal University named after VI Vernadsky, Simferopol (Russia)

Abstract. The value of trading strategy, both in the world market and in the domestic high enough. Thanks to the proper organization of the company or organization to survive the competition in the long term. The dynamic development of the environment led to the emergence of new requests and changes to the consumer, hence the requirement for business, the development of information networks, the improvement of technology, strengthening the role of the human factor, and other reasons have led to an increase in value of the correct formation and development of business strategy.

In modern conditions, the oil companies are a driving force for global economic growth and development of the global energy industry, including alternative, the guarantor of the state budget revenues considerable resources, life support of all sectors of the national economy, as well as economic, political and social stability in society. The peculiarity of the oil refining industry is to produce for the world community, and any mistake is costly by the companies and may lead to negative economic, political and social processes, and also pose a threat to environmental safety.

Strategy of development in the petroleum sector are focused on during a period of 10 to 15 years, due to the long-term orientation of investment projects of oil and gas companies. In the end, the main objective of any strategic planning to achieve certain financial results as well as it's strategic goals of the company are the most telling indication of any strategy, they are the main subject of this study.

Keywords: trading strategy, the oil companies, the global market, factory, financial, corporation, results, profits, investment, development, efficiency, financing.

УДК 338.24.01

НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

© 2015

В.В. Круговой, аспирант

Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономического развития и торговли Украины, Киев (Украина)

Аннотация. В статье рассматривается дефиниция «регион», приводятся толкования различных ученых, а также авторское видение этого понятия в контексте системного подхода. Акцентируется внимание на подходе к определению понятия «регион», предусматривающий характеристику его как социальной конструкции на основе различных типологических признаков, которые положены в основу его структурирования. В статье проанализированы отечественные и зарубежные теории и практики территориального планирования, что позволило систематизировать методологические подходы, которые могут служить основой разработки стратегических планов регионов независимо от их специфики.

Ключевые слова: стратегическое планирование, регион, стратегическое управление, план.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь

с важными научными и практическими задачами. Практическое воплощение стратегии социально-экономического развития региона предусматривает создание механизма ее реализации. В связи с этим важно определиться с научными основами его создания, уточнить место стратегического планирования в новой системе управления регионами, разработать методические рекомендации по формированию программ социально-экономического развития регионов и организации регионального социально-экономического мониторинга.

Существующая ситуация ставит вопрос о создании целостных научных основ стратегического социально-экономического развития регионов: как системы теоретических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи организации стратегического регионального планирования, порядок формирования стратегических ориентиров и целей регионально-

го развития, механизмы их реализации.

Актуальность и значимость стратегического планирования социально-экономического развития регионов Украины не исчерпывается объяснением особенностей функционирования в новых условиях социально-экономического развития. Свою роль в повышении значимости этого процесса внесло и изменение региональной парадигмы, состоявшейся на рубеже ХХ-го и ХХ1-го столетия, переход от плановой системы управления к рыночной. Таким образом, существует много причин повышения значимости регионального развития в Украине, результатом возникновения которых стало формирование нового комплексного направления научных исследований, изучающих различные аспекты пространственного развития и объединяющие дисциплины экономического, политического, социологического, географического, политологического, а также психологического направления. В связи с этим, большое значение

имеет не только введение в научный оборот новых научных концепций, но и новое осмысление уже существующих, традиционных. Поскольку признание значимости региональных факторов в новых условиях развития Украины, не всегда гарантирует их понимание, методическое и научное освоение.

Анализ последних исследований и публикаций. Несмотря на многоаспектность и сложность современных условий развития регионов, отечественная практика имеет возможность опереться на собственные научные и западные теоретические концепции. Изучению и обобщению проблем стратегического планирования регионов и разработке стратегии их комплексного развития посвящены фундаментальные исследования украинских ученых, среди которых такие, как: А. Алимов, В. Беседин, С. Белая, И. Валюшка, С. Варналий, В. Геец, С. Герасимчук, В. Гришко, О. Емельянов, М. Долишний, В. Кравченко, И. Леонидов, А. Музыченко, А. Невелев,

A. Павлюк, Б. Панасюк, И. Пивоварчук, В. Поповкин,

B. Пила, Н. Склярук, Д. Стеченко, В. Удовиченко, Н. Фащевский, Л. Чернюк, М. Чумаченко, А. Шевченко и другие.

Изучению вопросов, связанных с развитием регионов и внедрением стратегического планирования на региональном уровне, уделяли внимание такие зарубежные ученые, как Р. Акофф, И. Ансофф, Е. Дж. Блекли, Ф. Брайсон, В. Бриан, Я. Варда, А. Гапненко, Г. Гордон, П. Друкер, В. Кинг, Д. Клиланд, Дж. Б. Куин, Г. Минцберг, Дж. Стейнер и другие.

Современным проблемам стратегического управления посвящены работы таких известных ученых, как Л. Абалкин, И. Ансофф, К. Боумен, А. Виханский, А. Гапоненко, А. Панкрухин, Г. Гольдштейн, Д. Львив, Г. Минцберг, Дж. Пирс, А. Дж. Стрикленд, А. Томпсон, К. Хаттен, Д. Шендел, Дж. Хиггенс и многие другие. Анализируя последние исследования и публикации, освещающие пути решения этой проблемы, можно сказать, что работы В. Бакуменко, Г. Дробенко, А. Крайника, Ю. Шарова посвящены общетеоретическому обоснованию путей внедрения стратегического управления региональным развитием.

Однако, несмотря на значительные результаты научных исследований, все еще недостаточно изученными остаются некоторые вопросы, связанные со стратегическим планированием экономического развития на региональном уровне. Так, до сих пор не разработано стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития региона, в исследованиях практически не рассматриваются методы и инструменты управления реализацией стратегических планов. Высокий уровень неопределенности стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов в кризисный и посткризисный периоды обуславливает актуальность данной статьи.

Целью статьи является анализ дефиниции «регион» и обобщение научных концепций и современных подходов к определению сути стратегического регионального планирования, а также представление авторского видения этих категорий, предусматривающего его характеристику, как социальной конструкции на основе различных типологических признаков, а также анализ теорий территориального планирования, которые смогут служить основой разработки стратегических планов регионов.

Изложение основного материала исследования. Пространственные различия в обеспеченности ресурсами и уровне экономического развития, качества жизни населения характерны практически для всех государств. Не исключением является и Украина, которая имеет значительные социально-экономические диспропорции в территориальном плане. Данные различия отражаются, прежде всего, через показатели валового регионального продукта (ВРП) и ВРП на душу населения, уровнями безработицы и доходов населения. 32

Объективный характер территориальных различий, необходимость воздействия на них с целью достижения общественно значимых целей достаточно давно изучается экономистами. Одним из инструментов такого влияния все больше называют стратегическое планирование развития регионов.

Многогранность и разноаспектность категории «регион» усложняет поиск и разработку оптимальных подходов к его развитию, а следовательно и формирования стратегических планов этого развития. Надо отметить, что на сегодняшний день в науке отсутствует общепринятое определение понятия «регион» и существует ряд подходов для его определения.

Справочные и энциклопедические издания, как правило, дают общее определение понятия «регион» и предлагают его определять как некую территориальную единицу (район, область, зона), что отличается от других таких же единиц специфическими чертами (географическими, геологическими, этнографическими, экономическими и т. д.) [1].

Наиболее распространенным подходом трактовка региона является объяснение этой категории, как народнохозяйственного комплекса страны, отличающегося природными условиями и хозяйственной специализации или как административно-территориальной единицы деления страны [2]. Ф. Кожурин утверждает, что под регионом следует понимать определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурс-ной специализацией [3, с. 517]. Заслуживает внимания точка зрения известного специалиста по региональной экономике М.М. Некрасова, который характеризует регион, как большую часть территории страны с относительно однородными природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с имеющейся и перспективной социальной инфраструктурой [4]. Основной критерий выделения региона - общность народнохозяйственных задач - основан на совокупности природных богатств, используемых или которые будут использоваться, исторической структуре хозяйственной деятельности, ситуации или плановой структуры экономического развития. Разделяя подобные взгляды, А. Гранберг определяет регион как территорию, что отличается от других территорий по ряду признаков и характеризуется определенной целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов

[5]. Аналогичную точку зрения разделяет Е. Коваленко

[6]. То есть, в основе приведенных определений заложен экономический признак, при этом территориальные признаки и связь с административно-территориальным устройством фактически отсутствуют, что делает понятие «регион» неполной категорией.

Шире является его трактовка как территориально-целостной части страны, которая отличается своеобразием природной среды, что приводит к типу и структуру экономики, которая характеризуется своеобразным соотношением различных отраслей хозяйства, разнообразными связями между ними, законченным циклом воспроизводства, общими чертами исторического развития, производственными навыками, социально-культурными традициями населения, функциональными особенностями, выделенной по совокупности этих признаков в административную единицу и представляет собой подсистему социально-экономического комплекса страны [7]. По мнению Шилова, регион - социально-экономическое организованное пространство с конкретной природно-географической территорией, присущим соответствующим типом производства, специфическими историко-культурными и демографическими особенностями, административно-политической территорией, размещенной в соответствующих границах региона, где действует единая нормативно-правовая база [8, с. 5].

Таким образом, в экономической науке можно вы-

делить два подхода к этому понятию: регион как экономическая система и регион как социально-экономическая система. Его связывают с новым направлением экономической науки - региональной экономикой, где под регионом понимают «большую территорию страны с однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов и материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры» [9 , с. 8].

В последнее время интерес к регионалистике прослеживается и в политологии теории государственного управления. Территориальная система или комплекс, имеют ограниченные ресурсы, структуру производства, определенные связи с внешней средой, определяет регион В. Долятовський и И. Школа [10]. В этом контексте А. Коломиец указывает на то, что в Украине, как и в других странах с переходной экономикой, целостность региона как система являются идеальным состоянием, которого необходимо достичь. На основе этого утверждения он определяет регион как социально-экономическую систему, предполагая принципиальную возможность и необходимость системообразующего управленческого воздействия [11]. При определении понятия «регион» В. Керецман исходит из того, что это совокупность частей социального, природно-ресурсно-го и др. потенциалов государства, они совпадают пространственно и в отношении этой совокупности могут и должны осуществляться определенные регулятивные действия со стороны государства, местных органов власти и других субъектов [12, с. 10].

А. Береза особое внимание уделяет выделению пяти основных функций региона: институциональная, экономическая, социальная, экологическая и этнопсихологическая [13].

Следует отметить точку зрения А. Михайличенко, который определил регион сложной, многокомпонентной, динамичной, многомерной, функциональной, комплексной системой под названием «район-область» с разноуровневыми горизонтальными и вертикальными связями, внешними и внутренними воздействиями на систему, отражает единство производственной и непроизводственной сфер, территориальное единство, разнообразие объектов управления различных форм собственности и региональный уровень в структуре власти государства [14].

П. Билык утверждает, что в основу характеристики сущности региона, является не искусственно созданной территориальной единицей, а естественно постоянной категорией, должно полагаться понимание категории «интерес», значение этой категории для выделения специфического объекта управления - региона, а также характеристика носителя местных интересов - местного коллектива (территориальной общины) [1, с. 5-7].

В основе сравнительного анализа различных научных подходов можно сделать вывод, что основания для применения данного понятия в определенном смысле, признаки «региона» зависят от предмета определенного научного направления.

За последние годы произошла акцентная трансформация в понимании термина «регион», которая четко определила, что данный термин не является синонимом понятия «периферия», которое исчезает из активного терминологического обихода. Понятие термина «регион» все реже означает территорию, удаленную от центра, или территорию, противопоставленную центра или центральный регион. Его рассматривают как «фактор глобального развития», «потенциал для сохранения традиционного образа жизни», «новую административную единицу в свете субсидиарности», «элемент развития для образования самостоятельного регионального развития», «многогранный принцип, который может быть наполнен какими-то атрибутами» [16]. Современная региональная политика Совета Европы раскрыла новое

видение региона в контексте европейского масштаба. Теперь это не только структурная единица национальной системы территориального устройства, но и транснациональная территория, которая выходит за пределы одного государства («Еврорегион», «приграничный регион»).

Определено «регион» Ассамблеей Европейских регионов как территориальное объединение под непосредственной юрисдикцией суверенного государства с системой самоуправления, имеет свою конституцию или иной закон, который является составной законодательства государства и определяет организацию и полномочия региона [17].

Несмотря на то, что иногда непонятно, какая именно территория в европейских странах определяется как регион, концептуально это главное промежуточное образование между центральными и местными органами власти. Одним из важных аспектов современных реформ регионального уровня управления в Европе есть тенденция усиления статуса, полномочий и ресурсов региональных органов власти в унитарных государствах. Соответственно, исследование области как территориального образования регионального уровня в Украине призваны осуществляться на основе их функционального критерия с целью поиска оптимальной модели его организации и функционирования, надлежащего удовлетворения потребностей населения.

При этом следует исходить из определения региона в широком смысле как некой однородной территории, составляющей части страны (подсистемы) с внутренними (экономическими, экологическими, социальными, др.) и внешними связями, механизмом воспроизводства, производственно-хозяйственными и историко-культурными традициями. Важнейшая черта региона - целостность, ведь он составляет единство природной, материальной (созданного человеком) и социальной среды. Основы рационального развития данной территории составляет территориальная (пространственная) структурированная и сбалансированная целостная система. Другая существенная характеристика региона - динамизм, ведь регион может менять свою структуру, территорию, политические условия, основные виды хозяйственной деятельности населения и тому подобное. Учитывая внутренний и внешний уровни функционирования, направления и темпы развития регионов напрямую зависят от учета различного рода факторов.

Исследователи выделяют регионы первичного и вторичного территориального деления (проблемные регионы), необходимость закрепления режима функционирования региональной системы, которая обеспечила бы положительную динамику параметров уровня и качества жизни населения, государственной поддержки и т.д. [12].

В законодательстве Украины регионы отождествляются с административно-территориальными единицами высшего уровня (области, город Киев). По ст.132 Конституции Украины одной из основ, на которых основывается территориальное устройство Украины, является сбалансированность социально-экономического развития регионов. Однако какой смысл вложен в понятие регион, не конкретизируется. Единственным законом в этой сфере является Закон Украины от 08.09.2005 № 2850-^ «О стимулировании развития регионов», который определяет правовые, экономические и организационные основы реализации государственной региональной политики по стимулированию развития регионов и преодоления депрессивности территорий. Здесь частями региона определяются район, город областного значения или несколько районов города областного значения. То есть, в Украине остается открытым вопрос нормативного определения понятия «регион», соотношение понятий «регион», «область», «административно-территориальная единица», исследование системы и функций государственного регулирования развития регионов,

межрегиональных отношений и обеспечения устойчивого, сбалансированного развития регионов.

Для нашего исследования предлагаем рассматривать «регион», как самостоятельное территориальное образование субнационального уровня с учетом исторических, социально-экономических, политических и культурных особенностей, что представляет собой сложную, целостную и динамичную систему, государственное управление которой заключается в реализации общих интересов всех территориальных единиц данного образования с целью обеспечения его устойчивого развития и развития государства в целом.

Именно региональное стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, которые необходимы для достижения целей такого территориального образования. Современное стратегическое планирование является инструментом управления, который помогает руководству принимать базовые решения. Мировой опыт свидетельствует, что стратегическое планирование в том или ином варианте, - обязательный элемент выхода страны из экономического кризиса. Из сущности стратегического управления развитием региона формируется его содержание и можно обозначить основные этапы управления, которые в свою очередь различаются по целям, задачам, видам обеспечения:

- стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок регионального развития на перспективу;

- обоснование стратегического выбора региона, стратегических целей развития отраслей и сфер его жизнедеятельности;

- создание и обеспечение эффективного механизма управления реализацией стратегических целей регионального развития.

Стратегическое планирование является частью стратегического управления, ориентированного на достижение желаемого состояния территорий в долгосрочной перспективе. При стратегическом управлении оперативные решения принимаются с учетом выбранной стратегии развития территории. Основой планирования является ориентация на перспективное состояние территории, эффективное использование имеющегося потенциала, усиление положительных тенденций и предпосылок, концентрация условий на приоритетные направления деятельности.

Определение стратегических целей является важным элементом восстановления планового начала в региональном развитии. Большинство украинских ученых указывают на актуальность данной проблемы, отмечая как негативный момент слабое научно-методическое обеспечение данного процесса.

Основные идеи стратегического планирования с самого начала были разработаны и рекомендованы к применению в крупных международных компаниях, а затем уже перенесены на уровень общественных организаций и органов управления регионами. Аналогия, которая позволяет рассматривать территорию (регион, город), как некое предприятие, которое обслуживает клиентов - население, бизнес, посетителей - и конкурирующий с другими территориями, стала исходным пунктом в трансформации многих технологий управления из бизнеса в общественную сферу.

Рядом с «производственным» стратегическим планированием возникло «территориальное» стратегическое планирование на уровне муниципальных образований, регионов, стран и их объединений. Подход к осмыслению общей роли и места методов стратегического управления и планирования неоднократно менялся, пройдя в своем развитии несколько этапов.

Сам термин «стратегическое управление» был введен в оборот для того, чтобы выяснить различия между текущим управлением на уровне отдельных производственных задач и управлением, ориентированным на вы-

явление и использование долгосрочных возможностей развития. В качестве главной идеи, которая обусловила переход от оперативного управления к стратегическому, была выбрана идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внешнюю среду, чтобы вовремя и соответствующим образом реагировать на происходящие изменения [18]. Верное определение стратегического управления можно предоставить только поняв, чем этот процесс отличается от существующего длительное время долгосрочного планирования.

Главное различие долгосрочного стратегического планирования заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций. В системе стратегического планирования - наоборот, такое предположение отсутствует.

Стратегическое управление и планирование представляет собой определенный набор правил и действий, позволяющих организации разработать и достичь главной цели хозяйственного развития. Таким образом, основу для планирования составляет не столько прошлое организации, сколько ее будущее.

Стратегическое управление развитием региона - это управление, которое ориентирует деятельность территориальной системы на целевые запросы, гибко реагирует на изменения внешней среды и внедряет меры, которые позволяют достичь конкурентных преимуществ, которые в совокупности дает возможность обеспечить устойчивое развитие системы в долгосрочной перспективе [18].

Согласно вышесказанному можем определить различия в стратегическом и традиционном подходах по региональному развитию по ряду параметров (табл. 1.1).

Таблица 1 - Сравнение стратегического и традиционного подходов к управлению развитием регионом

Параметры сравнения Стратегический подход Традиционный подход

Приоритеты целей органов местной власти и самоуправления Долгосрочные стратегические цели, реализация которых будет способствовать устойчивому местному развитию, эффективному использованию ресурсов, решению проблем и повышению уровня жизни граждан Краткосрочные цели, ориентированные на «латание дыр» в экономической и социальной сферах города

Ориентация по использованию ресурсной базы Ориентация на прирост. Использование местных и внешних ресурсов таким образом, чтобы не повредило реализации долгосрочных целей развития региона Ориентация на распределение. Использование имеющихся ресурсов с целью улаживания назревших проблем

Использование ресурсов Плановое. Ресурсы для реализации стратегических задач привлекаются из источников и используются в порядке, определенном в Стратегии развития региона Мобилизационной. Используются ресурсы, которые свободны на момент возникновения необходимости в них или те, которые могут быть срочно переориентированы с других направлений.

Стиль принятия решений Согласованное между всеми заинтересованными сторонами планирование решений Распределительное принятия ответственности лицами ситуативных решений

Структура органов местной власти и самоуправления Программно-функциональная, ориентированная на реализацию конкретных социально-экономических, культурных, экологических и других программ Ведомственно функциональная, ориентированная на обслуживание приоритетных отраслей экономики и социальной сферы региона

Источник - [19]

В мировой практике понимание стратегии сводится к трем основным подходам:

- стратегия как абстрактная норма деятельности, абстрагированная по содержанию, но которая обращена к процессам достижения целей;

- отождествление стратегии и стратегического плана действий. Возможно смещение акцента на программном компоненте (план действий) и стратегия может стать мозаикой слабосвязанных действий в разных направлениях;

- стратегия как процесс. Стратегическое планирование понимается как процесс, направленный на разработку и внедрение стратегии развития среды, в которой существует организация, община, страна, также приспособления к этим изменениям. Стратегическое планирование характеризует не только основной путь развития системы, но и позволяет модифицировать его или, если нужно, корректировать направление, учитывая изменения среды.

Итак, стратегия - это не только определения цели и средств ее достижения, но и инструкция для принятия решений по корректировке задач и целей при изменении условий существования организации. Стратегия разрабатывается на будущее, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических мероприятиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени людей, которые необходимы для создания стратегии, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Именно поэтому стратегию определяют в достаточно общих выражениях [18].

Стратегический план социально-экономического развития региона - это индикативный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать сообща. Он касается не только администрации, но и всех субъектов процесса регионального развития, в частности экономических агентов и участников политического процесса [20-27]. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению существующих проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относят: идентификация сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром, прежде всего на создание лучших условий жизни населения; определение идеи и принципов, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, на будущее развитие территории.

Ученые выделяют два специфических признака стратегического планирования: конкурентоспособность и диалог, в качестве главных характеристик содержания (предмета) стратегического плана и процесса стратегического планирования. Трудности использования методов стратегического планирования во многом связаны с конфликтом между новыми идеями и подходами в области управления и доминированием в органах власти административно-иерархического подхода к планированию и управлению территориями [28-31]. Освоение и внедрение методов территориального стратегического планирования предусматривает модернизацию существующих взаимосвязей между регионами и их составными частями - районами, городами, когда повышается собственная активность муниципальных образований, а органы государственной власти переходят от директивных к рамочным методам управления.

С приходом рынка и конкуренции в Украине важную роль стали играть новые факторы, которые задают конкурентные преимущества территории как места для жизни, ведения бизнеса, временного пребывания: наличие эффективного производства и возможности трудоустроиться; выгодность географического положения; благоприятность природных условий; соответствие стоимости и качества жизни; инвестиционный климат и т. д. Фактически возникла такая ситуация, когда территории конкурируют друг с другом: за привлечение инве-

стиционных средств; за возможность предоставить свою инфраструктуру для международных и межрегиональных пользователей; за привлечение квалифицированной рабочей силы и др. При этом территории оказываются в принципиально новой, динамичной политической, культурной, социальной и экономической ситуации, особенности которой определяются мировыми глобальными процессами, изменениями на уровне страны и региона. Все это требует серьезной модернизации управления, к тому же модернизация как самого подхода к управлению развитием территории, так и новых технологий и организационных форматов такого управления.

Базовая идея стратегического планирования заключается в том, что ответственность за будущее территории возлагается на тех, кто проживает на данной территории. Местная община, которая включает в себя представительную и исполнительную власть, местный бизнес, общественные организации, население является коллективным стратегическим субъектом.

Таким образом, проведенное исследование показало, что региональное стратегическое планирование на сегодня является необходимым условием повышения эффективности государственного развития региона. Несмотря на проблематичность целого ряда вопросов, связанных с теорией и практикой стратегического регионального управления и планирования, за пределами научного рассмотрения остается еще много проблем, решение которых будет способствовать устойчивому развитию региона, а также повышению уровня и качества жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Великий тлумачний словник сучасно! украшсько! мови. - К., 2003.

2. Регюни Укра!ни : проблеми та прюритети сощально-економiчного розвитку [Монографiя]/ за ред. Варналiя З.С. - Ки!в : Нац. ш.-т стратегiчних дослiджень, 2005. - 497 с.

3. Кожурин Ф.Д. Совершенствование регионального управления / Ф. Д. Кожурин. - М., 1990., с. 517.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Некрасов Н. Н. Региональная экономика / Н. Н. Некрасов. - М.: Экономика, 1978. - 382 с.

5. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики [Учеб. для вузов] / А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.

6. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / Е. Коваленко [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп.

- СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

7. Семенов В.М. 1сторичний репон як категорiя науки державне управлшня // Державне будiвництво. -2007. - № 1.

8. Шилов В. Три похода к понятию "регион" // Регион.

- 1997. - № 4. - С. 5.

9. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман. - М., 2001.

10. Долятовский В. А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов / В. А. Долятовский // Регионология. - 1994. - № 2-3.

11. Коломieць О. В. Формування системи стратепчного управлшня репоном в УкраМ: автореф. дис. ... канд. наук з держ. упр. / О. В. Коломieць. - Д., 2004. - 21 с.

12. Керецман В.Ю. Державне регулювання розвитку репошв в Украшг теорiя i практика: Автореф. дис. ... д-ра наук з держ. упр. - К., 2005., с. 10

13. Береза А. В. Репональна политика як чинник сустльно! стаб№носп: Свропейський досвщ i Укра!на: автореф. дис. ... канд. поли\ наук / А. В. Береза. - К., 2007. - 21 с

14. Михайличенко А. О. Соцiально-економiчний роз-виток репону та його ресурсне забезпечення (на матерiалах Чершпвсько! областГ): автореф. дис. ... канд. екон. наук / А. О. Михайличенко. - К., 2006.

- 22 с.

15. Коротич О.Б. Державне управлшня регюнальним

розвитком Укра1ни [Монограф.] / О. Б. Коротич. -Х., 2006. - С. 46.

16. Полiщук Л.С. Комунггарна репональна економiчна полiтика в Свропейському Союзi:Автореф. дис. ... канд. економ. наук. - К., 2001

17. Репональна политика в крашах £вропи. Досввд для Украни. - К., 2000.

18. Тщенко А.П. Стратепчне планування розвит-ку репону : основнi поняття, вимоги та алгоритм здшснення [Електронний ресурс].// А.П. Тщенко -Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_ Gum/Venu/2010_2/35.pdf ]

19. Розробка та реалiзацiя Стратеги розвитку територiальних громад : вiтчизняний досвiд / Кив. Центр 1нституту Схiд-Захiд; За ред. С.Максименка та ш.. - К.: «Дата Банк Укра1на», 2003. - 272 с.

20. Козак Е.Б. Продовольственная безопасность Украины и ее регионов в условиях глобализации и международной интеграции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 30-33.

21. Голуб Т.И. Направления усовершенствования государственного протекционизма аграрного сектора экономики Украины // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 84-86.

22. Денисов Е.Ю. Использование механизмов государственно-частного партнерства при управлении экономикой региона // Вестник НГИЭИ. 2013. № 9 (28). С. 23-34.

23. Чирва О.Г. Организационно-экономическая роль механизма повышения конкурентоспособности пи-

щевых предприятий в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 121-123.

24. Тетерин Ю.Н. Регулирование аграрных рынков региона // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 100-111.

25. Ищенко А.В. Мониторинг показателей устойчивого развития Украины в условиях глобализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 39-42.

26. Хайбулаева Е.О. Анализ инновационной и научно-технической политики Украины в условиях перехода к постиндустриальной экономике // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 104-107.

27. Козак Е.Б. Формирование, структура и развитие продовольственных рынков в регионах Украины // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 94-97.

28. Боргардт Е.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 55-61.

29. Бугаенко С.А., Проник О.И. Стратегическое управление в агропродовольственной сфере // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4 (19). С. 10-13.

30. Курилова А.А. О стратегических подходах к процессу управления расходами на предприятии // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 57-62.

31. Великая Е.Г., Чурко В.В. Стратегический потенциал и рентабельность организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 7-9.

SCIENTIFIC CONCEPTS AND MODERN APPROACHES TO STRATEGIC REGIONAL PLANNING

© 2015

V.V. Krugovoy, graduate student

Economic Research Institute of the Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine, Kiev (Ukraine)

Abstract. The article deals with the definition of «region», different scientific interpretations are shown, as well as the author's vision of this concept in the context of a systematic approach. The attention was focused on the approach to the definition of «region», envisaging it as a characteristic of the social structure based on various typological traits that form the basis of its structuring. The article analyzes the domestic and foreign theory and practice of spatial planning that allowed to systematize methodological approaches that could serve as a basis for the development of strategic plans for regions, regardless their nature.

Keywords: strategic planning, the region, strategic stewardship, plan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.